Научная статья на тему 'О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований'

О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
666
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL (FREE) ECONOMIC ZONES / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / BORDER REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Панкова С.В., Попов В.В.

В статье показаны возможные направления развития особых экономических зон в муниципальных образованиях региона. Подробно рассмотрены позиции ряда ученых по исследуемому вопросу сквозь призму трактовки его законодательством Российской Федерации и Таможенного союза. Целью исследования было выявление различий между терминами «особая» и «свободная» экономические зоны, а также разработка предложений по формированию особых экономических зон с учетом региональных особенностей развития муниципальных образований на территории приграничного субъекта Федерации Оренбургской области в условиях функционирования Таможенного союза. Использованы общенаучные методы исследования: диалектический, монографический, логический анализ, сравнение и сопоставление, а также экономико-статистические методы. Проанализированы точки зрения российских и зарубежных ученых на трактовки понятия «свободная (особая) экономическая зона» с учетом положений современного российского и международного законодательства. На основе этого выявлены проблемные аспекты, касающиеся разработки экономических зон в рамках муниципалитетов Российской Федерации. Научно-прикладной характер работы обусловлен попыткой авторов рассмотреть возможности муниципальных образований, обладающих соответствующим потенциалом приграничного региона РФ (Оренбургская область) для организации на их территории свободных экономических зон различного типа. Проведено научное обоснование в виде использования оценки сбалансированности социально-экономического развития муниципалитетов. В ходе исследования выработаны рекомендации по организации свободных экономических зон, позволяющие создать научную основу для реализации сравнительно нового направления в экономике страны разработке вышеуказанных зон в приграничных муниципальных образованиях, обладающих для этого необходимым потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Панкова С.В., Попов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of special economic zones in municipalities

Importance The article reveals possible directions for special economic zones development in the region's municipalities. We consider in depth the positions of a number of scientists on the explored issue through the prism of its interpretation by the legislation of the Russian Federation and the Customs Union. Objectives The research aims to identify the differences between the terms of special and free economic zones, as well as to develop proposals for the establishment of special economic zones, taking into account regional characteristics of municipalities development in the near-border subject of the Russian Federation, the Orenburg region, under the conditions of the Customs Union functioning. Methods In the article, we have used general scientific research methods: dialectical, monographic, logical analysis, comparing and collation, as well as economics and statistics analysis methods. We have analyzed the points of view of the Russian and foreign scientists on the interpretation of the free (special) economic zone concept, taking into account the legislative provisions of the modern Russian and international legislations. On this basis, the paper identified the problematic aspects related to the economic zones development within the municipalities of the Russian Federation. Results Scientific and applied nature of the work is conditioned by our attempt to consider the capabilities of municipalities, which possess the appropriate capacity of the near-border region of the Russian Federation (the Orenburg region), for the organization of different kinds of free economic zones on their territory. The article offers scientific substantiation in the form of using an assessment of the balanced socio-economic development of the municipalities. Conclusions and Relevance As part of the study, we have made recommendations on the organization of free economic zones enabling to create the scientific basis aimed to implement a relatively new trend in the economy, i.e. the development of the above-mentioned areas in the near-border municipalities that have the required potential for this purpose.

Текст научной работы на тему «О формировании особых экономических зон на территориях муниципальных образований»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.1

о формировании особых

экономических зон на территориях

муниципальных образований*

с.в. панкова,

доктор экономических наук, профессор, декан финансово-экономического факультета E-mail: panksv@mail.ru

В.В. ПОПОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела финансово-экономического факультета E-mail: popovvv1@yandex.ru Оренбургский государственный университет

В статье показаны возможные направления развития особых экономических зон в муниципальных образованиях региона. Подробно рассмотрены позиции ряда ученых по исследуемому вопросу сквозь призму трактовки его законодательством Российской Федерации и Таможенного союза. Целью исследования было выявление различий между терминами «особая» и «свободная» экономические зоны, а также разработка предложений по формированию особых экономических зон с учетом региональных особенностей развития муниципальных образований на территории приграничного субъекта Федерации — Оренбургской области — в условиях функционирования Таможенного союза.

