Научная статья на тему 'Нравственное воспитание как педагогическое условие профессиональной адаптации молодого педагога'

Нравственное воспитание как педагогическое условие профессиональной адаптации молодого педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ETHICS / MORAL EDUCATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / MORAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Ф. А., Ахмедова А. М.

В статье рассматривается влияние нравственного воспитания молодого педагога на процесс его профессиональной адаптации. Значительное внимание уделяется таким понятиям как нравственность, нравственные принципы, нравственный ориентир, нравственное воспитание, мораль, духовно-нравственное воспитание. Анализируется положение о том, что профессиональный потенциал каждого будущего педагога должен быть определен в период его обучения в вузе, что способность к адаптации обеспечивается педагогическими условиями, обеспечивающими успех и эффективность профессиональной деятельности. Автор приходит к выводу, что нравственное воспитание в профессиональной адаптации личности педагога при соответствующих педагогических условиях переходит в собственно условие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION AS A PEDAGOGICAL CONDITION OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF A YOUNG TEACHER

This article discusses the impact of moral education of young teachers in the process of occupational adaptation. Considerable attention is paid to such notions as morality, ethics, moral guidelines, moral education, moral, spiritual and moral education. In this article the researchers talk about the fact that the professional capacity of each future teacher must be determined in the period of his studies at the university that provides the ability to adapt pedagogical conditions that ensure the success and effectiveness of the professional activity. The authors conclude that the moral education in professional adaptation of teachers in appropriate pedagogical conditions transfers into a proper condition. The authors give their own definition of what moral education as a means of professional adaptation: it is a system of personal qualities (responsibility for the future of students, feeling of shame for poorly-done work) that allow changing pedagogical methods in correspondence to new conditions and knowledge and beliefs that define the results of their work by a criterion of public usefulness that finally make a person realize himself in creative development.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание как педагогическое условие профессиональной адаптации молодого педагога»

вых проектных технологий обучения, которые призваны обеспечить саморазвитие учащихся, усилить их творческую активность. В связи с этим проблема проектирования учебных задач в дидактическом процессе актуальна в плане изучения противоречий и взаимосвязей традиционного и личностно-ориентированного подхода к обучению.

Проектная технология обучения призвана обеспечить изменение исходной и основной установки существующих систем обучения, поскольку предполагает не решение готовых задач, а генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном контексте, как проблем, возникающих в самой социальной жизни.

Реализация проектной технологии обучения, на наш взгляд, обеспечивает разрушение превалирования готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению, потому что ученик не только усваивает готовые представления и понятия, но и используя любую информацию, строит свой проект, свое представление о предметном мире.

Проектная технология обучения предполагает осуществление учебной деятельности на основе учета потребностей социальной и личной жизни обучающегося, выбираемых или формулируемых самим учащимся и выполняемых в процессе познания. Следовательно, можно утверждать, что использование проектной технологии обеспечивает средственный механизм мотивации потому, что создание и реализация проекта имеет не только учебный, но жизненный смысл для школьника.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что содержание традиционного обучения составляют обобщенный и систематизированный социальный опыт, учебные элементы которой представлены в виде знаковых систем, состав-

Библиографический список

ляющих отобранную, обработанную и упрощенную учебную информацию.

Сущностью содержания проектной технологии является переход от учебных элементов, представленных в виде знаковых систем как материальных носителей прошлого опыта, к деятельности, протекающей в динамически изменяющихся условиях и имеющей совместный характер, что обеспечивает изложение и усвоение естественно научных и технико-технологических знаний, восстановлением социального и социально-психологического контекста их получения в человеческой деятельности, имевшей цель, замысел, план осуществления и потребность в достижении определенного результата. В проектном обучении вместо ориентации на усвоение готовых продуктов культуры обеспечивается установка на предстоящую преобразовательную деятельность, детерминация прошлым уступает место детерминации будущим.

Таким образом, содержанием проектного обучения выступает не только предметная сторона будущей деятельности, заданная с помощью учебных задач, моделей и ситуаций, но и социальная сторона, воспроизводимая различными формами совместной деятельности и общения.

