Научная статья на тему 'О дидактической продуктивности электронных образовательных ресурсов для реализации смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника'

О дидактической продуктивности электронных образовательных ресурсов для реализации смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / INFORMATIZATION OF EDUCATION / BLENDED LEARNING / ACTIVITY-BASED TRIANGLE / DIDACTIC EFFICIENCY / ELECTRONIC LEARNING RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васин Евгений Константинович

В статье обосновывается осуществление образовательного процесса в общеобразовательной школе посредством смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника «обучающийся учитель электронный образовательный ресурс» (ЭОР) и делается вывод о том, что его реализация возможна при условии использования ЭОР с максимальной дидактической продуктивностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васин Евгений Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC EFFICIENCY OF E-LEARNING RESOURCES FOR IMPLEMENTATION OF BLENDED LEARNING ON THE BASIS OF ACTIVITY TRIANGLE FUNCTIONING

The article substantiates implementation of the educational process in the secondary school by means of blended learning on the basis of the activity triangle "student teacher electronic learning resource". The author concludes that its realization is possible in case of using the e-learning resource with maximum didactic efficiency.

Текст научной работы на тему «О дидактической продуктивности электронных образовательных ресурсов для реализации смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника»

УДК 372.862

Васин Евгений Константинович

кандидат педагогических наук, учитель Пучежской гимназии

О ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

Аннотация:

В статье обосновывается осуществление образовательного процесса в общеобразовательной школе посредством смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника «обучающийся - учитель - электронный образовательный ресурс» (ЭОР) и делается вывод о том, что его реализация возможна при условии использования ЭОР с максимальной дидактической продуктивностью.

Ключевые слова:

информатизация образования, смешанное обучение, деятельностный треугольник, дидактическая продуктивность, электронный образовательный ресурс.

Vasin Evgeny Konstantinovich

PhD in Education Science, Teacher, Puchezh Gymnasium

DIDACTIC EFFICIENCY OF E-LEARNING RESOURCES FOR IMPLEMENTATION OF BLENDED LEARNING ON THE BASIS OF ACTIVITY TRIANGLE FUNCTIONING

Summary:

The article substantiates implementation of the educational process in the secondary school by means of blended learning on the basis of the activity triangle "student - teacher - electronic learning resource". The author concludes that its realization is possible in case of using the e-learning resource with maximum didactic efficiency.

Keywords:

informatization of education, blended learning, activity-based triangle, didactic efficiency, electronic learning resource.

Информатизация образования, будучи необходимым условием перехода к техноинформа-ционному обществу, предполагает всестороннее использование информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы. И.В. Роберт считает, что оптимальным вариантом при этом является применение электронных образовательных ресурсов на всех этапах учебной деятельности [1].

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) в дальнейшем мы будем позиционировать как образовательный ресурс, реализующий возможности информационных технологий и ориентированный на предоставление учебной информации с привлечением технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; автоматизацию контроля результатов обучения и продвижения в учебе; автоматизацию информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Опыт разработки и использования ЭОР, созданных в средах программирования высокого уровня, дает основание утверждать, что дидактические возможности таких ресурсов позволяют построить учебный процесс по смешанному типу (дистанционное изучение теоретического материала и выполнение практических работ в условиях образовательного учреждения) и использовать специализированные ресурсы в качестве участника образовательного процесса, то есть перейти от классно-урочной системы обучения к системе смешанного обучения на основе применения ЭОР.

В свете информатизационных процессов в образовании наибольший интерес представляет вариант активного информационного взаимодействия обучающего, обучаемого и средства обучения в виде электронного образовательного ресурса при активной обратной связи между ними. Она возможна не только между учителем и учеником, но и со стороны ЭОР, обладающего интерактивностью, умением «задавать вопросы», «отвечать на вопросы», «предлагать» режимы работы с информационными ресурсами, корректировать действия обучаемого [2].

Изложенное послужило нам основанием для разработки базовых положений смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника, под которым понимается такая структура учебного процесса, в которой его участниками являются обучающийся, учитель и специализированный электронный образовательный ресурс, находящиеся в определенных функциональных отношениях [3].

При этом предполагается, что применение современных информационных технологий обусловливает переосмысление структуры дидактического процесса, методов и форм обучения, постулирование иных принципов обучения. Ключевым оценочным компонентом модели выпускника школы становится уровень его информационной культуры, для формирования которой необходим кардинальный пересмотр методологических и методических подходов к освоению содержания учебных дисциплин. Учебный процесс обеспечивается ИТ-продукцией, создаваемой на основе современных информационных технологий, чья новизна поддерживается соответствующим программным и учебно-методическим обеспечением [4].

