Научная статья на тему 'Нравственность и офицерский корпус России'

Нравственность и офицерский корпус России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственность и офицерский корпус России»

а.ф.щеглов НРАВСТВЕННОСТЬ

омский танковый И ОфИЦЕРСКИЙ КОРПУС РОССИИ

инженерный институт --. . -,-

УДК 301. 085

Сегодня, в период преобразований в общественной жизни России, реформ в различных ее сферах, в том числе - военной, вновь актуализируются многие проблемы, истоки которых имеют глубокие исторические корни. В частности, в военно-педагогической и военно-публицистической литературе рассматривается и подвергается дискуссионному анализу проблема формирования в обществе понимания необходимости и значимости ратного труда, повышения престижа воинской службы, выработки и привития нравственных качеств будущим защитникам Родины.

Морально-нравственной составляющей боевого потенциала войск всегда придавалось большое значение. Известный военный теоретик М.И. Драгомиров писал по этому поводу: «Операции русско-японской войны 1904 -1905 гг. с поразительной ясностью доказали, что в современную нам эпоху в военном деле на первом плане по-прежнему остался человек, живая сила с его нравственной энергией. В критические минуты войны, когда именно и решается «победа» или «поражение», значение нравственной энергии рельефно выдвигается на первое место». [3, 604]. При этом, особая роль как носителю нравственности всегда отводилась офицерскому корпусу - основе вооруженных сил любого государства. Не является исключением и армия России.

Хотя первое подобие офицерского корпуса на Руси возникло еще в стрелецких полках Московского государства и в первых двух регулярных единицах русской армии - Бутырском и Лефортовском выборных (отличных) полках солдатского строя, созданных при царе Алексее Михайловиче в 1645 году, офицерский корпус -костяк зарождающейся регулярной русской армии - в массовом порядке стал формироваться в эпоху Петра I. Истории известно даже имя первого русского офицера. Им был Иван Бутурлин, получивший звание майора, как человек «более ретивый и более принимавший к сердцу занятия Петра». [6, 14]. И не удивительно, что в основу становления российского офицерства царь-преобразователь ставил, прежде всего, нравственное начало. Он указывал при этом, что все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент.

Почему же нравственность во всех ее проявлениях, такие понятия как честь, отвага, долг, бескорыстие и бесстрашие, стали наиболее востребованы именно в военной организации общества? Почему выражение «слово офицера» при всем уважении к представителям других слоев общества звучит намного убедительнее, чем, например, «слово садовника»? По-видимому, источник этого феномена следует искать в особом характере труда военного и значимости его для общества.

Действительно, воинский труд, как никакой другой, чрезвычайно важен для общества, сопряжен с большими лишениями и опасностями, подразумевает максимальную самоотдачу вплоть до самопожертвования. Исходя из особенностей и целей воинской деятельности, факторами, определяющими специфику труда военнослужащего, могут являться:

- ограничение свободы деятельности личности через подчинение, соблюдение законов служебной иерархии и правил воинской субординации;

- строгая регламентация воинского труда, определяемая функциональностью боевой единицы, пре-

имущественно групповым способом деятельности военнослужащих (действие в составе подразделения, экипажа, расчета);

- настроенность на ограничения и лишения, действия в сложной обстановке под влиянием факторов активного и пассивного противодействия противника;

-готовность к самопожертвованию, обусловленная экстремальным характером воинской деятельности, предполагающей, в свою очередь, осуществление процесса взаимного уничтожения;

- сознательная ориентация личности военнослужащего на первоочередную реализацию интересов общества, государства в ущерб собственным интересам ввиду особой важности, в определенных ситуациях, воинской деятельности для всего общества.

Все эти факторы служат убедительным аргументом в пользу мнения об исключительной важности нравственной составляющей воина, в особенности -офицера. «В службе честь» - вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь русского офицерства, ставший его основной заповедью. Русским полководцем П.А. Румянцевым честь понималась как высшее проявление всех добродетелей военного человека. «В армии полки хорошими будут от полковников, а не от уставов, как бы быть им должно», -утверждал он. Румянцев считал, что офицеры только тогда достойны звания защитника Отечества, когда они «должность и ревность к службе и собственную честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат». [10, 49].

