Научная статья на тему 'Нужен ли Исландии Евросоюз?'

Нужен ли Исландии Евросоюз? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАНДИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёв Юрий Александрович

Статья рассматривает причины и последствия переживаемого Исландией финансового кризиса, проблемы и возможности вступления страны в ЕС. Анализируются также пути экономического возрождения Исландии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нужен ли Исландии Евросоюз?»

Юрий КОРОЛЁВ

НУЖЕН ЛИ ИСЛАНДИИ ЕВРОСОЮЗ?

Исландия всегда занимала осторожную позицию по вопросу европейской интеграции. Националистические предубеждения исландцев относительно сближения с европейскими экономическими блоками отодвигались на второй план только под давлением кризисов. В 1970 году экономические трудности подтолкнули их присоединиться к Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), финансовый кризис 2008 года вынудил пойти на переговоры о вступлении в ЕС. Но, если в первый раз часть самостоятельности уступили за рынок сбыта, то сегодняшний выбор предстоит сделать между шатким евро и независимостью национального рыболовства.

Разворот в сторону Европы

Ежегодные темпы роста ВНП в 4,3%\ которые Исландия демонстрировала, начиная со Второй мировой войны, частично объяснимы выгодами от формировавшихся здесь военных морских конвоев, доставлявших помощь по ленд-лизу в советское Заполярье, денежными вливаниями плана Маршалла, а также доходами от разместившейся на острове базы НАТО. Собственных вооружённых сил у страны не было, американское же военное присутствие давало казне в первое послевоенное десятилетие до 23% всех поступлений в иностранной валюте, обеспечивая работой около 4 тыс. исландцев2.

Членство в военном блоке, принося экономические дивиденды, одновременно не препятствовало Исландии торговать с социалистическим лагерем. В 1950-х годах отстаивая свои права на богатую рыбой прибрежную акваторию от посягательств иностранных рыбаков, Исландия отважилась на обострение отношений с британцами, главными покупателями исландской рыбы в Западной Европе. Расширение исключительной экономической зоны привело к столкновениям между британскими траулерами и исландскими рыбаками и последующим дипломатическим пикировкам с Великобританией, чьи рыбаки, как в своей вотчине, вели промысел трески, что и дало этим и последующим конфликтам название "тресковых войн". С тех пор Лондон был настроен недоброжелательно к любой исландской заявке на

1 Статистическое бюро Исландии.иКЬ: http://www.statice.is/. Обращение 13.11.2011.

2 B.Grondal. Iceland from Neutrality to NATO Membership. Oslo:Universitetforlaget, 1971. С. 82.

© Юрий Александрович Королёв - аспирант Высшей школы экономики.

E-mail: alasund@yandex.ru Ключевые слова: Исландия, финансовый кризис, экономическое возрождение, проблемы вступления в ЕС.

интеграцию с Западной Европой, открывавшей путь её рыбопродукции на свой и европейские рынки. Эту потерю исландцам удалось удачно восполнить товарообменом с США, а также с Советским Союзом, который в конце 1950-х годов с легкой руки Н.С. Хрущёва начал активно закупать исландскую селёдку, поставляя взамен нефть, металлопродукцию, пиломатериалы. В те годы доля доходов от торговли с соцстранами была у Исландии выше, чем у соседней с Советским Союзом Финляндии3. Этот бартерный обмен определил последующее лицо Исландии как страны - члена НАТО с советскими "Москвичами".

Внутри страны британская позиция была на руку противникам проевропейского дрейфа Исландии, опасавшимся, что открытие исландского рынка нанесёт ущерб неразвитой и трудоёмкой местной промышленности. Пересмотреть отношение к интеграции с Европой заставил исландцев подрыв запасов сельди в 1967-1969 годах, повлекший сокращение объёма экспорта рыбы (Рис.1).

Рис. 1.

Экспорт рыбопродукции из Исландии в 1950-2010 гг. (в тоннах)4.

