Научная статья на тему 'Нравственно-педагогическая установка на целомудрие как предмет педагогического исследования'

Нравственно-педагогическая установка на целомудрие как предмет педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛОМУДРИЕ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРОГРАММЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ / CHASTITY / SEX EDUCATION / SEXUAL EDUCATION / PEDAGOGICAL APPROACHES / PROGRAMS OF SEX EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабченко Анна Петровна, Осипова Виктория Евгеньевна

Теоретический анализ, представленный в данной статье, направлен на обобщение философских, социокультурных, сексологических аспектов проблемы в историческом контексте межполовых отношений, непосредственно связанных с таким понятием, как целомудрие и девственность. Проведенный анализ позволил выявить разнообразие и противоречивость взглядов в вопросах сексуальных отношений и противоборствующие позиции в этих вопросах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабченко Анна Петровна, Осипова Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral-pedagogical installation for chastity as a subject of pedagogical research

Theoretical analysis we have presented in this article aims at a synthesis of philosophical, socio-cultural aspects of sexual problems in the historical context of sexual relationships that are directly related to the concept of chastity and virginity. The analysis allowed us to identify the variety and contradiction of opinions in matters of sexual relations and opposing positions on these issues.

Текст научной работы на тему «Нравственно-педагогическая установка на целомудрие как предмет педагогического исследования»

MORAL-PEDAGOGICAL INSTALLATION FOR CHASTITY AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

Babchenko Anna Petrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Physical education institute of service, tourism and design (branch) of NCFU, Pyatigorsk E-mail: ann-babchenko/S>yandex.ru

Osipova Victoria Evgenievna, Post-graduate student, Chair of Theory and methodology of professional education, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aiiev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic

Theoretical analysis we have presented in this article aims at a synthesis of philosophical, socio-cuiturai aspects of sexual problems in the historical context of sexual relationships that are directly related to the concept of chastity and virginity. The analysis allowed us to identify the variety and contradiction of opinions in matters of sexual relations and opposing positions on these issues.

Keywords: chastity; sex education; sexual education; pedagogical approaches; programs of sex education.

НРАВСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА ЦЕЛОМУДРИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический анализ, представленный в данной статье, направлен на обобщение философских, социокультурных, сексологических аспектов проблемы в историческом контексте межполовых отношений, непосредственно связанных с таким понятием, как целомудрие и девственность. Проведенный анализ позволил выявить разнообразие и противоречивость взглядов в вопросах сексуальных отношений и противоборствующие позиции в этих вопросах.

Ключевые слова: целомудрие; половое воспитание; сексуальное просвещение; педагогические подходы; программы полового воспитания.

УДК 37.013.43 ВАК РФ 13.00.01

© Бабченко А.П., 2016 © Осипова В.Е., 2016

Вопреки достаточно традиционным представлениям о зоологическом индивидуализме, по свидетельству И.С. Кон, уже у стадных животных существует видовая сексуальная матрица, оказывающая регулятивную функцию их поведения, которая в человеческом обществе приобретает форму сексуальной культуры [4, с.150]. Трудность изучения этой культуры состоит в том, что все предписания и запреты, составляющие ее ядро, формируемые, с одной стороны, самой биологической природой человека, а с другой - логикой самой культуры как единого целого, неоднозначны и "историчны" [10, с. 11]. Сложность изучения данного вопроса заключается еще и в том, что разнообразные поведенческие и вербальные ограничения и запреты обязательно соотносятся с определенным контекстом. Различна и степень строгости самого запрета. И, конечно, сексуальные нормы обязательно преподносятся как универсальные императивы, носящие нравственный характер, за ними всегда стоят отношения власти, то есть социальных групп, получающих посредством их способность осуществлять манипулирование поведения других людей [6, с.23]. Одну из классификаций запретов мы обнаружили в этнографической литературе [13, с.18], где все запреты делились на репрессивные (просексуальные) и пермиссивные (более терпимые). Одним из ярчайших примеров репрессивной морали было средневековое христианство, которое отождествляло любое проявление сексуальности со страшным грехом [9, с.115]. В связи стем, что сексуальность сама по себе тесным образом связана непосредственно с продолжением рода, регулируемого институтами брака и семьи, внимание ученых-этнографов также направлено на изучение брачно-семейных отношений. Однако, на основании результатов, полученных нами в процессе рассмотрения исторических аспектов развития и трансформации проблем, связанных с отношениями между полами, мы можем сказать, что круг проблем, в

БАБЧЕНКО Анна Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ, Пятигорск Е-rnaii: ann-babch enko/S>yan dex. ru

ОСИПОВА Виктория Евгеньевна, аспирант, кафедра Теории и методики профессионального образования, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Карачаево-Черкесская республика

•х.

