Научная статья на тему 'Нравственность и право. Проблемные вопросы'

Нравственность и право. Проблемные вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2187
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ / НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ ПРАВА / ПРАВО НРАВСТВЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / SPIRITUAL RENEWAL / THE PRINCIPLES OF MORALITY / THE MORAL CONDITION OF SOCIETY / JUSTICE / LAW / LAW OF MORALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аристаков Юрий Михайлович

В статье анализируется нравственное состояние общества. Рассматривается значение морали в различных правовых системах зарубежных стран. Обосновывается связь категории «справедливость» с моралью в экономической сфере. Определяется аксиоматичность права нравственности и нравственности права. Особенное внимание уделяется значению факторов культурологического и мировоззренческого в развитии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morality and law. Problematic questions

The article examines the moral condition of society. Discusses the importance of morality in different legal systems of foreign countries. Substantiates the relationship category of «justice» with morality in the economic sphere. Determined by the axiomatic law of morality and ethics law. Particular attention is paid to the value of cultural and ideological factors in the development of society.

Текст научной работы на тему «Нравственность и право. Проблемные вопросы»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Социология, философия

УДК 340.1 Ю.М. Аристаков*

Нравственность и право. Проблемные вопросы

В статье анализируется нравственное состояние общества. Рассматривается значение морали в различных правовых системах зарубежных стран. Обосновывается связь категории «справедливость» с моралью в экономической сфере. Определяется аксиоматичность права нравственности и нравственности права. Особенное внимание уделяется значению факторов культурологического и мировоззренческого в развитии общества.

Ключевые слова: культурные ценности, духовное обновление, принципы морали, нравственное состояние общества, справедливость, нравственность права, право нравственности.

Y.M. Aristakov*. Morality and law. Problematic questions. The article examines the moral condition of society. Discusses the importance of morality in different legal systems of foreign countries. Substantiates the relationship category of «justice» with morality in the economic sphere. Determined by the axiomatic law of morality and ethics law. Particular attention is paid to the value of cultural and ideological factors in the development of society.

Keywords: cultural values, spiritual renewal, the principles of morality, the moral condition of society, justice, morality, law, law of morality.

В наше время о модернизации и инновациях говорится очень много. Вопрос о взаимосвязи модернизации, экономики и культуры, пожалуй, впервые напрямую был поставлен на прошедшем в 2010 г. в Перми экономическом форуме «Новая экономика и культурная политика» [1]. На форуме было признано, что именно с изменения отношения к цивилизационному значению культуры и нужно начинать модернизацию. Готовы ли мы к модернизации?

Разговор о связях экономики и культуры приобретает особый смысл в контексте модернизации общества. Во-первых, сфера культуры тоже является предметом модернизации. Во-вторых, культурные ценности могут способствовать развитию модернизационных проектов, а могут и сдерживать, тормозить их. Было отмечено, что наше общество не испытывает особой потребности во внимательном отношении к окружающей среде, природе, как и беспокойства об отсутствии открытости к изменениям. Это серьезное культурное препятствие к усилиям по модернизации. По мнению западных социологов, социальные индикаторы России сегодня далеки от желаемого. Но известно немало примеров, когда целенаправленная политика государства меняла положение в пределах жизни одного поколения. Переход от сырьевой экономики к креативной, т.е. творческой, созидательной, инновационной, также является фактором, способствующим успешной модернизации. В такой постиндустриальной экономике культурная сфера не ограничивается созданием понятий и уже не является только расходной частью бюджета. У культуры, особенно в связи с глобализацией, появляется своя экономика. Культурные институты могут играть даже градообразующую роль. Например, во французском городе Авиньоне такую роль играют театральные фестивали, проведение которых прибыльно, т.к. масса туристов приносит доход предпринимателям, соответственно, идут поступления в бюджет, создаются рабочие места.

В согласии с темой прошедшей конференции уместно обратиться к книге нобелевского лауреата профессора И.В. Пригожина «Порядок из хаоса», идеи которого вызвали оживленные дискуссии и

* Аристаков, Юрий Михайлович, профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

* Aristakov, Yuri Mikhailovich, professor of civil law university of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, doctor of law, professor, honored scientist of Russian Federation. Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: spbumvd@smtp.ru.

