Научная статья на тему 'Нравственный потенциал личности студентов-медиков и его формирование в обучении иностранным языкам'

Нравственный потенциал личности студентов-медиков и его формирование в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДУХОВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фабулова М.А.

в статье рассматриваются возможности преподавания иностранного языка студентам будущим медицинским работникам в целях формирования средствами иностранного языка их духовно-нравственного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственный потенциал личности студентов-медиков и его формирование в обучении иностранным языкам»

М.А. Фабулова

НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

DEVELOPMENT OF STUDENTS' MORAL POTENTIAL IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE

Аннотация: в статье рассматриваются возможности преподавания иностранного языка студентам - будущим медицинским работникам в целях формирования средствами иностранного языка их духовно-нравственного сознания.

Ключевые слова: нравственное сознание, личностный потенциал, духовность, обучение иностранным языкам.

Abstract: possibilities in teaching of foreign language of students - future medical workers in purpose of formation of remedies of foreign language of their spiritual-moral consciousness are considered in this article.

Keywords: spiritual-moral consciousness, personal potential, morality, teaching of foreign language.

В разработке теоретических предпосылок формирования нравственного сознания студентов медицинских специальностей мы исходим из понимания особой важности нравственного сознания в профессиональной деятельности врача, и это понимание, как мы полагаем, должно вырабатываться у будущих врачей уже на этапе профессиональной подготовки. Врач не остается равнодушным к проблемам пациента, он сопереживает ему настолько, насколько та помощь, которую он ему оказывает, соответствует профессиональной этике врача. Это относится ко всем медицинским специальностям [1, 10].

К сожалению, формирование этих особых человеческих качеств медиков не гарантирует система их профессиональной подготовки. При приеме студентов в учебные заведения не изучаются их духовные и нравственные качества; не разработаны ни приемлемая теория, ни соответствующая диагностическая технология. В ходе многолетнего профессионального обучения врачей эти качества в управляемом режиме не формируются. При окончании учебных заведений их выпускники не аттестуются по духовно-нравственным качествам личности. Таким образом, сама жизнь заставляет нас обратиться к исследованию нравственно-духовных факторов формирования личности будущего специалиста-медика [1,5].

Специалистам практической медицины сложно согласиться с реальностью категории духовно-нравственного здоровья человека, с необходимостью оказания помощи на этом уровне здоровья, а также специальной духовно-нравственной подготовки врача. Это связано с отсутствием должных представлений о духовности. Под духовностью человека мы будем понимать его способность различать и выбирать нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни, а также характер деятельности в природной и социальной среде; это - способность формировать на уровне индивида и личности персональную совокупность ценностных ориентаций - хороших (истинных) или плохих (ложных), способность руководствоваться ими в жизни [1, 5, 10].

При подготовке такого рода особо важная роль отводится психологическому сопровождению профессионального развития нравственной личности будущего врача. Профессионально-нравственное развитие личности студента-медика возможно только в условиях соответствующей среды профессиональной подготовки. И эту среду должно создавать обучение всем дисциплинам учебного плана. Особую роль в решении этих

© М.А. Фабулова, 2012

задач может сыграть обучение студентов иностранному языку через создание профессионально направленной среды иноязычного речевого общения и наполнение занятий по иностранному языку материалами по проблемам этики, нравственности, духовности, ценностных ориентаций: чтение и обсуждение текстов о выдающихся деятелях медицины, показавших пример высокой духовности, задания и упражнения по измерению и обсуждению студентами собственных духовно-нравственных качеств и ориентаций, работа по овладению нравственными понятиями с использованием иноязычного лексического материала.

Общей целью нашего исследования является разработка и реализация системы психологического сопровождения развития духовно-нравственной личности будущего врача средствами иностранного языка, формирования нравственной языковой личности будущего врача. Система свойств такой личности включает интеллектуальные, эмоциональные, волевые, мотивационные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики. Мы исходим из предположения, что эти качества и способности могут быть оптимально сформированы в условиях специальной программы профессионально-творческого обучения иностранному языку и психологического сопровождения этого процесса. Основными психологическими условиями эффективности такой программы предполагаются: направленность программы на целостную личность специалиста; обогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-речевой деятельности; активное использование проблемного обучения, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, психотехнических игр и других технологий психологической подготовки; ценностно-нравственное содержание занятий с диалогической направленностью иноязычного общения; воспитание ориентаций будущего специалиста на модус служения в профессиональной деятельности и жизни.

