Научная статья на тему 'О библиометрических показателях, используемых для оценки журналов по педагогике и психологии'

О библиометрических показателях, используемых для оценки журналов по педагогике и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОНИТОРИНГИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / ВНУТРИКЛАССНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотов В. А., Вальдман И. А.

В статье рассматриваются основные виды программ оценки учебных достижений школьников (оценивание в классе, государственные экзамены, крупномасштабные исследования), приводятся примеры из международного и российского опыта. Кроме того, освещаются актуальные научные и практические задачи, которые необходимо учитывать при построении эффективной системы оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотов В. А., Вальдман И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О библиометрических показателях, используемых для оценки журналов по педагогике и психологии»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ1

typology AND CHARACTERisTiCs oF ACADEMiC ACHiEvEMENT EvALuATON pRoGRAMs

Болотов В.А.

Академик РАО, доктор педагогических наук

E-mail: vikbolotov@yandex.ru

Bolotov V.A.

Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of science (Education). E-mail: vikbolotov@yandex.ru

Вальдман И.А.

Заведующий лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, кандидат педагогических наук

E-mail: iavaldman@gmail.com

Valdman I.A.

Head of the Laboratory of Education Monitoring at the institute of education management of the Russian Academy of education, Candidate of science (education). E-mail: vikbolotov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды программ оценки учебных достижений школьников (оценивание в классе, государственные экзамены, крупномасштабные исследования), приводятся примеры из международного и российского опыта. Кроме того, освещаются актуальные научные и практические задачи, которые необходимо

Annotation. The article examines the main types of assessment programs (classroom assessment, state exams and large-scale research) and presents examples from international and Russian experience. Moreover, the authors discuss relevant scientific and practical problems, which should be taken into account when developing

1 Данная статья подготовлена на основе учебных материалов Российского тренингового центра ИУО РАО, разработанных авторами при проведении курсов «Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты» (27-29 июня 2011 г.), «Ключевые аспекты построения эффективной системы оценки качества образования и использования результатов оценки учебных достижений школьников» (27-30 марта 2012 г.), «Система оценки качества и образовательная политика: ключевые проблемы и направления развития» (27-30 июня 2012 г.). www.rtc-edu.ru

учитывать при построении эффективной системы оценки качества образования.

an effective system of education quality assessment.

Ключевые слова: оценка качества образования, тестирование, процедуры оценки, международные сравнительные исследования, мониторинги учебных достижений, национальная оценка, государственные экзамены, внутриклассное оценивание.

Keywords: quality assessment in education, testing, assessment procedures, international comparative studies, monitoring of academic achievement, national assessment, state

exams, classroom assessment.

Введение

Построение эффективной системы оценки качества образования во многих странах мира является одним из приоритетов национальной образовательной политики. Без использования оценочных процедур невозможно узнать, получают ли необходимые знания и навыки конкретные учащиеся, достигают ли своих целей образовательные реформы, вносит ли система образования вклад в развитие экономики и общества.

Система оценки качества образования призвана обеспечивать учащихся и их родителей, педагогические коллективы школ и преподавателей учреждений профессионального образования, органы управления образованием всех уровней, институты гражданского общества, работодателей надёжной информацией о состоянии и развитии системы образования на разных уровнях [4].

Эта важная задача нашла отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Целью её подпрограммы «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» является «обеспечение надёжной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования» [8].

Выбор тех или иных оценочных инструментов и процедур для их применения на практике зависит от того, кто и как планирует использовать результаты оценки, для достижения каких целей и для решения каких задач. Результаты оценки достижений учащихся могут использоваться для разработки и реализации самого широкого спектра действий на разных уровнях системы образования: от совершенствования процесса обучения в конкретном образовательном учреждении до проведения масштабных изменений в системе образования страны (введение и совершенствование государственных образовательных стандартов, обновление учебных программ и учебной литературы, изменение программ подготовки и повышения квалификации учителей, разработка мер помощи школам, демонстрирующим низкие результаты). При этом необходимо отметить, что для достижения разных целей необходимо применять разные оценочные инструменты. Неправомерно

использовать один и тот же инструмент для оценки разных результатов, формируемых внутри системы образования.

Последствия игнорирования этого правила хорошо известны многим российским специалистам. Не секрет, что результаты Единого государственного экзамена очень часто используются не только по своему прямому назначению - оценить освоение образовательной программы по предмету выпускником школы и отобрать учащихся для продолжения обучения в вузе, но и для решения совершенно не свойственных ЕГЭ задач - оценки качества работы педагогов, школ, органов управления образованием. Для устранения данной проблемы необходимо вводить другие оценочные процедуры (этот вопрос подробно обсуждается в работах [2, 7, 9, 10]).

Мы имеем в виду прежде всего мониторинги учебных достижений, позволяющие определять образовательные достижения групп детей и результаты работы школ, образовательных систем. ЕГЭ при этом должен быть одним из элементов комплексной общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

Задача построения комплексной ОСОКО должна быть решена в ходе реализации государственной программы «Развитие образования». Именно поэтому одним из приоритетов государственной политики в сфере оценки качества образования является «формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования, включающей в себя не только национальные экзамены, но, прежде всего, мониторинговые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы» [8]. Ниже будет представлена одна из возможных типологий программ оценки учебных достижений школьников и дана их характеристика. Кроме того, будут рассмотрены актуальные научные и практические вопросы, связанные с планированием и проведением программы оценки, с учётом международного и российского опыта.