Серьёзный дисбаланс в торговле и невиданная со времён Великой депрессии безработица заставили Альтинг Исландии дать зелёный свет на вступление в ЕАСТ. К тому времени, увидев возможность переложить ценовое давление исландской дешёвой рыбы на плечи скандинавских партнёров, Великобритания сменила гнев на милость, резюмировав, что, "хоть присоединение к ЕАСТ не даст экономических выгод, будет политически неверно держать её (Исландию - Ю.К.) вне и выступать против заявки на присоединение"5.

Пакет соглашений с ЕАСТ предусматривал, помимо послаблений в торговле рыбой, особый режим для импорта Исландией нефтепродуктов из СССР, а также создание Индустриализационного фонда для диверсификации моноотраслевой экономики острова. Принципиальным и неожиданным последствием этого вступления было то, что членство в ЕАСТ стало мостом к рынкам ЕЭС. Спустя всего два года между блоками была достигнута договорённость о свободе торговле. Таким путём к 1976 году исландский экспорт получил беспрепятственный доступ на рынки всей Западной Европы. Пришедшее к власти новое исландское правительство, несмотря на

EFTA 1960-2010. Elements of 50 Years of European History, Bryn K., Einarsson G., (eds). EFTA. 2010. С. 80.

1 Статистическое бюро Исландии. URL: http://www.statice.is/. Обращение 10.11.2011

' EFTA 1960-2010. Elements of 50 Years of European History, Bryn K., Einarsson G., (eds).

EFTA. 2010. С. 87.

разногласия с прежним, поддержало этот разворот в сторону Европы. Но с его приходом вопрос о следующем шаге, вступлении в ЕЭС, был снят с повестки дня из-за боязни излишне поступиться национальной самостоятельностью.

Из мирового рыбака в финансового игрока по рельсам неолиберализма

В отличие от своих европейских конкурентов Исландия создала свою уникальную модель экономики, где налог на природные ресурсы фактически собирался через завышение курса национальной валюты, стимулируя не экспорт, а удешевляя импорт. Доходность рыболовства весомо влияла на реальный обменный курс исландской кроны. Чтобы перераспределить прибыль в рыбной отрасли, то есть отобрать природную ренту у судовладельцев в качестве компенсации за ресурсы, которые они бесплатно получили от государства, правительство прибегало к корректировке её курса. Импортёры процветали, а рыбопромышленники хронически декларировали убытки, выживая за счёт эффективности исландского промысла и расширения ресурсной базы.

Для продвижения на внешние рынки была создана система лицензирования экспорта рыбопродукции, который контролировался двумя компаниями с государственным участием. Но, если мировые цены на рыбу или объёмы уловов падали, правительство проводило девальвацию кроны. С 1974 по 1989 год она происходила 25 раз6.

Когда период экстенсивного развития рыболовства окончился в середине 1980-х годов масштабным истощением запасов рыбы, ребром встал вопрос о регулировании промысла. Эту природоохранную проблему правительство решило в духе начатого им процесса приватизации. Исландские судовладельцы были наделены квотами на вылов рыбы, права на которые бессрочно и безвозмездно гарантировал Закон о рыболовстве 1990 года. В результате в стране появилось так называемое "новое богатство": квоты закрепили за промысловыми судами, а их владельцам разрешили торговать ими на рынке квот и, соответственно, брать под них кредиты. Начался процесс концентрации, когда наиболее эффективные, а значит, и прибыльные компании, скупали квоты себе.

