Научная статья на тему 'О безопасных условиях работ на холодильниках мясной отрасли'

О безопасных условиях работ на холодильниках мясной отрасли Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
389
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Корешков В.Н., Лапшин В.А.

Погрузочно-разгрузочные и внутрискладские работы на холодильниках относятся к категории тяжелых и трудоемких операций. В связи с этим обеспечение техники безопасности при таких работах, выполняемых как вручную, так и при помощи машин, приобретает весьма важное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О безопасных условиях работ на холодильниках мясной отрасли»

О безопасных условиях работ

на холодильниках мясной отрасли

КОРЕШКОВ В.Н., канд .техн. наук, ЛАПШИН В.А., канд. техн. наук

ВНИИ холодильной промышленности

Погрузочно-разгрузочные и внутрискладские работы на холодильниках относятся к категории тяжелых и трудоемких операций. В связи с этим обеспечение техники безопасности при таких работах, выполняемых как вручную, так и при помощи машин, приобретает весьма важное значение.

Основная задача при работе на холодильниках - обеспечить своевременную приемку, правильное размещение, обработку, складирование и реализацию поступающих мяса и мясопродуктов, рациональное использование холодильной емкости с учетом максимальной механизации погрузочно-разгрузочных и вну-трискладских работ, при соблюдении соответствующих требований охраны труда и техники безопасности и санитарных правил.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя, в частности, организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия [1,2].

Безопасные условия - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Имеется в виду, что воздействие вредного фактора на работающих может привести к его заболеванию, а опасного фактора - к травме.

В условиях объектов потребления холода (охлаждаемые помещения, технологические аппараты на холодильниках) к опасным и вредным производственным факторам можно, в частности,отнести:

• загазованность воздуха рабочих зон тем или иным хладагентом сверх предельно-допустимой концентрации (ПДК), определенной гигиеническими нормативами [3];

• расположение рабочих мест (постоянных или временных) на значительной высоте относительно поверхности пола, грузового штабеля, несоответствие этих мест и подходов к ним требованиям безопасности;

• неровности в местах передвижения работников (на полу, по штабелю и т.д.);

• неустойчивость штабелей, груза на подвесных путях, лестниц, стремянок, высотных переходов и перегрузок на них;

• подвижные части оборудования (вентиляторы воздухоохладителей, двери, воздушные завесы, средства механизации по передвижению грузов);

• замыкания электрических цепей через тело человека;

• недостаточную освещенность рабочих зон;

• возгорание или задымление пожароопасных веществ;

• невыполнение технологических и организационно-технических требований при подготовке и проведении работ.

Чтобы не допустить утечек хладагента из приборов охлаждения (батарей, воздухоохладителей) и трубопроводов следует ежедневно проводить их осмотр, а также периодически (в сроки, установленные нормативными документами) осуществлять ревизии, испытания давлением и техническую диагностику. Контроль степени загазованности воздуха охлаждаемых помещений холодильным агентом должен выполняться с помощью стационарных и (или) переносных газоанализаторов.

Причины падения работников с высоты в охлаждаемых помещениях могут быть:

• технические - отсутствие ограждений, предохранительных поясов, недостаточная прочность и устойчивость настилов, лестниц, стремянок, площадок; недостаточное освещение;

• технологические - недостатки в организации и технологии производства работ;

• психологические - потеря самообладания, нарушение координации движений, неосторожные действия и небрежное выполнение своей работы;

• метеорологические - сильное движение и низкая температура воздуха, обледенение конструкций;

• из-за болезни работников.

Работы на высоте могут представлять опасность для работников, находящихся ниже, в том числе на полу охлаждаемых помещений (падение инструмента, запасных частей, элементов оборудования, искр от электросварки, мясной продукции и т.д.).

При работе с приставной лестницей должна быть обеспечена ее устойчивость как внизу, так и сверху. При ее использовании в местах с оживленным движением транспортных средств или людей для предупреждения падения лестницы от случайных толчков следует ставить ограждения или охрану.

При расположении временных рабочих мест на высоте в охлаждаемых помещениях, воздействие нагрузок от размещения материалов, инструментов и оснастки, запасных частей на работников не должно превышать расчетных нагрузок, предусмотренных проектной документацией.