Цели оценивания

Каждая программа оценки учебных достижений школьников, будь то государственный экзамен или международное сравнительное исследование, имеет своё предназначение и зависит от целей, на достижение которых она направлена. Сами цели связаны с возможными вариантами использования результатов программы. Вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты различных программ оценки для повышения качества деятельности образовательной системы и улучшения результатов обучения школьников, является ключевым при формировании набора оценочных процедур в стране.

Способы применения данных программ оценки весьма разнообразны. Их можно разделить на две категории: использование для принятий решений о поддержке конкретных учащихся и для принятий управленческих решений на разных уровнях системы образования - от конкретной школы до министерства образования страны [4]. В первом случае речь идёт о способах использования, которые связаны с корректировкой образова-

тельного процесса (данные оценки применяются для диагностики проблем в обучении конкретных школьников и определения мер по их устранению, а также для планирования индивидуальных образовательных траекторий) и определением уровня освоения образовательной программы учеником. Во втором случае подразумеваются способы, которые не имеют непосредственного отношения к решениям по конкретному учащемуся, но влияют на решения относительно образовательных учреждений и их систем. Они могут быть классифицированы в зависимости от объекта оценки следующим образом.

При оценке деятельности образовательного учреждения данные используются по двум основным направлениям:

1) внешняя оценка (например, аккредитация школы и проведение различных контрольных и надзорных мероприятий);

2) проектирование шага развития школы: каковы ближайшие задачи работы образовательного учреждения и каким образом их надо реализовывать.

При оценке образовательных систем данные также могут использоваться в двух аспектах: для осуществления процедур контроля над работой системы образования (муниципальной или региональной) и для разработки образовательной политики и программ действий на разных уровнях образования.

Обобщая вышеизложенное, выделим шесть целей, для достижения которых могут использоваться процедуры оценки результатов обучения школьников. Первые три из них ориентированы на ученика, а остальные - на образовательные учреждения и системы.

1. Определение прогресса в обучении конкретного школьника.

2. Сертификация - подтверждение завершения ступени обучения.

3. Селекция - отбор для продолжения обучения или получения рабочего места.

4. Оценка деятельности образовательных учреждений.

5. Оценка деятельности образовательных систем.

6. Оценка деятельности национальной образовательной системы.

Есть и другие, достаточно специфические цели использования результатов оценки учебных достижений (например, оценка работы педагога, образовательных программ, учебной литературы), но они не являются предметом рассмотрения данной статьи.

Заметим, что от целей оценивания зависит содержание измерительных материалов и процедура проведения оценивания.

Виды программ оценки

Типология программ оценки учебных достижений может строиться по разным основаниям. Определяющим основанием для классификации могут выступать, например, цели оценки, ее объекты, возможные последствия по итогам оценки для учащихся и образовательных учреждений (высокие или низкие ставки), периоды времени для проведения оценки (текущее или итоговое оценивание).

Мы остановимся на типологии, которая базируется на целях оценки и используется в совместной программе Правительства Российской Федерации и Всемирного

банка READ2. В большинстве образовательных систем мира системы оценивания преимущественно состоят из трёх основных видов оценочных мероприятий. К ним относятся (см. [10]):

• оценивание в классе (или формирующее оценивание), которое встроено в образовательный процесс и позволяет определять достижения и трудности в обучении каждого ученика (цель 1);

• государственные экзамены, которые используются для принятия решений по каждому учащемуся относительно завершения им ступени обучения и возможности продолжения образования (цели 2 и 3);

• крупномасштабные исследования (мониторинги), которые направлены на оценку эффективности работы образовательных систем разного уровня и являются инструментом мониторинга результатов обучения школьников (цели 4-6).

Виды программ оценивания

* * *

• • •

Оценивание Государственные Крупномасштабные

в классе экзамены исследования

♦ ♦ ♦ ♦

ьС

и

о

Л

В

о

со

■с

h

и &

л

ю л

Выпускные Вступительные Национальные

мониторинги

Международные исследования (мониторинги)

Рассмотрим эти программы оценки подробнее.

Оценивание в классе

Наиболее эффективной для организации обучения детей является система оценки, которая приближена к ученику, обеспечивает его постоянное взаимодействие с учителем, служит обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания

1 READ (Russia Education Aid for Development) - Российская программа содействия образованию в целях развития. Реализуется в партнёрстве со Всемирным банком и ориентирована на усиление потенциала развивающихся стран в сфере оценки учебных достижений школьников [24].

и учения. В международной практике такой подход носит название «оценивание в классе» (classroomassessment) или «формирующее оценивание» [7]. В России данная система также хорошо известна (как текущее, или внутриклассное/внутришкольное оценивание) и используется учителями в повседневной работе.

Главная цель оценивания в классе - помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения, поддержать прогресс ученика. Базовые вопросы, на которые даёт ответ данная программа оценки, следующие: как учится ученик и как лучше его обучать? каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить? в чём ученик испытывает трудности и как они могут быть преодолены? Используются разнообразные методы оценки: учебные задания, тесты, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и т.п.

