Научная статья на тему 'Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки'

Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ЗАЩИТА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА / ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / STATE FINAL EXAMINATION / BACHELORS' THESIS PRESENTATION / STATE EXAM / BACHELOR PROFESSIONAL COMPETENCE / BACHELOR CULTURAL COMPETENCE / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / PRACTICE-ORIENTED TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брагина Галина Михайловна, Меркулова Альмира Шевкетовна

Представлен опыт разработки формата государственной итоговой аттестации (ГИА) бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Отмечено, что требования ФГОС ВПО третьего поколения показывают необходимость ряда нововведений в организации и в проведении ГИА бакалавров, в частности, оценку качества их профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода как интегрального результата освоения образовательной программы. Государственная итоговая аттестация бакалавров выпускников КемГУКИ включает государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Компоненты бакалаврской работы, требования к ее структуре, алгоритм выполнения, правила оформления и представления закреплены в стандарте университета «Выпускные квалификационные работы». Обозначены основные проблемы разработки нового формата государственного междисциплинарного экзамена (ГМЭ), связанные с требованиями предметно-деятельностного подхода и интегративности учебного материала. Охарактеризованы этапы технологии проектирования ГМЭ с использованием методов агрегирования, декомпозиции, таксономического анализа. В результате: выделены ведущие компетенции, соотнесенные с видами профессиональной деятельности бакалавра; определен состав дисциплин, выносимых на ГМЭ; сформирован банк заданий для экзамена (теоретические вопросы и практико-ориентированные задания) с определением шкалы их оценивания и единого макета их оформления; сформирован фонд оценочных средств ГМЭ; определены технические и эргономические условия его проведения. Новым элементом государственной итоговой аттестации бакалавров представлена также матрица ГИА, которая включает: компетенции, выносимые на ГИА по видам деятельности бакалавра; перечни дисциплин, теоретических вопросов и практико-ориентированных заданий; темы бакалаврских работ. Данная матрица служит для контроля ГИА, анализа ее результатов и последующей корректировки. Разработанный формат государственной итоговой аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность») успешно апробирован в ходе ГИА выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брагина Галина Михайловна, Меркулова Альмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new format of bachelors’ final state certification in the field of training «Library-information activity»: a development technology

The article presents the experience of developing the format of bachelors’ state final certification (SFC) on direction «Library-Information Activities» in Kemerovo State University of Culture and Arts. The 3 rd generation Federal Educational Standard requirements necessitate innovations in organizing and carrying out bachelors’ SFC, in particular, evaluation of their training quality based on a competence approach. SFC of bachelors-graduates of Kemerovo State University of Culture and Arts includes the state interdisciplinary examination (SIE) and graduate qualification (bachelor) work. Components of a bachelor work, requirements for its structure, implementation algorithm, rules of registration and representation are enshrined at the University standard «Graduate qualification works». Authors outline main problems of developing a new format of SIE related with requirements of a subject-activity approach and integrative teaching materials. The leading competences were selected and correlated with the professional activity views; disciplines composition to be discussed at SIE was defined; tasks bank for SIE (theoretical issues and practice-oriented tasks) was generated, including a certain scale of assessment and a formalization model; a fund of assessment tools for SIE was formed; technical and ergonomic conditions for its implementation were defined. A new element of SFC is the exam matrix including: educational competence by bachelor’s activity; disciplines lists, theoretical issues and practical-oriented tasks; topics of bachelor’s works. This matrix serves to control SFE, its results analysis and subsequent adjustments. The bachelors’ SFC designed format for specialty «Library-Information Activities» (profile «Information-Analytical Activity») has been successfully tested in SFC of the University graduates.

Текст научной работы на тему «Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки»

Библиотековедение

УДК 378.602+023.5 ББК 74.58+78.3р

НОВЫЙ ФОРМАТ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ

© Г. М. Брагина, А. Ш. Меркулова, 2015

Кемеровский государственный институт культуры 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17

