Научная статья на тему 'Нравственное становление личности в процессе профессионального обучения'

Нравственное становление личности в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2003
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / MORAL SELF-CONSCIOUSNESS / WORLD OUTLOOK / MORAL BECOMING OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорова Л. В.

Рассматриваются основные проблемы нравственного становления личности в процессе вузовского обучения: становление нравственного самосознания, формирование мировоззрения, психологическое сопровождение нравственного развития личности студента, нравственная и гражданская позиция преподавателей. Учебная деятельность рассматривается как средство становления нравственного самосознания будущего специалиста через освоение дисциплин психолого-педагогического профиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL BECOMING OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TEACHING

The main problems of moral becoming of personality in the process of high school teaching are studied: becoming of moral self-consciousness, world outlook formation, psychological maintenance of moral development of student personality, moral and civil positions of lecturers. The academic activity is studied as means of moral self-consciousness becoming of future specialist through assimilation of psychological-pedagogical subjects.

Текст научной работы на тему «Нравственное становление личности в процессе профессионального обучения»

НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Л.В. Скорова (Иркутск)

Аннотация. Рассматриваются основные проблемы нравственного становления личности в процессе вузовского обучения: становление нравственного самосознания, формирование мировоззрения, психологическое сопровождение нравственного развития личности студента, нравственная и гражданская позиция преподавателей. Учебная деятельность рассматривается как средство становления нравственного самосознания будущего специалиста через освоение дисциплин психолого-педагогического профиля.

Ключевые слова: нравственное самосознание, мировоззрение, нравственное становление личности.

Нравственное становление личности всегда было одной из актуальных проблем воспитания и образования. Процесс глубоких преобразований во всех сферах жизни нашей страны коренным образом изменяет систему требований общества к личности, придает особую остроту проблемам, связанным с нравственным воспитанием детей и молодежи. Радикальная смена ценностных систем, культурных норм и идеалов привела к тому, что за последние годы резко изменились представления о социальных ценностях, изменился рейтинг значений, которые придаются тем или иным национальным, экономическим и политическим событиям; наблюдаются негативные тенденции, связанные с нравственным обликом современной молодежи. Особенно остро ощутила на себе неустойчивость современной социально-экономической ситуации студенческая молодежь.

Особую значимость проблема нравственного становления личности приобретает в связи с обострением криминогенной обстановки, стремительным ростом преступлений и правонарушений, вовлечением молодежи в преступные группы, возникновением большого количества стихийно складывающихся неформальных объединений, имеющих асоциальную направленность. Как отмечают многие исследователи, произошла интенсивная примитивизация нравственного сознания детей и молодежи (см. [5, 11] и др.). Наблюдается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. За этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания молодых людей - отчужденность, страх, безнадежность, одиночество и т.п.

Несмотря на большое количество научных работ, проблема нравственного становления личности не является достаточно хорошо изученной. В частности, это касается вопросов, раскрывающих динамику, параметры, уровни и критерии развития нравственного самосознания в зависимости от этапа профессионального обучения, эффективные условия его становления, а также роль нравственной зрелости в формировании личности. Кроме того, в настоящее время категории «нравственное сознание», «нравственная личность» изучены в основном в рамках философии и этики. Это объясняется прежде всего сложностью и многогранностью проблемы нравственного становления личности.

В процессе профессионального обучения студенчество приобретает фундаментальные знания, практические на-

выки, нравственную зрелость. Именно учреждениям профессионального и дополнительного образования принадлежит ведущая роль в их личностном и профессиональном становлении. В период обучения в вузе продолжается развитие и совершенствование качеств, заложенных на этапе нравственного становления в подростковом и юношеском возрасте. В процессе профессионального обучения происходит переоценка ценностей: это связано с вопросами будущего трудоустройства, применением полученных профессиональных знаний, навыков.

