Научная статья на тему 'О феномене толерантности (историко-педагогический аспект)'

О феномене толерантности (историко-педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПЕДАГОГИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / DEVELOPING TOLERANCE AMONG THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES’ OFFICERS / TOLERANCE / PHENOMENON OF TOLERANCE / MORAL EDUCATION / PRINCIPLES OF TOLERANCE / PEDAGOGY OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турская Елена Романовна

В статье на основе обобщения теоретического материала проводится историко-педагогический анализ феномена толерантности как неотъемлемого качества сотрудника органов внутренних дел в современных условиях, обусловленного профессиональной деятельностью органов внутренних дел. Особенностью современного этапа социального развития является разнообразие социокультурных укладов жизнедеятельности людей, содержащее в себе потенциал конфликтности и напряженности. В связи с этим полицейским в их практической деятельности регулярно приходится сталкиваться с проблемой толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Турская Елена Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author summarizes the theoretical data and makes a historical-pedagogical evaluation of tolerance as an integral quality of the Internal Affairs agencies’ officer in current conditions, which is determined by the Internal Affairs agencies’ work. Variety of people’s sociocultural lifestyles full of potential conflicts and tense is the peculiarity of social development at present. Therefore, policemen normally encounter the problem of tolerance in their work.

Текст научной работы на тему «О феномене толерантности (историко-педагогический аспект)»

Турская Е. Р. О феномене толерантности (историко-педагогический аспект)

у сотрудников полиции на железнодорожном вокзале незначительно выше, чем у сотрудников полиции на морском и речном транспорте.

Возвращаясь к замыслу исследования, следует подчеркнуть, что создание атрибутивных технологий познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте, по нашему мнению, позволит сотруднику: овладеть навыками распознавания опасных явлений, коммуникативными, перцептивными навыками; качественно выполнять свою деятельность по обеспечению безопасности, взаимодействуя с техническими способами оснащения транспортного комплекса, с пассажирами и службами транспортной системы; повышать свой профессиональный уровень в решении вопросов «атрибутирования» признаков опасных явлений на объектах транспортного комплекса. Атрибутивная технология будет способствовать сотруднику полиции на транспорте в овладении знаниями, навыками по распознаванию когнитивных образов опасных явлений. При этом технология даст сотруднику все необходимые условия для самореферентности, самоактуализации своей деятельности, возможности оставлять за собой функции контроля и управления деятельностью, готовности к действию и осуществлять профилактику «внутренних нарушений», купирования проблемных ситуаций для качественного и бесперебойного функционирования с помощью предложенных в технологии занятий, тренингов, атрибутивной терапии. 1 2

1 Вестник Национального антитеррористического комитета. 2014. № 1. С. 30.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ // Рос. газета. 2014. 31 дек.

УДК 33.01

I О ФЕНОМЕНЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ I (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Е. Р. Турская

В статье на основе обобщения теоретического материала проводится историко-педагогический анализ феномена толерантности как неотъемлемого качества сотрудника органов внутренних дел в современных условиях, обусловленного профессиональной деятельностью органов внутренних дел. Особенностью современного этапа социального развития является разнообразие социокультурных укладов жизнедеятельности людей, содержащее в себе потенциал конфликтности и напряженности. В связи с этим полицейским в их практической деятельности регулярно приходится сталкиваться с проблемой толерантности.

Ключевые слова: феномен толерантности, нравственное воспитание, принципы толерантности, развитие толерантности у сотрудников органов внутренних дел, педагогика толерантности.

3 Это Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с изменениями на 2 ноября 2013 г.; Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 3 февраля 2014 г.) с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 6 мая 2014 г.

4 Шаранов Ю. А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием) : дис. ... д-ра психол наук. СПб., 2000. С. 45.

5 Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб., 2010. С. 92.

6 Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. 3th ed. 1992. 397 р.

7 Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / пер. с англ. СПб., 1999. 318 с.

8 Кудин В. А., Статный В. М. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: от теории и методологии к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 59. С. 6.

9 Основы профайлинга, использование метода выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы, для обеспечения безопасности на транспорте : учеб.-метод. пособие / В. М. Статный [и др.]. М., 2013. С. 218.

10 Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986. С. 75.

11 Профайлинг в деятельности органов внутренних дел . учеб. пособие / под ред. В. Л. Цветкова. М., 2014. 400 с.

