Научная статья на тему 'Нравственно-эстетическое развитие детей с речевыми нарушениями как психологопедагогическая проблема'

Нравственно-эстетическое развитие детей с речевыми нарушениями как психологопедагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
623
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственно-эстетическое развитие / общее недоразвитие речи / moral and aesthetic development / general underdevelopment of speech

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. А. Пирвели, В. А. Дубовская

В статье рассматривается тесная взаимосвязь нравственно-эстетического развития и речи; его влияния на владение речью, и ее развитие. Описаны механизмы общего недоразвития речи, дана психолого-педагогическая характеристика детей с данным речевым нарушением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Т. А. Пирвели, В. А. Дубовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with the close relationship of moral and aesthetic development and speech; its influence on mastering speech and its development. The mechanisms ofgGeneral underdevelopment of speech are described, psychological and pedagogical characteristics of children with this speech disorder are given.

Текст научной работы на тему «Нравственно-эстетическое развитие детей с речевыми нарушениями как психологопедагогическая проблема»

A. I. Panova, E. I. Kholostova. - Moskva : Institut sotsialnoy raboty, 2011. - 364 s.

5 Chepuryshkin I. P. Modelirovaniye vospitatelnogo prostranstva shkol-internatov dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami: avtoref. dis. ... k. ped. nauk/ I. P. Chepuryshkin. - Izhevsk, 2006. - 28 s.

УДК 371.927

Т.А. Пирвели, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет,

Курган

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматривается тесная взаимосвязь нравственно-эстетического развития и речи; его влияния на владение речью, и ее развитие. Описаны механизмы общего недоразвития речи, дана психолого-педагогическая характеристика детей с данным речевым нарушением.

Ключевые слова: нравственно-эстетическое развитие, общее недоразвитие речи.

T.A. Pirveli, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan

MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract. The article deals with the close relationship of moral and aesthetic development and speech; its influence on mastering speech and its development. The mechanisms ofgGeneral underdevelopment of speech are described, psychological and pedagogical characteristics of children with this speech disorder are given.

Key words: moral and aesthetic development, general underdevelopment of speech.

Процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого.

На каждой возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой ос-

нове. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка и процесса развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Так, при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста [2].

В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение. В дошкольном возрасте к семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к успехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и другое [4].

В дошкольном возрасте ребенок учится общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складываются умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде, и общении.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления [4].

В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью, отличной от других детей не только в интеллектуальном, но и в мотивационно-нрав-ственном плане. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персо-

107

нальное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи [4].

Особенности детей с общим недоразвитием речи ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Дети также отличаются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью и повышенной истощаемостью, что ведет к появлению разного рода ошибок при выполнении заданий.

Свободное общение у детей с ОНР крайне затруднено. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Фонетическое оформление речи у детей с ОНР значительно отстает от возрастной нормы: 108

у них продолжают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконапол-няемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Наряду с общей соматической ослабленно-стью детям данной категории присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность этапов действия, опускают его составные части. Например, им плохо удаются: перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. У детей отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики, обнаруживаются замедленность, застревание в одной позе.

Особенности поведения детей с общим недоразвитием речи обычно связаны, как и у нормально развивающихся сверстников, с условиями их жизни в семье и детском саду. Однако при наличии неврологической симптоматики (неврастения, минимальная мозговая дисфункция, астено-невро-тический или гиперкинетический синдром и пр.) поведение детей внешне ухудшается. У некоторых детей отмечаются повышенная нервозность, суетливость, двигательное беспокойство, возможны агрессивность и повышенная конфликтность. У других детей отмечаются проявления тревожности, фобические расстройства, негибкость, пониженный фон настроения и недостаточная экспрессивность. Дети могут быть неуверенны в себе, малоинициативны, недостаточно общительны в силу несформированности коммуникативно-речевых навыков. Личностная реакция на степень выраженности речевого дефекта, как правило, у дошкольников не выявляется [2].

Нравственно-эстетическое развитие тесно связано с речевым развитием, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной

культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [3].