Использованы общенаучные методы исследования: диалектический, монографический, логический анализ, сравнение и сопоставление, а также экономико-статистические методы. Проанализированы точки зрения российских и зарубежных ученых на трактовки понятия «свободная (особая) экономическая зона» с учетом положений современного российского и международного законодательства. На основе этого выявлены проблемные аспекты,

* Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-32-01011/14.

касающиеся разработки экономических зон в рамках муниципалитетов Российской Федерации. Научно-прикладной характер работы обусловлен попыткой авторов рассмотреть возможности муниципальных образований, обладающих соответствующим потенциалом приграничного региона РФ (Оренбургская область) для организации на их территории свободных экономических зон различного типа. Проведено научное обоснование в виде использования оценки сбалансированности социально-экономического развития муниципалитетов.

В ходе исследования выработаны рекомендации по организации свободных экономических зон, позволяющие создать научную основу для реализации сравнительно нового направления в экономике страны — разработке вышеуказанных зон в приграничных муниципальных образованиях, обладающих для этого необходимым потенциалом.

Ключевые слова: Таможенный союз, интеграция, особые (свободные) экономические зоны, муниципальные образования, приграничный регион

В настоящее время в условиях нестабильности мировой экономики важное значение приобретают создание и развитие различных способов осущест-

вления внешнеэкономической деятельности. Наряду с использованием ряда таможенно-тарифных мер и международных соглашений, специальные условия для взаимодействия с иностранными партнерами предоставляет создание особых (свободных) экономических зон в рамках соглашений по зонам свободной торговли. Суть данной формы международных отношений заключается в том, что на территории государства создается зона торговли и инноваций, в отношении которой не осуществляется никаких налоговых или таможенных ограничений (либо таковые существуют, но в крайне ограниченной форме). На сегодняшний день на территории Российской Федерации участники таких зон получают право развивать свой бизнес на условиях значительных субсидий за счет государства, направленных на развитие новых форм производства [1, 2, 5, 8, 10, 13].

Здесь можно также сделать акцент на том, что свободные экономические зоны — это своего рода значительное подспорье в развитии инвестиционной привлекательности для зарубежных собственников капитала ввиду значительных налоговых льгот и прочих преференций.

На начальном этапе исследования необходимо провести критический обзор мнений российских ученых на предмет толкования данного термина. Сразу следует оговориться, что законодательно не существует различий между терминами «свободная экономическая зона» и «особая экономическая зона».

Так, на территории Российской Федерации действуют два документа, регулирующих данную сферу отношений:

1) соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

2) Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»1 (далее — Закон № 116-ФЗ).

В первом документе под свободной, или особой, таможенной зоной понимается «часть территории государства — члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим

1 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 23.06.2014).

осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны». В данном случае законодатель не делает никаких различий между особой и свободной экономическими зонами, объединяя их в одну категорию.

Согласно второму указанному нормативному документу, законодатель выделяет особую экономическую зону в отдельную категорию, трактуя ее как «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны».

Во втором случае нет никакой принципиальной разницы в трактовке этих двух понятий, за исключением того, что в первом случае правоотношения распространяются на весь Таможенный союз в целом, а во втором случае — только на Россию. Хотя в ст. 1 п. 1 Закона № 116-ФЗ сказано, что первоисточником здесь является рассмотренное ранее Соглашение о свободных (особых) экономических зонах.

В отношении развития теории развития свободных экономических зон в современной науке следует отметить наличие исследований, посвященных определению, классификации и назначению свободных экономических зон.

Разрешению вопросов возможной тождественности понятий «свободная экономическая зона» и «особая экономическая зона» посвящена статья С.А. Рыбакова, в которой автор наглядно доказывает, что первый термин является более ранним в историко-правовом аспекте, в то время как второй отражает современную трактовку данного феномена и имеет все признаки специального правового режима [11]. Кроме того, в статье подчеркнуто, что принятие законодательных актов по созданию особых экономических зон находится в компетенции федеральных органов власти.

Зависимость ускорения экономического роста от оптимального сочетания рыночных факторов и активного воздействия государства при обеспечении защиты прав собственности, поддержании стабильной политической обстановки и осуществлении международной интеграции на основе политики свободной торговли рассматривают М.А. Бендиков, И.Э. Фролов [3]. В другой работе авторы акцентируют внимание на положительных последствиях воздействия этих факторов для инновационной составляющей инвестиционного процесса [4].

