Научная статья на тему 'О готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе'

О готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
384
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / КОММУНИАТИВ6АЯ ГОТОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СЕМЬЯ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / SCHOOL READINESS / PERSONAL READINESS / INTELLECTUAL READINESS / FAMILY / PRESCHOOL / HEALTH PRESCHOOLERS / COMMUNICATIVE READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова В. Н., Галузо Н. А., Крашенинина Г. И., Лозова Н. Н., Ефимова М. П.

В статье анализируются данные о различных аспектах готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, а также рассматривается роль некоторых значимых для формирования готовности факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»

УДК 159.922.7:373

Семенова В.Н., доцент, кандидат медицинских наук,

Г алузо Н.А., доцент, кандидат медицинских наук, Крашенинина Г.И., доцент, доктор медицинских наук* Лозова Н.Н., Ефимова М.П., Дорош А.В., Кыргыс Ч.Х.

кафедра гигиены и экологии

ГБОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России,

ФБУН Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Роспотребнадзора*

О ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация

В статье анализируются данные о различных аспектах готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, а также рассматривается роль некоторых значимых для формирования готовности факторов.

Ключевые слова: готовность к школе, коммуниативбая готовность, личностная готовность, интеллектуальная готовность, семья, дошкольное учреждение, здоровье дошкольников.

Keywords: school readiness, communicative readiness, personal readiness, intellectual readiness, family, preschool, health preschoolers

Проблема «готовности детей к началу обучения в школе» не теряет своей актуальности и в настоящее время [1,3,6]. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее важными являются

непрекращающиеся перемены в системе образования, изменение качества жизни и, соответственно, качества здоровья значительного количества

1

представителей различных социально-демографических групп населения, включая и детей дошкольного возраста. Значимость степени готовности к новому этапу социализации ребенка велика - от нее зависит и успешность обучения, и вклад «школьных факторов» в процессы продолжающего формирования детского организма [8], и течение адаптационного периода [5,

7].

Объектом нашего исследования были воспитанники старших групп (возраст 5.5-6 лет) детских садов из двух административных районов города. В готовность к обучению к школе включены такие важные аспекты, как коммуникативная, эмоциональная и личностная готовность [2, 4].

Для оценки коммуникативной готовности использовали изучение коммуникативных умений, изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада, изучение критериев выбора партнера для общения, изучение взятия ребенком на себя роли, выявление коммуникативного аспекта отношений (наблюдение). Результаты представлены в таблицах 1- 4.

Таблица 1. Изучение коммуникативных умений

Уровень Доля детей, %

всего Л.район С. район

высокий 27,5 30 25

средний 62,5 60 65

низкий 10 10 10

Таблица 2. Изучение взаимоотношений между детьми в группе

Характеристика Доля детей, %

всего Л.район С. район

Благоприятные статусные 55 60 50

2

категории

Неблагоприятные статусные категории 45 40 50

УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) средний средний средний

КВ (коэффициент взаимности), % высокий 75 (высокий) 80 (высокий)

Г руппы можно считать благополучными, так как нет «изолированных» детей

Таблица 3. Результаты диагностики критериев выбора

партнера для общения

Оценка (группа) Доля детей, %

всего Л.район С. район

1 0 0 0

2 25 20 30

3 37,5 40 35

4 37,5 40 35

Таблица 4. Изучение взятия ребенком роли на себя

Оценка (уровень) Доля детей, %

всего Л. район С. район

1 0 0 0

2 60 60 60

3 37,5 40 35

4 2,5 0 5

3

Наблюдение с целью выявления коммуникативного аспекта отношений показало высокий уровень более чем у половины детей - 60%. Направленность общения различна - меньшая часть детей (40%) преследует цель обратить на себя внимание, показать свои достоинства; большая (60 %) вступает в контакт, желая оказать эмоциональную поддержку либо конкретную помощь сверстнику. Половина детей при выборе партнера учитывает личностное содержание общения, сорадуясь успеху сверстника и сопереживая поражение.