12 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с.

13 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 278с.

14 Шаранов Ю. А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческоразвивающий подход) : монография. СПб., 1998. 380 с.

Одним из основных направлений социальной политики Российского государства в настоящее время является развитие открытого общества, содержанием которого являются толерантность, формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма. Толерантность оказывает влияние на развитие в обществе сознания, на доброжелательные отношения между людьми и благоприятный психологический климат в мире.

Личностная толерантность — характеристика многомерная и интегральная. Это способность индивида противостоять фрустрации, страху, стрессу, риску, неопределенности, сохраняя внутреннюю устойчивость. Как составляющая эмоционального интеллекта — это также способность адаптироваться к новым социальным ситуациям и условиям, осуществляя саморегуляцию, способность справляться с жизненными трудностями, достигать успеха в условиях

38

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Турская Е. Р. О феномене толерантности (историко-педагогический аспект)

риска. Именно благодаря толерантности человек быстро возвращается в психически устойчивое состояние, будучи даже выведен из равновесия различными внешними и внутренними факторами. Стремление личности к свободе уравновешивается ответственностью, которую личность добровольно, осознанно принимает, не нарушая внутреннего и внешнего равновесия. Толерантность как способность личности проявлять одновременно устойчивость и гибкость, активность самоизменения и устойчивость, соединять несоединимое, открывает путь развития креативности, столь необходимый человеку в современных условиях. Исключительную значимость приобретают и саморазвитие, личностный рост, лежащие в основе личностной толерантности.

Толерантность — понятие уникальной природы, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человечества, социальной идентификации человека, внутри- и межгруппового восприятия, самосознания личности и т. д. 1 Мотивы толерантности находим в высказываниях древних философов. Реальное же воплощение идея толерантности впервые получила в Декларации прав человека 1789 г., ставшей основанием для большинства конституций современных европейских государств. В наши дни толерантность понимается европейскими ученными как взаимная свобода — верить и говорить то, что кажется истиной, включающая уважение человеческого достоинства, не допускающая возможности использования человека как средства. Толерантность, точнее, потребность в ней, осознается в условиях конфликта, стресса, риска и т. д., когда естественное равновесие нарушено. Одной из характерных черт настоящего времени является отсутствие взаимопонимания между людьми. Но в историческом прошлом человечества достаточно часто имели место конфликты — распри, вражда, войны. Исторически первой формой толерантности была веротерпимость, идея которой коренится в нравственном учении раннего христианства. Здесь отчетливо сформулирован и положен в основу нравственный принцип взаимного уважения и взаимной свободы, который направлен на сохранение межличностных и социальных взаимодействий одновременно. Знаменитая Нагорная проповедь, отражающая моральную суть христианства, оканчивается нравственным правилом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...».

Впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. Дестют де Траси. Вначале оно трактовалось как терпеливость, затем как терпимость. В России понятие толерантности стало употребляться с середины XIX в. в позитивном смысле. С середины 30-х гг. ХХ в. это понятие исчезло из политической лексики. Так, в Большой советской энциклопедии издания 1956 г. этот термин еще отсутствует, а в издании 1977 г. приводится только его естественнонаучное значение. В российской научной литературе понятие толерантности вновь появилось в начале

90-х гг. ХХ в. Как перевод (толерантность — терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо) этот термин приведен в Словаре иностранных слов. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимый» — способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характерами и т. п.) 2. В Советском энциклопедическом словаре 3 «толерантность» определяется сходным образом: как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Актуализация проблемы толерантности, масштабность и многоплановость данного феномена обусловливают необходимость его анализа с различных точек зрения. Такой анализ предполагает проработку данной проблемы прежде всего в контексте культурно-исторического подхода. Тем более что каждая эпоха эту универсальную проблему человечества решала по-своему.

Первое описание толерантного отношения к собеседнику, оппоненту мы находим в сочинении римского императора-стоика Марка Аврелия Антонина: «Пытайся влиять на людей убеждением. Если они не внемлют, не греши сам против закона справедливости»; «укажи им на истинное добро и пользу, но без раздражения и негодования»; «Привыкай слушать как можно внимательнее то, что тебе говорят, и старайся вполне усвоить себе мысль того, кто говорит с тобой; надо вникать в нравы и привычки людей, чтобы понять, какими они руководствуются обычаями и в чем сила их» 4.

