SCIENCE TIME
О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В ПЕРИОД ДЕТСТВА
Андрюнина Анна Сергеевна, Уральский государственный педагогический университет », г. Екатеринбург
E-mail: shurunko@mail.ru
Аннотация. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования». Особенно это актуально для периода детства (дошкольный и младший школьный возраст). Существуют программы, формирующие ценностное отношения к малой родине в начальной школе, однако это проблема не до конца решена в детском саду. Отсюда задача: разработать регионально ориентированную программу для дошкольников, направленную на формирование у детей чувства эмоциональной сопричастности, включенности в со-бытийность Уральского региона.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, учащиеся начальной школы, формирование ценностного отношения к малой родине.
Исследование проводится при финансовой поддержке Правительства Свердловской области и Российского гуманитарного научного фонда (грант 1416-66003).
Одним из важнейших направлений сегодня является патриотическое воспитание, что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам образования («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025», программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и др.). Вместе с тем патриотическое воспитание часто понимается достаточно узко - как знакомство с символикой государства (герб, гимн, флаг и др.) или с подвигами, связанными с Великой отечественной войной (что особенно актуально в год 70-летия со дня Победы). Безусловно, данные направления важны и значимы, но они не охватывают весь потенциал, который может быть здесь заложен.
Не случайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается острая необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8). Иными словами необходимо учитывать и региональный компонент, то есть специфику того места, где родился человек (область, город, поселок). Особенно это актуально для периода детства (дошкольный возраст и период обучения в начальной школе), так как для ребенка характерно познание мира через то, что непосредственно его окружает, через то, с чем он сталкивается лично. Это обусловлено наглядно-действенным мышлением детей, которое постепенно сменяется наглядно-образным к более старшему возрасту. Следовательно, ребенку трудно объяснить, что нужно любить свою Родину, исходя из абстрактных для него образов, хотя дети без труда могут обозначить название своей страны, народа, города или поселка. Следовательно, для формирования патриотических чувств у детей необходимо создать условия для эмоционального переживания событий, связанных с любовью к Родине. Таким образом, следует начинать с того, что ближе к самому ребенку - с его дома, образовательного учреждения, улицы, района, города или поселка. Эти места дети могут посетить лично (при сопровождении взрослого - родителя, воспитателя, учителя), узнать их историю, интересные факты.
Именно те места, которые ребенок посетил сам, лучшего всего запоминаются. Об этом свидетельствуют и результаты исследования, проведенного в нескольких образовательных учреждениях Екатеринбурга. Дошкольникам и младшим школьникам предлагалось нарисовать то, как, по их мнению, выглядит их родной город. В целом, рисунки детей детсадовского возраста и учеников начальной школы выглядели похоже - в центре изображены два самых главных места для ребенка - его дом, где он живет с родителями и его образовательное учреждение (детский сад или школа). Для дошкольников также характерно наличие прямой дороги между этими местами, а также изображение себя и своих родителей («Вот мы идем с мамой в садик, а папа едет в этой машине на работу»). Кроме того в своих работах детсадовцы часто рисуют «обязательные» элементы каждого рисунка природы - солнце, облака, трава, цветы. Кроме дома и образовательного учреждения дети (и дошкольники, и младшие школьники) добавляют те места, которые сами посещают или запомнились им больше всего. На большинстве рисунков присутствует какой-либо (чаще всего определенный) торговый центр, а также какое-либо место проведения досуга (зоопарк, цирк, театр кукол, парк). Ученики начальной школы подписывают те объекты, которые нарисовали и изображают их большее количество, добавляя «дом бабушки», «художественную школу», «детскую
SCIENCE TIME
площадку» и др. Вместе с тем по рисункам детей невозможно сопоставить расстояние между разными зданиями, не прослеживается специфика родного города, его отличительные черты. Данные рисунки за исключением конкретных названий оказываются применимы к любому большому городу. Таким образом, у детей не формируется ценностное отношение к своей малой родине, так как они не видят ее достопримечательностей, героев, уникальной природы.
