Научная статья на тему 'Нравственный выбор современной молодежи: идеалы и реальность'

Нравственный выбор современной молодежи: идеалы и реальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7531
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социализация / идеологические ценности / нравственные качества / young people / the socialization / ideological of the values / the moral qualities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова Вера Вениаминовна

Рассматривается проблема объединяющих ценностей, идейных ориентиров современной молодежи, нравственного выбора в условиях поиска новой идентичности. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of joining values, ideological reference points of modern young people, moral choice in conditions of search for a new identity has been considered. Value orientations of young people as the most dynamic part of Russian society are the first that undergo changes caused by different processes occurring in the country life.

Текст научной работы на тему «Нравственный выбор современной молодежи: идеалы и реальность»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уайт Л. Избранное: наука о культуре / пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. -960 с.

2. Фейблман Дж. Концепция науки о культуре // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры / сост. С.Я. Левит, Л.А. Мостова; отв. ред. Л.А. Мостова. - СПб.: Университетская книга, 1997. - С. 203-225.

3. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. - 2008. - № 11. - С. 3-32.

4. Левяш И.Я. Не приоритет, а паритет // Беларуская думка. -2008. - № 8. - С. 44-51.

5. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарное взаимодействие // Гуманитарий. Ежегодник. - 1995. - № 1. - С. 52-61.

6. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997. -№ 2. - С. 124-145.

7. Ruben B.D. Culture and communication. Encyclopedia of communication and information. - V. 1 / Ed. by G. Reina. - N.Y.: Macmillan Reference USA, 2002. - P. 206-209.

8. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 400 с.

9. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная си-стемология. - М.: Наука, 2003. - 525 с.

10. Суходуб Т.Д. Рациональность в философской традиции и современной культуре: проблемы неукорененности // Постне-классика: философия, наука, культура / отв. ред. Л.П. Киящен-ко, В.С. Степин. - СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2009. -С. 528-546.

Поступила 31.03.2010 г.

УДК 316.44

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ИДЕАЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В.В. Орлова

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники E-mail: orlova_vv@mail.ru

Рассматривается проблема объединяющих ценностей, идейных ориентиров современной молодежи, нравственного выбора в условиях поиска новой идентичности. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны

Ключевые слова:

Молодежь, социализация, идеологические ценности, нравственные качества.

Key words:

Young people, the socialization, ideological of the values, the moral qualities.

Трансформационные процессы, протекающие в современном российском обществе, проявляются в комплексе политических и социально-экономических проблем в сочетании с духовно-идеологическим кризисом, вызванным разрушением системы ценностей общества, а также политикой деидеологизации общественных отношений. Идеологическая подсистема общества выполняет важные функции интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца, легитимации общественных отношений. Нарушения в работе механизма социализации, процессы аномии, дезинтеграции идеологических ценностей, влекут серьезные последствия для государства и общества. Но наибольшую угрозу они представляют для молодого поколения.

Термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем начала XIX в. Антуан Луи Клод Дестют де Траси [1. С. 122]. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономер-

ностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Антуан Луи Клод Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются оценкой обозначаемого феномена. В частности, идеология по Роланду Барту - современный метая-зыковой миф, система натуральных значений объектов, которые способны социализироваться. Большой вклад в изучение идеологической деятельности государства, его роли в идеологических процессах внесли такие ученые, как А.И. Яковлев, Т.И. Заславская,

A.Г. Хабибулин, РА. Рахимов, И.М. Чудинова,

B.Т. Пуляев, Н.В. Шеляпин, А.И. Клименко, Ю.Г. Волков, Н.Н. Азаркин. Анализу процессов конструирования новой идеологии России и проблем, возникающих в связи с этим, посвящены работы В.С. Мартьянова, О.В. Мартышина, Е.А. Лукьяновой, Е.В. Литягина, В.Н. Кузнецова, В.В. Ильина, А.И. Владимирова, Ю.Г. Ершова, А. Иванова, а также многих других исследователей.

