Научная статья на тему 'Нравственно-правовое воспитание студентов в условиях современного вуза: методологический анализ'

Нравственно-правовое воспитание студентов в условиях современного вуза: методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1115
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / MORAL AND LEGAL EDUCATION / MORAL AND LEGAL CULTURE / MORAL AND LEGAL CONSCIOUSNESS / PRINCIPLES OF MORAL AND LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова Елена Николаевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного нравственно-правового воспитания студентов вуза; проводится методологический анализ негативных тенденций в молодежной среде, нравственной деградации личности; выявляется взаимообусловленность и взаимозависимость нравственного и правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and Legal Education of Students in the Modern University: Methodological Analysis

The article deals with topical issues of contemporary moral and legal education of university students. A methodological analysis of the negative trends among young people, the moral degradation of the individual is conducted. Identified the interdetermination and interdependence of moral and legal education.

Текст научной работы на тему «Нравственно-правовое воспитание студентов в условиях современного вуза: методологический анализ»

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2

ПЕДАГОГИКА

УДК 37

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Е. Н. Гудкова

Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова E-mail: kaf_pp@list.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы современного нравственно-правового воспитания студентов вуза; проводится методологический анализ негативных тенденций в молодежной среде, нравственной деградации личности; выявляется взаимообусловленность и взаимозависимость нравственного и правового воспитания. Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы нравственно-правового воспитания.

Moral and Legal Education of Students in the Modern University: Methodological Analysis E. N. Gudkova

The article deals with topical issues of contemporary moral and legal education of university students. A methodological analysis of the negative trends among young people, the moral degradation of the individual is conducted. Identified the interdetermination and interdependence of moral and legal education.

Key words: moral and legal education, moral and legal culture, moral and legal consciousness, principles of moral and legal education.

Позитивные изменения в обществе сопровождаются и рядом негативных тенденций, к числу которых относятся правовой нигилизм, рост преступности вообще и молодежной в частности, нравственная деградация личности и др. Во все времена состояние преступности среди молодежи являлось неотъемлемым элементом нравственно-правовой характеристики общества. Среди острых проблем современности, стоящих перед федеральными и региональными органами исполнительной власти РФ при реализации государственной молодежной политики, названа криминализация молодежной среды.

В сложившейся ситуации особо обостряется проблема нравственно-правового воспитания молодежи, требующая от педагога глубокого знания его теоретико-методологических основ, а также высокого уровня нравственно-правовой культуры. Совершенно очевидно, что в современных условиях молодежи не хватает:

- правовой и нравственной готовности жить и трудиться в новых для нее условиях;

- инструментальных знаний, качеств характера и навыков, позволяющих достойно выходить из сложных ситуаций, в которые ставит ее жизнь;

- духовных установок и моральных принципов, оберегающих личность от неверного решения, деградации.

Изучению проблемы воспитания в отечественной и зарубежной литературе было уделено значительное внимание. Философско-

© Гудкова Е. Н., 2012

Е. Н. Гудкова. Нравственно-правовое воспитание студентов в условиях современного вуза

методологический аспект воспитания как социальной адаптации групп населения рассмотрен в работах В. Ю. Верещагина, И. Д. Калайкова, Т. Ф. Каптерева, Т. И. Царегородцева и др. Социально-психологические аспекты воспитания исследовали такие психологи, как А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др. Социально-педагогический аспект работы с учащимися рассмотрен в работах Н. Н. Березовина, И. В. Сочинского, В. И. Брудного, Н. Н. Вербицкого, В. В. Давыдова, Н. Р. Талызиной и др.

В своей совокупности работы этих авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, но они не ставили своей целью специально рассматривать педагогический аспект проблемы нравственно-правового воспитания личности. В целом эта проблема еще далека от окончательного решения. Анализ трудов названных авторов позволяет заключить, что с позиций общей педагогики под нравственно-правовым воспитанием следует понимать организованный, управляемый, целенаправленный процесс развития нравственных и правовых убеждений, чувств, потребностей, привычек, нравственных качеств и нравственного правообеспеченного поведения людей данного общества.

Одна из ведущих задач нравственно-правового воспитания студентов - формирование таких волевых качеств, которые способны удержать их на правильных позициях, а именно: целеустремленности, то есть умения выбирать общественно полезные цели и достигать их; самостоятельности - способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативному влиянию и воздействию ситуаций исходя из внутренних убеждений, поступать в соответствии с общегосударственными интересами, закрепленными в системе социальных норм.

