Научная статья на тему 'Нравственное сознание и поведение студенческой молодежи'

Нравственное сознание и поведение студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF VALUES / PARTNER RELATIONSHIPS / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MORAL BEHAVIOR / DECLINATORY BEHAVIOUR / РЕФЛЕКСИЯ / REFLEXION / SELF-REFLEXION / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF EDUCATION / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ОПЫТ ПОВЕДЕНИЯ / САМОРЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюшенкова Маргарита Лаврентьевна

Обучение студентов предпринимательской деятельности связано с изучением и становлением их нравственного сознания и поведения. Позитивный нравственный потенциал личности, как субъективная система ценностей, становится условием её самореализации. Методы обучения предпринимательской деятельности будущих менеджеров социально-культурной сферы направлены на становление их нравственного сознания и поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of students of business activity deals with studying and formation of their moral consciousness and behavior. Positive moral potential of personality as a subjective system of values, becomes the term of its self realization. Rejection of overall cultural values and norms leads to organizational losses and degradation of personality. Educational methods of the future social-cultural managers of the business activity lead to the formation of the moral consciousness and behavior

Текст научной работы на тему «Нравственное сознание и поведение студенческой молодежи»

тываемся на алгоритмические репродуктивные методы. Решить эту проблему поможет выявление типовых учебных ситуаций урока, где реален переход информации в формирующее знание и где продуктивные методы будут необходимы.

Актуализация эвристического сег-

мента продуктивной методологии, предполагающей известную степень свободы в выборе решений, выводит обучение на уровень личностного «присвоения» школьниками полученного знания, трансформируя информационный материал в материал личностно освоенный, формирующий.

Примечания

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 565 с.

2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. - М., 1941.

3. Краевский В. В. Методология педагогики / В. В. Краевский - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 243с.

4. Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика / Б. Г. Матюнин - М.: Школа-Пресс, 1994. - 95 с.

5. Педагогика: [учеб. пособие для студентов пед. ин-тов] / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

6. Педагогика: [учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей] / П. И. Пидкасистый [и др.]. - М., 2002. - 608 с.

7. Тринг М. В. Как изобретать: пер. с англ. / Мередит В. Тринг, Эрик Р. Лейтуэйт. -Таллинн: Валгус, 1997. - 175 с.

8. Фридман Л. М. Как научиться решать задачи / Л. М. Фридман - М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 1999. - 235 с.

М. Л. Нюшенкова

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Обучение студентов предпринимательской деятельности связано с изучением и становлением их нравственного сознания и поведения. Позитивный нравственный потенциал личности, как субъективная система ценностей, становится условием её самореализации. Методы обучения предпринимательской деятельности будущих менеджеров социально-культурной сферы направлены на становление их нравственного сознания и поведения. Ключевые слова: образование в сере культуры, нравственность, система ценностей, партнерские отношения, нравственное поведение, отклоняющееся поведение, опыт поведения, рефлексия, саморефлексия, методы обучения.

Education of students of business activity deals with studying and formation of their moral consciousness and behavior. Positive moral potential of personality as a subjective system of values, becomes the term of its self realization. Rejection of overall cultural values and norms leads to organizational losses and degradation of personality. Educational methods of the future social-cultural managers of the business activity lead to the formation of the moral consciousness and behavior. Keywords: liberal education, morality, system of values, partner relationships, moral behavior, declinatory behaviour, reflexion, self-reflexion, methods of education.

Необходимость разработки и обоснование методологических и теоретических основ обучения студентов предпринимательской деятельности потребовали изучения нравственного сознания и

поведения студенческой молодежи, их ценностных ориентаций в предпринимательской деятельности.

Существуют различные точки зрения на понятия «нравственность» и «мо-

раль». Одни считают их тождественными, другие определяют нравственность как практическую мораль. По мнению третьих, мораль есть совокупность норм, принципов, требований, созданных обществом, коллективом,группой.

По нашему мнению, нравственность — это субъективная система ценностей человека, внутренние, духовные представления личности об окружающем мире: о природе, труде, собственности, о себе и других людях, а также этические нормы, правила поведения, определяемые этими представлениями.

В системе подготовки будущих менеджеров социально-культурной сферы к управленческо-экономической деятельности формирование такой системы ценностей является системообразующим компонентом образования, поскольку усвоенные нравственные нормы, правила, нравственные ориентации определяют характер общения и совместной деятельности субъектов, влияют на успешность адаптации студентов в учебном процессе.

Позитивный нравственный потенциал личности способствует вхождению в новую социальную среду и создает условия для самореализации личности, и наоборот — неприятие общепринятых ценностей, норм, нравственные отклонения в общении и поведении приводят, в конце концов, к личным и организационным потерям и утратам.

