Научная статья на тему 'Нужды государственного сектора как регулируемый рынок сбыта в условиях международных санкций'

Нужды государственного сектора как регулируемый рынок сбыта в условиях международных санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / THE CONTRACT SYSTEM / PUBLIC PROCUREMENT / STATE AND MUNICIPAL NEEDS / PREFERENCES / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медякова Екатерина Михайловна

В статье рассматриваются потенциал некоторых инструментов закупочной политики России для создания благоприятных условий развития бизнес-среды в условиях современной мировой экономической политики. Аргументировано определен существенный потенциал контрактной системы как регулируемого рынка сбыта для реализации политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях международных санкций и внутренних институциональных преобразований современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEEDS OF THE PUBLIC SECTOR AS CONTROLLED MARKET OF SALE IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL SANCTIONS

The article discusses the potential of some tools procurement policy in Russia to create favorable conditions for the development of the business environment in the conditions of modern global economic policy. Reasonably identified significant potential contract system as a regulated market for the implementation of the policy of import substitution and increase the competitiveness of domestic producers in the conditions of international sanctions and domestic institutional transformation in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Нужды государственного сектора как регулируемый рынок сбыта в условиях международных санкций»

INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF STRUCTURAL MODERNIZATION:

PROBLEMS AND TENDENCIES

Abstract

Actual problems of innovative development in the context of structural modernization of the Russian macroeconomic are uneven dot nature of innovative dynamics, insufficiency of financing of innovative initiatives and projects from the state and business, the difficult institutional mechanism of an innovative cycle from innovative developments before commercialization and introduction of innovative production. In these circumstances research of problems and tendencies of innovative development in the context of structural modernization acts as a perspective task of the theoretical analysis for practical development of mechanisms of realization of effective forms of macroeconomic regulation of innovative activity, development of innovative infrastructure in regions and branches of national economy, creation of tools for large-scale involvement in innovative activity of the organizations of small and medium business. In the offered article authors analyze the main problems and perspective tendencies of innovative dynamics as key factor of structural modernization of the Russian economy. Keywords: innovations, innovative development, structural modernization, tendencies of innovative growth, innovative and branch diversification, barriers of structural modernization

УДК 338.22

НУЖДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА КАК РЕГУЛИРУЕМЫЙ РЫНОК СБЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ

кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений, директор центра повышения квалификации, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: cpk@uriu.ranepa.ru Аннотация

В статье рассматриваются потенциал некоторых инструментов закупочной политики России для создания благоприятных условий развития бизнес-среды в условиях современной мировой экономической политики. Аргументировано определен существенный потенциал контрактной системы как регулируемого рынка сбыта для реализации политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях международных санкций и внутренних институциональных преобразований современной России.

Ключевые слова: контрактная система, публичные закупки, государственные и муниципальные нужды, преференции, импортозамещение.

Потребности государства и его основных правовых субъектов реализуются через закупки товаров, работ и услуг на средства бюджетов соответствующего уровня для осуществления непосредственно базовых целей, таких как осуществление функций органа публичной власти, реализация различных целевых программ и иных. По данным Минэкономразвития РФ, доля государственного сектора в экономике России составляет в настоящее время около 45% ВВП, и хотя ориентирована на снижение, все же представляет собой весомый сегмент, способный оказать существенное влияние на экономику в текущем периоде.

Анализ тенденций развития экономической политики России за два прошедших года показывает, что большая часть последних изменений направлена на реализацию целей политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности

Медякова

Екатерина

Михайловна

отечественных товаропроизводителей, так как международное сообщество, в лице ряда государств с развитой рыночной экономикой, ввело определенные ограничения в основном в сфере экспортно-импортных отношений в ключевых отраслях, что и актуализировало политику активного внутреннего импортозамещения. Так, по состоянию на 31 декабря 2015 г. 26 стран, в том числе Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Молдова, Нигерия, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС, применяют защитные меры в отношении российских товаров. При этом активно формирующаяся за этот период контрактная система России дает некоторые дополнительные возможности для реализации политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях международных санкций. С одной стороны, это определенные преимущества, предоставляемые при закупках ряду поставщиков и установленные законодательно с минимально возможными пороговыми значениями, с другой стороны это комплекс запретов и ограничений на допуск к закупкам иностранной продукции на российский рынок [1].

