Научная статья на тему 'Нравственные аспекты неформального управления'

Нравственные аспекты неформального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
307
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕССЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ / СТРУКТУРА НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ / НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / FORMAL AND INFORMAL STRUCTURE OF MANAGEMENT / PROCESSES FORMALIZATION / INFORMAL ORGANIZATION / INFORMAL RELATIONS IN THE MANAGEMENT / STRUCTURE OF INFORMAL RELATIONS IN MANAGEMENT / MORAL EVALUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фомичев Игорь Юрьевич

Предпринята попытка дифференциации управленческой деятельности по формальным и неформальным аспектам, анализируется их возможная оценка с точки зрения моральной регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral aspects of informal management

In this article we attempt to differentiate management activities to the formal and informal aspects and analyze their ability to assess in terms of moral regulation

Текст научной работы на тему «Нравственные аспекты неформального управления»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 54-56.

И. Ю. Фомичев

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ НЕФОРМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Предпринята попытка дифференциации управленческой деятельности по формальным и неформальным аспектам, анализируется их возможная оценка с точки зрения моральной регуляции.

Ключевые слова: формальная и неформальная структура управления; процессы формализации; неформальная организация; неформальные отношения в управлении; структура неформальных отношений в управлении; нравственная оценка.

Как известно, практически неизбежной чертой институциональной организации, оказывающей влияние на содержание управленческих взаимодействий, является наличие специфических образований - формальной и неформальных структур.

Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия первичных и вторичных групп приводит к утверждению, что в организации существуют две системы отношений - с одной стороны, порожденная предписанными процедурами, институционально-санкционированная, с другой стороны, возникающая спонтанно, на фоне различных первичных групп на основе устойчивых чувственно-эмоциональных связей, которые ниже будут представлены как формальная и неформальная организация.

Под формализацией понимается обязанность следовать определённым образцам, а значит подчинение индивидуальной воли безличному организационному порядку. Заметим, что такая рациональность организационной структуры не может уже по психологическим предпосылкам создать ей многочисленных приверженцев.

По отношению к человеку как активному и творческому существу это выглядит как насильственная экспансия организационной идеологии в сферу личности, инкорпорирование низшей определённостью более высокой и разрушение целостности последних. Признаваемая общественно значимой, организационная структура в большинстве случаев наделяется авторитетом институциональной признанности, узаконенности и становится официальной.

Идеологема формальной организации, подчиняющейся в своем внутреннем развертывании лишь имманентным законам своей институциональной целостности, конституи-

рует все свойства и качества личности в виде их должностных проекций. Мерой всех вещей и самой личности здесь оказываются организационные притязания, при этом вся тотальность целой иерархии сущностных функций человека сводится лишь к сумме организационных отношений, что объективно означает дегуманизацию личностной экзистенции.

Формальная сторона организационной деятельности представлялась очевидной еще со времен А. Смита. Тем не менее, во второй половине XIX в. появились представления о нелинейной природе организации, ее социально-культурной детерминированности (Ф. Лист1, В. Зомбарт2), в XX в. Э. Мейо обосновал и экспериментально продемонстрировал социальные основания организационных отношений. Оказалось, что, как и в любом другом социальном отношении, в организационных отношениях параллельно осуществляется компенсаторный процесс, позволяющий в определённой мере снять последствия всеобщей формализации.

Именно в то время появляется понятие неформальной организации, в рамках которой осуществляются профессиональное и вну-триорганизационное взаимодействие, которое осуществляют не частичные индивиды, безличные исполнители социальной роли, а целостные личности, сохраняющие индивидуальную автономность по отношению к функции и в процессе производственного общения устанавливающие устойчивые межличностные связи и, как следствие, принципы совместного поведения. При этом «человеческий фактор» способствует, с одной стороны, решению производственных проблем с помощью личностного взаимодействия, не предусмотренного формальными предписаниями. С другой стороны, в организации устанавливается особый морально-психологический

Нравственные аспекты неформального управления

55

климат, возникают неформальные принципы и нормы межличностных коммуникаций, которые, как правило, высоко ценятся людьми и нередко соблюдаются более последовательно, нежели чем официально навязываемые поведенческие стереотипы3. Следовательно, в различных учреждениях неизбежно происходит естественный стихийный процесс социальной самоорганизации, который имеет всеобщий характер, является присущим всем социальным системам. При этом важно подчеркнуть, что данный процесс может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

В настоящее время термин 'неформальный' в социо-экономической литературе получил расширенное понятийное значение. Под 'неформальными' также понимаются не установленные административно, нелегальные процессы, которые проистекают не только внутри организации, но и в межорганизационных и, шире, в общественных отношениях. Имеется ввиду нелегальная, так называемая «черная», «серая» экономика, коррупционные отношения в управлении различного рода организациями - государственными, частными, общественными и т. п. Особенности таких процессов обусловлены уровнем социального развития, характером институциональной среды, ролью государства в регулировании экономики.