Вместе с тем, когда речь идет об истоках толерантности, надо обратиться к христианскому учению о любви к человеку. Именно христианство обещает царство спасения тому, кто чист сердцем, кто жаждет правды, кто миролюбив и любит других как самого себя 5. Вместе с тем, как справедливо заметил Н. А. Бердяев, «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило в зависимость от Бога, а не от природы» 6. И хотя термин «толерантность» еще не существовал, моральная максима христианства должна быть учтена исследователями в разработке современной теории толерантности.

Значительная роль в разработке принципов толерантности для всех сфер социальной жизни принадлежит Дж. Локку. В своих сочинениях философ назвал принципы терпимости Нового времени, которые были взяты за основу взгляда на толерантность как на позитивное начало, без которого немыслим процесс формирования гражданского общества. После Французской революции 1789 г. Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашаются свобода мысли и слова и идея о том, что никто не может быть гоним за свои убеждения, даже религиозные. Несмотря на всю прогрессивность принятой Декларации,

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

39

Турская Е. Р. О феномене толерантности (историко-педагогический аспект)

она осталась только лозунгом, ибо замена ценностей в общественном сознании — процесс длительный, и большинство населения не было готово к резкому изменению «естественного порядка вещей».

Таким образом, толерантность трактовалась не только как политико-религиозная ценность, но и предпринимались попытки увидеть ее сущность в контексте моральных переживаний при встрече с «другим» 7.

Особую ценность в разработке методологических основ феномена толерантности представляет герменевтический подход, который способствует пониманию себя, другого, других, принятию всех как себя, а себя как всех (что имеет непосредственное отношение к сотруднику органов внутренних дел), без чего невозможно воспитание толерантности, следствием которого является нормальная человеческая коммуникация в системе «человек — социальная среда». В основе такой коммуникации должны быть «живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному» 8.

Принципиально важным является представление о сущности толерантности в контексте аксиологического подхода. Анализ феномена толерантности как смысла человеческого существования помогает понимать толерантность в качестве одной из важнейших аксиологических форм организации совместной жизнедеятельности людей. Аксиологические формы создают возможность для реализации человеческой природы.

Такая позиция позволяет рассматривать толерантность не как навсегда установленное правило или готовый алгоритм действий, не как принудительное требование, неисполнение которого ведет к наказанию, а как свободный и ответственный выбор человеком «ценностного толерантного отношения к жизни» 9. Для сотрудника органов внутренних дел такая позиция говорит о том, что толерантность — это:

— качество его повседневной жизни, а не только предъявляемое к нему профессиональное требование;

— один из способов осуществления свободы в его существовании среди окружающих людей;

— уважение к иному образу жизни, поведению, традициям, мнениям, вероисповеданию.

Очень важным для разработки психологопедагогических основ толерантности является диалогический подход к толерантности. Диалог личности с другой личностью есть способ ее наиболее полноценного существования и развития 10.

Толерантность является одной из основополагающих ценностей современной европейской культуры, а идеи толерантности как социального феномена, важного для сохранения и поддержания мира многообразия мира, разрабатывались на протяжении нескольких веков видными европейскими мыслителями 11. В условиях настоящего времени необходим новый взгляд на

вопросы формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел, способного к несению службы в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Основой деятельности преподавателей в образовательных организациях МВД России, осуществляющих профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел, становится формирование профессиональной толерантности как профессионально значимого свойства и атрибутного признака деятельности представителей особой социальнопрофессиональной группы.

Служба в органах внутренних дел как вид правоохранительной деятельности предполагает выполнение задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и административными правонарушениями на основе соблюдения принципов деятельности полиции, а именно законности, беспристрастности, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Ориентация сотрудника органов внутренних дел в процессе профессионального обучения на уважение чужого, «другого» и составляет сущность его толерантности как важного и необходимого качества.

Таким образом, толерантность — это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной жизненной позиции и активности по построению межличностных отношений. При разработке педагогических условий развития толерантности у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионального обучения принципиальную значимость имеют не столько сами по себе методы и технологии, сколько ценности и смыслы, которые актуализируются качеством отношений.

Среди отечественных педагогов-гуманистов проблемы воспитания у подростков толерантного отношения к отдельным человеческим качествам особо рассматривается в трудах В. А. Сухомлинского, который считает, что терпимость — весьма важный элемент духовной культуры личности, которая позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, в «сложном мире человеческих страстей и характеров» 12.