О планируемом проведении работ в охлаждаемых помещениях в зависимости от решаемых задач (монтаж, демонтаж, ремонт, проведение оттайка от снеговой

«шубы», осмотр), вида оборудования (механическое, электрическое, КИПиА) и т.д. следует поставить в известность руководителей соответствующих цехов, участков, а также предупредить других работников этих помещений о границах опасной зоны.

Для исключения возможности несчастных случаев и пожара от раскаленных частиц металла при сварке, место проведения огневых работ должно быть заранее очищено от горючих веществ и материалов и ограждено.

Во время проведения тех или иных работ нужно заранее предусматривать мероприятия, позволяющие эвакуировать работников при аварийных ситуациях или пожаре. В необходимых случаях (огневые и другие работы согласно нормативным документам и перечню, утвержденному администрацией организации, имеющей производственный холодильник) следует до начала работ оформлять наряд-допуск установленной формы.

При прогоне и размещении полутуш мяса в камерах холодильной обработки и хранении на подвесных путях необходимо соблюдать требования к безопасной работе. Не следует перегружать подвесные пути путем плотного сбивания полутуш и размещения их на участках стрелочных улиц, что чревато «выдавливанием» и падением полутуш, обрушением крепежа подвесных путей. Особая опасность возникает при сбросе или подъеме полутуш на подвесные пути из-за возможного падения мяса и троллеев, и поэтому необходимо пользоваться для этих целей наклонными транспортерами. При прогоне полутуш по подвесным путям грузчик толкает мясо в «пачке» из 5-6 полутуш, четвертин или отрубов перед собой с помощью шеста (трехрогих вил), упираясь в троллеи (ролики); прохождение стрелочных улиц (стрелок) и крутых поворотов подвесных путей следует осуществлять с особой осторожностью и только по 1-2 полутуши, также толкая их перед собой; не допускается их подтягивание на себя.

Постоянно нужно обращать внимание на состояние стрелочных улиц: они должны быть прочно закреплены и легко поворачиваться вокруг оси; открытое и закрытое состояние их дублируется различной окраской поверхностей. Буртик плиты стрелки должен точно совпадать с монорельсом подвесного пути. Тупиковые участки подвесных путей должны быть снабжены упорами, исключающими возможность падения грузов.

Охлажденное мясо размещают в камерах на подвесных путях с помощью троллеев на расстоянии 0,03-0,05 м между отдельными полутушами (четвертинами, отрубами) с нормативной загрузкой 250 кг на 1 пог. м пути или 200 кг на 1 м2 строительной площади камеры. Оно может быть размещено на стоечных поддонах (контейнеры) в 1, 2, 3 яруса по высоте, при этом достигается значительное увеличение степени (коэффициента) загрузки камеры (в 2-3 раза).

Использование емкости холодильных камер зависит от характера грузов, метода штабелирования, наличия подъемно-транспортных устройств для механизации трудоемких погрузочно-разгрузочных и внутрисклад-ских работ и других факторов. Тарные грузы, включая блочное мясо и субпродукты, пакетируются на стандартных поддонах: жилованное мясо - контейнер этаже-рочного типа; мороженые блоки - поддоны со съемным ограждением. Для полутуш в охлажденном виде ис-

пользуются стоечные поддоны, для птицы - ящичные, для бочек - плоские поддоны.

Ручная укладка (штабелирование) мороженых блоков мяса и субпродуктов производится на высоту не более 1,5-2,0 м даже в камерах с высотой 4,5-5,0 м, из-за непрочности (неустойчивости) штабеля из-за неровности поверхностей незатаренных грузов. Для механизации грузовых операций с блоками и использования полной высоты складских помещений ВНИХИ предложил разборный поддон (стенки для ограждения) и контейнер этажерочного типа. Для птицы используются плоские поддоны с укладкой до 12 ящиков и они могут складироваться по 2-3 яруса по высоте.

При пакетном способе хранения продукция укладывается при помощи электрокар на поддоны или стеллажи, образуя плотные и устойчивые вертикальные штабеля. При беспакетном способе хранения продукция укладывается на деревянные решетки по всей площади основания предполагаемого штабеля с прокладкой реек или досок между рядами ящиков через каждые 1,2-1,5 м.

