Научная статья на тему 'Нравственное воспитание личности в контексте динамики развития педагогической науки'

Нравственное воспитание личности в контексте динамики развития педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИКА / MORAL DEVELOPMENT / EDUCATION / SOCIETY / FORMING OF PERSONALITY / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Наталья Эдвиновна, Коренева Елена Николаевна, Киреев Михаил Николаевич

Проблемы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека заботили общество постоянно и во все времена. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF DYNAMICS OF PEDAGOGICAL SCIENCE DEVELOPMENT

Problems of moral development, education, perfection of а man caused society constantly and at all times. Questions about the main role of moral education in development and forming of personality were realized and put in pedagogy from ancient times. The roots of it turn to Ancient Greece.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание личности в контексте динамики развития педагогической науки»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Чернявская Наталья Эдвиновна

канд. пед. наук, доцент Белгородского государственного института искусств

и культуры, г. Белгород Коренева Елена Николаевна канд. пед. наук, доцент Белгородского государственного института искусств

и культуры, г. Белгород E- mail: korenevaen@yandex. ru Киреев Михаил Николаевич канд. пед. наук, доцент Белгородского государственного института искусств

и культуры, г. Белгород

MORAL EDUCATION OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF DYNAMICS OF PEDAGOGICAL SCIENCE DEVELOPMENT

Chernyavskaya Natalia Yedvinovna

candidate ofpedagogic sciences, associate professor of Belgorod State Institute of

Arts and Culture, Belgorod Koreneva Elena Nikolaevna candidate ofpedagogic sciences, associate professor of Belgorod State Institute of

Arts and Culture, Belgorod Kireev Mikhail Nikolaevich candidate ofpedagogic sciences, associate professor of Belgorod State Institute of

Arts and Culture, Belgorod

АННОТАЦИЯ

Проблемы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека заботили общество постоянно и во все времена. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию.

ABSTRACT

Problems of moral development, education, perfection of а man caused society constantly and at all times. Questions about the main role of moral education in development and forming of personality were realized and put in pedagogy from ancient times. The roots of it turn to Ancient Greece.

Ключевые слова: нравственное развитие; воспитание; общество; формирование личности; педагогика.

Keywords: moral development; education; society; forming of personality; pedagogy.

Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса. Менялись уклады общественной жизни, политического устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех этапах его развития — подъемов и падений, рассвета и упадка — на уровне семьи и государства непременным приоритетом в образовательном процессе оставалось нравственное воспитание.

Прогресс общества на всех этапах исторического развития способствовал продвиижению педагогической мысли, формировал основные концепции нравственного воспитания, требовал научного подхода к проблеме разработки теории нравственного воспитания, определению его социальной роли, обогащая новым содержанием в соответствии с новыми жизненными условиями и принципами.

Безусловно, каждый исторический период накладывает отпечаток на содержание воспитания. Это и так называемый социальный заказ, и деидеологизация процесса воспитания, и исключение целенаправленного воспитания из образовательного процесса, и, напротив, всплеск интереса к проблемам воспитания, в том числе и духовно -нравственного.

Вместе с тем еще в Древней Греции именно нравственному воспитанию уделялось особое значение, а идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Между древнегреческими философами не было единства в выборе форм и методов воспитания, но в определении самого понятия и цели формирования у воспитуемого высоких и неизменных, как они считали, нравственных представлений они были едины.

Философ-идеалист Сократ (469—399 гг. до н. э.) полагал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности [3, с. 25].

Платон (427—347 гг. до н. э.) — считал, что приближение к высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.), ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум — таковы три источника нравственного воспитания.

Философы XVIII века (Я.А. Каменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Эскирос, Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.), продолжая традиции философов и педагогов Древней Греции, углубляют с учетом нового времени учение о воспитании нравов. Я.А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». Иоганн Герберт считал, что нравственное воспитание должно стоять на первом месте. Он, отстаивая свою точку зрения о необходимости обучения детей покорности, подчинению дисциплине и авторитету власти, считал, что главной задачей воспитания является нравственность: единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове «нравственность» [2]. Г. Песталоцци говорил о том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.

Проблема нравственного воспитания являлась предметом исследования в трудах русских просветителей, а также А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, которые уделяли особое внимание нравственному воспитанию подрастающих поколений, относя его к важнейшим и самым необходимым условиям гармоничного развития личности. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой. Он считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. На всех этапах развития российского общества ученые исследовали проблему нравственности, культуры и духовности.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [4].

