Научная статья на тему 'О диалектике психологии и идеологии патриотизма'

О диалектике психологии и идеологии патриотизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ДИАЛЕКТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н.

В статье проанализированы сущность и уровни патриотического сознания, показана диалектическая взаимосвязь патриотической психологии и патриотической идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIALECTICS OF PSYCHOLOGY AND IDEOLOGY OF PATRIOTISM

The article analyzes the nature and level of patriotic consciousness, demonstrated the dialectical relation of psychology and patriotic patriotic ideology.

Текст научной работы на тему «О диалектике психологии и идеологии патриотизма»

Список литературы

1. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007.

2. Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей / Т. В. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011.

Кузьмин А. В.

к. и. н., доцент Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Трифонов Ю. Н.

к. филос. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС, г. Тамбов

О ДИАЛЕКТИКЕ ПСИХОЛОГИИ И ИДЕОЛОГИИ ПАТРИОТИЗМА

Аннотация: в статье проанализированы сущность и уровни патриотического сознания, показана диалектическая взаимосвязь патриотической психологии и патриотической идеологии.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, патриотическая психология, патриотическая идеология, диалектика патриотической психологии и патриотической идеологии.

Kuzmin A. V.

PhD in history, associate professor Tambov State University n. a. G. R. Derzhavin

Tambov, Russia Trifonov YU. N. PhD in philosophy, associate professor RANEPA Tambov

THE DIALECTICS OF PSYCHOLOGY AND IDEOLOGY OF PATRIOTISM

Abstract: the article analyzes the nature and level of patriotic consciousness, demonstrated the dialectical relation of psychology and patriotic patriotic ideology.

Keywords: patriotism, patriotic consciousness, patriotic psychology, patriotic ideology, the dialectic of patriotic psychology and patriotic ideology.

Современное российское общество остро нуждается в сохранении и развитии духовных ценностей, в системе которых ключевое место занимает любовь к Родине. Это особенно ясно осознается в годовщину столетия революций в России, которая актуализирует вопросы, связанные с выбором модели дальнейшего развития страны, что, в свою очередь, неразрывно связано с патриотической проблематикой.

Очевидно, что уровень патриотического сознания россиян всегда служил определенным индикатором состояния духовного здоровья нации. Отрадно, что в последние годы наблюдается устойчивый тренд роста патриотических настроений наших соотечественников, обусловленных совокупностью объективных и субъективных факторов. Вместе с тем, понятно, что для поддержания данной тенденции нужны дальнейшие действия государства и гражданского общества по реализации политики в сфере патриотического воспитания граждан, а главное - по созданию среды, формирующей патриотическое мировоззрение.

На значимость традиций патриотизма в деле сбережения и развития нашего Отечества постоянно обращает внимание Президент РФ В. В. Путин в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию РФ [18]. Данные документы являются документами стратегического планирования [26], и это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что тема патриотизма является одной из ключевых в повестке государственной политики по духовному возрождению российского общества.

Как представляется, в основе патриотического воспитания, рассчитанного на реальные результаты, должно лежать, прежде всего, четкое понимание того, что именно собою представляет патриотическое сознание, и чем оно отличается от различного рода деформаций, суррогатов и иных аберраций. С этой целью подчеркнем, что мы исходим из понимания патриотического сознания как совокупности чувств, настроений, традиций, воззрений, идей и теорий, отражающих бытие Родины в различных его аспектах. Методологическое значение такого понимания рассматриваемого феномена духовной жизни усматривается в возможности увидеть и понять ошибочность ряда трактовок патриотического сознания, имеющихся в научной и публицистической

литературе. Так, наиболее распространено толкование патриотического сознания в качестве любви к Отечеству, то есть патриотического чувства.