Внутриклассное оценивание позволяет педагогам устанавливать обратную связь, показывающую насколько они эффективны как преподаватели. Детям же видно, насколько они прогрессируют как ученики [13].

Пример 1. Оценивание в целях обучения (Великобритания).

Представители системы образования Великобритании определяют оценивание в классе как оценивание в целях обучения.

Оценивание в целях обучения (Assessment for Learning) - это процесс поиска и интерпретации достоверных данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, где учащиеся находятся в процессе своего обучения, куда им необходимо двигаться дальше и как сделать это наилучшим образом [16].

Оценивание в целях обучения обладает следующими характеристиками [17]:

- встроено в процесс преподавания и учения, является их существенной частью;

- предполагает обсуждение и согласование учебных целей учителями и учениками;

- нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознать цели обучения, которые они должны достичь;

- вовлекает учеников в самооценивание или оценивание друг друга;

- обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;

- укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений;

- вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Государственные экзамены

Государственные экзамены являются оценочной процедурой, которая позволяет определить, освоил ли ученик образовательную программу и (или) может ли он продолжать обучение (например, в вузе). В международной практике существуют различные виды экзаменов (на разных ступенях обучения в школе, для поступления в различные учебные заведения, при приеме на работу, для получения квалификации и т.п.), но

в данной статье мы рассматриваем два вида экзаменов - выпускные (из школы) и вступительные (в вуз).

Целью выпускного экзамена является сертификация учащихся по итогам завершения обучения в школе. Он даёт ответ на вопрос, как освоил государственный образовательный стандарт (образовательную программу) конкретный учащийся.

Вступительный экзамен обеспечивает отбор претендентов для продолжения обучения в высших учебных заведениях. Эта оценочная процедура должна позволить построить рейтинг абитуриентов с точки зрения наибольшей готовности продолжить обучение в институтах, университетах, колледжах.

Чаще всего выпускные и вступительные экзамены являются независимыми процедурами, но во многих странах они совмещены. При проведении экзаменов, особенно вступительных, в большинстве стран мира используются стандартизированные измерительные материалы (тесты). Это делается с целью предоставить всем учащимся равные возможности продемонстрировать свои знания и навыки, полученные при обучении в школе.

Пример 2. Экзамены в некоторых странах мира.

ЕГЭ (Россия) - Единый государственный экзамен. Совмещает итоговую аттестацию учащихся и вступительный экзамен в вуз. В ЕГЭ используются стандартизированные тесты, включающие задания с выбором ответа, с кратким свободным ответом и развёрнутым свободным ответом (www.ege.edu.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BAC (Франция) - Baccalauréat, экзамен на получение квалификации бакалавра после завершения обучения в старшей школе (лицее). Диплом BAC даёт право для поступления в вузы. Данный экзамен состоит из отдельных экзаменов по нескольким предметам, которые проводятся независимой комиссией в устной или письменной (эссе) формах, стандартизированные тесты не используются (www.education.gouv.fr).

GCSE (Великобритания) - General Certificate of Secondary Education, экзамены, которые школьники в возрасте 14-16 лет сдают по окончании первой ступени среднего образования в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. Ученики вправе выбирать для сдачи до 10 предметов, из которых часть является обязательными (математика, английский язык, физкультура, естественные науки). Экзамен может сдаваться на двух уровнях сложности (базовый и повышенный), по математике - на трёх (базовый, средний и повышенный). Оценка за экзамен выставляется на основании сдачи стандартизированного теста, результатов промежуточного оценивания по предмету в школе и выполненных курсовых работ и проектов (www.direct.gov.uk/en/EducationAndLearning).

SAT (США) - Scholastic Assessment Test, тест, используемый для поступления в вузы. Существует два его варианта: собственно SAT - тест способностей (оценивает способности абитуриента по чтению, письму и математике, - к продолжению образования в университетах и колледжах) и SAT Subject Test - тест достижений (оценивает академические знания и навыки по конкретным предметам, требуется для поступления в некоторые учебные заведения). В тесте используются разные типы заданий, но преимущественно это задания с выбором ответа. При приёме вузы кроме результатов SAT часто требуют предъявлять другие данные, характеризующие способности абитуриента (школьные отметки, учительские рекомендации, спортивные достижения и др.) (sat.collegeboard.org).

Крупномасштабные исследования

Ещё одна важная группа оценочных процедур связана с получением информации о результатах работы образовательных систем. Это так называемые крупномасштабные исследования качества образования или мониторинги учебных достижений школьников. Они могут быть подразделены на международные и национальные мониторинги (этой тематике посвящена работа [14]).

Определим мониторинг учебных достижений школьников как стандартизированную процедуру оценки результатов обучения, которая регулярно проводится с целью получения актуальной для управленцев и педагогов информации относительно уровня знаний и навыков различных групп учащихся, тенденций их изменений и факторов, оказывающих влияние на результаты обучения. Он может проводиться как на всех учащихся определённого возраста (генеральной совокупности), так и на репрезентативных выборках.

