Научная статья на тему 'Новый Таможенный кодекс: первые результаты, первые проблемы'

Новый Таможенный кодекс: первые результаты, первые проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
740
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГРУЗОВАЯ ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ГРАНИЦА / УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП ТОВАРОВ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зимовец Александр Владимирович

Интеграция России в мировое сообщество не может проходить без изменения таможенного законодательства. Принятие Россией Таможенного кодекса Таможенного союза является одним из механизмов либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако на сегодняшний день не все механизмы регулирования товарных потоков по территории Таможенного союза работают в должной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый Таможенный кодекс: первые результаты, первые проблемы»

Л.В. ЗИМОВЕЦ

НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Интеграция России в мировое сообщество не может проходить без изменения таможенного законодательства. Принятие Россией Таможенного кодекса Таможенного союза является одним из механизмов либерализации внешнеэкономической

деятельности. Однако на сегодняшний день не все механизмы регулирования товарных потоков по территории Таможенного союза работают в должной мере.

Таможенный кодекс, Таможенный союз, электронное декларирование, таможенное регулирование, грузовая таможенная декларация, граница, удаленный доступ товаров, уполномоченный экономический оператор.

Россия - уникальная страна! Одним из факторов, подтверждающих это, является ее Таможенный кодекс. А вернее - кодексы. На сегодняшний день на территории России действуют три (!) Таможенных кодекса. Во-первых, не утратила своего действия глава 12 «Таможенный склад» Таможенного кодекса РФ 1993 г. Во-вторых, действует Кодекс РФ 2003 г. И наконец, с 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация). Естественно, что последний вызывает немалый интерес у граждан и юридических лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Интерес вполне закономерен: что же изменилось на законодательном уровне и как это выглядит с практической стороны. К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос вряд ли возможно. Где-то что-то упростилось, где-то снизились (а где-то повысились) объемы таможенных платежей... А где-то все вышло в соответствии с принципом «хотели, как лучше, а получилось, как всегда.». Поэтому анализ первых месяцев действия Таможенного кодекса Союзного государства должен представлять немалый интерес.

Итак, что же реально изменилось?

Во-первых, вместе с Таможенным кодексом Таможенного союза 1 июля 2010 г. вступили в силу:

^ Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров и о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза; пакет документов, регламентирующих порядок применения санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, особенности и порядок обращения продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на таможенной территории Таможенного союза;

^ Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.

Данные документы призваны унифицировать порядок взаимодействия государств Таможенного союза как между собой, так и по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, введение нового Кодекса предполагает свободное обращение товаров на территории стран -

участниц Таможенного союза. А иностранные товары, ввезенные в одну из трех стран Союза и прошедшие таможенное оформление, получают уже статус «товар Таможенного союза» и одновременно право свободно обращаться на всей его территории. То есть формальности на таможенной границе должны резко сократиться.

В-третьих, Таможенный кодекс Таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) и отчасти вносит изменения в действующее законодательство Российской Федерации. Так, в частности:

1. Введены новые формы таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

^ проверка системы учета товаров и отчетности; вместо таможенной ревизии будет проводиться таможенная проверка, которая может быть камеральной и выездной.

2. Таможенное декларирование теперь производится только в письменной и электронной формах с ис-пользованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.

3. Союзным Кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств - членов Таможенного союза.

4. Изменены сроки совершения таможенными органами различных операций, в том числе увеличены сроки:

^ уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров (стал равным сроку временного хранения); ^ проведения постконтроля;

^ предъявления товаров таможенному органу при предварительном декларировании (при несоблюдении данного срока таможенный орган отказывает в выпуске товаров);

^ переработки товаров на таможенной территории (Комиссия Таможенного союза для отдельных категорий товаров может определять более про до л-жительный срок переработки); помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Сокращены сроки:

выпуска товаров, в том числе срок выпуска экс -портируемых товаров (при этом установлен макси-

мальный срок продления выпуска товаров до 10 дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и четко определены условия данного продления - необходимость проведения или завершения форм таможенного контроля); ^ регистрации таможенным органом транзитной декларации.

