Научная статья на тему 'О человеческом факторе в современном воспроизводстве'

О человеческом факторе в современном воспроизводстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
870
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / (ЭКОНОМИЧЕСКОЕ) ВОСПРОИЗВОДСТВО / МАКРОИ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ЗНАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Андрей Викторович

Человеческий капитал рассматривается как ключевой фактор современного воспроизводства и уровня развития отдельных государств. Возможность накопления одной из базовых составляющих человеческого фактора знаний позволяет реализовывать их в практическом виде в течение определенного времени в процессе воспроизводства. Изучаются некоторые особенности рассмотрения человеческого фактора в макроэкономическом и микроэкономическом измерениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human factor in modern economic reproduction

Human factor is considered as a key factor of modern economic reproduction and level of development of national states. The ability to accumulate one of the basic parts of human factor knowledge allows to realize it as a practical matter during a certain time period in economic reproduction process. The article considers some features of human factor in macroeconomic and microeconomic dimensions.

Текст научной работы на тему «О человеческом факторе в современном воспроизводстве»

Становление национальной инновационной модели

А.В. Николаев

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

Человеческий капитал рассматривается как ключевой фактор современного воспроизводства и уровня развития отдельных государств. Возможность накопления одной из базовых составляющих человеческого фактора - знаний - позволяет реализовывать их в практическом виде в течение определенного времени в процессе воспроизводства. Изучаются некоторые особенности рассмотрения человеческого фактора в макроэкономическом и микроэкономическом измерениях.

Ключевые слова: человеческий фактор, человеческий капитал, человеческий потенциал, людские ресурсы, (экономическое) воспроизводство, макро- и микроэкономическое измерения человеческого капитала знания, инвестиции в человека, человеческое развитие, затраты на образование.

Человеческий фактор, человеческий капитал, человеческий потенциал - это качества людей, определяющие результаты деятельности, в которую они вовлечены.

Развитие человеческого фактора происходит в результате изменений в экономической структуре общества. Фундаментальные сдвиги в производительных силах современного общества привели к тому, что к работникам, к качеству их работы стали предъявляться новые требования. Усложнение современного производства и управления объективно требуют подготовленности рабочей силы к профессиональной деятельности. Это касается не только производственного персонала, административного и управленческого, но и всех работников, совокупной рабочей силы общества.

В настоящее время опубликованы статьи, исследования по самым различным аспектам концепции человеческого фактора в воспроизводстве1. Категория современного человеческого фактора занимает определенное место в системе соподчиненных и однопо-

рядковых категорий, таких как природный, вещественный, невещественный капитал, интеллектуальный потенциал.

По мнению автора данной статьи, знания, интегрируемые производством в разных формах, являются объединяющим началом всех трактовок, формирующим человеческий фактор. Знания, воплощенные в невещественных объектах, приобретают социально-экономическую форму капитала. Затраты на формирование знаний являются реальными производительными инвестициями. Производительное использование образованного человека обеспечивает получение более высокого дохода в будущем.

Человеческий фактор современного общества выражает социально-экономическую форму невещественных ценностей физической и интеллектуальной природы, накапливаемых и производительно используемых в экономике с целью получения дохода. Ценность человека в воспроизводстве соответствует воплощенным в нем знаниям, способам организации производства, труда и управления, то есть человеческий фактор воплощен в невещественных элементах производства, которые могут быть превращены в прибыль. Знания становятся своего рода средством производства, поскольку способны создавать богатство.

Знания относят к капиталу на том основании, что они способны накапливаться. Такая способность означает возможность их практической реализации (так называемой полезности) в течение определенного времени в процессе воспроизводства.

Как известно, любой капитал требует отвлечения средств в ущерб текущему потреблению, определяет уровень развития в будущем, дает длительный производственный эффект. Кроме того, существуют виды информационного производства. У такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет. Риск и неопределенность инвестиций в человека усиливаются свободой перемещения индивидов, изменениями конъюнктуры рынка труда и др.

В профессиональной литературе человеческий фактор изучается на уровне микроэкономики и макроэкономики. На уровне микроэкономики человеческий фактор выступает источником добавленной стоимости и прибыли компании, которые возникают как результат использования новых возможностей бизнеса, рынков, производства новой продукции и т. д. Главная функция человеческого фактора заключается в ускорении прироста прибыли за счет реализации необходимых знаний, обеспечивающих высокопроизводительную деятельность компании.