Как следует из Мониторинга об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году, проведенного Минэкономразвития РФ, за указанный период произошло резкое сокращение потребительского спроса. Регресс показателей делового климата напрямую связан с минимизацией платежеспособного спроса населения. По причинам спада инвестиционных показателей, общей экономической неопределенности, сохранения положительной динамики продовольственной инфляции при снижении доступности кредита, вышеозначенных санкций и контрсанкций все большее число потребителей переходят в разряд наблюдателей за торговым процессом, но не его активных участников. В итоге с начала 2015 года наблюдается понижение динамики оборота в сфере торговли и услуг. Торможение роста доходов, обесценивание отечественной валюты на фоне сохраняющейся неопределенности экономической ситуации приводят потенциальных потребителей к политике тотальной экономии. В результате чего сокращается объем бизнеса хозяйствующих субъектов и их прибыль. Вышеперечисленные факторы, обеспечивающие в течение 2015 года последовательное ухудшение торгового процесса, в свою очередь аккумулировали силу воздействия негативных макроэкономических тенденций. При этом, многие субъекты экономики отказываются от средне и долгосрочного стратегического планирования своего бизнеса в пользу краткосрочной стратегии в попытке минимизации своих финансовых рисков [2].

По оценке Минэкономразвития РФ налицо отсутствие четких финансово-экономических механизмов, способных в короткие сроки нивелировать конъюнктурную турбулентность и гарантировать социальную стабильность. Общий процесс импортозамещения, реализуемый в настоящее время, проводится достаточно медленно, что не позволяет в полной мере восполнить дефицит товаров по большинству категорий. Это в свою очередь может и дальше сужать пространство для маневра при формировании номенклатуры товаров.

Актуализация принятия адекватных ситуации и при этом достаточно быстрых решений предопределена тенденциями развития социально-экономических процессов, которые мы наблюдаем в текущем периоде. Контрактная система, которая регулирует и координирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок продукции, обеспечения гласности, прозрачности, конкурентности при реализации указанных закупок, в этом плане становится не просто механизмом освоения бюджетных средств на нужды заказчиков, но и эффективным

инструментом осуществления государственной экономической политики. Таким образом, контрактная система и может стать одним из факторов управления экономической политикой страны в условиях международных санкций [3]. Под факторами управления при этом понимаются существенные условия, оказывающие значительное влияние на экономическую политику и определяющие ключевую модель управления на современном этапе.

С одной стороны общие принципы закупочной политики, которые можно увидеть при анализе зарубежного права, определяют, что ключевой задачей правового регулирования прокьюремента является интеграция и расширение международных рынков публичных закупок за счет снятия барьеров для доступа возможных поставщиков независимо от их формы собственности и страны происхождения капитала. Однако, ограничительные меры (экономические санкции), применяемые как Россией, так и против России, приводят к необходимости применения особых инструментов при управлении социально-экономическими процессами в стране в текущем периоде. Динамичное и адекватное изменение закупочной политики России в свете современной мировой экономической ситуации, также направленное на реализацию политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей подтверждается рядом законодательных инициатив и принятых нормативно-правовых актов. Экономические реалии России убеждают в эффективности финансовых мотивационных характеристик бизнес-сообщества при участии в закупочных процедурах и поставке качественной продукции. Следует отметить положительную тенденцию при оценке состояния внутренней конкурентной среды в целом по стране за 2015 год. Так, по национальный рейтинг прозрачности закупок 2015 (далее НРПЗ) показывает следующее увеличение уровня конкуренции на проведенных закупочных процедурах: среднее число участников закупочных процедур в 2015 г. выросло на 0,3 по сравнению с прошлогодним значением. Это является показательным результатом роста доверия бизнеса к системе государственных и муниципальных закупок. При этом есть положительный обратный эффект для заказчиков госсектора - достигнутая за счет роста конкуренции экономия по результатам конкурентных процедур в 2015 году составила более 321 млрд руб. [4]

Анализ результатов закупочной политики 2015 года показал, что объем госзакупок составил более 8 трлн руб., закупки отдельных видов юридических лиц - более 23 трлн руб. В совокупности это более 40 % ВВП страны. Данные показатели еще раз доказывают, что уже в силу значительного объема закупки становятся одним из факторов, влияющих как на конкуренцию на отраслевых рынках, так и на ключевые макроэкономические показатели.