Данный подход, по мнению В. И. Лутовинова, можно определить как возвышенно-эмоциональный [20, с. 63], суть которого заключается в многообразном проявлении чувства любви к Родине, особенно в нравственном смысле. Заметим, что именно так понимается патриотическое сознание и патриотизм в целом очень многими людьми, и наиболее характерно это для творческой элиты общества. Несомненно, что основу патриотического сознания составляет такое высокое чувство, как любовь к Родине. Между тем, безусловно, права Т. В. Беспалова в том, что чувственная форма патриотизма не отражает его целостного содержания [2, с. 11]. Действительно, патриотические чувства составляют лишь определенную часть патриотического сознания, которое включает в себя также соответствующие взгляды, настроения, традиции, идеи, концепции и т. д. Тем самым, сведение патриотического сознания лишь к социальным чувствам (любви, гордости, преданности и т. д.) значительно обедняет содержание рассматриваемого феномена.

Следует отметить, что патриотическое сознание весьма богато по своему содержанию. Действительно, не будучи самостоятельной формой общественного сознания, оно, тем не менее, включает в себя всю палитру духовной жизни. Речь идет о взаимосвязи патриотического сознания с иными формами общественного сознания, в результате чего оно наполняется моральными, политическими, правовыми, религиозными, эстетическими и иными компонентами. Кроме того, подобно общественному сознанию в целом, патриотическое сознание функционирует на двух уровнях - обыденном и теоретическом. Рассмотрим их более подробно.

Генезис и первоначальное развитие патриотического сознания происходит на первом, базовом уровне, который представлен, преимущественно, уровнем общественной психологии. Это обусловлено социально, исторически и гносеологически. Психологический пласт патриотического сознания образуют соответствующие эмоции, чувства, настроения, традиции, обычаи и т. д. К их числу относятся: любовь к родной природе, языку, обрядам; уважение к соотечественникам; чувство гордости за героическое прошлое предков и их вклад в мировые достижения; чувство переживания и горечи за трудности, переживаемые страной; оптимизм относительно перспектив развития и т. п. На этот счет М. В. Мартыненко отмечает, что в современном массовом сознании понятие «патриотизм» ассоциируется с поддержанием тра-

диций, сохранением семейных ценностей, уважением к истории и героическому прошлому страны [12, с. 7].

Помимо общественной патриотической психологии, обыденное патриотическое сознание также включает в себя патриотические эмпирические, житейские знания, патриотические народные обычаи и традиции. Заметим, что именно на примере патриотизма наиболее наглядно прослеживается первенство общественной психологии: идеологии патриотизма еще не существовало, а зарождение патриотических чувств наблюдалось еще в первобытном обществе. В этом проявляется огромное влияние естественного отношения человека к Родине [9, с. 82].

При формировании высших социальных чувств, в том числе и любви к Родине, необходимо опираться на низшие чувства, образующиеся в ходе приобретения человеком индивидуального опыта, на эмоции и органические ощущения. Вот почему любовь к Отечеству основывается на чувствах любви к родному дому, уголку природы, городу, коллективу и т. д. Именно на этот аспект обращал внимание И. А. Ильин, говоря о том, что «Родина для человека, оказавшегося за рубежом, - это стихия национального языка (хочу говорить по-русски); острота климата (морозы, снега, ливни, грозы и т. д.); ширь ландшафта (мне здесь тесно и грустно, хочу наших равнин и лесов) и аромат быта...» [6, с. 52].

Чувство любви к родным местам неотделимо от человеческой сущности, оно в меньшей степени подвержено идеологическому или какому-либо иному влиянию. Это чувство остается достаточно прочным, несмотря на осуществляемые социально-экономические и политические изменения в обществе. В связи с этим укажем на недопустимость недооценки психологии патриотизма, предположений о ее вытеснении идеологическим уровнем, что, отчасти, имело место в советский период. Очевидно, что патриотическое сознание вырастает из любви к «родным березам» и, расширяясь до понимания Отечества в целом, не теряет этого чувства. При этом, как отмечает А. Н. Покида, сила патриотического чувства не может ограничиваться только глубиной и возвышенностью любви к Отечеству. Это чувство должно побуждать личность, группу, нацию к активным действиям, поступкам на благо своей Родины [17, с. 125]. Подчеркивая важность теории патриотизма, следует признать, что ее осознанность находится в прямой зависимости от эмоционально-чувственной окраски. На это обращал внимание И. А. Ильин: «С человеком. который никогда не ощущал сердцем, что есть для него Родина, трудно было бы даже беседовать на эту тему.» [7, с. 218].