Идеалы личности формируют ее нравственные качества и принципы, реализуемые в практической деятельности. Нравственные качества в обобщенной форме позволяют оценить, охарактеризовать те или иные стороны поведения личности: степень ее добродетельности или порочности.

Попытки преодоления идеологического кризиса предпринимаются на протяжении десятилетия: российское общество пытается обрести новую идентичность, найти объединяющие ценности, идейные ориентиры своей жизнедеятельности. Главную роль в процессе конструирования идеосферы современного российского общества по необходимости играет государство, пытаясь формулировать идеологемы, способные лечь в основу новой идеологии России. Однако никакая идеология не будет действенной, выполняющей свои функции социальной идентификации, интеграции, мобилизации, если составляющие её концепты не найдут поддержки в общественном сознании, не будут приниматься обществом, актуализироваться в социальных практиках.

Исследование идеологических ценностей современной молодежи способно ответить на вопрос о том, в какой мере идеология является фактором развития, либо фактором, тормозящим модерниза-ционные процессы в обществе. Современная молодежь, особенно студенчество - это треть всей российской молодежи, её самая образованная часть. Соответственно, те идеологические ценности, которые в процессе идеологической социализации усвоит молодежь, и будут положены в основу будущего России.

Идеологемы, транслируемые государством, в своей основе получают различную интерпретацию, находят слабый отклик в среде молодежи. Вектор идеологических предпочтений молодежи выстраивается по линии: «Качество жизни» («Семья» - «Достаток» - «Стабильность» - «Безопасность») - «Права человека» - «Мир» - «Достоинство» - «Справедливость». Взаимодействие личности с обществом в ходе социализации носит двусторонний характер. С одной стороны, с её помощью обеспечивается воспроизводство идеосферы, преемственность социального развития, с другой стороны - формируется личность индивида, складываются в том числе идеологические ценности и установки, появляется некая матрица, с помощью которой можно получить объяснение окружающим процессам и явлениям. Процесс социализации и результат во многом определяются субъективными установками индивида, его избирательным отношением к транслируемым извне символам, их индивидуальной интерпретацией, собственным формированием значений.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной. С изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи

как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

Из анализа результатов исследования ценностной системы молодежи (Модифицированный опросник Рокича) [2. С. 25] следует, что общая оценка и ранг терминальных ценностей для молодежи близки по значимости (март 2009 г., возраст 17 лет - 22 года, г. Томск). Первые три места занимают творчество, в том числе возможность творческой деятельности; счастье других, уверенность в себе. В структуре инструментальных ценностей: предпочтение отдано в первую очередь ответственности, второе место занимает независимость, то есть способность действовать самостоятельно. Ранговые значения подтверждают следование рациональному выбору действий. Факт сохранения базовых ценностей неоспорим, но современные трансформации российского общества не могли не произвести существенную перестановку в структуре общественных и личных ценностей. Изменяется само восприятие таких базовых человеческих ценностей, как здоровье, семья, любовь. Общей тенденцией является усиление значимости личностных ценностей в соотношении с общественными, что представляет логический результат отчуждения граждан от управления государством и лишения их возможности влиять на общественные процессы.

Идеологические ценности подвергаются интерпретации, наделению субъективными смыслами, превращаясь в собственные установки личности. На этапе практической реализации идеологические ценности воплощаются в социальном поведении. Процесс идеологической социализации достаточно сложен, а его результат, определяемый комплексом факторов: субъективными установками личности, соотношением влияния институционализированных и стихийных механизмов социализации, не всегда очевиден.

Вместе с тем исследуя механизм социализации, выделяя такие её ключевые институты, как семья, школа, средства массовой информации, политические партии и общественные организации, необходимо подчеркнуть роль государства как важнейшего института идеологической социализации, которая особенно актуализируется в эпохи общественных кризисов.