При этом государство заинтересовано в привлечении малого и среднего бизнеса к поставкам товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Также законодательно закреплены преференции при участии в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, а также социально ориентированных некоммерческих организаций (далее -преференты). Ключевой причиной опоры на данный сегмент участников, прежде всего является взаимовыгодные условия для обеих сторон контракта: с одной стороны реализуются потребности заказчиков и формируется необходимый для производителей рынок сбыта, с другой - производимая продукция служит отличным стимулятором развития определенных отраслей экономики. Кроме того, при этом реализуется одна из основных задач российского государства - не только координация экономических взаимоотношений всех хозяйствующих субъектов, но и определенная защита субъектов экономического оборота. Преференциальные механизмы поддержки отечественных производителей распространяются более чем на

420 наименований товаров. Изучение данных единой информационной системы закупок для государственных и муниципальных нужд показывает, что в 2015 году по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза увеличилось количество контрактов, заключенных с преферентами - на 47 %. Суммарно это выразилось в контрактах для преферентов более чем на 490 млрд руб. [5]

Анализ реализации нормы предоставления указанных выше преференций заказчиками всех уровней госсектора в рамках НРПЗ 2015 показывает, что и в количественном, и в финансовом выражении большая часть заключенных контрактов на поставку продукции приходится в основном субъектов малого предпринимательства и организации инвалидов, доля остальных поставщиков - не более 1,7% и 5,5% в количественном и финансовом выражении соответственно. При этом более половины заключенных контрактов на поставку товаров, работ и услуг можно считать заключенными на конкурентных условиях, и соответственно прозрачными. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о высокой степени ответственности заказчиков государственного сектора не только при осуществлении закупочных процедур, но и поддержке экономического курса страны при реализации политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в целом.

Данные обстоятельства, а также реализуемые меры поддержки со стороны государства, дают общий положительный эффект. Так, по данным Федеральной налоговой службы, число зарегистрированных коммерческих организаций в 2015 году выросло на 4%, а зарегистрированных ИП - на 2,5%.

Таким образом, через закупки продукции для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей, то есть через вполне регулируемый сегмент рынка, государство целенаправленно поддерживает отечественных производителей в рамках контрактной системы в сфере закупок, а также закупок компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий. То есть контрактная система является наиболее действенным инструментом импортозамещения, позволяющим в короткие сроки создать реальные стимулы для развития отечественного производства. По оценке Минэкономразвития России это и в дальнейшем будет способствовать повышению загруженности отечественных производственных мощностей, а также даст толчок развитию стратегически важных отраслей экономики [6].

Однако, данные меры в сфере публичных закупок не решают всех противоречий, возникающих при попытках формирования баланса экономических интересов участников контрактной системы. Так, с одной стороны, процедуры госзакупок эффективно выполняют функции поддержки предпринимательства, так как в условиях нестабильности экономических процессов внутри страны и в свете современной мировой экономической ситуации заключение контракта с госзаказчиком дает определенные гарантии финансовой стабильности. Но при этом поставщик вынужден зачастую выполнять заказ «в кредит», за счет имеющихся у него средств, получая оплату по контракту только после полного исполнения взятых на себя обязательств, иногда в течение всего текущего финансового года. [5; 7] Также следует отметить низкую конкурентоспособность предприятий, использующих в своей деятельности иностранную продукцию либо ведущие расчеты в иностранной валюте. Кроме того, некоторые способы закупок (например, конкурс) также дают возможность заказчикам создавать барьер для участия малого и среднего бизнеса, а также иных «преферентов», не способных в настоящее время создавать ценовую конкуренцию крупным предприятиям.

В настоящее время одним из инструментов обеспечения конкурентоспособности в условиях современной мировой экономической ситуации и с учетом санк-ционной политики является активно реализующиеся в настоящее время электрон-

ные аукционы, которые обеспечивают наибольшую гласность, прозрачность и конкуренцию при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Тем не менее аукционы не являются панацеей и не в состоянии разрешить полностью конфликт интересов при взаимодействии государства и бизнеса в системе госзаказа. При анализе существующей системы закупок вскрывается немало теневой и коррупционной экономической организации в контрактной системе, что приводит к выводу о потребности в дальнейшей модернизации контрактной системы. В настоящее время органами, уполномоченными на осуществление контроля, при проверках выявляется немалое число нарушений свободной конкуренции, однако существенное направление при решении данного дисбаланса видится в дальнейших институциональных преобразованиях системы публичных закупок Российской Федерации [8; 9].