Анализ отечественной и зарубежной психологопедагогической литературы в контексте историкопедагогического подхода показал, что проблема толерантности, способов ее воспитания превращает данный феномен в важнейший ориентир современной образовательной политики. При этом главные усилия ученых-исследователей и педагогов-практиков на пути к толерантному сознанию должны быть направлены на переработку предмета образовательного процесса, изменение методов обучения и общения как способов развития толерантного сознания обучаемых.

Следует сказать, что для многих сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих в своей деятельности принцип ненасилия, сама эта идея является труднодостижимым моральным идеалом.

40

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

Трофимова Н. С. Социально-психологические особенности деятельности сотрудников...

Большинство приближаются к нему в жизни не столь быстро, как этого бы хотелось, ибо для достижения такого идеала необходима определенная внутренняя подготовка.

Анализ педагогических исследований по проблеме «педагогики сотрудничества» (Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванов, В. А. Караковский и др.) позволяет сделать вывод, что ее основные идеи построены на основе толерантности. Толерантность в педагогике сотрудничества — это принцип деятельности педагога, заключающийся в уважении отличий между людьми, признание права другого на нетрадиционность, отказ от желания изменить психологию деятельности и поведения ученика «по своему образцу». Толерантность стала одной из основных категорий педагогики ненасилия.

Близким к идеям педагогики ненасилия по своим целям и задачам является новое направление в современной отечественной педагогике — педагогика толерантности (В. В. Глебкин, Е. Ю. Клепцова, Г. У Солдатова и др.), «приобщающая подрастающее поколение к искусству жить в мире непохожих людей и идей» 13.

Мы разделяем мнением Е. Ю. Клепцовой о том, что основной целью «педагогики толерантности» является воспитание человека на ненасильственной основе в духе сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, гуманного отношения к природе, ненасильственного разрешения конфликтов и др. 14 В контексте развития толерантности у сотрудников органов внутренних дел цель «педагогики толерантности» вызывает необходимость решения таких за-

УДК 316.454.3

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Н. С. Трофимова

В статье рассматривается проблема групповой деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции при массовых мероприятиях и ее эффективность. Особое внимание уделяется психологическому аспекту влияния на деятельность группы внешних факторов, таких как присутствие большого количества людей, вероятность массовых беспорядков, внимание общественности к деятельности полиции, и внутренних факторов, таких как закономерности групповой деятельности сотрудников и оценка их деятельности руководителями.

Ключевые слова: массовые мероприятия, экстремальные условия, групповая деятельность, эффективность профессиональной деятельности, феномен толпы.

дач, как развитие у сотрудников органов внутренних дел толерантного и терпимого отношения и гуманизация образовательного процесса через внедрение идеи развития толерантности в профессиональное обучение.

1 Мириманова М. С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный : монография. М., 2004. С. 6.

2 Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2008. Т. 4. С. 1049.

3 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1983. С. 1332.

4 Марк Аврелий Антонин. Размышления римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. М., 1991. С. 38, 40.

5 Источники по истории Реформации. М., 1906-1907. Вып. 1, 2. С. 29-30.

6 Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 285.

7 Валитова P P Толерантность как этическая проблема. М., 1997. С. 5.

8 Головатая Л. В. Толерантность как проблема философии образования : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 24.

9 Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии — к реальности // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 7.

10 Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995. С. 63.

11 Мириманова М. С. Указ. соч. С. 18.

12 Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М., 1990. С. 288.

13 На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Ас-молов. М., 2000. С. 7.

14 Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. М., 2004. С. 176.

Участие граждан в публичных массовых мероприятиях является одной из распространенных форм реализации их конституционных прав и свобод. При проведении массовых акций люди проявляют личную и групповую инициативу, выражают отношение к тем или иным явлениям и событиям политической, культурной, экономической и социальной жизни общества. В 2014 г. на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области проведено 7962 массовых мероприятия, в которых приняли участие 15 133 610 человек, а для охраны правопорядка задействовано 239 658 сотрудников полиции, что послужило причиной для изучения нами социально-психологических особенностей деятельности сотрудников полиции, привлекаемых для обеспечения правопорядка во время массовых мероприятий.

Массовое мероприятие — это организованное действие (совокупность действий или явлений социальной жизни) с участием больших масс людей, проводимое в общественном месте в регламентируемом

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.