Научная статья на тему '«Новый патриотизм» и библиотека: виртуализация, визуализация, вербализация'

«Новый патриотизм» и библиотека: виртуализация, визуализация, вербализация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
395
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / LIBRARIANSHIP / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / LIBRARY SCIENCE / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / ЧТЕНИЕ / READING / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY STUDIES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORK / ПИСАТЕЛИ / WRITERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлов Виктор Владимирович

В статье освещен новый подход к воспитательно-патриотической работе с молодежью -продвижение в социальных сетях, а также названы некоторые его характеристики. В обозначенном контексте представлено традиционное для библиотек краеведческое направление деятельности, подробно рассмотрена идея «русские писатели как “гении места"». Статья развивает взгляды В.С. Крейденко, ЕЮ. Гениевой и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Орлов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new patriotism" and a library: virtualization, visualization, verbalization

The article considers such an approach to educational patriotic work with youth as promotion in social networks. Some of its features are described. In this regard the author discusses libraries’ traditional local studies activity, describes in detail the idea “Russian writers as ‘genius loci’". The article develops the views of V.S. Kreydenko, E.Y. Genieva and others.

Текст научной работы на тему ««Новый патриотизм» и библиотека: виртуализация, визуализация, вербализация»

УДК 021.2 Орлов Виктор Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного института культуры

«НОВЫЙ ПАТРИОТИЗМ» И БИБЛИОТЕКА:

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

Orlov Viktor Vladimirovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, St. Petersburg State Institute of Culture

"THE NEW PATRIOTISM" AND A LIBRARY: VIRTUALIZATION, VISUALIZATION, VERBALIZATION

Аннотация:

В статье освещен новый подход к воспитательно-патриотической работе с молодежью -продвижение в социальных сетях, а также названы некоторые его характеристики. В обозначенном контексте представлено традиционное для библиотек краеведческое направление деятельности, подробно рассмотрена идея «русские писатели как "гении места"». Статья развивает взгляды В.С. Крейденко, ЕЮ. Гениевой и др.

Ключевые слова:

библиотечное дело, библиотековедение, библиотека, чтение, патриотизм, краеведение, социальные сети, писатели

Summary:

The article considers such an approach to educational patriotic work with youth as promotion in social networks. Some of its features are described. In this regard the author discusses libraries' traditional local studies activity, describes in detail the idea "Russian writers as 'genius loci'". The article develops the views of V.S. Krey-denko, E.Y. Genieva and others.

Keywords:

librarianship, library science, library, reading, patriotism, local history studies, social network, writers.

После того как «скончалась» предыдущая идеологическая модель и Российское государство перешло на новые экономические и общественно-политические рельсы, в нашей стране произошла своеобразная девальвация понятия «патриотизм». В настоящий момент со стороны социума наблюдается потребность в создании «нового патриотизма»; причем, говоря о патриотизме сегодня, невозможно иметь в виду только прежние советские лекала патриотического воспитания. Молодое поколение, на которое, очевидно, и должна быть направлена новая пропаганда патриотизма, в современную эпоху реагирует в первую очередь на качественную картинку, визуализацию и вербализацию этой пропаганды в социальных сетях.

В условиях библиотек это может в том числе означать развитие и популяризацию краеведческого направления деятельности, в первую очередь касающегося персоналий (писателей, ученых, выдающихся общественных деятелей и т. д.). Об этом в статье «Персона и память о ней -важный патриотический фактор культуры края и страны» (2005 г.) рассуждает выдающийся отечественный библиотековед В.С. Крейденко: «В советские годы по разным причинам интерес к деятелям края был выборочным, не всегда был связан с другими аспектами библиотечного краеведения, хотя уже имел теоретическую базу. Поэтому надо вернуться и изучать опыт прошлого. Сегодня мы наблюдаем, как этот интерес переходит в новое качество, становится основой важного направления библиотечного краеведения, в центре которого персона, ее дела и поступки, ее вклад в жизнь родного края, страны в целом» [1, с. 373].

