Научная статья на тему 'О динамической стабильности в демографическом кризисе'

О динамической стабильности в демографическом кризисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ДИНАМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / СТАТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEMOGRAPHY / DYNAMIC STABILITY / STATIC STABILITY / CREATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Р. А.

В статье предлагается подход к решению демографических проблем посредством реализации триады «креативное образованиединамическая стабильность — качество жизни гражданина и государства в целом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamical stability of the demographic crisis

This article offers a solution of demographic problems through the implementation of the triad “creative educationdynamic stability — the quality of life of the citizen and the state in general”.

Текст научной работы на тему «О динамической стабильности в демографическом кризисе»

УДК 314

О ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ

Р.А.Тимофеева

THE DYNAMICAL STABILITY OF THE DEMOGRAPHIC CRISIS

R.A.Timofeeva

Институт экономики и управления НовГУ, rim1087@yandex.ru

В статье предлагается подход к решению демографических проблем посредством реализации триады «креативное образование — динамическая стабильность — качество жизни гражданина и государства в целом».

Ключевые слова: демография, динамическая стабильность, статическая стабильность, креативное образование

This article offers a solution of demographic problems through the implementation of the triad "creative education — dynamic stability — the quality of life of the citizen and the state in general". Keywords: demography, dynamic stability, static stability, creative education

Демографический кризис, поразивший большинство развитых стран мира, а также отдельные государства с развивающейся и переходной экономикой, не стал исключением и для России. На протяжении всего двадцатого века у нас наблюдался рост численности населения, однако с 1996 г. тенденция изменилась, и в течение девяти лет население сократилось почти на шесть миллионов человек. Справедливости ради надо отметить рост численности населения примерно на двести тысяч человек с 2010 по 2012 гг., который, несмотря на принимаемые государственными органами власти программы, направленные на повышение рождаемости, обуславливается миграционным, а отнюдь не естественным приростом. Например, за 2012 г. в России родилось 1 896 263 человек, а умерло 1 898 836 человек. В январе-марте 2013 г. ситуация усугубилась: умерло 490 534 человек (на 3 927 человек больше, чем за январь — март 2012 г.) против родившихся 447 965 человек (на 3 692 человек меньше, чем за январь — март 2012 года) (здесь и далее используются данные Федеральной службы государственной статистики). «Крест над Россией», который часто упоминал в своих выступлениях покойный академик Д.С.Львов, продолжает успешно простираться над нашей страной. Кризис рождаемости наблюдается не только в России: в индустриальных и постиндустриальных странах также приходится прибегать к усилению иммиграционной составляющей.

Причины, способствующие началу негативных демографических тенденций, видятся следующими: — распад СССР, который:

— повлек за собой снижение уровня жизни, и как следствие, снижение рождаемости, так как многие попросту не могут материально обеспечить процесс воспроизводства,

— привел к преждевременной смертности населения, причем по разным причинам, включая суициды ввиду психологического неприятия смены политической системы и всех вытекающих из этого последствий,

— усилил деградацию общественной морали, вплоть до нивелирования ценностей семьи и пропаганды различных сексуальных отклонений,

— увеличил массовое потребление алкоголя, табака, наркотиков,

— открыл доступ на российские рынки некачественных продуктов питания;

— преобладание лиц женского пола, обоюдное неумение выстраивания семейных взаимоотношений, которое приводит к уходу мужчины из семьи и росту числа матерей-одиночек, оказывающихся зачастую без алиментной поддержки;

— изменение приоритетов значительного числа представителей молодежи, предпочитающих семье карьерный рост и случайные, непродолжительные связи без перспективы обзаведения потомством.

В сложившихся условиях становится актуальным вопрос — как увеличить численность населения страны без значительных иммиграционных потоков? Данная проблема имеет огромное значение для России, так как численность ее населения в расчете на единицу площади не сравнима ни с одной другой страной в мире. Природа не терпит пустоты, и на место одних этносов приходят другие, а с сокращением числа представителей одной конфессии увеличивается число представителей другой. Смена этно-конфессионального состава населения потенциально приведет к перекраиванию карты мира. При дальнейшем сокращении численности населения России неизбежны территориальные потери.