Оценка личностной готовности включала изучение самооценки ребенка с применением субтеста «лесенка» (таблица 5); для изучения интеллектуальной готовности, оценки памяти, внимания, восприятия, использовался ряд тестов (таблица 6).

Таблица 5. Результаты изучения личностной готовности

Оценка Доля детей, %

всего Л.район С. район

6-10 ступеней 72,5 75 70

4-5 ступени 12,5 10 15

1-3 ступени 15 15 15

Таблица 6. Результаты изучения интеллектуальной готовности

Оценка результатов выполнения

Доля детей, % Изучение памяти -субтест «10 слов» Изучение внимания -субтест «домик» Субтест «графический диктант»

2 1 0 2 1 0 2 1

балла балл баллов балла балл баллов балла балл

Всего 80 12,5 7,5 77,5 17,5 5 92,5 7,5

4

Л. район 80 10 10 80 15 5 90 10

С.район 80 15 5 75 20 5 95 5

Изучение восприятия (субтест «разрезанные картинки») показало высокий

уровень - 2 балла - у всех (100%) обследованных.

Приведенные в таблицах результаты исследований свидетельствуют о достаточно высокой степени сформированности коммуникативного, интеллектуального, личностного аспектов готовности. Сравнительный анализ выявил отсутствие значимых различий в степени готовности дошкольников изучаемых ДОУ. Это вполне закономерно, о чем свидетельствуют данные изучения основных возможных факторов, формирующих, определяющих степень готовности к началу обучения в школе - условия пребывания детей и характеристика образовательного процесса, которые в изучаемых ДОУ соответствуют гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» по всем позициям:

У

У

У

У

У

У

У

место расположения

площадь набор, планировка и оборудование помещений соблюдение принципа групповой изоляции микроклиматические условия световой и инсоляционный режим максимальное количество занятий в неделю учет динамики дневной и недельной работоспособности (занятия, требующие повышенной активности и умственного напряжения; число занятий в первую половину дня)

У число занятий по развитию движений У продолжительность занятий У применение ТСО

5

На следующем этапе работы мы предприняли попытку оценить вклад семьи. Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую,

воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. Сила влияния семьи на готовность ребенка к школе в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений. Изучение различных

характеристик семей обследованных дошкольников позволило нам выделить следующие группы семей:

У полные и имеющие одного ребенка (45 - всего, 50 и 40% по районам)

У неполные и имеющие двух и более детей (соответственно 37,5; 20 и 15%)

У неполные семьи и семьи, в которых один из родителей моложе 25 лет (соответственно 17, 20 и 15%).

Приведенные в таблице 7 данные подтверждает значимость семьи. В неполных семьях нет возможности в полной мере уделять достаточное внимание ребенку и строить карьеру; молодые родители в большей мере

6

озабочены дальнейшим устройством своей личной жизни и внерабочим отдыхом.

Таблица 7. Доля (%) детей с разным уровнем коммуникативности и

интеллектуальных способностей

Уровень Характеристика семьи

Полные семьи, семьи с 2 и более детьми Неполные семьи, молодые семьи

Высокий 55 20

Средний 15 35

Низкий 30 45

Вступают в контакт,

желая оказать Вступают в контакт с

Дополнительные эмоциональную целью показать свои

сведения поддержку или достоинства, обратить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкретную помощь на себя внимание

сверстнику

Целью следующего этапа изучения готовности детей к школе было выяснение роли дошкольных учреждений, при этом объектом данного исследования стали две группы дошкольников - организованные (посещающие детское образовательное учреждение) и неорганизованные.

