УДК 159.922.7:373
Семенова В.Н., доцент, кандидат медицинских наук,
Г алузо Н.А., доцент, кандидат медицинских наук, Крашенинина Г.И., доцент, доктор медицинских наук* Лозова Н.Н., Ефимова М.П., Дорош А.В., Кыргыс Ч.Х.
кафедра гигиены и экологии
ГБОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России,
ФБУН Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Роспотребнадзора*
О ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Аннотация
В статье анализируются данные о различных аспектах готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, а также рассматривается роль некоторых значимых для формирования готовности факторов.
Ключевые слова: готовность к школе, коммуниативбая готовность, личностная готовность, интеллектуальная готовность, семья, дошкольное учреждение, здоровье дошкольников.
Keywords: school readiness, communicative readiness, personal readiness, intellectual readiness, family, preschool, health preschoolers
Проблема «готовности детей к началу обучения в школе» не теряет своей актуальности и в настоящее время [1,3,6]. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее важными являются
непрекращающиеся перемены в системе образования, изменение качества жизни и, соответственно, качества здоровья значительного количества
1
представителей различных социально-демографических групп населения, включая и детей дошкольного возраста. Значимость степени готовности к новому этапу социализации ребенка велика - от нее зависит и успешность обучения, и вклад «школьных факторов» в процессы продолжающего формирования детского организма [8], и течение адаптационного периода [5,
7].
Объектом нашего исследования были воспитанники старших групп (возраст 5.5-6 лет) детских садов из двух административных районов города. В готовность к обучению к школе включены такие важные аспекты, как коммуникативная, эмоциональная и личностная готовность [2, 4].
Для оценки коммуникативной готовности использовали изучение коммуникативных умений, изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада, изучение критериев выбора партнера для общения, изучение взятия ребенком на себя роли, выявление коммуникативного аспекта отношений (наблюдение). Результаты представлены в таблицах 1- 4.
Таблица 1. Изучение коммуникативных умений
Уровень Доля детей, %
всего Л.район С. район
высокий 27,5 30 25
средний 62,5 60 65
низкий 10 10 10
Таблица 2. Изучение взаимоотношений между детьми в группе
Характеристика Доля детей, %
всего Л.район С. район
Благоприятные статусные 55 60 50
2
категории
Неблагоприятные статусные категории 45 40 50
УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) средний средний средний
КВ (коэффициент взаимности), % высокий 75 (высокий) 80 (высокий)
Г руппы можно считать благополучными, так как нет «изолированных» детей
Таблица 3. Результаты диагностики критериев выбора
партнера для общения
Оценка (группа) Доля детей, %
всего Л.район С. район
1 0 0 0
2 25 20 30
3 37,5 40 35
4 37,5 40 35
Таблица 4. Изучение взятия ребенком роли на себя
Оценка (уровень) Доля детей, %
всего Л. район С. район
1 0 0 0
2 60 60 60
3 37,5 40 35
4 2,5 0 5
3
Наблюдение с целью выявления коммуникативного аспекта отношений показало высокий уровень более чем у половины детей - 60%. Направленность общения различна - меньшая часть детей (40%) преследует цель обратить на себя внимание, показать свои достоинства; большая (60 %) вступает в контакт, желая оказать эмоциональную поддержку либо конкретную помощь сверстнику. Половина детей при выборе партнера учитывает личностное содержание общения, сорадуясь успеху сверстника и сопереживая поражение.
Оценка личностной готовности включала изучение самооценки ребенка с применением субтеста «лесенка» (таблица 5); для изучения интеллектуальной готовности, оценки памяти, внимания, восприятия, использовался ряд тестов (таблица 6).
Таблица 5. Результаты изучения личностной готовности
Оценка Доля детей, %
всего Л.район С. район
6-10 ступеней 72,5 75 70
4-5 ступени 12,5 10 15
1-3 ступени 15 15 15
Таблица 6. Результаты изучения интеллектуальной готовности
Оценка результатов выполнения
Доля детей, % Изучение памяти -субтест «10 слов» Изучение внимания -субтест «домик» Субтест «графический диктант»
2 1 0 2 1 0 2 1
балла балл баллов балла балл баллов балла балл
Всего 80 12,5 7,5 77,5 17,5 5 92,5 7,5
4
Л. район 80 10 10 80 15 5 90 10
С.район 80 15 5 75 20 5 95 5
Изучение восприятия (субтест «разрезанные картинки») показало высокий
уровень - 2 балла - у всех (100%) обследованных.
Приведенные в таблицах результаты исследований свидетельствуют о достаточно высокой степени сформированности коммуникативного, интеллектуального, личностного аспектов готовности. Сравнительный анализ выявил отсутствие значимых различий в степени готовности дошкольников изучаемых ДОУ. Это вполне закономерно, о чем свидетельствуют данные изучения основных возможных факторов, формирующих, определяющих степень готовности к началу обучения в школе - условия пребывания детей и характеристика образовательного процесса, которые в изучаемых ДОУ соответствуют гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» по всем позициям:
У
У
У
У
У
У
У
место расположения
площадь набор, планировка и оборудование помещений соблюдение принципа групповой изоляции микроклиматические условия световой и инсоляционный режим максимальное количество занятий в неделю учет динамики дневной и недельной работоспособности (занятия, требующие повышенной активности и умственного напряжения; число занятий в первую половину дня)
У число занятий по развитию движений У продолжительность занятий У применение ТСО
5
На следующем этапе работы мы предприняли попытку оценить вклад семьи. Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую,
воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. Сила влияния семьи на готовность ребенка к школе в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений. Изучение различных
характеристик семей обследованных дошкольников позволило нам выделить следующие группы семей:
У полные и имеющие одного ребенка (45 - всего, 50 и 40% по районам)
У неполные и имеющие двух и более детей (соответственно 37,5; 20 и 15%)
У неполные семьи и семьи, в которых один из родителей моложе 25 лет (соответственно 17, 20 и 15%).
