Научная статья на тему 'О гуманизме эпохи Возрождения'

О гуманизме эпохи Возрождения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13311
1278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ГУМАНИЗМ / ВИДЫ ГУМАНИЗМА / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / РЕНЕССАНСНЫЙ ГУМАНИЗМ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дараган Н.Д.

Гуманистические концепции создавались в разные времена во многих странах мира. Понятие гуманизма в определенных исторических ситуациях наполнялось конкретным содержанием. Исторический подход к гуманизму позволяет выделить различные виды гуманизма. Автор данной статьи останавливается на рассмотрении особенностей гуманизма эпохи Возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О гуманизме эпохи Возрождения»

ципиально уходит от проблемы, скепсиса и раздвоенности, находя любые, пусть даже «не очень похожие на правду» объяснения, чтобы поскорее «снять» (в худшем смысле) проблему. Научное само ищет теоретическую проблему, регулярно возобновляя скепсис ради короткого мига удовлетворения решением. Это две тактические направленности одного и того же сознания, либо теоретическое - это атрибут обыденного сознания, которое является субстанциальным. Главное достоинство обыденного сознания - абсолютное стремление к устойчивости, субстанциальности, преодоление всякой двойственности, рефлективности, скепсиса. То, что считается полезным для науки (сомнение, рефлексия), обыденное сознание всеми средствами пытается свести к устойчивости. Если воспользоваться кантовским выражением, можно сказать, что обыденное сознание сглаживает все возможные теоретические затруднения по принципу «als ob-как если бы» это было так. Как в «Критике способности суждения» И. Канта неважно, есть цели в природе или на самом деле их нет. Достаточно того, что мы относимся к природе так, «как если бы» они были. И тогда уже неважно, есть ли смысл жизни, природы или любой другой формации духа, достаточно того, что мы относимся к жизни так, как будто они есть. Человек живет в соответствии с этими постулатами, не подвергая их сколько-нибудь методичному и устойчивому сомнению. Сам вопрос о бытии бога, свободе и пр. может стать трансцендентен обыденному сознанию, если оно относится к жизни так, «как если бы» абсолютное существовало.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Люббе Г. Наука и религия после просвещения: об утрате культурной значимости научных представлений о мире. М., 2003. С. 25. Подробнее:"Die Wissenschaften und die Zukunft unserer Kultur", in: Hermann LBbbe: Fortschrittsreaktionen. bber konservative und destruktive Modernity. Graz, Wien, Kqln 1987. PP. 137-175; bes. pp. 169 ff.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 656 с.; Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.; Краткая философская энциклопедия. М.: Энциклопедия, 1994. 576 с.; Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000-2001.

3. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000-2001.

4. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. С. 159.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. Мн., 1998. С. 237.

6. Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А.И. Ракитова. 2-е изд., переработ. и доп. М.: Политиздат, 1990. С. 103.

7. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития. М.: ИП РАН, 2005. 386 с. Панкратов А.В. Практическое и обыденное мышление: полиопосредованность, субъективность и стратегичность: Дисс. на соискание учен. степени канд. псих. наук. Ярославль, 2003. 172 с.; Корнилов Ю.К. Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний. Ярославль, 1997; Карпов А.В., Корнилов Ю.К. Субъект и объект практического мышления. Ярославль, 2000.

8. Райл Г. Обыденный язык: Пер. И.В. Борисовой. Ryle G. Ordinary Language // Philosophy and Ordinary Language, Urbana, 1960. РР. 108-127.

Н.Д. Дараган О ГУМАНИЗМЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гуманистические концепции создавались в разные времена во многих странах мира. Однако понятие гуманизма в определённых исторических ситуациях наполнялось конкретным содержанием, вытекающим из существующих социокультурных условий. Поэтому гуманизм как духовное образование - это исторически обусловленная система идей.

Виды гуманизма как явления культуры исторически изменялись. В философской литературе существует многообразие подходов в выделении его вариантов. Исторический подход к гуманизму позволяет выделить такие его виды: латинский, христианский, эпохи Возрождения, немецких гуманистов XVIII века, К. Маркса и экзистенциализм. Они различаются по цели, средствам и путям достижения. Но общим для всех является то, что все они провозглашают человечность чело-

Раздел I. Философия

века и его отношений к самому себе и к другим людям.

Как свидетельствует история, культура, получившая название гуманизма, возникла в Италии в середине XIV века. Ренессансный гуманизм выступает как профессиональная область деятельности, которая заключалась в занятиях и преподавании поэзии, грамматики, риторики, истории, моральной философии и как специфическое мировоззрение, провозглашающее ценность человеческой личности, культивирующее мотивы человечности, человеколюбия, отзывчивости, направленности человеческой деятельности на благо других людей.

Гуманисты Возрождения, опираясь на античное духовное наследие, разработали программу создания новой культуры, отличной от церковно-схоластической культуры средних веков. Переосмысление её роли было вызвано, прежде всего, задачами, выдвинутыми эпохой первоначального накопления капитала, порождавшей потребность в расширении границ научного знания и в новом осмыслении места человека в мире. Возникновение гуманизма Ренессанса, таким образом, обусловлено ходом социального и культурного развития Европы.

К крупнейшим представителям итальянской гуманистической мысли XIV века относят Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккачо. К выдающимся гуманистам XV века принадлежат Лоренцо Валла, Козимо Раймонди, Поджо Браччолини. На переломе XV - XVI столетий гуманистическое мышление захватывает и заальпийские страны - от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от стран Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии. Представители "заальпийского" гуманизма - Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, Томас Мор и др.