Таким образом, реализация продуктивных педагогических технологий, позволит решить проблему формирования целостного мировоззрения учащихся, предполагающего новый способ мышления и новый вид деятельности, которая выступает одной из ключевых задач образовательных учреждений, а сама по себе возможность удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся, становится новой самостоятельной ценностью в системе образования России.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Утвержден приказом № 413 Министерства образования и науки РФ от 17.04.2012.

2. Гаджиев, Г.М. Технологическая подготовка школьников: дидактический аспект. - Махачкала, 1999.

3. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции / Т.С. Назарова // Педагогика. - 1997. - № 3.

4. Сластенин, В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, психология. - Белгород, 1996.

5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart srednego (polnogo) obthego obrazovaniya (10-11 kl.). Utverzhden prikazom № 413 Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.04.2012.

2. Gadzhiev, G.M. Tekhnologicheskaya podgotovka shkoljnikov: didakticheskiyj aspekt. - Makhachkala, 1999.

3. Nazarova, T.S. Pedagogicheskie tekhnologii: novihyj ehtap ehvolyucii / T.S. Nazarova // Pedagogika. - 1997. - № 3.

4. Slastenin, V.A. Universitetskoe pedagogicheskoe obrazovanie: problemih i resheniya // Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura: istoriya, teoriya, psikhologiya. - Belgorod, 1996.

5. Bespaljko, V.P. Obrazovanie

Статья поступила в редакцию 20.09.14

УДК 378

Makhmudova F.A., AkhmedovA.M. MORAL EDUCATION AS A PEDAGOGICAL CONDITION OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF A YOUNG TEACHER. This article discusses the impact of moral education of young teachers in the process of occupational adaptation. Considerable attention is paid to such notions as morality, ethics, moral guidelines, moral education, moral, spiritual and moral education. In this article the researchers talk about the fact that the professional capacity of each future teacher must be determined in the period of his studies at the university that provides the ability to adapt pedagogical conditions that ensure the success and effectiveness of the professional activity. The authors conclude that the moral education in professional adaptation of teachers in appropriate pedagogical conditions transfers into a proper condition. The authors give their own definition of what moral education as a means of professional adaptation: it is a system of personal qualities (responsibility for the future of students, feeling of shame for poorly-done work) that allow changing pedagogical methods in correspondence to new conditions and knowledge and beliefs that define the results of their work by a criterion of public usefulness that finally make a person realize himself in creative development.

Key words: ethics, moral education, professional adaptation, moral potential.

Ф.А. Махмудова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей и педагогической психологии Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала; А.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц. каф. общей и педагогической психологии Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

В статье рассматривается влияние нравственного воспитания молодого педагога на процесс его профессиональной адаптации. Значительное внимание уделяется таким понятиям как нравственность, нравственные принципы, нравственный ориентир, нравственное воспитание, мораль, духовно-нравственное воспитание. Анализируется положение о том, что профессиональный потенциал каждого будущего педагога должен быть определен в период его обучения в вузе, что способность к адаптации обеспечивается педагогическими условиями, обеспечивающими успех и эффективность профессиональной деятельности. Автор приходит к выводу, что нравственное воспитание в профессиональной адаптации личности педагога при соответствующих педагогических условиях переходит в собственно условие.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, профессиональная адаптация, нравственный потенциал.

Современная педагогическая теория и практика ставит своей целью способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому саморазвитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать все условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных, этнических и гендерных особенностей.

Россия, имея свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания, должна в образовательной политике учитывать индивидуальную историческую перспективу развития её регионов. Менять ее бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему нравственного воспитания в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом, но учитывая традиции и обычаи народных педагогических методов.

Нравственность - форма общественного сознания, которая ориентируется на общечеловеческие ценности и направлена на созидание общества в целом и раскрытие каждого человека в отдельности. Нравственность - это качественно более высокий уровень по сравнению с моралью отношения к миру, людям, самому себе. Нравственный человек не ограничивается принятыми в обществе нормами, а действует на основе разума и личной ответственности за свой поступок.

Широко изучается нравственная надежность работника -показатель нравственного развития работника, характеризующий его способность строить свою трудовую деятельность в соответствии с социально одобренными нормами и требованиями профессиональной этики.