Вопросы функционирования данного типа экономических отношений также рассматривает И.В. Клим, причем делает это через призму развития инновационного потенциала страны. Анализ показывает, что в ряде развитых мировых стран свободные (особые) экономические зоны служат дополнительным источником привлечения инвестиций и развития экономики в целом на основе модернизации производства. В статье проводится классификация данных зон, с учетом которой становится очевидно, что в России в условиях всех особенностей и складывающейся мировой обстановки будет иметь смысл создание только тех видов СЭЗ, которые имеют строго функциональное назначение и инновационную направленность2.

В работе И.Г. Филипповой рассматривается необходимость создания и развития СЭЗ в России с уклоном в туристическую деятельность. В данной научной работе приводится обширная классификация свободных (особых) экономических зон, рассматривается исторический очерк создания и развития данных территорий [12].

Подробности влияния налоговой политики, реализуемой с помощью свободной экономической зоны муниципального значения, рассматривает Н.Н. Быкова [5]. Также вопросы формирования налогового механизма стимулирования инвестиций при создании зон свободного инвестирования освещает В.В. Морозов [8]. Анализу структурных противоречий в экономике региона, возникших в результате создания и функционирования особой экономической зоны, посвящено исследование О.С. Сухарева и О.Б. Ильиной3. В работе О.В. Коробовой отражен порядок действий руководства региона, направленных на создание ОЭЗ [7]. На отсутствие режима свободной торговли как препятствие процессу интеграции и необходимую предпосылку создания Таможенного союза указывает Н.С. Зиядуллаев [6].

Зарубежные исследователи тоже уделяют внимание различным аспектам создания и развития свободных и особых экономических зон. Ученые из Словении David Bogataj, Marija Bogataj рассматривают свободные экономические зоны в рамках Шен-

2 Клим И.В. Свободная экономическая зона как институт инновационного развития экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 4. С. 26-32.

3 Сухарев О.С., Ильина О.Б. Анализ динамики структурных сдвигов региональной экономической системы типа особой экономической зоны // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2012. № 4. С. 79-100.

генского соглашения в качестве инструмента для минимизации рисков потоков товаров и человеческих ресурсов в составе логистических цепочек, при этом ключевое значение для компенсации издержек присоединения к шенгенской зоне придается снижению налогового бремени [14]. Индийские авторы Sarbajit Chaudhuri, Shigemi Yabuuchi анализируют последствия создания особой экономической зоны с использованием земель сельскохозяйственного назначения для роста заработной платы и занятости населения в аграрном секторе [18].

Значительное количество публикаций затрагивает вопросы функционирования особых экономических зон и зон свободной торговли в Китае. Авторы акцентируют внимание на:

• общем инвестиционном эффекте свободных экономических зон (Deborah Bräutigam, Xiaoyang Tang [15]);

• мультипликативном воздействии их на экономику муниципальных образований (Jin Wang [16]);

• торговой и финансовой либерализации (Wei Ge [19]);

• значении Шанхайской зоны свободной торговли для цепочки создания добавленной стоимости (Zheng Wan, Yang Zhang, Xuefeng Wang, Jihong Chen [20]);

• факторах, повышающих привлекательность тайваньской зоны свободной торговли для бизнес-структур, среди которых выделяются эффективность государственного управления, низкие цены, льготное налогообложение, упрощение таможенных процедур, четкие правила регулирования (Rong-Her Chiu, Taih-Cherng Lirn, Chia-Yi Li, Bing-Yan Lu, Kuo-Chung Shang [17]). Значительная часть выводов и рекомендаций,

сформированных по результатам исследований особых экономических зон в Китае, имеют не меньшее значение для российской экономики на современном этапе.