5. Претерпели изменение положения, связанные с применением таможенных процедур:

исключена процедура внутреннего таможенного транзита. Товары, перевозимые по таможенной территории, в том числе перевозимые от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, будут помещаться под процедуру таможенного транзита. Теперь перевозка товаров открывается от внешней границы Таможенного союза сразу до места нахождения получателя независимо от государства, в котором он находится, а перевозчики, в том числе таможенные, имеют право перемещения по всей территории Таможенного союза без применения к ним внутригосударственного контроля на территории каждого из государств - членов Таможенного союза;

^ железнодорожный перевозчик императивно освобождается от внесения обеспечения в качестве гарантии доставки товаров;

возможно одновременное помещение товаров под две таможенные процедуры - экспорта и таможенного транзита.

6. Введен институт уполномоченного экономического оператора, развивающий имеющиеся в действующем Таможенном кодексе Российской Федерации «специальные упрощенные процедуры». Помимо применяемых в настоящее время упрощений для уполномоченного экономического оператора предусмотрены:

выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации (беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней);

возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей. Условием получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора является внесение обеспечения, размер которого составляет один миллион евро, а при условии соответствия лиц критериям, определяемым Комиссией Таможенного союза, - 150 тысяч евро.

7. Новый Таможенный кодекс создал правовую ос -нову для внедрения технологии удалённого доступа товаров. Заключается она в следующем: таможенное оформление и подача таможенной декларации будут осуществляться во внутреннем таможенном органе, где зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности, а товар при этом находится на пограничном пункте пропуска, и фактически контроль этого товара проходит там же.

Наметились и положительные сдвиги относительно электронного декларирования товаров. Анализ зарубежного опыта показывает, что переход к электронному декларированию является наиболее эффективным механизмом совершенствования процедуры таможенного декларирования товаров, когда подача,

прием и обработка данных осуществляются в электронной форме. Успешность электронной формы декларирования подтверждается многолетним опытом ее применения в ряде стран. К примеру, в США и Японии эта форма шпользуетсяс начала 80-х гг. XX в., причем благодаря полной автоматизации процедуры время таможенного оформления измеряется буквально часами и минутами. Более того, система заявления сведений о декларируемых товарах и транспортных средствах в электронной форме делает весь процесс прозрачным и способствует минимизации влияния субъек-тивных факторов при проведении таможенных операций. Необходимость введения электронного декларирования вызвана ежегодным ростом числа экспортноимпортных сделок на границе Таможенного союза, что, соответственно, увеличило количество документации, при этом таможенная служба в любом случае должна обеспечивать оперативное таможенное оформление товаров. Сегодня уже 150 предприятий предпочитают электронный вид деклараций. В планах в 2013 г. выйти на 100% электронных деклараций. Разумеется, это касается крупных участников внешнеэкономической деятельности.

Казалось бы, изменения носят позитивный характер и способствуют ведению внешнеэкономической деятельности. Однако на практике наблюдается некоторая несогласованность действий сторон государств

- членов Таможенного союза.

Так, в частности, определенная несогласованность действий сторон проявляется сейчас, например, при экспорте из России в Казахстан. Казахстан, который решил сохранить в торговле с Россией и Беларусью таможенный контроль вплоть до 1 июля 2011 г. (в этот день его граница с третьими странами станет внешней границей всего Таможенного союза), требует экспортные декларации на товар, а Россия их уже не должна выдавать, поскольку в России, в соответствии с Таможенным кодексом, уже действуют другие правила.

Более того, многие положения законодательства Таможенного союза были де-юре продекларированы, но практическая сторона их применения не разработана. Так, например, сейчас получается с переработкой сырья, поступающего в РФ из других стран -участниц Таможенного союза. Раньше, например, рос -сийский товар поступал на территорию Республики Беларусь, там перерабатывался на соответствующих предприятиях. Полученный новый товар отправлялся за границу, к примеру, в страны Европейского союза, причем это был, естественно, не чистый, не стопроцентный экспорт - пошлина бралась только с добавленной стоимости, полученной при переработке. Теперь же, когда вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, получается, что и исходное российское сырье, и белорусский конечный продукт происходят с единой таможенной территории, то есть теперь за товар, переработанный в Республике Беларусь и идущий далее за границу, белорусской фирме надо платить полную экспортную пошлину как с полностью нового товара, а не с добавленной стоимости.