Отвечая на вопрос «Что Вы представляете себе, когда слышите: «Россия, Российская Федерация»?», большинство молодых людей ассоциируют понятие «Россия» с родиной (43,8 %), державно-стью (26,5 %), гордостью (21,6 %), историей (18,4 %). Наряду с этим отмечается и негативная «картинка», сопутствующая современным преобразованиям: беспорядок (15,6 %), бедность (13,4 %). Нельзя забывать и о том, что молодое поколение наиболее уязвимо в силу своей молодости и отсутствия жизненного опыта, неустойчивости внутренних критериев для выработки собственной

социальной нормы. Отличить «больное» от «здорового» в новых социальных явлениях и условиях, характерных для сегодняшней России, молодому поколению непросто. Результат опроса молодежи и экспертов с целью оценки и прогнозирования действий акторов социального процесса позволил с помощью контент-анализа выделить содержание ассоциаций по темам «семья», «молодежь». Ассоциативный ряд представителей старшего и молодого поколения в целом обнаруживают единодушное представление и отношение к понятию «семья», и несколько отличается по отношению к понятию «молодежь». В сознании большинства (70 %) семья связана, прежде всего, с ответственностью, старшее поколение ассоциирует молодежь с «силой», «здоровьем», «перспективами». Для молодежи свойственно ассоциировать себя с возможностями и перспективами:

1. Ж. 19 л., студент, г. Томск: «Молодежь - это будущее нашей страны, они открыты, имеют много идей». «Семья - в ней человек познает себя и окружающий мир, он не сможет существовать вне её».

2. М. 23 г., г. Томск: «Семья - тепло, домашний уют и очаг, мама, которая тебе всегда поможет».

3. М. 23 г., студент, г. Томск: «Я создал семью, потому считал, что это правильное развитие отношений с моей девушкой. Мне стало хорошо и комфортно».

4. М. 23 г., студент: «Молодежь - у меня лучший диплом и я этому очень рад, есть возможность путешествовать по миру». «Семья - идеал, семья моих родителей».

5. М. 27 г., специалист предприятия, г. Томск: «Семья - важная часть жизни, женат, очень этому рад. Стабильная интересная работа».

Эксперты в своих ответах солидарны с молодежью:

1. Ж. 55 л., предприниматель, г. Ленинск-Кузнец-кий: «Молодежь ассоциируется с понятиями: сила, перспективы, здоровье». «Семья - защита, любовь, очаг».

2. Ж. 38 л., предприниматель, г. Ленинск-Кузнец-кий: «Молодежь ассоциируется с понятиями: красота, перспективы, здоровье». «Семья - забота, любовь».

3. М. 32 г., предприниматель, г. Томск: «Семья -если ты имеешь семью, ты уже счастлив. Хорошо если семья большая, крепкая, где тебя поддерживают и ценят».

Нельзя не обратить внимание на то, что выявлена такая тенденция в молодежном сознании: как приоритет позитивных ценностей перед негативными. В частности, речь идет о предпочтениях в выборе значимых для себя ориентаций, связанных с общечеловеческими ценностями, такими как трудолюбие, честность, принципиальность, общая культура, способность критически оценивать себя и свои возможности.

Духовно-нравственные ценности как структурный элемент системы ценностей сформировались деятельным опытом предшествующих поколений и передались человеку в силу действия закона наследственности. И духовная реальность у человека создается всякий раз заново, индивидуально, на основе этих наследственных факторов [3. С. 72]. Исходя из вышесказанного, духовность многогранна. Она проникает во все сферы жизнедеятельности человека без исключений, несет всеобъемлющий характер.

Духовное включает в себя внутреннее (духовная работа, усилия человека над собой) и внешнее (влияние многообразных социокультурных процессов), врожденное и приобретенное. Духовность человека изначально больше личностна, однако определяется и объективными факторами. Духовное - единство идей, идеалов, сознания, мышления, разума, менталитета, переживаний, чувств, потребностей, интересов, оценочных суждений, ценностных установок, ориентации, мотивов и поступков. Они есть и цель и смысл человеческой жизни.