На основе проведенного обзора научных работ можно сделать следующие выводы:

1) большая часть работ ученых в основном посвящена оценке значения ОЭЗ для экономики России на федеральном уровне;

2) в ряде статей отождествляются свободные и особые экономические зоны, отсутствуют попытки гармонизации национального и международного законодательства в целях выработки единой терминологии;

3) в случаях исследования роли свободных экономических зон для регионов России речь сво-

дится к организационным вопросам, формированию налоговой политики и посредством нее повышению инвестиционной привлекательности. Зарубежные исследования имеют более широкий взгляд на последствия развития особых экономических зон и зон свободной торговли, акцентируя внимание на мультипликативном эффекте при создании нескольких зон на территории одного муниципального образования;

4) не уделяется внимания комплексной оценке условий создания особых экономических зон в приграничных регионах России при функционировании Таможенного союза;

5) не имеется исследований с использованием экономико-статистических методов для обоснования создания особых экономических зон в конкретных территориях.

Недостаточная разработанность вышеуказанных аспектов обусловила проведение нами исследований в данном направлении.

Рассматривая вопросы создания и развития особых, или свободных, экономических зон, в первую очередь следует уделить внимание нормативно-правовой трактовке данного понятия в Российской Федерации. В Законе № 116-ФЗ оговаривается, что особые экономические зоны могут создаваться и оформляться исключительно в соответствии с постановлениями Правительства РФ. При этом под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Однако, если обратиться к основополагающему документу действия Таможенного союза — Таможенному кодексу, то можно отметить, что здесь мнения законодателей расходятся, поскольку в нем указано, что процедура свободной таможенной зоны устанавливается «международными договорами государств — членов Таможенного союза» (ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В результате получается, что национальное законодательство не регулирует вопроса создания свободных таможенных зон, делегируя эту функцию на международный уровень. По мнению авторов, особая экономическая зона — понятие более широкое, чем свободная экономическая зона, зона свободной торговли или свободная таможенная зона, поэтому в случае, когда речь идет о режиме предпринимательской деятельности в рамках российского

государства, целесообразно применение термина «особая экономическая зона», а когда затрагиваются вопросы таможенного регулирования, правомернее применение понятия «свободная таможенная зона», подразумевая, что данная зона находится в пределах особой экономической зоны.

Следующим шагом в решении обозначенных вопросов исследования особых экономических зон следует выделить развитие регионов в целях создания на их территории зон с высокой концентрацией высокотехнологичного производства. Следует отметить тот факт, что в настоящее время на территории Российской Федерации можно, согласно Закону № 116-ФЗ, создавать только 4 основных вида особых экономических зон:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

На взгляд авторов, в целях повышения инвестиционной привлекательности российских регионов наиболее актуально создавать первый и второй типы ОЭЗ. Однако, принимая во внимание тот факт, что с научно-прикладной точки зрения инновационное развитие возможно только в технико-внедренческих зонах, в дальнейшем более подробно остановимся на данном аспекте.

Как установлено законодательно, особая экономическая зона может располагаться на определенном территориальном участке Российской Федерации площадью не более чем 40 км2 (промыш-ленно-производственные зоны); технико-внедренческие зоны — на участке не более чем 4 км2. Следовательно, можно сделать вывод о том, что участки ОЭЗ должны размещаться и организовываться на территориях муниципальных образований, по площади примерно соответствующих заявленным характеристикам.

В качестве примера размещения особых экономических зон на территории муниципальных образований можно рассмотреть Оренбургскую область, выбор в пользу которой обусловлен множеством факторов, среди которых можно отметить следующие:

1) широкий спектр производимой продукции на территории региона;

2) развитость топливно-энергетического комплекса;

3) наличие научно-производственной базы (технопарки, НИИ, квалифицированные научные кадры);

4) наличие объектов туристско-рекреационного комплекса национального и мирового масштаба.

В более ранних работах авторами была проведена оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области [9]. Представляется возможным применить результаты исследования для обоснования целесообразности создания ряда свободных экономических зон на территории региона. Авторами были взяты показатели развития различных блоков (социального, производственного, финансового), также был разработан итоговый показатель сбалансированности социально-экономического развития:

И,

сб.с.э.р

И + И + И

_ сб.п ^ сб.с.с ^ сб.ф.с

3

(1)

где Исб п — индекс сбалансированности производства муниципального образования; Исб сс — индекс сбалансированности развития социальной сферы муниципального образования;

Исб фс — индекс сбалансированности развития финансовой сферы муниципального образования.