Данные нашего исследования ценностных ориентаций студентов Самарской государственной академии культуры и искусств специализации «Управление и экономика в социально-культурной сфере», молодежи от 17 до 24 лет (I и V курсы), всего 263 студента 2005, 2006, 2007 годов выпуска и приема, позволили получить следующие результаты.

Среди опрошенных мы сформировали младшую (1-11 курсы) и старшую (IV-V курсы) группы. В обеих группах преобладал женский состав (от 59 до 63%). До 38% студентов живут в неполных семьях или без родителей; 65-70% учатся

в основном на «хорошо» и «отлично». Отношения с преподавателями у большинства студентов (62%) в среднем хорошие, однако встречаются ответы: «преподаватели ко мне несправедливы», «меня не понимают», «меня не любят», «отношения не устраивают» (35%). Возможно объяснить данные факты малой готовностью преподавателей к поддержке студенческой инициативы. Их привычка руководить, освоенная по образцам собственной студенческой жизни, отрицание и игнорирование субъективного начала в студентах не способствуют достижению партнерских отношений. Одновременно студенты испытываю затруднения в адаптации к учебному процессу, что необходимо диагностировать совместными усилиями и вовремя устранять.

Представители младшей группы отмечают, что имеют друзей по школе, в старшей группе преобладают друзья-студенты, 28% не имеют друзей или отмечают «дружбу со всеми». В качестве причин такого положения дел можно предположить: плохая организованность группы, неприятие группой индивида, наличие психологических проблем общения и адаптации к учебному процессу у самого студента.

Студенты указывают разнообразные занятия в любительских объединениях по интересам (театральные, хоровые, хореографические коллективы, спортивные секции, шитье). При этом 24% студентов не планируют свое свободное время, проводя «как получится». Из этой группы студентов на вопрос: «Курите ли Вы?» отвечают положительно - 3,5%, пробовали наркотики - 2,5%.

Процент работающих студентов возрастает на дневном отделении от младшей группы - 20% к старшей - 65%, а мотив меняется от «помощи родителям» до «хочу не зависеть от родителей хоть в чем-то».

35% студентов смотрят на работу как на возможность приобретения опыта, поэтому предпочитают работу по специ-

альности даже при достаточности средств; 51 % студентов в обеих группах хотели бы улучшить, свое материальное положение. Данные, таким образом, позволяют сделать вывод, что материальные стимулы становятся в жизни молодых людей приоритетными, при этом в качестве способов добывания денег называли следующие. Абсолютное большинство в младшей и старшей группах указали на первом месте устройство на работу или подработку, создание своего дела. Обращение за деньгами к родителям и перепродажа товара у представителей младшей группы соответственно на втором и третьем местах, а у старшей группы, наоборот, соответственно на третьем и втором. При этом считают перепродажу «недостойным занятием» в обеих группах около 14%, отдавая предпочтение производству товаров и оказанию услуг.

Вступление в брак по расчету полагают возможным около половины (48%) опрошенных. От 15% до 20% студентов допускают вступление в физическую близость за плату. Сторонников «взять, что плохо лежит» и «взять силой» значительно меньше (от 1% до 5%).

Использование хитрости, обмана в целях добывания денег при определенных обстоятельствах допускают 35% молодых людей.

При определенных обстоятельствах: «защита себя и близких», «необходимость добыть деньги», «чтобы отомстить» в среднем 5% студентов считают возможным нарушить закон.

Уклонение от налогов, безбилетный проезд молодежью не осуждается. У них складывается мнение, что взимание налогов не всегда справедливо, требует затрат времени и сил и, если есть возможность, следует избегать их.

78% студентов не хотели бы жить, как их родители, материальное положение которых они хотели бы изменить. Отношения с родителями 56% студентов оценивают как «достаточно хорошие», однако в случае неприятностей обраща-

ются за помощью к друзьям или решают их самостоятельно.

Человек, пользующийся авторитетом, уважением в обществе, на взгляд студентов, кроме ума, интеллекта, должен уметь «добиваться поставленной цели, даже если это причинит кому-то вред», располагать деньгами, иметь положение в обществе.

Исследования показали, что у молодежи имеются определенные представления о нравственном и безнравственном поведении, поскольку все-таки абсолютное большинство способом материального благополучия в первую очередь видят «устройство на работу, подработки».

Однако безнравственные поступки у многих не носят характера табу, их границы размыты, и потому ссылка на чрезвычайные обстоятельства легко превращает безнравственное поведение в допустимое. Следует отметить, что процент признающих аморальные способы добывания денег в старшей группе ниже.