Нельзя не согласиться с тем, что «духовность» в высшей степени аксиологична. «Духовное как нечто ценное, пронизывающее собой все и вся, существует всегда. Оно являет собой ценность, аккумулирующую в себе все «царство ценностей» Вселенной. Духовность и есть великий кладень ценностей» [4. С. 210-211].

Духовность можно определить как систему духовных ценностей. Классифицируются духовные ценности чаще всего в научной литературе на моральные (нравственные), эстетические, ценности познания.

А. Гжегорчик, например, выделяет состояния, которые ощущаются как духовная ценность и к ним относит: познание, отношение к другим людям духовный контакт с окружающей средой (не личностный), духовное отношение к действительности в целом [5. С. 119-122].

У Н.А. Бердяева духовные ценности образуются единством (совокупностью) познавательной, нравственной, художественной жизни человека, общения в любви [6. С. 48].

М.М. Тоненкова к духовным ценностям относит, преимущественно, категории нравственных установок (любовь, уважение друг к другу, стремление к взаимопомощи, бескорыстие), а также эстетическое начало [7. С. 256].

Как видно, классифицируются духовные ценности не по принципу разделения, а, скорее, по принципу определения состава ценностей, дополнения одной ценностью другую, ибо в духовной практике человека все духовные ценности находятся тесном взаимодействии.

В системе духовных ценностей важнейшее место отводится нравственным (моральным). Приоритетность положения нравственности в системе

духовных ценностей отмечается многими отечественными учеными: B.C. Барулиным, Л.П. Буевой, И.А. Ильиным, В.А. Лекторским, Л.Н. Сто-ловичем, М. М. Тоненковой, В Шедраковым и др. Это не случайно, ведь духовная сила человека общества определяются, главным образом, способностью сохранять нравственные ценности в любых социальных условиях, любых, даже тяжелых испытаниях.

Поскольку анализ структуры морали и нравственной культуры личности не выявляет сколь-нибудь принципиальных расхождений в их содержании и обнаруживает набор элементов, определяющих структуру той и другой, то не противопоставляя понятия «мораль» и «нравственность», мы употребляем, преимущественно, понятие «нравственные ценности». Именно с помощью него характеризуется значение для общества и человека социальнокультурных явлений. Можно сказать, что к числу нравственных ценностей относятся все явления морали. Духовно-нравственные ценности ориентируют человека на духовно-возвышенное единение с самим собой, другими людьми и высшим.

Формирование нравственных ценностей субъекта (индивида, социальной группы) определяется, с одной стороны, существующей в обществе системой нравственных ценностей, с другой, потребностями самого субъекта в духовном, как необходимом условии его жизнедеятельности. Пересечение общезначимых и личностных интересов осуществляется в механизме функционирования и взаимодействия нравственного сознания и нравственной практики (нравственных отношений). В процессе работы этого механизма и формируются духовно-нравственные ценности субъекта. По существу единство морального сознания и моральной практики образ структуру нравственности личности.

Восприятие личностью нравственных ценностей обществ, а в первую очередь осуществляется на уровне ее сознания. Прежде чем та или иная нравственная ценность начнет определять действия, поступки, человека, она должна быть осознана, принята человеком как должная, желаемая в его жизни. Восприятие ценностей начинается с познания их человеком. Неслучайно В.В. Швырков формирование ценностей личности напрямую связывает с ее мозговыми процессами, поскольку они определяют познавательные способности человека и детерминируют ценностное поведение [8. С. 13].