О.Л. Иванова предлагает следующие критерии оценки уровня развития эстетического отношения к действительности, которые логопед может использовать в своей работе:

1) интерес к эстетически выразительным объектам действительности, вычисление их с помощью эстетических категорий (стихи, проза);

2) проявление эмпатии, чувства сопереживания и сопричастности;

3) понимание и оценивание действительности с позиций «хорошо - плохо», «добро - зло» (эмоции);

4) ценностное отношение к продуктам творческой деятельности сверстников.

В ходе исследования, С.Л. Белых и Э.Х. Якуповой были выделены критерии, которые наиболее характерны для определенного возраста [1]:

1 Способность видеть красоту, воспринимать ее, чувствовать, ценить как в окружающем мире, так и в произведениях искусства, адекватное применение критериев красивого (ранний возраст).

2 Усвоенность, осознанность этических норм поведения, опрятность, стремление к порядку (младшая группа).

3 Звуковысотный слух, хорошие способности к подражанию (пение, танец) и игре на музыкальных инструментах (младшая группа).

4 Потребность выразить свои эмоциональные впечатления (средняя группа).

5 Стремление к языковому творчеству, интерес к процессу литературно-художественного творчества, удовольствие от творчества, потребность в самостоятельном творчестве.

6 Интерес к произведениям литературно-языкового искусства, способность обсуждать воспринимаемые произведения искусства, знания о разных направлениях в искусстве, о разных жанрах, познавательный интерес к процессу создания произведения искусства, потребность в создании собственных произведений, в результате, понимание предназначения произведений искусства как источников эстетического удовольствия.

7 Развитые этические чувства - доброта, сочувствие, восприятие, способность понимать другого человека, эмпатия - сопереживание другим.

8 Потребность к эстетическим оценкам и суждениям.

9 Придумывание (воображение) игр, сюжетов, картинок на основе полученных впечатлений, проявление воображения и творчества в игровой деятельности.

10 Охотное включение фантазии и воображения, проявление в деятельности, не связанной с художественным творчеством.

11 Эстетическое отношение к миру, способность к эстетической оценке окружающего мира (оценка красоты) и ближайшей окружающей среды, проявление эстетических эмоций, чувств, эстетические суждения о творчестве других детей.

12 Владение терминами, отражающими эстетическое восприятие и впечатление.

13 Эмоциональное сопереживание в процессе восприятия окружающей действительности.

14 Высокий уровень речевого развития, наличие большого количества слов в активном словаре, отражающих эмоциональное состояние.

Таким образом, нравственно-эстетическое развитие оказывает влияние на развитие речевых и языковых способностей детей с общим недоразвитием речи, а также помогает формировать умение пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Список литературы

1 Белых С. Л. Структура компонентов эстетического развития дошкольников / С. Л. Белых, Э. Х. Якупова. -Текст : электронный // Cyberleninka: [сайт]. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/struktura-komponentov-esteticheskogo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 29.04.2018).

2 Жукова Н .С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург, 2002.

3 Ускова-Молчанова А. В. Воспитание нравственно-этических качеств у дошкольников с ОНР на занятиях по развитию связной речи / А. В. Ускова-Молчанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2010. - № 6. - С. 59-63.

4 Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : в 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва, 2000. - 103 с.

References

1 Belykh S. L. Struktura komponentov esteticheskogo razvitiya doshkolnikov/ S. L. Belykh. E. Kh. Yakupova. - Tekst: elektronnyy // Cyberleninka: [sayt]. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/struktura-komponentov-esteticheskogo-razvitiya-doshkolnikov (data obrashcheniya: 29.04.2018).

2 Zhukova N .S. Logopediya. Preodoleniye obshchego nedorazvitiya rechi u doshkolnikov/N. S. Zhukova,

E. M. Mastyukova, T. B. Filicheva. - Ekaterinburg, 2002.

3 Uskova-Molchanova A. V. Vospitaniye nravstvenno-eticheskikh kachestv u doshkolnikov s ONR na zanyatiyakh po razvitiyu svyaznoy rechi/A. V. Uskova-Molchanova // Vospitaniye

1 obucheniye detey s narusheniyami razvitiya. - 2010. - № 6. -S. 59-63.

4 Filicheva T. B. Podgotovka k shkole detey s obshchim nedorazvitiyem rechi v usloviyakh spetsialnogo detskogo sada : v

2 ch. Ch. I. Pervyy god obucheniya (starshaya gruppa) / T. B. Filicheva, G. V. Chirkina. - Moskva, 2000. - 103 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.