При загрузке холодильной камеры укладка груза производится со стороны двери. При наличии в камере двух дверей рекомендуется начинать укладку со стороны той, которая выходит на рампу.

Высота штабеля должна определяться из условий максимального использования высоты грузового объема камеры с учетом прочности тары, поддонов и допустимой нагрузки на 1 м2 перекрытия и необходимых технологических отступов для очистки приборов охлаждения, ремонта, работы вентиляции и др.

В камерах хранения грузы необходимо укладывать на расстоянии не менее 0,3 м от стен и приборов охлаждения (пристенные, потолочные батареи, воздухоохладители, воздушные каналы), светильников, разводки трубопроводов, датчиков для дистанционного измерения температуры и относительной влажности воздуха и не менее 0,2 м от потолка или низа балок (при балочном перекрытии).

При укрытии штабелей грузов тканью с нанесением на нее ледяной глазури штабели следует размещать на расстоянии не менее 0,6 м от охлаждающих батарей, потолка и стен, не имеющих охлаждающих батарей, или с верхним расположением батарей. При оборудовании камер ледяными экранами последние должны устанавливаться на расстоянии не менее 0,6 м от стен, не имеющих приборов (батарей), или с верхним расположением батарей охлаждения. При наличии многотрубных пристенных батарей, расположенных по всей высоте стены, экраны следует устанавливать на расстоянии не более 0,6 м от батарей. Продукты при этом можно уложить вплотную к экрану.

В камерах с теплозащитной рубашкой продукты в таре должны быть уложены вплотную к стене, незатаренные грузы (например, мясо в полутушах) - с прокладкой реек или решеток между стенами и грузом. Размещение грузов у колонн производится с установкой реек по периметру колонн (по вертикали).

При наличии в камерах подвесных путей (универсальные) штабель следует формировать на расстоянии не менее 0,2 м от низа подвесных путей. Не допускается укладка груза сверху на подвесные пути из-за опасности обрушения конструкции, как это имело место на ряде предприятий.

ХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Между уложенными штабелями должны оставаться проезды (проходы) шириной не менее 1,6м. Проходы и проезды должны быть очищены от жировых и других загрязнений, а также от снега и льда. При наличии в камере эвакуационного выхода проход к нему должен быть шириной 1 м. Расстояние между отдельными партиями продуктов при партионном размещении должно быть не менее 0,1 м.

В зависимости от размера камеры предусматривается следующее количество проездов: в камере шириной 12 и 18 м - один проезд, шириной более 18 м - на каждые два пролета (по 6 м) - один проезд.

Все грузы (кроме охлажденного мяса в полутушах, четвертинах, отрубах) как в таре, так и без нее, при размещении в камере нужно укладывать на стандартные поддоны размером 0,8 х 1,2 м, на деревянные хорошо отструганные рейки сечением 0,08 х 0,08 м или на решетки из брусьев сечением 0,05 х 0,05 м; наиболее удобны решетки размером 1 х 1 или 1,0 х 1,5 м. Укладывать про-дукы непосредственно на пол камер запрещается.

Грузы в таре и без нее укладываются, как правило, в штабеля. При этом не должно быть соприкосновения с охлаждающими батареями, воздушными каналами, стенками, потолком и колоннами. Штабеля должны быть плотны, устойчивы, правильной формы и при бестарной укладке состоять из секций и клеток (колодцев), не допускаются завалы и искривления. При высоте более 3 м его укрепляют опорными стойками. Соблюдают отступы от стен, потолка и приборов охлаждения.

Предварительно размечают размещение штабеля, а также расположение и очередность укладки секций, колодцев или клеток. Секции штабеля укладывают последовательно, одну к другой. На обоих ее концах полутуши укладывают в «клетку». В каждом следующем по высоте ряду клетки полутуши кл адут под прямым углом к полутушам в предыдущем ряду. В средней части секции (между «клетками») полутуши кладут в одном направлении, а именно: поперек секции, шейной частью или задними ногами к лицевой стороне штабеля. Лучшая устойчивость «связка» обеспечивается при одновременной укладке по-лутуш в секцию и «клетки» с переменным размещением их со стороны распила вниз-вверх. До высоты 1,3-1,5 м секции укладываются рабочими (грузчиками) с пола камеры, а выше - уже с передвижного стола. Ручные тележки с полутушами подаются на стол вилочным погрузчиком, либо подаются на штабель «пачки» полутуш штабелерами со специ-альной оснасткой.