Отметим, что программы краеведения, регионоведения существуют в ряде областей, что наиболее ярко проявляется в ряде крупных регионов, имеющих давнюю историю, культуру (программы регионоведения для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и др.). В других же регионах этот национально-региональный компонент оказывается не столь зримым, постигаемым и доступным для детей. Кроме того воспитание ценностного отношения к малой родине более характерно для периода обучения в начальной школе, так как существуют некоторые разработки и исследования посвященные данной теме. Рассмотрим некоторые из них.
Н.Г. Кузьмина предлагает уже для учеников первого класса реализацию проектов на тему «Моя малая родина», которые позволяют узнать об истории образования города, изучить его символы, познакомиться с архитектурными памятниками и достопримечательностями, найти книги посвященные проблемам краеведенья, сочинить поэтические строки о родной земле, найти и выучить стихотворения поэтов-земляков. Как отмечает сам автор данный вид деятельности позволяет получить «результат в виде красочно оформленного альбома или книжки-малышки, компьютерной презентации или плаката. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Участвуя в проекте, учащиеся приобретают опыт деятельности, который становится бесценным достоянием, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности» [3, с.65]. О возможностях метода проекта в формировании ценностного отношения к малой родине также говорит и И.В. Игнатьева, делая упор на знакомство младших школьников с фольклором, а, следовательно, национальными традициями.
Иной ход, но также с использованием возможностей учебной деятельности предлагают В. Я.Никулина и М.А. Комарова. Авторами были разработаны рабочая тетрадь и электронный образовательный ресурс по курсу «Моя малая Родина» для учащихся начальной школы. Для эффективной работы по курсу необходимо «как минимум сделать два усилия: 1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями). 2) Организовать взаимодействие обучающихся с культурными и общественными организациями» [5]. Следовательно, нельзя формировать ценностное отношение к малой родине только находясь в школе, необходимо привлекать и иные ресурсы, других людей.
Кроме возможностей учебной деятельности в начальной школе также привлекают и внеучебную. Так, Т.Н. Михалевич для учащихся начальной школы организовала кружок «Моя малая родина» направленный на «изучение истории, природы и культурного наследия города Заводоуковска и Заводоуковского городского округа через формирование информационно-коммуникативных компетенций первоклассника (изучение родной школы, истории города, особенностей устройства дома и быта на данной территории, природы и т.д.)» [4, с.97]. В рамках деятельности кружка ученики ходят на экскурсии в музеи, взаимодействуют с живой природой в походах и т. д.
В Нижегородской области разработан целый курс внеурочной деятельности (в том числе разработаны и учебники), называющийся «Нижегородская сторона» для учащихся II-IV классов, направленный на формирование ценностного отношения к малой родине. Каждая часть курса носит свое яркое и образное название и раскрывает какую-либо особенность или характерную черту родного края. Так в разделе «Найдешь ли краше и мудрее...» рассказывается о нижегородском крае, его промышленном и географическом разнообразии, раздел «Были и небывальщина» знакомит учащихся с нижегородским фольклором и народными сказками, изучая «Народные традиции нижегородцев» учащиеся узнают о национальных традициях народов Поволжья, а раздел «Нижегородские левши» раскрывает перед детьми дверь в мир красоты, созданный их земляками - рукодельными мастерами. Чем старше становятся ученики, тем больше самостоятельности они получают при выполнении заданий, представленных в учебнике.
Таким образом, в начальной школе существует множество возможностей для формирования ценностного отношения к малой родине, однако в дошкольных образовательных учреждениях ситуация складывается иначе. Существует ряд работ, которые посвящены разработке данной проблемы в детском саду, но в большинстве из них не предлагаются конкретные решения, статьи носят рекомендательный характер - необходимо привлекать родителей, водить детей на экскурсии, рассказывать о земляках без какой-либо конкретики. Существуют программы, которые базируются на этническом компоненте, но они оказываются не очень интересными для ряда областей. Так, в Свердловской области более 90% населения относится к титульной нации России - русским, знакомство с культурными традициями различных народов оказывается для дошкольников в большей степени познавательным процессом, чем формирующим определенные ценности.
