Научная статья на тему 'О государственном регулировании воспроизводственного процесса в сельскохозяйственных организациях Пензенской области'

О государственном регулировании воспроизводственного процесса в сельскохозяйственных организациях Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черданцева Елена Анатольевна, Костерина И. М.

Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве требует наличия оборотных средств и их постоянного пополнения. Недостаток оборотных средств в сельском хозяйстве как кризисное финансовое положение отрасли сдерживает ее эффективное развитие и сохранение сельскохозяйственных территорий. Преодоление такого положения в аграрной сфере экономики невозможно без проведения политики государственной поддержки, обоснование которой приведено в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черданцева Елена Анатольевна, Костерина И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STATE REGULATION OF REPRODUCTIVE PROCESS IN AGRICULTURAL ENTERPRICES OF THE PENZA REGION

Extended reproduction in agriculture demands for circulating assets and their regular replenishment. Shortage of circulating assets in agriculture results in critical financial situation, and restrains its efficiency and threatens preservation of agricultural lands. To overcome this situation is impossible without state support policy. Substantiation of that policy is presented.

Текст научной работы на тему «О государственном регулировании воспроизводственного процесса в сельскохозяйственных организациях Пензенской области»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 338.436.33+908.470.40 Е.А. Черданцева,

И.М. Костерина

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Переход на новые экономические условия и проведение аграрной реформы в России привели к достаточно сложной социально-экономической ситуации в регионах страны. Отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители в создавшихся условиях ищут способы и методы совершенствования организации производства, позволяющие не только его сохранить, но и обеспечить стабилизацию, а также последующее повышение устойчивости и эффективности.

Один из важнейших звеньев экономики страны — агропромышленный комплекс, основная задача которого — насыщение рынка необходимым ассортиментом сельскохозяйственной продукции. Однако в настоящее время сельское хозяйство регионов страны характеризуется неустойчивостью развития, что приводит к существенному спаду объемов производства. Это, в свою очередь, вызывает нехватку основных продуктов питания, значительную часть которых приходится импортировать. За 2003-2005 гг. потребление отдельных видов продуктов питания в России на душу населения к норме рационального потребления составило: мяса и мясопродуктов — 65,4%, молока и мо-локопродуктов — 57,5, рыбы — 44,8, масла растительного — 75%. Потребление картофеля и хлебопродуктов на душу населения было выше нормы и, соответственно, составило 101,7 и 110%. Россия в

2006 г. закупила за рубежом и ввезла в страну продовольствия почти на 800 млрд рублей. В то же время в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации и Пензенской области происходит за

последние 5 лет сокращение посевных площадей и поголовья скота. В сельскохозяйственных организациях Пензенской области посевные площади в 2001 г. составляли 1215 тыс. га, а в 2006 г. — 1052,1 тыс. га. Соответственно, поголовье крупного рогатого скота насчитывало 185,3 и 136,0 тыс. гол. То есть сокращаются оборотные средства.

Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве требует наличия оборотных средств и их постоянного пополнения. Оборотные средства — это денежные средства предприятия, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения для обеспечения непрерывного кругооборота средств. Основная часть оборотных средств сельскохозяйственных организаций находится в сфере производства и образует оборотные производственные фонды [1 ].

Сельскохозяйственные организации Пензенской области имеют большие издержки, в том числе по оборотным средствам в основном не за счет значительных вложений в улучшение условий хозяйствования, совершенствования технологических циклов и условий труда, а вследствие высоких тарифов на энергоресурсы, цен на удобрения и ремонт техники. Нехватка финансовых средств, дороговизна необходимых для сельского хозяйства ресурсов обусловили высокую себестоимость производства продукции и недостаточную её рентабельность. Хотя следует отметить, число убыточных хозяйств Пензенской области за последние годы сокращается, а уровень рентабельности возрастает. В 2005 г. число убыточных хозяйств

Пензенской области от их общего числа составило 42,5%, в 2006 г. — 35,7 и в

2007 г. — 19,0%. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций за 2006 г. превысил уровень 2005 г. на 4,4% и составил 8,1%, за 2007 г. — 18,2%. Если вся реализованная продукция растениеводства за последние годы была прибыльной, то из продукции животноводства остаются убыточными крупный рогатый скот, овцы в живой массе и шерсть.