Прогресс общества, способствовавший развитию педагогической мысли второй половины XIX века, формировал основные концепции нравственного воспитания, более научно подходил к разработке теории нравственного воспитания, определяя его социальную роль, обогащая новым содержанием в соответствии с новыми жизненными условиями и принципами. Общественный прогресс, связанный с переходом от феодализма к капитализму, способствовал дальнейшему развитию педагогической мысли, педагогической науки и непосредственно теории нравственного воспитания. В этот период переоцениваются все основные концепции нравственного воспитания, осуществляются попытки с научных позиций подойти к разработке теории

нравственного воспитания, переосмысливается его социальная роль, нравственные понятия обогащаются новым содержанием в соответствии с изменившимися условиями. Характерной особенностью развития педагогической мысли второй половины XIX века является то, что видные прогрессивные русские педагоги А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие рассматривали цель, содержание и методы воспитания детей с глубоко гуманистических религиозно -нравственных позиций. Вопрос о нравственном воспитании в то время глубоко волновал и Марию Константиновну Цебрикову [5], известного педагога, литератора, редактора педагогического журнала «Воспитание и обучение». Целью нравственного воспитания она считала развитие в ребенке «чувства собственного достоинства», которое «предохранит от бесчестных поступков». Полностью соглашаясь с пониманием Песталоцци нравственного воспитания, она цитировала его суждения на эту тему: «Все элементарное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится...» [1, с. 36]. М.К. Цебрикова придавала великое значение нравственности. «При сильном нравственном чувстве, — писала она, — развито сознание общественного долга, стремление приносить пользу» [1, с. 27].

«Где же искать основы нравственности?» — спрашивает М.К. Цебрикова. И объясняет: «Человек всегда стремится делать то, что ему приятно, задача воспитания научить юношество находить это приятное в наслаждении высшего порядка, а не низшего, в общем, а не в узком, личном; тогда и личное и общее сливаются вместе и нет места для борьбы между стремлением к тому и другому» [1, с. 45]. Продолжая свою мысль о нравственности, Цебрикова пишет: «Важно, чтобы с первых лет жизни дети поняли, что есть нечто высшее, перед чем должно смолкнуть все личное» [1, с. 46]. Нравственное

воспитание человека, считала Мария Константиновна Цебрикова, обусловливается не только путем объяснения ребенку, что добро и что зло, но также и примером окружающих, влиянием среды, в которой он находится.

Проблема духовно -нравственного воспитания молодежи характерна для любой исторической эпохи, в наше время эта проблема наиболее актуальна. Сегодня особенно остро стоят проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание.

Все более актуализируется проблема возрождения традиционной для нашей страны духовно-нравственной атмосферы, за которую боролись лучшие просветители.

Особая роль в решении этой задачи отводится специалистам социокультурной сферы. В связи с этим в настоящее время перед высшими учебными заведениями культуры стоит целый ряд насущных задач, связанных с возрождением отечественной культуры и духовно -нравственных традиций.

Решение этих задач возможно лишь при глубоком понимании, полном принятии и активном внедрении системного подхода к педагогической действительности и теории о логике педагогической деятельности с учетом генетического анализа феномена нравственного воспитания на протяжении различных этапов развития российского общества.

Необходимо исходить из того, что именно нравственное воспитание пронизывает другие его подсистемы — эстетическое, экологическое, физическое и другие аспекты воспитания. Его изъятие из воспитательного процесса нарушает целостность системы и делает систему недееспособной. Именно нравственная и духовная опустошённость молодого поколения девяностых годов породила безнравственных «интеллектуалов», лжепатриотов, бездуховных «эстетов» и т. д.

Для современного этапа развития нашего общества весьма характерно пробуждение интереса к проблемам нравственного возрождения России, возрождению традиций российского народа, его культурного и духовного

наследия, нравственных основ российской культуры. Отмечается особая заинтересованность проблемами нравственного становления личности не только со стороны государства, но и со стороны русской Православной Церкви. Активно осуществляется поиск новых способов возрождения нравственного стержня российского народа с учётом длительного периода ослабления внимания этому важнейшему компоненту целостного воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Артемьева М. [Цебрикова М.] Нравственное чувство // Детский сад. — 1876. — № 1—2.

2. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Герберт М.: ГУПИ наркомпроса РСФСР, 1940. — 292 с.

3. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 448 с.

4. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский / Сост. П.А. Лебедев. М., 1998. — 195 с.

5. Чернявская Н.Э., Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н.Э. Чернявская. Белгород: БГИКИ, 2010. — 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.