Итоговый показатель И , может принимать

сб.с.э.р ^

значения от 0 (означающее полную несбалансированность) до 1 (практически идеальная сбалансированность социально-экономического развития муниципального образования).

На основе проведенных в исследовании расчетов сделан вывод, что всеми необходимыми мощностями обладает городской округ Бузулук, у которого значение итогового показателя 0,42 (наибольшее в территориальной группе среди городских округов и 2-е в целом по субъекту РФ); максимальное значение, равное 0,5, приходится на Оренбург, который лидирует по показателям развития социального и производственного секторов. Так, данное муниципальное образование имеет наименьший в группе уровень развития финансового сектора, лидирует по показателям развития социального и производственного секторов, что обеспечено положительной динамикой следующих показателей: в социальном секторе — отношение среднемесячной начисленной заработной платы к стоимости потребительской корзины и к минимальному размеру оплаты труда; в производственном

секторе — объемом производства сельскохозяйственной продукции, вводом в действие жилых домов, инвестициями в основной капитал за счет всех источников. Значения приведенных показателей были наивысшими в группе, что обеспечило ведущее место по уровню развития социального и производственного секторов. В отношении него будет актуальным создание промышленно-произ-водственной или туристско-рекреационной зоны ввиду роста показателей объема производства сельскохозяйственной продукции, ввода в действие жилых домов, а также наличия инвестиций в основной капитал за счет всех источников.

Авторами было выявлено, что на изменение динамики развития производственного сектора влияют практически с одинаковой степенью объем производства сельскохозяйственной продукции и удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием (зависимость в обоих случаях примерно 90%). То есть, для того чтобы оптимизировать и развивать промышленные отрасли как составную часть свободных экономических зон, следует модернизировать и обустроить дорожную инфраструктуру, внедрять логистические оптимизационные методы. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, с конца 2000-х гг. на территории Оренбургской области реализуется масштабный проект с участием ряда стран СНГ — «Шелковый путь», призванный соединить одним транспортным коридором страны Азии и Европы через Российскую Федерацию. Поскольку часть дороги будет пролегать через Оренбургскую область, то создание СЭЗ выглядит особенно актуальным в данном свете с учетом реализации мер по повышению инвестиционной привлекательности.

Также следует заметить, что на территории Оренбургской области на развитие производственного сектора муниципальных образований наибольшее влияние оказывают два показателя — отношение объема производства добывающих отраслей к объему производства обрабатывающих отраслей и объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Данный факт следует учитывать при планировании и последующем создании свободных экономических зон в условиях глобализации международных связей на фоне ужесточения экологических норм.

Анализ взаимосвязи уровней развития социального, производственного и финансового секторов муниципальных образований показал, что между уровнями развития социального и производствен-

ного секторов существует тесная взаимосвязь (95% из возможных 100%). То есть развитие социальной инфраструктуры в будущем посредством создания туристской зоны, возможно, станет очередным стимулом в пользу создания производственных СЭЗ.

Затронув тему развития туристской деятельности региона в целях ее интеграции в систему особых экономических зон, нельзя не отметить наличия уникальной зоны лечебного отдыха государственного значения — соленого озера Развал г. Соль-Илецка. Ежегодно на это озеро приезжают отдыхать порядка 1 млн чел. не только из России, но и из стран СНГ, что объясняется уникальными целебными свойствами озера, а также наличием современного санаторного комплекса по оказанию лечебно-оздоровительных услуг. Создание турист-ско-рекреационной зоны будет способствовать привлечению зарубежных инвестиций для создания инфраструктуры города, соответствующей статусу данного природного феномена, а также увеличению количества отдыхающих из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В ранних исследованиях была проведена оценка развития муниципальных образований Оренбургской области, результаты которых представляется возможным использовать в рамках настоящего исследования. Так, между развитием финансового сектора муниципальных образований и производственным сектором связь довольно незначительная, коэффициент парной корреляции составляет 0,36. Однако существующая между данными секторами экономики муниципального образования взаимосвязь все же выше, чем между развитием социальной сферы и финансового сектора (коэффициент корреляции 0,25) [9]. Выявленная взаимосвязь свидетельствует об отсутствии сбалансированности в социально-экономическом развитии муниципальных образований Оренбургской области и нерациональности использования имеющегося в распоряжении муниципального образования финансового потенциала. Данный факт может нам говорить о том, что промышленный сектор муниципальных образований области развит достаточно высоко, что может послужить научной основой создания СЭЗ первого типа (производственного).