Само по себе повышение рождаемости не решает проблему увеличения трудовых ресурсов высокого качества, а именно они обеспечивают сохранение и развитие государства. Если традиционные методы увеличения численности населения не работают достаточно эффективно, надо обратиться к нетривиальным решениям.

Отнюдь не отвергая программы и мероприятия, направленные на повышение собственно рождаемости, необходимо все большее внимание уделять

сохранению физического и умственного потенциала уже родившихся граждан на всем протяжении их жизненного пути, включая и период дожития. Интеллектуальному обществу нужно меньше рабочих рук, автоматизация и роботизация решают массу механических проблем, требующих физических усилий. Интеллектуализация трудовых ресурсов позволит нивелировать депопуляцию и обеспечит национальную безопасность государства, которая не может быть обеспечена без научных исследований и инновационных проектов. Однако вместе с сокращением общих расходов на науку в государстве превалирует подход к развитию только тех научных направлений, где ожидается быстрая отдача. В то же время фундаментальная наука прежде всего требует длительных исследований, результаты которых как раз очень часто являются революционными, создающими фундамент для прорывных технологий, в отличие от коротких виртуальных «стартапов». «Стартапы» сродни малым предприятиям, работающим на крупные хозяйствующие субъекты, они дают быстрый коммерческий эффект, но не обеспечивают национальную безопасность.

Понимая ограниченность финансовых ресурсов, и в соответствии с одним из постулатов систем управления, утверждающим, что эффективность организации любого масштаба на 70% зависит от качества системы управления, предлагается и обратиться к этим системам. Современные эффективные системы управления строятся на технологиях управления знаниями, или на «усилении коллективной мудрости, призванной повысить скорость реакции и способность к инновациям», и что очень важно, «информация становится знанием, если она востребована в беспрецедентной ситуации» [1], что неизбежно связано с фаторами неопределенности и риска. «Старта-пы» построены преимущественно на информационных технологиях, наука — на знаниях. Технология управления знаниями питается творчеством, и динамическая эффективность единицы экономики, по мнению Хесуса Уэрты де Сото [2], тоже зависит от ее творчества, т. е. наличия способностей к творчеству и умения их реализовывать на практике. Предприниматель, а именно он является творцом, генерирует новые идеи, предложения, мысли, взгляды, решения, тем самым увеличивает производственные возможности, при этом обеспечивая и статическую эффективность, входящую в состав динамической эффективности. Таким образом, для проявления инициативы предпринимателя, творца должны быть созданы условия, т.е. сформированы соответствующие институты, а они определяются государством, тем более в такой склонной к этатизму стране, как Россия.

Социально-экономическое положение развитых стран мира позволяет сделать вывод о следующих общих тенденциях, наблюдаемых на всех уровнях систем управления, будь то коммерческие, общественные или государственные организации: децентрализация, дерегулирование, дебюрократизация, демонополизация, декриминализация. Реализация системы «5Д», а именно она позволит создать соответствующие условия предпринимателю через фор-

мирование новых институтов, не будет состоятельной, а явит собой очередной «мыльный пузырь», как мы часто наблюдаем, если ее фундаментом не станет творчество. Априори конкурентоспособность невозможна без творчества, а оно в управлении и экономике невозможно без знания.

Динамическая эффективность является следствием динамической стабильности. Социально-экономическая система может находиться в состоянии статической стабильности, а может — динамической. Статическая стабильность — способность системы реагировать в определенный момент времени на внешние воздействия. Реагирование происходит по-разному: жестко или гибко, явно или неявно, сильно или слабо, но система пытается наладить взаимовыгодные отношения с внешней средой, изменяя при этом внутреннюю. Время, потраченное на изменения внутренней среды, не согласовано со временем изменений внешней среды, которая трансформируется зачастую быстрее, и более глубоко, и необратимо. Внешние воздействия постоянны, и если система статически стабильна и пытается в состоянии равновесия стать более открытой, она погибнет быстрее, так как нарастающее количество флуктуаций не позволит принять оптимальное решение в точке бифуркации.