В процессе познания ценностей человек осуществляет выбор желательных, необходимых для него ценностей, оценивает свои действия, а также мысли и поступки других людей в соответствии с представлениями о должном, необходимом, ценном, поэтому в центре нравственных ценностей лежит соотношение должного и сущего. В моральном сознании постоянно сравнивается личное поведение с идеалом, высшими ценностями, «с тем поро-

ком вещей, который реально не существует, но должен быть, чтобы действительность стала прекрасной и гармоничной. Добро. Любовь. Достоинство. Справедливость - все эти моральные идеалы, которые в полной мере никогда не присутствуют в практической обыденности, но служат ориентиром поведения и сознания, духовно-нравственными маяками, не дающими потонуть в пучине эгоизма и своекорыстия» [9. С. 16-17].

Проводником высших нравственных ценностей, идеалов в моральное сознание индивида является норма. Она тесно связана с оценкой, выступает как критерий оценивания поступков, мыслей, намерений через призму высших моральных ценностей. Соотнося поступок с критериями нормы человек оценивает его как положительный или отрицательный.

Именно с познания нравственных норм начинается история нравственного формирования личности. Нормы указывают человеку на то, что есть добро и зло, достойное и недостойное, фиксируют тип должного поведения. Нормы выражают и доводят до сознания человека общепринятый смысл вещей и явлений (систему духовно-нравственных ценностей), в соответствии с которым должна формироваться нравственная культура человека. Эффективность действия моральных норм зависит от степени их осознания личностью. Для того, чтобы нормы стали детерминирующим фактором поведения человека, последний должен осознать и принять ценности, которые транслируют эти нормы, убедиться в их ценности, почувствовать важность следования нормам. Поэтому, нравственные ценности, фиксируемые в нормах, должны, с одной стороны, отвечать интересам общества, быть ценными для него, а с другой, соотноситься с потребностями, интересами человека.

Интеграция личностных и общественных интересов становится возможной в связи с тем, что система высших нравственных ценностей, идеалов общества, на которую ориентировано моральное сознание субъекта соотносится с общечеловеческими принцип ценностями, значимыми и для отдельного индивида, и для «других», и для общества в целом.

Поэтому общечеловеческие ценности играют первостепенную роль в механизме и процессах ценностной регуляции, в формировании нравственных ценностей личности (социальной группы) нравственной культуры общества в целом. В сознании отдельного человека и общности эти ценности приобретают общее значение «не убей», «не делай другим того, чего не желаешь себе» - все это нормы, имеющие для всего человечества общее ценностное значение. «Именно общечеловеческие ценности - высший критерий индивидуальных и коллективно-групповых ценностей как уст существования человеческого общества в целом и тех интегративных процессов, которые в нем происходят» [10. С. 95].

Общечеловеческие (высшие моральные) ценности определяют содержание нравственности, обнаруживают себя как на уровне реального сознания, так и моральной практики, выступают наиболее общими критериями моральной оценки, наполняют жизнь человека особым смыслом, полнотой и духовностью. К ним относятся ценности человеческой жизни, свобода, честь, достоинство, смысл жизни, счастье. Высшие нравственные ценности проникают в сознание человека как идеалы.

Нравственные идеалы имеют «программный» характер, связаны с глубоким осмыслением действительности. В них в обобщенной форме выражено наиболее ценное в ценностных отношениях. Представления об этом ценном определяют в сознании человека деятельности в настоящем и будущем, направляют его нравственные усилия к достижению этих целей. Поэтому можно согласиться с тем, что в «идеалах всегда находят воплощение элементы морали будущего, чем и обусловлен их программный характер» [11. С. 50].

Идеалы личности формируют ее нравственные качества и принципы, реализуемые в практической деятельности. Нравственные качества в обобщенной форме позволяют оценить, охарактеризовать те или иные стороны поведения личности: степень ее добродетельности или порочности (щедрость или скупость, мужество или трусость и т. д.). Нравственные принципы можно определить как нормы широкого диапазона, выражающие нравственные закономерности, раскрывающие содержание нравственности той или иной личности (социальной группы). Нравственные принципы раскрывают нравственную сущность человека, определяют характер его взаимодействия с другими людьми, нравственную ориентацию в целом. Так, например, образ жизни, ценностные ориентации, характер общения, индивидуалиста и коллективиста, эгоиста и альтруиста - отличаются друг от друга.