>

<

X 14-1

s

iC Q

<

C[ ш

а

18

который попадает понятие целомудрие, не сводится лишь к процессу деторождения. Это достаточно сильно представлено и в культуре, в которой древнейшее мифологическое сознание практически не стыдится телесного естества, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и статуэтки, детально изображающие половые органы. "Даже теснота, контакт тел, характерная для праздника и группового народного веселья, по мнению М.М. Бахтина, получает некоторое значение, таким образом, связывая индивида ощущениями неотрывной частью массового народного тела"[1, 39]. Однако абсолютный промискуитет нив одно время не был зафиксирован учеными, рассматривающими проблемы отношение полов.

К функциям культуры можно отнести определение социальных, этических и эстетических ценностей, естественно рассматривая в историческом и социальном контекстах. Христианство приписывает девственности практически мистическую ценность, оставляя место для ситуативных вариаций. Уже в начале XV века монах доминиканского происхождения Джованни Доминичи, воспитывая детей, придерживался следующей педагогической позиции: ребенок не должен отличать мужчин и женщин, возможно только по одежде, он обязан спать в очень длинной рубашке, а родители должны воспитывать в нем стыдливость [14, с. 359]. Еще средневековая церковь придерживалась того мнения, что юношеские сексуальные желания ни каким способом не могут быть подавлены, а педагоги Х\/11-Х\/111 веков уже резко осуждали мастурбацию, приравнивая ее к одному из самых страшных пороков. Развитие представлений о правилах половой морали продвигается не столько в направлении силы и степени репрессивности, сколько в изменении способов осуществления социального контроля над ней. Интимизация сексуальности, включенная в круг личных переживаний, выражающаяся внутренними нормами каждого человека, постепенно вымещает внешние ограничения. Личностное развитие непосредственно связано с секуляризацией и обогащением его эмоционального мира [3, с.35]. Общую тенденцию всех сдвигов в сексуальном поведении людей определяет радикальная ломка системы половой стратификации, то есть ослабление поляризации социальных ролей в обществе. Совместное обучение юношей

и девушек практически нивелирует традиционные, исторически сложившиеся различия в нормах поведения, как и в самой психологии молодых людей.

Проведенный сравнительный анализ рядом ученых,таких как Б.С.Братусь, К.С.Льюис,Д. Мак-дауэлл и Д. Пауэлл, выявил два основных подхода к проблеме нравственно-полового воспитания. Первый подход ориентирован на относительно либеральное отношение к сексуальности подростков,так называемая концепция "безопасного секса", основные тезисы которой легли в основу проконтрацептивного направления. Второй подход, ориентированный на полное воздержание от сексуальных отношений до заключения брака, направлен на становление характера подростка и формирование целомудрия.

Естественным ответом на возрастающие проблемы подростковой сексуальности стало введение во многих странах разнообразных программ полового воспитания, сравнительный анализ которых позволил выявить два конкурирующих подхода, в основу каждого них легли вопросы, ответы на которые до сих пор вызывают бурные дебаты со стороны ученых, проводящих исследования в этой области. Первым вопросом является вопрос о необходимости сохранения исторически выработанного моногамного подхода к программе полового воспитания, основанного на традиционных ценностях целомудрия, рискуя тем самым вызвать недовольство со стороны молодых людей на "устаревшую", на их взгляд, программу, несоответствующую современной реальности. Вторым вопросом является вопрос о возможностях нахождения компромисса с неизбежностью подросткового секса, в таком случае программы полового воспитания должны быть направлены на предотвращение различных заболеваний и нежелательной беременности [2, с.45; 7,50]. Успех и эффективность любой из программ полового воспитания во многом определяется подходом, используемым данной программой, направленной на решение рассматриваемой проблемы.

