Научная статья на тему 'О государственной языковой политике России'

О государственной языковой политике России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4824
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О государственной языковой политике России»

с

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

А. БЕРДАШКЕВИЧ Комитет Государственной Думы по образованию и науке

Постановка задачи и терминологические квалификации

Снижение общего уровня культуры устной и письменной речи представителей российского гражданского общества заметно не только по средствам массовой информации. Русский язык как объект культуры и как инструмент общения нуждается в защите [1]. Защита русского языка возможна в рамках реализации государственной языковой политики.

Закон «О языках народов Российской Федерации» содержит упоминание о проведении «научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» (статья 4), и вводит понятие «языковые права граждан» (статья 5). Государственная политика и национальная идеология должны быть представлены в форме, узнаваемой каждым членом общества [2]. Конституцией Российской Федерации в качестве государственного языка установлен русский язык. В соответствии с этим на органы государственной власти и иные субъекты публичного права накладываются определенные обязательства [3, 4, 5, 6]. Совокупность указанных обязательств может выступать в качестве основы государственной языковой политики [6, 7, 8].

О государственной языковой политике России

Важность разработки основ государственной политики по отношению к русскому языку усугубляется еще и тем, что в нашей стране ныне, как и прежде, недостаточно внимания уделено поддержке языка. Для сравнения можно указать, что в большинстве крупнейших европейских стран наличествует стандартное представление национального языка в виде набора словарей (DUDEN, Standartwerk zur deutschen Sprache - в Германии, Standart Reference Books - в Великобритании и т.д.). Указанная серия справочных пособий рассчитана на массового читателя и издается дешевыми массовыми тиражами. В набор обязательно входят орфографический, орфоэпический, этимологический, стилистический, фразеологический, цитатный словари, словарь синонимов, а также ряд словарей, отражающих специфику национальной лингвистической традиции. Тезаурус отражает в текстовых фрагментах классических художественных произведений практически все стороны жизни. Так выглядит обязательное, контролируемое государством предъявление идеологического и культурного минимума, который рекомендуется каждому гражданину [2].

В Российской Федерации нет эквивалентных языковых стандартов государственного языка. Процедура формирования государственного языка в

форме нормативного, кодифицированного языка достаточно трудоемка и недешева. Позиция российских уче-ных-языковедов не консолидирована. Достаточно напомнить нашумевшую в прошлом оживленную дискуссию по поводу написания «заяц» или «заец». Время от времени раздаются призывы вернуться к нормам правописания, действовавшим до 1917 года, с «ятями» и «ерами». Некоторые тенденции в языковой политике России вызывают беспокойство ученых, не склонных ни к излишней революционности, ни к искусственной архаизации [9].

Задачей настоящей работы является обсуждение основных принципов формирования и реализации государственной языковой политики Российской Федерации.

Для решения поставленной задачи необходимо определить место языка в общественной системе, положение языка в качестве юридического объекта, сопоставить различные общепринятые терминологические квалификации языка, установить общие цели языковой политики, определить категории «политика» и «государственная политика», а также «государственная языковая политика».

Закон «О языках народов Российской Федерации» определяет все языки народов Российской Федерации как «национальное достояние Российского государства ». В статье 3 закона употреблена формулировка - «равные права всех языков народов Российской Федерации». Законодатель таким образом указал, что языку может быть придан статус субъекта права. К числу основных терминологических квалификаций языков можно отнести следующие: титульный язык, официальный язык, язык народов России, язык межнационального общения, один из мировых языков, государственный язык, родной язык.

Обсудим каждую из терминологи-

ческих квалификаций по отношению к использованию определяемых ими объектов в качестве статусных.

Язык титульный, официальный язык, язык межнационального общения

Титульным языком принято называть язык этноса, по которому названо национально-государственное или национально-территориальное образование. Понятие «титульный язык»по своему определению формально и условно. Действующим законодательством введено понятие «язык (языки) народов России», а также, как было сказано, установлено равноправие между ними. Для такой многонациональной и многоязычной страны, как Российская Федерация, некорректно введение понятия или статуса «титульный язык» по отношению к любому языку, т.к. это может быть расценено не только как юридическая, но и социально-политическая ошибка. Правовая норма о равных правах языков народов России исключает любую процедуру выделения одного языка в сравнении с другим и как титульного.