Представлен опыт разработки формата государственной итоговой аттестации (ГИА) бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Отмечено, что требования ФГОС ВПО третьего поколения показывают необходимость ряда нововведений в организации и в проведении ГИА бакалавров, в частности, оценку качества их профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода как интегрального результата освоения образовательной программы. Государственная итоговая аттестация бакалавров выпускников КемГУКИ включает государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Компоненты бакалаврской работы, требования к ее структуре, алгоритм выполнения, правила оформления и представления закреплены в стандарте университета «Выпускные квалификационные работы». Обозначены основные проблемы разработки нового формата государственного междисциплинарного экзамена (ГМЭ), связанные с требованиями предметно-деятельностного подхода и интегративности учебного материала. Охарактеризованы этапы технологии проектирования ГМЭ с использованием методов агрегирования, декомпозиции, таксономического анализа. В результате: выделены ведущие компетенции, соотнесенные с видами профессиональной деятельности бакалавра; определен состав дисциплин, выносимых на ГМЭ; сформирован банк заданий для экзамена (теоретические вопросы и практико-ориентированные задания) с определением шкалы их оценивания и единого макета их оформления; сформирован фонд оценочных средств ГМЭ; определены технические и эргономические условия его проведения. Новым элементом государственной итоговой аттестации бакалавров представлена также матрица ГИА, которая включает: компетенции, выносимые на ГИА по видам деятельности бакалавра; перечни дисциплин, теоретических вопросов и практико-ориентированных заданий; темы бакалаврских работ. Данная матрица служит для контроля ГИА, анализа ее результатов и последующей корректировки. Разработанный формат государственной итоговой аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информа-ционная деятельность» (профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность») успешно апробирован в ходе ГИА выпускников.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, защита бакалаврской работы, государственный экзамен, профессиональные компетенции бакалавра, общекультурные компетенции бакалавра, пред-метно-деятельностный подход, практико-ориентированные задания.

The article presents the experience of developing the format of bachelors' state final certification (SFC) on direction «Library-Information Activities» in Kemerovo State University of Culture and Arts. The 3rd generation Federal Educational Standard requirements necessitate innovations in organizing and carrying out bachelors' SFC, in particular, evaluation of their training quality based on a competence approach. SFC of bachelors-graduates of Kemerovo State University of Culture and Arts includes the state interdisciplinary examination (SIE) and graduate qualification (bachelor) work. Components of a bachelor work, requirements for its structure, implementation algorithm, rules of registration and representation are enshrined at the University standard «Graduate qualification works». Authors outline main problems of developing a new format of SIE related with requirements of a subject-activity approach and integrative teaching materials. The leading competences were selected and correlated with the professional activity views; disciplines composition to be discussed at SIE was defined; tasks bank for SIE (theoretical issues and practice-oriented tasks) was generated, including a certain scale of assessment and a formalization model; a fund of assessment tools for SIE was formed; technical and ergonomic conditions for its implementation were defined. A new element of SFC is the exam matrix including: educational competence by bachelor's activity; disciplines lists, theoretical issues and practical-oriented tasks; topics of bachelor's works. This matrix serves to control SFE, its results analysis and subsequent adjustments. The bachelors' SFC designed format for specialty «Library-Information Activities» (profile «Information-Analytical Activity») has been successfully tested in SFC of the University graduates.

Keywords: State final examination, bachelors' thesis presentation, state exam, bachelor professional competence, bachelor cultural competence, subject-activity approach, practice-oriented tasks.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения определяет оценку качества профессионального образования бакалавра через компетенции, обеспечивающие интегральный результат освоения основной образовательной программы. Соответственно, организация и проведение государственной итоговой аттестации (ГИА) на основе компетентностного подхода предполагает наличие ряда нововведений, в отличие от требований государственных образовательных стандартов второго поколения.

Целью государственной итоговой аттестации является установление степени соответствия уровня сформированности компетенций выпускника нормативному компетентностному профилю, его готовности к выполнению профессиональных задач по направлениям деятельности, определенным в стандарте. Организация ГИА бакалавров в новом формате должна отражать комплексный, интегральный характер компетенций и обеспечивать объективную оценку совокупности качеств выпускника.

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», в результате обучения бакалавр должен владеть 16 общекультурными и 41 профессиональной компетенциями [1]. Общекультурные компетенции формируются, с одной стороны, дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, с другой стороны, многими из них бакалавр овладевает в процессе изучения профессиональных дисциплин основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО).

Профессиональные компетенции бакалавра формируются тремя блоками учебных дисциплин (информационно-коммуникационным, профессиональным и профильным), которые в совокупности обеспечивают освоение профессиональных задач по видам его профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой, проектной, научно-исследовательской и методической, информационно-аналитической, психолого-педагогической.