В связи с тем, что в ряде самых первых программ полового воспитания была поставлена задача, направленная на поиск решений уже последствий проблем, а не на выявление причин и их устранение в основе их образования, было взято направление на устранение неве-

* Статьи Раздела соответвуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

жества подростков в педагогическом процессе. Конечно, можно согласиться с тем, что отсутствие необходимого уровня знаний в области сексуального воспитания неизбежно порождает ряд социально опасных последствий, однако, на наш взгляд, не способно решить всю проблему подростковой сексуальности в области сексуального образования. В данном контексте нам хотелось бы отметить опыт кубинских педагогов, позволивший при высоком уровне сексуальности кубинских подростков избежать заболевания СПИДом, в отличие от России.

В докладе "Краткая психотерапия сексуальных дисфункций для врачей-терапевтов", представленном на XVI Всемирном сексологическом конгрессе [20], бразильский профессор И. Чарам поделился опытом формирования элементарных сексологических знаний в отдаленных районах страны, не имеющих даже телефонной связи. Там же ливанский сексолог Фейсал Эль-как [20] рассказал об опыте координации знаний в области полового воспитания в различных типах школ. Российский опыт не был представлен вообще. Наша страна фигурировала на конференции в качестве страны, держащей пальму первенства по показателям прироста СПИДа и сифилиса, до этого Россия была "чемпионом" по абортам.

Американская программа сексуального образования, спонсируемая деньгами из федерального бюджета по статье "только на воздержание", содержит следующие обобщенные характеристики: исключительная цель обучения состоит в полном воздержании от сексуальной активности вне брака как единственного способа избежать внебрачной беременности и ряда заболеваний. Также программа включает объем знаний по вредным психологическим и физическим последствиям половой распущенности. Программа включает дополнительный блок знаний, содержащий основные принципы равенства и взаимоуважения, психологические характеристики любви и ответственности, методы предотвращения сексуального насилия, раскрывая сексуальность и целомудренность позиции в ней как положительную ценность. Без понимания сущностного содержания этой ценности ни одна программа не может быть эффективной.

Национальный опрос, проведенный среди школьников и их родителей с 7 по 12 класс осенью 2014 года Kaiser Family Foundation [16] (Фонд семьи Кайзера), в котором приняли участие 1500 школьников, 1000 преподавателей курса, направленного на сексуальное просве-

щение, и свыше 300 директоров, представленных школ, выявил ряд серьезных противоречий. Несмотря на то, что все, участвующие в опросе родители, высказались за проведение школьного курса, направленного на полное сексуальное воздержание до брака, однако более двух третей предлагали углубить знания подростков по вопросам пользования контрацепцией и приемам безопасного секса, включая и такие темы, как аборт. Всего треть учителей и директоров школ высказали мнение о том, что главной темой курсов должна стать тема "полного воздержания", однако только 18% всех школьников подтвердили, что получили эти знания по теме сохранения целомудрия в стенах школы. Очевидно педагоги, несмотря на строгие официальные запреты, в большей степени освещают другие вопросы, более интересные подросткам.

В своем докладе "Тенденции сексуального поведения подростков: беременности, заболевания, передаваемые половым путем, и ВИЧ инфекция в Европе" (European Population Papers Series 14, Совет Европы, январь 2013 г.) финский сексолог Осмо Контула констатировал тенденцию повсеместного снижения возраста сексуального дебюта в сравнении с выявленными показателями 1960 годом [19]. Согласно мнению О. Контулы, ни одно правительство всех стран Евросоюза на сегодняшний день не имеет ясной, четко сформулированной политики в отношении программ сексуального образования молодых людей, хотя отмечает ее значимость, обозначая границы проблемы национальным масштабом. По словам О. Контулы, Россия вообще выпадает из культурного поля вопроса сексуального образования [18]. Слова О. Контулы подтверждаются демографическими и медицинскими статистиками [18]. Число и удельный вес подростковой беременности во всех странах Евросоюза значительно снижается от 12 до 25 на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет, по сравнению с этими же показателями в России, где на долю подростков приходится порядка 16% всех незапланированных беременностей, достаточно часто завершающиеся абортами. Значительно хуже обстоит дело с показателями по ВИЧ инфекциям, которые еще в 1990-х годах в 100 раз превышали эти же показатели в странах Западной Европы, при этом, необходимо отметить, что тенденция их роста продолжается.

