Научная статья на тему 'О доходной базе местных бюджетов'

О доходной базе местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горюцкая Е. В.

В статье проведен анализ структуры доходов бюджетов муниципальных образований Брянской области. Установлена низкая финансовая самостоятельность местных бюджетов и существенная их зависимость от поступлений по налогу на доходы физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О доходной базе местных бюджетов»

О ДОХОДНОЙ БАЗЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

© Горюцкая Е.В.*

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ассоциация «Совет муниципальных образований Брянской области»,

г. Брянск

В статье проведен анализ структуры доходов бюджетов муниципальных образований Брянской области. Установлена низкая финансовая самостоятельность местных бюджетов и существенная их зависимость от поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Вопрос финансового обеспечения функций и задач муниципальных образований является одним из самых актуальных на современном этапе. Важность решения этой проблемы для граждан нашей страны подчеркивается в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. Показательно то, что в данном документе в число приоритетных задач включены необходимость изыскания возможностей для увеличения доходов бюджетной системы и повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления за счет собственных доходов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов местных бюджетов.

Формирование доходной части бюджетов муниципальных образований и проведение межбюджетного регулирования в условиях осуществления реформы местного самоуправления рассмотрим на примере Брянской области.

Динамика общей структуры доходов бюджетов муниципальных образований Брянской области, начиная с 2007 года и по 2010 год, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура доходов бюджетов муниципальных образований Брянской области в 2007-2010 годах

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год

Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, %

Налоговые доходы 3419,0 28,0 4355,3 33,2 4159,2 28,6 4805,6 32,0

Неналоговые доходы 982,0 8,0 1158,0 8,8 1057,8 7,3 1403,2 9,4

Безвозмездные поступления 7760,5 63,4 7524,9 57,4 9322,7 64,1 8774,4 58,6

Доходы от предпринимательской деятельности 73,0 0,6 83,7 0,6 - - - -

Всего доходов 12234,5 100,0 13121,9 100,0 14539,7 100,0 14983,2 100,0

* Главный бухгалтер Ассоциации «Совет муниципальных образований Брянской области», аспирант кафедры «Финансы и кредит» Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского.

В указанный период в доходах муниципальных образований Брянской области наблюдается увеличение размера безвозмездных поступлений, доля которых колеблется от 57,4 % в 2008 году до 64,1 % в 2009 году. За 2010 год удельный вес безвозмездных поступлений составляет 58,6 %.

Совокупная доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за последний отчетный год равна 41,4 % против 35,9 % за 2009 год. Удельный вес неналоговых доходов в течение анализируемого периода колеблется в диапазоне 7,3-9,4 %. Более существенно вырос удельный вес налоговых доходов местных бюджетов: с 28 % в 2007 году до 32 % в 2010 году.

Далее представим структуру налоговых доходов бюджетов муниципальных образований Брянской области, направляемых на решение вопросов местного значения.

Таблица 2

Структура налоговых доходов местных бюджетов Брянской области за 2007-2010 годы

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год

Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, %

Налоговые доходы 3419,0 100,0 4355,3 100,0 4159,2 100,0 4805,6 100,0

из них:

Налог на доходы физических лиц 2175,5 63,6 2858,8 65,6 2680,4 64,4 2888,0 60,1

Единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения 364,3 10,7 509,7 11,7 464,9 11,2 595,8 12,4

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) 353,4 10,3 422,4 9,7 445,8 10,7 490,5 10,2

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН) 3,0 0,1 7,2 0,2 5,5 0,1 6,1 0,1

Налог на имущество организаций 159,5 4,7 175,6 4,0 - - - -

Налог на имущество физических лиц 25,4 0,7 26,4 0,6 60,9 1,5 60,4 1,3

Земельный налог 247,4 7,2 265,2 6,1 409,8 9,9 512,4 10,7

Госпошлина 75,1 2,2 90,2 2,1 89,5 2,2 250,0 5,2

Прочие налоги и сборы 15,4 0,5 -0,2 - 2,4 - 2,4 -

В структуре налоговых доходов местных бюджетов в 2007-2010 годы, приведенной в табл. 2, наибольший удельный вес имеет налог на доходы физических лиц (свыше 60 %). Также значимыми налогами по доле поступлений в бюджеты муниципальных образований являются земельный налог, ЕНВД и единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения.

В анализируемом периоде прослеживается рост удельного веса в налоговых доходах поступлений по налогу на имущество физических лиц (с

0,7 % в 2007 году до 1,3 % в 2010 году), земельному налогу (с 7,2 % в 2007 году до 10,7 % в 2010 году), госпошлине (с 2,2 % в 2007 году до 5,2 % в 2010 году). Платежи по единому налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности остаются в этом периоде довольно стабильными, и их совокупная доля в местных бюджетах варьируется от 21 % за 2007 год до 22,6 % за 2010 год. В доходы местных бюджетов в 2007 и 2008 годах осуществляется зачисление поступлений от такого регионального налога, как налог на имущество организаций. Его доля невелика и равна 4,7 % и 4 % соответственно. В последующие годы поступления по этому налогу отсутствуют. Совсем незначительными доходными источниками в местных бюджетах являются единый сельскохозяйственный налог и налог на имущество физических лиц.