Некоторые ученые утверждают, что использование информации в компании способствует росту производительности, что отра-

жается, в частности, на увеличении прибыли. Это называют «прибавочной стоимостью информации», «рентой знаний», «интеллектуальной рентой»2.

В отраслях, более активно использующих новейшие технологии, рост производительности труда составил в конце ХХ века 4,18% против 1,05% для отраслей, отстающих во внедрении «цифровых технологий»3. Сегодня формирование базы знаний с целью извлечения прибыли от их использования все больше привлекает внимание ученых и практиков.

На уровне макроэкономики человеческий фактор определяет уровень развития экономики страны в будущем, ее экономический рост, становится определяющим фактором прогресса общества.

Изменения в обществе заключаются «в коренном изменении характера воспроизводственного взаимодействия двух главных составляющих элементов первичного экономического потенциала развития общества: с одной стороны, человека, а с другой - созданных им материально-вещественных факторов и природного окружения. Главенствующие черты всего развития послевоенной мировой экономики - это усиление роли качественных изменений, всесторонний рост дифференциации во всех звеньях воспроизводственной цепи, ускорение процессов обновления и динамизма преобразований в целом - сложились на основе повышения роли человека»4.

Концепцию человеческого развития можно рассматривать как особую теоретическую схему и практику государственного управления.

Как известно, начиная с 1990 г. ООН выпускает ежегодные доклады о развитии человека, в первом из которых введен в оборот термин «человеческое развитие», подразумевающий приумножение доходов людей, улучшение их здоровья, образования, сохранение окружающей среды и т. д.; опубликован уже «Доклад о развитии человека 2007/2008».

В научной литературе до сих пор не сформировалось единого, четкого определения социально-экономической категории человеческого фактора, хотя большинство ученых считают, что современный совокупный человеческий фактор на информационном этапе развития представляет собой высокообразованную, хорошо подготовленную профессионально, нравственную и духовно богатую личность. Попытка систематизации определений современного совокупного человеческого фактора были даны различными авторами (см. схему).

В целом это понятие выражает качественное состояние совокупной рабочей силы на современном уровне ее развития, возмож-

ности совершенствования в физическом, творческом, интеллектуальном, нравственном аспектах.

Определяющую роль человеческого фактора в мировой экономике показал Л.И. Абалкин: «Если взять сегодняшнюю мировую практику ранжирования стран по уровням развития, то они выстраиваются по порядку от уровня состояния человеческого капитала. В это понятие обычно входят: объем ВВП в целом и на душу населения; продолжительность жизни населения; уровень образования. Эти индексы в совокупности образуют то, что в практике называют человеческим капиталом. В программах, которые разрабатываются в США, Японии, Германии, Китае, эти параметры становятся определяющими»5.

Схема

Л.И. Абалкин утверждает, что, «к сожалению, высокий образовательный уровень практически не учитывается в потенциале России <...> наша крайне непродуманная приватизация привела к тому, что при определении национального богатства в графе "интеллект" у нас стоит прочерк. Это, кстати, дает основание для возможного пересмотра решения в этой области с подключением выводов экспертизы, действующих законов, для переоценки

нашего национального богатства, часть которого, и пока еще сохраняющаяся, в значительной степени составляет интеллектуальный капитал»6. Сегодня крайне необходимо осуществлять инвестиции в здравоохранение, культуру и образование для формирования мощного интеллектуального и творческого потенциала России, быстрого и менее болезненного продвижения России в информационное общество.

Развитие человеческого фактора становится главным условием прогресса, что дает основание говорить о возможной замене трудовой деятельности новым типом трудовой активности, которая отличается значительными элементами творчества.

Возросшая роль человеческого фактора вызвала необходимость определить его цену, объем, подсчитать эффективность от инвестиций в его формирование.