Международные мониторинги

Цель международных мониторингов - сравнить достижения учащихся конкретной страны с достижениями учащихся других стран. Они позволяют получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень учебных достижений в конкретных областях знаний показывают учащиеся страны в сравнении с учащимися других стран?

• Что школьные системы других стран «делают лучше»?

• Как изменяются результаты с течением времени?

Международные исследования качества образования становятся причиной пересмотра национального учебного плана, введения новых стандартов, изменения программ подготовки учителей. Также они часто стимулируют национальные министерства образования проводить анализ эффективности расходования ресурсов и принимать решения об их увеличении, сокращении или перераспределении для достижения различных целей по развитию образования.

Участие Российской Федерации в международных мониторингах качества образования способствовало формированию культуры педагогических измерений, реформированию содержания образования и созданию федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), разработке новых учебников, а также обновлению программ повышения квалификации учителей [5, 6].

Пример 3. Международные мониторинги качества образования.

Исследования Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA - International Association for the Evaluation of Educational Achievement, www.iea.nl/studies).

Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trendsin Mathematics and Science Study). Целью данного исследования является сравнительная оценка подготовки учащихся 4-х и 8-х

классов школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования. Для выявления факторов, влияющих на качество образования, проводится анкетирование учащихся, их родителей, учителей и администрации школы. В 2011 году в TIMSS приняли участие 63 страны мира. Также в рамках данного исследования периодически оцениваются образовательные достижения выпускников средней школы по углубленному курсу математики и физики (TIMSS Advanced).

• Международное исследование по изучению качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира. Проводится циклами - один раз в пять лет. В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение литературных произведений и чтение информационных текстов. В 2011 году в PIRLS приняли участие 49 стран мира.

• Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS (International Computer and Information Literacy Study). Цель исследования - оценить, насколько школьники готовы к жизни в информационном обществе, насколько они способны использовать компьютеры для получения знаний и общения в школе, дома и в обществе. Учащиеся 8-х классов будут оцениваться на основе компьютерного тестирования. Для сбора контекстной информации применяется анкетирование учеников, учителей и школ. Первое исследование состоится в 2013 году, в нём примут участие 19 стран.

Исследование Организации экономического сотрудничества и развития (OECD - Organisation for Economic Co-operation and Development).

• Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Основной целью PISA является оценка способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Областями оценки являются грамотность чтения, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность и решение проблем. В 2012 году на добровольной основе проверялись навыки в области финансовой грамотности. В качестве инструментария используются тесты и анкеты для сбора контекстной информации (выявлялись характеристики учащихся и их семей, образовательных учреждений и учебного процесса). Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2012 году в PISA приняли участие 64 страны мира (www.oecd.org/pisa).

Одним из видов международных мониторингов являются межстрановые монито-ринги качества образования, которые проводятся для группы стран из одного региона мира.

Ш» OECD

Пример 4. Межстрановые мониторинги качества образования.

SACMEQ (The Southern and Eastern Africa Consortium for Monitoring Educational Quality) - Южноафриканский консорциум по мониторингу качества обучения (является неправительственной независимой организацией, включающей 15 африканских стран). Основная цель - всестороннее повышение качества образования, обеспечение достижения планируемых образовательных результатов всеми школьниками, при этом особое внимание уделяется грамотности чтения, математике и жизненным навыкам. В мониторинге SACMEQ используются стандартизированные тесты по чтению, математике и естественным наукам со множественным выбором вариантов ответов (www.sacmeq.org).

LLECE (The Latin American Laboratory for Assessment of the Quality of Education) - Латиноамериканская лаборатория по оценке качества обучения. Это сетевая организация, координируемая ЮНЕСКО, которая занимается общей оценкой качества образования в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. Цель LLECE состоит в поддержке участия стран в проведении оценки достижений учащихся и использования данных для улучшения качества образования. В оценке участвуют учащиеся 3-х и 6-х классов: в 1997 г. - 13 стран; в 2007 г. - 19 стран. Области оценки - математика, чтение и естественные науки. Инструментарий - тесты с множественным выбором вариантов ответов и анкеты для выявления факторов, влияющих на результаты обучения (www.llece.org).

Национальные мониторинги

Национальный мониторинг качества образования, или так называемая национальная оценка3, является стандартизированной оценочной процедурой, предназначенной для определения, насколько эффективно работает система образования страны. Главная задача мониторинга - получение данных, которые позволяют судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным образовательным стандартом, учебным планом или национальной рамочной структурой образовательных результатов4.

Среди базовых вопросов, на которые дают ответ национальные мониторинги, следует отметить следующие [11]:

• Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования?

• Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся?

• Изменяются ли достижения учащихся с течением времени?

• Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения?

3 Национальная оценка (national assessment) - термин, используемый в практике многих зарубежных стран.

4 Такая рамочная структура существует в ряде стран (например, США, Австралия, Канада), в которых нет единого государственного стандарта или учебного плана. Национальная рамка является результатом договорённости и консенсуса различных профессиональных групп в системе образования.

Данная процедура проводится периодически (1 раз в 2-5 лет), по нескольким предметам (практически всегда по математике и родному языку), на основе выборки учащихся или генеральной совокупности школьников определённого возраста. В качестве инструментария используются стандартизированные тесты и анкеты для сбора контекстной информации. Это даёт возможность изучить факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения, что необходимо для анализа и корректной интерпретации результатов оценки.