Цена прав собственности на рыбу в воде в 1984 году оценивалась в 25 млн долл. США, но уже через 8 лет после выхода закона достигла 3,5-4,5 млрд долл. К такому росту толкали скорее не мировые цены на рыбопродукцию (реальные цены с 1990-х годов не изменились), а готовность банков принимать квоты в залог. Профессор Р. Арнасон из Университета Исландии утверждает, что между 1997 и 2002 годами стоимость прав на вылов водных биологических ресурсов достигала 40% ВВП страны и составляла 20% национального капитала7. Позже её доля уменьшилась под давлением лавинообразной капитализации в банковском секторе. Новая система управления позволила увеличить эффективность исландского рыболовства. В 1991 году средний исландский рыбак производил рыбопродукции на 93 тыс. долл. в год, в то время как средний британский - на 33,9 тыс. долл.8 Подняв конкурентоспособность рыбной промышленности, Исландия заработала общепризнанный авторитет в эффективном управлении рыболовством, обеспечив устойчивость промысла.

6 Mar Gudmundsson et al. Macroeconomic Policy: Iceland in an Era of Global Integration.-Reykjavik: University of Iceland Press, 2000, C. 60.

7 R. Arnason. Iceland's ITQ System Creates New Wealth // The Electronic Journal of Sustainable Development. 2008. N 1 (2), C. 36.

8 R. Arnason. The Icelandic Fisheries. Reykjavik: Fishing News Books, 1995. C. 144.

Исчерпав инвестиционный потенциал отрасли, собственники квот направили средства на приватизацию банков и компаний, а также на фондовую биржу. Параллельно с передачей квот на вылов рыбы в частные руки были запущены процесс либерализации финансового рынка, реформа Центрального банка, создание рынка ценных бумаг, приватизация в государственном банковском секторе. Инициаторы либеральной политики перенесли на исландскую почву опыт дерегуляции банковских систем США начала 1980-х и Скандинавии конца 1980-х - начала 90-х годов, но вместе с ними, дав банкам госгарантии и не создав эффективного надзора за их деятельностью, перенесли на свою почву сопутствующие пороки. Власти ввели общую индексацию финансовых обязательств, включая банковские депозиты и займы, что позволяло банкам отражать изменения в уровнях цен, переложив риски на заёмщиков. Был создан механизм индексации долга, который сегодня, в переживаемый Исландией кризис, отодвинул для большинства жителей острова за пределы горизонта их жизни надежду расплатиться по кредитам.

Задачи правительства оказались подчинёнными целям Центрального банка удержать инфляцию на уровне 2,5% в коридоре сначала +/-3,5%, затем +/-2% и окончательно в 2002 году +/-1.5%9. ЦБ с этой целью начал проводить политику завышения курса исландской кроны, что позволяло снижать внутренние цены на импорт, поощрять внутренний спрос, а также перераспределять природную ренту, получаемую в рыболовстве. Плавающий курс кроны и приоритет сдерживания инфляции дали в руки инвесторов механизм использования стратегии carry trade на фондовом и валютном рынках для скупки активов и привлечения иностранных вкладчиков в исландские банки. В рискованные схемы были вовлечены все вплоть до частных покупателей недвижимости и автомобилей, бравших кредиты в иностранной валюте. Такими сформировались механизмы независимой кредитно-денежной политики одной из самых маленьких стран мира с собственной валютой и открытой экономикой. Вскоре теснота внутреннего рынка толкнули исландских инвесторов за море, подспорьем их экспансии был стабильный кредитный рейтинг страны.

С присоединением Исландии в 1994 году к Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) европейские рынки стали ещё доступнее. Местное законодательство начало инкорпорацию законодательства ЕС и европейских норм "четырёх свобод". Из 35 глав было адаптировано 22. Тогда же Исландия приняла на себя обязательства по Директиве ЕС о схемах страхования вкладов, что стало камнем преткновения в сегодняшнем споре об обязательствах исландского государства по гарантированию банковских вкладов в отделениях банков, открытых в других странах. Приспособление к европейским стандартам улучшило экономическую конкуренцию в стране в целом, а также рейтинг её корпораций, но отложенные риски никто тогда не просчитывал.