Взаимодействие нравственного и правового воспитания раскрывается, по мнению многих ученых, в нескольких подходах, которые не только не отрицают, но и взаимно дополняют друг друга. Суть первого из них состоит в первичности нравственного воспитания по отношению к правовому1. Именно в такой последовательности обнаруживается принципиальная закономерность: чем выше уровень нравственного осознания формирующейся личностью различных общественных отношений, тем выше и уровень мотивации необходимости реализации как нравственного долга, так и юридических прав и обязанностей.

Во втором случае как нравственное, так и правовое воспитание в равное соотношение ориентирует на поддержание адекватных интересам общества взаимоотношений субъектов, а также допустимых возможностей самореализации воспитанника в общественно значимых видах деятельности (В. Н. Обухов, Э. А. Саркисова,

А. Ф. Чередниченко и др.).

Третий обусловлен собственно этическим подходом к исходному понятию права2. Он не только обращает внимание на изучение мотивов правомерного поведения личности, но и требует актуализации и осмысления целей, основных путей и наиболее эффективной системы практических действий в нравственно-правовых отношениях. Вместе с тем присущее им различие акцентирует внимание на необходимости осознания личностью как нравственных, так и правовых требований, соответствующих Я способов поведения и поступков в нравственноправовой сфере.

Как взаимосвязь, так и различие нравственного и правового воспитания свидетельствуют о целостном нравственно-правовом подходе к воспитанию личности. Так, например, Г. А. Кузнецов определяет, что данный процесс - это «целенаправленное усвоение обучающимися этических правовых знаний, интериори-зация их в личные убеждения и формирование на их основе ответственного отношения к субъективным поступкам и поведению, развитию объективной потребности следовать принципу нравственности и права»3. Следовательно, задача нравственно-правового воспитания состоит в том, чтобы достичь такого уровня правосознания, когда каждый соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения.

Взаимообусловленность и взаимозависимость нравственного и правового воспитания предполагает необходимость осознания личностью ценностно-правовой ориентации общества, выявление на этой основе нравственного содержания и сущностной природы правовых норм и правоприменительной деятельности, взаимосвязи нравственного и правового сознания, которое рассматривается отдельно.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом процесса воспитания, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности вуза. В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность. Он реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координацию, анализ эффективности и др.

Если определены цели, задачи, то можно говорить о принципах нравственно-правового воспитания студентов. Система принципов выражает основы теории нравственно-правового воспитания и, следовательно, систематизированную совокупность взглядов, показывающих необходимость применения эффективных практических мер по формированию социальных форм поведения в любых ситуациях студенческой жизни.

Педагогика

99

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассматривать студента как высшую ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Он требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести и мировоззрения, выделения в качестве приоритетной задачи заботы о физическом, социальном и психическом здоровье будущего специалиста.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у студентов прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого студента, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение студента в различные виды социально-правовой деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциала личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление каждому студенту возможностей для самореализации и самораскрытия.

Принцип воспитывающей среды требует создания в вузе таких отношений, которые формировали бы социальность будущего специалиста. Прежде всего важно единство коллектива вуза - кураторов, педагогов и студентов, - его сплочение. В каждой группе, на каждом факультете должно достигаться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимную помощь, способность вместе преодолевать трудности.

На нравственно-правовое воспитание влияет большое количество факторов, которые можно систематизировать:

- индивидуальные психические факторы: личностные черты, мотивационная сфера, уровень сформированности социально приемлемого активного общения;

- индивидуальные соматические факторы: соматические заболевания, уровень физического развития;

- социальные учебные факторы: социальнопсихологический климат в коллективе, социальный статус в группе, уровень преподавания в учебном заведении;

- влияние микро- и макросреды.

При определении эффективности нравственно-правового воспитания студентов центральное место занимает вопрос о критериях и системе

их показателей. С учетом всего вышесказанного мы выделили три основных критерия эффективности нравственно-правового воспитания студентов: 1) интериоризация нравственного и правового опыта (когнитивный); 2) стремление к активному осознанному участию в социальных отношениях и противодействию негативным проявлениям окружающей среды (мотивационный); 3) поиск путей реализации своих возможностей (практический).

Стремление к эффективности нравственно-правового воспитания студентов позволило сделать вывод о необходимости реализации комплекса социально-педагогических условий как фактора, стимулирующего решение проблемы. К ним относятся: формирование правовых норм как регулятора нравственно-правового поведения; стимулирование самокоррекции воспитания нравственности и поведения; педагогическая подготовка кураторов студенческих групп к работе по нравственно-правовому воспитанию.