Пример 5. Национальные мониторинги качества образования.

1NAEP (The National Assessment of Educational Progress) - национальная оценка прогресса в образовании, США. Проводится не реже 1 раза в два ^^У^^Р года на общенациональной выборке учащихся 4-х, 8-х, 12-х классов с использованием тестов достижений и анкет для сбора контекстной информации. Оцениваются учебные достижения в ключевых предметных областях (математика, английский язык, социальные науки, экономика, география, история США). Информация о результатах оценки адресуется местным сообществам, политикам, представителям системы образования, широкой общественности. Результаты NAEP публикуются в национальном докладе (The Nation's Report Card), представляющем обществу информацию об академических достижениях американских школьников (nces.ed.gov/ nationsreportcard).

NAPLAN (National Assessment Program - Literacy and

NAPLAN

Numeracy) - национальная программа оценки учебных достижений, Австралия. Проводится ежегодно для всех учащихся 3-х, 5-х, 7-х и 9х классов. Проверяет знания и навыки по четырём областям - чтение, письмо, правила языка (грамматика, пунктуация, орфография) и математические навыки в соответствии с общими требованиями учебных планов всех провинций и территорий страны. Программа направлена на отслеживание индивидуального прогресса каждого учащегося. Результаты NAPLAN общедоступны на национальном сайте «Моя школа», который позволяет сравнить достижения учеников какой-либо школы со среднестатистическими показателями школ, имеющих статистически сходный контингент учащихся (www.nap.edu.au).

SIMCE (Sistema de Medición de Calidad de la Educación) - национальная программа измерения качества образования, Чили. Sistema de Medición de Calidad de la Educación Оцениваются все учащиеся 4-х, 8-х и 10-х классов по математике,

испанскому языку, социальным и естественным наукам. На основе выборки оцениваются письмо, английский язык, компьютерные навыки и физическое воспитание. Используются анкеты для учащихся, их родителей и учителей с целью сбора дополнительной информации (например, о социальном и экономическом положении, возможности обучаться в школе, квалификации учителей). Программа SIMCE характеризуется комплексным подходом к распространению результатов оценки и преследует следующие цели: информирование лиц, ответственных за политику образования, предоставление педагогической поддержки работникам системы образования и укрепление подотчётности и ответственности школ (www.simce.cl).

SIMCE

Измерения с высокими и низкими ставками

Отдельного внимания и учёта требует вопрос измерений с высокими и низкими ставками. Именно от него зависит, как будут использоваться результаты программ оценки - для жёсткого контроля с соответствующими организационными выводами или для оказания поддержки учащимся и школам.

Хорошо известно, что каждая программа оценки влечет определённые последствия для её участников - учеников, учителей, школ. В одном случае низкие результаты теста не сказываются негативным образом на ученике, они используются лишь для работы над ошибками и помогают совершенствовать образовательный процесс. Это ситуация измерений с низкими ставками. В другом случае неудача по итогам оценки лишает ученика каких-то важных для него возможностей, приводит к негативным суждениям о качестве работы учителя и школы. Такое положение дел относят к измерениям с высокими ставками.

Международные и национальные мониторинги наряду с оцениванием в классе относятся к программам оценки с низкими ставками. В этих программах низкие результаты тестов, полученные школьниками, не могут быть использованы для наложения санкций на учеников, учителей и школы.

Результаты мониторинговых исследований обычно представляются в агрегированном виде, индивидуальные результаты школьников не рассматриваются, а следовательно, на их основании не могут приниматься решения по конкретному ученику. При проведении оценки на выборке учащихся (пример NAEP в США) нет возможности для оценки качества работы всех школ, так как лишь небольшая доля образовательных учреждений принимает участие в оценочной процедуре.

Экзамены относятся к программам оценки с высокими ставками. От их результатов зависит будущее учащегося, например, возможность продолжения образования в вузе или получения работы. Кроме того, результаты экзаменов могут использоваться для оценки работы педагогов и школ.

Опыт России и многих стран мира показывает, что ввиду высокой значимости экзаменов возникает серьёзный риск дезориентации образовательного процесса и нацеленности его лишь на те знания и навыки, которые проверяются в рамках экзаменационных тестов (эффект обучения для сдачи теста). При этом многие важные образовательные результаты оказываются вне внимания школ и педагогов, им уделяется гораздо меньше учебного времени. Боязнь «проиграть», желание избежать негативных последствий, равно как и возможность получить поощрение в виде дополнительных ресурсов (премии и доплаты учителям, гранты школам), создают ложные стимулы и становятся причиной нарушений и фальсификаций при проведении измерений с высокими ставками.

При проектировании национальных и региональных систем оценки качества образования необходимо обеспечивать разумный баланс оценочных процедур с высокими и низкими ставками. Невозможно построить эффективную систему оценки, которая базируется лишь на «жёстких» измерениях, порождающих победителей и проигравших.

Основные характеристики программ оценки

В дополнение к отмеченному выше рассмотрим и другие характеристики оценивания в классе, экзаменов, международных и национальных мониторингов. Для удобства представим их в сводной сравнительной таблице5.