В среднем 30% студентов признают аморальные способы добывания денег -такие, как хитрость, обман, уклонение от налогов.

Исследование СГАКИ выявило следующие факторы: нигилизм в отношении общественных норм и законов отрицательно влияет на самосохранение и саморазвитие общества; противостояние тенденции размывания нравственных ценностей становится практической необходимостью и задачей учебно-воспитательного процесса в вузе. Оно возможно на основе изучения социально отклоняющегося от общечеловеческих норм поведения, его причин и последствий.

Нами так же выявлялся процент студентов, обнаруживающих положительное и, соответственно, отрицательное поведение, поскольку привычки соответствующего поведения, интегрируясь в опыт конкретного студента, способствуют становлению ценностно-личностной системы, которой он впоследствии будет руководствоваться при решении проблемных ситуаций (см.: таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Факторы, положительно влияющие на развитие студентов

Характеристики Процент в общей выборке

Хорошая успеваемость 65

Посещение занятий 73

Участие в научных конференциях 40

Участие в совместных делах 38

Участие в общественной работе 35

Занятия спортом 30

Занятия в творческих кружках, коллективах 18

Нормативная лексика 52

Таблица 2

Факторы, отрицательно влияющие на развитие студентов

Характеристики Процент в общей выборке

Опоздания на лекции 38

Пропуски занятий 27

Неуспеваемость 35

Отказ от участия в коллективных работах 27

Табакокурение 18

Употребление алкоголя 10

Наркомания 2

Ненормативная лексика 38

№ 1 2

3

4

5

6

7

8

№ 1 2

3

4

5

6

7

8

Итак, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что процент студентов с социально неодобряемым поведением значительно ниже процента студентов с должным поведением, крайне необходимо проведение целенаправленной работы, и особенно в ходе обучения вузе, по согласованию научного и морального познания, по осмыслению студентами последствий своего поведения и личной ответственности за последствия принятого решения.

Эмиль Дюркгейм еще в 60-е годы XX века назвал подобное состояние общества социальной анемией. Сущность ее состоит в том, что общество «утрачивает основные антиэнтропийные механизмы, теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценности. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу... Быстрый социальный сдвиг -независимо от его направления - всегда приводит к росту девиантного поведения» (2).

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассмат-

ривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство, алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Отклоняющееся поведение - форма дезорганизации поведения индивида в группе, категории лиц (девиантов и делинквентов, то есть нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Отклоняющееся поведение подлежит социальным санкциям. Слабые и случайные формы отклоняющегося поведения, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, ложь, обман, грубость и др.), фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия (правила вежливости, контроль над психологической агрессивностью). Обычно слабые формы отклонений носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию поведения.

Устойчивые формы отклоняющегося поведения, прежде всего - аморальное и противоправное поведение, в зависимости от их социальных последствий, вы-

зывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем (4).

Л. И. Гилинский определяет отклоняющееся поведение как «...поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.)... » (1)

Н. Смелзер пишет, что девиация - это отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя (8).

Ю. А. Клейберг определяет отклоняющееся поведение следующим образом: «...такое поведение социального субъекта, которое по своим результатам является дисфункциональным для данной социальной системы, в данном месте, в данный момент и подвергается при этом (или должно подвергаться) отрицательному санкционированию» (3).

Философский энциклопедический словарь дает следующее понятие девиан-тного поведения: девиантное поведение - поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

Разнообразие социальных норм, характер их взаимодействий, широкая распространенность и различные принципы применения создают определенные трудности по отнесению конкретного поведения к отклоняющимся и нормативным формам.

Среди основных концептуальных теорий девиантного поведения людей выделяют две основные группы по их источнику или причине появления отклонений: личностные и социальные.

Первая группа концепций в качестве основной причины возникновения социальных отклонений в поведении людей выделяет нарушения в структуре личностных характеристик и черт социальной

активности самого человека.

Вторая группа теорий доказывает, что сама социальная система с ее несовершенством стимулирует отклоняющее поведение и саморазрушение личности.

Выделенные причины могут действовать совокупно.

К первой группе можно отнести биолого-антропологические концепции, объясняющие происхождение отклоняющегося поведения наличием генетических отклонений (Э. Кречмер, Н. Конрад, Ч. Ломброзо, У. Шелдон), психических отклонений и влечений (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорми, В. Шуту и др.), характеристиками темперамента.

Вторая группа концепций выделяет социальные и культурные детерминанты девиантного поведения:

- влияние группы на личность;

- культурные ценности, благоприятствующие отклоняющемуся поведению людей;

- социальные реакции на отклоняющееся поведение личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социальная среда, где преобладают ценности, предрасполагающие к девиации;

- борьба в условиях социального конфликта;

- противоречивое воспитание личности.