Статья поступила в редакцию 26 февраля 2012 года.

© Аристаков Ю.М., 2012

привлекли внимание широкого круга читателей различных стран, в т.ч. и России. Рассматриваемые им проблемы находятся в философском фокусе многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Рассмотрение весьма специальных вопросов чередуется с анализом наиболее общих проблемных вопросов развития науки, познания и культуры. Проблемы времени и развития представлены в ней в широком междисциплинарном аспекте, включая анализ времени человеческого бытия. В его исследовании подчёркивается уникальность и неповторимость каждой исторической эпохи. В чем уникальность и неповторимость? Мы до сих пор склонны делить этот вопрос на два разных вопроса. Один адресуется к прошлому, другой к настоящему. Исторические события прошлого воспринимаются как завершенное, неизменное. При этом мы являемся «внешними наблюдателями прошлого». Но иначе обстоит дело с настоящим, поскольку мы живём в эпоху исключительной временной уплотнённости, стремительного научно-технического прогресса, грандиозных совершений человеческого духа, острых социальных конфликтов, неотложных глобальных и региональных проблем, таких так прекращение и свертывание гонки ядерных вооружений на земле, недопущение милитаризации космоса. Но самое важное, мы стали сознавать, что время — это нечто, не принадлежащее нам. Напротив, мы сами принадлежим ему. Однако сознание «принадлежности времени», пребывания в нём может быть качественно разным, властвующим над нами. Впервые за многие десятилетия честной и откровенной оценки пройденного российским обществом пути показали реальную весьма печальную картину происходящего. Вечные нравственно-этические, религиозные ценности, возрождающиеся сегодня, призваны послужить процессу социального и духовного обновления российского общества.

Анализ исторического опыта, правдивые суждения о состоянии общества, составляют неотъемлемую часть стратегической линии развития нашей страны. Правда всё активнее вторгается в нашу жизнь, становится нормой отношений в обществе и государстве, линией поведения людей. Курс на демократизацию, гласность и открытость оказался прекрасным средством лечения социальных недугов, которыми долгое время страдало наше общество. Это также призвано преодолеть разрыв между словом и делом. Отход от правды тяжелыми последствиями отразился на социально-экономическом развитии страны. Но не менее серьёзно и драматично эти последствия проявились в нравственной и духовной сфере, отрицательно сказались на росте и развитии интеллектуального потенциала общества. Глубина и масштабность происходящих перемен находится в тесной связи и прямой зависимости от уровня нравственного состояния общества, процесса его духовного очищения. О чем конкретно идёт речь?

Так, переход к рынку ознаменовался болезненной жаждой наживы. Конкуренция, реализация законов рынка привели к дикости, бесчеловечности. Вот почему так резко и обостренно встал вопрос: как в условиях рынка ввести хозяйствование в рамки нравственности, морали?

Тревожит это не только россиян. Бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт писал о том, что его очень беспокоит то, что аморальность рынка несет в себе серьезную угрозу. «Некоторые высшие менеджеры забыли все приличия, звериный грабительский капитализм угрожает открытому обществу... корни этого безобразия в том, что стремительно деградирует мораль» [2, с. 18].

А что же такое мораль? Это понятие происходит от латинского шогаіів — нравственный. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни: в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, внутригрупповых, международных отношениях, а также его отношения с природой. И в каждой из этих областей принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей. Мораль фиксирует то общее и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования и составляет ценностный базис общества, культуру межчеловеческих отношений. Мораль принадлежит к числу типов нормальной регуляции действий человека, таких как право, обычай, традиции и др., пересекается с ними, но в то же время существенно отличается от них. Если в праве предписания формируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования морали, нравственности, как и обычаи, формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненного практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах, воле [3].