Высота штабеля мороженых мясопродуктов, сформированного без использования оборудования, обеспечивающего его устойчивость (стоечных поддонов, поддерживающих стоек, цепей и др.), не должна превышать 3 м.

Грузы в ящиках и мешках, не сформированных в пакеты, необходимо укладывать в штабеля «в перевязку».

Грузы в бочках допускается укладывать в штабель лежа и на торец. При укладке на торец между рядами бочек должны прокладываться доски.

Для более плотного использования емкости грузовая высота штабеля доводится до необходимой после 5-10 дневной осадки и завершающего монтажа опорных стоек.

Для механизации погрузочно-разгрузочных и вну-трискладских работ необходимы хорошие полы, прочные перекрытия, широкие проезды и платформы,

дверные проемы, соответствующая грузоподъемность лифтов. Так, предъявляются определенные требования для производственных холодильников к размерам проездов, коридоров - не менее 6 м по ширине, платформы - не менее 5,0-5,5 м по ширине, дверным проемам - не менее 2,2 м по высоте и 1,6-2,0 м по ширине, допус-каемая нагрузка на перекрытия - не более 1500-2000 кг/м2, грузоподьемность грузовых лифтов -не менее 3 т, полы должны быть с гладким и твердым покрытием, двери оборудованы воздушными завесами или шторами, в том числе хлопушками, должна быть ступенчатая железнодорожная платформа. Холодильники, построенные за последние 50 лет, в основном соответствуют этим требованиям.

В местах, где возможно повреждение холодильных трубопроводов и охлаждающих устройств транспортными средствами или грузами, следует устраивать металлические защитные ограждения.

Погрузочно-разгрузочные работы с укладкой штучных грузов в штабеля выполняют с особой осторожностью. Из штабеля следует груз брать только сверху, так как в противном случае вышележащие предметы могут упасть и причинить травму.

Наиболее устойчива конструкция штабеля из пакетов, собранных из ящиков и коробок с птицей, мясом и субпродуктами блочными «вперевязку». Число мест в пакете должно быть постоянным для каждого груза и вида транспортной тары, допускается, однако, укладка пакетов с различным числом рядов по высоте под конкретную геометрию камеры (у батарей, строительных выступов, воздуховодов и др.), и практикуется в этом случае ручная доукладка груза при штабелировании. Укладка груза должна быть максимально плотной при оставлении необходимых зазоров согласно требованиям технологической инструкции.

Грузовые пакеты из ящиков или картонных коробок формируют на плоских поддонах; перемещение по горизонтали, штабелирование в камерах и отгрузка производятся с помощью малогабаритных электропогрузчиков и электротележек грузоподъемностью не менее 750 кг, причем наиболее эффективны погрузчики с возможным поперечным движением вил. Масса груза на поддоне не должна превышать предельно допустимую нагрузку. Грузоподъемность стандартного плоского деревянного поддона размером 1200 х 800 х 150 мм составляет около 1000 кг. Напольные деревянные решетки, укладываемые под штабелем, должны быть исправны, без поломанных или расколотых реек. Не допускается использование неисправных поддонов.

Масса груза на поддоне не должна превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона.

Не допускается укладка грузов в поврежденной или в разногабаритной таре, а также в таре со скользкими поверхностями, в упаковке, не обеспечивающей устойчивость пакета.

При формировании штабеля из пакетов груза для электропогрузчика необходим проезд шириной 2,5-3,0 м. После окончания этот проезд может быть заложен одним рядом пакетов и ширина оставшегося проезда должна быть не менее 1,6 м. При этом поддоны должны быть ориентированы при погрузке, и, соответственно,при последующей разгрузке широкой стороной к грузоподъ-емной раме и проезду.