Характеристики программ оценки Виды программ оценки

Оценивание в классе Государственные экзамены Крупномасштабные исследования

Международные Национальные

Цели Получение обратной связи для выявления успехов и проблем в обучении ученика Аттестация и отбор учащихся для продолжения образования или трудоустройства Сравнение результатов работы национальной системы образования с другими странами Оценка эффективности работы национальной системы образования

Периодичность постоянно, это часть процесса обучения ежегодно регулярно (раз в 3-5 лет) регулярно (раз в 2-5 лет), иногда ежегодно

Кто оценивается все учащиеся все учащиеся, обязанные сдавать экзамен выборка учащихся определённого возраста или класса выборка или вся совокупность учащихся определённого возраста или класса

Формат различные методы оценивания (стандартизир. и не стандарти-зир.) Обычно тест с множеств. выбором и кратким ответом, также эссе обычно тест с множеств. выбором и кратким ответом, также эссе обычно тест с множеств. выбором и кратким ответом

Охват учебной программы все учебные темы основные учебные темы обычно ограничена несколькими предметами обычно ограничена несколькими предметами

Сбор контекстной информации да, это часть процесса обучения редко как правило, да часто

5 Таблица составлена с учётом сравнительного анализа экзаменов и мониторингов, проведённого Грини и Келлаган [11].

Характеристики программ оценки Виды программ оценки

Оценивание в классе Государственные экзамены Крупномасштабные исследования

Международные Национальные

Возможные последствия низкие ставки высокие ставки низкие ставки низкие ставки

Влияние на учебный процесс сильное положительное влияние (даёт обратную связь ученику и учителю) сильное отрицательное влияние (обучение для сдачи теста) незначительное незначительное

Отслеживание тенденций в обучении да нет да да

Методы анализа результатов как правило, используются неформальные и самые простые методы от простых до более сложных статистических методов как правило, используются сложные статистические методы от простых до более сложных статистических методов

Актуальные задачи в области оценки качества образования

В завершение сформулируем ряд актуальных научно-практических задач, которые, как показывает российский и международный опыт, необходимо решать каждой стране, стремящейся построить сбалансированную и эффективную систему оценки качества образования. Подробное обсуждение таких задач - предмет отдельного рассмотрения и последующих публикаций. Здесь же авторы ограничатся их постановкой.

1. Учёт разнообразных образовательных достижений учащихся.

Это важнейшая задача, она требует использования на практике самых разных «измерительных» процедур. Процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин (компетентности, здоровье, гражданская позиция, умение позитивно взаимодействовать с другими, самоуважение, забота об окружающей среде и др.). Стандартизированное тестирование -всего лишь один из используемых подходов для определения качества обучения. Также необходимо применять и другие методы - самооценка, экспертные оценки, социологические опросы.

2. Минимизация измерений с высокими ставками.

Государственные экзамены должны занимать важное, но не главное место в национальной (региональной) системе оценки качества образования. Если мы хотим оценить результаты обучения и при этом понять, чему научила детей школа (увидеть вклад школы), то для такой оценки неправомерно использовать измерения с высокими ставками. В противном случае начнут оказывать влияние внешкольные факторы, например, репетиторство, а также могут включаться «криминальные» механизмы повышения результатов теста -нарушения и фальсификации при проведении тестирования. Для получения целостной и неискажённой картины образовательных результатов необходимо вводить инструменты оценки с низкими ставками, прежде всего мониторинги учебных достижений.

3. Оценка достижений в динамике.

Международный опыт показывает, что для справедливой оценки результатов обучения необходимо не только ориентироваться на результаты, показанные учениками в определённый момент времени, но и учитывать динамику их изменений на протяжении нескольких циклов оценки. Здесь основной вопрос в том, обеспечивают ли учитель и школа прирост в образовательных достижениях ученика, его индивидуальный прогресс. Использование модели «индивидуального прогресса» при оценке результатов обучения школьников и деятельности образовательных учреждений требует введения в практику инструментов, позволяющих проводить регулярную оценку и фиксировать складывающиеся тенденции. Для этих целей предназначены внутриклассное оценивание и монито-ринги учебных достижений.

4. Корректное сопоставление результатов оценки.

При анализе деятельности школ по итогам проведения той или иной оценочной процедуры необходимо обеспечивать корректное сопоставление результатов, избегая упрощённых выводов и решений. Очевидно, что школа с большим количеством детей из семей с низким социально-экономическим статусом не сможет демонстрировать результаты, сопоставимые с теми, которые показывают образовательные учреждения, обучающие детей из благополучных семей. Справедливое сравнение должно основываться на кластерном анализе данных, когда школы группируются по ряду схожих характеристик (тип школы, её расположение, социально-экономический статус семей, доля учеников с неродным языком обучения и др.). Здесь важно изучать практику зарубежных стран, многие из которых имеют многолетний опыт проведения кластерного анализа и выделения групп статистически подобных образовательных учреждений (например, Англия, Шотландия, Австралия).

5. Учёт дополнительных данных при принятии управленческих решений по итогам оценки.