В конце 2005 года исландские прямые иностранные инвестиции составили почти 7,1 млрд евро10. В соответствии с данными Центрального банка Исландии, ежегодный приток прямых иностранных инвестиций с 1998 года по 2005 год увеличился с 58 млн евро до 4,9 млрд евро. Это был почти 85-кратный рост всего лишь за семь лет. Исландские банки большинство своих приобретений делали путём выкупа с использованием левереджа (leveraged buyout) заёмными средствами в размере 60-95%. "Мы могли использовать акции в банке для оплаты приобретаемых компаний, что мы зачастую и делали"11, - позже описывал схемы приобретений функ-

9 Центральный банк Исландии. http ://www.sedlabanki. is/?PageID=179

10 Центральный банк Исландии. URL: http:/ www.sedlabanki.is

11 A.Thorvaldsson. Frozen Assets: How I Lived Iceland's Boom and Bust, 2009. London. John Wiley&Sons Ltd. c. 101.

ционер банка Кауптинг. Отойдя от рыбной специализации инвестиций, исландский бизнес значительно диверсифицировал свои капиталовложения за рубежом, приобретая финансовые компании, банки, объекты розничной торговли и существенно снизив долю собственных проектов.

По объёму вложений за пределами страны Исландия превысила планку в 1% от их мирового уровня при населении в 0,005% от мирового. Череда зарубежных приобретений стала вызывать повышенный интерес, и в конце 2005 года Royal Bank of Scotland первым предупредил о рисках недостаточного финансового обеспечения такой экспансии. Дания выступила с предупреждением относительно повышенных рисков кредитования подобных вложений короткими заёмными деньгами, но в Исландии от этого отмахнулись, назвав проявлением зависти со стороны бывшей метрополии. Тревогу постарались успокоить заказным докладом Международного валютного фонда, эксперты которого порекомендовали исландским банкам увеличить приём вкладов, которые с этой целью открыли on-line отделения банков в Великобритании, Нидерландах и Германии. Однако к моменту кризиса перевод их в статус кредитных учреждений этих стран так и не был доведён до конца. Таким образом, исландское государство как член Европейской экономической зоны продолжало формально накапливать финансовые обязательства перед будущими "обманутыми вкладчиками", неся ответственность по гарантиям депозитов и компенсации инвесторам. "Исландские кредитные учреждения смогли через свои отделения принять значительные обязательства перед инвесторами без соответствующих гарантий их достаточного страхования"12, - резюмировала специальная комиссия парламента Исландии по расследованию причин кризиса.

Так, страна, до кризиса имевшая долг лишь в 7% ВВП, оказалась должна более 4 млрд евро, или около 13 тыс. евро на каждого своего жителя.

Независимость или стабильность денежной политики: Исландия и евро

Сделав Исландию хрестоматийным примером финансового пузыря, кризис обнажил фундаментальную проблему исландской экономики - проблему преимуществ и рисков независимой денежной политики. Когда выросшие на зыбкой финансовой почве исландские банки в одночасье рухнули в октябре 2008 года, на острове опять вернулись к вопросу о европейской интеграции, рассчитывая обрести финансовую стабильность. В начале 2009 года на смену коалиции, направлявшей страну по неолиберальным рельсам последние три десятилетия, на волне народного недовольства пришло правительство социал-демократов и левых "зелёных". В политической сфере правящая коалиция поставила своей целью созвать специальный конгресс для пересмотра 60-летней конституции страны, в экономической - перекроить исландское законодательство о рыболовстве, заменив более неработающий механизм налогообложения рыбопромышленников через валютный курс передачей квот на вылов в долгосрочную аренду. Но главной задачей для выхода из кризиса и исключения его в дальнейшем Социал-демократический альянс премьер-министра Й. Сигурдардоттир (и это отличает его от партнёра по коалиции - Движения левых "зелёных") поставил присоединение к ЕС и еврозоне "для большей стабильности денежной единицы и уровня цен"13.