Приведенные в таблице 7 данные подтверждает значимость семьи. В неполных семьях нет возможности в полной мере уделять достаточное внимание ребенку и строить карьеру; молодые родители в большей мере
6
озабочены дальнейшим устройством своей личной жизни и внерабочим отдыхом.
Таблица 7. Доля (%) детей с разным уровнем коммуникативности и
интеллектуальных способностей
Уровень Характеристика семьи
Полные семьи, семьи с 2 и более детьми Неполные семьи, молодые семьи
Высокий 55 20
Средний 15 35
Низкий 30 45
Вступают в контакт,
желая оказать Вступают в контакт с
Дополнительные эмоциональную целью показать свои
сведения поддержку или достоинства, обратить
конкретную помощь на себя внимание
сверстнику
Целью следующего этапа изучения готовности детей к школе было выяснение роли дошкольных учреждений, при этом объектом данного исследования стали две группы дошкольников - организованные (посещающие детское образовательное учреждение) и неорганизованные.
Таблица 8. Сравнительная характеристика готовности к школе
организованных и неорганизованных детей, (%)
Степень Объект исследования
Тип готовности воспитанники
готовности ДОУ неорганизованные
7
Эмоционально- полная 87 73
волевая готовность недостаточная 13 27
Психологическая школьно-зрелые 60 53
готовность средне-зрелые 40 47
Интеллектуальная готовность высокий уровень 53 33
средний уровень 40 47
низкий уровень 7 20
Личностная полная 93 87
готовность недостаточная 7 13
Социальная готовность высокий уровень 40 27
средний уровень 53 60
низкий уровень 7 13
Представленные в таблице 8 данные свидетельствуют о наличии разницы в степени готовности к школе, что подтверждает высказанную выше гипотезу. Однако при активной работе семьи отличий могло и не быть. К сожалению, случайный характер формирования группы неорганизованных детей привел к тому, что в эту группу попали дошкольники, родители которых не обращали должного внимания на развитие и подготовку детей к школе; недостаточно использовали дополнительные источники развития, такие, как: посещение группы кратковременного пребывания в ДОУ дошкольного типа, «нулевых классов» в школе, различных кружков. Кроме того, как показали результаты исследования в группе неорганизованных детей на 14% больше число имеющих хронические заболевания и функциональные изменения со стороны основных систем организма, при этом в 2 раза меньше имеющих 1 группу здоровья, что несомненно влияет на развитие психосоциальной зрелости и формирование школьно необходимых функций у дошкольников (таблица 9).
8
Таблица 9. Характеристика здоровья
Объект изучения Распределение детей, доля в %, по группам здоровья Доля детей, %, с гармоничным физическим развитием
первая вторая третья
Воспитанники ДОУ 27 60 13 93
Неорганизованные дети 13 67 20 80
Таким образом, готовность к школе, а значит, к систематическому обучению - комплексная характеристика развития ребёнка,
включающая социальные умения (общение со сверстником,
взрослым); развитие познавательных функций, необходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание,
память); уровень личностного развития (мотивация, самооценка); здоровье ребёнка (физическое и психическое). Поэтому только совместные усилия медико-педагогического персонала образовательных учреждений и родителей (семьи) на фоне надлежащих социально-бытовых условий способны подготовить ребенка к новому, ответственному этапу - школьному образованию.
Список литературы
1. Вялых А. В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Вялых. - Саратов, 2005. - 14 с.
2. Девятова О. Е. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Ч. 2. Готовность детей к обучению в школе /
О. Е. Девятова, Л. Н. Прохорова. - М. : Национальный книжный центр, 2011. - 152 с. + CD-диск. - (Управление образованием).
9
3. Емузова Н. Г. Мониторинг готовности учащихся первых классов [Электронный ресурс] / Н. Г. Емузова, Ф. Х. Кравцова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 4 (12).
4. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе : учеб. пособие / О. Б. Конева. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 32 с.
5. Надеждин Д. С. Состояние здоровья и особенности психического развития первоклассников / Д. С. Надеждин, И. К. Рапопорт // Гигиена и санитарии. - 2009. - № 2. - С. 56-60.
6. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблем готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста / Е. М. Омельченко // Научное обеспечение системы повышения квалифицированных кадров. - 2009. - Вып. 2. - С. 69-76.
7. Семенова В. Н. Факторы, влияющие на течение адаптационного периода у первоклассников / В. Н. Семенова, М. С. Мельницкая, Н. В. Бурундукова // Современные проблемы медицины труда, гигиены и экологии человека : материалы 46-й науч.-практ. конф. с междунар. участием; Гигиена, организация здравоохранения и профпатология : материалы всерос. науч. практ. конф. (Новокузнецк, 28-29 сентября 2011 г.). - Новокузнецк, 2011. - С. 192-194.
8. Семенова В. Н. Школьный фактор риска для здоровья детей / В. Н. Семенова, Н. С. Федянина // Социально-гигиенический мониторинг и вопросы профпатологии в Сибирском Федеральном округе : материалы науч.-практ. конф. - Новосибирск. - 2010. - Т. 2. - С. 113-114.
10