Крайне важно, чтобы при проведении процедур оценки с высокими ставками, таких как государственные экзамены, оценка эффективности работы школы, оценка качества работы учителя, управленческие выводы о качестве образования основывались не только на результатах педагогических измерений. Невозможно принимать сложные решения на основании данных одного вида. Необходимо учитывать и другие источники сведений - статистика, самооценка, портфолио, мнения потребителей образовательных услуг,

результаты различных внешних оценок. Такой подход позволит принимать сбалансированные решения и избегать однобокого взгляда на работу образовательного учреждения. Результаты тестирования являются важной, но далеко не единственной частью информационного портрета школы.

6. Ориентация на информационные потребности групп пользователей результатов оценки.

Эффективные системы оценки качества образования предоставляют информацию надлежащего уровня и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся.

Обеспечение максимального влияния результатов оценки на образовательную политику зависит от трёх ключевых условий, которые необходимо учитывать при проведении программы оценки учебных достижений школьников [3]:

1) знание пользователей результатов программ оценки и их информационных потребностей;

2) наличие информационных продуктов, способных удовлетворить существующие потребности различных групп пользователей;

3) понимание того, какие способы распространения информационных продуктов следует использовать.

Передовой международный и российский опыт говорит о том, что умение интерпретировать результаты оценки качества образования и доводить их до представителей заинтересованных сторон является неотъемлемой частью любой программы оценки учебных достижений. От этого зависит её успех или неудача.

Список литературы

1. Болотов, В. А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования / В. А. Болотов // Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 6-11.

2. Болотов, В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы. / В. А. Болотов // Управление школой. - 2012. - № 5.

3. Болотов, В. А. Информирование различных целевых групп как условие эффективного использования результатов оценки учебных достижения школьников / В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Проблемы современного образования [Электронный ресурс] : интернет-журнал. - 2012. - № 6. - С. 187-202. - Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2012_6_13.pdf, свободный.

4. Болотов, В. А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Педагогика. - 2012. - № 6. - С. 39-45.

5. Российская система оценки качества образования: чему мы научились за 10 лет? / В. А. Болотов, И. А. Вальдман, Г. С. Ковалёва // Тенденции развития образования: проблемы управления и оценки качества образования. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - М.: Университетская книга, 2012. - С. 22-31.

6. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования / В. А. Болотов, И. А. Вальдман, Г. С. Ковалёва, М. А. Пинская // Управление образованием: теория и практика. - 2011, - Вып. 1-2. - Режим доступа: http://www. iuorao.ru/2010-01-01-14.

7. Вальдман, И. А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта / И. А. Вальдман. - М.: Московский центр качества образования, 2009.

8. Развитие образования на 2013-2020 годы : гос. программа РФ ; утв. распоряжением Правительства РФ от 22 нояб. 2012 г. № 2148-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Использование результатов национальной оценки учебных достижений /

B. Грини, Т. Кэллаган, С. Мюррей // Серия «Национальная оценка учебных достижений», кн. 5. - Всемирный банк, 2011.

10. Кларк, М. Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры / М. Кларк. - Всемирный банк, 2012.

11. Оценка образовательных достижений на национальном уровне / В. Грини, Т. Кэллаган // Серия «Национальная оценка учебных достижений», кн. 1. - Всемирный банк, 2011.

12. Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций. -Всемирный банк, 2005.

13. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб. пособие / М. А. Пинская. - М.: Логос, 2010.

14. Поливанова, К. Н. Национальные и международные программы оценки качества образования : учеб. пособие / К. Н. Поливанова. - М.: Логос, 2010.

15. Хокер, Д. Системы оценки в Англии и Уэльсе - четыре вопроса и пять уроков / Д. Хоркер // Журнал руководителя управления образованием. - 2011. - № 6. -

C. 47-54.

16. Assessment for learning: 10 principles, Assessment Reform Group, 2002.

17. Assessment for learning: beyond the black box. Assessment Reform Group, 1999.

18. Glarke M. Roadmap for building an effective assessment system. The World Bank, 2010.

19. Erin D. Caffrey. Assessment in Elementary and Secondary Education: A Primer. Congressional Research Service, 2009.

20. Forster M. (2000) A Policy Maker's Guide for Managers to International Achievements Studies, Australian Council for Educational Research, Melburn.

21. Kellaghan T., Greaney V. and Murray T. S. (2009) Using the results of a national assessment of educational achievement, The World Bank, Washington, D.C.

22. Murray T.S. (2004) Achieving Maximum Impact: A Guide for Managers of National assessment Systems, Statistics Canada, Ottawa.

23. National Assessment Program - Literacy and Numeracy (NAPLAN), Australia. http://www.naplan.edu.au/.

24. READ Trust Fund. http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/ EXTEDUCATI0N/EXTREAD/0,,menuPK:7526437~pagePK:64168427~piPK:64168435 ~theSitePK:7526432,00.html.

25. SABER: System Assessment and Benchmarking for Education Results. The World Bank.

26. http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTEDUCATION/ 0,,contentMDK:22710669~menuPK:282391~pagePK:148956~piPK:216618~theSite PK:282386,00.html.

Spisok literatury

1. Bolotov, V. A. Nauchno-pedagogicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazova-niia / V. A. Bolotov // Pedagogika. - 2010. - № 1. - S. 6-11.