12 Доклад специальной комиссии парламента Исландии по расследованию кризиса. с. 114. Цит. по: www.althingi.is

13 J. Sigurdardottir. From Rescue to Recovery. The Banker Magazine. 5.10.2009. с. 1. Цит. по http://eng.forsaetisraduneyti.is/news-and-articles/nr/4003.

Проблему перехода на евро экономисты рассматривали неоднократно, анализируя оптимальность условий обменного режима, существующего в Исландии. Выступая за переход на евро и вступление Исландии в ЕС, американский экономист У. Буитер аргументировал свою позицию так: "Преимущество участия в Валютном союзе даст главным образом большую стабильность, так как в такой маленькой стране, как Исландия, амортизирующая гибкость на крайне интегрированных финансовых рынках не справится с чрезмерной волатильностью обменного курса, определяемого рынком. Более того, экономия на издержках говорит в пользу Валютного союза, а утрата (финансового - Ю.К.) суверенитета не так значима. Односторонний переход на евро неосуществим, так как не будет кредитора последней инстанции, а недостаток политической легитимности и отчётности не позволит получить полное доверие"14. Исландские экономисты М. Гудмундссон, Т. Петурссон и А. Сигхватссон, напротив, считали, что подвижная привязка кроны к корзине валют с диапазоном колебаний благотворна для Исландии, ибо была частью важного механизма антиинфляционной политики с начала 1990-х годов15. Победило мнение, что самостоятельная денежно-кредитная политика выгоднее перехода на евро, что отвечало стремлению к укреплению национальной самоидентификации.

На этот раз проблему европейской интеграции кризис поставил перед Исландией в ином разрезе: стабильность финансовой системы покупается допуском в исландские воды европейских рыбаков из Испании, Португалии, Дании, Ирландии и Великобритании. В июле 2009 года парламент с минимальным перевесом в 5 голосов дал указание правительству подать заявку на членство в европейском клубе. Согласование большинства глав уже проведено, камнем преткновения, как ожидается, станет адаптация системы управления рыболовством Исландии к единой политике ЕС в области рыболовства. Исландцы не хотят, чтобы Брюссель определял, что, когда и сколько ловить в их собственной исключительной экономической зоне. Открывая переговоры, министр иностранных дел Исландии О. Скарпхединссон особенно подчеркнул, что в противоположность странам ЕС доля доходов от рыболовства в статистически средней исландской семье в сотни раз превышает зависимость европейцев от этой отрасли16, поэтому Исландия стремится выторговать у ЕС особые условия управления промыслом в собственной ИЭЗ.

Движение по "дорожной карте ЕС" идёт без затруднений, но очевидно, что успех в "рыбном" вопросе будет решающим для голосования избирателей по предложенному правительством договору о присоединении, которое Исландия надеется согласовать к середине 2012 года. Текущие проблемы в зоне евро, а также дипломатическая перепалка с Брюсселем по поводу ловли мигрировавшей в исландские воды скумбрии увеличивают число противников вступления, и предсказывать результаты референдума не берётся никто. Все активнее обсуждаются в Исландии альтернативные евро возможности перехода на канадский доллар или норвежскую крону. Не добавляют исландцам желания оказаться в ЕС примеры Гренландии и Фарерских островов, воспользовавшихся своим автономным от Дании статусом для недопущения в свой рыбный промысел конкурентов из ЕС.

14 W. Buiter. Is Iceland an Optimal Currency Area? в сборнике статей M. Gudmundsson et al. "Macroeconomic Policy: Iceland in an Era of Global Integration. Reykjavik, 2000, с. 9.

15 M. Gudmundsson et al. Macroeconomic Policy: Iceland in an Era of Global Integration. Reykjavik. 2000, с. 10.

16 Министерство иностранных дел Исландии. http://www.mfa.is/media/esb/27072010-ForMinIs-statement.pdf

"Нет, спасибо!", - такие щиты противников вступления в ЕС стоят во многих местах Исландии.

