Научная статья на тему 'Нравственное и эстетическое воспитание детей школьного возраста на уроках иностранного языка'

Нравственное и эстетическое воспитание детей школьного возраста на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1639
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Елена Арсентьевна

Автор акцентирует внимание на практическом значении нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках иностранного языка. Предлагаются оптимальные формы работы и методы обучения (проектное и интенсивное обучение), способствующие нравственно-эстетическому воспитанию и становлению ученика как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное и эстетическое воспитание детей школьного возраста на уроках иностранного языка»

На каждом шагу технологического этапа проводились беседы, консультации, советы, наблюдение за деятельностью учащихся, использовались различные опросные методы, тесты, индивидуальные карточки, заполнялись дневники педагогического анализа учителя, дневники самоанализа учащихся, монографические карты и планировалась совокупность действий, направленных на коррекцию имеющихся отклонений.

Таким образом, в ходе уроков учителем обеспечивалась активная познавательная деятельность учащихся путем использования различных методов, приемов и форм ее организации: индивидуальной, групповой, фронтальной.

Оказались востребованные личностные качества учащихся, такие как логическое мышление, самостоятельность, инициативность, творчество, умение работать с различными источниками

информации, анализировать, обобщать, делать выводы. У них формировался познавательный интерес к математике, развивалось стремление к познанию нового, повышалась самооценка. Эвристические методы и приемы, по нашему мнению, содействовали раскрытию у учащихся скрытых возможностей, выработке индивидуального стиля, умения оценивать свои силы.

Библиографический список

1. Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1999. - 174 с.

2. Качалова Л. П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения студентов педагогического вуза: Дис. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1995. - 132 с.

Е.А. Павлова

НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Автор акцентирует внимание на практическом значении нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках иностранного языка. Предлагаются оптимальные формы работы и методы обучения (проектное и интенсивное обучение), способствующие нравственно-эстетическому воспитанию и становлению ученика как личности.

Проблема нравственно-эстетического воспитания является непреходящей и вечно актуальной. Она занимает исключительное место среди всех современных проблем школы. Стало понятно, что на сегодня общей основой воспитания может стать не какая-то конкретная идеология, а общегуманистические ценности. В этой связи рассматривается роль гуманитарных дисциплин в образовании и воспитании. Эти дисциплины должны быть стержнем нравственно-эстетического воспитания и становления ученика как личности.

По мнению А.И. Шемшуриной наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым нужно стремиться учащимся, следует считать:

- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;

- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотно-

сить их с возможными последствиями;

- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

- культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;

298

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

© Е.А. Павлова, 2008

- способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (М.К. Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;

- чувство эмпатии - эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению [1].

На уроках иностранного языка мы обучаем общению, которое по своей сути - личностно. Учащийся не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность, - утверждает Е.И. Пассов, - и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие [2].

Чтение литературы и поэзия - одни из главных способов нравственно-эстетического воспитания на уроках иностранного языка. К подбору материала для чтения необходимо относиться ответственно и требовательно. Материал должен быть интересным по содержанию, имеющим воспитательное значение, доступным по языку. Тексты, в которых ставятся острые социальные, эстетические, психологические проблемы, оказывают эмоциональное и эстетическое воздействие на школьников, создают психологический настрой для высказывания собственных мыслей и участия в дискуссии. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от продуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности школьника.

Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения нашло свое воплощение в повседневной жизни учащихся, мы считаем полезным проведение конференций.

Поэтические произведения помогают овладеть эмоционально-ценностным опытом общения и, несомненно, воспитывают школьников в нравственном смысле. Поэтическое произведение может вызвать настоящую дискуссию, поскольку проблемы, затрагиваемые в них, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение.

Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует знакомству с лучшими

образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого.

Речевые, социально-психологические и нравственно-этические умения развивает ролевая игра. Воспитание путем проигрывания определенных социальных ролей, когда ребенок, приняв ту или иную социальную роль, оказывается в ситуации необходимого выбора нравственного характера, очень важно. Игра утверждает нравственное начало, усиливает личностную сопричастность, является источником радости и энергии, развивает воображение.

