Научная статья на тему 'Нравственный потенциал урока'

Нравственный потенциал урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Л. А.

В настоящее время проблемы нравственности стоят особенно остро. Выросло целое поколение научно-грамотной молодежи, не обремененной нравственными проблемами. Перед педагогами стоит достаточно сложная проблема – воспитание достойного гражданина России, обогащенного нравственными ценностями. И, как говорится, для этого все средства хороши. Автор предлагает использовать для этого потенциал уроков гуманитарного цикла и на собственных примерах показывает, как это делает в системе СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственный потенциал урока»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

163

НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА

© Шарова Л.А.*

Филиал Кемеровского государственного университета, г. Юрга

В настоящее время проблемы нравственности стоят особенно остро. Выросло целое поколение научно-грамотной молодежи, не обремененной нравственными проблемами. Перед педагогами стоит достаточно сложная проблема - воспитание достойного гражданина России, обогащенного нравственными ценностями. И, как говорится, для этого все средства хороши. Автор предлагает использовать для этого потенциал уроков гуманитарного цикла и на собственных примерах показывает, как это делает в системе СПО.

Нравственность человека проявляется только в одном - в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

РахимовА.З., профессор, г. Уфа

Природа дала человеку два оружия - интеллектуальное и нравственное. Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера, большего вреда обществу нанести невозможно.

Перед образовательными учреждениями стандартами поставлены задачи: «научить», «дать представление», «показать взаимосвязь», и т.д., т.е. студенты учат определенные предметы разных циклов.

После окончания учебного заведения многое из того, что учили - забывается и это нормальный процесс. Так как в памяти человека остаются только лишь общие представления. Но, для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Как писал Аристотель, человек без нравственных устоев оказывается существом нечестивым и диким. Наше общество уже находится на грани дикой нравственной деградации научно-грамотной молодежи. Решать эту проблему не просто надо, а уже жизненно необходимо!!!

В постперестроечном образовании проводилось и проводится много экспериментов, сейчас мы переживаем очередной этап реформирования

* Начальник учебного отдела, преподаватель

164

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

образования. Но отрадно отметить, что мы все-таки сумели пройти путь от полного отказа от воспитания в образовательном учреждении (ставя во главу угла обучение) до введения сегодня понятия «воспитательно-образовательный процесс», подчеркивая тем самым важность воспитания в современном обществе.

Основное время общения двух субъектов «преподаватель» и «студент» - это урок. Что это? Много это или мало?

- Это 90 минут, когда студент слушает, выполняет какие-то задания, упражнения, отвечает или это нечто большее?!

Достаточно часто мы бывали на занятии, когда вроде бы все хорошо, все правильно, а душу не трогает. Я сторонник того, что на занятии студент должен трудиться, прежде всего, душой.

Еще в 1701 г. профессор Московского университета Е.Б. Сырейщиков в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука, и что надо эту науку преподавать как можно раньше.

Предметы, которые преподаю я - гуманитарные, поэтому дают большой простор для этого. И занятия с нравственным потенциалом стараюсь проводить в системе. Так, при анализе деятельности той или оной исторической личности стараюсь показать мотивы, внутренние побудители, которые приводят к тем или иным поступкам. Привлекаю в помощь и исторические документы (которые говорят сами за себя), и художественную литературу.

Например, на первом курсе, при проведении занятия по теме: «Раскаявшийся деспот» (деятельность Ивана Грозного), где вместе со студентами прослеживаем путь жизни и деятельности Ивана IV. Главная нить этого занятия: «зло никогда не остается без наказания», и сцена из «Князя Серебряного» о ночных кошмарах Ивана Васильевича, и в конечном итоге, его путь к Христу, к раскаянию - это логическое завершение сложного пути русского самодержца. Потому и деспот - раскаявшийся. («И покайся ты, ибо прощен будешь...»).

