Научная статья на тему 'О дуализме природы прав потребителя'

О дуализме природы прав потребителя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О ДУАЛИЗМЕ ПРИРОДЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О дуализме природы прав потребителя»

6.3. О ДУАЛИЗМЕ ПРИРОДЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Шматко А. В., соискатель

Северо-Кавказская академия государственной службы

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В современных условиях защита прав потребителей представляет собой направление правовой и социальной политики, что объективно обусловливает необходимость интеграции разноотраслевых средств и методов ее реализации. В свою очередь это требует использования комплексного подхода в исследовании проблематики правового положения потребителя, ибо лишь конструкция специального межотраслевого правового статуса позволяет максимально полно выявить всю систему возможностей, предоставленных потребителю позитивным правом гражданин в его особом качестве потребителя; в рамках специального правового статуса взаимодействуют нормы различной отраслевой принадлежности, регулирующие отношения с его участием, что позволяет установить степень гармонизации публично- и частноправовых элементов, эффективность их взаимодействия.

Специфика правового статуса потребителя проявляется в двух особенностях: комплексном (межотраслевом) характере и в наделении потребителя-гражданина в рамках специального правового статуса дополнительными правовыми возможностями. Комплексный характер специального правового статуса потребителя обусловлен тем, что особенности его правового положения не ограничиваются рамками одной отрасли права; в этом смысле потребитель не может быть представлен как субъект исключительно частного права; несмотря на то, что отношения между потребителем и его контрагентами представляют собой отношения гражданского оборота, для которого характерны юридическое равенство и имущественная обособленность, задача защиты «экономически слабой стороны» требует использования мер публичноправового воздействия, что не может не оказывать влияния на содержание правового статуса потребителя.

Законодателем предусмотрены различные методы, приемы и способы защиты прав потребителей, поскольку эффективное воздействие права на общественные отношения с их участием «не может осуществляться посредством только гражданско-правовых отношений, для этого необходимо создание более сложного правового механизма»1, что объясняет взаимодействие публично-правовых и частноправовых элементов в механизме регулирования правового статуса потребителя и обусловливает такую его черту, как комплексный характер. Без существования рассматриваемого комплексного образования эффективность правового регулирования в сфере защиты прав потребителей значительно снижается. Сочетание в правовом статусе потребителя частноправовых и публично-правовых элементов свидетельствует о наличии в законодательстве особого

1 Кабалкин А. Ю. Совершенствование законодательства об обслуживании граждан СССР // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан. М., 1983. С. 8-9.

правового режима охраны прав потребителей как особой целостной системы регулятивного и охранительного воздействия, характеризующейся специфичными приемами регулирования, обусловленной необходимостью особой защиты таких субъектов.

Еще в начале ХХ века М. М. Агарков высказал мысль, что принятое однозначное разграничение правовых институтов на институты частного или публичного права, не всегда возможно, так как имеют место смешанные институты, являющиеся «причиной больших затруднений и вечных споров при попытках отнести их к тому или другому отделу права»; указанный автор предложил «распределять» между частным и публичным правом не институты, а субъективные права (отдельные правомочия на которые он «разлагается»)2. Наглядно это подтверждается в контексте проблематики правового статуса потребителя, комплексный характер которого не только не снимает, но актуализирует задачу дифференциации частных и публичных элементов, ибо характер соответствующего права непосредственно влияет на выбор адекватных средств их правового обеспечения, включая защиту.

В основе публицизации отдельных элементов правового статуса потребителя лежат объективные процессы социализации современного государства, воспринимающего традиционно полагаемые частными интересы в качестве ценностей публичного порядка. Отправной точкой здесь служит норма ст. 2 Конституции РФ, которой человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. «Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов»3.

Закрепленный в ст. 2 Конституции РФ принцип являет собой одно из важнейших конституционных начал административно-правового регулирования, ибо «...именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита»4. С этой точки зрения обеспечение реальной правовой защищенности личности представляет собой многоплановую, многоаспектную задачу, в решении которой роль исполнительной власти определяется ее сущностным назначением: осуществление государственного управления посредством исполнения законов5, целевой ориентир которого

2 Агарков М. М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2-х т. Т.1. М., 2002. С. 70-72.

3 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2004.

4 Административное право: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. Л. Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005.

5 Подробнее о сущности исполнительной власти см.: Исполнитель-

ная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред.