Как негативную особенность патриотизма в современной России, следует признать снижение его на психологическом уровне. Трудности, вызванные внутренними социально-экономическими проблемами, санкционной политикой США и ряда других стран, отрицательно сказываются на чувствах и настроениях людей, в том числе патриотических. В 90-е годы прошлого столетия в обществе было осознание неизбежного, но временного ухудшения социального положения, связанного с переходным периодом, однако люди устали от ожидания лучших времен. Произошло резкое расслоение общества на богатых и бедных, сохраняется угроза вымирания нации. Впору обратиться к знаменитому трактату М. В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа», вышедшему в свет в 1761 году. Неуверенность в завтрашнем дне, опасения остаться без работы, уровень преступности, коррупция, бюрократизм и многое другое порождают у людей апатию, пессимизм, отрешенность от проблем Отечества.

Крайне нежелательно игнорирование некоторых негативных моментов обыденного патриотического сознания: склонность к преувеличению при оценке событий, иногда чрезмерное раздувание тех или иных заслуг Отечества, допускающееся порой смешение причин и следствий, приверженность отживающим традициям, отторжение нового взгляда на истинные потребности общества. Так, в настоящее время в общественное сознание внедряется представление о полном благополучии России в дооктябрьский период. Проводимая тогда дегероизация общественного сознания больно ударила по национальной гордости россиян. Особенно болезненно сказывались попытки принизить подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пик всего этого пришелся на период конца перестройки и начала реформ. Так, А. Субботин убеждал нас в порочности чувства гордости: «Чем можно гордиться в своей национальности? Национальной историей, доблестью предков? Но ты-то лично там при чем?.. гордиться Родиной, то есть быть патриотом, - это уже от пропаганды, от политики, от идеологии, от вождей, т. е. нечто извращенное, навязанное человеку извне» [22, с. 10]. Очевидно, автора беспокоит, что не все россияне потеряли чувство гордости, вспоминают еще и о славе русского оружия, и о прорыве в космос и т. д.

Затронутую тему продолжают эксплуатировать современные противники патриотизма в России. Нас в очередной раз пытаются убедить в том, что большинству россиян осталось гордиться только днем 9 мая 1945 года, да и то, с большими оговорками. Понятно, что те, кто это утверждает, не гордятся Великой Победой. Именно этим объясняются

постоянные нападки на все, что связано с памятью о святой дате, начиная с попыток дискредитации георгиевской ленточки в качестве символа Победы, и заканчивая инсинуациями по поводу акции «Бессмертный полк».

Возражая по данному вопросу, можно вполне обоснованно утверждать, что большинство россиян гордятся не только тем, что СССР освободил весь мир от фашистской чумы, но и многим другим. Несомненно, что чувство гордости вызывают первый полет человека (Ю. А. Гагарина!!!) в космос, достижения нашей страны в освоении мирного атома (а, отнюдь, не Хиросима и Нагасаки), успехи в развитии образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. д. Понятно, что в постсоветский период многое из достигнутого и завоеванного было утеряно, но задача настоящих патриотов России как раз и заключается в том, чтобы вернуть былые достижения.

Нами разделяется мнение о том, что отечественная история выступает для молодежи в виде инструмента повышения гордости тем, что Россия внесла уникальный вклад в мировую цивилизацию, и что будущее связано с тем, насколько образы истории влияют на социальное самочувствие общества и жизнь отдельного человека [27, с. 171]. При этом обоснованная гордость не имеет ничего общего с деформированным патриотизмом, восхваляющим все свое, даже несовершенное. Необходимо уметь отделять благородство национальной гордости от унизительного национального хвастовства и «ура-патриотизма». То есть противоречивость, неоднозначность патриотизма наблюдается уже на уровне его психологии.

Любовь к «вечным» атрибутам Отечества сочетается с неудовлетворенностью своими жизненными условиями. Образ Родины формируется под воздействием личных симпатий или антипатий, что подтверждает известную мысль о том, что эмоции оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на качество постижения процессов общественного развития. Более того, в ошибочных убеждениях эмоции непосредственно включаются в само содержание знаний, считаются объективной истиной. Тем самым, искажается действительность, что особенно вредно в управленческой деятельности. Формированию негативных эмоций и чувств способствовал и процесс открытия белых пятен отечественной истории, сопровождавшийся настоящим очернительством недалекого прошлого. Его переосмысление сопровождалось ошибками, порой необъяснимыми.