Нравственные принципы - ценностная основа социальных связей и культуры межличностных отношений. Нравственные принципы:

• имеют универсальное значение;

• фиксируют то изначальное и общее, что определяет специфические требования к человеку в каждой из сфер деятельности;

• поддерживают и санкционируют общественные устои, строй жизни и формы общения посредством духовного воздействия через общественное мнение, одобрение или осуждение;

• находят более конкретное выражение в моральных нормах.

Нравственный ориентир - представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению. Обычно нравственные ориентиры облекаются в совершенно осязаемые свойства:

• патриотизм и гражданственность;

• трудолюбие и профессиональную честность;

• скромность и ответственное исполнение обязанностей;

• великодушие и др.

В теории познания выделяется этический релятивизм - отрицание обязательных нравственных норм и объективного социального критерия нравственности.

Если под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям, то нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [1, с. 218].

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений,

навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества [2, с. 68]. Нравственное воспитание имеет своей целью формирование понятий, суждений, поступков и действий, а так же чувств, имеющих нравственную природу.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Нравственное воспитание одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе, это ген цивилизации.

Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия нравственного воспитания. Попытки интерпретировать нравственное воспитание как некоторое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т.д., иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей.

Следовательно, нравственность понимается рядом учёных как личностное свойство и как типологическая черта, как результат нравственного воспитания.

Личность молодого педагога должна в логике профессиональной адаптированности усвоить новые дидактические требования к постоянно меняющейся программе обучения, быть на «острие момента», в русле инновационной деятельности, которая требуется и уже часто практикуется в школе. Из этого следует, что общеобразовательные программы в высшей педагогической школе должны быть подчинены целям формирования культуры личности, социальной и профессиональной адаптивности и предназначены для:

• трансляции и интериоризации культурных образцов, норм, ценностей (содержание образования и социализация);

• овладения различными культурными способами деятельности в социальной и экономической сфере;

• осознания связи собственного развития с развитием культуры и общества;

• формирования отношения к себе как существу культурному.

Идея изучения профессиональной адаптации личности к профессиональной деятельности основывается на том утверждении, что личность не просто адаптируется к выполнению профессиональных требований, а скорее, наоборот, стремится к развитию и преодолению заданных условий, то есть имеет соответствующую установку психологической готовности, на развитие которой значительно влияет нравственный потенциал личности.

Некоторые ученые считают, что психологическая готовность личности к профессиональной деятельности является состоянием, способствующим актуализации мотивов в профессиональной деятельности. Чем выше уровень готовности личности, тем легче, соответственно, актуализируются адекватные профессиональные мотивы.

В связи с этим мы убеждены, что профессиональный потенциал каждого будущего педагога должны определить уже в период его обучения в вузе, а этого никто и нигде не делает. Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли

творческой деятельности личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности.

Также для нашего исследования целесообразным являлось рассмотрение структуры нравственного потенциала педагога как условия профессиональной адаптации:

• собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы, способности);

• мотивационной составляющей (убеждения, готовность как внутри личностная структура, механизм, обеспечивающий актуализацию способности и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида - потребностей, ценностных ориентаций, мотивов);

• когнитивной составляющей (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации).

Следовательно, данный феномен включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования. Непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых идей и убеждений. При этом возникающие у личности переживания своих новых профессиональных возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на опробование своих новых потенций.

Один из основных вопросов профессиональной адаптации педагога - за счет каких ресурсов личности и педагогических условий, каких свойств и качеств личности молодой педагог быстрее и лучше адаптируется к профессиональной деятельности. Накопленный эмпирический материал, анализ имеющихся в литературе данных показывает, что способность к адаптации обеспечивается педагогическими условиями, обеспечивающими успех и эффективность профессиональной деятельности.

Мы выбрали в качестве показательной характеристики ресурса адаптации молодого педагога к педагогической деятельности - нравственность, которую не берут в расчёт отечественные исследователи адаптации к профессии. Нравственное воспитание в обществе - это воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду и общественной и личной собственности, гуманизма, коллективизма, превращение этих и всех других высоких нравственных принципов в личные убеждения, в желания и стремления, в привычную практику поведения человека.