Но социальные медиа, в которых (в силу ограниченного финансирования) как раз и возможна визуализация для библиотек, - среда на данный момент еще недостаточно изученная. С одной стороны, она предоставляет библиотекарям возможность информировать значительное количество людей без традиционного для СМИ посредничества в лице редактора. Вообразить подобное в прежних условиях, к слову, было просто нереально. С другой стороны, такой прямой доступ к реальной и потенциальной аудитории в социальных сетях имеет и свои издержки - информация, перестав быть уделом исключительно профессионалов, неизбежно теряет в своем качестве.

Возникает, предположим, ситуация, когда автопортрет («селфи»), сделанный в кафе или ресторане, нравится большему количеству людей (набирает больше «лайков»), чем «пост», посвященный, например, юбилею выдающегося русского писателя Юрия Валентиновича Трифонова. То есть из трех вариантов доступных в социальных сетях публикаций, снабженных картинкой («я фотографирую сам себя», «я фотографирую интересующий меня объект», «я беру интересующую меня фотографию из другого источника и просто помещаю ее в ленту своих новостей»), чаще всего «выигрывает» первый.

Еще одной особенностью социальных сетей является их острая и быстрая реакция на «модных» авторов и «модные» темы и замедленная реакция на авторов и темы «немодные». Также многие пользователи признаются, что в некоторых социальных сетях ставят «лайки» автоматически, мельком просматривая предлагаемые обновления - в таком случае общий эффект от такого псевдоинформирования вряд ли будет очень высок. Однако, на наш взгляд, библиотечные «аккаунты» в социальных медиа должны нести все признаки других «аккаунтов» - здесь не нужно бояться заимствования и изобретать велосипед, необходимо просто взять самое лучшее. Следует просто учитывать все преимущества, недостатки, характерные черты и риски этого нового океана визуальной и текстовой информации.

Одним из возможных культурных трендов пропаганды «нового патриотизма» через приобщение к чтению является направление, которое условно можно назвать «русские писатели как "гении места"». В подобном ключе выдержана статья «Литературная биография территории» за авторством к великому сожалению недавно от нас ушедшей Е.Ю. Гениевой. Екатерина Юрьевна, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, раскрывает опыт библиотеки иностранной литературы по налаживанию «партнерства с российскими библиотеками, в том числе по раскрытию ценности культурного наследия территорий, на которых они организуют свою деятельность, и его пропаганде как в России, так и за рубежом» [2, с. 152]. «Важную роль в этом процессе играют программы и проекты, направленные на поддержку книг и чтения, в первую очередь среди молодежи» [3, с. 152]. Опять возникает эта триада - «молодежь - библиотека - патриотизм».

Далее разговор хотелось бы продолжить на примере двух литераторов, к именам которых нас обратил 2015 год. Первый из них - поэт Иосиф Бродский, которому в нынешнем году исполнилось бы 75 лет. При всей сложности взаимоотношений с большой Родиной (одни считают его крупным имперским поэтом, другие - западником и чуть ли не безродным космополитом) Иосиф Бродский всегда оставался патриотом Петербурга. Попытка приватизировать той или иной литературной или политической группировкой такое сложное явление культуры как Бродский как раз и разбивается о его многогранность. Так, писатель Захар Прилепин, например, всегда будет цитировать явно «государственнические» стихи «На независимость Украины» или «На смерть Жукова», а поэт Дмитрий Быков восторгаться «Письмами римскому другу» или «Пятой годовщиной». Но и то и другое - Бродский.

В 2015 г. в малой серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Владимира Бонда-ренко «Бродский. Русский поэт», которая является своеобразным отражением (говоря языком поэзии - рифмой) другой биографии Бродского, также вышедшей в «ЖЗЛ», написанной другом поэта Л. Лосевым [4]. Соотношение подходов по их удельному весу примерно равно объему самих книг; однако версию В. Бондаренко необходимо положить на вторую чашу весов - против традиционного «западного» со всеми его плюсами и минусами подхода к жизнеописанию пятого нобелевского лауреата в истории русской литературы. Ведь факт остается фактом - при всех известных обстоятельствах жизни в СССР Бродский не желал мазать дегтем ворота вскормившей его Империи и выставлять себя жертвой советского режима. Более того, несмотря на явную аллергию на социализм как общественную систему, поэт выражал очень сдержанный оптимизм по поводу прихода в Россию так называемого капитализма, высказанный, например, в одном из последних видеоинтервью в Венеции.