Соответствующие акценты при раскрытии социальной значимости морали в обществе отражены и в Словаре иностранных слов [4]. Мораль как одна из основных форм общественного сознания и вида общественных отношений является совокупностью нравственных норм, принципов поведения людей по отношению к обществу, к другим людям, нравственных идеалов (добра, зла, справедливости, порядочности и др.), исполнение которых регулируется не юридическими законами, а такими формами воздействия, как общественное мнение, одобрение или осуждение и т.п. Еще раз подчеркнем, что «моральный» значит «нравственный», т.е. относящийся к нравственным переживаниям человека, его духовному внутреннему миру.

Нравственные нормы, в отличие от норм права, необязательны, их несоблюдение не влечет за собой наказание по закону. В то же время их несоблюдение отрицательно сказывается на состоянии общества. В настоящее время это особенно актуально, если иметь в виду неопределенность перспектив развития национальной экономики России, что требует создания новых механизмов повышения эффективности функционирования хозяйственных субъектов. В этой связи особую значимость приобрело радикальное изменение организации управления и, соответственно, повышение эффективности правового регулирования. Естественно, эти проблемы не могут быть решены, если будут основываться только на праве. За пределами сферы действия права находятся иные стороны хозяйствования и экономических отношений, что порой используется в корыстных интересах.

Как отмечено в экономической литературе специфика рыночных механизмов, особенно финансовых и биржевых, такова, что позволяет, используя пробелы и несовершенство законов, присваивать чужое, уклоняться от уплаты налогов, обирать население как бы на законных основаниях. Юридически подобные действия часто выглядят допустимыми, хотя, в сущности, они аморальны,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Социология, философия

безнравственны и потому подлежат публичному осуждению. Разоблачительные сообщения в прессе и по телевидению зачастую остаются без последствий. Совершивших такие аморальные поступки не подвергают остракизму, т.е. изгнанию, отторжению от общества, да и привлечение к судебной ответственности отнюдь не правило, а скорее, исключение [5, с. 19].

19 мая 2004 г. Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин в интервью «Российской газете» заявил, что в судах сложился и действует мощный коррупционный рынок и что взяточничество встроено в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях власти, включая технологии по развалу уголовных дел и по перехвату чужого бизнеса. По словам В. Зорькина, вопрос о праве и социальной справедливости стоит в ряду главных принципов правовой трансформации российского общества. В то же время, судя по обращениям граждан в Конституционный суд, принимается много несовершенных законов, среди которых есть и такие, которые противоречат букве и духу Конституции РФ, международному законодательству, принимаются под давлением лоббистских «групп интересов» вопреки интересам общества и государства. Через шесть лет в этой же газете 19 октября 2010 г. были опубликованы данные Верховного суда РФ о неправильном применении законов судьями. Из всех отмененных приговоров каждый второй был отменен из-за неправильного применения закона. При этом высшая судебная инстанция подчеркивает, что за последние три года число ошибок, связанных с неправильным применением права, неуклонно растет. Эти ошибки нельзя оправдать затруднениями судей, не успевающих следить за новыми поправками в законы. Такое положение дел снижает доверие граждан к судебной власти, правоохранительным органам и в целом к государственной власти.

Академик О.Т. Богомолов справедливо пишет: «В России сегодня нравственное воспитание, духовное возрождение — одна из важнейших и необходимых предпосылок оздоровления экономики. Средства массовой информации, государство, церковь должны взять на себя ответственность за состояние нравственности и соблюдение общих интересов, создать заслоны рыночному эгоизму и корыстолюбию, всемерно способствовать утверждению нравственных критериев и стандартов в политике, экономике и в быту» [5, с. 20—22].

Среди нравственных понятий особо значимо понятие социальной справедливости, к которое обычно используют малоимущие. В философии это категория морально-правового и социально-политического сознания, оценивающая общественное функционирование сточки зрения соответствия положения человека в жизни общества и его реального социального состояния между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением. Несоблюдение этого соответствия является несправедливостью. Так, в 2007 г. прибыль класса капиталистов составила 56 %, и только 44 % — трудовые доходы; разрыв между средними доходами 10 % самых бедных и 10 % самых богатых в 2007 г. составлял 25—30 раз, т.е. в 2—3 раза больше, чем в Европейском Союзе. Рост реальных доходов населения приходится большей частью на верхнюю прослойку буржуазии [5].