В Харбине (Китай, 2002 г.) были изданы впервые несколько книг, направленных на профилактику ранней сексуальной активности подростков, а в 2003 году впервые в одной из

провинций был запущен в прокат сериал, просветительского характера "Как я могу сказать тебе это?", который был рассчитан на 20 млн подростков. "В России, просветительских программ вообще нет" [5, с.21 ].

Следует отметить, что изначально ориентация всех программ имела цель "только на воздержание", при этом считалось, что, обладая достаточным количество знаний, подросток будет принимать только "правильные" и "мудрые" решения, в случае, если это не приносило планируемых результатов, то образовательный материал вводился в более раннем возрасте, вплоть до детей начальной школы. В Америке это получило свое название "всеобщее половое образование". Дискуссии на темы взаимоотношения полов часто начинались с самого раннего возраста и, как правило, проводились для обоих полов одновременно, с целью уничтожения стеснения. Такой подход, основанный на предположении отсутствия нравственных абсолютов, получил название неназидательный, или информационный, предполагающий полное отсутствие обсуждений и наставлений, рассчитанный на наименьшее сопротивление со стороны подростков, тем самым сокращая работу педагога. Таким образом, этот подход характеризуется соблюдением полного нейтралитета по отношению к нравственным ценностям, утверждением приемлемости любого стиля жизни, позволяющего устанавливать собственные нормы, разрывом связи подростков с вековой мудростью. Результатом такого разрыва явилось предоставление молодым людям учиться на собственных ошибках, приобретая горький опыт и боль. Необходимо заметить, что плановое уничтожение естественной для молодых людей скромности, в результате "открытых" дискуссий, с участием обоих полов, делает молодых людей более уязвимыми до начала пубертатного периода. На основании данных, полученных в результате обширных исследований, стало ясно, что никакой объем знаний о беременности и методах ее предотвращения не удержит подростков от половой активности. Таким образом, программы полового воспитания, направленные на проконтрацептивные меры, продемонстрировали свою полную неэффективность, как и незначительность результатов изменений рискованного сексуального поведения подростков. На этом основании мы сделали вывод, что половое воспитание не достигнет своих плановых целей, пока не признает разрушительность последствий всей идеологии сексуальной революции.

На наш взгляд, причина утопичности таких программ заключается в том, что все воспитание в них базируется на предоставлении информации лишь технического и биологического характера, тем самым преподнося секс с точки зрения простого биологического акта, находящегося вне психологического и нравственного аспектов. Серьезным недостатком всех этих программ мы могли бы обобщить фразой: "Не существует презерватива, который мог бы защитить сердце человека" [2, с.45; 7,41 ].

Называть половое воспитание "всеобщим", на наш взгляд, неверно в корне, так как оно основано на формировании характера, а характер, говоря словами древнегреческого философа Гераклита, "это судьба". Становление характера в свою очередь невозможно добиться использованием "полумер", направленных лишь на сглаживание последствий безответственного поведения подростка, которое в свою очередь и является действительной причиной всех проблем в контексте нашего исследования. Воспитание ответственного отношения к сексу - это единственно, на наш взгляд, верный подход, которого должны придерживаться педагоги в процессе полового воспитания молодыхлюдей. Данный подход предусматривает полное воздержание, т.е. целомудрие, для людей, не состоящих в браке.

Обозначая цель полового воспитания, которое основано на становлении характера, мы выделили следующие педагогические задачи: поощрение силы характера путем воспитания самоконтроля и понимание ценности целомудрия. К чертам такого полового воспитания мы отнесли: воздержание; умение осуществлять самоконтроль своих желаний; воспитание стыда, скромности и личной неприкосновенности.

Говоря о целомудрии, мы не можем полностью избежать темы секса. Молодые люди сегодня каждодневно получают "самостоятельное" половое воспитание через средства массовой информации, сверстников и средств информационных технологий. В умах большинства подростков существует некая путаница, возникающая вследствие противоречивости информации, поступающей из вне, чаще всего средств массовой информации (СМИ). Так как подростковый возраст характеризуется повышенной уязвимостью, и как следствие этому часто возникающей влюбленности, молодые люди склонны путать и уравнивать такие понятия, как секс и любовь. Поэтому на школу возлагается обязанность оказания помощи в борьбе с массовой информационной

атакой, предоставлением информации и наставлений, которые соответствуют их возрастному развитию. Согласно высказыванию Эриха Фрома в книге "Искусство любить",".. .большинство подростков рассматривают саму проблему любви только с точки зрения, любят ли их, нежели какова их способность любить других" [11, с.34]. С точки зрения подростков, не обладающих достаточно развитым умением заботиться о другом, любить очень легко, достаточно найти того, кто полюбит тебя. Такое представление о любви достаточно широко распространено среди молодых людей.

