Научная статья на тему 'О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исправительному законодательству России'

О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исправительному законодательству России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2596
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные к лишению свободы / воспитательная работа / уголовно-исполнительное право
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формах воспитательной работы с осужденными по действующему уголовно-исправительному законодательству России»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 1 (5)

О ФОРМАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ

© А. А. Бахтин

Бахтин

Александр Анатольевич

начальник отдела по воспитательной работе с осужденными

Федеральное бюджетное учреждение

«Колония-поселение №1» ГУФСИН России по Самарской области г. Тольятти

В ч. 1 ст. 109 УИК РФ определяется, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях в период до 2010 года, утвержденная директором ФСИН России 4 августа 2006 г., расширяет понятие воспитательной работы. Согласно данной концепции, воспитательная работа — это система педагогически обоснованных мер по нравственному, правовому, трудовому, физическому и иному воспитанию осужденных, обеспечивающих их исправление и способствующих законопослушному поведению, успешной социальной адаптации после отбывания наказания.

Одним из основных ориентиров работы с осужденными, указанных в концепции, является создание в исправительном учреждении условий для развития творческих способностей осужденных, занятий физкультурой и спортом, предоставление возможностей участия в творческих конкурсах, смотрах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях.

Изолируя лицо от общества, в связи с его осуждением, государство ограничивает его

доступ к культурной и спортивной жизни, накладывая тем самым негативный отпечаток на личность осужденного.

Получение осужденным свободного времени, без приложения физических усилий или творческих способностей, создает предпосылки к совершению правонарушений. Так, не зная, куда ему приложить свои усилия, осужденный будет стараться выплеснуть свою энергию, и не исключено, что это будет выражено в совершении им правонарушения.

Так, еще И. Я. Фойницкий отмечал, что «безделье развращает арестантов и делает весьма трудным надзор за ними, без которого невозможно никакое исправительное воздействие тюремных мер» [1]. Считается, что организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий является важным элементом в деятельности любого учреждения, исполняющего наказание.

Привлечение осужденных к указанным мероприятиям позволяет руководству учреждения, во-первых, обеспечить надзор и контроль за осужденными. Во-вторых, помогает занять осужденных в течение дня если не на рабочих объектах, то на спортивных площадках или в кружках самодеятельности. В-третьих, позволяет осужденным приобщиться к ценностям, которые культивируются в обществе. Направляет осужденных на путь исправления посредством переосмысления своих поступков, через творчество либо спорт.

Говоря о значении и содержании культурной и физкультурно-спортивной работы с осужденными, необходимо сказать следующее.

Содержание культурной и спортивной работы с осужденными сводится к проведению следующих мероприятий: постановка театральных спектаклей, подготовка и проведение вокально-музыкальных выступлений, организация вечеров творчества осужденных, проведение спортивных мероприятий.

При проведении указанных мероприятий осужденные могут в полной мере раскрыть свой талант. Определяющим моментом раскрытия потенциала осужденных является отсутствие давления со стороны критики. Выступление осужденных происходит перед такими же осужденными, как они сами.

Необходимо отметить момент массовости и публичности при проведении культурных и спортивных мероприятий. Именно эти два компонента определяют основной момент в организации указанных мероприятий. Чем больше будет задействовано осужденных для проведения культурных и спортивных программ, тем больше будет оказываться положительное воздействие воспитательного процесса с осужденными.

Особый интерес представляет организация массовых мероприятий, определенных конкретной тематикой. Например, передовой опыт учреждений области, где уже несколько раз проводятся «Рождественские вечера», что, по словам организаторов, уже в самом названии несет светлые, позитивные моменты.

Говоря об организации массовых мероприятий, необходимо отметить такой момент, как системность проведения. Нужно создать условия, при

которых осужденные будут уверены, что их работа в самодеятельных организациях не будет носить разовый характер и не ограничится одной-двумя постановками. Всегда интереснее преподносить что-то новое, не останавливаясь на достигнутом результате. К тому же это придаст уверенности осужденным в своей значимости для жизни и деятельности учреждения. Они будут уверены в том, что администрация заботится о них и создание таких групп самодеятельности обуславливается не директивами сверху, а желанием перевоспитать осужденных силами администрации исправительного учреждения. Показать, что жизнь не превращается в постоянный карательный процесс, а то, что в осужденном видят личность и стараются раскрыть его внутренние таланты. Помогают адаптироваться в новой для них среде (для тех лиц, кто осужден впервые), создавая условия для всестороннего развития.

Особую роль в организации культурно-массовых мероприятий играет создание возможности посещения осужденными различных видов выставок. Например, выставок, рассказывающих о создании родного края, города, о нелегких годах Великой Отечественной войны, развивая тем самым патриотичность и гордость за своих предшественников. Это наиболее легко можно организовывать в условиях содержания осужденных в колониях-поселениях. Предоставление билетов на такие мероприятия можно организовать по итогам соревнований между отрядами, за успехи в трудовой деятельности. Отсюда у осужденных появится стимул в получении этих билетов. Конечно, билеты могут предоставляться не только в музеи, но и театры, филармонии, на концерты.