Категория справедливости прямо относится и к морали в экономической сфере. Вопрос о взаимосвязи нравственности и этики с экономикой обсуждается в европейской науке не одно столетие. Еще Аристотель, который впервые ввел термин «этика», рассматривал ее как учение о добродетелях — нравственных качествах личности. Аристотелем подчеркнуто различие между экономикой как рациональным ведением хозяйства и умением наживать состояние (хрематистикой). В искусстве наживать состояние, поскольку оно складывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, т.к. целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличивать свои капиталы до бесконечности. Аристотель отрицательно относился к беспредельной жажде денег, рассматривая ее как зло.

Роль нравственности, культуры в успешном функционировании экономики проявляется в знаниях, профессионализме, творческом отношении в развитии экономики. И напротив, низкий уровень культуры, эгоизм, стремление к личной выгоде в ущерб общественным интересам, пренебрежение ими — это показатель бескультурья и безнравственности.

Из нашего жизненного опыта нам хорошо известно значение поведенческой культуры, проявляющейся в поведении человека в быту, его отзывчивости, готовности прийти на помощь, уважения к окружающим и, конечно, соблюдения законов и нравственных правил. Естественно, не следует нарушителей законов и правил общежития оставлять безнаказанными. Они не должны вызывать сочувствия.

Рассматривая вопросы воспитания культуры и нравственности, следует подчеркнуть особую роль системы образования. Вежливости, уважительному отношению к окружающим, пожилым людям, поведению в быту и семье детей в школах не учат. Не в каждой семье ребенок может получить достойное воспитание. Значительный ресурс в преодолении такого положения видится в усилиях государства и общественных институтов, направленных на повышение морального и образовательного уровня основной массы населения. В этой связи введение в школьную программу курса «Основы православной культуры и светской этики» значительно важнее, чем простое религиоведческое и культурное просвещение, что справедливо подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл на открытии XVIII Международных рождественских чтений 25 января 2010 г. в Кремлевском дворце. Учитывая многовековой опыт церкви, для которой учительная деятельность всегда была одной из важнейших, как заметил Патриарх, он выразил готовность разделить этот опыт с теми, кто сегодня трудится в области подготовки педагогических кадров. Нельзя пройти мимо следующего замечания Патриарха: «Соединение наших духовно-организационных потенциалов во имя достижения важнейших педагогических целей, стоящих перед современной российской школой, неизбежно создает синергийный, т.е. объединенный, воспитательный эффект, благотворительность которого сумеют, надеюсь, в будущем оценить по достоинству даже наши сегодняшние критики. Ибо Русская Православная Церковь на протяжении более чем тысячелетней истории своего существования неизменно оставалась хранительницей высочайших духовных ценностей, исповедницей фундаментальных этических принципов человеческого бытия, на основе чего только и может

совершаться процесс воспитания разносторонней, внутренне содержательной и нравственной зрелой личности» [6]. Отметим, что Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на встрече с Президентом РФ, когда происходила его интронизация, применил термин «симфония власти» (созвучие), тем самым указав, что именно такое отношение светской и духовной властей является идеалом и нормой православной традиции [7, с. 131—132]. Эта позиция церкви — активно участвовать в общественном служении по нравственно-духовному воспитанию молодежи — есть реализация Основ социальной концепции Русской Православной Церкви «Церковь и Мир», принятой в 2000 г.

Особого внимания требует адаптация задач нравственно-этических основ и профессиональной культуры в системе высшего профессионального образования в подготовке квалифицированных кадров для правоохранительных органов — для полиции. С этим связывается необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в читаемые в вузах МВД России курсы по гражданскому праву, касающихся вопросов нравственно-этических основ и общей и профессиональной культуры обучающихся, как важнейших составляющих обеспечения интересов общества, государства, личности, совершенствования и развития социально-экономических основ России.

Рассматривая вопросы развития и совершенствования ГК РФ, следует остановиться на нескольких моментах. Не может быть противопоставления права нравственности и нравственности праву. Это аксиоматично. Право и нравственность в равной мере призваны служить интересам общества и личности, ибо они не первое столетие выполняют задачу социального регулирования поведения человека.

