Научная статья на тему 'Нужна ли футурология музыкального образования?'

Нужна ли футурология музыкального образования? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ / MUSICAL FUTURES / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SCENARIOS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION / ТЬЮТОР / TUTOR / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ТРАДИЦИИ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / СРЕДСТВА ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТОВ / VIRTUAL LEARNING TOOLS MUSICIANS / ПРИНЦИП ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ / THE PRINCIPLE OF FUNDAMENTALITY IN EDUCATION / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчеус М.С.

В статье показана необходимость сохранения неразрывной связи между принципами профессиональной подготовки и основами профессиональной практики музыкантов. Стремительно развивающиеся информационные технологии могут оказать деформирующее влияние на традиционные технологии обучения профессии и, как следствие, на уровень профессионализма и мастерства музыкантов в будущем. Обсуждаются прогнозы относительно вероятных сценариев развития музыкального образования. Согласно «прагматическому» сценарию, следует ожидать значительного снижения влияния личности Учителя, продуктивности воздействия Мастера на ученика, сжатия самого пространства учебно-профессионального взаимодействия в формировании музыканта. В соответствии с «охранительным» сценарием, основы обучения, отшлифованные многими поколениями музыкантов, будут защищены как национально-культурное достояние. По третьему «кластерному» сценарию предполагается отыскать форму гармоничного сосуществования взаимоисключающих культурно-образовательных феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is It Necessary the Futurology of the Music Education?

The article shows the necessity to maintain a close connection between princi35 ples of training and the basis of musicians' professional practice. Rapidly developing Information Technologies can distort the traditional technologies and vocational training, and consequently, the level of professionalism and skill of musicians in the future. At the moment potential forecasts of the musical education scenarios are being discussed. Accordingto the “pragmatic” scenario, one should expect a significant reduction of teacher's personality influence, the “Master's” productive impact on the student and the compression of space of their educational and professional interaction. In accordance with “enjoying the protection” scenario, training bases will be protected as a national cultural heritage polished by generations of musicians. On the third, “cluster” scenario a form of harmonious coexistence of conflicting cultural and educational phenomena is expected to be found.

Текст научной работы на тему «Нужна ли футурология музыкального образования?»

НУЖНА ЛИ ФУТУРОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

M. С. Старчеус,

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Аннотация. В статье показана необходимость сохранения неразрывной связи между принципами профессиональной подготовки и основами профессиональной практики музыкантов. Стремительно развивающиеся информационные технологии могут оказать деформирующее влияние на традиционные технологии обучения профессии и, как следствие, на уровень профессионализма и мастерства музыкантов в будущем. Обсуждаются прогнозы относительно вероятных сценариев развития музыкального образования. Согласно «прагматическому» сценарию, следует ожидать значительного снижения влияния личности Учителя, продуктивности воздействия Мастера на ученика, сжатия самого пространства учебно-профессионального взаимодействия в формировании музыканта. В соответствии с «охранительным» сценарием, основы обучения, отшлифованные многими поколениями музыкантов, будут защищены как национально-культурное достояние. По третьему - «кластерному» - сценарию предполагается отыскать форму гармоничного сосуществования взаимоисключающих культурно-образовательных феноменов.

Ключевые слова: профессиональное образование, музыкальное образование, музыкальная футурология, сценарии развития образования, тьютор, профессионализм, традиции обучения, индивидуальный образовательный маршрут, средства виртуального обучения музыкантов, принцип фундаментальности в образовании.

Summary. The article shows the necessity to maintain a close connection between principles of training and the basis of musicians' professional practice. Rapidly developing Information Technologies can distort the traditional technologies and vocational training, and consequently, the level of professionalism and skill of musicians in the future. At the moment potential forecasts of the musical education scenarios are being discussed. According to the "pragmatic" scenario, one should expect a significant reduction of teacher's personality influence, the "Master's" productive impact on the student and the compression of space of their educational and professional interaction. In accordance with "enjoying the protection" scenario, training bases will be protected as a national cultural heritage polished by generations of musicians. On the third, "cluster" scenario a form of harmonious coexistence of conflicting cultural and educational phenomena is expected to be found.