Чувства любви к Родине, гордости и радости за сопричастность к ее судьбе укрепятся у россиян тогда, когда страна вновь обретет свой

былой авторитет и величие, повернется к нуждам большинства людей, когда не только на словах, но и на деле начнут решаться многочисленные проблемы. Особой заботы и внимания требуют наши святыни: родная земля и родной язык [23, с. 89]. Необходимо в безотлагательном порядке защитить от разграбления общенародное достояние -земные недра - от хищнической эксплуатации и разорения. Любовь к родной природе не может ограничиваться любованием милого сердцу живописного уголка, необходим экологический патриотизм, призванный сохранить окружающий нас мир для потомков.

К сожалению, есть множество примеров того, что русский язык теряет свое значение как язык межнационального общения в республиках бывшего СССР. Больше того, в родной стране он отдается на поругание и загрязнение. Нужна государственная защита русского языка от посягательств, осквернения и засорения. В этих условиях особое значение имеет речевое поведение государственных и муниципальных служащих, которое должно отличаться здоровым консерватизмом, не выходить за рамки культурного поля языкового существования. И, конечно, необходима большая работа, направленная на повышение культуры устной и письменной речи государственных и муниципальных служащих. Нами полностью поддерживается мнение о том, что государственные и муниципальные служащие должны показывать образцы высокой речевой культуры, делового речепользования, быть примером патриотического отношения к государственному языку Российской Федерации [15, с. 111]. Такое же внимание необходимо уделять сохранению и развитию лучших традиций российского патриотизма. Важно взять и использовать все полезное, что может служить примером для подражания нынешнему поколению. Ведь накоплено немало за многие годы отечественной истории.

Ошибочным следует признать отсечение глубинных корней русского патриотизма, когда советский патриотизм признавался социально-историческим преемником лишь «революционного, демократического, пролетарского патриотизма». Фразы о том, что «он вобрал в себя все лучшее, передовое из патриотизма прошлого» [14, с. 24] заставляли задуматься о том, что может быть в патриотизме прошлого было что-то и плохое, и реакционное?! Хотя опыт Великой Отечественной войны показал моральную силу и действенность обращения к патриотическим страницам всей нашей истории. Знамена Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова незримо реяли над советскими воинами. Память о былом Родины, подвиги предков были оружием не менее сильным, чем автомат и взрывчатка. И в том, что наши деды и отцы

победили фашистов, велика заслуга именно этого фактора. Это убедительно подтверждает, что забвение патриотизма, не связанного с борьбой за построение нового общества, значительно обедняло и выхолащивало патриотическое воспитание.

Таким образом, у патриотического сознания весьма рельефно выражена преемственность, то есть включение, сохранение и использование патриотизма, имевшего место в прошлом Отечества. Об этом следует помнить при формировании современного облика патриота. И никакие политические пристрастия не должны приводить к тому, чтобы забывались или искажались те или иные патриотические события и факты, которыми так полна наша история.

С другой стороны, полезно помнить о том, что преемственность может быть прогрессивной и реакционной. Причем не только в некоторых государствах постсоветского пространства, но и в нашей стране наблюдаются проявления реакционной преемственности, когда на щит в качестве «истинных» радетелей за народ поднимают предателей -Власова, Бандеру и других. Активно тиражируются пасквили Резуна, нахально взявшего себе псевдонимом фамилию истинного русского патриота А. В. Суворова.

Ставятся под сомнение наши патриотические традиции, общий смысл которых в известной формуле: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Психология патриотизма предполагает осознание личностью потребности делать что-либо полезное для других людей, для общества в целом. Но именно на психологическом уровне легче протащить в сознание человека и общества культ индивидуализма, личного блага, наживы. Так, коррупция, несмотря на ее угрозу национальной безопасности, до сих пор не получила нетерпимого отношения со стороны общественного мнения.