Экспертами ЮНЕСКО в 1953 году было рекомендовано разграничить понятия «national language» и «official language». Под «national language» понимался язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной жизнедеятельности общества. Под «official language» понимался язык государственного управления, законодательства, судопроизводства. Возможно, под воздействием этих представлений в российское законодательство вошли термины «официальный язык» и «государственный язык» [10,11]. Понятие «официальный язык» было введено 24 марта 1990 года. Статья 4 Закона Союза Советских Социа-

листических Республик «О языках народов СССР» гласит: «С учетом исторически сложившихся условий и в целях обеспечения общесоюзных задач русский язык признается на территории СССР официальным языком СССР и используется как средство межнационального общения».

В Федеральном законе «О языках народов Российской Федерации» понятия «официальный язык» и «средство (язык) межнационального общения» уже были исключены. Можно согласиться с логикой законодателя. Выделение русского языка, как особого «средства межнационального общения», из семейства равноправных языков народов России является неправомерной процедурой, которая нарушает «равные права языков народов России». Введение понятия «официальный язык» через процедуру «межнационального общения» не обосновано и ничего не разъясняет.

Мировой язык

Русский, как один из мировых языков, может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые были созданы за всё время его существования. Множество «мировой язык» постоянно расширяется и дополняется. Источниками пополнения являются исторические или иные научные исследования, а также «языковая жизнедеятельность» общества. Важнейшим качеством множества «мировой язык» является сохранение указанным множеством всех своих элементов. Ни один из элементов множества «мировой язык» никогда не должен быть исключен из него. Носителями множества «мировой язык» является совокупность всех русскоязычных людей, русскоязычные архивные материалы и литературные произведения, а также любые иные формы

представления слов и звуков. В определенном смысле понятие «мировой язык» определяет некоторое виртуальное множество. Не может существовать формализованного представления указанного множества. Множество «мировой язык» не имеет и никогда не будет иметь закрытого списка, в котором были бы перечислены все объекты, относящиеся к нему. Поэтому не могут существовать и субъекты, монопольно владеющие этим множеством. У «мирового языка» не может быть общего носителя языка, единой трактовки произношения, единых правил написания. Обладателями, хранителями и создателями множества являются как русскоговорящие граждане, так и письменные, аудио-, видео- или иные произведения, свидетельства или документы. Множество «мировой язык » может быть отнесено к категории памятников мировой культуры. По-видимому, через категорию объектов мировой истории и культуры и может быть более полно раскрыт социально-право-вой статус понятия «мировой язык».

Язык народов России

Русский язык как один из языков народов России может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые используются или могут быть использованы русскоязычным населением России. Границы множества «язык народов России » столь же трудны для формального определения, как и множества «мировой язык». У «языка народов России» также нет и не может быть общего носителя языка, единой трактовки произношения, единых правил написания. Носители языка народов России могут быть расклассифицированы по региональнотерриториальной, социальной, образовательной или возрастной принадлежности. Московский говор отличен

от сибирского, язык ученых или дипломатов не всегда понятен в деревенской глуши. Множество «языки народов России » точно так же, как и мировой язык, не имеет и не может иметь закрытого списка, в котором были бы перечислены все объекты, относящиеся к указанному множеству. В отличие от «мирового языка», «языкнародов России » не только пополняется, но и теряет объекты из своей совокупности, так как находится под социально-экономическим и культурологическим воздействием современной жизни. Некоторые слова, выражения, обороты речи и даже логические конструкции выпадают из повседневного оборота, заменяются иными. «Язык народов России» является множеством, постоянно адаптируемым под потребу действующих обстоятельств. «Языки народов России» могут быть отнесены к категории объектов национальной культуры и истории. Это позволит более полно раскрыть социально-правовой статус этого понятия.

