Научная статья на тему 'О духовном смысле войны: опыт политико-теологической рефлексии'

О духовном смысле войны: опыт политико-теологической рефлексии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бачинин В. А.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА САНКТ ПЕТЕРБУРГСКОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА «Август 2008 го: события в Южной Осетии в свете новых отраслей криминологии и международного уголовного права» от 26.09.2008 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О духовном смысле войны: опыт политико-теологической рефлексии»

3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА «Август 2008-го: события в Южной Осетии в свете новых отраслей криминологии и международного уголовного права» от 26.09.2008 года

В. А. Бачинин *

О ДУХОВНОМ СМЫСЛЕ ВОЙНЫ: ОПЫТ ПОЛИТИКО-ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

ПОЛИСЕМАНТИКА ВОЙНЫ

Говорить о том, что войны являются неотъемлемой составляющей мировой истории, значит провозглашать прописную истину. Еще в ХХ в. швейцарский историк Жан-Жак Бабель подсчитал с помощью ЭВМ, что за последние шесть тысяч лет человечество пережило 14 513 войн, в которых погибло 3 млрд. 640 млн. человек. Зная и помня об этом, современная социальная мысль, между тем, не слишком далеко продвинулась в понимании сути и смыслов войны как деструктивной, самоубийственной социальной стратегии. Об эпистемологических тупиках, поджидающих на этом пути человеческий разум, писал еще Лев Шестов. Он сетовал на то, что еще в гимназии понимал, зачем Александр Македонский шел в Индию, Цезарь на галлов, а Наполеон в Россию. Однако чем понятнее были объяснения, тем «тошнее» ему становилось от них. Его совершенно не удовлетворяли объяснения, ссылающиеся на «интересы народов». Его повергала в смятение и ужас убийственная нецелесообразность войн, те невероятные затраты и усилия, то расточение и истощение сил, которыми ведение войн оборачивалось для государств, обществ, народов. Если бы все эти средства и силы удалось обратить на охранение действительных интересов народов, то земля давно бы превратилась в бескрайний цветущий сад. И Шестов приходит к вполне логичному, хотя и парадоксальному по форме, заключению: чтобы понять смысл войны, нужно сказать себе, что она не имеет ровно никакого смысла, является вопиющей бессмыслицей, губящей все интересы.

Если исходить из того, что любой военный конфликт имеет множество смысловых измерений, в том числе и такие, которые свидетельствуют о пол-

* Владислав Аркадьевич Бачинин - доктор социологический наук, профессор, главный научный сотрудник Социологического института РАН (Санкт-Петербург, Россия).

© В. А. Бачинин, 2009

ном отсутствии в нем здравого смысла, приемлемого рационального начала, то это означает всего лишь предельную сложность того семантического пространства, которое вмещается в границы слова война. Именно поэтому каждое военное столкновение дает самый широкий простор мыслям не только военных корреспондентов, но и политологов, социологов, психологов, криминологов, специалистов по международному праву, экономике, военной истории и проч. Именно поэтому о каждой конкретной военной кампании можно рассуждать бесконечно долго, обнаруживая в ее содержании всё новые и новые семантические грани и аксиологические аспекты.

Одним из самых сложных измерений войны является ее духовное измерение. Внимание к нему выводит человеческое сознание за пределы релятивизма в сферу абсолютных критериев, где за внешним кроется внутреннее, за очевидным - невидимое, за материально-осязаемым - сокровенно-духовное. Но обнаружить всё это не так-то просто, поскольку война это негативная, деструктивная разновидность социальных отношений, выступающих в виде открытого вооруженного конфликта между разномасштабными общностями -государствами, классами, нациями и несущая неисчислимые бедствия и страдания огромному числу людей.

Военные конфликты принадлежат к разряду враждебных отношений, когда стороны движутся к своим целям в условиях ожесточенного противоборства, используя разнообразные имморальные и неправовые средства обман, целенаправленное насилие, массовые убийства, намеренные разрушения жизненной среды, уничтожение ценностей цивилизации и культуры. Как правило, воюющие стороны руководствуются в отношении друг друга имморально-неправовыми принципами «вседозволенности», пребывая во власти настроений взаимной озлобленности, агрессивной наступательности, безжалостной ненависти к противнику.