В тесной связи с нравственным воспитанием находится воспитание эстетическое, направленное на формирование у детей представлений и понятий о прекрасном в жизни и искусстве, умения отличать доброе и красивое от плохого и уродливого, а также умения и желания рисовать, лепить, петь, танцевать, слушать музыку, декламировать, инсценировать сказки и рассказы.

Д.И. Писарев писал, что эстетическое воспитание начинается «с первых впечатлений ребенка, а не с того времени, когда ему читают с кафедры теорию изящного» [3]. Когда язык в процессе его изучения начинает нести эстетическую нагрузку, он перестает быть одной лишь данностью, состоящей из фонем, слов, словосочетаний, речевых структур, синтаксических конструкций, и превращается в средство проникновения в мир прекрасного: опытный педагог раскрывает эмоциональную и экспрессивную природу языка. Именно начальный этап обучения иностранному языку важен с точки зрения познания ребенком эстетической природы слова, ибо если в родном языке некоторые важные в эстетическом отношении аспекты слова (например, звуковой) утратили качество новизны и воспринимаются как данность, то изучение нового языка создает благоприятную почву для постижения основных аспектов слова: звукового, содержательного и прагматического.

Подростковый возраст - это начало формирования эстетического идеала - высшей формы эстетического сознания. Подростки способны проникать в глубину нравственных идей, их возможности постижения художественного произведения растут с каждым годом, так как расширяется эстетический и эмоциональный опыт, развивается интеллект.

Т.Г. Аболина, Н.Е. Миропольская указывают три важных направления в формировании

у школьников полноценного эстетического восприятия произведений искусства:

- систематическое и целенаправленное воспитание у подростков интереса и любви к искусству, ознакомление его с образным языком;

- педагогический анализ произведений, их правильный выбор для обсуждения, подготовка учащихся к знакомству с произведением;

- развитие у школьников способности постигать нравственное содержание произведения через весь комплекс его выразительных средств [4].

На занятиях по иностранному языку в качестве наглядных пособий целесообразно использовать не только рисунки, цветные несложные акварели, но и репродукции картин мастеров искусств. Если учесть роль таких картин в эстетическом воспитании, их влияние на формирование художественных вкусов, нравственное развитие школьников, становится понятно, как важно уметь подобрать нужную картину, чтобы ученики эстетически переживали ее содержание.

Процесс обучения иностранному языку делает возможным использование аудиовизуальных и кинестетических средств воздействия, вербальных способов изменения атмосферы образовательного процесса, позволяет, ориентируясь на интересы и ценности членов группы, отбирать такой языковой материал, который способствовал бы выявлению реакции участников группы на изучаемое, высказыванию ими своего ценностного отношения, а также актуализации этого отношения через поступок, действие.

Наполняя атмосферу урока атрибутами доверия и раскрепощенности (особым освещением, картинами, записями музыкальных фрагментов, томиком стихов и т.п.), мы способствуем положительному эмоциональному настрою на учебную деятельность.

На уроках иностранного языка школьники участвуют в различных инсценировках, приобщаются к миру иностранной литературы, учатся смотреть картины мастеров искусств, рассказывают на иностранном языке их содержание, сами рисуют. Им прививают любовь ко всему прекрасному в природе, они разучивают песни на иностранном языке. Все эти компоненты эстетического воспитания подчиняются ведущей задаче формирования гармонично развитой личности.

Индивидуальные творческие способности позволяют реализовать такие формы работы как вечера и праздники на иностранном языке. Бла-

годаря неформальной обстановке они помогают объединить обучение иностранному языку и воспитание личности в целостный гуманистически направленный процесс.

В технологии проектного обучения заложены большие возможности для нравственно-эстетического воспитания школьников.

Проектная работа определяется как пример педагогической деятельности, при которой учащиеся в сотрудничестве с преподавателем выполняют исследовательские задания и проводят обработку данных по одной или нескольким проблемам с учетом взаимосвязи с общественными отношениями и существующей реальностью. Центральным принципом в проектной работе является участие и совместная деятельность, т.е. объединение усилий учащихся и преподавателя при выборе темы проекта и определении проблемной установки, а также при разработке плана, его реализации и оценке. Технология проектного обучения предполагает свободу выбора темы и формы (классной и внеклассной, индивидуальной и групповой и т.п.) учебной деятельности.