Процесс нравственно-правового воспитания не может быть ограничен лишь усвоением определенной суммы знаний о праве и нравственности, но непременно должен обеспечивать постижение индивидом многообразных способов и приемов решения практических задач с нравственно-правовым содержанием. При этом сущность его состоит в том, что знания и практические умения - это взаимопроникающие стороны одного и того же процесса, способствующего активизации гражданской позиции студента. Такому заключению способствует нравственно-правовая по своему характеру и общественно значимая по результатам деятельность. Специфика ее состоит в активном и адекватном взаимодействии студента и доступной социально-педагогической среды, в ходе которого обучающийся выступает как субъект, воздействующий на совершенствование нравственно-правовых отношений.

С этой целью студенты должны: во-первых, принимать активное участие в процессе целостного осуществления деятельности от постановки цели и задач, планирования средств и методов их реализации до координации, контроля и оценки (самооценки); во-вторых, сама деятельность должна быть достаточно сложной по структуре и интересной по содержанию, требующей адекватного напряжения интеллектуальных и эмоциональных сил обучающихся; в-третьих, специфика такой деятельности предполагает элементы самоуправления, допускающего свободный выбор и творческий подход к отбору средств и способов достижения конечной цели и желаемого результата; в-четвертых, деятельность должна быть организована с учетом индивидуальных и психо-лого-возрастных особенностей студентов, быть доступной и посильной, достаточно длительной и систематической, исключающей стихийность и фрагментарность.

100

Научный отдел

В. В. Жердев. Проектирование технологии военно-патриотической подготовки курсантов

Таким образом, деятельность как непременное условие практической реализации нравственно-правовых знаний в системе нравственно-правового воспитания занимает приоритетное место и создает реальную предпосылку для совершенствования педагогического взаимодействия по включению студентов в разнообразные нравственно-правовые отношения. При глубоком рассмотрении нравственно-правового воспитания можно выделить три уровня воспитательного воздействия на личность.

Первый представляет собой воспитательное, профилактическое, педагогическое воздействие системы нравственно-правового воспитания во всем многообразии ее форм; сюда относятся содействие в социальной адаптации, помощь в овладении трудовыми навыками, повышении квалификации и устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние. На втором уровне проводится целенаправленная работа по воспитанию, осуществляемая в ходе образовательного процесса в вузе. Она заключается в назначении кураторов по воспитательной работе. На третьем эффект достигается от повседневной деятельности и человеческого общения. Они не планируемы, однако поддаются косвенной регуляции (межличностные, межгрупповые контакты в коллективе, на отдыхе, улице), что

позволяет уменьшить элемент стихийности. Итогом нравственно-правового воспитания является уровень сформированности нравственно-правовой культуры студента.

Таким образом, нравственно-правовое воспитание студентов в его многоаспектной теоретикометодологической характеристике представляет собой актуальную педагогическую проблему, требующую активизации творческого потенциала педагогической общественности для её эффективного решения. Оно является важным фактором и необходимым условием формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога.

Примечания

1 См.: Бодырев Н. И. Нравственное воспитание : вопросы теории. М., 1978. 271 с. ; Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1979. 423 с.

2 См.: Бодырев Н. И. Указ. соч. ; Бондаревская Е. В. Указ. соч.

3 Кузнецов Г. А. Взаимодействие правового и нравственного воспитания в формировании личности старшего подростка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1979. 19 с.

УДК 355::37

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ^2

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1Й|

В. В. Жердев

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России E-mail: toy8@rambler.ru

В статье рассмотрены проектирование и технология учебной деятельности. Сделана попытка определить сущность и особенности проектирования технологии военно-патриотической подготовки курсантов в системе высшего военного образования; предложены этапы проектирования педагогической технологии этой подготовки.

Ключевые слова: проектирование, технология, военнопатриотическая подготовка, патриотическая деятельность.

Planning of the Cadets’ Patriotic Military Training Technology in a System of Higher Military Education

V. V. Zherdev

There have been studied educational activity planning and its technology. There has been made an attempt to define the nature and features of cadets' patriotic military training technology planning in the

system of higher military education. There have been suggested the stages of patriotic military training pedagogical technology planning. Key words: planning, technology, patriotic military training, patriotic activity.

Проектирование как педагогический феномен берет свое начало с идей, наиболее четко представленных американским педагогом и философом Дж. Дьюи (1859-1952). Сегодня все чаще обращаются к проектированию педагогического процесса, так как это позволяет педагогу более эффективно осуществлять как собственную деятельность, так и взаимодействие с обучаемыми.

Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического лексикона. В политехническом словаре проектирование рассматривается как разработка комплексной документации

© Жердик В. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.