Приведенные данные подтверждают существенную зависимость налоговых доходов местных бюджетов Брянской области от поступлений по налогу на доходы физических лиц, что свидетельствует о низкой диверсифи-цированности структуры налоговых доходов муниципалитетов. Учитывая, что налог на доходы физических лиц является федеральным и муниципальные образования практически не имеют рычагов влияния на его собираемость, сложившаяся ситуация является тревожной. Единственная возможность влияния на величину своих налоговых поступлений, имеющаяся у муниципальных образований, - те немногие меры по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые могут определять органы местного самоуправления в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. При этом поступления по названным налогам составляют в совокупности за последний отчетный год 22,2 % против 18,2 % за 2007 год. Таким образом, низкая диверсифицированность структуры налоговых доходов местных бюджетов, существенная зависимость их от поступлений налога на доходы физических лиц отрицательно влияют на уровень фискальной автономии по доходам муниципалитетов.

Очевидным является то, что основная часть доходов муниципальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, нормативы отчислений по которым устанавливаются федеральным законодательством и ежегодно законом субъекта о бюджете на соответствующий финансовый год. У муниципальных же образований отсутствует механизм влияния на их изменение.

Изучение практики уплаты налога на доходы физических лиц свидетельствует, что в течение последних лет законами Брянской области по данному налогу устанавливаются дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов взамен части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Конкретные размеры нормативов

определяются для каждого муниципального образования законом Брянской области и варьируются в диапазоне от 1 % до 30 %. Следует отметить, что в анализируемом периоде отсутствует практика установления единых дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет Брянской области.

В структуре доходов местных бюджетов определенное место занимают неналоговые доходы. Их удельный вес в рассматриваемом периоде колеблется от 7,3 % в 2009 году до 9,4 % в 2010 год.

Размер неналоговых доходов в анализируемом периоде возрос на 421,2 млн. рублей или на 142,9 %. В основном, это произошло за счет роста доходов от продажи материальных и нематериальных активов. Данная тенденция является прямым следствием вступления в силу статей 50 и 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые определяют перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, с перечнем вопросов местного значения органов местного самоуправления.

В составе безвозмездных поступлений превалируют целевые ресурсы, а именно: субсидии, субвенции, совокупная доля которых составляет более 70 %. Доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы в общем объеме безвозмездных поступлений в 2007-2009 годах снизилась с 22,7 % до 19,6 %, а в 2010 году она составила 26,9 %. Доля субвенций на исполнение делегированных государственных полномочий в структуре безвозмездных поступлений местных бюджетов в течение всего анализируемого периода превышает 40 %. Наличие высокого уровня целевых бюджетных средств в структуре безвозмездных поступлений местных бюджетов свидетельствует о низкой финансовой самостоятельности муниципальных образований. Значительная доля субвенций в структуре безвозмездных поступлений говорит о расширении административных функций органов местного самоуправления в части исполнения делегированных государственных полномочий.

Подводя итог, стоит отметить, что доходная часть бюджетов муниципальных образований Брянской области имеет положительную динамику в течение 2007-2010 годов. В составе доходов местных бюджетов преобладают безвозмездные поступления. Совокупная доля налоговых и неналоговых доходов в местных бюджетах равна в 2010 году 41,4 %. Из четырех последних лет эта самая высокая величина. Основным источником налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. Прослеживается высокая степень зависимости налоговых доходов от поступлений этого налога. В течение ряда последних лет по налогу на доходы физических лиц устанавливаются дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов, городских округов взамен части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Однако такой подход не способствует повыше-

нию уровня финансовой самостоятельности местных бюджетов. Доля налоговых поступлений, на размер которых органы местного самоуправления могут оказывать влияние, в налоговых доходах муниципалитетов невелика. Наличие значительного объема безвозмездных поступлений, в том числе целевых бюджетных средств, в структуре доходной части бюджета свидетельствует о финансовой зависимости муниципалитетов от бюджетов вышестоящего уровня.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах // Финансы. - 2010. - № 7. - С. 3-9

4. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Брянской области за 2007 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.roskazna.ru.

5. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Брянской области за 2008 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.roskazna.ru.

6. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Брянской области за 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.roskazna.ru.

7. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Брянской области за 2010 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.roskazna.ru.

ОЦЕНКА РАСХОДНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

© Горюцкая Е.В.*

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ассоциация «Совет муниципальных образований Брянской области»,

г. Брянск

На примере Брянской области в статье проведен анализ расходных бюджетных обязательств местных бюджетов. Определено соотношение между расходами на исполнение собственных и делегированных государственных полномочий. Выявлены наиболее значимые статьи расходов местных бюджетов.

* Главный бухгалтер Ассоциации «Совет муниципальных образований Брянской области», аспирант кафедры «Финансы и кредит» Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.