Среди сформировавшейся социальной группы богатых людей практически не видно появления новых Рябушинских и Третьяковых. Наоборот, огромные финансовые средства оседают за рубежом, а не работают на экономику России. На это обращает внимание В. В. Путин: «Наших предпринимателей часто упрекают в непатриотичности. Притчей во языцех стал оффшорный характер российской экономики» [19]. Но, тем не менее, есть немало проповедников такой жизненной позиции. Так, С. Доренко желает иметь зрителя, который отвечает за свою семью и принимает решения, прежде всего, в ее интересах, а не в интересах демократии, Родины планеты [5].

Нам предлагается, вопреки диалектике единичного, особенного и общего, очередной мнимый вариант патриотизма - «семейный патрио-

тизм». Причем, автору показалось не достаточно просто отдать пальму первенства интересам семьи, он их противопоставляет интересам иных человеческих сообществ. Хотя общеизвестно, что нельзя не только противопоставлять, но и разделять интересы лично-семейные и общественные. В этом вопросе также нельзя забывать проявлений единства всеобщей связи. Если кому-то что-то сегодня кажется личным благом, то при всестороннем рассмотрении оно уже завтра может быть оценено как вред. Сторонникам «семейного патриотизма» следует обратиться к Платону: «... Отечество дороже и матери, и отца, и всех остальных предков, что оно более почтенно, более свято и имеет больше значения» [16, с. 126].

Следует согласиться с мнением С. П. Куликова, что наиболее сложным и противоречивым аспектом патриотизма является мировоззренческий, характеризующийся процессами согласования сложного комплекса эмоций, чувств и переживаний по отношению к Родине и малой родине с теми принципами и догмами, которые принимаются на уровне государственной идеологии [10, с. 25]. Следует также заметить, что уровень патриотического сознания в общественной психологии не поднимается до широких и глубоких научных обобщений, оставаясь, как правило, на поверхности явлений. Поэтому при всей значимости патриотической психологии, трудно переоценить роль стержня патриотического сознания - патриотической идеологии [1, с. 7].

Данное утверждение позволяет нам перейти к характеристике теоретического уровня патриотического сознания, основу которого составляет идеология патриотизма. Речь идет о системе патриотических воззрений и идей, выражающих коренные интересы крупных социальных групп, а также общества в целом через призму положения дел в родной стране. В научной литературе даются различные определения патриотической идеологии. Так, по мнению Л. А. Гащенко, под ней следует понимать систему национальных, интернациональных и гражданских взглядов и убеждений, как отдельных субъектов, так и социальных групп, социума в целом, отражающих этнополитическую реальность через призму общечеловеческих ценностей [3, с. 10].

Как представляется, предложенная дефиниция имеет ряд недостатков, касающихся, прежде всего, сведения всей палитры патриотических взглядов и убеждений лишь к национальным, интернациональным и гражданским. Кроме того, не вполне обоснованно, на наш взгляд, говорится о том, что эти взгляды и убеждения отражают лишь этнополитическую реальность, на не все стороны жизни страны. Сущность идеологии патриотизма, как утверждает Р. Г. Яновский, состав-

ляет система взглядов, норм, ценностей основной массы населения, разделяющих и обожествляющих их, делом, доказывающим свою любовь к Родине, преданность России, Отечеству [28, с. 21]. Некоторые положения данного суждения имеют дискуссионный характер, но в целом, по сути, с ним вполне можно согласиться.

На основании сопоставления имеющихся точек зрения, под патриотической идеологией предлагаем понимать систему воззрений, идей и концепций, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к своему Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему. Особую роль в патриотической идеологии имеют цели (векторы, модели) дальнейшего развития страны. В связи с этим с следует согласиться с утверждением А. В. Абрамова о том, что ядром патриотической идеологии является «идея Отечества», представляющая собой идеальный образ страны в соответствии с которым необходимо изменить реально существующую [1, с. 8].

По мнению В. А. Минакова, патриотическая идея выражает образ Отечества как родовой среды существования народа и Отечества как субъекта, часть которого составляет и патриотическая личность. При этом автор выделяет холистический уровень идеологии, «выражающий жизненно важные интересы общества как целого; именно здесь возможно формирование ценностной консолидирующей идеи всего социума. Патриотизм является его неотъемлемой частью» [13, с. 14].