Динамическая стабильность — способность системы в определенный момент времени сохранять себя без изменения внутренней среды при внешнем воздействии. Самосохранение — через самосовершенствование, саморазвитие. Система постоянно работает над собой, она не находится в состоянии покоя, равновесия, неопределенности, и риски являются благодатной почвой для новых импульсов и озарений. Система творческая, поэтому она переходит на новый виток развития, приобретает новые характеристики и становится новой, совершенно иной системой, но в определенный момент воздействия ее базовые характеристики неизменны. Отличительные особенности систем со статической и динамической стабильностью следующие:

1) организационные структуры статических систем являются относительно постоянными длительное время, динамически — носят переменный характер, причем они не только изменяют себя, но они изменяют своих контрагентов под себя, как хороший маркетолог потребителя;

2) связи и отношения при динамической стабильности переходят из категории устоявшихся в нарастающие, т.е. их больше в количественном выражении, и они становятся глубже и содержательнее, две-три связи могут дать толчок рождению десяти других связей;

3) реакция на раздражители прямо противоположная, при статической стабильности возникает реакция сопротивления, наподобие феномена группового мышления при принятии управленческих решений (все отвергать, что может потенциально нас дестабилизировать, у нас все хорошо, и все наши идеи правильные); при динамической стабильности в раздражителе ищут выгоду, общие точки соприкосновения (в любом противоположном мнении можно найти

хотя бы один процент полезного для себя, или поблагодарить, пусть хотя бы внутренне, за то, что не дают стабилизироваться и остановиться);

4) производство при динамической стабильности строится по модульному принципу, т.е. работник, бригада работников отвечают за определенный модуль, а не за отдельную операцию, что повышает значимость работника, способствует развитию его творческих способностей, так как работа становится более разнообразной и построенной на коллективной мудрости;

5) содержание работы при динамической стабильности предъявляет совсем другие характеристики для персонала — не исполнительство, а созидание;

6) изменение требований к работнику приводит и к трансформации должностных инструкций, в которых вместо перечня обязанностей, порою пошагового регламента, возникают обязанности, основанные на творческой активности, а не на исполнительской пассивности;

7) исполнителям платят за исполнение должностной инструкции согласно штатному расписанию, в системах динамической стабильности — за результат; в СССР вполне оправданно называли чиновников функционерами, они функционировали в условиях динамической стабильности, результат известен;

8) априори оплата труда и продвижение по службе взаимосвязаны: если платят за результат, то продвигают по службе за творческие способности, которые создали этот результат, но он невозможен без соответствующих условий, которые обеспечивает уже руководитель, т.е. необходима система управления, как уже было ранее упомянуто, построенная на технологиях управления знаниями;

9) прибыль — цель любой коммерческой компании, но зачастую предприниматели пытаются это сделать сразу и быстро, без учета категории качества, без внимания к потребителям, без соблюдения экологических требований; в системе динамической стабильности прибыль является частью динамического эффекта.

Таким образом, перечисленные характеристики позволяют сделать вывод о сильной жизнеспособности систем динамической стабильности в противоположность системам статической стабильности.

Динамическая стабильность обеспечивает развитие в нестабильное время, а для этого необходим менеджмент новаторский, креативный. Практическая реализация принципов креативного менеджмента не будет возможна, если на первый план в приоритетах развития государства и регионов не выйдет система образования, как школьного, так и вузовского и послевузовского, причем система, которая учит генерировать знания, а не извлекать прибыль.

Система образования высокого качества находится в состоянии динамической стабильности, она формирует творческую личность, меняет менталитет вчерашнего подростка, окружает культурными ценностями.

Поэтому главной целью государства должны быть образование и наука, и граждане должны это остро ощущать, понимать и быть уверенными в неиз-

менности цели и в том, что государственные структуры различного уровня целенаправленно к ней двигаются, и в случае непреодолимых препятствий они переходят к целеустремленным действиям.

Видится рациональным привнести ряд изменений в процесс образования, а именно:

— ориентировать профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений не на передачу знаний, а на обучение студентов процессу познания, воспитанию в студенте творца, формированию способностей мыслить, видеть и понимать. При этом таких преподавателей в обязательном порядке поощрять;

— разрешить студентам бакалавриата, начиная с третьего курса, работать, но исключительно по направлению подготовки; для достижения положительного результата высшим учебным заведениям следует заключить договоры с организациями, в которые целесообразно включить и формы отчетов студентов, но не формально-бюрократические. Расписание занятий и трудовой распорядок должны удовлетворять все стороны договора. Если бакалавр готовится к конкретной деятельности, данный вариант видится оптимальным для всех сторон — работодателя, студента, вуза;