Гуманисты XIV - XV веков не были философами-профессионалами, поскольку они не преподавали на кафедрах теологии и философии университетов, монастырских школах, не принадлежали к монашеским орденам. Первоначально гуманисты создавали свои кружки в городах-коммунах, на виллах и при дворах богатых патрициев. Они являлись политическими деятелями городских коммун, дипломатами, поэтами, публицистами, педагогами. У них не было званий магистров и докторов искусств и теологии. И лишь с начала XVI в. в итальянских и заальпийских университетах начинается их преподавательская деятельность. Поэтика, риторика, моральная философия становятся такими же значимыми дисциплинами как право и медицина. Гуманисты получают широкое общественное признание, некоторые из них находятся на государственной службе, к их советам прислушиваются правители, их сочинения пользуются популярностью. К заслугам гуманистов можно отнести - открытие забытых текстов древнегреческих и римских философов, их переводы, написание комментариев к уже известным и найденным трактатам.

Центральная идея гуманистического мировоззрения Ренессанса - признание ценности человека, его прав, интересов, творческих способностей. Рассматривая человека в его земном предназначении, мыслители исходят из того, что счастье - цель человеческого бытия. Вместе с тем, они не отвергают ни сотворение человека Богом, ни бессмертия души. Как представляется, гуманистическую мысль характеризуемой эпохи можно разделить на гуманизм принципов и гуманизм идеалов.

Гуманисты принципов провозглашают идеи справедливости, свободы, равенства людей, патриотизма, общественного долга, активной жизненной позиции. Под свободой многие понимают последовательное осуществление демократических начал в политической жизни, ставящих преграду тирании. Она, по их убеждению, реализуется в труде и социальной активности. Равенство гуманисты трактуют как равенство всех полноправных граждан перед законом и одинаковые возможности их участия в управлении государством. В их сочинениях отмечается, что высшее благо для человека - это земное счастье, когда он получает наслаждение от таких благ как хозяйственное процветание и богатство, которое должно приносить пользу всему обществу, а также семейное благополучие и успехи в государственной деятельности. Справедливость, по их мнению, есть неотъемлемое качество человеческой природы. Она рассматривается как закон воздаяния каждому по его заслугам, как прочная основа поддержания мира и его процветания.

Принцип гармонии личности и общества определяет решение проблемы социального идеала. Причем здесь нет единообразия.

Леон Баттист Альберти верит в возможность совершенствования общества путём морального воспитания всех его членов. От Эразма Роттердамского идёт традиция понимать христианство

как систему ценностей, осуществляемую в повседневной жизни. Попыткой ответа гуманистов на противоречия эпохи зарождения в экономике капиталистических элементов была политическая философия гуманизма Жана Бодена и Никколо Макиавелли, предлагавшая планы политических реформ, а также идеалы общественного устройства Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Названных мыслителей объединяет вера в могущество человека и его разума.

Н. Макиавелли в книге "Государь" пишет, что политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет следующий критерий оценки: польза и успех достижения поставленных целей. Хорошим он объявляет всё, что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью насилия, обмана, хитрости и коварства. "Государственный интерес" трактуется им как интерес народный, общенациональный. В условиях раздиравших Францию усобиц и религиозных войн Ж. Боден в сочинении "О государстве" отстаивает идею утверждения абсолютной национальной монархии.

Томас Мор в работе "Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия" предлагает свой идеал социального устройства, которое должно, по мысли гуманиста, вести к восстановлению истинной человеческой природы. Идеальное государство Т. Мора основано на общности имущества, всеобщем и обязательном участии всех граждан в производительном труде, ликвидации привилегированных слоёв и групп, на справедливом и равном распределении общественного богатства. В отличие от Т. Мора, Т. Кампанелла был убеждён в возможности реального установления своего идеала общественного устройства, который представлен им в произведении "Город Солнца".

Проведённый анализ гуманизма эпохи Возрождения позволяет говорить о наличии в нём отдельных направлений.

В.И. Жданова

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Всякая религия, как связь человека с Богом, включает в себя определённую мораль, - регулятивную теоретическую систему норм и правил поведения людей, а так же и непосредственно нравственность, как практическое воплощение морали в жизнь. Мораль и нравственность, вера, как высший источник истины, и вероучение, как богопознание, - исконно являлись неотъемлемой частью религиозных ценностей. Религиозные этические ценности основываются на откровении Богом человеку нравственных истин, его взаимоотношений с ближними и с Творцом. «Умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть» умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати» [10].

Познание человеком сущности добра и зла, самосовершенствование, самовоспитание, проявления воли и разума во внутренних противоречиях души и поведении - составляли главную тематику в трудах Отцов Церкви со времён появления средневековой патристики вплоть до середины двадцатого столетия. Труды Отцов Церкви составляют более значимую часть литературного этико-религиозного наследия, и, философско-теологические сочинения Аврелия Августина по праву занимают достойное место в христианской ортодоксальной апологетике и религиозной философии. В произведениях «О порядке», «Монологи», «Об учителе», «О музыке», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «О свободной воле», «Против академиков», «О граде Божием», «Исповедь», - отражены поиски человеческих душ об истине бытия на протяжении пятнадцати веков. «Главные философские идеи Августина затрагивают проблемы бытия и времени, движения и истории, исторического прогресса, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога». Придавая большое значение христианской основе своей философии, Августин сделал Бога цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.