Понимание величия России как империи (прежде всего, конечно, через величие ее языка) сквозит в эссе и стихах Бродского - имперские чувства никогда не были ему чужды. Побывав в местах высылки Бродского в Норенской и Коноше, явственнее понимаешь, почему поэт, несмотря на всю сложность отношения к Империи, никак не мог избежать любви к ней. Ведь это - самое сердце России, можно сказать, квинтэссенция ее природы, ее воистину бескрайних просторов.

В литературоведении обычно проводятся параллели с Робертом Фростом и его постижением метафизической сущности американского Севера. Для нас сейчас уже не так важно, кем больше воображал себя Бродский в Норинской - Робертом Фростом или Робертом Лоуэллом. Важно другое - в Архангельской области написаны «апокрифические» для Бродского стихи «Тракторы на рассвете», «Мой народ» и др., которые невозможно вычеркнуть из творчества классика русской литературы. Здесь же, по воспоминаниям самого Бродского, произошло настоящее озарение - поэт пережил чувство единства со своим народом и своей страной, когда вставал ранним утром и шел на сельскохозяйственные работы. Величайшим счастьем человека является это чувство осознанного единения с Родиной, принятия ее многовековой тяжелой истории и своей непростой судьбы в этой истории.

Конечно, не стоит идеализировать ситуацию - Бродский приехал на Север не для того, чтобы поправить физическое и психическое здоровье вдали от городской суеты, он был сюда выслан и прибыл в «столыпинском» вагоне. Однако не стоит рассматривать этот период его

жизни исключительно как суровый и страшный, превративший романтично настроенного юношу-поэта в скептика и циника, вооруженного иронией.

Перемещения были одной из страстей поэта, потому условных «мест Бродского» на карте мира довольно много - Венеция, Флоренция, Стокгольм, Амстердам, Рим, Вильнюс, Дублин. Но все они были дороги ему в том числе как отражение Петербурга. Например, «Набережная неисцелимых» - о чем она? О самом Бродском, о Венеции или о Петербурге? Вернее - о Ленинграде, который проглядывает там из всех каналов и дворов. Мысль поэта постоянно возвращалась в серый северный цвет родной Балтики, хоть сам он мог и не признаваться в этом. Не есть ли это столкновение с Венецией, выдуманной в Ленинграде в реальности, и ее плавное превращение в Петербург, выдуманный в Венеции? И то, и другое было равно недоступно. Но, осознав крушение образа выдуманной Венеции, поэт всё равно полюбил то, что оказалось Венецией реальной. И любовь настоящая оказалась прочнее любви вымышленной. Однако привязанность к Ленинграду как к главному городу большей части своей жизни Бродский все равно не утратил, пронеся ее через все свое существование.

Поэтому оправданно будет воспользоваться в контексте данного разговора возможно «заезженным», но точным оборотом «гений места». Бродский - «гений места» Петербурга. Однако именно в Коношской центральной районной библиотеке имени Иосифа Бродского уже больше года открыто и действует абсолютно современное, европейского уровня музейное пространство, рассказывающее о пребывании поэта в северной ссылке. Увидеть такой музей в музейных столицах мира, в Берлине или Амстердаме - обычное дело, в Коноше - неожиданно и вдвойне приятно.

Перед зданием библиотеки располагается блистательная инсталляция выдающегося музейного художника В. Быстрова. В амбициозных планах директора библиотеки использовать в оформлении библиотечного здания граффити и так далее. Немым укором это выглядит Петербургу, который так и не смог пока сделать полноценный музей в Доме Мурузи - историческом здании, в котором великий поэт прожил большую часть своей недолгой жизни.

В каждом регионе нашей страны есть свои «гении места». Например, в Москве - Юрий Трифонов, в Восточной Сибири - Валентин Распутин, в Архангельске - Федор Абрамов и т. д. В Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова функционирует Мемориальный кабинет Федора Абрамова - подлинная изюминка и без того интересного и насыщенного библиотечного пространства.