Значение патриотической идеологии проявляется в реализуемых ею функциях. К ним, по мнению Л. А. Гащенко, относятся: гносеологическая, аксиологическая, гуманистическая, историческая, прогностическая и воспитательная [3, с. 12]. Наибольшее же значение патриотической идеологии, безусловно, заключается в обосновании желаемого состояния Родины, ее будущего [8, с. 44]. Концепт будущего представляет собой важнейший базовый концепт для личности и общества в целом.

Отметим, что в настоящее время продолжается активный поиск идеологических оснований патриотизма [21]. Так, идеологическим основанием государственного патриотизма выступает идея возрождения России как великой державы. По мнению В. А. Минакова, ограниченный рамками официального дискурсивного социально-политического поля, патриотизм в России конструируется на базе идеологем «возрождение величия России» и, как следствие, - «гордость за державу» [13, с. 17]. Реализация же идея возрождения России как великой державы требует консолидации общества и готовности граждан, в том числе, пожертвовать своими интересами. Как отмечают специалисты, такого

рода готовность уже сформировалась в российском обществе, но преимущественно у представителей старших возрастных групп [4, с. 91].

В этом отношении в литературе обосновывается необходимость преодоления негативной ситуации, связанной с тем, что духовному единению нации не способствуют противоречивые положения статьи 13 Конституции РФ, касающиеся запрета на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Это, как думается, не отрицает возможности и даже необходимости добровольного признания гражданами страны определенной системы идей в качестве интегрирующего фактора. Преодолеть негативные издержки принципа идеологического плюрализма призвана именно патриотическая идеология, которая должна быть признана и поддержана в качестве общенациональной идеи [24, с. 253].

На особое место патриотической идеологии в духовной жизни России обратил внимание В. В. Путин, отметив, что идеалы патриотизма настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы [20]. Тем не менее, в научной и публицистической литературе осуществляются попытки принизить, исказить роль идеологии патриотизма [29]. Следует подчеркнуть, что без четко обозначенного образа Отечества невозможно успешное продвижение вперед.

Не менее вредна и опасна и другая крайность, абсолютизирующая роль патриотических идей, и принижающая значимость чувств, настроений и традиций, связанных с любовью к Отечеству. Как известно, патриотическая идеология формируется именно на основе теоретического анализа обыденного патриотического сознания. Осмысление рассматриваемого явления на теоретическом уровне и приводит к возникновению патриотической идеологии [13, с. 16]. При этом, в отличие от психологии патриотизма, его идеология вырабатывается не всем населением, а специалистами - философами, социологами, юристами, экономистами и т. д., придерживающимися различных точек зрения. Как следствие, патриотическая идеология может быть научной и ненаучной.

В связи с этим возникает вопрос о том, чем же определяется степень научности идеологии патриотизма. Думается, что это зависит от степени заинтересованности данных идеологов в раскрытии закономерных тенденций развития Отечества, совпадением или несовпадением их интересов с потребностями прогрессивного развития общества. Ненаучность патриотической идеологии проявляется в непримиримом противоречии с подлинными интересами Родины. Такие идеологи ре-

шительно отвергают истинность знания о законах общественного развития, настаивают на случайности, нелогичности, ошибочности, абсурде происходящего в стране.

Содержание патриотической идеологии во многом определяется политическими взглядами ее разработчиков, ядром которых является то или иное понимание основ общественно-политической и экономической жизни общества. Тем самым возникают риски искажения самой идеи патриотизма, которая, зачастую, становится инструментом для достижения групповых целей и политических амбиций.

В связи с этим обратим внимание на особую взаимосвязь патриотического и политического сознания. Дело в том, что ключевыми компонентами патриотического сознания являются взгляды на существующий и желаемый социально-экономический строй, политический режим и т. д. Поэтому вряд ли можно согласиться с А. Хохловым, который, раскрывая истоки подвига Зои Космодемьянской, утверждает, что у ее семьи мало было причин любить советскую власть, и при этом делает обобщенный вывод о том, что «любовь к Родине не зависит от общественного строя и текущего момента, за Родину сражаются и умирают во все времена» [25].