Реализация смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника позволяет устранить присущие классно-урочной системе обучения негативные с позиций современного социального заказа моменты в образовательном процессе. Для этого концептуально следует вернуться к индивидуальной системе обучения, предоставив обучаемому персонального «наставника», максимально учитывающего его личностные особенности и способного организовать индивидуальную учебную деятельность школьника в форме классического урока. Это возможно, если функции преподавателя при изучении теоретического материала передать специализированным ЭОР с максимальной дидактической продуктивностью, разработанным на основе сред программирования высокого уровня и утвержденным в качестве участника образовательного процесса.

Осуществить перераспределение функций обучающего между учителем (человеком) и ЭОР (машиной) позволяет перевод образовательного процесса на двухуровневую основу - дистанционное изучение теоретического материала (уровень дистанта) и освоение практической части содержания учебной дисциплины в условиях образовательного учреждения (уровень практикума). Современная степень развития информационных технологий дает возможность это сделать. Причем учитель в полном объеме реализует воспитательные функции, функции консультанта при изучении теоретического материала, наставника и контролера при освоении практической части предметов.

В условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника возникают три направления взаимодействия: «учитель - обучающийся», «ЭОР - обучающийся»» и «учитель - ЭОР», образующие деятельностный треугольник.

Образовательный потенциал ЭОР определяется его дидактической продуктивностью, которую мы позиционируем как способность обеспечить ученику необходимое качество самостоятельного усвоения теоретического материала, осуществления экспериментально-исследовательской и проектной деятельности. Дидактическая эффективность ЭОР гарантируется его функционально-архитектурной композицией. Под ней понимается структура (архитектура), отражающая функционирование компонентов ресурса.

Максимальной дидактической продуктивностью обладают ЭОР с такой функционально-архитектурной композицией, которая в полном объеме обеспечивает воспроизведение всех этапов классического урока (мотивации и целеполагания, актуализации опорных знаний, изучения нового материала, его закрепления и контроля усвоения). Электронные ресурсы с подобной дидактической эффективностью способны реализовать все функции обучающего в процессе самостоятельной учебной деятельности обучаемого с этим ЭОР.

Если функционально-архитектурная композиция ЭОР предполагает воспроизведение нескольких этапов урока, дидактическая продуктивность таких ресурсов позиционируется как высокая. В условиях классно-урочного подхода им соответствуют разные типы уроков (урок формирования новых знаний, практических умений; урок совершенствования навыков; урок контроля и оценки знаний и навыков).

Если функционально-архитектурная композиция ЭОР предполагает воспроизведение отдельных этапов урока, его дидактическая продуктивность определяется как базовая.

Важно, что речь идет именно об электронных образовательных ресурсах, обеспечивающих самостоятельную учебную деятельность ученика без непосредственного участия учителя. Поэтому электронные продукты, используемые педагогом в качестве технических средств обеспечения урока, дидактической продуктивностью не обладают и ЭОР в рассматриваемом аспекте информатизации учебного процесса не являются. Разработка и внедрение в учебный процесс общеобразовательной школы электронных ресурсов с названными особенностями дидактической продуктивности открывают, на наш взгляд, большие перспективы для осуществления реальной информатизации образования и развития смешанного обучения в качестве альтернативы классно-урочному подходу.

Итак, реализация смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника изменяет характерные для классно-урочного подхода особенности. В частности,

дистанционное изучение теоретического материала посредством специализированных ЭОР делает непринципиальными положение о постоянном составе обучающихся примерно одного возраста и уровня подготовки, а также строгую «привязку» учебной деятельности обучаемых к постоянному расписанию и календарному плану. Педагогическое управление образовательным процессом возлагается не только на учителя, но и на родителей школьников. Активное сетевое взаимодействие участников процесса делает учеников высокомобильными в интеллектуальном плане, способствует формированию комплекса базовых компетенций, обеспечивающих готовность и способность выпускника общеобразовательной школы к самоактуализации.

Ссылки:

1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М., 2010. 356 с.

2. Белов Ф.А. Об условиях реализации принципа информационной насыщенности образовательного процесса // В мире научных открытий. 2014. № 11 (59). С. 68-90.

3. Васин Е.К. Смешанное обучение на основе функционирования деятельностного треугольника, реализуемое в естественно-научном кластере дисциплин общеобразовательной школы (педагогический и технологический аспекты) : монография. Ульяновск, 2015. 278 с.

4. Там же.

References:

1. Robert, IV 2010, Theory and technique of informatization of education (psycho-pedagogical and technological aspects), 3rd ed., Moscow, p. 356.

2. Belov, FA 2014, 'Conditions for the implementation of the principle of information saturation of the educational process', In the world of scientific discoveries, no. 11 (59), pp. 68-90.

3. Vasin, EK 2015, Blended learning on the basis of the functioning of the activity of the triangle, which is realized in science disciplines cluster of secondary school (pedagogical and technological aspects): monograph, Ulyanovsk, p. 278.

4. Vasin, EK 2015, Blended learning on the basis of the functioning of the activity of the triangle, which is realized in science disciplines cluster of secondary school (pedagogical and technological aspects): monograph, Ulyanovsk, p. 278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.