УДК 37.011 doi: 10.17223/2077-6160/12/7
о ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ
Н. П. КИРИЛЛОВ, В. Н. ФАДЕЕВА
Национальный исследовательский Томский политехнический университет knp@tpu.u
Обсуждая проблемы современного образования, важно применять философский подход. А точнее, требуется дальнейшее развитие «Философии образования». Диалектическая философия явилась источником многих подходов для познания. Назовем наиболее известные и чаще всего применяемые: исторический, системный, синергийный. Си-нергийный мы рассматриваем как квинтэссенцию системного и исторического подходов. Системный подход может иметь две версии - метафизическую и диалектическую.
Ключевые слова: философия образования, исторический подход, системный подход.
Только ленивый не критикует российскую систему образования. Критические высказывания все чаще и чаще звучат на различных конференция, диспутах. Да и в средствах массовой информации тоже. Мы хотим ответить тем реформатором, которые превратили российское образование и продолжают превращать его в бездуховную услугу.
У нас уже давно сложилось впечатление, что у современного общества нет запроса на философскую мыследеятельность. В обиходе модернизация, инновация и т.д.
Философия с момента своего возникновения, создавая обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, всегда держала в центре внимания проблемы образования, воспитания и самовоспитания.
Общество увлекают модернизациями. Большой спрос на успешных менеджеров, экспертов. Такие люди постоянно находятся, предлагают себя как крупных специалистов, но большинство умеют только успешно
О ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ
109
ломать или привлекать чужой, чаще зарубежный, опыт. Обещают даже кого-то догнать или повысить рейтинг. Экспертизу тоже могут сделать квалифицированно. Успешнее всего экспертиза получается тогда, когда сравнивают работу, дело со стандартом или с предписанием министерства или ведомства. Философы («Тоже умники нашлись», - сказал один высокопоставленный чиновник) призваны за хаосом событий увидеть связи, сформулировать и объяснить причины хаоса и беспорядочности проблем и возникающих новых явлений. Философия - это способность понимать, формулировать, объяснить и предлагать новый конструктивный проект для дальнейшего развития. Многие, наверное, заметили, что из обихода политиков исчезло слово ПРОГРЕСС. Нет запроса, нет потребности - нет и мыслителей.
В чем мы видим проблему? Технологий образования много. Есть немало интересных предложений и решений. А методологическими поисками мало кто занимается.
Первое, что надо сделать, - это понять философию традиционного образования, суть которой состоит в субъектно-объектных отношениях, где субъект - учитель, объект - ученик, на которого направлена образовательная и воспитательная деятельность.
В эпоху Возрождения появилась педагогика, которая впоследствии получила название антропоцентрической теории педагогики.
Второе. Философия формулировала методологические принципы, лежащие в основе наук, в том числе образования и воспитания. Пути философии, науки и образования неразрывны и взаимообусловлены.
В Древней Греции было сформулировано средство познания - ПОНЯТИЕ. Благодаря этому средству Аристотель произвел классификацию наук: теоретическая, практическая, творческая. Этот инструмент науки стал одновременно Инструментом Образования.
Прошли столетия. В эпоху Возрождения появился очень важный инструмент познания - ЭКСПЕРИМЕНТ. Причем эксперимент рассматривался как средство контроля за познанием.
Кстати, нетрудно заметить, что именно в это время в Европе появились первые УНИВЕРСИТЕТЫ.
Благодаря эксперименту появились точные науки. Тогдашний философ писал: «Точная наука есть философия нового времени».
Шел процесс становления научной методологии. В этой пошаговой ретроспективе стоит вспомнить многие имена. Прежде всего, Бэкона и Декарта.
Первый был приверженцем эмпирического метода, второй приоритет отдавал теоретическому познанию. Но и тот и другой искали ключ к методу. К методологии научного познания.
Чтобы добраться до смыслов современной философии образования, надо обязательно вспомнить о Гегеле. Высшим достижением классической философии Х1Х в. стала его диалектика. Впервые в истории челове-
110
Н. П. КИРИЛЛОВ, В. Н. ФАДЕЕВА
ческой мысли он представил природу, общество и духовный мир личности в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. У Гегеля в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования и познания.