2. Bolotov, V. A. Otsenka kachestva obrazovaniia. Retrospektivy i perspektivy. / V. A. Bolotov // Upravlenie shkoloï. - 2012. - № 5.

3. Bolotov, V. A. Informirovanie razlichnykh tselevykh grupp kak uslovie èffektivnogo ispol'zovaniia rezul'tatov otsenki uchebnykh dostizheniia shkol'nikov / V. A. Bolotov, I. A. Val'dman // Problemy sovremennogo obrazovaniia [Élektronnyï resurs] : internet-zhurnal. - 2012. - № 6. - S. 187-202. - Rezhim dostupa: http://www.pmedu. ru/res/2012_6_13.pdf, svobodnyï.

4. Bolotov, V. A. Usloviia èffektivnogo ispol'zovaniia rezul'tatov otsenki obrazovatel'nykh dostizheniï shkol'nikov / V. A. Bolotov, I. A. Val'dman // Pedagogika. - 2012. - № 6. -S. 39-45.

5. Rossiïskaia sistema otsenki kachestva obrazovaniia: chemu my nauchilis' za 10 let? / V. A. Bolotov, I. A. Val'dman, G. S. Kovalëva // Tendentsii razvitiia obrazovaniia: problemy upravleniia i otsenki kachestva obrazovaniia. Materialy VIII Mezhdunarodnoï nauchno-prakticheskoï konferentsii. - M.: Universitetskaia kniga, 2012. - S. 22-31.

6. Analiz opyta sozdaniia rossiïskoï sistemy otsenki kachestva obrazovaniia / V. A. Bo-lotov, I. A. Val'dman, G. S. Kovalëva, M. A. Pinskaia // Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika. - 2011, - Vyp. 1-2. - Rezhim dostupa: http://www.iuorao.ru/2010-01-01-14.

7. VaVdman, I. A. Kliuchevye aspekty kachestva obrazovaniia: uroki mezhdunarodnogo opyta / I. A. Val'dman. - M.: Moskovskiï tsentr kachestva obrazovaniia, 2009.

8. Razvitie obrazovaniia na 2013-2020 gody : gos. programma RF ; utv. rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 22 noiab. 2012 g. № 2148-r // SPS «Konsul'tantPlius» [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru.

9. Ispol'zovanie rezul'tatov natsional'noï otsenki uchebnykh dostizheniï / V. Grini, T. Kèllagan, S. Miurreï // Seriia «Natsional'naia otsenka uchebnykh dostizheniï», kn. 5. - Vsemirnyï bank, 2011.

10. Klark, M. Chto iavliaetsia naibolee vazhnym v sistemakh otsenki dostizheniï uchash-chikhsia: osnovnye orientiry / M. Klark. - Vsemirnyï bank, 2012.

11. Otsenka obrazovatel'nykh dostizheniï na natsional'nom urovne / V. Grini, T. Kèllagan // Seriia «Natsional'naia otsenka uchebnykh dostizheniï», kn. 1. -Vsemirnyï bank, 2011.

12. Otsenka kachestva obrazovaniia: obzor mezhdunarodnykh podkhodov i tendentsii. -Vsemirnyi bank, 2005.

13. Pinskaia, M. A. Formiruiushchee otsenivanie: otsenivanie v klasse : ucheb. posobie / M. A. Pinskaia. - M.: Logos, 2010.

14. Polivanova, K. N. Natsional'nye i mezhdunarodnye programmy otsenki kachestva obrazovaniia : ucheb. posobie / K. N. Polivanova. - M.: Logos, 2010.

15. Khoker, D. Sistemy otsenki v Anglii i Uel'se - chetyre voprosa i piat' urokov / D. Khor-ker // Zhurnal rukovoditelia upravleniia obrazovaniem. - 2011. - № 6. - S. 47-54.

16. Assessment for learning: 10 principles, Assessment Reform Group, 2002.

17. Assessment for learning: beyond the black box. Assessment Reform Group, 1999.

18. Slarke M. Roadmap for building an effective assessment system. The World Bank, 2010.

19. Erin D. Caffrey. Assessment in Elementary and Secondary Education: A Primer. Congressional Research Service, 2009.

20. Forster M. (2000) A Policy Maker's Guide for Managers to International Achievements Studies, Australian Council for Educational Research, Melburn.

21. Kellaghan T., Greaney V. and Murray T. S. (2009) Using the results of a national assessment of educational achievement, The World Bank, Washington, D.C.

22. Murray T. S. (2004) Achieving Maximum Impact: A Guide for Managers of National assessment Systems, Statistics Canada, Ottawa.

23. National Assessment Program - Literacy and Numeracy (NAPLAN), Australia. http://www.naplan.edu.au/.

24. READ Trust Fund. http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXT-EDUCATI0N/EXTREAD/0,,menuPK:7526437~pagePK:64168427~piPK:64168435~the SitePK:7526432,00.html.

25. SABER: System Assessment and Benchmarking for Education Results. The World Bank.

26. http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTEDUCATION/ 0,,contentMDK:22710669~menuPK:282391~pagePK:148956~piPK:216618~theSite PK:282386,00.html.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.