Причем это целесообразно осуществлять в рамках муниципальных образований, находящихся в отдалении от областного центра, так как превышение уровня развития социального и производственного секторов городских округов, сильно удаленных от административного центра, над уровнем развития

городских округов, среднеудаленных от административного центра, обусловлено высоким уровнем развития входящих в группу городов Бузулука и Гая.

Таким образом, проведенное исследование позволило сформировать ряд предложений, направленных на создание и развитие ОЭЗ на территории Оренбургской области.

Во-первых, существующее терминологическое противоречие в отношении объекта исследования целесообразно разрешить следующим образом: термин «особая экономическая зона» является определяющим, в рамках ОЭЗ возможно образование свободных таможенных зон, предусмотренных положениями наднационального законодательства — Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Во-вторых, в ходе анализа было выявлено, что на территории Оренбургской области наиболее актуально развивать 3 типа особых экономических зон, исходя из специфики региона: промышленно-производственные, технико-внедренческие, турист-ско-рекреационные.

В-третьих, установлено, что особые экономические зоны целесообразно развивать на некотором удалении от областного центра ввиду неравномерного развитии муниципальных образований региона в части производственного, финансового и социального секторов. Например, при создании промыш-ленно-производственной зоны следует учитывать специфику развития г. Бузулука и Гая, а в отношении рекреационных зон можно использовать структуру г. Соль-Илецка. Также немаловажным фактом может являться проведение работ по организации дорожной магистрали «Шелковый путь», которая поможет решить имеющиеся транспортные проблемы.

Учет и реализация указанных аспектов позволят создать на территории Оренбургской области особые экономические зоны различных типов с перспективой придания им статуса свободных таможенных зон, обусловленных приграничным положением региона, что повлечет за собой экономический рост и повышение инвестиционной привлекательности региона.

Список литературы

1. Анимица П.Е. Особые экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Финансы и кредит. 2012. № 12. С.30-37.

2. Абашкин В.Л. Использование особых экономических зон как инструмента кластеризации экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 33. С. 15-20.

3. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007. 584 с.

4. Бендиков М.А., Фролов И.Э., Хрусталёв О.Е. Научно-технологическое развитие как средство обеспечения устойчивости экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 24. С. 2-15.

5. Быкова Н.Н. Влияние свободных экономических зон на экономический потенциал муниципальных образований // Экономика и социум. 2014. № 1. С.307-316.

6. Зиядуллаев Н.С. Сотрудничество России с Центральной Азией в рамках региональных организаций (ЕврАзЭС, ШОС и др.) // Мировая экономика. 2006. № 10. С. 36-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Коробова О.В. Повышение инвестиционной активности регионов путем создания свободных экономических зон // Наука на рубеже тысячелетий. 2010. № 9. С. 8-9.

8. Морозов В.В. Налоговые аспекты формирования особых экономических зон свободного инвестирования в регионах России // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 23-27.

9. Попов В.В., Новикова Ю.В. Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 7. URL: http://www.uecs.ru.

10. ПавловП.В. Направления реструктуризации российской экономики посредством особых экономических зон // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 5. С. 31-39.

11. Рыбаков С.А. Особая экономическая зона и свободная экономическая зона: единство или

различие // Экономика и право. XXI век. 2012. № 1. С.15-18.

12. Филиппова И.Г. Виды свободных экономических зон и возможности использования их преимуществ в сфере туризма Российской Федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 1. С. 50-57.

13. Шиганов А.В. Условия создания и функционирования особых экономических зон в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 7. С. 44-50.

14. David Bogataj, Marija Bogataj. The role of free economic zones in global supply chains — a case of reverselogistics // International Journal of Production Economics. Vol. 131. Is. 1. May 2011. P. 365-371.

15. Deborah Bräutigam, Xiaoyang Tang. "Going Global in Groups": Structural Transformation and China's Special Economic Zones Overseas // World Development. Vol. 63. November 2014. P. 78-91.