Вместе с тем еще Я.А. Коменский работе «Материнская школа», которая является одной из первых трудов, посвященных проблемам дошкольного образования, говорит о значимости малой родины. По его мнению «В первые шесть лет ребёнок начнёт познавать следующее: ... В географии - место, где он
родился и где он живёт: деревню, город, крепость или замок» [1]. Формирование определенных представлений, знаний, ценностных отношений в дошкольном возрасте становится основой для их углубления в период обучения в начальной, а потом и в средней школе. Поэтому должна быть создана программа, направленная на формирование ценностного отношения к малой родине в детском саду.
К сожалению, к настоящему времени образовательная программа, освещающая историко-культурное наследие Уральского региона. Такой программой, на наш взгляд, стала регионально ориентированная программа «Грани Урала», разработанная на кафедре педагогики и психологии детства УрГПУ, которая:
- с содержательной точки зрения: в знакомстве детей с Уральской землей как самобытной областью, обладающей рядом уникальных характеристик -«граней», образ которых, с одной стороны, сразу определяет принадлежность к Уральским горам, а с другой, позволяет варьировать количество осваиваемых «граней» в зависимости от возраста обучаемых и задач обучения;
- с точки зрения формы организации познавательной деятельности: в активной вовлеченности обучающихся первой ступеней образования в освоение содержания - «огранку» знаний о земле Уральской.
Основными условиями реализации содержания программы «Грани Урала» являются:
- введение краеведческого материала, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому -культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое - настоящее - будущее;
- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города (села), Свердловской области;
- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном;
- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых, которая будет направлена на развитие личности дошкольника на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал, предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;
- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми и др. [2].
Отличительной особенностью программы является ее вариативность. Основная деятельность осуществляется в т.н. «познавательных маршрутах»,
которые можно моделировать самим педагогам дошкольного образования. Так, для многих детских садов оказывается интересны темы, посвященные художественному развитию детей. В этом случае целесообразно обратиться к такой грани, как «Урал - край удивительной росписи». Целью такого познавательного маршрута будет ознакомление детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала, а именно с уральской народной росписью. Во время прохождения маршрута воспитанникам предлагаются различные формы работы: работа с художественной литературой; рисование, изготовление поделок; игровые упражнения; посещение выставок и музеев Урала. После изучения этой грани у детей останутся не только знания и умения, связанные с рисованием (узор по краю: «бегунок», «цепочка», «дорожка», которые состоят из завитков, сплетений, листиков, лепестков, отводков), но и конкретные поделки, которые можно подарить родителям или выставить в холле детского сада (закладка для книги, расписанный поднос и др.).
При изучении такой грани, как «Достопримечательности земли Уральской» детей можно познакомить с интереснейшими памятниками города: воинам Уральского добровольческого танкового корпуса, который является бессменным местом для встреч всех тех, кто отправляется в путешествие на поезде или электричке; памятником А. С. Попову, который является символом для студентов и преподавателей радиофакультета Уральского федерального университета; Камнем Любви (одним из символов города) и др. После знакомства с познавательным маршрутом по родному городу дошкольникам можно предложить нарисовать или слепить из пластилина те достопримечательности, которые им больше всего запомнились, причем дети сами смогут выбирать свой «арт-объект» (от памятников Отцам-основателям, А. С. Пушкину до памятников «терки» и «клавиатуры»). Познавательный маршрут, посвященный достопримечательностям Екатеринбурга, позволяет дошкольникам развить эстетическое восприятие окружающего мира, уважать то, что создано другими людьми, воспринимать свой город как значимый в культуре всей России.