И еще, для меня очень важно добиться понимания студентами глубоко нравственного поступка декабристов и их жен. Здесь на помощь приходят документы: воспоминания, письма, свидетельства. Провожу занятие-исследование - пусть история скажет сама за себя, ведь многие вопросы, стоявшие перед декабристами: о государственном устройстве, о нравственности в политике и другие, волнуют и нас сейчас. Пытаемся понять, осмыслить и сделать самостоятельные выводы. Такое непосредственное прикосновение к прошлому не оставляет детей равнодушными.

«Православный Катехизис»:

- В: Что же, наконец, подобает делать христолюбивому Российскому воинству?

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

165

- О: Для освобождения страждущих семейств своих и Родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждою Богу, поборающему по правде и, видимо, покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России.

Разве это не задача сегодняшнего дня?!

Говорить о Боге, о религии на занятии и сложно, и просто одновременно. Просто - потому, что эта тема не только перестала быть запретной, но и стала модной. Сложно - проникнуть в «самое суть», в глубину, а не остановиться чисто на внешней стороне. Помочь студенту осознать необходимость напряженной духовной жизни и постоянного стремления к добру, воспитывать не пользователя культуры, а вдумчивого потребителя.

На культурологи есть тема: «Вечные вопросы» - Кто мы? Зачем мы? Что будет после нас? Изучение строю на основе христианских заповедей и провожу в форме урока-общения. Где каждый имеет право слова - высказать мнение, но главное это итог, к которому постепенно подвожу студентов - человек родился для того, чтобы творить добро:

И ты, входя в дома любые И серые, и голубые. Прислушиваясь к скрипу ставен И на вопрос, даря ответ, скажи: «Какой ты след оставишь?»

Делаем два вывода:

1. Не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности.

На последующих курсах эти проблемы усложняются, становятся более

глубокими. Достаточно перечислить темы, на которые приходиться говорить:

- Мировоззрение, убеждение, вера.

- Духовная культура. Духовный мир личности.

- Нравственная оценка деятельности.

И это далеко неполный перечень тем!

И другая сторона - судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и от нравственных убеждений конкретной личности. Именно таким путем совершаются захватнические войны, государственные перевороты.

«Белые», «красные», эмиграция, Великая Отечественная война, 60-е, Афганистан, Чечня ... все это темы для серьезных разговоров - размышлений.

Например, занятие «История гражданской войны в лицах», где и с той, и с другой стороны стремлюсь показать личность, ее судьбу, ее искания и

166

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

смятения, пытаюсь заставить сопереживать и сочувствовать . и когда это удается - считаю, что я достигла главного - достигла души студента. Неважно на чьей стороне оказался тот или иной деятель, важно, что это не простой путь человека-патриота своей Родины. И делаем еще один вывод:

3. Нравственный человек - это патриот своей Родины, знает и уважает ее традиции.

Сегодняшние обучающиеся утверждают завтрашнее благосостояние страны. И каким будет это будущее, зависит и от нас.

Воспитание - это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Так давайте же будем почву делать доброй!

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И ЗНАЧЕНИИ БИОГРАФИИ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

© Яковлева С.В.*

Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова, г. Псков

Статья носит характер постановки проблемы и посвящена рассмотрению педагогических возможностей биографии воспитанника с целью теоретического обоснования биографии как важнейшего компонента современной теории и практики воспитания. Теоретическая значимость работы состоит в поиске теоретического основания биографии как важного компонента структуры педагогического процесса, адекватных предмету методологических подходов. Практическая значимость видится в разработке условий реализации воспитательного потенциала биографии, поиске и создании концепции, направленной на решение актуальных задач педагогической действительности и позволяющей получить качественно новый воспитательный результат.

В XXI веке область педагогического знания значительно расширила свои границы, актуализировала интерес к проблеме сущности человека, интегрируя представления разных наук о человеке, его сущности и бытии и результаты междисциплинарных исследований по указанной проблематике. В данном контексте представляется важным и своевременным обозначить проблему места и роли биографии в структуре педагогического

* Ассистент кафедры Иностранных языков, Аспирант кафедры Педагогики и социальной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.