Различные проконтрацептивные программы полового воспитания зачастую ошибочно представляют подростков чрезмерно сексуально активными, в действительности только около 50% из них имеют незначительные половые отношения [12, с.198]. В то время, как программы, носящие проконтрацептивный характер, делают акцент на личном удовольствии и минимализации ответственности, воспитание, базирующееся на становлении характера личности подростка, направлено на прояснение личной и социальной ответственности.

Многие программы полового воспитания на Западе были приняты чаще всего без согласия на то родителей детей, тем самым подрывая роль родителей. Программа, основанная на становлении характера, наоборот, настаивает на активном включении родителей к участию в воспитании своихдетей. Преподаватель целомудрия, на наш взгляд, означает учить уважать самого себя и других, не манипулируя и не используя их, что означает способствовать развитию таких черт характера, как мудрость, самоконтроль, сдержанность. Целомудрие, характеризуемое половым воздержанием, означает уважительное отношение к себе и другим людям и принятие обязательства хранить свою честь.

Многие специалисты сферы полового воспитания утверждают нереальность существования таких программ. Однако уже в настоящее время существуют программы, в основе которых лежит воспитание характера, показавшие значимые результаты по снижению сексуальной активности у подростка. Одним из таких примеров является программа под названием "Лицом к реальности", действенность которой оценил Департамент здравоохранения и социальной службы США, отметив "позитивные изменения в отношении к сексуальному поведению, включая умение контро-

лировать сексуальное желание подростков" [12, с.198]. И эта действующая программа и сейчас продолжает приносить хорошие результаты. Принятая к преподаванию впервые в штате Иллинойс и охватившая свыше 1070 пятнадцатилетних подростков программа, дала результат, выразившийся изменениями взглядов подростков в пользу воздержания до 68%, укрепив в них веру в возможность осуществления контроля своих желаний, и в ценность целомудренных отношений до заключения брака [17] (Facing Reality, Report, 1994-95).

Таким образом, после продолжительных лет сплошных неудач в области школьного полового воспитания подростков, сформировалась значительно объемная база данных, подтверждающая действенность подхода, осуществляемого в рамках педагогического процесса, основанного на ценностях целомудрия, нравственности и этике, прошедшего серьезную проверку временем. Здесь можно сделать одну оговорку. Ряд специалистов считает, что при использовании данного подхода не будет лишним включить в процесс обучения некоторые приемы контрацепции, однако, при одновременном использовании двух этих подходов было отмечено значительное снижение

Однако, на наш взгляд, следует сделать одно замечание. Ряд специалистов, не отрицающих эффективность применения такого подхода, выдвигают предположение о необходимости включения в педагогический процесс полового воспитания обучение приемам контрацепции. Однако такое решение, на наш взгляд, представляется ложным, что собственно и подтверждается результатами нескольких исследований, в которых специалисты отмечают значительное снижение значимости эталона воздержания [9, с.115]. Оценка некоторых программ, проведенных в 1997 году, допускающих "двойной стандарт" в вопросе сохранения целомудрия до вступления в брак, продемонстрировала значительно низкое желание подростка отложить свой первый сексуальный опыт [15, с.243].

Даже сама трактовка целомудрия в программах полового воспитания часто извращается самими учителями. Целомудрие в школьных программах полового воспитания означает полное воздержание от сексуальных отношений, включая любые виды сексуальных контактов, однако многие учителя это понятие трактуют в более узком смысле, а именно -как один из методов предохранения, прида-

•х.

>

<

I ш

s

ж u

<

CI LU

a

22

вая тем самым воздержанию некую периодичность.

Необходимо помнить, что подростки, потерявшие девственность, впоследствии выражают сожаление по этому поводу и гораздо больше подростков живут ожиданиями помощи со стороны взрослых в вопросе отложения сроков начала половой жизни.