ЕАСТ как фактор торможения для членства в ЕС

Непрогнозируемой также остаётся позиция Великобритании и Нидерландов, могущих осложнить вхождение Исландии в ЕС, если спор о компенсации их вкладчикам не получит разрешения.

Кризис "уронил" ВВП Исландии, но глубина падения вполне сопоставима с кризисами в Дании в 1982 году, Швеции и Финляндии в 1993 году. После краха финансовой системы МВФ одобрил выделение Исландии 2,1 млрд долл. в течение 2 лет на стабилизацию и выдал уже пять траншей. В мае 2011 года МВФ с удовлетворением отметил постепенный выход исландской экономики из глубокой рецессии с прогнозом умеренного роста в 2011 году и проблему безработицы, сохраняющую остроту17. Недавно миссия МВФ завершила свою работу в Рейкьявике. В рамках той же программы стабилизации Исландия получила 50 млн долл. США от администрации Фарерских островов, первой протянувшей ей руку помощи, 217 млн долл. от Польши и около 2,5 млрд долл. от скандинавских соседей, включая Финляндию. Поспешное объявление в первые дни кризиса о договорённости с Россией о выделении займа в 4 млрд евро после полуторагодовых переговоров не увенчалось успехом.

Если раньше Исландия имела положительный кредитный рейтинг, то под бременем огромных внешних долгов он упал до минимума. В текущем году они оцениваются в 267% ВВП, в 2015 году снизятся до 182% ВВП. Это займы в 4,75 млрд долларов от МВФ и иностранных государств в рамках программы стабилизации.

' МБ Соипйу ЯероИ N0. 11/125, Мау 2011, с.1. http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.aspx?sk=24897.0

Туда же войдёт и потенциальный долг Нидерландам в размере 1,33 млрд евро и Великобритании - 2,35 млрд ф.ст., который те вынуждены были выплатить в качестве компенсации своим вкладчикам лопнувшего отделения 1СЕ8ЛУБ исландского банка Ьа^ЬапЫ Теперь обе страны требуют от Исландии возврата этих средств, аппелируя к её обязательствам в рамках Соглашения о Европейской экономической зоне. Гарантировав возврат вкладов своим гражданам, исландское правительство начало трудный поиск компромисса по выплате компенсации британским и голландским вкладчикам. В марте 2010 года достигнутое решение было отвергнуто: вся нация на референдуме, показавшем невиданную явку, не согласилась на его условия, предусматривающие оформление долга как кредита от Великобритании и Нидерландов под 5,55% годовых. В конце прошлого года переговорщикам трёх сторон, наконец, удалось согласовать процентную ставку в 3,2% годовых18. Но в апреле 2011 года, после того, как президент Исландии под давлением общественности вновь наложил вето, на повторном референдуме нация не признала своей ответственности по этим долгам частного банка. Теперь спору, видимо, предстоит разбирательство в суде ЕАСТ.

Безболезненно решить этот спор исландцы предлагают путём продажи зарубежных активов разорившегося банка, которые, как они ожидают, станут более полновесными через 5 лет на подъёме мировой экономики. Все партии, представленные в исландском парламенте, единодушно поддержали позицию правительства по спору 1СЕ8ЛУЕ: Исландия не признаёт себя не выполнившей обязательства по гарантии вкладов и не усматривает нарушений положения Соглашения о Европейской экономической зоне, настаивая, что обязательства по гарантиям не включают государственные гарантии, в противном случае "это угрожало бы финансовой стабильности целому ряду европейских государств"19. Получив в середине 2011 года официальное уведомление от ЕАСТ с угрозой передать дело на рассмотрение в суд этой Ассоциации, исландский министр экономики обратил внимание, что всем вкладчикам уже были выплачены компенсации из гарантийных фондов соответственно Великобритании и Нидерландов, а позитивные новости о росте стоимости активов обанкротившегося банка, дают надежду на выплату компенсации оставшимся британским благотворительным фондам и муниципалитетам и голландским вкладчикам, чьи суммы превышают 100 тыс. евро. Случай с 1СЕ8ЛУЕ подтолкнул к пересмотру Директивы ЕС о страховании вкладов, предусматривавшей потолок в 20 тыс. евро, который после коллапса исландского банка был поднят до 100 тыс. евро, и в Брюсселе активно занялись гармонизацией соответствующего законодательства.