Еще один пример: казахстанские экспедиторские компании в части выставления НДС при экспортных, импортных и транзитных перевозках между странами

- участницами Таможенного союза руководствуются

действующим Налоговым кодексом Казахстана, по которому применяется ставка НДС 0% без подтверждения наличия отметок таможенных органов. Одновременно согласно телеграмме ЦФТО № 10.3/1650 налогообложение производится по ставке 0% при наличии отметок таможенных органов, свидетельствующих о перемещении товаров под таможенные режимы экспорта или транзита. А при отсутствии штампа таможенных органов взимается НДС в размере 18% от цены товара. Данное несоответствие приводит к противоречиям во взимании косвенных налогов в странах

- участницах Таможенного союза, что негативно отражается на участниках внешнеэкономической деятельности. Такая несогласованность в Таможенном союзе связана с тем, что пока нет постоянной системы рассмотрения спорных таможенных вопросов.

Следует также отметить, что при создании Таможенного союза остались без внимания и таможеннотранспортные вопросы, так как до сих пор нет единой системы обмена документами между транспортными министерствами стран - участниц Союза.

* * *

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня в России сложилась в определенном роде парадоксальная ситуация: действуют три Таможенных кодекса,

причем относительно предыдущих принято решение, что они действуют в части, не противоречащей новому Кодексу.

Два, а тем более три Таможенных кодекса в одной стране не могут существовать по определению. Новый должен автоматически отменить старые.

Жаль, конечно, что пока еще не все вопросы союзного и российского законодательства согласованы. Но когда они «утрясутся», можно будет надеяться, что заниматься бизнесом станет легче, так как нововведения в принципе очень существенны и благоприятны для участников ВЭД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Таможенный кодекс Таможенного союза от 1 июля 2010г. (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.).

3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации // http://www.customs.ru.

4. Официальный сайт Таможенного Брокера ООО «Маршалл» // www.brok-marshall.ru.

5. Журнал «Таможня & Бизнес. Ревью». Новостной блок. Подписка за 2006-2009 гг.

А. М. ТИМОХИН

ЕЩЕ РАЗ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ И ПРАВИЛАХ ПБУ 18/02

Статья посвящена проблемам взаимодействия расходов; рассмотрен порядок применения методи-

бухгалтерского и налогового учета. В ней приведен ки, приведенной в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по на-

анализ существующих различий в правилах призна- логу на прибыль», позволяющей устранить указан-

ния в бухгалтерском и налоговом учете доходов и ныеразличия.

Доходы, расходы, налог на прибыль, ПБУ 18/02, постоянные налогооблагаемые разницы, постоянные вычитаемые разницы, временные вычитаемые разницы, временные налогооблагаемые разницы, постоянные налоговые обязательства (ПНО), постоянные налоговые активы (ПНА), отложенные налоговые активы (ОНА), отложенные налоговые обязательства (ОНО), условный налог на прибыль, текущий налог на прибыль.

«Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей», -так иронично оценивал достижения эпохи застоя Юрий Визбор в одной из своих известных песен. Жизнь неумолимо идет вперед, эпоха застоя давно ушла в историю, но современному россиянину по-прежнему есть чем гордиться, не забывая при этом горестно и тяжело вздыхать. Поскольку в силу ряда объективных причин автору данной статьи бухгалтерская тематика родней и ближе других сфер нашей многогранной жизни, то хотелось бы остановиться на одном из предметов такой «учетной гордости». Речь, естественно, пойдет о налоговом учете.

Принятием в июле 1998 г. Государственной думой Федерального закона № 146-ФЗ, утвердившего первую часть Налогового кодекса РФ, ознаменовалась новая эпоха в российской системе хозяйственного учета. В его структуре возникло абсолютно новое явление под названием «налоговый учет». Ранее Россия, как и все остальные страны мира, цивилизованные и

не очень, имела хорошо известный, проверенный временем и пользователями бухгалтерский учет - упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [1, ст. 1]. Одной из составных частей этой системы являлся налоговый учет, который был призван обеспечивать бухгалтере -кое оформление налогов и сборов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности.

Именно Налоговый кодекс РФ впервые провозгласил, что налоговая база по налогам и сборам может определяться на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым, а не бухгалтерским законодательством [2, ст. 54].

Наиболее наглядным примером этого является процесс определения величины налогооблагаемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.