Родной язык

Русский язык как «родной язык» может быть представлен в виде совокупности языковых объектов устной или письменной речи, которые использовал, использует или может использовать конкретный человек. Носителями «родного языка » могут быть только отдельные люди. Человек по определению лишен возможности объясняться или переписываться на «мировом языке» или на «языке народов России». Гражданин всегда и во всех случаях может использовать только «родной язык». В отличие от ситуаций с «мировым языком» и «языком народов России», когда для каждого множества не существует общего выразителя или носителя, в случае с «родным языком» не существует единого множества «родной

язык». Их ровно столько, сколько рус-скоговорящих граждан признали русский язык своим родным языком. Как отпечатки пальцев индивидуальны для каждого человека, так и «родной язык» присущ гражданину в личностной модификации стиля, почерка, говора или иных языковых объектов устной или письменной речи. Следовательно, большинство норм, регламентирующих использование «родного языка», связано с личными правами граждан.

Русский язык как государственный язык

Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации. Во исполнение накладываемых законом функций государственный язык обязан быть системообразующим фактором сохранения целостности Российской Федерации, основным инструментом для выражения воли российского народа, механизмом реализации прав и свобод граждан России, необходимым элементом осуществления единообразия управления и понимания государственной воли. Использование государственного языка Российской Федерации на территории Российской Федерации является обязательным при реализации полномочий, являющихся предметом ведения Российской Федерации или предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также при реализации установленных действующим законодательством прав граждан Российской Федерации.

Природа политики

Общественно-социальная политика (далее - политика) является формой выражения групповых интересов. Она базируется на социальном самосозна-

ним определенных общественных слоев, обычаях делового оборота и правовой идеологии общества. Политика присуща всем формам человеческой деятельности. Она затрагивает все направления общественной жизни, где проявляются или активность частей по отношению к своему целому, или свобода выбора. Даже в переломные моменты истории политика как вид деятельности может иметь успех только при опоре на национальный менталитет и, соответственно, при поддержке определенных общественных сил. По отношению к проблеме, анализируемой в настоящей работе, переломные моменты истории отличаются от периодов устойчивого развития общества в основном тем, что на смену каноническим, устоявшимся обычаям делового оборота и правовой идеологии общества приходят неапробированные, модельные, виртуальные представления. Политическому лидеру важно определить или предсказать момент, когда общество начинает испытывать потребность в смене общественных приоритетов. При этом не столь существенно, «прозрение» или «заблуждение» общества является тому главной причиной. Для политической деятельности гораздо важнее спрогнозировать срок существования указанных виртуальных представлений, а также определить степень вероятности перехода последних в категорию устоявшихся и канонических.

Г осу дарственная политика как вид деятельности имеет иную природу, иные источники и базовую основу, чем политика общественно-социальная. Она по определению может быть реализуема только на законодательной основе. Государственная политика является формой выражения государственных интересов.

В различии природы и источников происхождения состоит главное отли-

чие государственной политики от политики общественно-социальной или иной. Государственная политика в меньшей степени зависит от персоналий и регламентирована установленным порядком и процедурой.

Регламент исполнения государственной политики

Можно выделить несколько функциональных особенностей государственной политики как вида деятельности, проистекающих из природы и источников, ее порождающих.

Выразителями государственной политики могут быть только субъекты публичного права, такие, как, например, специально на то уполномоченные органы власти, должностные лица либо граждане, которые наделены в установленном порядке правом на выражение воли народа как субъекта власти. Органы власти, конечно, могут делегировать свои полномочия другим дееспособным лицам в установленном порядке. Однако это нисколько не умаляет общего концептуального подхода к порядку и способу ее реализации.

Второй особенностью государственной политики является то, что ее формирование и реализация или любое воздействие на нее может производиться различным образом, но только через установленные законом процедуры и структуры. Дело в том, что, как было сказано выше, реализация государственной политики может производиться только через уполномоченные на то субъекты властных полномочий, которые, в свою очередь, могут осуществлять свою деятельность только в порядке, установленном законодательством. Общественный политический лидер имеет право на любые действия, не запрещенные действующим законодательством. В то время как должностное лицо или орган власти, реализуя государствен-

ную политику, обязан исполнять только те функции, которые упомянуты в законе и предписаны законом.