Высота штабеля груза зависит от размеров камеры, прочности тары и допустимой нагрузки на единицу строительной площади. Обычно допускается укладка пакетов на плоских поддонах в штабель до высоты 4,5 м. Для обеспечения устойчивости при большей высоте штабеля необходимы дополнительные крепления, либо следует применять стандартные стоечные или ящичные поддоны, позволяющие использовать грузовую высоту камер до 5,4 м, а с дополнительными креплениями и того больше.

Нормы загрузки 1 м3 грузового объема камеры холодильника зависят от вида груза, разделки, упаковки, особенностей укладки и размещения и т.д. и должны составлять, т/м3: для говяжьих полутуш - не менее 0,35; для говяжьих четвертин - 0,40; для мяса бескостного и на костях в блоках и т.д. - 0,65 [2].

Разборка штабеля должна производиться сверху вниз, ступенчато по всему штабелю. Во избежание его разваливания выбирать продукты из его середины запрещается.

Применяемые средства механизации при проведении погрузочно-разгрузочных работ в охлаждаемых помещениях должны соответствовать действующей нормативной технической и технологической документации (по тормозам, сигналам, освещению, блокировкам, грузоподъемности, маневрам, скорости передвижения и т.д.).

Максимальная скорость, допускаемая при работе на электротележках и электропогрузчиках должна составлять, км/ч: при движении по главным проездам холодильника (охлаждаемого блока) - не свыше 5, при работе в холодильных камерах - не выше 3. На поворотах и уклонах она должна быть минимальной; крутые повороты на полном ходу запрещаются, так как могут привести к потере устойчивости электропогрузчика (электротележки) и последующей аварии.

При работе электро (авто) погрузчиков с вилами необходимо следить за тем, чтобы груз был равномерно распределен по ширине вил. Перед началом подъема или опускания груза погрузчик должен быть поставлен на ручной тормоз и рама грузоподъемника должна быть приведена в вертикальное или наклоненное назад положение. При движении погрузчика с грузом и без него рама должна быть полностью отклонена назад и поднята от земли на расстоянии 30-40 см. При его движении с грузом запрещается подъем груза, резкое торможение, следует внимательно следить за верхними препятствиями (провода, арки, трубы и др.), не допускается волочение груза. Замедляется движение и подается сигнал при проезде мимо дверей, при поворотах и проезде через ворота, двери и др.

При транспортировании пакетов запрещаются резкие торможения, так как они приводят к потере устойчивости груза (резкие торможения допустимы лишь для предотвращения аварий или несчастных случаев).

Водителю запрещается: оставлять электропогрузчик на том месте, где он может помешать движению и стать источником аварийной ситуации; покидать рабочее место при поднятом грузе; поднимать груз на одной виле вилочного захвата; перегруз электротележек и электропогрузчиков; перевозка неустойчиво лежащих грузов.

Общий высокий уровень механизации может быть достигнут путем внедрения механизации внутрицехо-

вых и внутрискладских операций, а также органиченой связи технологического процесса производства с работой механизмов, обслуживающих грузовые операции. Грузовые работы с мороженым мясом и субпродуктами в блоках рекомендуется проводить с помощью стандартных поддонов, оборудованных специальными съемными разборными ограждениями, контейнеров этажерочного типа. Для мороженого мяса в полутушах и четвертинах - ручные тележки с буксировкой электротележками; для птицы - грузовые пакеты, плоские поддоны, ящики; для бочек - электропогрузчики и ручные тележки с гидравлическим подъемом вилок, стандартный поддон размером 1000 х 850 мм.

Применение стоечных поддонов позволяет механизировать тяжелые грузовые работы при транспортировании и штабелировании мороженого мяса; сокращать затраты труда в 3,5 раза и потребность в рабочей силе (один вместо пяти человек); создавать прочный грузовой пакет штабелирования мороженого и охлажденного мяса до 5,4 м в высоту без нарушения технологии хранения мяса и целостности тары (в случае хранения сортовых отрубов мяса, упакованных в полиэти-леновые или картонные ящики). При многоярусном хранении охлажденного мяса в отрубах или полутушах (свинина) в стоечных поддонах значительно (в 2-3 раза) возрастает полезная площадь камер по сравнению с размещением мяса на подвесных путях. Однако при хранении мороженого мяса в стоечных поддонах емкость камер используется меньше - соответственно на 28 и 40 % по свинине и говядине по сравнению с укладкой в штабель.