Keywords: professional education, music education, musical futures, scenarios for the development of education, tutor, professionalism, tradition, training, individual educational route, virtual learning tools musicians, the principle of fundamentality in education.

35

Мы живём в стремительно меняющемся мире. Непрерывно обновляются технологии, ценности, личностные потребности поколений, виды профессий и представление о них. Всё это отражается в сфере профессионального образования, ориентированного на развивающуюся практику. Кажется, впервые в истории отчётливо заостряется противоречие между настоящим и будущим: вузы готовят специалистов, которым предстоит работать завтра, но каким оно будет? Что необходимо дать сегодняшнему студенту?

Образовательные процессы опираются на опыт прошлых поколений, и далеко не очевидно, какие устои и фрагменты этого опыта окажутся полезными, а какие «балластными» в контексте новейших и сверхновых технологий и ценностей. Система образования, как и другие сферы социальной жизни, модернизируется, но направленность обновлений подчинена актуальным текущим задачам самих образовательных процессов.

Описанное противоречие между 36 настоящим и будущим, по мнению экспертов, имеет два решения. Первое заключается в том, чтобы в ходе профессиональной подготовки сформировать у будущих специалистов ненасыщае-мую потребность в самообучении, самообразовании и обучить соответствующим навыкам. Молодой человек, умеющий отыскивать нужную достоверную информацию, способный активно развивать новые навыки и т. п., сможет быстрее адаптироваться к любым задачам и условиям изменяющейся профессиональной работы.

Второе решение опирается на прогнозирование ключевых тенденций, отработку возможных сценариев

развития профессиональной деятельности, на основе которых и совершенствуется профессиональная подготовка в системе образования. Для такого решения необходимы инструменты, которыми обладает молодая наука футурология (от лат. futurum - будущее и греч. logos - учение). Футурология занимается моделированием будущего, её прогнозы востребованы в разных социальных областях настолько, что она становится самостоятельной новой профессией [1]. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что оба решения следует реализовывать в связке, то есть параллельно и одновременно.

В области инженерно-технического и иных видов профессионального образования вопрос стоит примерно так: эффективность профессиональной подготовки сегодня зависит от вероятных сценариев развития профессиональной практики завтра. В сфере профессионального музыкального образования ситуация иная.

В работе музыканта радикальных изменений не предвидится. Как и столетия назад, музыканты будут выходить на сцену, исполняя любимые публикой классические шедевры и новые опусы современников; их домашняя работа над произведением, репетирование, записи на электронные носители (или иные, о которых мы ещё не знаем), работа в классе с учениками и т. д., скорее всего, сохранят свои особенности. Парадокс в том, что при сохранении базовой профессиональной практики происходят активные (и не без противоречий!) преобразования системы высшего музыкального образования. Частично они вызваны общим трендом, затрагивающим все области высшего образования. Но в то же время к ним

подталкивает и внутренняя потребность в повышении продуктивности обучения на всех уровнях. В области музыкального образования становится важным прогнозировать развитие самого образования, с тем чтобы сберечь накопленное и «случайно» не разрушить основы музыкально-творческой практики.

Музыкально-образовательной футурологии как самостоятельной области знаний пока ещё не существует. О возможных сценариях развития высшего музыкального образования можно говорить с очень большой долей условности. В контексте любого вероятного будущего обсуждение сегодняшних конкретных проблем будет скорее неким логическим их упорядочением, нежели поиском лучших решений. И всё же взгляд из моделируемого будущего небесполезен хотя бы потому, что он открывает возможность понять скрытый смысл некоторых сегодняшних тенденций и проблем музыкального образования.

На основе обобщения широкого круга источников (научных, научно-методических, публицистических) можно сконструировать три вероятных сценария развития профессионального музыкального образования.

«Прагматический» сценарий, то есть максимально ориентированный на практическую подготовку с использованием всех технологий будущего, которые только можно вообразить. В рамках этого сценария профессиональное образование может измениться радикальным образом. И выглядеть это может примерно так.