Вместе с тем в ФГОС ВПО по данному направлению подготовки на ГИА вынесена только одна компетенция - ПК-2 «готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры». Формулировка данной компетенции позволяет трактовать ее как в узком, так и в широком смысле. С одной стороны, она является одной

из восьми компетенций, отражающих производственно-технологическую деятельность, и проведение аттестации только на ее основе входит в противоречие с требованиями оценки совокупности качеств выпускника на основе интегрального характера сформированных компетенций. С другой стороны, что очевидно и имелось в виду разработчиками стандарта, данную компетенцию следует воспринимать как общую (или универсальную) по отношению ко всем компетенциям, формируемым в процессе освоения всех дисциплин ООП ВПО. Но и в этом случае она, на наш взгляд, не исчерпывает всей полноты требований к выпускнику.

Итоговая государственная аттестация бакалавров выпускников Института информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) регламентируется Положением «Об итоговой государственной аттестации выпускников университета» и включает государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы [2].

Защита выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра предполагает определение степени готовности выпускника к самостоятельному решению профессиональных задач в соответствии с видами его профессиональной деятельности.

ФГОС ВПО предоставляют вузам право самостоятельно определять требования к содержанию, объему и структуре ВКР. Компоненты и требования к бакалаврской работе для выпускников Кемеровского государственного университета культуры и искусств разработаны ведущими профессорами университета Н. И. Гендиной и Н. И. Колковой и закреплены в стандарте университета «Выпускные квалификационные работы». Стандарт содержит: определение бакалаврской работы, ее целей и задач; требования к ее структуре; подробную характеристику алгоритма выполнения; правила оформления и представления; требования к конечному результату и порядку ее защиты. В стандарте также регламентированы требования к выпускным работам других уровней подготовки - специали-тета (дипломная работа (проект)) и магистратуры (магистерская диссертация) и обоснованы их разграничения и преемственность, что позволяет более детально учитывать специфику бакалаврской работы и в процессе ее подготовки, и при ее оценке [3].

Государственный междисциплинарный экзамен (ГМЭ)1, согласно требованиям ФГОС ВПО,

1 Структура и содержание нового формата ГМЭ характеризуются на примере профиля подготовки бакалавра «Информационно-аналитическая деятельность».

должен соответствовать комплексному подходу и охватывать широкий спектр фундаментальных вопросов, компетентностно-ориентированных задач и ситуаций по дисциплинам, изученным за период обучения, решение и анализ которых позволяют выявить уровень профессиональной подготовленности выпускников бакалавриата и уровень освоения ими ООП ВПО.

Выпускающей кафедрой технологии документальных коммуникаций университета принято решение о первостепенном внимании на ГМЭ к оценке уровня сформированности профессиональных компетенций выпускника. Уровень общекультурных компетенций бакалавра (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; владение иностранным языком; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способность к обобщению, анализу, восприятию информации и др.) может быть оценен косвенно по характеру ответа студента на экзамене, при анализе текста ВКР и по ее представлению на защите.

Практико-ориентированная направленность образовательной программы бакалавров обусловила также необходимость включения в экзаменационные билеты наряду с теоретическими вопросами практико-ориентированные задания, позволяющие оценить степень овладения выпускником практических умений и навыков профессиональной деятельности.

Основные проблемы разработки нового формата ГМЭ на основе компетентностного подхода были связаны:

• с определением компетенций, степень освоения которых должна быть оценена на экзамене в обязательном порядке, поскольку контроль всех заявленных в ООП компетенций невозможен за ограниченный промежуток времени;

• с исключением компетенций, не подлежащих прямому контролю на итоговой аттестации в виду того, что они заданы в недиагностичной форме, а также компетенций, о сформированности которых можно судить только по приобретению выпускниками опыта профессиональной деятельности (например, такие потенциальные требования, как «способность к участию в проектировании ... (ПК-20)», «готовность ... к профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ПК-6)»);

• в сочетании при структурировании содержания экзамена одновременно и предметного (дисциплины), и деятельностного (компетенции) подходов.