Результаты обследования холодильников мясоперерабатывающих предприятий при разработке технических эксплуатационных паспортов холодильного хозяйства свидетельствуют, что проблема обеспечения на них достаточного уровня охраны труда остается важной и серьезной. Многие холодильники всех отраслей АПК имеют устарелую неэффективную изоляцию ограждающих конструкций (стен, перегородок, пола, перекрытий), что приводит к повышенным теплопритокам в охлаждаемые помещения и увеличенной вследствие этого удельной хладагентоемкости и, соответственно, опасности от размещенных здесь узлов холодильных установок (приборов охлаждения и трубопроводов). К такому же результату ведет отсутствие или неработо-спосбность воздушных или другого типа завес в дверных проемах холодильных камер.

На холодильниках зачастую не работают, отсутствуют или действуют неэффективно системы обогрева грунта под камерами с минусовыми температурами воздуха, что в конечном счете может привести и приводит к деформации строительных конструкций и нарушению герметичности расположенных в камерах или рядом элементов холодильных систем, выходу наружу хладагента.

На некоторых предприятиях вместо оребренных эксплуатируются гладкотрубные аммиачные охлаждающие батареи, характеризующиеся повышенной удельной хладагентоемкостью (на единицу отводимого тепла), а также вместо малоамммиакоемких воздухоохладителей в камераххолодильной обработки действуют более емкие оребренные батареи.

Одной из трудно решаемых проблем на холодильниках с аммиачными системами хладоснабжения является оттайка от снеговой «шубы» камерных приборов охлаждения - батарей, воздухоохладителей. Так как эта

ХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

операция, как правило, производится вручную, и время, дни оттаек необходимо увязывать с проводимыми технологическими процессами, то зачастую толщина «шубы» перед оттайкой бывает в несколько раз выше нормы, а сама она значительно уплотняется. В этих условиях для ускорения процесса оттайки обслуживающий персонал иногда, в дополнение к оттайке горячими парами хладагента или ТЭНами, применяет механические способы удаления снеговой «шубы» и работу на высоте, что может привести к нарушению герметичности аммиачной системы, падению и травмам работников.

К снижению уровня охраны труда для работающих в охлаждаемых помещениях и вблизи них приводят также следующие факторы:

• низкая надежность работы вентиляторов и электродвигателей у воздухоохладителей, их частый выход из строя, трудные и опасные условия работы на высоте;

• отсутствие или неработоспособность во многих случаях электрообогрева дверных проемов холодильных камер, что ведет к промерзанию (подмерзанию) и заклиниванию дверей;

• зачастую отсутствие ручной сигнализации «Человек в камере»;

• отсутствие во многих случаях ограждений около пристенных батарей;

• использование неисправных средств подъема работников на высоту и работы там (лестницы, стремянки, настилы и др.);

• неправильное размещение и штабелирование грузов

• несоблюдение требований при проведении огневых, монтажно-демонтажных и электроработ, без достаточной предварительной проработки, организации и т.д.

При этом следует иметь в виду, что вопросы охраны труда жестко связаны с особенностями фактических технологических процессов на предприятиях, обусловленными величиной и характером тепловых нагрузок от потребителей холода, схемными решениями холодильных установок.

Анализ показывает, что недостатки по вопросам охраны труда могли вноситься за прошедшие десятилетия практически на всех этапах создания и функционирования холодильного хозяйства: проектирования, когда проводились расчеты и разрабатывались технологические, строительные, схемные решения и оборудование; строительства, монтажа и наладки; эксплуатации, когда реализовывались изменения по объему и ассортименту обрабатываемой холодом продукции, по процессам холодильной технологической обработки, по планировкам, назначению и использованию охлаждаемых помещений, по схемным узлам холодильных установок и отдельным видам (группам) оборудования; эксплуатации, из-за недостаточно квалифицированного уровня обслуживания охлаждаемых камер и расположенных в них элементов холодильных установок, а также вводимых нарушений (например, объединения холодильных систем с разной проектной температурой кипения аммиака).