Российские музыкальные вузы (через Болонский процесс) становятся звеньями единой общеевропейской системы музыкального образования, где

международным языком общения неизбежно станет английский. Вузы будут широко использовать новые и новейшие технологии обучения, в первую очередь связанные со стремительной эволюцией электронных средств хранения и передачи информации [2].

Каждый студент обучается на основе разработанного для него группой специалистов вуза индивидуального образовательного маршрута, что исключает напрасную трату времени на «ненужные» ему дисциплины и повышает его конкурентоспособность на рынке труда, но главное - даёт ему возможность полноценно реализовать свои образовательные потребности, целенаправленно совершенствовать индивидуальные способности творческого профессионала. Педагоги (фактически по всем дисциплинам) превращаются в «дизайнеров образовательной среды». Роль педагога по специальности как наставника-мастера ограничивается и/или частично передаётся специальному вузовскому работнику - тьютору, курирующему индивидуальный образовательный процесс студента. (В связи с этим целесообразно напомнить, что 37 тьюторство уходит вглубь истории Оксфорда и Кембриджа, зарождается в период до возникновения кафедр и единого учебного плана университета, когда сам студент выбирал предметы и курсы для изучения, их общее количество и последовательность в изучении.)

Эта педагогическая специальность прежде и в настоящее время связана с сопровождением учебной деятельности студента по реализации индивидуальной образовательной программы. Тьютор способен выполнять самые разные функции: репетитора, психолога, конфликтолога, правоведа, друга, консультанта, советни-

38

ка дистанционного обучения в интернет-среде и проч. [3].

В будущем студент также получит возможность выбирать любые онлайн-курсы, что, кстати, по прогнозам исследователей, может привести к сокращению числа студентов дневного обучения даже в крупных и престижных вузах. Живое общение студента с однокашниками и педагогами в стенах alma mater сократится до минимума. Необходимый для получения диплома объём учебных дисциплин можно будет набрать, соединив онлайн-курсы разных вузов. Интернет будет приобретать всё большее значение не только в организации и контроле обучения (зачёты и экзамены по скайпу), но и в презентации и отборе специалистов на рынках профессионального труда.

«Прагматический» сценарий развития образования изменит формы накопления и приобретения профессиональных знаний. Их источником станут обширные базы данных, фиксирующие профессиональный опыт во всей его многосторонности, многовариантности - как он есть. В базе данных будут храниться: знания аксиоматические и спорные, «правильные» алгоритмы исполнительской работы и индивидуальные приспособления, типовые принципы и уникальные секреты мастерства, блестящие уроки выдающихся мастеров с одарёнными студентами и ошибочные педагогические решения вместе с их последствиями, описания разнообразных профессиональных ситуаций, включая экстремальные, и т. п. Открытый доступ в единую базу данных снимает противоречия теории и практики. Пресловутые проблемы «про-филизации» решаются в той мере и в том объёме, который необходим

конкретному пользователю - студенту или педагогу - в конкретной ситуации его учения или работы.

В ходе подготовки придётся обучать студентов работать с базами данных, максимально сузив обязательную аудиторную учебную и учебно-исследовательскую их деятельность в данной области (в виде, например, рефератов). На основе баз данных будут создаваться тренинговые программы, игровые симуляторы типовых и редких ситуаций в музыкальном обучении учащихся всех типов и уровней одарённости. Интерактивное взаимодействие с игровыми симуляторами фактически похоронит работу с учебником и зачёт по «билетам». Интерактивные аудиовизуальные тесты наглядно продемонстрируют студенту последствия его неверных действий (неправильных ответов). Студент будущего сможет получать быстрый доступ к соответствующим базам данных любого музыкального вуза мира. (Возможно, сформируется единая база данных профессионального музыкального образования - общеевропейская или надрегиональная.)

При реализации данного сценария огромное значение неизбежно приобретут средства виртуального обучения. Например, студент сможет обучаться дирижированию, работая с виртуальным хором или оркестром. Искусство компьютерного моделирования достигнет таких высот, что виртуальные хористы и оркестранты будут, как и «настоящие», реагировать на мимику, жесты, слова и, конечно же, на ошибки студента. Инструменталисты смогут освоить азы мастерства в виртуальных квартетах и иных ансамблях. Вокалисты смогут разучивать оперные партии в ансамблях с вирту-

альными партнёрами, набирая необходимый объём репертуара. Виртуальных помощников «обучат» играть или петь в строго выдержанной стилистике выдающихся мастеров и коллективов, а у студента появится выбор, с кем из виртуальных артистов (точнее, виртуальных двойников артиста) и в каком виртуальном коллективе он сможет попеть или поиграть. Развивающее значение таких виртуальных практик трудно переоценить.