— ввести единый день практик в одном учебном заведении, что выгодно и для студента, и для принимающей стороны, и для вуза, ибо подобная организация упорядочивает и делает прозрачным прохождение практики;

— пересмотреть перечень направлений подготовки. Современные профессии, например, инженер по технике или механик, требуют знания экономики; экономисту или менеджеру, в свою очередь, необходимы технические знания. Необходимы специальности, соединяющие технику и экономику;

— проанализировать образовательную базу и образовательный процесс и его результативность в многочисленных филиалах по городам и весям России, при отрицательных оценках произвести их ликвидацию, а финансовые средства направить тем высшим учебным заведениям, преподаватели которых подрабатывают в этих филиалах.

Предложенные действия по приоритетному развитию образования коррелируются с происходящими изменениями в мировой экономике, среди которых можно обозначить следующие:

1. Нарастание и разрастание демографических «провалов» и «ям». Их причины в России были отмечены выше, а мировые причины и следствия видятся в следующем:

— миграция населения, зачастую приводящая к конфликтам не только межнациональным, но и межцивилизационным,

— внутренний и международный терроризм,

— экология, ухудшение которой связано с влиянием человеческого фактора и природных катаклизмов,

— природные и техногенные катастрофы, в свою очередь, техногенные во многом появляются опять же под влиянием человеческого фактора,

— продукты питания, подвергающиеся генетической модификации и химизации.

2. Трансформация экономической карты мира — доля, например, США и России (по сравнению с СССР) валового внутреннего продукта в мировой экономике имеет тенденцию к снижению, а Китая и Индии — к увеличению.

3. «Виртуализация» экономики, что можно отчетливо увидеть при исследовании инновационных процессов; инновации в сфере услуг превышают инновации в сфере производства, которое все более и более роботизировано.

Обозначенные изменения свидетельствуют о формировании новой архитектуры мировой экономики, где Россию ждут новые вызовы со старым фундаментом: усиление мезо- и макроконкуренции, технологическое аутсайдерство, ухудшение экологии, «утечка мозгов». Нивелировать отрицательные последствия реализации подобных рисков, а они будут, можно с помощью творческих способностей, раскрытие которых возможно в динамической стабильности.

Творческие способности можно увеличить и раскрыть, получив креативное образование, т.е. «образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития» [3].

Таким образом, формируется триада «креативное образование — динамическая стабильность — качество жизни гражданина и государства в целом». Триада имеет оболочку, в которой она перемещается и преобразуется через взаимосвязи и взаимоотношения её составляющих компонентов. Эта оболочка не что иное, как инновационная сфера, создаваемая синерге-

тическим эффектом как результатом самоорганизации открытых систем, находящихся в состоянии неравновесного энерго-массо-информационного обмена с окружающей средой и трансформации их в самоуправляющиеся интеллектуальные системы. Данную систему трудно представить в среде, построенной на основе статической стабильности, скорее, в этом случае произойдет разрушение организационных структур и экономики, что еще раз подчеркивает нужность и целесообразность динамической стабильности. Результатом реализации триады будет являться преодоление демографических проблем не только через рост рождаемости, но и через обеспечение эффективности и результативности активного периода жизни человека, что даст нужное качество трудовых ресурсов, цементирующих национальную безопасность.

1. Коулопоулос Т.М., Фраппаоло К. Управление знаниями. М.: Эксмо, 2008. 224 с.

2. Уэрта де Сото Х. Социально-экономическая теория динамической эффективности. / Под ред. А. Куряева; пер. с англ. Челябинск: Социум, 2011. 409 с.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКА, 2003. 336 с.

Bibliography (Transliterated)

1. Koulopoulos T.M., Frappaolo K. Upravlenie znaniiami. M.: Eksmo, 2008. 224 s.

2. Uerta de Soto Kh. Sotsial'no-ekonomicheskaia teoriia di-namicheskoi effektivnosti. / Pod red. A. Kuriaeva; per. s angl. Cheliabinsk: Sotsium, 2011. 409 s.

3. Korotkov E.M. Issledovanie sistem upravleniia. M.: DeKA, 2003. 336 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.