В процессе познания, осмысления нравственных норм, в сознании человека формируются взгляды и оценки, которые выражают его отношение к социальным явлениям, моральным ценностям общества, конкретных людей. Кроме того, человек в процессе ценностных отношений оценивает и самого себя, свои мысли, действия в соответствии со своими взглядами, суждениями о должном и сущем в морали.

В формировании нравственных ценностей самооценка играет важную роль. Она позволяет человеку практически осмысливать, анализировать свои действия, намерения, взывает к работе его совесть, чувства долга, стыда, ответственности, справедливости. Вместе с тем, самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной, заниженной). Проблема адекватности самооценки напрямую связана с характером социализации. воспитания личности. Если агенты первичной самооценки (близкое окружение - родители воспитатели, учителя, друзья и т. д.) недостаточное

внимание уделяют проблеме приобщения ребенка к духовным ценностям, крайне редко активизируют его совесть и применяют в процессе воспитания преимущественно метод похвал и одобрений всех действий, поступков, то такой ребенок обречен сформироваться в личность эгоистичную с выраженной завышенной самооценкой и низким порогом совести, что негативно отразиться на процессе духовного общения с другими людьми (в силу отсутствия самокритики, угрызений совести, неумения адекватно воспринимать критику, недостатка чуткости, внимания к проблемам других, нежелание духовно совершенствоваться и т. д.).

Перекос процесса воспитания в обратную сторону чреват формированием заниженной самооценки.

В качестве механизма, регулирующего процессы формирования адекватной самооценки, как и формирования духовно-нравственных ценностей индивида, является общественное мнение.

Общественное мнение существует как совокупность преобладающих оценочных суждений, выражающих отношение социальной группы или общества к поведению отдельного человека. Оно выступает как коллективное суждение, определяющееся доминирующей в данном обществе системой ценностей и норм. Общественное мнение контролирует соблюдение общепринятых норм и приобщает к ним личность, направляет и координирует поведение л способствует формированию определенных нравственных качеств. Общественное мнение как «компонент морального сознания возникает, формируется и проявляется в процессе общения, в ре-зулитате повседневного обмена взглядами, убеждениями, чувствами членами коллектива под влиянием господствующей морально темы» [12. С. 284].

Научная методология изучения духовно-нравственных ценностей молодежи требует исследовать «реальные поступки молодых людей, а также мотивацию их поведения и отношение к моральным ценностям общества, рассматриваемые как на уровне знаний, так и на уровне чувств и воли (установки, убеждения, ориентации, оценки и т. д.)» [13. С. 76].

Занимая в структуре духовных ценностей приоритетное положение, нравственные ценности образуются единством морального сознания и моральной практики. Моральное сознание, включающее в себя социальный (объективный) и личностный (субъективный) аспекты, выглядит как система оценок, отражающая действительность сквозь призму одобрений и осуждений, выражается в осмыслении нравственных норм, ценностей, оценке явлений окружающей действительности, нравственном сопереживании. Включает в себя процессы мышления, взгляды, идеи, представления, идеалы, принципы, качества, нормы, убеждения, нравственные чувства. Нравственное поведение - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение нравственные ценности, ориентации индиви-

да, обусловленные работой его морального сознания. Сознание определяет содержание поступков, а поведение раскрывает его. Центральными компонентами поведения являются: поступок (включающий само действие или бездействие), цель, средства ее достижения, условия совершения, результаты действия, оценка, самооценка. Во взаимодействии моральное сознание и поведение определяют содержание духовно-нравственных ценностей личности (социальной группы), уровень ее духовнонравственной культуры. Духовно-нравственные ценности молодежи определяются как система ценностей, сформировавшаяся в процессе субъект-объектных отношений (молодежь-общество), система, в которой в неразрывном единстве и взаимосвязи представлены: знания общечеловеческих и нравственных ценностей; убеждения в их реализации в отношениях между людьми; поведение, направленное на воплощение этих знаний и убеждений в практической деятельности.