Формирование нравственных качеств личности проявляется в тесной взаимной связи. В отношении к труду проявляются важнейшие источники таких нравственных качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Коллективизм влечёт за собой товарищество, взаимную поддержку и помощь. Формируя положительные нравственные качества, система нравственного воспитания, в то же время преодолевает неверные взгляды и представления в области морали, вредные навыки и привычки поведения, в которых проявляются пережитки прошлого.

Нравственное воспитание, как формирование нравственных качеств личности, заключается в воздействии воспитателей на воспитуемых и в их ответных действиях, то есть в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие этих убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Исследуя процесс духовно-нравственного воспитания, некоторые ученые доказали, что использование гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания достигает оптимального уровня при некоторых условиях. Если разработан алгоритм анализа содержания образования и выявлен его гуманистический потенциал. Если обеспечены критериальные подходы к отбору и организации возможных объектов духовных потребностей (ценностных ориентаций), импли-

цитно содержащихся в базовом ядре образования. Если определены условия, способствующие превращению гуманистических ценностей образования в объект потребности личности. Если обеспечен программно-целевой подход к реализации ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании. И, наконец, если осуществлена ориентация педагогов на инновационную систему духовно-нравственного воспитания; обеспечено педагогическое управление процессом реализации гуманистических ценностей образования в духовно-нравственном воспитании.

Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной, человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности». Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.

С позиций нравственной сферы поведение педагога оценивается по умению поступать соизмеримо с педагогическим долгом, быть верным профессиональным обязательствам, неписан-ному «кодексу чести» педагога - делать всё во благо ученика. Такие педагоги доброжелательны, толерантны, дисциплинированы, демонстрируют уважение к личности и плюрализм мнений. Нравственность педагога определяется и его профессиональным мастерством, высокой компетентностью и желанием знать больше, креативным и пластичным отбором информации, альтруизмом в выборе поведенческих стратегий. Тема нравственного потенциала педагога давно и серьёзно интересует учёных, которые ищут механизмы её оптимизации.

В современном сообществе постиндустриального прогресса содержание духовно-нравственного воспитания является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленных в содержании образования [4, с. 79].

Цель и задача нравственного воспитания - выработать у каждого человека активную жизненную позицию. Все задачи нравственного воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе. И уместно вспомнить великую фразу, ставшую лозунгом отечественной педагогики: «Воспитатель должен быть воспитан» [5; с. 285]. В трудовой, общественно полезной, игровой, спортивной и других видах деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых происходит формирование личности, а сами эти отношения провоцирует и руководит ими педагог.

Одним из основных вопросов профессиональной адаптации педагога также является то, за счет каких ресурсов личности и педагогических условий, каких свойств и качеств личности молодой педагог быстрее и лучше адаптируется к профессиональной деятельности. Накопленный эмпирический материал, анализ имеющихся в литературе данных показывает, что способность к адаптации обеспечивается педагогическими условиями, обеспечивающими успех и эффективность профессиональной деятельности. Опираясь на рассмотренные теоретические положения, мы даем следующее определение нравственного воспитания как условия профессиональной адаптации молодого педагога: это система личностных качеств (ответственность за будущее ученика, чувство стыда за плохо выполненную работу, открытость ко всему духовному), позволяющих оптимально менять приемы педагогического действия в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности по критерию общественной пользы, (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению педагогической деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

Таким образом, мы можем сказать, что адаптация - это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач самосохранения или развития. Такое состояние достигается превраще-

нием внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные в «свои условия»; в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно.

Нравственное воспитание в профессиональной адаптации личности педагога при соответствующих педагогических услови-

Библиографический список

ях переходит в собственно условие. В то время как структурными компонентами нравственного воспитания как условия профессиональной адаптации молодого педагога выступают содержание, способ организации, направленность на социум, наличие обратных связей.

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.

2. Бабаева, И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих: дис. канд. психол. наук. - Л., 1985.

3. Гурин, В.Е. Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1985.

4. Кант, И. Критика чистого разума. - М., 1994.

5. Каптерев, П.Ф. Из истории души: очерки по истории ума. - СПб., 1890. Bibliography

1. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Rossii pervoyj polovinih Kh1Kh v. - M., 1987.