Среди современных и высокопродуктивных идей и разработок последнего времени нами в качестве теоретических оснований нашей работы использованы идеи и разработки по проблемам новых технологий обучения иностранным языкам, лингвопедагогики, психотерапии в обучении, теории и практики интегративного лингво-психологического тренинга (И.М. Румянцева, Е.В. Сидоренко [4], Д. Смит и Б. Карвилл [7] и др.).

Материалы диагностики свойств и характеристик духовно-нравственной сферы студентов, а также учебные материалы, тексты, задания и упражнения, программы подготовки студентов выстраиваются на основе предложенной нами психологической модели формирования нравственного сознания будущего врача. В этой модели нашла воплощение теоретически обоснованная ведущая роль ценностно-смысловых и нравственных характеристик в формировании психологической готовности специалиста к реализации модуса служения в профессиональной врачебной деятельности. Высоко продуктивной здесь является концепция личностного потенциала как системы взаимодействия интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностных и духовно-нравственных возможностей личности (В.В. Рыжов [6]). В психологической модели личности будущего врача эти личностные конструкты изучаются с точки зрения иноязычной коммуникации и способностей к иностранным языкам, а также профессиональных ценностных ориентаций в будущей врачебной деятельности.

Интеллектуальный потенциал представлен системой профессиональных знаний, умений, навыков и способностей, которые составляют интеллектуальный блок модели личности будущего врача. Психологической основой и механизмом формирования этой подструктуры является интеллект, иноязычные и профессиональные способности личности. Ценностный потенциал представлен системой целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок и смыслов личности. Наибольшее значение здесь имеет общая осмысленность жизни, понимание жизненной цели, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность ее результатами, ведущий смысл

профессиональной деятельности. В ценностный потенциал включены модусы профессиональной жизни (А.Р. Фонарев [8]), описывающие доминирующие смысловые ориентации врача в деятельности: модус обладания, модус социальных достижений, модус служения (Г.Г. Горелова [2], А.Р. Фонарев). В модусе обладания доминирует потребительская установка, что характерно для специалистов «застрявших» на некотором этапе становления, не желающих расти и что-либо менять, получающих удовлетворение от сиюминутных вещных результатов активности (подобно врачу Ионычу из повести А.П. Чехова). При этом ослабляются и исчезают всякие другие интересы, кроме бытовых, падает интеллект. Наблюдается раннее старение, регресс личностных особенностей, увядание памяти, сужение мышления, физическое дряхление. В модусе социальных достижений выделяются: стремление к власти и, стремление к собственным социальным достижениям. Сущность данного модуса заключается в достижении материальных благ и атрибутов обладания, как средств укрепления значимости в собственных глазах и в глазах окружающих. Ощущение собственной значимости сопровождается позитивным взглядом на себя и является важным фактором развития личности. В то же время, следствием таких мотивов, как карьеризм, честолюбие, властолюбие, стяжательство могут быть деградация и духовное обнищание личности.

Выражением духовности человека в материальном мире является модус служения, который описывается такими параметрами, как свобода, ответственность, нравственность, любовь, творчество. Главное в модусе служения, который знаменует собой высший этап становления профессионала-врача, состоит в том, что врач впервые предстает как целостный субъект, входящий в стадию универсализации (В. И. Слободчиков), в область общечеловеческих смыслов. Применительно к профессиональной подготовке и деятельности специалиста-медика особую значимость в этом блоке структуры личности имеет понимание смысло-целевой и нравственной направленности овладения профессиональными ценностями и модусами, через изучение и в процессе изучения иностранного языка. В соответствии с этим, нами рассмотрены основные смысловые установки в обучении иностранным языкам [7].