В изучении духовно-нравственных ценностей молодежи мы акцентируем внимание на выявлении ее нравственной позиции, которая предстает как единство знаний, убеждений, поведения. Важным здесь для нас является выявление: 1) нравственной информированности, этических знаний;

2) нравственных убеждений, включающих суждения, оценку каких-либо нравственных явлений и поведенческий компонент (предполагаемые активность, поведение в соответствующей ситуации);

3) нравственного поступка (поведения), неразрывно связанного с мотивами.

Как правило, нравственная ценность поступка выявляется посредством его сопоставлении с признанным представителями конкретного класса общества идеалом «добра», который фиксируется в его сознании в виде определенного комплекса моральных норм, правил должного или рекомендуемого поведения.

Как показывают исследования социальных психологов, мнение индивида о себе и мнения о нем окружающих очень редко совпадают. Одни люди оценивают себя, свое поведение по слишком завышенной шкале требовательности, а потому их самооценки оказываются заниженными и в этом смысле неадекватными их действительной социальной ценности как личностей. Это свойственно излишне скромным, робким, застенчивым натурам, страдающим в той или иной степени комплексом неполноценности. Другие оценивают свои достоинства по неоправданно заниженной шкале требовательности, вследствие чего самооценки оказываются неоправданно завышенными. Это характерно для тщеславных, самоуверенных, самовлюбленных натур с непомерным самомнением. Как правило, завышенная самооценка весьма расходится с более объективным мнением окружающих, общества о действительных достоинствах человека. Возникает конфликт, который более или менее остро переживается личностью.

Характеризуя духовно-нравственную сферу современной молодежи, целесообразно несколько слов сказать о том, как она проводит свой досуг. Результаты свидетельствуют о том, что молодежь не страдает от отсутствия свободного времени. Наиболее распространенным видом занятий является общение с друзьями и просмотр телепередач, видео. Чтением регулярно занимаются лишь 20 % опрошенных. Следует заметить, что этот вид занятий в большей степени распространен среди неучащейся молодежи. К сожалению, среди школьников этот вид занятий не является популярным, хотя эта часть молодежи меньше обременена бытовыми и материальными заботами. А 40 % учащихся средних профессиональных училищ и техникумов сказали, что читают редко или практически никогда. Они же намного реже, чем школьники и студенты, занимаются на компьютере. Школьная молодежь чаще, чем все другие группы, занимается спортом - 24 % (против 12 % по всему массиву) отметили, что занимаются им регулярно. Кафе, бары, ночные клубы чаще других посещают студенты. Среди других видов занятий в свободное время были названы самые разнообразные. Назовем лишь те, которые были названы значительно чаще других: воспитание детей, учеба, домашние дела, творческая деятельность, прогулки, покупки, танцы, музыка.

Если говорить о желаниях молодежи в этом контексте, то можно отметить, что они также очень разнообразны: от стремления заниматься экстремальными видами спорта в свободное время до желания помогать детдомовским детям. В часы досуга они хотели бы отдыхать на курортах, в санаториях нашей страны и за рубежом; петь и танцевать в различных коллективах, посещать кафе, ночные клубы, музеи, концертные залы и многое другое. Наиболее частым вариантом ответа является желание общаться с друзьями и заниматься спортом, при этом их желания не всегда совпадают с их возможностями. Так, для 55 % ответивших для удовлетворения своих желаний не хватает денежных средств, еще для 44 % - времени.

