Научная статья на тему 'Новый год — новые возможности!'

Новый год — новые возможности! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый год — новые возможности!»

УЕБТЫНС

-МвБи

НОВЫЙ ГОД — НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ!

С началом нового года каждый из нас непременно снова и снова связывает надежды на новые начиная, строит новые планы, от чего-то нам хочется отказаться и оставить в старом году, что-то, наоборот, вспомнить и воплотить в жизнь... Новый, 2015 год для университета — исключительно ответственное и вместе с тем интересное время. И самое, пожалуй, главное сегодня — рассматривать его как время возможностей, а не время проблем, которых, конечно, у высшей школы накопилось достаточно. Кроме профессиональных, экономических, социальных, демографических и прочих факторов в большей степени глобального масштаба — непременных спутников мирового прогресса знаний и технологий, очевидной становится основная проблема на пути успеха отечественных академических реформ, призванных упомянутому прогрессу соответствовать. Дело в том, что государственные задачи стратегического развития, фактически перспективной перестройки всей системы отечественного высшего профессионального образования, внутри многих университетов до сих пор воспринимаются исключительно на тактическом уровне. Но рассчитывать на качественно иной результат, предварительно качественно не перестроив процесс, бессмысленно. Печально, что многие коллеги с упорством, достойным лучшего применения, вновь и вновь пробуют доказать обратное. Иллюзия их «тактических» побед в борьбе с «индикаторами» и «показателями» тает на глазах вместе с исчерпанным почти потенциалом советской высшей школы, разрыв поколений с которой нам еще только теперь предстоит ощутить в полной мере. Вместе с этим ощущением, университеты, системная перестройка процессов и, что особенно было необходимо, умов в которых откладывалась «до последнего», сегодня подошли вплотную к черте, переступишь которую — и разрыв станет невосполнимым, а связанный с этим качественный спад по всем направлениям — лавинообразным.

Успешная реализация инновационной образовательной программы в 2007—2008 гг., программы развития национального исследовательского университета МГСУ в 2010—2014 гг. позволила нам мобилизовать доступный потенциал коллектива и включить его «в реверс» нашей собственной инерции 90-х на пути к этой самой черте. Теперь у нас больше времени для качественных изменений. Они еще не завершены, но я уверен — мы справимся!

Новый год непременно поставит перед нами и новые задачи стратегического развития нового понимания самой отрасли. Строительство сегодня «перешагнуло» теорию и технологии возведения зданий, сооружений, границы отрасли расширены пониманием нашей профессиональной ответственности на всех этапах создания и интеллектуального управления жизненными циклами комфортной, безопасной и эффективной в отношении человека и природы среды жизнедеятельности. Нам предстоит по-новому увидеть отраслевое профессиональное образование в соответствии с той парадигмой, которая формируется сегодня и в государстве, и в мире.

У меня нет сомнений, что политехническое понимание профессиональной ответственности и компетенций университета в новых условиях мы должны формировать именно в строительной отрасли, границы которой сегодня открыты нашим инновациям.

Вместе с Минстроем России, Российской академией архитектуры и строительных наук, нашими университетами — партнерами по УМО и АСВ мы активно формируем новое понимание отрасли и на государственном уровне. Нам уже удалось создать новую технологическую платформу «Строительство и архитектура», вместе добились включения нового перспективного направления «Технологии управления производственными процессами, жизненным циклом продукции, объектов строительства и инфраструктуры» в проект перечня государственных приоритетов.

В этой связи мы должны перестраивать структуру и содержание учебного процесса не только в соответствии с современными требованиями, но и с перспективными направлениями развития научно-технического прогресса. Именно сейчас мы должны создавать и применять систему подготовки кадров, которые будут востребованы через 5—10—15 лет.

В университете меняется система оплаты труда профессоров и преподавателей, вводится новая схема на основе так называемого «эффективного контракта», основная идея которого состоит в том, чтобы каждый из нас: заведующий кафедрой, коллеги, которые занимаются научной и педагогической деятельностью, профессора, доценты, преподаватели — почувствовали свою личную частичку ответственности за университет, каждый на своем уровне.

Хочу пожелать всем читателям и авторам «Вестника МГСУ» здоровья, удачи и процветания, тепла и любви! Пусть наступающий год станет стабильным, плодотворным и счастливым для вас и ваших близких!

Ректор ФГБОУ ВПО «МГСУ»

BECTHMK ' /9015

1/2015

NEW YEAR — NEW POSSIBILITIES!

With the beginning of the New Year each of us definitely associates hopes for new undertakings, makes new plans, we want to put something aside and let it remain in the previous year, and, on the contrary, we want to recollect some things and bring them to life... New year 2015 for the university is a very responsible and interesting time. And what is the most important today — to perceive this year as a time of opportunities, but not the time of problems, plenty of which the higher school has. Aside from professional, economic, social, demographic and other factors of more global character — the fundamentals of the world progress of knowledge and technologies, the main problem on the way to success of academic domestic reforms is becoming evident. The problem is that state targets of strategic development of almost perspective reorganization of the whole system of the domestic higher professional education are still perceived only on tactic level in many universities. But it has no sense to wait for fundamentally other result without fundamentally reorganizing the process. It is sad that many colleagues are trying to prove the opposite with an art worthy of a better cause. The illusion of their "tactic" victories in the struggle with "indicators" and "factors" is quickly disappearing together with almost exhausted potential of the Soviet higher school, the gad with which we are only expecting to face. Together with this feeling, the universities, in which the system reorganization of the processes and minds was put off till the utmost, have come today to the edge, after which the gap will become irretrievable, and the regression in all the directions will become like an avalanche.

The successful implementation of innovative educating program in 2007—2008, the program of national research university MGSU development in 2010—2014 allowed us summoning up the available potential of the staff and include it into reversal of our own inertness of the 90th-s on the way to this edge. Now we have more time for qualitative changes. They aren't still finished, but I am sure that we will deal with it!

The New Year will definitely set new challenges of strategic development of the new definition of the branch itself. The construction has today overcome the theory and technology of erecting buildings, constructions, the boundaries of the branch are widened by the understanding of our professional responsibility on each stage of creation and intellectual management of the life circles of comfortable, safe and efficient for a human and nature living environment. We are going to look at branch professional education from the angle of the paradigm, which is now shaping in the state and in the world.

I have no regrets that we should form new polytechnic understanding of the professional responsibility and university competences in the new conditions in the construction branch, the boundaries of which are open to our innovations.

Together with Ministry of Housing and Building of Russia, Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, our universities — partners in ERO and Construction Universities Association we are actively developing the new understanding of the branch also on the state level. We already succeeded in creating a new technological platform "Construction and architecture", achieved the inclusion of a new perspective field "Management technologies of production processes, operating life of the products, objects of construction and infrastructure" in the project of state priorities list.

In relation with this we should reorganize the structure and content of the educational process not only in accordance with modern requirements, but also with the perspective directions of the technological development. It is today when we should create and apply the system of staff education, which will be in demand after 5—10—15 years.

In the university the pay system of the academic staff is changing, a new scheme basing on the so-called "effective contract" is being implemented. The main idea of it is that each of us: a chair, colleagues engaging in scientific and pedagogic activity, professors, associate professors, lecturers feels one's personal part of responsibility for the university.

I would like to wish all the readers and authors of "Vestnik MGSU" health, success, prosperity and love! Let the coming year be steady, productive and happy for you and your relatives!

Rector of MGSU A.A. Volkov

/SSN 1997-0935. Vestnik MGSU 2015. № 1

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.