Несомненно, россияне сражались и умирали за Родину во все времена, при любых устоях общественной жизни. Но при этом вряд можно согласиться с утверждением о том, что любовь к Родине не зависит от общественного строя. Иначе невозможно объяснить, например, феномен советского патриотизма, проявленного в годы Великой Отечественной войны, который приобрел поистине массовый и жертвенный характер. Известно, что солдаты и офицеры шли в бой, в том числе, и со словами «За нашу советскую Родину!».

Будучи уровнями патриотического сознания, патриотическая психология и патриотическая идеология находятся в диалектическом единстве, взаимно влияя, и обогащая друг друга. Однако ведущей является патриотическая идеология, которая способствует освобождению людей от предрассудков общественной психологии. Хотя движение к сердцу человека идет через разум, но важно знать и сердце, то есть учитывать чувства масс, поскольку для успеха идеологической работы нужны благоприятные психологические качества.

Как представляется, можно выделить следующие аспекты единства психологии и идеологии патриотизма. Во-первых, они имеют один и тот же объект отражения - бытие страны, Родины как особой (сакральной) части социальной реальности. И субъект отражения у них также един - человек. Поэтому общественная психология и идеология

патриотизма представляют собой специфические срезы общественного сознания. Во-вторых, их единство проявляется во взаимовлиянии: если общественная психология выступает как предпосылка идеологии, то идеология служит высшей цементирующей и регулирующей силой общественной психологии. В-третьих, их бытие протекает в единых исторически сложившихся формах (политической, правовой, нравственной, эстетической и т. д.) сознания.

Различие общественной психологии и идеологии проступает в таких моментах: 1) общественная психология непосредственно отражает бытие Отечества, не вскрывая его сущности. Поэтому и не может служить надежным ориентиром в сложной жизненной обстановке. Что касается идеологии, то она отражает бытие страны опосредованно, фиксируя глубинные, сущностные аспекты жизни отдельных людей и социальных групп. 2) Общественная психология возникает, как правило, стихийно, непосредственно реагируя на действительность, представляя собой результат творчества всего общества. И если наблюдается осмысление отраженного, то лишь на эмпирическом уровне.

Идеология же вырабатывается сознательно идеологами общества. Поэтому результат отражения выражен на теоретическом уровне. Следовательно, идеология вскрывает закономерности развития страны, а значит, обладает эвристической функцией, способностью научного предвидения. 3) Сформированная под влиянием повседневности, обыденности, общественная психология выражается в эмоциональном сознании. Напротив, идеология реализуется в форме сложных теоретических построений, в форме рационального познания. Поэтому она нуждается во внесении в массы. 4) Психология патриотизма обладает значительной консервативностью. Патриотической идеологии же присуща активность, подвижность, видение нового, передового, прогрессивного.

Подводя итог, отметим, что патриотическая психология и идеология являются частью мировоззрения человека и предпосылкой осуществления практической патриотической деятельности [13, с. 16]. Как правило, сознательная патриотическая деятельность возможна лишь со стороны тех граждан, которые имеют зрелые патриотические чувства, усиленные соответствующими идеями. В связи с этим необходимо уделять должное внимание, как формированию патриотических чувств, настроений и традиций, так и их идеологическому обоснованию. Хотя известны примеры, когда и патриотически индифферентные люди, а то и вообще исповедующие откровенный антипатриотизм, совершают поступки и действия, приносящие пользу Отечеству. Таким

образом, патриотическая психология и патриотическая идеология находятся в диалектической взаимосвязи, взаимообогащая друг друга.

Список литературы

1. Абрамов А. В. Современный российский патриотизм: каков он? / А. В. Абрамов // Электронный журнал «Вестник МГОУ». - 2013. - № 4. - С. 3-9.

2. Беспалова Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: Автореф. дисс. ... д-ра фил. наук. / Т. В. Беспалова. - Санкт-Петербург: 2011. - 55 с.

3. Гащенко Л. А. Патриотическая идеология и ее составляющие / Л. А. Гащенко // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. - 2004. -№ 2 (32). - С. 9-14.