16. Jin Wang. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities // Journal of Development Economics. Vol. 101. March 2013. P. 133-147.

17. Rong-Her Chiu, Taih-Cherng Lirn, Chia-Yi Li, Bing-Yan Lu, Kuo-hung Shang. An Evaluation of Free Trade Port Zone in Taiwan // The Asian Journal of Shipping and Logistics. Vol. 27. Is. 3. December 2011. P. 423-445.

18. Sarbajit Chaudhuri, Shigemi Yabuuchi. Formation of special economic zone, liberalized FDI policy and agricultural productivity // International Review of Economics & Finance. Vol. 19. Is. 4. October 2010. P. 779-788.

19. Wei Ge. Special Economic Zones and the Opening of the Chinese Economy: Some Lessons for Economic Liberalization // World Development. Vol. 27. Is. 7. July 1999. P. 1267-1285.

20. Zheng Wan, Yang Zhang, Xuefeng Wang, Jihong Chen. Policy and politics behind Shanghai's Free Trade Zone Program // Journal of Transport Geography. Vol. 34. January 2014. P. 1-6.

National interests: priorities and security Strategy of economic advancement

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

THE FORMATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN MUNICIPALITIES

Svetlana V. PANKOVA, Valerii V. POPOV

Abstract

Importance The article reveals possible directions for special economic zones development in the region's municipalities. We consider in depth the positions of a number of scientists on the explored issue through the prism of its interpretation by the legislation of the Russian Federation and the Customs Union. Objectives The research aims to identify the differences between the terms of special and free economic zones, as well as to develop proposals for the establishment of special economic zones, taking into account regional characteristics of municipalities development in the near-border subject of the Russian Federation, the Orenburg region, under the conditions of the Customs Union functioning.

Methods In the article, we have used general scientific research methods: dialectical, monographic, logical analysis, comparing and collation, as well as economics and statistics analysis methods. We have analyzed the points of view of the Russian and foreign scientists on the interpretation of the free (special) economic zone concept, taking into account the legislative provisions of the modern Russian and international legislations. On this basis, the paper identified the problematic aspects related to the economic zones development within the municipalities of the Russian Federation. Results Scientific and applied nature of the work is conditioned by our attempt to consider the capabilities of municipalities, which possess the appropriate capacity of the near-border region of the Russian Federation (the Orenburg region), for the organization of different kinds of free economic zones on their territory. The article offers scientific substantiation in the form of using an assessment of the balanced socio-economic development of the municipalities. Conclusions and Relevance As part of the study, we have made recommendations on the organization of free economic zones enabling to create the scientific basis aimed to implement a relatively new trend in the economy, i.e. the development of the above-mentioned areas in the near-border municipalities that have the required potential for this purpose.

Keywords: Customs union, integration, special (free) economic zones, municipalities, border region

References

1. Animitsa P.E. Osobye ekonomicheskie zony Rossii: problemy i osobennosti nalogovogo regulirov-aniya [The Russian special economic zones: problems and peculiarities of tax regulation]. Finansy i kredit = Finance and credit, 2012, no. 12, pp. 30-37.

2. Abashkin V.L. Ispol'zovanie osobykh ekonom-icheskikh zon kak instrumenta klasterizatsii ekonomiki regiona [The use of special economic zones as an instrument of clusterization of a region's economy]. Regional'nayaekonomika: teoriyaipraktika = Regional economics: theory andpractice, 2010, no. 33, pp. 15-20.

3. Bendikov M.A., Frolov I.E. Vysokotekhno-logichnyi sektor promyshlennosti Rossii: sostoyanie, tendentsii, mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya [The Russian high-tech industry sector: status, trends, and innovative development mechanisms]. Moscow, Nauka Publ., 2007, 584 p.

4. Bendikov M.A., Frolov I.E., Khrustalev O.E. Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie kak sredstvo obespecheniya ustoichivosti ekonomiki [Scientific and technological development as a means of ensuring the economic sustainability]. Natsional'nye interesy: pri-oritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2014, no. 24, pp. 2-15.

5. Bykova N.N. Vliyanie svobodnykh eko -nomicheskikh zon na ekonomicheskii potentsial munitsipal'nykh obrazovanii [Influence of free economic zones on the economic potential of municipalities]. Ekonomika i sotsium = Economy and Society, 2014, no. 1, pp. 307-316.