Однако, как уже отмечалось, при реализации «прагматического» сценария может возникнуть совершенно новая проблема - дефицит межличностного общения и взаимодействия в процессе обучения, ведь в едином образовательном пространстве каждый реализует собственные цели, идёт своим путём, в своём темпе. Дефицит межличностного общения в условиях столь радикальной модернизации может стать разрушительным для обучения профессии музыканта.

Профессионализм музыканта приобретается в индивидуально-личностном общении с Мастером, в его творческой школе-мастерской [4], в профессиональной среде, которая выступает носителем художественных ценностей, норм профессиональной этики, критериев профессионального самоконтроля и самооценки и т. п. Профессионализм со всеми его тонкостями принципиально передаётся только от человека к человеку и только в опыте продуктивного творческого взаимодействия. И никакие, даже самые совершенные электронные средства не в состоянии воспроизвести или хотя бы просто зафиксировать это многозначное, динамичное, неповторимое в каждом моменте времени общение и взаимодействие.

«Охранительный» сценарий. Это консервативный в прямом и переносном смысле путь развития профессионального музыкального образования. Его основой выступает заметная сегодня общественная потребность максимально полного сбережения системы профессионального обучения музыкантов, сложившейся в нашей стране. Многие педагоги и знаменитые музыканты считают отечественную систему обучения музыкантов не только уникальной, но и подлежащей государственной охране как национальное достояние и культурная ценность. Стоит заметить, что, по мнению экспертов, традиционная система обучения обязательно сохранится в будущем, но лишь для формирования элитных специалистов - учёных, инженеров, музыкантов и др. Впрочем, на фоне стремительно развивающихся, отвоёвывающих в сфере образования всё новые и новые территории «гаджетов» и «софтов» возвращение к традиционным формам обучения может восприниматься уже не как «консервация», а как инновация в образовании.

Ценность сложившейся в России системы образования музыкантов заключается в принципиально сбалансированном сочетании высокого профессионализма и гуманитарной фундаментальности. Освоение основополагающих гуманитарных знаний, непреходящих культурных и художественных ценностей (в потенциале) формирует у музыканта системное, целостное, критическое мышление, способность видеть всё богатство контекстов и связей произведений музыкального искусства (философских, эстетических, историко-культурных, музыкально-исторических, музыкально-психологических и др.). Реализа-

39

40

ция принципа фундаментальности предполагает освоение ключевых понятий, базовых теорий и методологических принципов довольно широкого круга гуманитарных наук, обязательную учебно-исследовательскую работу студентов. Развитие образования при выборе этого сценария остаётся ориентированным на эталонные образцы профессионализма, шедевры искусства и мастерства, на наследие великих мастеров как основы живой музыкальной практики.

Конечно, принцип фундаментальности образования имеет и свои оборотные стороны, о которых знают все педагоги и студенты, над которыми ломают головы методисты и исследователи. Среди них в первую очередь следует назвать проблемы целостности знаний (пресловутые «межпредметные связи», «преемственность курсов» и т. п.), а также информационной избыточности по отношению к потребностям рынка труда и даже самой личности студента. Только часть студентов испытывает потребность в фундаментальных знаниях и обладает достаточным для их освоения уровнем развития. Но и не каждый педагог, ведущий гуманитарный курс, способен соответствующим образом мыслить и обучить такому мышлению своих студентов. Словом, «охранительный» сценарий поднимает старые и создаёт новые проблемы, требующие творческих решений.

«Кластерный» сценарий возможен только на пути компромиссов при модернизации образования. Кластер, как известно, - это совокупность любых самодостаточных объектов (явлений), которые функционируют как единое целое - не сливаясь, не объединяясь, а часто и не взаимодействуя.