Изложенные выше причины сложившейся ситуации с охраной труда на холодильниках усугубляются высокой степенью изношенности эксплуатируемого холодильного хозяйства (оборудования, трубопроводов, строительных конструкций и т.д.), резким сокращением

инвестиций в отрасли АПК и в предприятия за последние годы, несовершенством, устарелостью или отсутствием (не разработаны) необходимых ведомственных нормативно-технических документов.

В агропромышленном комплексе Российской Федерации широко распространены высокоцен-трализован-ные холодильные установки, обслуживающие камеры холодильников и производственных цехов, а также технологические аппараты, из общего машинного отделения с непосредственной подачей хладагента потребителям холода. Опыт многочисленных обследований, в том числе наших, показывает, что такие установки наряду с известными достоинствами имеют характерные особенности, снижающие уровень безопасных условий труда на холодильниках.

Особенности высокоцентрализованных холодильных установок необходимо учитывать при их применении для холодообеспечения и оценке безопасных условий труда.

В последние годы в России все большее значение имеют перспективы для холодообеспечения менее централизованных (блочных) стационарных холодильных систем непосредственного охлаждения, часто полной заводской готовности (ПЗГ). Из них условно можно выделить следующие варианты:

• система хладообеспечения (СХО), состоящая из малоцентрализованных холодильных установок, работающих на одно здание, но не связанных по хладагенту между собой. Компрессорно-насосные блоки (платформы) установок расположены в общем машинном отделении. Каждая установка обслуживает ограниченное число потребителей холода (например, воздухоохладители одной, двух или нескольких охлаждаемых помещений (камер). Конденсаторы находятся на улице.

• СХО одной организации, состоящая из блочно-комплектных холодильных установок, не связанных друг с другом по хладагенту и расположенных в отдельных машинных отделениях. Каждая установка обслуживает, например, одно - два охлаждаемых помещения через встроенный в стену воздуоохладитель.

• СХО, отличающиеся от вышеприведенных вариантов тем, что все оборудование, кроме воздухоохладителей и технологических аппаратов, размещено в контейнерах (вагончиках) ПЗГ, установленных на улице.

• СХО, состоящая из блочно-комплектных холодильных установок, монтируемых моноблоком на наружных стенах холодильных камер или перекрытиях, или основным блоком рядом на земле, без строительства специального машинного отделения. Воздухоохладители располагаются в проемах стены, потолка или внутри камеры.

СХО на основе блочных холодильных установок во многом снимает вопросы безопасных условий труда на холодильниках, присущие высокоцентрализованным системам хладоснабжения. Еще один фактор в пользу применения блочных установок ПЗГ - это возможность ухода от опасных режимов работы или увеличения суммарной холодопроизводительности действующих организаций без коренной реконструкции имеющихся высоцентрализованных систем хладоснабжения (часто такие реконструкции невозможны или трудноосуществимы по ряду причин). Блочные установки монтируются рядом с камерами за пределами имеющихся машинных отделений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для условий эксплуатации объектов

потребления холода АПК можно выделить следующий типовой перечень нарушений охраны труда, которые могут привести к производственным травмам:

• допуск к самостоятельной работе необученных, без соответствующего документа по профессии, на группу допуска, без закрепления за соответствующими лицами и без проверки знаний по предварительному обучению для вновь поступивших рабочих;

• уклонение от прохождения периодических медосмотров и флюорографических обследований и очередных проверок знаний;

• работа без наряда (наряда-допуска) в необходимых случаях;

• работа на неисправных механизмах, оборудовании и без осмотра и приема рабочего места, с неогражден-ными движущимися частями;

• производство работ грузоподъемными механизмами с неисправными приборами безопасности;

• работа на высоте без предохранительных поясов, с неисправных лестниц, стремянок, настилов;

• выполнение ремонтных и монтажно-демонтажных работ неисправным ручным инструментом, без предохранительных средств (касок, поясов, приспособлений, защитных очков и др.);

