Научная статья на тему 'Нравственное воспитание подростков в поликультурной среде школы'

Нравственное воспитание подростков в поликультурной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борискина А. А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного образования и нравственного воспитания подростков в поликультурной среде школы. По мнению автора, процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Осуществляется нравственное воспитание при условии наполнения единого воспитательного пространства содержанием, способствующим творческой активности подростка, организацией совместной деятельности привлекательной для подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание подростков в поликультурной среде школы»

9. Свиридов Д.А. Академический рисунок как профессиональная деятельность дизайнера / Д.А.Свиридов - Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2008. - С. 238-243.

10. Соколов М.В. Основы композиции при подготовке художников ДЛИ и дизайнеров / М.В. Соколов - Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2008. -С. 243-249.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

© Борискина А.А.*

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного образования и нравственного воспитания подростков в поликультурной среде школы. По мнению автора, процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Осуществляется нравственное воспитание при условии наполнения единого воспитательного пространства содержанием, способствующим творческой активности подростка, организацией совместной деятельности привлекательной для подростка.

Процессы глобализации во всех общественных сферах приводят человечество к новым взглядам на себя. Процессы эти, бесспорно, имеют позитивную характеристику: они не отменяют ни языкового, ни культурного различия внутри единого государства, они могут представлять единую систему социальных, культурных, экономических взаимодействий. Информатизация, как основа глобализации, является выражением технического совершенства и служит как развитию индивида, так и познанию окружающего мира. Но существует и негативная сторона процесса глобализации. Ряд проблем, имеющих отношение к этому, получил название глобальных проблем современности. И одна из таких проблем связана с религиозными и этническими конфликтами. Такие антисоциальные явления, как расизм, дискриминация, межнациональная разрозненность свидетельствуют о безнравственных поступках людей, вовлеченных в эти конфликты. Именно «нравственность, в основании, которой лежит доминанта человечности, равной позитивной душевности, тормозит проявление архетипа «свой -чужой» [1, с. 119]. Культурные и этнические различия, которые обогащают человечество, требуют осмысления в процессе обучения и воспитания.

* Соискатель кафедры Педагогики и психологии.

Нравственное воспитание подростков, формирование позитивного отношения к себе и людям в поликультурной среде школы могут послужить ответом на потребности различных народностей, проживающих на одной культурной территории, и одна из этих потребностей - это «потребность человека в человеке» [4, с. 5]. Человек нуждается в общении, в понимании, в дружбе. И от того, насколько человек воспитан, зависит и то, насколько он способен к общению, взаимодействию, содружеству, «Человек сам выбирает, кем ему быть» [2, с. 17], и задача воспитателя помочь ребенку открыть Себя и Другого с лучшей стороны, найти путь к совершенствованию нравственных привычек и чувств. Воспитание подростка в поликультурной среде школы должно находиться под правильным управлением и контролем. Являясь важнейшим понятием педагогики, носящим характер категории, воспитание нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития, ни к процессу формирования, но каждый из них предполагает наличие воспитательного начала. И обучая, и развивая, и формируя определенные качества в ребенке, педагог оказывает на него воспитательное влияние; и воспитание, и образование, протекающие во времени и пространстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальной педагогической деятельности процесс воспитания и процесс обучения всегда проникают друг в друга, поэтому воспитательная работа может и должна базироваться на процессе обучения.

Нравственное воспитание подростков в поликультурной среде - это формирование способности к социальным, культурным, духовным связям, отражающим единство интересов, целей и убеждений. В организаторской деятельности педагога это восхождение к Себе и Другому, к дружбе народов, которая определяет качественное состояние нравственной позиции и характеризуется устойчивой взаимной симпатией участников образовательного процесса. В процессе обучения и воспитания человек обретает определенную целостность. В организации этого процесса педагог должен четко представлять, на какой результат направлена его педагогическая деятельность, каких перемен в поведении, в познании окружающей действительности он ожидает от своих воспитанников. Внутренняя воспитанность школьников может проявиться в их нравственной позиции по отношению к представителям разных этнических групп, в культуре общения, в соблюдении общепринятых человеческих норм и установок. Поскольку воспитание считается двусторонним процессом, который предполагает не только организацию и руководство, но и активность конкретной личности, важно понять, в каком направлении мы будем оказывать на подростка воспитательное влияние, какие нравственные качества формировать, и какую активность мы ожидаем от него, в чем она проявится.

Нравственное воспитание подростков в поликультурной среде московской школы связано сегодня с обращением к забытым ценностям и тради-

циям. Формирование нравственной позиции, нравственных взглядов, убеждений, системы нравственных отношений связано с изучением совокупностей знаний, которые воплощаются в нравственном идеале, этических нормах и оценках, моральной мотивации. Шиманский Г.И. делает попытку объяснить, что каждому человеку присуще различать добро и зло в поступках, так как начало нравственности прирожденно человеку, а вот сами понятия о добре и зле, как у всех народов, так и у отдельных личностей могут быть различны. Силуянова И.В. разводит понятия «нравственности» и «морали». Она поясняет, что можно поступать нравственно (согласно своим чувствам, нравам) и при этом аморально (вопреки долгу и нормам общества). Тогда мы можем согласиться с тем, что «нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения» [3, с. 107]. Нравы воспитанника могут быть связаны с его потребностями. К примеру, ребенок, недополучивший еще в дошкольном возрасте любви и ласки своих родителей, может быть агрессивен. Ребенок, не получивший должного воспитания семьи, ребенок, испытывающий постоянное чувство голода, ребенок из неблагополучной семьи может быть вороват, но не каждый ребенок из благополучной семьи захочет выстраивать с ним межличностные отношения. Во многом межличностные отношения будут зависеть от внутреннего мира подростка, его семьи, и компетентности учителя. Межличностные отношения - это та нравственная позиция, которая определяет уровень нравственной культуры личности. Нравственность - один из факторов гуманизации межличностных отношений подростков, поэтому нам импонирует определение нравственности, данное И.В. Силуяновой: «Нравственность - это внутренний код, определяющий человеческие отношения» [3, с. 14].