В рамках познавательного маршрута посвященного такой грани, как «Уральская рябинушка», дети могут познакомиться с растениями и животными Урала. Несмотря на плотную застройку, в черте города находится большое количество садов, скверов. Самые известные в Екатеринбурге - Исторический сквер, Зеленая Роща, Основинский парк, парк Дворца молодежи, Харитоновский сад и др. В черте городе работают три дендрария, в которых можно увидеть растения, характерные для данной местности, климатической полосы, а зоопарк позволит изучить зверей. Кроме того в последние годы появились контактные зоопарки, где можно погладить и подержать животных в руках. Природная грань позволяет сформировать у детей начальные представления об экосистеме города, о необходимости заботиться о ней, что формирует ценностное отношение не
только к малой родине, но и к природе.
Кроме того каждый познавательный маршрут оказывается связанным с другими гранями. Такой актуальный маршрут как «Боевая слава Урала», имеющий целью формирование у дошкольников чувства гордости за свой родной край Урал на основе участия его в Великой отечественной войне оказывается связанный с такими гранями как «История родного города», «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал», «Достопримечательности земли Уральской» и др. Кроме ценностного содержания происходит освоение и обязательных для дошкольников образовательных областей, таких как социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Дошкольники знакомятся с героями труда и фронта, которые жили в Свердловской области, продукцией которую производили на Урале (в том числе на экскурсии в музей военной техники «Боевая слава Урала» в г. Верхняя Пышма), участвуют в зарнице.
В целом, знакомство с историей, музеями и театрами, памятниками, природой позволяет дошкольникам понять особенности жизни своего города и в меру своих возможностей поучаствовать в ней. Каждое путешествие, каждая экскурсия, каждый познавательный маршрут - это новый взгляд на прошлое и настоящее родного края, знакомство с особенностями малой родины. Таким образом, в ходе знакомства с Екатеринбургом по данным познавательным маршрутам, дошкольник находится в объемном процессе постижения ценностей, особенностей, достопримечательности того места, в котором он живет. Особенно важно, что ребенок оказывается вовлечен в различные виды деятельности -познавательную, речевую, эстетическую, практическую и др., что, в совокупности, позволяет закрепить ценностное отношение дошкольника к малой родине.
Сама идея познавательных маршрутов «Грани Урала» может быть реализована не только в детском саду, но и в начальной школе. Формирование ценностного отношения к малой родине должно быть последовательным процессом, затрагивающим весь период детства. В этом случае родной город становится не просто набором объектов, которые посещает ребенок (дом, детский сад, школа, торговый центр), но и эмоционально наполненным. В рисунках детей появляются памятники, достопримечательности, характерные именно для данного населенного пункта или даже небольшие мини-карты.
Общие тенденции развития современной социокультурной парадигмы обусловливают поиск новых подходов и средств, способствующих оптимизации развития отечественной системы образования. Регионально ориентированные программы, с одной стороны, позволяют решить учебно-познавательные задачи, касающиеся потенциала того региона, в рамках которого реализуются
соответствующие программы. А с другой, дают возможность выполнить социально-ориентационные задачи образования: воспитывать у детей чувства принадлежности к ближайшему социальному окружению, гордость за свой край, достоинство формирующегося гражданина, что в целом обеспечивает истоки формирования ценностного отношения к Родине.
Литература:
1. Коменский Я. Материнская школа. М.: Успедгиз, 1947. [Электронный ресурс].
- URL: http: //krotov. info/library/11_k/om/ensky_01 .htm
2. Коротаева Е.В. Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине // Педагогическое образование в России.
- 2014. - № 3. - С. 108-111.
3. Кузьмина Н.Г. Проект «Моя малая родина» // Начальная школа. - 2013. - № 8.
- С. 64-66.
4. Михалевич Т.Н. «Моя малая родина». Программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста, направление духовно-нравственного воспитания // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. -2012. - № 1. - С. 96-100.
5. Никулина В.Я., Комарова М.А. Рабочая тетрадь и электронный образовательный ресурс по курсу «Моя малая Родина» // Концепт. - 2013. -Современная школа: из опыта инновационной деятельности. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2013/54033.htm
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html