И. Л. Бачило. М., 1998; Козлов Ю. М. Исполнительная власть: сущ-

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2008

заложен в ст. 2 Конституции РФ. Без создания условий реализации конституционных прав личности эти права останутся легальными декларациями и никакая, даже совершенная судебная система не сможет обеспечить адекватную реализацию прав потребителей, ибо без создания действенного механизма исполнения судебных актов деятельность судов попросту теряет смысл.

В этом смысле права потребителя, изначально позиционируемые как частноправовые, неизбежно вовлекаются в сферу действия норм публичного, административного права в качестве объектов правовой защиты посредством использования присущих ему юридических средств.

С точки зрения сказанного можно говорить о некоторой условности деления права на частное и публичное, ибо сам по себе факт правового регулирования той или иной сферы означает восприятие ее государством как области бытия публичного интереса6; частные в собственном смысле этого слова интересы лежат за рамками правового воздействия вообще, ибо здесь работают нормы морали. Сказанное подтверждается наличием у публичных и частных интересов общих черт.

Во-первых, то, что их формирование осуществляется вполне личностно. Через индивидуальное осознание рождаются интересы, составляющие как индивидуальное, так и общее благо.

Во-вторых, их удовлетворение лежит через удовлетворение интересов индивидов7. Причина в том, что как справедливо отмечает Г. Ф. Шершеневич, «общее благо разлагается на сумму частных интересов и это дает основание утверждать, что общественные интересы охраняются правом настолько, насколько они в состоянии обеспечить благоденствие частных лиц. С другой стороны, частные интересы находят поддержку в праве и защиту лишь тогда и настолько, когда и насколько преследование их соответствует общему благу. Частный интерес, не отвечающий видам общества, никогда не удостоится общественной (юридической) охраны. Итак, можно утверждать, что право имеет всегда в виду только общее благо или, наоборот, только частные интересы»8. Однако интересы, формирую-

ность, функции // Вестник Московского университета. Сер. «Право». 1992; Керимов А. Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. № 9, 10; Килясханов И. Ш. Исполнительная власть в системе государственной власти // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы научно-практической конференции. -М.: Юнити-Дана, 2004; Старилов Ю. Н. Административная реформа: способствует ли она совершенствованию административно-правового регулирования? // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы научно-практической конференции. - М.: Юнити-Дана, 2004; Тихомиров Ю. А. Административная реформа и правовое обеспечение государственного управления // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы научно-практической конференции. - М.: Юнити-Дана, 2004; и др.

6 Как справедливо отмечал, Б. Б. Черепахин, нормы частного права имеют значение в деле защиты публичных интересов. Всякое право может быть тем самым сведено к публичному интересу, если взять не изолированное отношение, а тот или иной юридический институт. См.: Черепахин Б. Б. К вопросу о публичном и частном праве. Иркутск, 1926. С. 26. Аналогичные взгляды высказывал И. А. Покровский [См.: Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. Сер. «Классика российской цивилистики». М., 1998. С. 37].

7 См.: Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.

8 Шершеневич Г. Ф. Понятие о гражданском праве. Казань, 1898. С.

щиеся в сфере частной жизни индивида, могут не совпадать с теми интересами, которые считают для себя общими нация, общество, государство9. Любое общество является сложной социальной системой и не сводится лишь к сумме составляющих его индивидов. Точно так же интересы общества не сводятся к сумме частных интересов его членов10.

Разграничение публичного и частного права обусловлено определяемой государством оценкой степени публичности сфер правового воздействия, в основе которой лежит факторы как объективного, так и субъективного свойства; значение такого разграничения определяется необходимостью дифференциации методов правового регулирования, которые при всем внешнем многообразии отраслевых вариантов, являются комбинациями трех универсальных способов воздействия на общественные отношения - предписание, запрет, дозволение, являющихся в этом смысле элементами общеправового метода11. Различие между отраслями права состоит в удельном весе использования указанных универсальных способов12; данное соотношение определяется сущностью метода, выраженной в принципах соответствующей отрасли как главных содержательных характеристиках правового регулирования, ибо метод отраслевого регулирования есть не просто набор способов, но «. внутренне связанная, органически единая и цельная совокупность главных юридических особенностей, характеризующих данную отрасль права»13. Логика отраслевого регулирования требует размежевания предметов правового воздействия, определяющих область использования соответствующих методов; решение этой задачи требует, прежде всего, разграничения понятий частного и публичного интереса.