В структуру личностного потенциала будущего врача входят также творческий, коммуникативный и эмоциональный потенциалы личности студента - будущего врача, системно связанные между собой и с другими компонентами, и обеспечивающие процесс становления нравственной личности специалиста-медика, ориентированного на реализацию в профессиональной жизни и деятельности ведущего модуса служения. Главенствующую роль в достижении этой цели играет духовный потенциал личности, который представляет собой интегральную системную характеристику личности студента - будущего специалиста-медика и включает систему духовно-нравственных ценностей и смыслов личности врача, его убеждений и мировоззрения, определяющих понимание им своей ответственности, свободы и трансцендентности. Духовный потенциал, или духовность в широком смысле, выражает способность личности различить и избрать истинные нравственные ценности, следовать им в своей жизни, или, по крайней мере, прилагать усилия к этому. Ключевыми нравственными ценностями определяются: добро, красота, истина, свобода, ответственность, трансцендентность личности. Объединяющей характеристикой духовности является любовь. Данное описание ключевых составляющих духовного потенциала показывает, что они в наибольшей мере соответствуют значимому для деятельности и профессиональной жизни врача модусу служения [6, 8]. Выделение в структуре личностного потенциала духовного компонента является новым направлением в построении психологической модели подготовки и личности будущего специалиста-медика.

Литература

1. Андрущакевич, А. А. Духовность в медицине: учебное пособие / А. А. Андрущакевич, В. Д. Трошин, Р.М. Зайцев. - Нижний Новгород, 2004.

2. Горелова, Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия / Г Г. Горелова. - М., 2004.

3. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. -Воронеж, 2001.

4. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И.М. Румянцева. - М., 2004.

5. Рыжов, В.В. Духовные факторы психологического здоровья / В.В. Рыжов // Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Третьей международной научной конференции. - Нижний Новгород, 2005. - С. 163-166.

6. Рыжов, В.В. Психология вторичной языковой личности: Монография / В.В. Рыжов, А.Н. Плехов. - Нижний Новгород, 2008.

7. Смит, Д. Дар чужестранца / Д.Смит, Б. Карвилл. - СПб., 2005.

8. Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А. Р.Фонарев. - М., 2005.

9. Шейлз, Д. Коммуникативность в обучении современным языкам / Д. Шейлз. - Совет Европы Пресс, 1995.

10. Эвальдс. Э. Душепопечительство и терапия / Э.Эвальдс. - СПб.,1999.

А.И. Фёдоров

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЕВРАЗИЙЦЕВ И ВЗГЛЯДЫ ВС.Н. ИВАНОВА НА ПРОБЛЕМУ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

RELIGIOUS AND POLITICIAN IDEAS OF THE EURASIAN AND V.IVANOV'S VIEWS ON THE PROBLEM OF CHURCH AND GOVERNMENT

Аннотация: в статье рассматривается одна из самых важных для евразийской концепции государства проблема православия как основы русской культуры, с одной стороны, и как силы, действующей в истории и участвующей в создании русской государственности, с другой. Находясь в целом в русле евразийской идеологии, Вс.Н. Иванов исследует преимущественно церковные институты и их роль в создании и распространении идеи объединения русских земель.

Ключевые слова: евразийство, русское государство, церковь, православие, объединение

Abstract: this article regards eastern orthodoxy - one of the most important problems for eurasian concept of church and government. On the one hand, eastern orthodoxy is considered as a foundation of Russian culture, on the other hand, as a historical power which participated in the development of Russian government. As he was committed to the principles of eurasian ideology, V.Ivanov mostly researched church institutions and their role in development of the idea of consolidation of Russian lands.

Keywords: eurasion, Russian government, church, eastern orthodoxy, consolidation.

Критически пересматривая философское и историческое наследие отечественной науки и культуры, евразийцы восприняли практически весь спектр религиозной проблематики, развивая ее применительно к новым условиям и поставленным движением задачам. Религиозные вопросы, включающие исследования не только по истории христианства, но и других религий (например, буддизма и индуизма), занимают значительное место на страницах евразийских изданий [6, с. 177-230].

Роль православия в культуре России, становлении и развитии ее государственности разрабатывалась евразийцами как на богословском (Г.В. Флоров-

© А.И. Фёдоров, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.