Следует отметить, однако, что схема страхования вкладов ставит своей целью обеспечение доверия к банковской системе страны, и ожидать, что исландские налогоплательщики будут оплачивать из своего кармана доверие к банкам, работающим в Великобритании и Нидерландах, едва ли уместно. Хотя проблемы, переживаемые зоной евро, могут серьёзно подорвать желание Исландии вступить в ЕС, но, если в Брюсселе увидят выгоду в принятии нового члена, то Великобританию и Нидерланды, скорее всего, умилостивят. Поэтому, для того чтобы у Лондона и Гааги оставалась разменная карта в торговле с Брюсселем относительно судьбы исландского членства, стоит ожидать, что спор по 1СЕ8ЛУЕ получит длительную прописку в суде ЕАСТ, если перейдёт в формат судебного процесса.

18 Министерство иностранных дел Исландии. http://www.mfa.is/media/MFA_pdf/Fact-Sheet— The-Icesave-Issue-June.pdf

19 Выступление в парламенте Исландии министра экономики Исландии А. Арнасона 10 июня 2011 г. Цит. по http://eng.efnahagsraduneyti.is/Publications/

Точки роста: низкоуглеводородная и инновационная модель

Постепенно выбираясь из кризиса, обременённая внешними долгами и лишившаяся самостоятельной денежно-кредитной политики, сможет ли Исландия вновь создать модель экономического развития на основе исландской кроны, или её переход на евро предопределён?

До кризиса в стране мирились с тем, что исландская крона переоценена, поэтому её девальвация была воспринята исландскими рыбаками и другими экспортёрами в общей массе с оптимизмом. Дешёвая крона создала конкурентные преимущества местным товарам, особенно продукции рыбоперерабатывающей отрасли и пищевой промышленности20. Снизились цены на такие экспортируемые из Исландии товары, как рыба и морепродукты, рыбоперерабатывающее оборудование, а также фармацевтику, ортопедические изделия, мясо, шерсть и лошадей. Физический экспорт из страны в период кризиса заметно вырос, и правительство поверило, что сектор реальной экономики вытянет страну из кризиса, созданного проблемами в раздутом банковском сегменте. Поэтому серьёзных структурных преобразований оно не планирует, рассчитывая, что рыбная промышленность будет продолжать работать в устойчивом ритме, а производство алюминия, несмотря на снижение цены и спроса на него, не сократится благодаря большому заделу конкурентоспособности, обеспеченному низкими тарифами на электроэнергию.

Дешёвое электричество продолжает привлекать внимание инвесторов. Незадей-ствованными остаются более 75% процентов энергетического потенциала острова. По количеству электроэнергии Исландия в геотермальном рейтинге занимает скромное шестое место с годовым производством 4597 ГВатт/час вслед за США, Филиппинами, Индонезией, Мексикой и Италией (Россия на 14 месте с 441 ГВатт/час) и седьмое место по общему объёму (электричество + тепло). Но она лидирует в соотношении производства электричества на геотермальных станциях, составляющего 1/4 от производимой в стране энергии21. Геотермальные станции обеспечивают все потребности страны в отоплении. По подсчётам исландского банка Islandsbanki, переход от углеводородов на геотермальные источники позволил сберечь Исландии с 1970 года по май 2010 года более 7,2 мрлд долл. США22.