Нравственное становление в студенческом возрасте предполагает приобщение к нравственным, эстетическим, познавательным и другим ценностям, а также преобразование ранее сформированных нравственных качеств и установок личности, которые позволят будущим специалистам активно решать актуальные задачи перехода к выполнению профессиональной и социальной роли на основе сложившихся нравственных убеждений. Кроме того, в процессе профессионального обучения студентом осознаются и реализуются определенные жизненные цели и задачи, которые соотносятся с выработанными в обществе требованиями, нормативами, а также с собственными способностями, индивидуальными психофизиологическими возможностями, интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В этот период личность принимает ответственные решения, связанные с выбором жизненного пути, возможностями для профессиональной самореализации. Принятие решений во многом зависит от того, насколько они служат направлением для дальнейшего духовного развития в профессиональной деятельности. Все это делает проблему нравственного становления личности в студенческие годы особенно актуальной.

Требования к современному специалисту предусматривают формирование тех высоких нравственных качеств, посредством которых профессиональные качества получают нравственную направленность. Это особенно важно, поскольку студенчество является той социальной группой, которая профессионально занимается духовным производством и выступает в качестве его субъекта. Для успешного выполнения функций субъекта духовного производства студент должен овладеть знаниями, умениями в условиях специального обучения, освоить культурное наследие, делая его достоянием своего внутреннего мира, а затем в рамках профессиональной деятельности распро-

странять на других. Таким образом, процесс профессиональной подготовки предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социальнопрофессиональных качеств и мировоззренческих позиций, соответствующих общественным критериям нравственного содержания личности.

В психолого-педагогической литературе нравственность конкретного человека рассматривается как личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков, а также внутренних мотивов и побуждений творить добро (см. [6, 7] и др.). Центральной смыслообразующей характеристикой нравственности является способ отношения к другому человеку [4], который, сплетаясь с самоотношением, составляет ядро личности.

В работах по педагогической и возрастной психологии психологические аспекты нравственности разработаны для конкретных этапов возрастного развития, описаны вопросы отклоняющегося нравственного поведения (см. [9, 14] и др.). Конкретные научные исследования нравственности сосредоточены преимущественно в педагогике. Эти исследования касаются определенной проблематики: мораль и поведение, коллектив и личность, формирование дисциплинированности и нравственной воспитанности, нравственность как основа для проявления воли, формирование нравственных чувств (см. [2, 3] и др.).

Нравственность является собственно психологическим, субъективным образованием, в ее основе лежат механизмы отношения человека к человеку, отношения к другим людям. Субъективное отношение к другим людям есть определяющая основа нравственности [10]. Нравственная личность определяется в психолого-педа-гогической литературе степенью гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения. Осознание себя в качестве носителя нравственных ценностей невозможно вне отношения к другому человеку как такому же носителю этих ценностей. Такое отношение к другому позволяет человеку глубже осознать свою позицию в качестве носителя нравственной нормативности. Результатом осознания выступает рефлексия. Рефлексия - это один из существенных механизмов духовности, представляющий собой осознание человеком своего духовного бытия, понимания своего предназначения. Без рефлексии невозможно самосознание, осмысление себя, общества, своего места в нем [8].

В нашем исследовании была поставлена задача - изучить устойчивость нравственных установок и особенности самооценки студентами своих нравственных позиций.

Методологической основой данного исследования является личностно-деятельностный подход. Согласно положениям этой концепции в центре обучения находится сам студент, его мотивы, цели, особенности взаимодействия с преподавателем; обучение строится с учетом личностных особенностей, накопленного опыта сту-

дента и преломляется через его мотивы, ценностные ориентации, интересы, цели, перспективы. Основными методами исследования явились метод наблюдения, метод экспертной оценки и опросные методы.

Полученные в исследовании данные показали, что студентам свойственна определенная неуверенность, неустойчивость в позициях, взглядах, ориентациях, установках. Вместе с тем они стремятся добиться уважения, авторитета; склонны к самоанализу. Постоянное проявление таких свойств, как стремление к творческому самовыражению и самореализации, активный интерес в области нового, убеждает нас в том, что студенческий возраст является сенситивным периодом для усвоения нравственных ценностей, что особенно важно для личностно и профессионально зрелого специалиста. В связи с этим мы посчитали необходимым определить основные характеристики нравственного становления личности, развитие которых будет способствовать становлению нравственного самосознания, мировоззрения, устойчивости мотивов нравственного поведения, нравственных оценок и суждений об окружающих людях и о себе.