Таблица 8. Сравнительная характеристика готовности к школе

организованных и неорганизованных детей, (%)

Степень Объект исследования

Тип готовности воспитанники

готовности ДОУ неорганизованные

7

Эмоционально- полная 87 73

волевая готовность недостаточная 13 27

Психологическая школьно-зрелые 60 53

готовность средне-зрелые 40 47

Интеллектуальная готовность высокий уровень 53 33

средний уровень 40 47

низкий уровень 7 20

Личностная полная 93 87

готовность недостаточная 7 13

Социальная готовность высокий уровень 40 27

средний уровень 53 60

низкий уровень 7 13

Представленные в таблице 8 данные свидетельствуют о наличии разницы в степени готовности к школе, что подтверждает высказанную выше гипотезу. Однако при активной работе семьи отличий могло и не быть. К сожалению, случайный характер формирования группы неорганизованных детей привел к тому, что в эту группу попали дошкольники, родители которых не обращали должного внимания на развитие и подготовку детей к школе; недостаточно использовали дополнительные источники развития, такие, как: посещение группы кратковременного пребывания в ДОУ дошкольного типа, «нулевых классов» в школе, различных кружков. Кроме того, как показали результаты исследования в группе неорганизованных детей на 14% больше число имеющих хронические заболевания и функциональные изменения со стороны основных систем организма, при этом в 2 раза меньше имеющих 1 группу здоровья, что несомненно влияет на развитие психосоциальной зрелости и формирование школьно необходимых функций у дошкольников (таблица 9).

8

Таблица 9. Характеристика здоровья

Объект изучения Распределение детей, доля в %, по группам здоровья Доля детей, %, с гармоничным физическим развитием

первая вторая третья

Воспитанники ДОУ 27 60 13 93

Неорганизованные дети 13 67 20 80

Таким образом, готовность к школе, а значит, к систематическому обучению - комплексная характеристика развития ребёнка,

включающая социальные умения (общение со сверстником,

взрослым); развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание,

память); уровень личностного развития (мотивация, самооценка); здоровье ребёнка (физическое и психическое). Поэтому только совместные усилия медико-педагогического персонала образовательных учреждений и родителей (семьи) на фоне надлежащих социально-бытовых условий способны подготовить ребенка к новому, ответственному этапу - школьному образованию.

Список литературы

1. Вялых А. В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Вялых. - Саратов, 2005. - 14 с.

2. Девятова О. Е. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Ч. 2. Готовность детей к обучению в школе /

О. Е. Девятова, Л. Н. Прохорова. - М. : Национальный книжный центр, 2011. - 152 с. + CD-диск. - (Управление образованием).

9

3. Емузова Н. Г. Мониторинг готовности учащихся первых классов [Электронный ресурс] / Н. Г. Емузова, Ф. Х. Кравцова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 4 (12).

4. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе : учеб. пособие / О. Б. Конева. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 32 с.

5. Надеждин Д. С. Состояние здоровья и особенности психического развития первоклассников / Д. С. Надеждин, И. К. Рапопорт // Гигиена и санитарии. - 2009. - № 2. - С. 56-60.

6. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблем готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста / Е. М. Омельченко // Научное обеспечение системы повышения квалифицированных кадров. - 2009. - Вып. 2. - С. 69-76.

7. Семенова В. Н. Факторы, влияющие на течение адаптационного периода у первоклассников / В. Н. Семенова, М. С. Мельницкая, Н. В. Бурундукова // Современные проблемы медицины труда, гигиены и экологии человека : материалы 46-й науч.-практ. конф. с междунар. участием; Гигиена, организация здравоохранения и профпатология : материалы всерос. науч. практ. конф. (Новокузнецк, 28-29 сентября 2011 г.). - Новокузнецк, 2011. - С. 192-194.

8. Семенова В. Н. Школьный фактор риска для здоровья детей / В. Н. Семенова, Н. С. Федянина // Социально-гигиенический мониторинг и вопросы профпатологии в Сибирском Федеральном округе : материалы науч.-практ. конф. - Новосибирск. - 2010. - Т. 2. - С. 113-114.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.