Научная статья на тему 'Нравственное развитие личности'

Нравственное развитие личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3052
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / СОВЕСТЬ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Е.Н., Савельева А.Г.

В статье рассматриваются нравственные устои личности, критерии саморазвития и нравственного воспитания, раскрывает понятие морали, совести и нравственной культуры. Авторы подчеркивают необходимость развития нравственного самосознания в современном обществе. В статье особое внимание уделяется проблемам формирования совести личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное развитие личности»

6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

7. Соломин В.П. Психологическая безопасность / В.П. Соломин, О.В. Шатровой. - М.: Дрофа, 2008. - 288 с.

8. Тарасова Л.Е. Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников / Л.Е. Тарасова // Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. -Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - Т. 1, № 2. - С. 18-22.

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

© Павлова Е.Н.*, Савельева А.Г.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В статье рассматриваются нравственные устои личности, критерии саморазвития и нравственного воспитания, раскрывает понятие морали, совести и нравственной культуры. Авторы подчеркивают необходимость развития нравственного самосознания в современном обществе. В статье особое внимание уделяется проблемам формирования совести личности.

Ключевые слова: профессионально важные особенности, нравственного развития личности, совесть, мораль, нравственная культура, нравственный выбор, нравственное сознание.

Формирование нравственной личности - главная задача воспитания и обучения, поскольку от нравственного развития граждан нашего общества зависит все сферы жизнедеятельности людей.

Нравственное развитие выступает в качестве ценностного ориентира, необходимого условие для обретения личностной зрелости [1, с. 154].

Совесть является основным нравственным ориентиром для развития и саморазвития специалистов, профессионалов, которые должны действовать в соответствии со своей совестью. Ведь совесть - это внутренний голос человека, который подсказывает, как правильно поступать; совесть помогает уважать других и самого себя; совесть помогает не выходить за рамки приличия и чувствовать грань дозволенного, а также совесть - регулятор поведения и человеческих поступков [7, с. 22].

Современное общество во многом упразднило традиционные морально-нравственные ценности, а новых ценностей не создало. Соответственно ны-

* Магистрант.

* Магистрант.

нешнему состоянию общества в условиях неопределенности, риска и «размытых» нравственных норм социальной регуляции поведения, личность вынуждена воспитывать и проявлять себя самостоятельно, полагаясь главным образом на высокую нравственную культуру и нравственное самосовершенствование, принимая решения на основе совести.

Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [5, с. 102].

Нравственность присваивает человеку моральные ценности, требования к себе и другим, становится частью его «Я». Нравственность в общем смысле является способностью к различению людьми добра и зла. Такую способность во многом формирует молодое поколение на основе нравственных устоев общества. На данный момент затруднительно сказать, что такие устои дают гарантированный и определенный ориентир для становления и развития нравственного самосознания общества, в том числе и молодого поколения. Нравственность уходит на дальний план в культуре народов, в их искусстве, но особенно она отрицается средствами массовой информации, по средствам которых идет большое психологическое влияние на общество [6, с. 263]. Поэтому чрезвычайно важно и значимо нравственное воспитание подрастающего поколения.

Нравственность не может быть сформирована «снаружи». Она неотделима от внутреннего состояния человека и может «произрасти» из его воспитания и окружения, но вместе с этим нравственное самосознание может быть сформировано стимулами, которые производят личностное стремление человека к его самовоспитанию, саморазвитию, нравственному самосовершенствованию [4, с. 3].

Нравственность - это личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждения творить добро [11, с. 335].

Нравственным центром индивидуальности является совесть.

Человек самостоятельно формулирует для себя нравственные обязанности и требует от себя их выполнения. Формирование нравственности не может осуществляться без веры, без сложно описываемого феномена совести -«зова» (М. Хайдеггер), который во мне и, одновременно, вне меня [12, с. 275].

Совесть определяется как эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам и поступкам других людей, за поведение которых личность несет ответственность как член коллектива [6, с. 136].

Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло -это особые нравственные качества личности, которые она должна вырабатывать самостоятельно. Именно совесть поможет человеку придерживаться нравственным ценностям, морали, совесть помогает осознать что есть зло, а что добро, она осуждает и запрещает воровство, обман. Совесть помогает

быть честным, верным дружбе и любви, проявлять уважение к старшим, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность.

Главным источником воспитания нравственного самосознания личности считается семья, которая становится корнем, стержнем, на котором при помощи все остальных структур вырастает гуманная, свободная, духовная, творческая личность. К сожалению, в наше время на первое место ставится изучения основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть добросердечным и благородным. Но все же жизненный опыт показывает, что воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого хорошая основа. От нравственных убеждений, характера воспитанности иногда зависят судьбы целых народов.

Основными критериями нравственного саморазвития и воспитания личности выступают, в первую очередь, знания принципов нравственной культуры таких как: любовь, добро, понимание, забота и др., выполнение выработанных моральных нормативов, соответствующее нравственному поведению в различных ситуациях и уверенность в необходимости выполнения данных норм. Это можно определить как степень нравственной культуры личности в целом, которая должна присутствовать в жизни каждого человека [6, с. 261].