Соответственно, разработка ГМЭ была сопряжена с последовательным решением ряда задач: 1) выделить компетенции, подлежащие контролю, и определить состав дисциплин, наиболее полно

их формирующих; 2) разработать комплексные теоретические вопросы и практико-ориентированные задания, выносимые на экзамен; 3) определить критерии объективной оценки уровня сформирован-ности компетенций выпускника, адекватные требованиям предметно-деятельностного подхода и ин-тегративности учебного материала; 4) разработать единые требования к учебно-методическому и информационному сопровождению ГМЭ.

Решение данных задач осуществлялось на основе технологии проектирования ГМЭ, включавшей ряд этапов.

На подготовительном этапе проведен анализ нормативно-методических документов и научно-педагогической литературы по проблеме разработки новых моделей ГИА бакалавров, который, не претендуя на полноту отбора публикаций, позволил сделать некоторые выводы, послужившие оптимизации процесса проектирования формата ГМЭ по направлению подготовки «Библиотечно-информа-ционная деятельность», а именно:

• образовательные стандарты третьего поколения и другие нормативно-методические документы в системе высшего профессионального образования не содержат конкретных рекомендаций по разработке государственного экзамена, существует лишь проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (2013 г.) «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;

• вузы самостоятельно разрабатывают формат государственного экзамена, руководствуясь научно-методическими публикациями, например, [4-8]. Отбор подлежащих оценке компетенций осуществляется по различным основаниям, а выделяемые компетенции имеют различную трактовку, как по названиям, так и по вкладываемому в них смыслу (ключевые, агрегированные, кластерные, интегрированные). По-разному решают вузы и вопрос о видах экзамена - одни обосновывают необходимость только междисциплинарного экзамена, другие - возможность сочетания поли- и междис-циплинарности. Формы проведения итоговых испытаний также разнообразны: традиционные (тестирование, письменный / устный ответ) и новые (комплексные задания, ситуационные (кейсы), имитационные, проектные, задания с избыточной информацией (данными), с прогнозом событий (действий), с запланированной ошибкой, защита порт-фолио и др.);

• публикаций, раскрывающих специфику разработки формата ГИА по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», не выявлено, кроме научно-методического издания Кемеровского государственного университета культуры и искусств [9].

Проектировочный этап включал несколько последовательных шагов:

1. На основе компетентностной модели бакалавра библиотечно-информационной деятельности и лексико-семантического анализа всего массива требований к выпускнику были выделены компетенции, подлежащие оценке в рамках ГМЭ, установлены их иерархические связи, проведена экспертизы перечня выделенных компетенций.

Детальный анализ смыслового содержания и взаимосвязей компетенций проведен методом агрегирования, в результате которого определены 12 групп компетенций с выделением в каждой из них ведущей (главной) компетенции, которая формируется на базе компетенций своей группы и включает их в свой состав (рисунок).

Так, например, формирование компетенции ПК-3 «Способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность» базируется на освоении компетенций ПК-4, ПК-7, ПК-8 (связанных с освоением перспективных методов библио-течно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий, включая методы качественной и количественной оценки работы библиотеки, использованием правовых и нормативных документов как объектов организационно-правовой деятельности) и т. д.

Далее, выделенные компетенции были соотнесены с видами профессиональной деятельности бакалавра (табл. 1).

Таким образом, была достигнута цель оптимизации перечня компетенций, подлежащих оценке в рамках ГМЭ.

2. Следующим шагом проектирования явилось определение структуры ГМЭ, т. е. выявление состава дисциплин, которые должны быть включены в программу аттестации и которые в полной мере или в значительной степени содействуют формированию выделенных компетенций.

Выполнение данного шага проведено методом декомпозиции на основе составленной матрицы соответствия дисциплин профессионального цикла ООП ВПО выделенным компетенциям с учетом принципа разумной достаточности, что при сохранении требований междисциплинарного подхода позволило избежать усложнения структуры и содержания экзамена, перегрузки выпускников. В результате для комплексной оценки качеств выпускника по видам его профессиональной деятельности определены:

• по производственно-технологической деятельности - 6 дисциплин;

• организационно-управленческой - 5;

• проектной - 3;

• научно-исследовательской и методической - 2;

• информационно-аналитической - 7;

• психолого-педагогической - 3.