В юридической литературе под публичным интересом понимают «охраняемый законом интерес общества», «общественный интерес», «интерес больших социальных групп», «признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности», «государственный интерес»14. Выделяемые в литературе отличительные признаки публичных интересов от частных состоят в следующем. Во-первых, частный интерес касается отдельных лиц, а потому имеет всегда значение исключительно этому лицу принадлежащего блага. Публичный же интерес принадлежит не

8.

9 См.: Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права: Автореф.дис....к.ю.н. Волгоград, 2001. С.19.

10 См.: Тотьев К. Ю. Тотьев К. Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. С.22.

11 См.: Сорокин В. Д. Метод правового регулирования. М., 1976.

12 См.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. М., 1997. С. 19.

13 Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 49.

14 См., напр.: Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 55; Он же. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5; Павлушина А. А. Защита публичного интереса как универсальная процессуальная форма // Журнал российского права. 2003. № 6; Старилов Ю. Н. Административная реформа: способствует ли она совершенствованию административно-правового регулирования? Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы научно-практической конференции. - М.: Юнити-Дана, 2004; Кряжков А. В. Публичный интерес: понятие и виды // Государство и право.

1999. № 10. С. 95; Костин А. В. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве // Законодательство. 2002. № 3.

отдельным лицам, а обществу или их идеальному единству. Во-вторых, публичные интересы могут быть реализованы только сообща. Частью это потребности, которые объективно не могут быть удовлетворены в индивидуальном порядке, являются, как выразился В. Остром, общественные блага, которые «не могут быть легко «расфасованы»; которые «не могут продаваться только тем лицам, которые готовы за них платить»15. Это организация систем водоснабжения, канализации, очистки, борьба с загрязнением, уличное освещение. Другую часть общих потребностей составляют потребности, более эффективное осуществление которых будет при условии их совместного, а не индивидуального осуществления. К ним относятся, например, организация систем образования и здравоохранения. Частные интересы также могут реализовываться сообща, например, возможно совместное использование бытовой техники и др. Однако если в отношении публичных интересов эффективность совместного осуществления интересов носит объективный характер, то в отношении частных интересов - субъективный. Носители частного интереса сами решают, какая форма реализации интереса для них более предпочтительна. Кроме того, совместное осуществление публичных интересов является условием предоставления жизненно важного блага всем нуждающимся в нем лицам. При их индивидуальной реализации многие не смогут воспользоваться благом, на которое направлен интерес, по причине отсутствия средств или физических возможностей. В отношении же частных интересов можно сказать, что их совместное осуществление вовсе не является условием предоставления соответствующего блага всем лицам, в нем нуждающимся. В-третьих, публичные интересы имеют характер общечеловеческий, доступный и присущий всем людям, независимо

от социального статуса; частные же интересы предельно индивидуализированы. В-четвертых, публичные интересы относятся, как к субъекту, к численно неопределенному кругу лиц, в который может включаться также будущие поколения, ибо общесоциальный характер потребностей, лежащих в основе публичных интересов, обусловливает преемственность субъекта их обладания, состояние перманентного обновления его персонального состава16. В качестве публичных интересов могут признаваться не только интересы общества в целом, но и интересы крупных социальных групп; массовость носителей интереса в этом случае имеет важное значение, ибо наличие статистически значимой группы лиц, объединенных общим интересом, свидетельствует о существовании публичного интереса. Экономической особенностью общественных благ служит невозможность ограничить доступ к ним большого количества потребителей, когда отдельный носитель интереса как бы растворяется, выступая лишь в качестве представителя той или иной социальной группы17.

Указанные критерии могут быть положены в основу методологии выявления юридической природы прав, входящих в содержание статуса потребителя; опосредуя реализацию публичного или частного интереса, они требуют соответствующего механизма их реализации. Права потребителя, имея различную отраслевую принадлежность, дополняют не только общие права и обязанности гражданина, но и права и обязанности покупателя (заказчика); в отличие от субъективных прав, которые приобретает потребитель в конкретном правоотношении, специальные права и обязанности потребителя принадлежат всем и каждому, кто отвечают признакам потребителя.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество? / Пер. с англ. М., 1993. С. 166.

См.: Шарнина Л.А. Частные и публичные интересы в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.

17 См.: Ильина О. Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. - М.: Издательский Дом «Городец», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.