Само содержание проектной работы должно способствовать получению более четкого представления, более углубленных знаний и растущему перспективному мышлению и кругозору, что достигается путем критического подхода к изучаемым проблемам и их освещения с различных позиций вне зависимости от традиционно установившихся рамок изучения предмета, при этом при выборе теоретической базы, методики и инструментария следует руководствоваться особенностями выбранных тем. Роль учителя в данном случае не ограничивается просто ролью посредника, передающего знания, учитель должен быть вместе с учащимися, выступая в качестве инициатора, вдохновителя, специалиста, устанавливающего границы изучаемого вопроса, направляющего исследования и представляющего консультационные услуги.

Проектная работа должна иметь законченный характер и в виде готового продукта представлена на рассмотрение всей учебной группе как устный или письменный доклад, стендовое представление, театральная постановка, концерт, видеоматериал и т.д., что также приучает к организованности, развивает технические и актерские способности, навыки публичного выступления.

Очевидно, что в технологии проектного обучения заложены большие возможности для ре-

300

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

шения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, неуверенности и страха говорить на иностранном языке из-за боязни возможных ошибок в речи.

Данный подход к преподаванию иностранных языков имеет гуманистическую направленность, т.к. он ориентирован на личность обучаемого, учитывает его возрастные интересы, развивает у него самостоятельность, творчество, активность, превращает его из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Основная часть проекта проводится учащимися самостоятельно, в классе при участии учителя проходят начальная и заключительная стадии. В целом роль педагога состоит в том, чтобы создать условия, максимально благоприятные для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся, координировать работу, помочь преодолеть непредвиденные трудности, которые могут возникнуть.

Использование интенсивных методов в обучении иностранным языкам предполагает объединение личностей в коллектив на основе совместной деятельности и познавательных интересов и, как, следствие, дальнейшее нравственно-эстетическое совершенствование личности. Мы полностью разделяем мнение Т.И. Капитоновой и А.Н. Щукина, которые считают: «От традиционного обучения интенсивное отличается в первую очередь способом организации и проведения занятий: повышенным вниманием к различным формам педагогического общения, социально-психологическим климатом в группе, созданием адекватной учебной мотивации, снятием психологических барьеров при усвоении языкового материала и речевом общении» [5].

Особое место в интенсивном обучении отводится работе с музыкой, песнями, стихами и наглядными пособиями, в первую очередь с картинками. Слушание стихотворений и особенно песен не только создает паузу для расслабления, отдыха, но и определенный позитивный настрой, песни и стихи подбираются с таким расчетом, чтобы они оказывали эмоциональное и эстетическое воздействие на школьников. Часто урок начинается именно со слушания песни/стихотворения обязательно в исполнении носителя языка. Затем учащиеся поют песню вместе с артистом.

Практикуется слушание и в середине урока перед переходом к новому виду работы.

Наглядные пособия (иллюстрации к текстам, различные вырезки из газет и журналов, картинки и серии картин, фотографии) находят широкое применение как на этапе работы с языковым материалом, так и для создания ситуаций, разыгрывания сценок, скетчей и пр. Включение элементов интенсивного обучения в преподавание иностранного языка в средней школе дает положительные результаты. В процессе вежливого, доброжелательного и доверительного общения учащиеся усваивают достаточно большой объем материала, коммуникабельны и активны, испытывают удовольствие от неформальных отношений с преподавателем, охотно взаимодействуют друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность.

Сегодня важно, чтобы в школе реализовывался воспитательный потенциал учебных дисциплин. Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы формируем не только образованного человека, но и воспитываем личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. Средствами иностранного языка можно успешно осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников как на уроках, так и во внеурочное время. Современные методы обучения иностранным языкам, такие как проектное и интенсивное обучение, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию и становлению ученика как личности.

Библиографический список

1. Шемшурина А.И. Этика и воспитание: от самооценки к самосовершенствованию. Метод. пособие. - М.: ВЦХТ, 2002. - 142 с.

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. -М.: Просвещение, 1998. - С. 31-33.

3. Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание. Избр. пед. высказывания. - М., 1938. - С. 68.

4. Аболина Т.Г., Миропольская Н.Е. Эстетическое воспитание в школе. - Киев: Вища шк.; Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1987. - С. 65.

5. Капитонова Т.И., Щукин А.Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. - М.: Русский язык, 1987. - С. 159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.