Экспорт энергоёмкой продукции заметно догоняет традиционный экспорт рыбы. Исландцы верят, что возобновляемая энергетика поможет экономике быстро оправиться от кризиса. Однако её развитие сопряжено с реализацией капиталоёмких проектов. Ключевые же инвесторы, алюминиевые компании, в настоящее время не только переживают падение цен на свою продукцию, но и рискуют подвергнуться в Исландии нападкам защитников природы. Невзирая на это, вслед за крупнейшими мировыми производителями алюминия, которые построили в Исландии свои заводы на привозном сырье, иностранные инвесторы вложили деньги в завод по производству ферросилиция.

20 Pohjanpalo K. Valdimarsson O. Iceland Bankruptcy-to-Rebound Reveals Models Ireland Won't Take http://www.bloomberg.com/news/2010-12-02/iceland-bankrupting-self-to-recovery-reveals-policy-ireland-dared-not-take.html

21 Международное энергетическое агентство. Париж. 2010. http:// www.iea.org/papers/2010/Geothermal Essentials.pdf

22 Islandsbanki. http ://www. islandsbanki.is/english/industry-focus/sustainable-energy/research-and-publications/

Национальная энергетическая компания Исландии Landsvirkjun, восьмая крупнейшая энергетическая компания Европы, использующая возобновляемые источники энергии23, объявила о планах строительства и расширения 12 гидро и девяти геотермальных станций стоимостью около 5 млрд долл. США, в течение ближайших 15 лет обещающих увеличение установленных мощностей на 1380 МВатт24. Эти планы напрямую связаны с развитием энергоёмких производств на острове, таких как производство упомянутого ферросилиция, топлива, химических товаров и создание дата-центров, а также с планами прокладки к 2020 году 1200 км подводного кабеля для экспорта "чистой" энергии в Европу, а именно в Норвегию, Великобританию, Германию и Нидерланды.

И энергетика, и рыболовство - это отрасли индустриальной эпохи, которую исландцам удалось практически перескочить. Ее постиндустриальное развитие видится в сфере информационных технологий и связи, инноваций в транспорте, медицине и фармацевтике.

Информационный век показал Исландии перспективы в развитии центров хранения данных. В начале 2010 года первый в Исландии дата-центр открыла компания Verne Global. Её привлекли дешёвые тарифы и "природный кондиционер в подарок". За 10 лет инвестор рассчитывает сэкономить 33 млн долл. на цене, 43,5 млн долл. на эффективности и 23 млн долл. на инфляции, так как тарифы зафиксированы на 20 лет. Подводные кабели в Европу и Америку обеспечат нужный объём трафика, а обойдётся это пользователям в Лондоне потерей всего в 20, а в Нью-Йорке - в 40 миллисекунд25.

Недорогая электроэнергия позволила исландским учёным включиться в мировые научные разработки по использованию водорода как топлива. Компания New Energy Company осуществляет проект по переводу общественного транспорта Рейкьявика на водород с целью "опробовать разветвлённую систему заправок этим топливом в контексте местного производства энергии и подготовки к конверсии на водород"26. Эти инновационные проекты теперь могут получить налоговый кредит, предоставляемый правительством инновационным компаниям.

* * *

Тонкая настройка экономической системы возможна в Исландии благодаря её высокой налоговой и административной управляемости, и она уже формирует очертания закладываемой новой экономической модели. Будет ли это уникальная исландская модель или модель ЕС с исландской спецификой в сфере рыболовства? В немалой степени успехи в решении проблем самого Европейского Союза дадут ответ на этот вопрос. Если реформа в рыболовстве принесёт дивиденды и Исландия успеет обрести уверенность в исландской кроне, тяга к евроинтеграции вновь уступит опасениям за свою национальную самостоятельность и тогда шанс попасть в Евросоюз будет опять не востребован.

23 Landsvirkjum Annual Report 2010. Reykjavik, Landsvirkjun, - p.15.

24 Landsvirkjum Annual Report 2010. Reykjavik, Landsvirkjun, - p.36.

25 Verneglobal Company. http://www.verneglobal.com/icelandic_advantage/energy/

26 New Energy Company. http://www.newenergy.is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.