В такой трактовке неформальные отношения в управлении - это нерегламентиро-ванные официально формы управленческой практики, направленные на самостоятельное решение субъектом управления возникающих у него профессиональных проблем. Неформальные отношения в управлении возникают в тех сферах управленческих взаимодействий, которые, с одной стороны, еще не в полной мере регламентированы вечно отстающим законодательством и административными документами, а с другой стороны, отсутствие цивилизованных рыночных механизмов не позволяет запуститься процессу саморегуляции. На этой основе в управленческих взаимодействиях (в которых, как известно, участвуют и субъект управления, и объект) возникают неформальные практики, отражающие современную социально-политическую и социально-экономическую ситуацию переходного периода. В российской действительности они простираются от бартерных обменов между организациями,

неплатежей, нецелевого использования ресурсов, невыплаты и сокрытия зарплаты до вторичной занятости, неуплаты налогов, воровства и т. п.

Разнообразные неформальные управленческие взаимодействия можно структурировать по следующим основаниям:

- во-первых, это законная управленческая деятельность. Внутри организации это реализация личностного потенциала в воздействии на подчиненных, воспитательная работа, формирование особого «корпоративного духа», установление не предусмотренных должностными инструкциями взаимных обязательств, различные формы договоренностей с коллегами о реализации неких групповых интересов и т. п. В межорганизационной сфере это заключение соглашений с партнерами, не фиксируемых в официальных, юридически оформленных договорах, лоббирование интересов фирмы посредством личностных контактов и т. п. Нравственная оценка таких управленческих взаимодействий не вызывает негативных эмоций в профессиональной среде и общественном сознании;

- во-вторых, это внезаконная управленческая деятельность, которая не предусмотрена существующей правовой системой, но в то же время не влечет правового преследования. Внутри организации это административное давление на подчиненных, вынуждающее их к определенным действиям (например, к увольнению по собственному желанию), невыполнение данных обещаний (например, в области социальной политики, социального обеспечения конкретных работников), авторитаризм и диктаторство, подавление личности сотрудника, различные формы манипулирования сознанием подчиненных (некая «интервенция в подкорку») и т. п.

В межорганизационной сфере такого рода деятельность распадается на а) прямо не нарушающую права других субъектов управления, других организаций (например, экологическая политика, связанная с охраной окружающей среды, взаимоотношения с местным сообществом, создание фирм-однодневок под видом дочерних предприятий, вывод активов в офф-шорные зоны и др.) и б) на нарушающую права других субъектов управления, других организаций (например, недобросовестная конкуренция, в том числе в ответ на неправовые или аморальные действия конкурентов).

56

И. Ю. Фомичева

Такое управленческое поведение имеет место в силу недостаточной четкости существующего законодательства, неадекватной правоприменительной практики. Нравственная оценка в данном случае может иметь как позитивный, так и негативный контекст в зависимости от конкретной ситуации принятия управленческого решения;

- в-третьих, незаконная, нелегальная управленческая деятельность. Внутри организации это незаконное ущемление прав сотрудников (увеличение рабочей недели, невыплата зарплаты) и т. п. В межорганизационной сфере и по отношению к социуму в целом это загрязнение окружающей среды, работа без лицензий, уход от налогов по различным «схемам», нецелевое использование ресурсов организации и бюджетных средств, «откаты», подпольное производство, связи с черным рынком, коррупция, связь с криминальными структурами, рэкет и т. п.

Нравственная оценка этого сектора управленческой деятельности негативна, хотя не исключены некоторые компенсаторные эмоции - «понимание» безвыходности сложившегося положения, сочувствие и т. п. Утверждая обусловленность управленческих взаимодействий наличными социально-экономическими отношениями, неразрывность неформальных традиций управления с его формальной базой, можно считать, что в современных российских условиях в полном соответствии с общезначимым принципом о

строгости формальных правил и необязательности их выполнения неформальный аспект управленческих отношений приобретает возрастающее значение, становится универсальным и всеобъемлющим.

В связи с этим автор склонен утверждать, что было бы неправильно подчеркивать только негативный потенциал неформальной управленческой деятельности в современном российском обществе. Часть форм такой деятельности элиминирует государственные интересы, еще часть имеет целью незаконное личное обогащение и т. п. Вместе с тем надо признать, что неформальные управленческие взаимодействия становятся фактором особого рода в деле повышения эффективности деятельности организаций. Они заполняют собой лакуны несформировавшихся формализованных процедур, нередко проявляя компенсационный, стабилизирующий характер, создают благоприятные условия для различного рода адаптаций.

Примечания

1 Лист, Ф. Национальная система политической экономии. СПб. : А. Э. Мартенс, 1891.

2 Зомбарт, В. Строй хозяйственной жизни. М. : Дело, 2003.

3 Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента : от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб. : Питер, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.