Позитивные межличностные отношения в поликультурной среде московской школы возможны тогда, когда человек в этой среде имеет нравственное чувство сопричастности к миру людей, чувство ответственности за этот мир; когда его нравственное сознание не делит в этой среде людей на «своих» и «чужих»; когда всем своим поведением человек в этой среде демонстрирует готовность к диалогу, миролюбие, проявляет толерантность не только на словах, но, что, наиболее ценно, в поступках.

Нравственное сознание, нравственное чувство, нравственное поведение - это результаты нравственного воспитания, которые достигаются путем нравственного формирования личности. Размышляя о нравственности, мы предполагаем, что закладывается основание нравственности в детстве, и на протяжении всего взросления идет накопление жизненного опыта, где человек встает перед постоянным выбором между своими возможностями, желаниями, потребностями и общечеловеческими ценностями. Ценности жизни, милосердия, сострадания, сочувствия, заботы о детях и стариках - это общечеловеческие наднациональные ценности, и разнообразие культур мо-

жет определяться здесь различием в этических деталях. Независимо от того, к какой культуре и этнической общности, нации или социальному слою принадлежит человек, ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, свободы, права выбора, семейных отношений принимаются всеми народами. Светскость и религиозность провозглашают добро и отвергают зло. Но именно нравственный человек обретает истинное значение в обладании ума, таланта, благополучия, тогда эти ценности обращаются не во зло, а в добро. В светское образование можно привнести те религиозные ценности, которые не противоречат идеям мира, а именно: милосердие, любовь, сострадание, мужество в перенесении страдания, прощение. Тогда то чем наделен подросток: красота, сила, ум, талант - обретут смысл.

Фундаментом нравственного воспитания подростков в поликультурной среде школы может служить работа по формированию в подростках ценностно-смыслового единства культуры, нравственной позиции к отличию, межличностных и межэтнических отношений. Основными характеристиками нравственной воспитанности подростков в поликультурной среде школы является толерантность, нравственность, путь к диалогу. В основе человеческих отношений лежит нравственность. Каждый человек может испытывать по отношению к другому разные чувства (чувства добра и зла, чувства привязанности и долга, чувство свободы и ответственности). Для того чтобы объективно оценить состояние нравственной воспитанности подростков необходимо диагностировать культуру межличностных отношений внутри поликультурной среды школы и стремление подростков к общению со сверстниками.

Нравственное воспитание подростков в поликультурной среде школы базируется на освоение доминирующей национальной культуры с последующей интеграцией в иные культурные пласты (этот принцип соблюдается во всех странах, продвигающих идеи поликультурного образования). Осуществляется нравственное воспитание при условии наполнения единого воспитательного пространства содержанием, способствующим творческой активности подростка, организацией совместной деятельности привлекательной для подростка. Эффективность нравственного воспитания подростков повышается за счет самой поликультурной среды. Для того чтобы подростки освоили и присвоили поликультурную среду, необходима Гуманизация поликультурной среды.

Гуманизации поликультурной среды может служить сетевое взаимодействие. Сетевой характер взаимодействия способствует равноправному общению, в котором процесс образования и воспитания выступает как процесс регулярных контактов с культурными явлениями и живыми людьми. Результатом сетевого взаимодействия может быть новый интеллектуальный продукт (проект, доклад, статья, электронное пособие и др.). Поскольку проблема проекта должна быть социально-значимой, то, работая

над проектом, подросток начинает ориентироваться в поступках, давать оценку происходящим событиям, т.е. формируется его нравственная позиция в отношении добра и зла, нравственного выбора и нравственного чувства. Коммуникативная культура подростка зависит от той модели общения, которую он усвоил дома, в семье. Но культура эта воспитывается и школой. Мы рассматриваем сетевое взаимодействие как возможность установления позитивных или неконфликтных отношений подростков и взрослых. А поскольку стремление сгруппироваться для общения и совместной деятельности - базовая потребность подростка, то включение подростков в проектную, исследовательскую и творческую деятельность на окружном, городском, международном уровнях помогают подросткам научиться общаться, вступать в диалог, быть толерантными.

Список литературы:

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭЕК», 2007. - 144 с.

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. - М.: Изд-во ПСТГХ 2008. - 240 с.

3. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М.: «Грант», 2001. - 192 с.

4. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. - М.: Советская Россия, 1981. - 96 с.

5. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. - Киев: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2005. - 670 с.

ФОРМИРОВАНИЕУ ДОШКОЛЬНИКОВ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

© Воронина Л.В.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье раскрывается роль алгоритмов в жизни современного человека. Описывается методика ознакомления дошкольников с алгоритмами и формирования у них алгоритмических умений.

Ребенок - социальная личность, поэтому полноценно развивается он, только находясь в тесном взаимодействии со своей семьей и в гармонии с

* Доцент кафедры Математики и методики ее преподавания в начальных классах, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.