2. Babaeva, I.A. Socialjno-psikhologicheskaya adaptaciya molodihkh rabochikh: dis. kand. psikhol. nauk. - L., 1985.

3. Gurin, V.E. Osnovih processa vospitaniya nravstvennogo soznaniya i povedeniya lichnosti starsheklassnika: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 1985.

4. Kant, I. Kritika chistogo razuma. - M., 1994.

5. Kapterev, P.F. Iz istorii dushi: ocherki po istorii uma. - SPb., 1890.

Статья поступила в редакцию 10.09.14

УДК 371.3:58 (077)

Mongush O.S. THE ATTITUDE OF THE TUVA PEOPLE TO THE POPLAR AS ONE OF MANIFESTATIONS OF ITS GENERAL CULTURE AND TRADITIONS. This article addresses an actual to the modern time theme of the attitude of the Tuva people to a most popular tree, a laurel-leaved poplar. This problem hasn't been studied enough and requires further research. In the work the author focuses on little known materials that reveal amazing properties of the root system, bark, buds, leaves and wood of the poplar and the study of domestic utensils made of it. The paper highlights and explains the characteristic features of other products of wood of the poplar, and their high technological accomplishment, specific purpose, decorative preference of ornamental art in all subjects of life. The author gives examples of names for products from poplar, describes the new information about the medicinal properties of buds and leaves of plants used in major folk instruments, used in the development of circus art. The author comes to the conclusion that the study of each tree leads to a careful and humane treatment of all living.

Key words: laurel-leaved poplar, kidneys, leaves, poplar wood, wooden utensils, original culture, traditions.

О.С. Монгуш, канд. пед. наук, доц. каф. общей биологии Тувинского гос. университета, г. Кызыл, E-mail: osmongush@mail.ru

ОТНОШЕНИЕ ТУВИНСКОГО НАРОДА К ТОПОЛЮ

КАК ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ

В данной статье затрагивается актуальная на сегодняшний день тема: отношение тувинцев к тополю лав-ролистному. Сообщается, что тема изучена мало и требует дальнейших исследований. Основное внимание автор акцентирует на малоизученных материалах, раскрывающих свойства корневой системы, коры, почки, листьев и древесины тополя, изучении национальной домашней утвари. В статье выделяются и описываются характерные особенности изделия из древесины тополя лавролистного, технология их выполнения, определенное предназначение, декоративное предпочтение орнаментального искусства. Предлагаются народные названия каждого изделия из тополя, описаны новые сведения о лекарственных свойствах почек и листьев растения, называются основные народные инструменты, используемые в развитии циркового искусства. Автор приходит к выводу, что изучение дерева приводит к формированию экологического сознания, бережному гуманному отношению ко всему живому.

Ключевые слова: тополь лавролистный, почки, листья, древесина тополя, деревянные утвари, самобытная культура, традиции.

Тува расположена в центре Азии, на стыке сибирских таежных и центрально-азиатских пустынно-степных ландшафтов, в широкой полосе гор и межгорных равнин. Это территория с многообразными и резко контрастными ландшафтами, где в своеобразных геологических и климатических условиях развиваются самобытные растительные сообщества и уникальные виды растений. На территории Тувы растет более 2066 видов сосудистых растений, из них 36 видов - эндемики Тувы. Помимо этого 21 видов растет в Туве и Монголии и более значительная часть является эндемиками Алтае-Саянской горной области. Эти данные доказывают, что Тува является удивительным и уникальным уголком не только в России, но и во всем мире [1, с. 5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необычайное географическое положение, своеобразие ландшафта и климата, богатство растительного мира, сформи-

ровали самобытную культуру народа. В своей работе «Этнос-фера: История людей и история природы» Л.Н. Гумилев четко указывает разноукладность жизни людей, их неодинаковые миропонимание, разный взгляд людей на природу. В этой связи автор отмечает, что «... развиваясь в течение многих веков в определенных природных, географических, климатических и биологических условиях, каждая народность (этнос) имеет присущие только ему способ жизни, манеры поведения, вкус, воззрения, взаимоотношения» [2, с. 25].

Таким образом, тувинцы имеют богатую, самобытную историю, уходящую своими корнями вглубь веков. Находясь на суровом, но красивом и богатом месте народ научился ориентироваться в бескрайных просторах при помощи звезд, поведения и повадки животных, изменений природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.