Формы организации и проведения культурных и спортивных мероприятий можно разделить на две группы. Первая группа мероприятий обуславливается тем, что сами осужденные являются активными участниками мероприятий. Таким примером может служить участие осужденных во всевозможных театральных кружках, вокальных группах, спортивных секциях, создаваемых в учреждении. Осужденные являются активными членами данных коллективов, самостоятельно разрабатывают программу, выбирают репертуар, соответственно находясь под контролем администрации учреждения. Как правило, в качестве руководителей таких коллективов необходимо ставить осужденных, которые имеют определенную профессиональную подготовку (окончивших училища соответствующего профиля), если такие содержатся в учреждении. А под их руководство можно привлекать совершенно разных лиц. Естественно, главное — создать предпосылки для привлечения осужденных в их состав. Так, необходимо проводить агитационную работу по привлечению лиц, указывая на положительные моменты участия в таких группах. Необходимо стимулировать их участие посредством объявления мер поощрения, посредством предоставления льгот, отпусков, свиданий лицам, положительно зарекомендовавшим себя при организации таких мероприятий, активно участвующим в их работе.

Такая форма деятельности осужденных позволяет им выразиться, расширять кругозор, приобщаться к вечным истинам, отказаться от совершения правонарушений. Примером могут служить вокально-инстру-

ментальный коллектив «Пацаны», созданный в ФБУ «Жигулевская воспитательная колония», и театр «Пилигрим», созданный на базе ФБУ ИК-6 (Самарская область).

Также необходимо организовывать выездные выступления самодеятельных коллективов. Их выступление в других колониях делает жизнь осужденных разнообразнее, позволяет оценить свои собственные силы, заинтересовать осужденных из других подразделений в создании собственных театров, групп.

Вторая группа мероприятий сводится к тому, что осужденные не являются организаторами мероприятия, а культурно-массовые мероприятия организуются силами администрации учреждения. Здесь главную роль играет работа воспитательного отдела, направленная на поиск всевозможных путей организации досуга осужденных.

Такая работа должна быть направлена на привлечение различного рода творческих коллективов из других учреждений, создание возможностей посещения осужденными выставок, театров, концертов. Предоставление билетов может быть осуществлено взамен оказания услуг.

Как указывалось уже выше, предоставление билетов в эти учреждения культуры может быть обусловлено успехами в соревнованиях между отрядами, достигнутыми успехами в труде, за правопослушное поведение.

В условиях содержания осужденных в колониях-поселениях возможно посещение осужденными различного рода мероприятий, проводимых на территории соответствующего субъекта, где располагается колония. Так, например, посещение «масленицы», рождественских гуляний или проводимых на стадионах города спортивных мероприятий.

Особое место в проведении культурно-массовых мероприятий занимает проведение религиозных богослужений. Не секрет, что, попадая в колонию, осужденные больше приобщаются к религии. Поэтому приглашение представителей церкви в учреждение всегда имеет положительную реакцию.

Таким образом, можно констатировать, что вариантов проведения культурно-массовых мероприятий множество, главное — выделить то, что будет действительно интересно осужденным, создать условия для их проведения и заинтересовать осужденных в их организации.

Следующей формой воспитательной работы с осужденными, является организация и проведение физкультурно-спортивной работы.

Физическое здоровье занимает немаловажную роль в нашей жизни, а в условиях заключения приобретает особую значимость. Ограниченность пространства передвижения вкупе с ограниченной возможностью активного образа жизни, в силу специфических условий порядка отбывания наказания, должна компенсироваться разнообразными спортивными мероприятиями, проводимыми в исправительном учреждении. Это могут быть и ежедневная физическая зарядка, предусмотренная распорядком дня учреждения, и дополнительные спортивные мероприятия, проводимые в учреждении.

Можно выделить две основные формы организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий в исправительных колониях.

Первая форма заключается в непосредственной организации и проведении спортивных мероприятий. Здесь можно выделить как соревнования, проводимые внутри исправительного учреждения, так и проводимые за его пределами (на территории других колоний, или гражданских организаций). Соревнования, проводимые внутри колонии позволяют поднять на достаточно высокий уровень физическое здоровье большого количества осужденных. При этом создается возможность массового привлечения спец-контингента учреждения для проведения указанных мероприятий. И поэтому здесь должны практиковаться больше командные виды спорта, нежели индивидуальные. Массовость участников позволяет не только рационально обеспечить свободное времяпрепровождение большого числа спецконтингента, но и позволяет выделить лучших в этом виде соревнований для представления команды на соревнованиях, проводимых между исправительными учреждениями. Соревнования, проводимые между осужденными разных исправительных учреждений, позволяют проверить свои спортивные силы на совершенно другом уровне, где и противник сильнее и интереснее, да и смена обстановки действует положительно на психологическое состояние осужденного. Спортивные мероприятия, проводимые с участием гражданских лиц, заставляют поверить осужденных в то, что процесс исправления связан не только с карательными мерами и режимными требованиями, но, прежде всего, цель исправления заключается в ресоциализации осужденного, приобщении его к жизни в нормальном гражданском обществе. В том обществе, которое готово принять осужденного после отбытия им назначенного судом наказания.

Вторая форма физического воспитания включает в себя ознакомление с физиологией человека, с процессами развития физической культуры, выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в оптимальном состоянии. Особенно важен этот вид физического воспитания в условиях вынужденной безработицы осужденных, когда занятия физическими упражнениями, спортивными играми отвлекают их от праздного времяпровождения.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что формы и методы воспитательной работы, в конечном итоге, должны быть направлены на исправление осужденного, его ресоциализацию в обществе, поддержание нравственного и физического воспитания.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.