Структурными компонентами нравственного становления личности, на наш взгляд, могут выступать:

- совокупность качеств личности, отражающих устойчивое нравственное отношение к человеку, к обязанностям, принятым на себя по отношению к другим людям: искренность, откровенность, толерантность, порядочность, благородство, доброжелательность, дружелюбие, уважение и понимание других людей, сочувствие, тактичность, интеллигентность, самокритичность, принципиальность, нравственная требовательность к себе и другим людям, гуманность;

- самоконтроль как рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личнос-тно значимых мотивов и установок;

- моральная ответственность как осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью человека, принимаемыми решениями с точки зрения выполнения им принятых норм и правил;

- уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

- стремление к самосовершенствованию (саморазвитию);

- представления об общечеловеческих ценностях (ценностные ориентиры), их интериоризация, т.е. переход знаний в нравственные убеждения на основе свободы выбора и реализации их в деятельности;

- навыки нравственного поведения;

- адекватный и объективный анализ жизненных ситуаций;

- выбор подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества;

- осознание норм, правил поведения, собственных нравственных ценностей, характеризующих нравственное самосознание.

В процессе профессионального обучения происходит дальнейшее становление человека как личности, формирование способности к усвоению норм и правил поведения в обществе, нравственного отношения к людям, к самому себе и природе, сознательное стремление к духовному росту, к построению жизни на основе принятия традиционных и новых нравственных ориентаций, восхождение человека до высочайшего уровня человечности и духовности, в зависимости от того, какими нормами она руководствуется, вырабатываются личностные качества. Но именно этот период может ничего не дать человеку в плане нравственного развития. В связи с этим особенно значимым представляется психологическое сопровождение нравственного становления личности студента в процессе профессионального образования.

В процессе обучения происходит личностное и социальное самоопределение студентов, поиск путей самореализации, определение своего места в жизни. Это предполагает развитие механизмов самосознания, формирование мировоззрения, жизненной позиции и сознательный выбор нравственных ориентиров. В студенческом возрасте идет активное становление профессионального самосознания, складывающееся, в частности, из нравственных критериев и моральных норм поведения будущего специалиста, мировоззренческой позиции, ценностных ориентаций, представлений об оценке себя как профессионала со стороны социального окружения и внутренней рефлексии личности. Тем не менее, как показали результаты нашего исследования, нравственное самосознание и мировоззрение, основанные на системе нравственных взглядов, не являются достаточно сформированными у будущих специалистов. Выявлены отсутствие четких критериев нравственных оценок и суждений об окружающих людях и себе, неустойчивость мотивов нравственного поведения.

Развитие самосознания является важнейшей составляющей как становления личности в целом, так и ее профессионального становления. К сожалению, стадии развития самосознания прослеживались чаще всего до подросткового или юношеского возраста (см. [9, 12, 13] и др.). Это объясняется тем, что именно в подростковом возрасте наступают радикальные качественные изменения самосознания, предопределяющие ход его дальнейшего движения. Самопознание и самонаблюдение становятся в этом возрасте одной из важнейших потребностей личности, возникает интерес к внутреннему миру других людей, повышается объективность оценивания себя, появляется нравственная самооценка [9].

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что в процессе профессионального обучения особое внимание должно уделяться нравственному самосознанию; его формирование происходит в результате осознания необходимости своего служения миру, природе, другим людям, обществу. Оно обеспечивает осмысление и добровольное принятие общественной морали, реализацию ее требований в собственном поведе-

нии, нравственную ответственность за свои действия. В психолого-педагогической литературе отмечается, что нравственное самосознание включает самосознание социальной активности и социальной ответственности и ведет к формированию собственных нравственных ценностей: убеждений, субъективного отношения к окружающим, потребности поступать согласно этим ценностям. Одной из характеристик нравственного самосознания может выступать формирование позиции носителя нравственных ценностей, отражающих содержание морали общества.