В настоящее время широко распространено понятие «образовательный кластер», подразумевающее совокупность образовательных учреждений и предприятий определённого профиля, совместными усилиями которых повышается уровень профессионального образования в конкретном городе или регионе [5].

Однако в данном случае речь идёт о кластерных отношениях образовательных систем, то есть об объектах нематериальных, проявляющих себя как параллельные совокупности учебных отношений, творческих ценностей, а также представлений о них, реализуемых в образовательных процессах. Почему же тогда акцентируются именно кластерные, а не системные интеграционные связи образовательных систем? Можно привести, по крайней мере, два довода.

1. «Прагматический» и «охранительный» сценарии развития образования заключают в себе трудносовместимые системы ценностей. Скажем, в первом случае наследие предшественников - общедоступная база данных, которой пользуются при недостатке личного опыта, во втором -уникальные результаты творческой работы выдающихся музыкантов, непревзойдённые образцы профессионализма и мастерства.

Трактовка мастерства музыканта может сводиться к совокупности профессиональных компетенций или цениться как надпрофессиональное свойство, соотносимое с масштабом дарования и поглощённостью делом в большей степени, чем с профессиональной выучкой [6]. (Не всякий профессионал превращается в Мастера, как и не каждый Мастер является профессионалом в узком, точном смысле

этого слова.) Кластеризация позволяет при сохранении размежевания бережно развивать сам феномен школы-мастерской в обучении музыканта, не препятствуя радикальной модернизации музыкально-образовательных процессов в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.

2. Ни один из сценариев не может функционировать отдельно от другого. «Заповедное» существование традиций высокопрофессиональной школы-мастерской окажется недолговечным, а тотальная модернизация образовательных процессов может стать разрушительной для уровня профессионализма новых поколений музыкантов. Радикальный сценарий так или иначе приведёт к диктату практических знаний над фундаментальными во всех дисциплинах и курсах. Педагогу по специальности останется лишь функция профессионального консультанта, точнее, одного из таковых... Ведь любой студент с помощью электронных технологий получит легальную возможность пройти школу профессионального совершенствования в классе любого педагога любого музыкального вуза и доступ к опыту всего профессионального сообщества по своей специальности. Правда, при этом студент теряет привилегию и счастье оказаться «именным» учеником профессиональной школы великого Учителя.

Судя по всему, развитие профессионального музыкального образования сдвигается в сторону «кластерного» сценария, хотя условия, при которых он может осуществиться как наиболее продуктивный в плане сохранения высокого уровня профессиональной подготовки музыкантов, пока неясны. Вывод кажется настолько очевидным, насколько и тривиальным:

осмысление и решение музыкально-образовательных проблем будущего закладывается сегодня. Следовательно, вопрос, вынесенный в заголовок статьи, следует считать риторическим.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ализар, А. Профессия - футуролог [Электронный ресурс] / А. Ализар. - Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/ content/view/119/37

2. Образовательная геодемография России [Текст] / под ред. М. П. Карпенко. - М. : Изд-во СГУ, 2011. - 224 с. ; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.obr-паика.тикгаЛМех^р?орйоп=сот_соПе nt&view=egory&layout=blog&id=22&Item id=42

3. Кокамбо, Ю. Д., Скоробогатова, О. В. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса [Электронный ресурс] / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова. - Режим доступа: http://www.amursu.ru/attachments/ шйс1е/9505тб0_20.р^

4. Фомин, В. П. Школа-мастерская как феномен культуры (к проблеме специфики профессионального музыкального образования) [Текст] / В. П. Фомин // Музыкальное образование - личность - культура. Сборник научных трудов Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования. -М. : Изд-во Московской государственной консерватории, 1989. - С. 26-42.

5. Смирнов, А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе [Текст] : монография / А. В. Смирнов. - Казань : РИЦ «Школа», 2010. -102 с. ; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teka.rulitru.ru/docs/3/2729/ conv_1file1.pdf

6. Старчеус, М. С. Личность музыканта [Текст] / М. С. Старчеус. - М. : Изд-во Московской государственной консерватории, 2012. - 848 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.