Мы не должны забывать о крупнейших мастерах деревенской прозы - самого, может быть, аутентичного и своеобразного явления русской литературы ХХ в., которая сегодня, увы, несправедливо вытеснена с книжных прилавков и из сознания читателя более модной литературой. В этом смысле важно отметить, что МБУК Харовская ЦБС недавно получила имя еще одного крупнейшего представителя этого направления - Василия Ивановича Белова. В соседней Вологде областная юношеская библиотека носит имя Владимира Федоровича Тендрякова. Увековечивание имен писателей в названии библиотеки - важнейшая тенденция для развития патриотизма. Да и кому, как ни библиотекам, этим заниматься? Создание мемориального объекта вместо безымянной, казенным образом названной организации - дело подлинно важное и очень полезное.

Отдельного упоминания заслуживает колоссальная работа, проведенная и представленная на официальном сайте Вологодской областной универсальной научной библиотекой имени И.В. Бабушкина. Исследование посвящено поэтам - уроженцам вологодской земли, принимавшим участие в Великой Отечественной войне. Среди них такие значимые для русской литературы ХХ в. имена, как Александр Яшин и Сергей Орлов.

Великая Отечественная война - отдельная тема для воспитания патриотизма. Поэзия и военное дело вообще прочно увязаны в нашей истории - достаточно вспомнить Дениса Давыдова или Михаила Лермонтова. Но уникальное поколение советских военных поэтов, по сути, было последней плеядой русской интеллигенции, аристократов духа, которые в авангарде российской армии шли умирать за Родину. Многие из них не вернулись - назовем хотя бы Николая Майорова, блистательного поэта, автора хрестоматийных стихотворений «Август» и «Мы», погибшего в возрасте 22 лет. Или Семёна Гудзенко, умершего в тридцатилетнем возрасте от последствий боевых ранений. Кто знает, до каких поэтических высот им суждено было добраться, если бы их жизненный путь не оборвался столь трагично и рано?

Говоря о патриотизме, невозможно не коснуться еще одного «гения места» - великого русского писателя Валентина Распутина, который в 2015 г. закончил свой земной путь и начал жизнь вечную. Бродский и Распутин - казалось бы, два полюса русской литературы ХХ в. «Деревенщик» и городской житель, консерватор и либерал, почвенник и «безродный космополит», наконец, поэт и прозаик - но между ними больше общего, чем можно предположить.

И первое - любовь к родине и русский язык. Можно взять на себя излишнюю смелость и сказать, что они писали с разных сторон, но об одном и том же. Так, современные критические

статьи на повесть Распутина «Живи и помни» мало чем отличаются от послесловия советского литературоведа А. Дырдина к изданию двадцатипятилетней давности, где «Живи и помни» рассматривается как социальный конфликт. Но если так, то почему повесть интересна сейчас, когда мы живем в совершенно другом обществе? Нет, книга эта, как и вся большая литература, о вечном - о выборе и мужестве, о подлости и благородстве, о любви и смерти.

В 2015 г., который одновременно стал юбилейным годом Иосифа Бродского и годом окончания целой эпохи отечественной литературы - эпохи писателя Валентина Распутина, проблемы национальной самоидентификации звучат особенно остро. Национализм и даже самые радикальные его проявления возникают в социуме тогда, когда политики уже не в состоянии консолидировать общество. Печальных примеров много. Поэтому сегодня нам необходимо искать то, что нас объединяет, - это и будет «новым патриотизмом».

В этом смысле русский язык - то немногое, что может объединить все уголки нашей огромной страны. И самых ярых почвенников, и глядящих на Запад либералов, и рабочих, и «креативный» класс, который на самом деле ничего не создает. Любовь к стране необходимо воспитывать через литературу, через любовь к чтению и русскому языку.

Ссылки

1. Бондаренко В.Г. Бродский: Русский поэт. М., 2015. 444 с.

2. Гениева Е.Ю. Литературная биография территории // Школьная библиотека. 2015. № 8-9. С. 152-155.

3. Там же.

4. Крейденко В.С. Избранные труды / общ. ред. А.Н. Ванеева. СПб., 2015. 419 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.