В отечественной педагогической науке также осуществляются различные исследования в сфере нравственно-полового воспитания. Следует отметить значимые работы следующих ученых: Ю.В. Флоровского, проанализировавшего формирование взглядов на дружбу и любовь подростков; воспитанию нравственных отношений между подростками посвящена работа O.P. Кунца; в работах В.Г. Карликова продемонстрирована степень влияния семьи на формирование правильных взаимоотношений полов. В исследовании Л.Я. Верб вскрывается специфика взаимоотношений подростков в ученическом коллективе. Возможностям физического воспитания в процессе формирования нравственных отношений посвящают свои научные изыскания З.С. Сахарова, Р.Х.Яруллин, З.С. Захарова своей работой подтверждает значимость хорошей организации урока на решение задач полового воспитания подростка. В исследовании Р.Х. Яруллина рассмотрены ряд особенностей формирования правильных нравственных отношений на учебных занятиях физической культуры и в отдельно взятых формах внеклассной работы. Он же определил педагогическиеусловия полового воспитания в процессе занятий физической культурой.

В рамках рассматриваемых нами вопросов следует указать значимость работ ряда авторов-ученых, таких как И. Арабов, Н.С. Быковен-ко, Н. Валиева, П.Ф. Постолатьев, C.B. Шаповалова, К.И. Эмих, Т.К. Зайцев, Л.Г. Качан, Л.Г. Татарникова. Однако мы вынуждены констатировать факт отсутствия целостной концептуально построенной программы в формате интересующей нас проблемы.

Примечания:

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин-М. : Худ. литература, 1965. - С. 27

2. Биби Р. Половое воспитание: каким путем идти? Конспект лекции / Р. Биби. - М.: МАОО МФО, 1999. -С. 39,45.

3. Кон И.С. В поисках себя / И.С. Кон - М.: Политиздат, 1984 - С. 35.

4. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М. : Политиздат,1987. - С. 150.

5. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века / И.С. Кон. - Дубна : Феникс +,2001. - С. 21.

6. Семенов B.C. Образы брака и любви в молодежных журналах / B.C. Семенов // Молодежь, образование, воспитание, профессиональная деятельность. - Л.: Наука, 1973. - С. 23.

7. Станеки-Козвоски М., Бжиска А., Хейнс У. Мой мир и я: Путь любви: пособие для учителя / М. Ста-неки-Козвоски, А. Бжиска, У. Хейнс / под ред. Б.П. Битинаса. - М.: МАОО МФО, 1999. - С. 41, 50.

8. Davenport W. Н. Sexual patterns and their regulations in a society of the Southwest Pacific. -In: sex and behavior/ Ed. F. A. Beach. New York -London, 1965,- P. 164.

9. Davenport W.H. Sex in cross-cultural perspective. - In: Human sexuality in four perspectives. -Baltimore - London, 1977. - P. 115.

10.Foucault M. Histoire de la sexualite.T.I. La volonte de savoir. - Paris, 1976. - P. 11.

11.Fromm E.. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love. - M.: Педагогика, 1990. - С. 34.

12.Guttmatcher A.E., Mc Kinnon W.C., Upton M.D. Hereditary haemorrhagic teleangiectasia a dizorded in search of the genetics community // Am. J. Med.Genet, 1994, v. 52. - P. 198.

13. Mead M. Male and female. - New York, 1955. - P. 18. 14.0rtner S. B. Gender and sexuality in hierarcial societies. - In: Sexual meanings.The cultural construction of gender and sexuality/Ed. S.B. Ortner, H. Whitehead. Cambrige - London, 1981. - P. 359.

15.Panzer, Richard. Condom Nation. Westwood, N.J: Center for Educational Media. 1997. - P. 243.

16.http://www. kff.org/.

17. http://www.a rtscouncil.org.uk/research-and-data/all-our-documents-and-down loads.

18.http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0109/ naukaOl.php.

19. http://www.nedug.ru/lib/lit/sex/01 oct/sex65/ sex8.htm.

20. http://www.pse udology.org/Kon/Zametki/ 16WorldSexCongress.htm.

TO THE QUESTION OF THE ECONOMIC VIA BILITY OF IMPLEMENTA TION OF THE "NA TIONA L SECURITY STRA TEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION" IN THE FIELD OF EDUCATION

Karibdjanyan Artyr Samvelovich, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economics and Menedgment, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol E-mail: mixitarigimail.ru

lonova Asya Chagbanovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economics and Menedgment, Don State Technical University, Stavropol mixitarigimail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.