Анализ показателей финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Пензенской области указывает на рост их зависимости от внешних источников финансирования. Доля заемного капитала в имуществе в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 45,9%, а собственного капитала — на 29,2%.

Показатели платежеспособности сельскохозяйственных организаций показывают возрастающий характер платежных возможностей по покрытию текущих обязательств. Если коэффициент абсолютной ликвидности (отношение денежных средств и ценных бумаг к краткосрочным обязательствам) за 2006 г. составил 0,16, то за 2007 г. — 0,32 при пороговом значении > 0,5. Коэффициент ликвидности (отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам) составил соответственно 0,59 и 0,93 при пороговом значении > 1,5. Погашение же краткосрочных обязательств в ряде хозяйств возможно в основном за счет реализации материально-производственных запасов.

Интенсивность использования всех ресурсов отражает ресурсоотдача, показывая объем выручки от продаж, приходящийся на 1 рубль средств, вложенных в деятельность организации. Этот показатель за 2006 г. составил 0,60, а за 2007 г.

— 0,59, т.е. снизилась эффективность использования экономического потенциала.

Стабильность финансового положения организации в условиях рыночной экономики обуславливается его деловой активностью. Показатели деловой активности говорят о том, что за 2007 г. по сравнению с 2006 г. сельскохозяйственные организации области менее эффективно использовали свои средства, свидетельством чего является замедление оборачиваемости материальных и денежных ресурсов и собственного капитала.

Проследим, к каким финансовым последствиям привело изменение оборачиваемости оборотных средств на основе

данных 2005-2007 гг. (табл.). Можно отметить, что при увеличении объема реализованной продукции в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в 1,28 раза и в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в 1,25 раза среднегодовые остатки оборотных средств возросли, соответственно, в 1,20 и 1,27 раза.

Таким образом, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. рост объема реализованной продукции был ниже роста среднегодовых остатков оборотных средств на 0,02 пункта. В связи с этим коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился на 0,02 пункта, длительность одного оборота возросла на 5 дней, и это привело к условному замедлению оборачиваемости оборотных средств на сумму 119,2 млн руб. Но в 2006 г. по сравнению с 2005 г. коэффициент оборачиваемости оборотных средств возрос на 0,07 пункта, длительность одного оборота сократилась на 17 дней, и это привело к высвобождению из оборота средств за счет ускорения оборачиваемости на сумму 324,7 млн руб.

Неадекватные современным экономическим условиям экономическая поддержка со стороны государства, дороговизна и недоступность банковских кредитов в последнее время — основные причины, препятствующие эффективному функционированию сельскохозяйственного производства. Практически исчезли из употребления такие термины, как самоокупаемость, самофинансирование, самостоятельность предприятий в принятии решений, направленных на выбор наиболее эффективных путей своего развития.

Средств, поступающих сельскохозяйственным предприятиям в виде кредитов, явно недостаточно для полноценного обеспечения отрасли. Что касается необходимости бюджетной поддержки развития сельского хозяйства, то она доказана мировым опытом развития продовольственного комплекса, а также социально-экономическими и природными особенностями его функционирования. Что касается субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, то они выделяются в недостаточном объеме, а механизм их распределения многие ученые предлагают совершенствовать [2]. Следует отметить, что в настоящее время для многих сельскохозяйственных предприятий одним из основных источников формирования средств является прибыль и банковский и коммерческий кредит.

Таблица

Эффективность использования оборотных средств в сельскохозяйственных организациях Пензенской области

Показатели № стро- ки 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. по сравнению с 2005 г. 2007 г. по сравнению с 2006 г.

1 1 0) .. £ + 11 экономи- ческий результат 1 1 0) .. § + 1 1 экономи- ческий результат

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Выручка от продаж, млн руб. 01 5360,7 6861,3 8585,9 1500,6 - 1724,6 -

Среднегодовые остатки оборотных средств, млн руб. 02 4637,4 5566,1 7079 928,7 - 1512,9 -

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (01:02) 03 1,16 1,23 1,21 +0,07 - -0,02 -

Коэффициент закрепления оборотных средств (02:01) 04 0,87 0,81 0,82 -0,06 - 0,01 -

Продолжительность одного оборота, дней (360:03) 05 310 293 298 -17 - 5 -

Однодневный оборот, млн руб. (01:360) 06 14,9 19,1 23,8 4,2 - 4,7

Экономический результат:

а) Ускорение (-), замедление (+) оборачиваемости, дн. 07 -17 - 5 -

б) Сумма высвобожденных из оборота средств за счет ускорения оборачиваемости (-), млн руб. (стр. 05 гр. 6* стр. 06 гр. 4) 08 -324,7 -

в) Сумма вовлеченных в оборот средств в связи с замедлением оборачиваемости (+), млн руб. (стр. 05 гр. 8* стр. 06 гр. 5) 09 - - 119,2 -

Расчет влияния факторов на экономический результат (+, -), дн. и млн руб. 10 -17 -324,7 5 119,2

В том числе за счет:

а) изменения среднегодовых остатков оборотных средств 11 64 1219,1 79 1884,2

б) изменения выручки от продаж 12 -81 -1543,8 -74 -1765

Получено на 1 рубль оборотных средств, руб.

товарной продукции 13 1,16 1,23 1,21 0,07 - -0,02 -

прибыли от продаж 14 0,11 0,16 0,22 0,11 - 0,06 -

В сельскохозяйственных организациях области в течение 2005-2007 гг. происходило уменьшение доли собственного капитала в имуществе хозяйств. В 2005 г. эта доля составляла 35,9%, 2006 г. — 33,9 и в 2007 г. — 33,6%. Соответственно, одновременно увеличилась доля заемного капитала и составила 64,1; 66,1; 66,4%.

Доля краткосрочных кредитов и займов в имуществе хозяйств области в 2007 г. по сравнению с 2005 г. уменьшилась с 12,4 до 8,7%. В абсолютном выражении они увеличились с 1363 до 1461 млн руб. Доля кредиторской задолженности за этот период снизилась с 22,0 до 14,4%, а в абсолютном выражении увеличилась лишь на 20 млн руб. В сельскохозяйствен-

ных организациях области за анализируемый период стоимость имущества увеличивается, а по собственным оборотным средствам наблюдается недостаток, который увеличивается. Стоимость имущества в 2005 г. составила 10983 млн руб., 2006 г. - 12726 и в 2007 г. - 16 857 млн руб. Недостаток собственных оборотных средств в 2005 г. составил 1 823 млн руб., 2006 г. - 2205 и в 2007 г. -2962 млн руб. Такое положение дел в сельскохозяйственных организациях области связано с ослаблением расчетной дисциплины и с кризисными процессами в производстве и в финансово-кредитной системе.

Преодоление кризисного финансового положения в сельском хозяйстве невозможно без проведения политики государственной поддержки. Зависимость от природно-климатических условий ставит отрасль в неравное положение с другими секторами экономики. Сельское хозяйство относится к категории жизнеобеспечивающих отраслей, определяющих возможность существования самого государства. Россия переживает кризис сельского развития, проявлениями которого являются бедность большинства сельских жителей и социальное опустынивание сельских территорий. Все это объективно требует бюджетной поддержки отрасли.

В ныне действующей системе бюджетной поддержки сельскохозяйственных предприятий выделяются два направления получения товаропроизводителями

средств: из федерального бюджета и

бюджета области. Большая часть средств федерального бюджета направляется на поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, особенно по инвестиционным и на развитие животноводства и промышленного рыбоводства на срок от 1 до 8 лет. Субсидии на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, на 99,7% выделяются из федерального бюджета.

Размер субсидий из федерального бюджета в 2007 г. в 4,4 раза превысил уровень 2005 г. Размер субсидий из федерального бюджета в 2005 г. составлял 78,2 млн руб., 2006 г. — 240,2 и в 2007 г.

— 344,7 млн руб. Размер субсидий из бюджета области также с каждым годом увеличивается. В 2005 г. субсидии из бюджета области составили 99,1 млн руб., в 2006 г. они увеличились в 1,3 раза

и в 2007 г. их уровень составил 326,3 млн руб., или по сравнению с 2006 г. возрос в 2,5 раза.