6. Ziyadullaev N.S. Sotrudnichestvo Rossii s Tsentral'noi Aziei v ramkakh regional'nykh organizatsii (EvrAzEC, ShOS i dr.) [Russia's cooperation with Central Asia within the framework of regional organizations (EurAsEC, SCO and others)]. Mirovaya ekonomika = World Economy, 2006, no. 10, pp. 36-44.

7. Korobova O.V. Povyshenie investitsionnoi aktivnosti regionov putem sozdaniya svobodnykh eko-

nomicheskikh zon [Increasing the regions' investment activity through the creation of free economic zones]. Nauka na rubezhe tysyacheletii = Science at turn of millennium, 2010, no. 9, pp. 8-9.

8. Morozov V.V. Nalogovye aspekty formirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon svobodnogo investirov-aniya v regionakh Rossii [Tax aspects of the special economic zones formation for free investment in Russian regions]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law, 2014, no. 3, pp. 23-27.

9. Popov V.V., Novikova Yu.V. [Evaluating balanced socio-economic development of the Orenburg region's municipalities]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2014, no. 7. (In Russ.) Available at: http://www.uecs.ru.

10. Pavlov P.V. Napravleniya restrukturizatsii rossiiskoi ekonomiki posredstvom osobykh ekonomicheskikh zon [Directions of the Russian economy restructuring through special economic zones]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2010, no. 5, pp. 31-39.

11. Rybakov S.A. Osobaya ekonomicheskaya zona i svobodnaya ekonomicheskaya zona: edinstvo ili razlichie [Special Economic Zone and Free Economic Zone: unity or difference]. Ekonomika i pravo. XXI vek = Economics and Law. 21st century, 2012, no. 1, pp.15-18.

12. Filippova I.G. Vidy svobodnykh ekonomicheskikh zon i vozmozhnosti ispol'zovaniya ikh preimushchestv v sfere turizma Rossiiskoi Federatsii [Types of free economic zones and the possibilities of using their advantages in the Russian Federation tourism sector]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii = Theory and practice of service: economics, social sphere, technology, 2010, no. 1, pp. 50-57.

13. Shiganov A.V. Usloviya sozdaniya i funkt-sionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon v regionakh Rossii [Conditions for creation and functioning of special economic zones in Russian regions]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice, 2010, no. 7, pp. 44-50.

14. David Bogataj, Marij a Bogataj. The role of free economic zones in global supply chains — a case of reverse logistics. International Journal of Production Economics, vol. 131, iss. 1, May 2011, pp. 365-371.

15. Deborah Bräutigam, Xiaoyang Tang. "Going Global in Groups": Structural Transformation and China's Special Economic Zones Overseas. World Development, vol. 63, November 2014, pp. 78-91.

16. Jin Wang. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities. Journal of Development Economics, vol. 101, March 2013, pp. 133-147.

17. Rong-Her Chiu, Taih-Cherng Lirn, Chia-Yi Li, Bing-Yan Lu, Kuo-hung Shang. An Evaluation of Free Trade Port Zone in Taiwan. The Asian Journal of Shipping and Logistics, vol. 27, iss. 3, December 2011, pp.423-445.

18. Sarbajit Chaudhuri, Shigemi Yabuuchi. Formation of special economic zone, liberalized FDI policy and agricultural productivity. International Review of Economics & Finance, vol. 19, iss. 4, October 2010, pp. 779-788.

19. Wei Ge. Special Economic Zones and the Opening of the Chinese Economy: Some Lessons for Economic Liberalization. World Development, vol. 27, iss. 7, July 1999, pp. 1267-1285.

20. Zheng Wan, Yang Zhang, Xuefeng Wang, Ji-hong Chen. Policy and politics behind Shanghai's Free Trade Zone Program. Journal of Transport Geography, vol. 34, January 2014, pp. 1-6.

Svetlana V. PANKOVA

Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation panksv@mail.ru

Valerii V. POPOV

Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation popovvv1@yandex.ru

Acknowledgments

The article is supported by the financial aid provided by the Russian Humanitarian Science Foundation, Project No. 13-32-01011/14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.