4. Горшков М. К. Российское общество и вызовы времени. Кн. первая. / Под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. - М.: Весь мир, 2015. - 311 с.

5. Доренко С. Превратится ли эфир в полигон борьбы за мир? / С. Доренко // Комсомольская правда. - 1995, 31 января.

6. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. / И. А. Ильин. - М.: МП «Рарог», 1992. Т. 1. - 221 с.

7. Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин - М.: Республика, 1993. - 278 с.

8. Кузьмин А. В. Значение патриотизма в жизни российского общества: функциональный подход / А. В. Кузьмин, Ю. Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых / Тамб. регион. отделение РоСМУ; отв. ред. А. В. Кузьмин. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, Вып.7. 2017. - С. 38-53.

9. Кузьмин А. В. Формирование патриотизма: возможности государственной политики / А. В. Кузьмин, Ю. Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых / Тамб. регион. отделение РоСМУ ; отв. ред. А. В. Кузьмин. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. - С. 79-100.

10. Куликов С. П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации: Дисс.. канд. соц. наук / С. П. Куликов. - Майкоп, 2016. - 160 с.

11. Лутовинов В. И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах / В. И. Лутовинов // Военная мысль. - 1999. - № 4. - С. 63-69.

12. Мартыненко М. В. Эволюция темы патриотизма на отечественном телевидении: от идеологических советских телепрограмм до специализированного патриотического телеканала «Звезда» (1990-2010): Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук. / М. В. Мартыненко. - М.: 2012. - 26 с.

13. Минаков В. А. Место патриотизма в российской национальной идее (социально-философский анализ): Автореф. дисс. .канд. филос. наук. - Барнаул, 2009. - 27 с.

14. Мирский Р. Я. Патриотизм в условиях советского общества и его революционного обновления: Автореф. дис.... д-ра. филос. наук / Р. Я. Мирский. -М.: 1988. - 61 с.

15. Павлова Л. Г. Современная языковая ситуация и речевая культура государственного служащего / Л. Г. Павлова // Государственное и муниципальное управление. - Ростов-на-Дону: Северо-Кавказская Академия государственной службы, 2009. - № 1. - С. 111-117.

16. Платон. Сочинения: В 3 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1968. - Т. 1. - 298 с.

17. Покида А. Н. Специфика патриотических чувств россиян / А. Н. Покида // Власть. - 2010. - № 12. - С. 124-129.

18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // Российская газета. 2016, 2 декабря.

19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012, 13 декабря.

20. Путин В. В.: Патриотизм так силен в России, что никому не удастся перекодировать нашу страну / В. В. Путин // Режим доступа: http://tass. ru/obschestvo/2037902 (дата обращения: 11.09.2017).

21. Санжаревский И. И. О российской конституционности и национальной идее (к 20-летию Конституции Российской Федерации / И. И. Санжаревский // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. - 2013. - № 2. - С. 5-10. Режим доступа: М1р://%'%гмг.политуправ-ление.рф/а1Ь№/2011/01/кгартта.Мт [дата обращения 28.08.2017].

22. Субботин А. Национализм как следствие деидеологизации /

A. Субботин // Урал. -1995. - № 6. - С. 10-11.

23. Трифонов, Ю. Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении / Ю. Н. Трифонов // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 1996. - № 2. - С. 87-90.

24. Трифонов Ю. Н. Патриотическая идеология в условиях идеологического многообразия / Ю. Н. Трифонов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2016. - № 3 (34). -С. 245-255.

25. Хохлов А. Герои Отечества / А. Хохлов // Еженедельник Звезда. -2017, 31 августа.

26. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.

27. Фролов В. А. Историческое сознание российской молодежи: условия формирования и проявления в социальных практиках: Дисс. . канд. соц. наук /

B. А. Фролов - Краснодар, 2014. - 207 с.

28. Яновский Р. Г. Становление идеологии патриотизма / Р. Г. Яновский // Общество и право. - 2006. - № 4 (14). - С. 20-24.

29. Яковлев А. Н. Жириновскому и другим «патриотам» в жирных кавычках / А. Н. Яковлев // Известия. 1995. 25 апреля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.