Формирование новой экономической среды общества сопровождается появлением новых экономических приоритетов, таких как материальнообеспеченная жизнь, богатство, экономическая инициатива. Это актуализирует индивидуализированную направленность на личные интересы человека и субъектные ориентацию личности на ценности, удовлетворение которых связано с другими людьми. Таким образом, наряду с нравственными качествами в число ведущих способов достижения жизненных целей включен комплекс волевых (твердая воля и самоконтроль) и деловых качеств (предприимчивость, независимость). Эти способы достижения целей характеризуют общую направленность личности - способность выстоять, отстоять свое достоинство, не отступая перед трудностями, действовать самостоятельно и решительно в сложных социальных и экономических ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакулов В. Д. Социоклуьтурные метаморфозы утопизма. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 352 с.

2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. - М.: Наука, 2000 - 254 с.

3. Меньчиков ГП. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ. - Казань: ГранДан, 1999. -408 с.

4. Канапацкий Л.Я. Духовность как аксиологическая компонента ценности человека // Социально-гуманитарные знания. -2004. - № 2. - С. 201-211.

5. Гжегорчик А. Жизнь как вызов: Введение в рационалистическую философию. - М.: Вузовская книга, 2006. - 320 с.

6. Бердяев И.А. Философия свободного духа. - М.: Искусство, 1994. - 510 с.

7. Тоненкова М.М. Социально-духовные ценности и экология сознания // Социально-гуманитарныс знания. - 2002. -№ 2. - С. 254-258.

8. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / под ред. Е.Ю. Дорофесва, Л.Л. Серова. - М.: ИПРАН, 1997. - 236 с.

9. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы - Ростов н/Д.-М.: Изд-во Рост. ун-та, 2000. - 448 с.

10. Столович Л.II. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 95-101.

11. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. - 168 с.

12. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М.: Прогресс, 1978. - 356 с.

13. Потапов В.П. Моральные ценности российской молодежи: содержание, факторы и тенденции изменений (по материалам социологических исследований): Дис. ... д. социол. наук. - М., 2002. - С. 76.

Поступила: 05.04.2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 101.1:316

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ НАПРАВЛЕНИЙ ЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Е.С. Антонова

Томский политехнический университет E-mail: pischulina_ev@mail.ru

Рассматриваются четыре подхода к исследованию направлений одиночества, формирующих феноменологическую модель данного явления. В контексте каждого подхода представлена концепция переживания соответствующего данному подходу направления одиночества. Сделан вывод о том, что одиночество является сложным многоаспектным феноменом, который имеет разные варианты преодоления в зависимости от существующей объективной ситуации.

Ключевые слова:

Глобальный подход, коммуникативный подход, культурологический подход, социальный подход, направление, одиночество, подход, явление.

Key words:

The global approach, the communicative approach, the culturological approach, the social approach, direction, loneliness, the approach, the phenomenon.

Для исследования различных ракурсов явления одиночества используется термин «направление». Понятие «направление» широко используется для обозначения уровней динамики или значений социальных явлений. В теоретических работах этот термин часто имеет пространственную коннотацию и предполагает различие между поверхностными и глубинными уровнями. В социальных науках он используется, чтобы различать явные и скрытые значения. Мы не используем здесь термин «направление» в обычном ракурсе. Выражение «направление» используется нами для обозначения специфических возможностей внутри плюралистической структуры личностного мира. Поскольку направления одиночества соответствуют четырем плоскостям развертывания личностного мира человека, то они определяются как космическое, культурное, социальное и межличностное [1].

Модель, состоящая из четырех направлений одиночества, развивалась для объяснения возможной области распространения одиночества и сложности переживания, для освещения аналитически богатого разнообразия значений, которое может быть обнаружено в многочисленных переживаниях одиночества. Эти значения могут быть разъяснены при помощи изображения основных видов одиночества в зависимости от четырех направлений. В дополнение к страданиям, вызванным одиночеством в бытии индивидов, и к проблемам, сопровождающим страдания, модель, состоящая из четырех частей, дает возможность понимать, что одиночество может вызывать глубокое личностное горе. Одиночество становится невыносимым, когда оно поражает индивида в одно и то же время более, чем в одном направлении. Из-за недостатка понятия, которое может объяснить переменную слож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.