• нарушение требований охраны труда при проведении электросварочных, газосварочных и других огневых работ (неустановка защитных экранов в местах нахождения людей, отсутствие средств пожаротушения, выполнение резки и сварки металла на весу, без необходимых средств индивидуальной защиты и т.п.);

• отсутствие или неисправное заземление электрических оборудования и устройств;

• невыполнение организационно-технических мероприятий при выполнении работ на электроустановках (электродвигатели, освещение и т.д.), в том числе без применения предупредительных плакатов, защитных и предохранительных средств;

• нахождение во время испытаний (трубопроводов и устройств охлаждения давлением) вблизи соединений труб, арматуры и заглушек;

• нарушение требований охраны труда при использовании средств механизации при передвижении и штабелировании грузов (превышение скорости, проезд запрещающих сигналов и др.);

• курение вне установленных мест.

Камеры, вестибюли, коридоры, платформы и другие помещения холодильника должны содержаться в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, согласно требованиям действующих санитарных правил для холодильников [4]. Соблюдение всех норм и требований производственной санитарии является одним из основных условий выпуска доброкачественной продукции.

В задачу санитарного контроля входит наблюдение за строгим выполнением установленных санитарных нормативов при производстве, транспортировании и хранении продукции; наиболее надежным средством контроля является химико-бактериологический анализ, который позволяет объективно оценить санитарное состояние предприятия и качество пищевых продуктов. С помощью микробиологического анализа на холодильниках проверяется чистота помещений и оборудования холодильных камер, эффективность дезинфекции, санитарное состояние производствен-

ной одежды и личная гигиена рабочих, правильность и надежность установленного режима хранения, качества продуктов и другие показатели. Полы этих помещений должны быть гладкими без трещин и выбоин, стены - побелены известью или неплесневе-ющей побелкой (антимикоз). Побелка и покраска помещений должны производиться не реже одного раза в три месяца, а также по требованию санитарного надзора.

Удаление снеговой «шубы» с батарей в камерах хранения замороженных грузов следует проводить не реже одного раза в месяц и регулярно при каждой подготовке камер охлаждения и замораживания, оборудованных воздухоохладителями.

Оттаянная влага не должна попадать на стены, пол, мясное сырье и готовую продукцию.

Дезинфекция: каждый раз в камерах размораживания, один раз в декаду в камерах охлаждения, замораживания и хранения охлажденного мяса; в камерах хранения замороженных грузов - один раз в квартал при температуре -12 °С и ниже и не реже двух раз при температуре выше -12 °С.

Персонал при поступлении на работу обязан пройти медосмотр, обследование на наличие гельминтов, возбудителей брюшного тифа, паратифа, дезинтерии, туберкулеза и представить справку (санитарную книжку) о допуске. При работе - ежемесячный медосмотр, а исследования на бацилло- и гельминтоноситель-ство - один раз в год.

До приемки продукции на хранение камеры холодильника должны быть побелены, продезинфицированы и промыты. В них не должен сохраняться посторонний запах. Для предупреждения проникновения грызунов все отверстия должны быть заделаны цементом с металлической стружкой, вентиляционные каналы закрыты металлической решеткой, двери камер обшиты железом на высоту 0,4-0,5 м.

Очистка батарей от снеговой «шубы» с помощью метел, скребков должна производиться после укрытия штабелей брезентом, тканью или пленкой у мест удаления. При этом загрязненный снег удаляют из камеры, а чистый подсыпают под штабеля для повышения относительной влажности воздуха.

Таким образом, представленные выше результаты во многом показывают систему организационных, технических, проектных, технологических, строительно-монтажных и эксплутационных мероприятий, частично раскрывших пути совершенствования охраны труда на холодильниках.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГН 2.2.5.1313-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

2. Межотраслевая инструкция по определению емкости холодильника. - М., ВНИХИ, 1978.

3. Об основах охраны труда в Российской Федерации (Федеральный закон от 17 июля 1999г., № 181-ФЗ).

4. Санитарные правила для холодильников. - М., НПО «Агрохолод». 1989

5. Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от30 декабря 2001 г., К: 197-ФЗ, в редакции от30.06.2006г., №90-ФЗ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.