Государственная политика формируется и реализуется по определенным правилам, установленным законодательством Российской Федерации. Эти правила различны по отношению ко внутренней и внешней государственной политике.

Конституция Российской Федерации (см. часть 3 статьи 80) провозглашает: «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней государственной политики государства». Далее, в статье 86 Конституции Российской Федерации, уточняется, что Президент Российской Федерации «осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации ». Это уточнение логично дополняет положение части 1 статьи 80: «Президент Российской Федерации является главой государства». Таким образом, внешняя государственная политика Российской Федерации формируется и реализуется на принципах единоначалия

Иным способом строится внутренняя государственная политика Российской Федерации. Государственная внутренняя политика нашей страны формируется по иерархическому принципу, который можно представить условно так: федеральная государственная политика, федеральная совместно с региональной государственная политика и, наконец, региональная государственная политика. Следует особо подчеркнуть специфику приведенной иерархии. Все модификации государственных политических процессов независимы друг от друга. Так, региональная государственная политика может проводиться самостоятельно и федеральные

органы власти не полномочны оказывать на нее влияние.

Государственная языковая политика

Государственная языковая политика Российской Федерации обязана обеспечить решение целого ряда важнейших задач по отношению к языку. Основными объектами правового регулирования и, соответственно, предметами ее ведения могут являться: государственный язык, каждый из языков народов России как мировой язык, каждый из языков народов России как родной язык. В соответствии с этим можно наметить и главные цели государственной языковой политики.

Прежде всего необходимо определить отношение государства к поддержке, развитию, использованию и ограничению использования государственного языка Российской Федерации. Под использованием языка следует понимать получение или передачу устных либо письменных сообщений, а также любое иное доведение до сведения граждан или должностных лиц информации из общепринятого делового оборота на указанном языке. Тогда требованием, накладываемым на использование языка, или, что то же самое, ограничением, является предусмотренное в установленном порядке закрепление грамматических, лингвистических, стилистических или иных языковых форм, в том числе обязательность или, напротив, недопустимость употребления указанных форм, а также данного языка в целом. Ограничение использования языка в приведенной выше трактовке означает соблюдение обычных разумных правил, которые сплошь и рядом встречаются в повседневной жизни. Все наложенные законом ограничения могут носить профессиональный или ведомственный

характер. Например, существуют профессиональные языки общения и, соответственно, политехнические, философские, экономические, юридические или иные словари, словари ударений' для дикторов телевидения, словари правописания. Федеральный закон может дать право каждому ведомству по предмету своего ведения выбрать в качестве рекомендуемого определенный набор словарей или пособий из уже существующего набора изданий. Ведомственными или отраслевыми актами могут быть установлены квалификационные или иные ограничительные требования, адаптируемые к действительным обстоятельствам в соответствии с законодательством. Предложенным способом могут быть решены основные проблемы нормативно-правового регулирования относительно порядка использования государственного языка Российской Федерации.

Государственная языковая политика Российской Федерации должна установить основные подходы и процедуры государственной поддержки принципов равноправия языков народов России.

Государственная языковая политика Российской Федерации должна сочетать обязательность исполнения всех основных государственных функций на государственном языке Российской Федерации с учетом многоязычия и языкового равноправия.

При реализации государственной языковой политики Российской Федерации необходимо учитывать разделение властных полномочий. Использование государственного языка республики, входящей в состав Российской Федерации, является предметом ведения республики. Федеральная власть не всегда может регулировать использование какого-либо из языков народов России, но может оказать поддержку субъектам Российской Федерации или

даже муниципальным властям, в ведении которых оказалось использование данного языка народов России. Федеральные органы власти лишь «гарантируют поддержку» и «помогают» развитию и функционированию языков народов России , не «управляя» и не «регулируя». Федеральные органы власти не полномочны устанавливать перечень или список таких языков, не определяют минимальное количество этнических носителей языка, равно как не учитывают иные показатели, процедуры или правила для отнесения или исключения данного языка из совокупности языков народов России.