Категории нравственности в праве впервые масштабно прозвучали в Гражданском кодексе РФ 1994 г. и некоторых федеральных законах. В 48 статьях из более чем полутора тысяч статей действующего ГК РФ используются такие нравственные понятия, имеющие общее значение, как свобода, равенство, справедливость, гуманизм, добросовестность и разумность, достоинство личности, честь и достоинство, репутация, деловая репутация. Сюда же должны быть отнесены и случаи, когда законодатель не упоминает понятия добросовестности, но непосредственно использует стандарты фактической и (или) конструктивной осведомленности: «знал», «знал или заведомо должен был знать».

В действующем ГК РФ нравственные категории добросовестности, разумности и справедливости предусматриваются в п. 2 ст. 6 и п. 3 ст. 10 ГК РФ. Эти понятия морально-этической сферы в силу своего нормативного оформления, т.е. включения в правовую норму, становятся категорией в праве и приобретают обязательное значение. Однако эти категории в действующем ГК РФ не имеют значения общего принципа гражданского права, поскольку применения ст. 6 ГК РФ связано с частным случаем применения аналогии закона или аналогии права. При защите гражданских прав добросовестность и разумность предполагаются, как это предусмотрено п. 3 ст. 10 ГК РФ.

А между тем нравственно-этические категории, имеющие общее значение для всех или почти для всех институтов гражданского права, должны быть при таком подходе повторены в каждом институте, т.е. должны быть повторены как тождественные юридические принципы во всех или почти во всех институтах. В соответствии со структурой деления науки гражданского права общие нравственноэтические категории, имеющие значение важнейших принципов, должны быть включены в этом своем значении в ч. 1 ГК РФ. Согласно положениям Концепции развития гражданского законодательства РФ, нравственно-этические категории должны быть отнесены в ГК РФ к общим принципам гражданского права и найти самостоятельное достойное место в ряду этих принципов ч. 1 ГК РФ.

Нормы действующего ГК РФ, в которые вплетены нормы морали, нравственности, составляют малую долю от общего числа норм ГК РФ. Мы это подчеркиваем, потому что начало нового тысячелетия ознаменовалось пристальным вниманием к роли и значению человеческого фактора в сфере культуры, духовности, цивилизации, поскольку они имеют ключевое значение.

Решение задач совершенствования и развития гражданского законодательства связано с усложнением и многовариантностью хозяйственного механизма. Возрастает и значение правового регулирования социально-экономической основы нашего общества.

Практика применения судами гражданского законодательства выявила насущную необходимость пересмотра, уточнения, дополнения, максимальной детализации, сокращения множественности законов, принципиальных изменений системного характера, внесения четкости и ясности в используемые правовые конституции, создание заново и помещение в ГК РФ новых общих норм и т.д.

Совершенствование и развитие гражданского законодательства предусмотрены Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации. Соответственно, на первый план выходят культурологический и мировоззренческий факторы. Это достаточно серьезное основание для создания научной школы в масштабе кафедры нашего университета с целью системного научного изучения как теоретических, так и практических аспектов эффективности обновляемого ГК РФ и гражданского законодательства в целом.

Такая научная школа создается на неформальной основе для научно-образовательной разработки и трансфера системы новых информационных и инновационных технологий в целях передачи научных знаний в образовательный процесс высшей школы и законоприменительную практику.

Список литературы

1. Пермский экономический форум «Новая экономика и культурная политика» URL:http:// forum-history.ru/showthread.php?t=2403 (дата обращения: 15.03.2012).

2. Die Zeit. - 2003. - № 50. - С. 18.

3. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989

4. Словарь иностранных слов. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 352 с.

5. Богомолов, О. Т. Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записи и очерки. — М.: Европа, 2008. — 440 с.

6. Журнал Московской Патриархии. — 2010. — № 3. — С. 55.

7. Лугин, А. Е. Логос и мифос. Социология глубин. — М.: Академический проспект, 2010. — 360 с.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.