Истоки нравственности офицерского корпуса, особого трепетного отношения к основополагающим понятиям, таким как «честь», «доблесть», «отвага», «благородство» следует искать в генезисе офицерства как особой социальной прослойки общества. Потомки древнеримских центурионов, преемники средневековых рыцарей, офицерство как социально-профессиональная группа, стало оформляться с начала XVI века, с зарождением постоянной профессиональной армии. И не удивительно, что морально-нравственные установки офицерства того времени во многом перенимали рыцарские правила и нормы. Однако одной преемственностью для объяснения истоков нравственности офицерства обойтись невозможно. Здесь необходимо видеть социальные корни.

Так, на Руси периода раннего Средневековья дворяне первоначально отличались от крестьян тем, что первые в качестве гражданской повинности несли военную службу, а вторые - платили подати. Таким образом, разделение общества на «благородных» и «подлых» (т.е. податных, платящих подать), имело своим основанием именно это обстоятельство: защищать родину с оружием в руках считалось занятием благородным. До XIX века исключение человека из подушного оклада (а им охватывалось более 95 % населения страны, кроме духовенства, чиновников, почетных граждан и офицеров) означало для него существенное повышение социального статуса. Поэтому военная служба была одним из привилегированных видов занятий.

Наряду с этим, военная деятельность изобиловала опасностями и лишениями, требовала от человека недюжей смелости, самоотверженности и стойкости.

Иначе, как великой тяжестью ратной жизни невозможно объяснить кажущиеся парадоксальными царские указы периода феодальной Руси о запрещении на территориях засечных земель самовольного перехода дворян в холопы. Такие переходы практиковались некоторыми дворянами с целью уклонения от ратной повинности по причине особой тяжести военной службы. [1, 27].

Тем не менее, несение военной службы в качестве офицера традиционно было уделом и привилегией, как правило, дворян. Так, в 1898 году особое совещание по делам дворянства справедливо отмечало: «Исторически сложившимся призванием нашего дворянства всегда было служение государству, причем славным поприщем сего служения искони была служба военная». [5,77]. Более того, длительная и образцовая военная служба и другие военные заслуги давали возможность получения, в качестве награды, личного или потомственного дворянского титула.

Офицерский мундир, в свою очередь, требовал от его обладателя быть носителем высоких нравственных качеств, человеком чести и данного им слова. Ярким примером верности офицера своему слову, данному им обещанию, в частности, в форме воинской присяги, служит следующий известный исторический факт в 1825 году декабристы выбрали для своего выступления именно такой момент, когда прежняя присяга утратила силу, а новая еще не была принесена; само же выступление проходило формально под лозунгом предпочтения одной присяги, уже принятой (отрекшемуся Константину Павловичу), другой, которую еще предстояло принять. Организаторы восстания давали себе полный отчет в том, что в ином случае сколько-нибудь массовое участие офицеров и солдат в этой акции было бы попросту невозможным.

Большое значение в офицерском корпусе России придавалось безукоризненной репутации офицера, основанной, в частности, на неприкосновенности его личности. Так, согласно существовавшим правилам, офицер не мог подвергаться наказаниям, унижающим его достоинство. Даже за долги взыскание накладывалось только лишь на имущество офицера, но ни в коем случае -на его личность (он не мог быть подвергнут аресту). Не допускались в отношении офицера и телесные наказания, даже если они имели место до начала его службы. При вскрытии подобных фактов офицер был обязан подать прошение об отставке. Иногда доходило до абсурда: даже в случае отсутствия прямой вины, например, при нападении пьяных хулиганов, дальнейшая военная служба для пострадавшего офицера признавалась невозможной. [1, 291].

Поддержанию высокого социального статуса офицера способствовал и принятый 20 мая 1894 года закон о дуэлях, официально позволявший применять подобную крайнюю меру для защиты его чести и достоинства. И хотя при этом смертельных исходов было ничтожно мало, сама вероятность поплатиться жизнью за нанесенное офицеру оскорбление была весомым аргументом в защиту его личности. В дальнейшем подобное трепетное отношение к личности переносилось, проецировалось на выработку чувства войскового товарищества, гордости за принадлежность к своему полку, роду войск, вооруженным силам в целом.