Инвестирование в формирование человеческого фактора для воспроизводства основывается на принципах рационального экономического поведения, применимых к любым видам инвестиций. Что же касается методов расчета эффективности от инвестиций в образование человека, то имеется ряд обстоятельств, затрудняющих такой расчет вследствие того, что формирование человеческого фактора представляет собой противоречивый процесс. Это связано с необходимостью выбора между формами человеческой деятельности с целью получения немедленного дополнительного дохода и стремлением к получению высокого уровня образования, которое обеспечивает повышенный доход в будущем. В последнем случае поступками людей руководят сознательный и обоснованный расчет, а не кратковременная выгода.

Г. Беккером, Б. Вейсбродом, Т. Шульцем и др. были разработаны методы подсчета эффективности инвестиций в человека, в основу оценки которых ученые положили метод И. Фишера, рассматривающего получение процента от его использования как форму любого другого дохода. Следует отметить, что точно подсчитать приобретенный опыт и профессиональную активность личности не представляется возможным. В этом заключается специфическая особенность человеческого фактора в воспроизводстве.

Особенности объекта инвестирования человека связаны с экономическими интересами субъектов, которые осуществляют инвестирование.

В экономически развитых странах отмечается достаточно высокий уровень общественных затрат на образование, что в значительной мере содействует возрастанию конкурентоспособности их трудовых ресурсов. В этих странах преобладает интеллектуальный труд, который составляет в ФРГ и Великобритании - 95%, в Япо-

нии - 90%, в США - 85%7. Уже сформирована развитая личность, которая способна решать сложные инновационные задачи в воспроизводственном процессе.

Проблемы развития творческого потенциала человека, необходимого для современного воспроизводства и экономического развития, успешно решаются в Японии, где разрабатывают и реализуют национальные программы такого развития. Программы предусматривают постоянное поощрение творчества работников, развитие их способностей, экономического мышления путем установления повышенной оплаты за более квалифицированный, творческий труд и ответственную работу.

Зависимость размера заработной платы работника от его образования прослеживается в экономиках всех развитых стран.

Многие ученые исчисляют инвестиции в человека на основе того, что эффективность образования близка к норме прибыли от инвестиций в материальные фонды и основной капитал. Так, предлагается при расчетах эффективности образования учитывать влияние на заработную плату таких факторов, как семейная среда, социальный статус, способности обучаемых. Отметим, что при таких расчетах трудно подсчитать различные нововведения, например, введение модульных программ, фундаментальных курсов и т. д.

При определении эффективности образования в отдельных отраслевых учебных заведениях, например, радиотехнических, сельскохозяйственных, железнодорожных и т. д., можно использовать показатель прибыльности инвестированного капитала, который определяется соотношением оперативного результата к среднему инвестиционному капиталу. Для определения коэффициента деловой активности любого учебного заведения можно использовать коэффициент чистой прибыли к среднему инвестиционному капиталу.

На микроуровне, т. е. на уровне индивида, можно подсчитать затраты отдельного человека на образование. Цена образования в этом случае должна складываться из затрат на образование и воспитание, социальных затрат, потерянных заработков.

В современном информационном обществе качество человеческого фактора становится решающим критерием в воспроизводстве.

Г. Беккер писал, что в оценке человека и его труда необходим особый подход: «В самом деле, я пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению - в условиях денежных или теневых, вмененных цен, повторяющихся или однократных, важных или малозначащих решений, эмоционально нагруженных или нейтральных целей; он применим к поведению богачей или бедняков,

пациентов и врачей, бизнесменов и политиков, учителей и учащихся. Сфера приложения понимаемого таким образом экономического подхода настолько широка, что она покрывает собой предмет экономической науки, если следовать приведенному выше его определению. Экономический подход занимает иную, но отдаленно в чем-то сходную позицию, а именно: люди решают посвятить себя научной или какой-либо другой интеллектуальной или творческой деятельности только тогда, когда они могут ожидать от этого выгод, - как денежных, так и психологических, - превосходящих то, на что они могли бы рассчитывать в иных профессиях»8.

Вследствие того, что множество экономических процессов неотделимо от человека, развитие человеческого фактора в современных условиях демонстрирует практически полное перемещение всех теоретических и практических проблем этого понятия в область качественных аспектов трансформации рабочей силы. Сегодня в экономической сфере необходимыми становятся личностные, интеллектуальные и гуманитарные качества человека. Эта тенденция приобретает самые различные формы на практике и в теории, где широко анализируются развернутые качественные и экономические оценки современной рабочей силы.