Социальная среда и субъект находятся в двустороннем взаимодействии, влияя друг на друга, видоизменяя и трансформируя друг друга в процессе этого взаимодействия. Социальная среда «диктует» личности набор норм и ценностей, личность же старается следовать или не следовать этим нормам и правилам.

Так, отношения опеки, диктата, конфронтации в семье нарушают процесс социализации, то есть усвоения социальных ценностей, социальных норм. Только отношения сотрудничества и взаимопомощи в семье порождают установки, необходимые обществу.

Не только отрицательные факторы, но и положительные могут способство-

вать развитию социально негативных последствий. Стремление к индивидуализации развития человека может обернуться социальным эгоизмом, являющимся основой девиантного поведения.

Свойственное подросткам поисковое поведение, в котором они пытаются отыскать средства, механизм влияния на людей, в зависимости от реакций окружающих, может закрепиться в негативные стереотипы и поведение.

Разделяют отклоняющее поведение на патологические и непатологические формы, в каждой из которых выделяют несколько типов; антидисциплинарный, антисоциальный, делинкветный (5). Подобное поведение является саморазрушающим.

Девианты (субъекты с отклоняющимся поведением) характеризуются крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки окружающим, утратой интереса к учебе. Низкая культура досуга, отсутствие разумных и интересных занятий, бесцельное, бездумное времяпрепровождение создают почву для правонарушений.

Совершающие девиантные поступки осознают непристойность своего поведения, однако стараются найти оправдание своим поступкам.

Они усваивают приемы оправдания и нейтрализации своих поступков: отрицание ответственности, вреда; признание вреда не злом, а справедливым возмездием; осуждение других; обращение к более важным обстоятельствам (интересы группы выше общественных).

Наличие у некоторой части студентов девиантного потенциала - установки на использование нелегальных средств достижения целей, готовности совершать тот или иной противоправный поступок - совершенно недопустимо для будущих менеджеров социально-культурной сферы. Менеджеры, предприниматели работают в сфере повышенного риска. Они часто балансируют на грани дозволенного и наказуемого. Преступить эту грань достаточно легко, и тогда

действия ответственного лица приобретают жульнический, мошеннический характер. Не эгоистическими интересами, а принципом взаимного гражданского уважения, согласования интересов личности, коллектива, общества в целом, поиском компромиссов должен руководствоваться менеджер социально-культурной сферы.

Поведение студента складывается из отдельных поступков, которые оцениваются ближайшим окружением как положительные или отрицательные. Справедливая оценка, которую ожидают студенты, может быть основана на понимании мотивов, целей, средств поступка. Мотив - это внутренние причины, побуждающие человека к действию.

Знание мотива помогает познать не только смысл поступка, но и личностные характеристики (взгляды, интересы, чувства, потребности, характер и т.п.).

Удовлетворить мотив (ради чего) можно через достижение определенного результата, поэтому человек ставит цель и выбирает средства достижения ее. Соответствие мотива, цели и средств общественным нормам, морали оценивается как положительный поступок, в противном случае - отрицательный.

В случае отрицательной оценки необходимо знать и учитывать влияние внешних обстоятельств и внутренних состояний человека (душевная травма, преобладание какого-либо сильного чувства, недостаточное владение собой, эгоистическая ориентация, увлечение интересной деятельностью и т.п.).

Студент всегда оказывается перед выбором пути поступка, преодоления трудностей. Он может идти от собственных интересов, чувств, выгод, может идти «от другого» или «других», а может - искать компромисс в согласованных взаимовыгодных интересах сторон.

Альтруизм - свойство человека совершать поступки, лично ему невыгодные, но приносящие пользу другим людям, обществу. В развитии этого качества не биологические предпосылки (наслед-

ственность) служат основой воспитания нравственной культуры. И. П. Павлов считал «настоящий альтруизм приобретением культуры», связанным со второй сигнальной системой, и если она слаба, то «непременно на первом плане будет забота о собственной шкуре» (7).

Также важно умение разряжать атмосферу агрессии, ненависти путем обсуждения взаимовыгодных интересов сторон, к тому же приемлемых для общества в целом, и совершать компромиссные поступки.

Альтруистические, компромиссные поступки студента становятся основой его коммуникативного развития и профессионального становления в деловом общении.