Философский стиль мышления не описание, а деконструкция, мыслительные действия по разборке частей целого; разложение смысла или смыслов. Смысл - сущность, внутреннее содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом, разумное основание исследуемого.
Гегелем были обоснованы важнейшие принципы диалектического способа мышления и познания, в корне противоположного метафизике.
Авторское понимание метафизики: философские учения, рассматри-ваюшие, прежде всего, собственно вещи и явления, а не их изменения и зависимости друг от друга. В гегелевской, а позднее в марксистской философской традиции метафизика - метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.
Методология - учение о методах научного познания - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Когда мы говорим о необходимости учета диалектики в философии образования, мы не зовем, как может показаться, к возврату советской модели образования. Речь идет о возвращении к Гегелю, Марксу, к исконной сущности законов и категорий диалектики.
Так, когда же мы потеряли в российском образовании диалектику?
Уже в советские годы идеи Гегеля и Маркса, с одной стороны, декларировались как метод преобразований, с другой - были сведены к примитиву. А самое главное, идеи диалектики не стали идеалами творчества для каждой личности, а больше походили на камуфляж для оправдания политики и идеологии. Вузовское гуманитарное образование формально признавалось в духе диалектического метода, но на деле метод был дискредитирован.
Предмет гуманитарного образования был сконцентрирован на онтологическом обосновании истории СССР как единственно верной и безальтернативной теории и практики социального прогресса. Метод был обязан подтверждать программные идеалы государства. В истории случаются такие периоды, когда потенциал гносеологического стиля мышления игнорируется, а онтологический стиль мышления превалирует. Именно так произошло в России в 90-е годы. В стремлении освободиться от марксизма перешли на позиции онтологизма. Победила метафизика. Вместе с «мыльной водой» выплеснули и «ребенка». Как могло произойти такое? Ясно одно, совершенно некритично доверились тем парадигмам мысли, которые были выработаны идеологами борьбы с марксизмом.
О ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ
111
В чём мы видим проблему? Технологий образования много. Есть интересные предложения и решения. Но в условиях мирового кризиса образования нужен философский анализ.
Философия традиционного образования - это субъектно-объектное отношение, где субъект - учитель, объект - ученик как реальность, на которого направлена образовательная и воспитательная активность. Эта философия господствует и сегодня.
Нетрадиционный подход в образовании. Субъект - ученик. Объект -наука, знание. Кстати сказать, рождение и развитие философской концепции антропоцентристской педагогики имеет свою ретроспективу.
Традиционное образование как философская концепция античного, а затем и раннехристианского мира строилось на признании божественного и природного происхождения, существования и развития человека.
В эпоху Возрождения в философских взглядах с опорой на античные представления появилось понимание о праве человека на собственное творчество. Что в принципе и стало основой гуманизма, теории и практики, рассматриваюшей человека как высшую ценность, проявляющей заботу о благе людей и их всестороннем развитии.
Итальянский мыслитель Пико де Мирандола в своем трактате «О назначении человека» вложил в уста Бога-Творца обращенные к Адаму слова: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души в высшие божественные... О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!»
Ранний гуманизм Ренессанса заложил новые, не традиционные для образования парадигмы антропоцентрической теории педагогики. Антропоцентрическая философская концепция состоит в том, что природа самопознает себя через Ч Е Л О В Е К А, а человеческий Р А З У М является естественным и закономерным фактором, ускоряющим процессы развития Вселенной, человека и человечества.
В развитие антропоцентрической концепции многие выдающиеся мыслители вложили свою лепту. В. Де Фельтре «Дом радости», Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», М. Монтессори, другие. Выдающейся русский философ В. В. Розанов на заре ХХ века опубликовал книгу «Сумерки просвещения», где сформулировал вопрос: почему образование не достигает своих высоких целей, почему оно не способно всесторонне развить личность? Этот вопрос стоит и сегодня.