В условиях войны ценности жизни и культуры, морали и права превращаются в глазах воюющих противников в бесконечно малые величины, которыми обе стороны легко пренебрегают. Объективная логика войны такова, что даже жертва нападения, вынужденная вести оборонительные действия, которые в целом, как ей может казаться, отвечают критериям справедливости, вынуждена прибегает к мерам, адекватным мерам агрессора, т. е. использовать такие средства, как коварство, насилие, убийства врагов.

ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ВОЙНЫ

Библия указывает на то, что склонность людей к конфликтам и войнам обусловлена теми духовными изъянами, которые стали им присущи после грехопадения прародителей. Иисус Христос ставил мир выше войны и благословлял миротворцев (Мат. 5, 9). Вместе с тем, Он считал войны неотъемлемым атрибутом мира, лежащего во зле, и предупреждал: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не

конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство...» (Мк. 13, 7-8).

Христианская теология войны не представляет собой целостного, внутренне непротиворечивого учения. Позиция последовательного пацифизма, абсолютного неприятия любых форм насилия характерна лишь для некоторых протестантских деноминаций - квакеров, меннонитов, анабаптистов и др. Католические и православные богословы, учитывающие греховность человеческой природы, реальную предрасположенность людей к злу, вражде и практическую невозможность человеческого рода в его настоящем состоянии жить без войн, признают последние в качестве вынужденного средства разрешения острейших социальных проблем. Они сформулировали принципы, при которых христиане могут участвовать в военных действиях. В западном католическом сознании эти принципы восходят к духовному наследию Фомы Ак-винского и включают следующие требования:

1) санкционированность военных действий высшей государственной властью;

2) справедливая цель войны (например, защита отечества от нападения внешнего врага);

3) мотивировка участия в войне желанием утвердить добро и воспрепятствовать распространению зла.

Впоследствии к этим условиям было прибавлено требование использовать в военных действиях только те средства и методы, относительно которых не существует запретительных международных конвенций.

Папа римский Иоанн Павел II неоднократно подчеркивал в своих выступлениях связь темы войны с проблемой свободы. Он утверждал, что сугубо секулярное толкование свободы является той роковой ошибкой человеческого разума, которая порождает трагические последствия в макросоциальной жизни, в том числе и войны. Именно свобода, оторванная от веры, истины, любви, оборачивающаяся волей к безграничному утверждению своих интересов, т. е. фактической вседозволенностью, явилась предпосылкой тех разрушительных войн, которые потрясли мир в период между 1914 и 1945 гг. «То были войны, начало которым было положено милитаризмом и агрессивным национализмом, и связанными с ними формами тоталитаризма; войны, ставшие следствием классовой борьбы, гражданских и идеологических войн. Без чудовищного груза ненависти и обид, накопившегося в результате стольких несправедливостей как на международном уровне, так и внутри отдельных государств, невозможны были бы столь жестокие войны, в которые была вложена энергия великих держав и в которых не останавливались перед нарушением самых священных прав человека, раз было запланировано и осуществлено истребление целых народов и социальных групп».1

1 Иоанн Павел II (Кароль Войтыла). Сочинения. Том II. Энциклики. О святом Иоанне Креста. Молитвенные размышления. Речи и проповеди. Поэзия. Приложения. М., 2003. С. 105

Русская Православная Церковь считает войну злом, физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества - братоубийственной ненависти, идущей от Каина и его потомков. Одной из причин войны является греховное злоупотребление данной Богом свободы. Вместе с тем, Церковь «не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством».2

Православное сознание определяет сущность справедливой войны, приводя следующие факторы:

- войну следует объявлять ради восстановления справедливости;

- войну имеет право объявить только законная власть;

- право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше;

- война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации;

- войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей;

- планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств).3

При этом война остается абсолютным злом, с которым человек вынужден время от времени соприкасаться в своей земной жизни. И для него крайне важно, участвуя в военных действиях, не утратить свою человеческую суть, нравственность, достоинство, честь, совесть, веру, идеалы. То есть не дать злу победить, поглотить индивидуальное «я» без остатка. В противном случае даже формальная, внешняя победа обернется для личности сокрушительным внутренним поражением, катастрофическим сломом ее самых тонких духовных структур, фактическим расчеловечиванием. И это в полной мере относится как к рядовым участникам военных действий, так и к политическим лидерам, под руководством которых разворачиваются военные конфликты.

2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 87-88.

3 См.: там же. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.