С учетом этих тенденций необходимо при анализе качества и эффективности труда работников подходить к оценке человеческого фактора с позиций различных наук. По этому поводу Р. Хейл-бронер писал: «По существу, четко определить сферу экономической науки, сопредельной с другими общественными дисциплинами, но имеющей свою собственную обособленную территорию, невозможно. Экономическая теория пронизывает все социальные науки точно так же, как эти последние пронизывают ее саму. Социальная наука едина»9.

С учетом повышающихся требований усложняющейся технологии, автоматизации и компьютеризации производства, главными инвесторами в человеческий фактор, очевидно, должны быть предприниматели. Однако, как известно, рыночная экономика носит индивидуалистический характер и допускает высокое неравенство в доходах. Обращая на это внимание, К.Р. Макконнелл и С. Брю сделали вывод, что, в соответствии с теорией человеческого капитала, дифференциация заработной платы в большей степени существует из-за различных инвестиций в него. По их мнению, инвестиции в человека - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности или, другими словами, производительность труда рабочих10.

Дополнительные расходы на образование работников с низким уровнем дохода следует считать эффективным средством уменьше-

ния неравенства в доходах. Поэтому инвестиции в человеческий фактор принимают форму затрат на образование, здоровье, среду обитания.

Технологические достижения последних десятилетий, обеспечившие высокие стандарты потребления и высокие требования к вовлеченным в производственный процесс людям, вызвали модификацию стимулов и мотивов деятельности. Это дает многим социологам основание говорить о возможной замене трудовой деятельности неким свойственным постиндустриальной цивилизации новым типом активности, содержащим многие элементы творчества11.

Диспропорции между знаниями и практикой, опытом и творчеством, образованностью и конкурентоспособностью определяют качество человеческого фактора, что делает весьма актуальным анализ его использования на микроэкономическом уровне. Предприятие - это не только коллективный инструмент, но и миниатюрное общество, которое состоит из элементов стабильности и непредвиденности, превращающих его в гибкую, но устойчивую к переменам структуру. Одной из решающих составных частей этой способности к эволюции являются людские ресурсы, которые обусловливают и одушевляют ее12. По мнению С. Пизара, «людские ресурсы должны не только быть неисчерпаемыми, но и автономно обеспечивать себя. Чем больше они используются и потребляются, тем активнее развиваются и обогащаются. В этом и заключается их уникальность по сравнению с другими природными богатствами»13.

Примечания

1 Абалкин Л.И. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России; Критский М.М. Человеческий капитал; Гойло B.C. Интеллектуальный капитал; Марцинкевич В.И. Экономика человека; Вильхов-ченко Э.Д. О «посттейлоризме» и «человеческом капитале»; Васильчук Ю.А. Постиндустриальная экономика и развитие человека; Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры; Дятлова О.А. Человеческий капитал в системе современной рыночной экономики; Бушмаринов И.В. Квалификация рабочей силы - ведущий компонент производительных сил; Иноземцев В.Л. К концепции постэкономического общества; Карамасов К. Экономика человеческих ресурсов.

2 Российский экономический журнал. 2003. № 5-6. С. 34.

3 Экономист. 2003. № 2. С. 5.

4 Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 43.

5 Экономист. 1999. № 8. С. 5-6.

6 Абалкин Л.И. Там же. С. 6.

7 Васильчук Ю.А. Постиндустриальная экономика и развитие человека // МЭиМО. 1999. № 9. С.74, 75.

8 Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. M.: Начала-Пресс, 1993. T. I. С. 29-30, 33.

9 Хейлбронер РЛ. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS. М.:Начала-Пресс, 2000. С. 41.

10 Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Причины, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 2002. С. 171.

11 Glaser H. Das Vershwinden der Arbeit. Die Chancen der neuetn Tahigkeitsgeell shaft. Dusseldorf, 2003. P. 116.

12 Атлан А. Между кристаллом и дымом. Исследования организации живой материи. Париж: Сей, 2003. С. 5-6.

13 Пизар С. Людские ресурсы. Париж: Латэ, 2000. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.