Подобные высокие требования к нравственным качествам офицера ставили задачу формирования, привития системы нравственности кандидатам в офицеры. И в этом деле трудно было переоценить роль семьи. Именно в семье, когда человек с детства усваивал соответствующие ценности, качества, необходимые будущему офицеру, формировались наиболее успешно. Современник писал об офицерской семье XIX века: «Что такое сын офицера? В большинстве это человек, который

с детских пеленок проникается оригинальной прелестью военной жизни. В младенческом возрасте он уже бывает счастлив, когда ему импровизируют военный мундир. Едва он начинает лепетать, как уже учат его военной молитве за Царя, и образ Государя, столь обаятельный в военном мире, чудесно рисуется в его детском воображении. Он засыпает под звуки военной зари и далеко уносится в своих мечтах в область героизма, слушая солдатские песни, исполненные военной поэзии. Учения, маневры, стрельбы, стройные линии солдат, военная музыка, знамя, окруженное своими защитниками, -все это становится ему близким, родным, он тоскует по этой обстановке, если отрывается от нее, и его совсем не тянет в какой-нибудь иной мир; он мечтает о кадетском корпусе. Там он получает удовлетворение, чувствует себя как бы на службе и привыкает гордиться этим». [1, 290]. Отмечая некоторую пафос-ность цитаты, заметим, что сказанное верно отражало систему военного воспитания в России того времени, когда кадетские корпуса пополнялись за счет, в основном, офицерских сыновей.

Важной нравственной составляющей армии являлись многочисленные воинские традиции. Традиции

- это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Другими словами, традиция - это элемент социального и культурного наследия определенного общества или отдельного его слоя, разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение. С точки зрения социальной роли, говорил A.C. Макаренко, традиции -это "социальный клей", который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы. [2, 44].

Основные понятия идей и взглядов, которые культивировались в офицерской среде и сформулированы выдающимися военными деятелями и мыслителями прошлого, сводятся к следующим положениям:

• Родина - святое и важное понятие для человека, особенно офицера. Он готов отдать для ее благополучия, процветания и независимости все. Нет больше чести, как положить душу за «друга своя...»;

• Закон для офицера свят и нерушим. А его исполнение

- высочайший долг;

• Войско, крепко спаянное дисциплиной, на войне представляет собой организованную массу, девиз которой «Победить или умереть»;

• Хочешь мира - готовься к войне. Хочешь побед - учись в мирное время!.. Готовить себя к войне поздно на поле сражения;

• Не так важно уничтожить врага, как подорвать его уверенность в силах, заставить прекратить борьбу, подчинить своей воле;

• Не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовстве, унижающих солдата;

• Мы должны все время помнить, что окружены врагами... У России только два союзника - ее Армия и Флот. [2,45].

Для современных Вооруженных Сил проблема преемственности традиций, выработки и поддержания высокого морального духа солдат и офицеров приобретает большое значение. Противоречивые процессы в российском обществе конца 80-х - начала 90-х годов, усугубленные экономическими проблемами, состояние глубокой социальной анемии не могли не повлиять на положение армии, ее моральную составляющую. Рост преступности в Вооруженных Силах (в том числе среди офицеров), другие негативные проявления, помноженные на экономические трудности общества, отрицательно отразились на престижности воинского

труда. Этому во многом способствовали и общемировые тенденции: потепление международных отношений, прекращение противостояния «Восток - Запад», рост популярности движения пацифизма. Несовершенство законодательства того периода, отсутствие социальной защищенности человека в погонах дополнили и без того печальную картину: военная служба стала делом непрестижным, перспектива предстоящего призыва - уделом неудачников, критика армейских порядков - занятием модным, благодарным и порой прибыльным.