Субсидии в настоящее время представляют собой рычаг, с помощью которого можно сохранить сельскохозяйственные предприятия и сельскохозяйственные территории. Развитию сельского хозяйства способствуют и принятые целевые региональные программы. В Пензенской области действуют более 10 целевых региональных программ, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства. Основными целевыми региональными программами являются:

- Об областной целевой программе

«Социальное развитие села до 2010 года»;

- Об областной целевой программе

«Развитие личных подсобных хозяйств

Пензенской области на 2006-2008 годы»;

- Об областной целевой программе

«Развитие животноводства Пензенской области на 2006-2008 годы». Этой программой предусмотрено ускоренное развитие животноводства. Основными механизмами его реализации являются: субсидирование животноводства; развитие лизинга оборудования и племенного скота; создание и модернизация животноводческих комплексов; закупка высокопродуктивного племенного скота [3].

В рамках реализации Национального проекта «Развитие АПК» в области планируется осуществить строительство, реконструкцию и модернизацию трех свиноводческих комплексов общей мощностью 25 тыс. т мяса свиней в год, трех птицеводческих фабрик с годовым производством 160 тыс. т мяса бройлеров и 15 тыс. т мяса индейки. На условиях льготного кредитования и лизинга намечается ввести в эксплуатацию семь молочных комплексов.

Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 годы)» предусматривает в 2008 и 2010 гг. потребность в общем объеме финансирования, соответственно, в средствах федерального бюджета 623 и 739 млн руб., бюджета Пензенской области — 2276 и 1368 и собственные средства участников программы — 1116 и

1210 млн руб.

Таким образом, государственное регулирование воспроизводственного процесса является неоспоримым фактором, влияющим на все процессы предприятия. Изучение его необходимо, прежде всего,

как фактора, являющегося ключевым в изучении экономической жизни общества.

Библиографический список

1. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. М.: Восход-А, 2008. 224 с.

2. Барышников Н.Г. Государственное

регулирование сельского хозяйства: на-

правления, механизмы, приоритеты: научное издание / Н.Г. Барышников. Пенза: РИО ПГСХА, 2006. 200 с.

3. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 годы)» / Утверждена Законом Пензенской области от 19 ноября 2007 г. № 1425-ЗПО.

УДК 336.77 И.А. Флейклер

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АПК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Функционирование финансового рынка обеспечивается институтами, составляющими финансово-кредитную инфраструктуру. Финансово-кредитная инфраструктура АПК — это совокупность институтов, обеспечивающих необходимые финансовые условия для нормального функционирования воспроизводственного процесса и развития социальной сферы села.

Специфические особенности сельскохозяйственного производства и современные условия его функционирования обуславливают существенные отличия финан-сово-кредитной инфраструктуры АПК от подобных систем в других отраслях экономики.

Продолжительный технологический процесс в растениеводстве и животноводстве вызывает необходимость привлечения заемных источников для покрытия сезонного недостатка оборотных средств. Низкая экономическая эффективность производства, существующий диспаритет цен на аграрную продукцию и продукцию отраслей, снабжающих сельское хозяйство материально-техническими средствами, делают лизинг одним из наиболее доступных способов обновления основного капитала. Сельскохозяйственное производство подвержено влиянию неблагоприятных погодных условий, приводящих к потере урожая. В связи с этим страхование, выполняя функцию снижения производственных рисков и повышая финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, является неотъемлемым элементом инфраструктуры финансово-кредитных организаций АПК [1 ].

Финансово-кредитная инфраструктура включает в себя две составляющие: государственную и коммерческую. Государ-ственная составляющая представлена учреждениями, которые обеспечивают движение финансовых потоков, правовые основы функционирования как элементов инфраструктуры, так и всех участников воспроизводственного процесса, осуществляют контроль за их деятельностью. Коммерческая составляющая по субъектным характеристикам достаточно разнообразна — это коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, кредитные кооперативы, аудиторские организации. Указанными институтами выполняются следующие основные функции: расчетно-кассовое обслуживание; аккумуляция и сбережение финансовых активов; инвестирование и кредитование; страхование имущества и предпринимательских рисков; проведение лизинговых операций; оказание аудиторских и консалтинговых услуг.

Ведущим звеном финансово-кредитной инфраструктуры АПК являются коммерческие банки. В настоящее время омская банковская система насчитывает 7 региональных коммерческих банков и 41 филиал иногородних кредитных организаций [2]. Выборочное обследование ряда банков Омской области показало, что практически все они имеют в составе своих клиентов предприятия АПК. Однако большинство из них предпочитают кредитовать торговые и промышленные предприятия, а также обслуживать физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.