Следовательно, в условиях учебно-познавательной деятельности каждому студенту необходим опыт положительных, альтруистических, компромиссных поступков, поскольку развитие личности происходит по народной пословице: «Посеешь поступок - вырастет привычка, посеешь привычку - вырастет характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

Учитывая нестабильную обстановку в нашей стране, сделаем вывод, что: во-первых социальная среда непосредственно влияет на формирование личности и ее развитие. Предоставляя свободу предпринимательской деятельности, социальная среда требует должного поведения, соответствующего социальным нормам и правилам. Однако часто молодежь воспринимает ситуацию как вседозволенность, не ограничивая себя рамками

должного поведения и переходя в область девиантного поведения. Во-вторых, данные изучения результатов деятельности студентов показывают, что 65-70% учатся в основном на «отлично» и «хорошо». Они регулярно посещают занятия, принимают участие в научных конференциях и в общественной работе. Но нужно опасаться того, что отклоняющее поведение может способствовать потере интереса к учебе у остальных 30% студентов, для которых характерно опоздание на лекции, пропуски занятий, неуспеваемость, ненормативная лексика. Многие еще лишены возможностей организованно проводить досуг, это объясняется неразвитостью инфраструктуры досуга и отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств. Борьба за выживание заставляет молодежь искать многообразные источники заработка, сокращает ее свободное время. Бездуховность части массы современной молодежи обуславливает и бессодержательность проведения досуга. Пытаясь заполнить свободное время хотя каким-то содержанием, молодежь прибегает к наркотикам и алкоголю.

Поэтому, чтобы предотвратить проявление девиантного поведения, необходимо не только научить студента планировать свое свободное время, но и проводить целенаправленную и каждодневную работу по формированию нового мышления, основой которого станут усвоенные и принятые личностью в качестве руководства к действию морально-этические ценностные ориентации.

Примечания

1. Гилинский Л. И. Современная западная социология: словарь / Л. И. Гилинский. -М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

2. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. - 2-е издание, перераб. - СПб.: Питер, 2001. - 400 с.

3. Клейнер Б. И. Социальная причинность, ее природа и специфика: монография / Б. И. Клейнер. - М.: Высшая школа, 1991. - 128 с.

4. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани. - М.: Политиздат, 1988. - 479 с.

5. Макеева В. Г. Культура предпринимательства / В. Г. Макеева. - М.: Инфра-М, 2002. - 218 с.

6. Нюшенкова М. Л. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности на основе компетентностного подхода / М. Л. Нюшенкова; под ред. д-ра пед. наук, д-ра эконом. наук, проф. А. Л. Денисовой. -Самара: Изд-во СНЦРАН, 2008. - 200 с.

7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. - СПб.: Наука, 1989. - 264 с.

8. Скотт Д. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов: перевод / Д. Г. Скотт. -СПб.: ВИС, 1994. - 429с.

О. К. Рашидов

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАРОДНОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье актуализируется проблема художественно-эстетического образования в средней школе и педвузе средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Автор обращает внимание на соответствие содержания вузовской подготовки студентов современным требованиям преподавания народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе. Определяющим значением в методической подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, как отмечает автор, является знание сущности и задач преподавания предмета; понимание его содержания и принципов построения действующих школьных и вузовских программ; знание теоретических основ методики преподавания и умения их реализовать в практической деятельности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, педагогический вуз, художественно-эстетическое образование, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, теоретико-методологические основы.

The author actualizes the problem of art - aesthetic education in school and teacher's training institute by graphic and decorative and applied art methods. The author also proves continuity in the contents of art - aesthetic education in institute of higher education and specialized general educational establishments. Determining sense in methodical preparation of the future teacher for professional work is the knowledge of essence and tasks of subject teaching; understanding its content and construction principles of working school and institutes of higher education programs; knowledge of theoretical bases of teaching technique and skill of them to realize in practical activities. Keywords: liberal education, aesthetic education, institute of higher education, graphic and decorative and applied art methods.

Проблема обновления художественно-эстетического образования в средней школе и педвузе остается одной из самых актуальных. В практике общеобразовательной подготовки этому способствуют усиление индивидуального подхода и применение активных методов обучения творчеству. Особое значение приобретает вопрос о сущности народных художественных норм, основных принципах и методах обучения подрастающего поколения. Художественный образ должен рассматриваться как единство образа художественной вещи и мировосприятия ее творца-народа, а также необходимо прослеживать

связи этого образа с природой, бытом, трудом, национальными народными художественными традициями, что позволит учащимся понять и осмыслить основы, принципы взаимодействия видов художественного творчества, орнаментального искусства в системе национальной и мировой культуры.

Определяющее значение в методической подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности имеют знание сущности и задач преподавания предмета; понимание его содержания и принципов построения действующих школьных и вузовских программ; знание теоретических основ методики пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.