Научная статья на тему 'О диалоговой основе формирования профессионально-педагогической компетентности'

О диалоговой основе формирования профессионально-педагогической компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Л. Е.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, – целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, а формирование любой конкретной компетентности следует рассматривать как «самодвижение» педагога от наличного уровня профессиональной компетентности до более высокого в соответствии с этапами данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О диалоговой основе формирования профессионально-педагогической компетентности»

О ДИАЛОГОВОЙ ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© Антонова Л.Е.*

Колледж искусств им. П.И. Чайковского, г. Улан-Удэ

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, а формирование любой конкретной компетентности следует рассматривать как «самодвижение» педагога от наличного уровня профессиональной компетентности до более высокого в соответствии с этапами данного процесса. Именно поэтому большинство исследователей (Ю.В. Варданян, И.Ф. Исаев, Л.М. Митина, Э.М. Никитин, А.И. Савенков, Е.П. Тонконогая, Е.Н. Шиянов, Т.А. Царегородцева и др.) отмечают личностную характеристику профессионально-педагогической компетентности.

Дефицит личностного начала во всех сферах деятельности, в первую очередь, в сферах культуры и образования, всё большее увеличение дистанции между культурой и социальными субъектами в образовании осознаются нами как серьёзная инкультурационная проблема.

Задача инкультурационных механизмов - не просто дать педагогу набор норм (на уровне знаний), а помочь ему осмыслить (насытить индивидуальными смыслами) информацию, обратив их в важнейшие собственные жизненные регулятивы, научить педагогов использовать ценности культуры в их практической деятельности. В этом смысле принятие и освоение системы ценностей современного образования является содержанием инкультурации педагога, основой его профессионально-педагогической компетентности.

Возникающая зачастую у педагога необходимость согласования разных моделей мира, определения режима их взаимодействия, потребностей и условий их переработки наполняет процессы его инкультурации коммуникативными аспектами. Это приводит к тому, что понимание познания культуры как овладения предметом, который как бы становится под полный контроль познающего, сменяется сегодня представлением о познании как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым. Игнорирование качества и механизмов коммуникативных процессов при организации курсов повышения квалификации искажает содержание и качество образовательных процессов и не обеспечивает ожидаемых результатов инкультурации личности педагога.

* Преподаватель, кандидат культурологии.

Профессиональное развитие менеджера образования

195

Очевидно, что профессионально-педагогическая компетентность не формируется сама по себе, а требует специально организованной деятельности. В связи с этим актуален вопрос необходимости исследования механизма инкультурации личности педагога, его «исправности», т.е. выработки и укрепления «иммунитета» к темпам, задаваемым современными технико-экономическими условиями жизнедеятельности человека с их негативными последствиями [4, с. 58].

Таким образом, проблематика инкультурации со всей очевидностью проявила ценность самих социокультурных коммуникаций, которые понимаются как движения культурных смыслов и опыта в социокультурном времени и пространстве, целенаправленно осуществляемом педагогом как субъектом культуры [5, с. 24], а само коммуникативное пространство формирования профессионально-педагогической компетентности - как значимый детерминант социокультурных процессов инкультурации личности педагога.

Именно то пространство, в котором особую роль выполняет диалог, приобретший в настоящее время новый смысл и культурную ценность.

Имеющиеся различия в определении сущности диалога в понимании этих и других исследователей диалога, выявляют общее в них: любой диалог выступает не только как логический, познавательный, но и как культурно-созидательный процесс [1, с. 216].

Главная его проблема состоит в сохранении каждым участником диалога его субъектной самостоятельности, специфичности, уникальности при достижении общности всех участвующих в общении субъектов, которая превращает их в единого совокупного субъекта. Так, сегодня диалог - необходимое условие развёртывания и развития межличностных, межгрупповых, межгосударственных отношений: культурных, экономических, политических и т.д. «Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогизировать, общаться» [3, с. 71].

Диалог, отражая тенденции и сущностные изменения в характере и механизмах инкультурации, предполагает не просто любое пространство и тему общения, а позиционное оформление равноправно-партнёрских отношений субъектов образовательного процесса, обсуждающих проблемные ситуации в пространстве диалога и проявляющих индивидуальность, развивающуюся в их решении. В диалоге такая межиндивидуальная территория («между») приобретает особый смысл и содержание, поскольку предполагает индивидуальную представленность и субъективированное действие субъектов, обладающих соответствующим уровнем самосознания и самоопределения, способных видеть другое «Я», фиксировать, разворачивать и разрешать противоречия между своим «Я» и «Я» другого.

Уровень диалога зависит от его хода, от ситуации собеседника, степени его самораскрытия. Но самым важным является вера в человека, в его «духовное Я», обращённость к его потенциальным возможностям, в процессе

196

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

диалога постоянная поддержка голоса «духовного Я», звучащего в речи, в поведении. Не случайно П. Бергер и Т. Лукман общение называют важнейшим средством поддержания реальности; более того, «субъективная реальность того, что не проговаривается, оказывается шаткой» [2, с. 247].

Именно поэтому конструирование диалога мы связываем с определённым уровнем специализации культуры интеллектуальной деятельности, способствующей углублению рефлексии и саморефлексии педагога дополнительного образования.

Диалог во всё большей степени осознаётся нами как многоуровневый и многоплановый, сложно организованный социально-культурный феномен с широкой сферой своего активного «действия», в том числе, по производству и воспроизводству традиционных и инновационных систем культурных отношений в системе повышения квалификации специалистов дополнительного образования республики.

Мы рассматриваем педагогов как субъектов диалоговых отношений, которые обладают волей и необходимыми психологическими свойствами, обеспечивающими их коммуникативную дееспособность в процессе формирования профессионально-педагогической компетентности.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.

3. Дридзе Т.М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семи-осоциопсихологии // Социокультурное пространство диалога / Под ред. Э.Б. Сайко. - М., 1999.

4. Сайко Э.В. Социокультурное пространство диалога. - М., 1999.

5. Саяпина И.А. Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества. - Краснодар, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.