Своего апогея ситуация достигла в первую чеченскую кампанию. Вот что, например, по этому поводу с горечью пишет участник боевых действий майор Г. Крюков: «К сожалению, - констатирует он, - новое российское руководство, бросив армию в пламя чеченского конфликта, трусливо повернулось спиной к сражающимся людям. По свидетельству участников боев в Грозном, их поразило не столько упорное сопротивление сепаратистов, сколько ожесточенная брань, откровенная ложь, граничащая с предательством антиармейская компания, развернутая в Российском Правительстве, Государственной Думе и средствах массовой информации. Заигрывание с чеченскими преступниками, создание вокруг них ореола романтических героев-борцов за свободу, травля российских солдат и шельмование верных долгу офицеров, систематические невыплаты нищенского денежного довольствия ведут к снижению социального статуса воина и ни в коей мере не способствуют повышению результатов боевой деятельности.» [7, 36]

Последовавшие вскоре за Хасавюртовским миром трагические события на границе Чечни и Дагестана, террористические акты в Москве, Волгодонске, Буйнакске со всей определенностью показали истинное лицо сепаратистов, взявших на вооружение идею вахаббиэ-ма и террора; они доказали даже самым отъявленным скептикам важность и жизненную необходимость для общества института армии, всемерного его укрепления, в том числе - морально-волевой составляющей.

Все это настоятельно потребовало возвращения к проблеме формирования нравственности воинов, прежде всего - офицеров, упрочения их морального духа, вызвало необходимость обращения к истокам -незаслуженно забытым воинским традициям, многочисленным фактам героического военного прошлого России. В определенной степени это уже происходит. Так, например, в войсках возрождаются институты офицерского собрания, суда офицерской чести. К жизни вернулась прекрасная, по сути, традиция проведения офицерских балов, в обиход межличностного

и. н. дергачева

Омский государственный институт сервиса

УДК 372.854

Наука - дочь удивления и любопытства, которые всегда являются ее движущими силами, обеспечивающие ее непрерывное развитие.

Луи де Бройль

Небосвод человеческой истории, по словам В.А. Су-хомлинского, усеян вечно горящими звездами служения пюдям. Одной из таких звезд, яркой и самобытной, была личность ученого-физика Луи де Бройля.

общения офицеров вновь вошли незаслуженно забытые фразы «слово офицера» и «честь имею». [8; 26] Воины Российской Армии воспитываются сегодня на примерах из жизни выдающихся полководцев и великих побед русского оружия. Дни воинской славы России стали неотъемлемой частью праздничного армейского календаря.

В условиях осуществления военной реформы, в том числе - реформы военного образования, укрепление морально-нравственной составляющей боевого потенциала войск является одной из главных задач. При этом формирование офицерского корпуса - основы вооруженных сил - приоритетное ее направление. Лицо любой армии - ее офицеры. Поднять престиж армии, ее офицерского корпуса - вот задача сегодняшнего дня. Офицеры современных Вооруженных Сил России должны всегда помнить девиз офицеров русской армии «Жизнь - Отечеству, честь - никому!», соответствовать образу своих героических предков, хранить и преумножать их славу, беречь и соблюдать воинские традиции, и в соответствии с ними воспитывать своих подчиненных.

Литература

1. Волков С. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993.

2. Грунтовский И. Традиции офицерского корпуса Российской армии. // Ориентир, 2002, № 4, с. 44 - 47.

3. Драгомиров М.И. Дисциплина, субординация, чинопочитание. // Избранные труды. 1956.

4. Кедрин С.Е. Русский воин. - М., 1989.

5. Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России, 1861 -1904 г.г.М., 1979, с. 77

6. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. - М., 1945.

7. Крюков Г.А. Социализация офицеров Вооруженных Сил РФ и механизмы ее оптимизации в условиях боевой деятельности. Выпускная квалификационная работа. М., Военный Университет, 1977.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., Воениздат, 1994.

9. О долге и чести воинской в Российской армии. - М.: Воениздат, 1990.

10. Офицерский корпус русской армии // Российский военный сборник. Вып. Na 17. - 2000.

11. Саханский Н. Нравственный облик офицера российской армии. // Ориентир, 1997, №3.

12. Суворов A.B. Наука побеждать. //Хрестоматия по русской военной истории. М., 1954.

ЩЕГЛОВ Александр Федорович, старший преподаватель.

Многим де Бройль известен лишь как физик-теоретик, который высказал идею о двойственной корпускулярно-волно-вой природе частиц, ввел, таким образом, представление о волнах, названных волнами де Бройля. Он был не просто ученым-физиком, а великим гуманистом, педагогом, писателем и общественным деятелем! Научные

«ПОЛЬЗА И УРОКИ ИСТОРИИ НАУК» НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЛУИ ДЕ БРОЙЛЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.