Механизмы нравственного самосознания личности позволяет изучить личностно-деятельностный подход. В трудах В.Э. Чудновского в общепсихологических исследованиях нравственности раскрыты возможности применения этого подхода [14]. Мы полагаем, что становление нравственного самосознания тесно связано с профессиональной подготовкой будущего специалиста, с овладением профессиональным мастерством. Изучение нравственного самосознания наиболее продуктивно, когда оно осуществляется в процессе профессионально-учебной и научно-исследовательской деятельности. Организация этих видов деятельности может выступать одним из возможных путей формирования нравственного самосознания. Деятельность может быть как условием, так и критерием нравственного развития. Именно в процессе учебной деятельности происходит усвоение богатств культуры и науки, накопленных человечеством, что способствует духовному росту, обновлению личности, цивилизованности и прогрессу общества. Она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами и правилами общения в образовательных учреждениях. Кроме того, мы считаем студенческий возраст наиболее благоприятным периодом для становления нравственного самосознания, поскольку именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении [1]. Большую роль в процессе нравственного становления мы отводим учебной деятельности, под которой понимаем:

- специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого как субъекта в плане совершенствования его интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала, помогающего понять высшие общечеловеческие ценности, самого себя, мотивы собственной деятельности и поведения, свое отношение к окружающему миру;

- целенаправленное взаимодействие студента и преподавателя с целью формирования знаний, умений и навыков, укрепления активного отношения к учебе, познавательных мотивов, формирования смысла учебной деятельности, усвоения категорий познания, нравственности.

Профессиональная подготовка студентов предусматривает овладение знаниями, умениями, практическими навыками в области различных дисциплин, в том числе

дисциплин общепрофессиональной подготовки, в частности психолого-педагогических, а также дисциплин и курсов по выбору студентов. Через освоение профессиональных ценностей, понятийно-концептуального аппарата изучаемых отраслей научных знаний происходит осознание студентом свойств и особенностей своего «Я» как профессионально значимых, формирование научного мировоззрения, воспитание ценностного отношения к политике, экономике страны, к сфере будущей профессиональной деятельности. Так, самопознание, самораскрытие студента и выбор им путей самосовершенствования происходит при специально организованном общении, основанном на активных методах групповой работы в ходе социально-психологических тренингов. Кроме того, на этих занятиях происходит выработка студентом критериев оценки своей личности, своих способностей, профессиональных притязаний, создаются условия для свободы выбора, свободы отказа, что и составляет основу самосознания. Мы полагаем, что именно свободное участие личности в специально-организованной учебно-профессиональной деятельности позволяет ей обогатить собственный рефлексивный опыт, который выступает основанием нравственного становления личности. Сформированные в ходе теоретической подготовки нравственные ценности, убеждения, принципы закрепляются в период производственной

практики и в процессе научно-исследовательской работы студентов. Поэтому учебную деятельность можно рассматривать как средство становления нравственного самосознания будущего специалиста через освоение дисциплин психолого-педагогического профиля.

Выделяя проблему становления нравственного самосознания, необходимо определить параметры и уровни его развития по определенным критериям (показателям) в зависимости от этапа профессионального обучения, условия эффективного становления и т.п.

Для становления и формирования нравственного самосознания и мировоззрения исключительно важное значение имеет нравственная и гражданская позиция преподавателей, их нравственные качества, культура, педагогическое мастерство, умение создать социально-психологические условия для проявления творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, самореализации личности, адекватного отношения к профессии.

Обозначенные психолого-педагогические проблемы нравственного становления личности будущего специалиста, развития и формирования его самосознания, мировоззрения представляются сегодня очень важными в теоретическом и практическом плане. Они приобретают особую значимость в современном российском обществе, поскольку его дальнейшее развитие невозможно без духовно-нравственного возрождения.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1978.

3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 80-89.

4. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

5. Духовно-нравственные основы профессионального становления личности студентов: Сборник научных статей / Под ред. Н.А. Коваль.

Тамбов, 1995.

6. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

7. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.

8. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997.

9. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1894.

10. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2001.

11. Проблемы современной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996.

12. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

13. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

14. Чудновский В.Е. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М., 1981.

MORAL BECOMING OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TEACHING L.V. Skorova (Irkutsk)

Summary. The main problems of moral becoming of personality in the process of high school teaching are studied: becoming of moral selfconsciousness, world outlook formation, psychological maintenance of moral development of student personality, moral and civil positions of lecturers. The academic activity is studied as means of moral self-consciousness becoming of future specialist through assimilation of psychological-pedagogical subj ects.

Key words: moral self-consciousness, world outlook, moral becoming of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.