Комплекс запретов и ограничений на допуск к закупкам иностранных товаров как одно из важнейших последствий санкционной политики в настоящее время достаточно активно реализуется. Потенциал его оперативной модернизации с учетом изменяющихся условий мировых экономических связей и отношений России с иностранными поставщиками позволяет достаточно эффективно и действенно его использовать.

Так, к примеру согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году в целях формирования благоприятных условий для развития производства российской конкурентоспособной продукции в приоритетных отраслях приказами Минпромторга утверждены мероприятия по импортозамещению в самых разных отраслях промышленности. Также стоит отметить в этой связи и План импортозамещения в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности, а так же ряд других аналогичных документов [1].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778, определен ряд товаров, запрещенных к ввозу на территорию России из США, ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, Украины, Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна, импорт которых в 2015 г. по сравнению с 2014 г. в стоимостном выражении снизился на 42,1 % до 10,8 млрд долл. США [2].

В 2016 году заказчики государственного сектора при планировании и осуществлении своих закупок должны учитывать ряд существующих запретов и ограничений: запрет на закупку программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, запрет на допуск отдельных видов продукции работ, которые выполняются организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, ограничение на допуск происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших и ряд других. Существуют и поощрительные меры, установленные к примеру для участников закупок, которые предлагают к поставке товары, произведенные в государствах - членах ЕАЭС (России, Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии). Указанные меры должны привести к постепенному восстановлению торгового процесса продукцией (товарами, работами, услугами) отечественного производства, что будет способствовать росту импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и повысит общие показатели потребительского спроса, стимулируя положительную динамику производства.

Таким образом, в условиях международных санкций актуализуется роль импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Отрицательная динамика роста доходов потребителей, высокий уровень закредитованности хозяйствующих субъектов, общее замедление экономиче-

ского роста страны оказали отрицательное влияние на темпы роста российского рынка. Несмотря на сложную обстановку на международных рынках, а также снижение инвестиционного и потребительского спроса в стране, институциональные преобразования, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики, одним из которых и является формирующаяся в настоящее время контрактная система РФ, имеют достаточный потенциал для дальнейшей реструктуризации экономической сферы.

Литература

1. Локота О.В., Попова Е.А., Медякова Е.М., Морозова А.И. Контрактная система. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник. Ростов н/Д: ООО Альтаир, 2016. - 399 с.

2. Мониторинг об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году // http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/2016090201

3. Медякова Е.М. Влияние мировых экономических отношений на современную закупочную политику России // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» http://www.iupr.ru Выпуск № 2(21) (февраль, 2016)

4. Национальный рейтинг прозрачности закупок 2015 // http://nrpz.rU/raiting_2015.html#ob_results

5. Медякова Е.М. Особенности трансформации контрактной системы в условиях экономической интеграции // Трансформация закупочной системы и современное публичное управление. Сб. статей междунар. научно-практической конф. / Южно-Российский институт управления-филиал РАНХиГС. Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015.

6. Медякова Е.М. Возможность синергетического эффекта управления государственными публичными торгами // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 43-49.

7. Морозова А.И. Совершенствование инструментария публичного управления реализацией государственной закупочной политики автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Ростов н/Д., 2014.

8. Медякова Е.М. Особенности применения безрисковых технологий контрактной экономики России // Сборник: Современная наука. Новый взгляд. Сборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2015. С. 58-64.

9. Попова Е.А., Золочевская Е.Ю., Медякова Е.М., Морозова А.И., Крестьянинова Е.Н., Кривошеева Т.Д. Современный инструментарий управления закупками в контрактной системе: Коллективная монография. Ростов н/Д: Профпресс, 2015.

Medyakova Ekaterina Mikhaelovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor of the international economic relations, director of training center, South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: cpk@uriu.ranepa.ru NEEDS OF THE PUBLIC SECTOR AS CONTROLLED MARKET OF SALE IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL SANCTIONS

Abstract

The article discusses the potential of some tools procurement policy in Russia to create favorable conditions for the development of the business environment in the conditions of modern global economic policy. Reasonably identified significant potential contract system as a regulated market for the implementation of the policy of import substitution and increase the competitiveness of domestic producers in the conditions of international sanctions and domestic institutional transformation in modern Russia.

Keywords: the contract system, public procurement, state and municipal needs, preferences, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.