В целом, уровень нравственной культуры можно определить по критериям нравственного воспитания в системе образования - это уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм нравственности, сформированность нравственных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных ситуациях. Вместе с этим, воспитание и развитие нравственности является одной из самых важных задач в процессе становления личности [4, с. 4]. При этом надо помнить, что культура личности, и в ее психологическом аспекте, прежде всего «обусловлена развитием нравственной культуры личности» [2, с. 154], которая выступает в качестве основы для формирования общей культуры личности [3, с. 39].

Нравственность - это практическое поведение, основанное на уважении других людей. Уважение к человеку - это отношение к нему как к высшей ценности, поэтому вежливость - стиль взаимоотношений, которого совершенно естественно придерживается нравственно воспитанный человек. Нравственность должна присутствовать в любом виде человеческой деятельности - это оценка того, насколько результаты этой деятельности будут способствовать во блага окружающих и всего человечества.

Мы должны уважать других людей, даже если мы не согласны с их точкой зрения. Человек, способный уважать других, имеет определенное достоинство, потому что у него есть то, что он может предложить другим.

Уважение к людям - одна из важнейших нравственных черт человека. По существу, она определяет все остальные моральные свойства личности и является стержнем ее нравственного мира.

Следовательно, совесть - это сложное структурное качество, включающее ряд компонентов, гармоничное взаимодействие которых имеет большое значение для развития личности. Совесть - это не исполнение должного, а самовыражение индивидуальности и сущности человека.

В современном обществе проблема нравственного выбора подменяется проблемой решения. Современному обществу внушается, что не нужно задумываться, хорошо или плохо, например, жить по принципу увеличения наслаждений, а следует только думать о том как этого добиться. Серьезным этапом разрушения общества выступает размягчение морали и нравственности. Антрополог К. Лоренц сформулировал закон: «Радикальный отказ от отцовской культуры - даже если он полностью оправдан - может повлечь за собой гибельное последствие, сделав презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов. Юноши, освободившиеся от традиции, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринерские формулы» [9, с. 22].

Именно совесть выступает в качестве феномена, позволяющего реализовать долг личности перед обществом. Совесть - мера значимости нравственной ценности в ситуации морального выбора [6, с. 137].

Таким образом, мы считаем, что нравственность личности молодого поколения подразумевает развитие их нравственного сознания, нравственного воспитания, социальной ответственности, совестливости, саморазвития и самосовершенствования, нравственной культуры и нравственности выбора. Именно на эти аспекты личностного становления и развития личности, в первую очередь, необходимо обращать внимание.

Список литературы:

1. Брюхова Н.Г. Нравственное развитие как ценностный ориентир и необходимое условие для обретения молодыми людьми личностной зрелости // Система ценностей современного общества. - 2012. - № 24. - С. 151-155.

2. Брюхова Н.Г. Нравственная культура личности // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 9. - С. 150-155.

3. Брюхова Н.Г. Нравственная и психологическая культура личности // Paradigmata poznani, Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - 2014. -С. 39-41.

4. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. - 2008. - № 9. - C. 3-4.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

6. Павлова Е.Н. Совесть в духовно-нравственном развитии личности будущего психолога // Научно-методический и теоретический журнал «Со-циосфера» / ООО Научно-издательский центр «Социосфера». - 2013. - № 4. -С. 136-138.

7. Павлова Е.Н. Совесть как основной нравственный ориентир будущих психологов // Научно-методический и теоретический журнал «Социосфера» / ООО Научно-издательский центр «Социосфера». - 2013. - № 4. - С. 138-139.

8. Потанина Л.Т. «Восхождение» к смыслам как сущность нравственного развития // Мир образования - образование в мире. - М., 2007. - С. 261-270.

9. Савельева А.Г. Психологические особенности духовно-нравственного развития молодежи // Научно-методический и теоретический журнал «Со-циосфера» / ООО Научно-издательский центр «Социосфера». - 2013. - № 4. -С. 139-141.

10. Сидячева Н.В. К вопросу о развитии морали и нравственности современной молодежи // Вестник Московского Государственного Областного Университета. - М., 2010. - С. 21-23.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс. 1995. - 384 с.

12. Фромм Э. Психоанализ и этика / Эрих Фромм. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

АРОМАТЕРАПИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

© Угрюмова Н.В.*

Московский институт экономики политики и права, г. Москва

В данной статье представлены результаты исследования влияния ароматерапии на лечение и профилактику синдрома эмоционального выгорания у педагогов и медиков. Работа была основана на предположении, что ароматерапевтический подход является простым и доступным способом борьбы и лечения СЭВ. Исследуемой группой стали «выгоревшие» педагоги (41 человек) и медики (48 человек) г. Зеленоград и г. Торжек. В процессе исследования были выявлены и проконсультированы работники с высоким коэффициентом выгорания, далее им предлагалось участие в исследование с возможным улучшением состояния.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания (СЭВ), практическое исследование, ароматерапия, арома масла, предварительное исследование, гендерные особенности, мужчины, женщины.

В нынешнем обществе меняется отношение людей к работе, многие из них теряют уверенность в стабильности своего социального и материального

* Аспирант кафедры Общей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.