Наконец, особые мероприятия государственной языковой политики Российской Федерации связаны с отнесением языков народов России к объектам мировой или национальной культуры. Государственная языковая политика должна взаимодействовать с государственной культурной политикой. Методы, приемы и средства реализации этого аспекта государственной языковой политики могут быть иные, чем в первых двух случаях, так как связаны с правовой идеологией, менталитетом и морально-этическими устоями общества.

Определив основные цели, перейдем к исследованию функциональной и организационной структуры государственной языковой политики.

Наиболее активную роль в формировании государственной политики играет активная часть населения, которую часто называют политической элитой. Проблема политической элиты и роль ее особенно важна в переломные исторические моменты.

Теория элит вместе с концепцией «олигархизации» в определенной степени поставили под сомнение не только общеизвестный тезис об «общей воле» (Руссо, Маркс, Ленин), но и многие достоинства формальной демократии. Дальнейшее развитие современных

идей теории элит можно встретить в работах российских исследователей, которые особо интересны анализом роли элит в современных отечественных условиях или конкретных российских регионах [12, 13].

Политическая элита в государственной языковой политике

Естественно полагать, что при формировании государственной языковой политики важную роль играет соответствующая политическая элита. При этом политическая элита, формирующая государственную политику по конкретному виду деятельности, очевидно, должна иметь своих представителей как во властных структурах, так и в соответствующих профессиональных кругах. Дело в том, что реализация государственной политики по виду деятельности требует, с одной стороны, достаточных властных полномочий, а с другой, не может быть осуществлена без профессионального знания предмета деятельности. Поэтому в формировании государственной языковой политики должны участвовать представители органов государственного управления наряду с представителями научнообразовательного российского сообщества. Следовательно, политическая элита, осуществляющая формирование и разработку идеологии государственной языковой политики, должна иметь составную структуру.

Прямым следствием такого структурирования политической элиты является усложнение процесса поиска компромиссов при выработке согласованного плана действий. Идеологические представления обособленных групп, составляющих политическую элиту, различаются между собой. В каждой группе различны используемые методы и средства, язык общения и иерархия ценностных приоритетов. Государ-

ственные служащие обязаны действовать в рамках установленных правил и действующих документов, и важнейшим принципом для служащих является соблюдение процедуры и формы. Работники сферы науки и образования главным полагают не процедуру и форму, а смысловое содержание, логику событий и прогноз развития. Государственная научная политика должна органично сочетать в себе такой «лед и пламень».

Практика показала, что наиболее распространенной процедурой выработки общего согласованного решения является создание консультационнорекомендательных или экспертных органов типа советов или комиссий, в состав которых включены наиболее видные и авторитетные представители всех заинтересованных административноуправленческих, профессиональных и общественных социальных групп. Такого рода орган, функционирующий при властной структуре, играет роль коллегиального советника или эксперта, мнение которого учитывается не только при формировании общих целей и задач государственной политики по виду деятельности, но и при контроле за развитием ситуации. Этот орган играет роль своеобразного «парламента» при органе власти. Примером может служить Совет по русскому языку, функционировавший при Президенте Российской Федерации. В мае 1997 года вышел указ президента, его упраздняющий. Правда, предписывалось рассмотреть целесообразность передачи Совета в ведение правительства, что и произошло. Костяк прежнего Совета, однако, сохранился [14].

Предложения и выводы

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:

• Государственная языковая политика Российской Федерации обладает

достаточным набором формализованных обособленных целей, а также иных свойств и качеств для выделения ее в отдельный тип государственной политики по виду деятельности.

• Каждый из языков народов России, в том числе и русский язык, является объектом правового регулирования, объектом культурной и научной деятельности. Дополнительно к указанным функциям государственный язык Российской федерации является еще и инструментом государственного управления.

• Использование понятий «титульный язык», «официальный язык», «язык межнационального общения» как базовых для языковой политики нецелесообразно.

• Понятия «мировой язык» или «языки народов России» в качестве правовых объектов могут быть рассматриваемы с позиций отнесения их к объектам истории, а также национальной или мировой культуры.

• Целесообразно дополнить действующее законодательство нормативно-правовыми актами, регламентирующим использование государственного языка Российской Федерации, разработать основные принципы и цели осуществления государственной языковой политики России, а также ввести нормативные процедуры и правила сбережения языка как национального и мирового объекта культуры.