Американский философ и педагог Джон Дьюи вошел в историю образования как представитель американского прагматизма. Но он, как и
112
Н. П. КИРИЛЛОВ, В. Н. ФАДЕЕВА
Ж. Ж. Руссо, в центр своей педагогической концепции поставил личность. «Внутреннее «Я» и собственный социальный опыт».
Наше понимание современной философии образования состоит в том, что главным субъектом образовательного процесса является личность, мотивированная на самообучение, самовоспитание, самореализацию в творчестве, опирающаяся на метод научного познания. Как видите, в этом определении ключевые слова: субъект, самореализация, метод научного познания, методология, творчество.
Я самообучающаяся личность - это идеальный метод обучения.
Я самореализующаяся личность - это высшее и восхитительное ощущение счастья.
Мне дана возможность владеть тем, что я пожелаю.
Я могу быть тем, кем захочу, и буду.
Счастье есть «глубокое чувство САМОРЕАЛИЗАЦИИ» (М. Рикар, цит. по: К. Галло. Презентации в стиле ТЭД, - М.: Альпина Паблишер, 2015. - С. 26)
«Истинное счастье приходит только как результат длительного воспитания в себе мудрости, альтруизма и сострадания и полного искоренения таких духовных ядов, как ненависть, жадность и невежество» (Там же. С. 27).
Если у вас нет ощущения собственного счастья, вы не будете иметь блестящей карьеры.
Ищите в себе источник вдохновения.
Метод (греч. methods - путь, способ исследования, обучения) - совокупность приемов и операций познания и практической деятельности, способ достижения определенных результатов в познании и практике. Методология считает следование научному методу решающим условием приемлемости научной теории и отождествляет соответствие метода теоретической конструкции реальности, то есть истине.
Такое определение современной философией образования учитывается и в современной молодежной политике России: «обеспечить самореализацию личности». Поэтому сегодня как наиболее важная выдвигается задача актуализировать для личности цели и смыслы методологической культуры как основы самореализации личности в творчестве.
Дело ещё и в том, что философия сама по себе не может моментально превращаться в руководство для практики, тем более что эта практика в области педагогики, где заняты и участвуют тысячи. Речь должна идти о формировании ментальности (от лат. MENS - сознание, ум), образа мышления, общей духовной настроенности человека, группы, социума. Ментальность является более широким и вместе с тем более ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. Менталитет, ментальность - это не только способ мышления, сколько особым образом сложившиеся и устоявшиеся умонастроения, предрасположенность
О ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ
113
мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать цели, свойственные какой-то общности. Менталитет каждого народа имеет свои особенности, которые формируются в процессе его исторического развития.
Ещё один тезис.
Руководствуясь задачами обучения творчеству, следует иметь в виду науку в аспекте ее метода как систему познавательной деятельности, которая специфически конкретизируется применительно к тому или иному методу познания. Необходимо выявлять в логике изучаемой науки такие её черты, овладение которыми означает на деле приобщение к методологии научного познания. Теория помогает в деле интерпретации науки с методологической точки зрения, наконец, метод науки - это система познавательной деятельности, осмысление и усвоение которой и есть одна из основополагающих предпосылок приобщения к творчеству. Важно также обращение к синергетической методологии, которая может дать основу для создания эффективных моделей социальной динамики, в том числе и процессов развития, прогресса образования.
Причем сейчас все кому не лень оперируют словом синергетика. Для одних слово модное. Для других - это практика, в которой нужно учитывать все возможно существующие компоненты. Для третьих синергетика - это наука о самоорганизации самой разной по происхождению природы и т.д.
В философии образования - синергетическую методологию надо понимать как объективный процесс взаимодействия людей. Для образования синергетика - это прежде всего научное направление, исследующее закономерности, лежащие в основе процессов САМООРГАНИЗАЦИИ в системах и структурах самой разной природы. Практика взаимодействия многих компонентов, характеризующихся тем, что совокупное действие всех компонентов превышает эффект, оказываемый каждым из них.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века По воле Бога самого Самостояние человека Залог величия его...).
А. Пушкин.
Из «сумерков образования», по В. Розанову, Россия ещё не вышла.