• Государственной политикой является политика, реализуемая представителями государственной власти -субъектами публичного права, действующими в соответствии с законодательством в государственных интересах, и разделенная на внутреннюю и внешнюю. Внешняя государственная политика основана на принципах единоначалия, внутренняя имеет распределенную структуру управления и реализации. Совокупность мер для реализации

государственной языковой политики должна быть адекватна законодательству.

• Внутренняя государственная языковая политика иерархична по своей структуре и включает в себя три главных компонента: федеральную государственную политику (по предметам ведения Российской Федерации); федеральную и региональную государственную политику (по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации); региональную государственную политику (по предметам ведения субъектов Российской Федерации). Государственная языковая политика может быть инициируема и реализуема при участии соответствующей политической элиты. Для эффективной реализации государственной языковой политики необходимо определить условия создания и функционирования наделенного консультативными и экспертными полномочиями органа, представляющего интересы специалистов русского языка.

Литература

1. Кушурцев Ю. Политика - образование -язык// Народное образование. - 1998.

- № 5.-С. 17-20.

2. МирскийЭ.М. Национальная идеология и язык// Высшее образование в России.

- 1999. - № 3.-С. 105-108.

3. Березин Ф.М. Место и роль русского языка в постсоветской России // Теория и практика общественно-научной информации: Сб. ст. - М., 1997 - Вып. 13. - С. 5-20.

4. Джатиев B.C. Государственное и языко-

вое строительство в многонациональном регионе// Актуальные проблемы государственного строительства и совершенствования законодательства: Сб. науч. тр. юрид. фак. - Владикавказ, 1997. -Вып. 2.-С. 13-36.

5. Захаров А., Кудрявцев В. Проблемы языковой политики и "асимметричная феде-

рация"// Асимметричность Федерации: Сб.ст.-М., 1997.-С. 77-97.

6. Сабаткоев Р.Б. О культурно-языковой ситуации в Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Национальные отношения и межнациональные конфликты: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Владикавказ. 22-24 июня 1995 г. - Владикавказ, 1997. —С. 70-78.

7. Дьячков М.В. Языковая политика в со-

временной России // Социол. исслед. -1993. -№ 9.-С. 99-102.

8. Есенова Т.С. Языковая политика// Меж-

национальные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (21-22 марта 1998 г.).

- Саратов, 1998. - С. 133-134.

9. Челышев Е.П. Русский язык обретает го-

сударственную поддержку // Вестник РАН.- 1997.-С. 596-601.

10. Кокотов А., ТренинЕ. Родная речь. Законодательство о языке: возможные подходы // Российская Федерация. -1996.-№ 13.-С. 58-59.

11. Нерознак В.П. Языковая реформа (1990-1995) // Вестник РАН. - 1996. - Т. 66. -№ 1.-С.З-6.

12. Афанасьев М.Н. Изменения в механизме функционирования правящих региональных элит/ / ПОЛИС: Полит, исслед.

- 1994. - № 6.-С. 59-66.

13.Елизаров В.П. Элитистская теория демократии и современный российский политический процесс // ПОЛИС: Полит. исслед. - 1999. - № 1. - С. 72-78.

14. Воробьев В. Государственный язык России // Народное образование. - 1998. -№ 5.-С. 13-16.

Л.ТУМИНА, доктор педагогических наук, профессор МПГУ

Преподавание риторики в педагогическом вузе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красноречие у нас стало настолько почетным, что овладеть им стремится чуть ли не каждый, понимая, что только дар речи возвышает человека над животными... по речам познается истинное благородство и настоящее воспитание.

Исократ (436 - 338 гг. до н.э.). Панегирик

I. Зачем нужна риторика сегодня?

«В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным», - говорил А.П.Чехов. Общеизвестно, что уже в Древней Греции, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике. Риторика (от

греч. ритор - «оратор ») - одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 2500 лет, если принять за точку отсчета V - IV век до н.э. - период расцвета риторики в Древней Греции. Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не случайно «сама риторика зарождается в недрах различных цивилизаций» [13-

Риторика возникла как наука об ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.