При этом ряд дисциплин, по формируемым ими компетенциям, нашли отражение одновременно в разных группах по видам профессиональной деятельности бакалавра, что подтверждает комплексный предметно-деятельностный подход в подготовке бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Так, дисциплина «Библиографоведение» включена в 2 группы (производственно-технологическую, научно-исследовательскую и методическую); «Организация информационно-аналитической

/—\ ПК-1 /-- ПК-10 /--X

( \ ПК-3 ( \ ПК-4 ( \ ПК-11 ( \ ПК-11

ПК-2 И> ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 1 ПК-3 и-* ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-16 ПК-17

/-- /—\ ПК-22

1 ПК-19 И-* ПК-18 ПК-20 ПК-21 1 ПК-22 И-> ПК-23 ПК-26 1 ПК-24 Н-* ПК-23 ПК-26 1 ПК-25 Н-* ПК-23 ПК-24 ПК-26

ПК-27 - -

( \ ПК-28 ( \ ПК-27 ( \ ПК-35 ( \ ПК-34

1 ПК-31 ПК-29 ПК-30 ПК-32 1 ПК-33 ПК-29 ПК-30 ПК-37 ПК-38 ПК-39 ПК-40 И-* ПК-36 ПК-41

Агрегированные группы компетенций бакалавра по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»

Т а б л и ц а 1

Перечень выделенных компетенций в соотношении к видам профессиональной деятельности бакалавра

Виды профессиональной деятельности бакалавра Компетенции, выносимые на ГМЭ

Производственно-технологическая Готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры (ПК-2) Способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность (ПК-3)

Организационно-управленческая Готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности (ПК-9) Способность управлять профессиональными инновациями (ПК-15)

Проектная Готовность к применению результатов прогнозирования и моделирования в профессиональной сфере (ПК-18)

Научно-исследовательская и методическая Способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности (ПК-22) Готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций (ПК-24) Способность к научно-методическому сопровождению библиотечно-информационной деятельности (ПК-25)

Информационно-аналитическая Готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-31) Готовность к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности (ПК-33)

Психолого-педагогическая Готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-37) Способность к созданию благоприятной культурно-досуговой среды (ПК-40)

деятельности» - в 3 группы (организационно-управленческую, научно-исследовательскую и методическую, информационно-аналитическую); «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» -в 3 группы (организационно-управленческую, научно-исследовательскую и методическую, проектную) и т. д.

Таким образом, на ГМЭ вынесено, за исключением повторяемости, 22 учебные дисциплины:

Информационно-коммуникационный цикл представляют 4 дисциплины: социальные коммуникации, информационные сети и системы, информационные технологии, информационная культура личности;

Профессиональный цикл - 11 дисциплин: до-кументоведение, библиотековедение, библиотечный фонд, библиотечно-информационное обслуживание, библиографоведение, СПА, АСПИ, отраслевые информационные ресурсы, менеджмент библиотечно-информационной деятельности, маркетинг библиотечно-информационной деятельности, технологическое проектирование;

Профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» - 7 дисциплин: аналитические технологии, аналитика текста, организация информационно-аналитической деятельности, связи

с общественностью и реклама, информационно-аналитические продукты и услуги, формирование БД, коммуникативная культура.

3. Третий шаг проектирования был сопряжен с формированием банка заданий для ГМЭ, с определением шкалы их оценивания, с разработкой единого макета их оформления.

Перечень вопросов теоретической части экзамена включает как частные вопросы, относящиеся к теоретическим разделам выделенных учебных дисциплин, так и комплексные, объединяющие теоретические разделы нескольких учебных дисциплин.

В основание проектирования компетентностно-ориентированных заданий для практической части экзамена положена таксономия целей Б. Блума в когнитивной области. По своей сути, она соответствует идеям компетентностного подхода, так как включает в себя цели-результаты от запоминания и воспроизведения изученного материала (знание) до решения проблем (компетенция), в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, построить их новые сочетания с предварительно изученными идеями (творчество), методами, процедурами (способами действий) [10].

Соответственно, при разработке практико-ори-ентированных заданий учитывались следующие

критерии: комплексность по содержанию и предметной определенности; отражение в содержании предлагаемой задачи реальных производственных ситуаций продуктивного, проблемного типа; ориентирование экзаменующегося на выполнение задания в общем аналитическом виде (т. е. качественный и количественный анализ полученного результата); ориентирование экзаменующегося на поиск, выбор и обоснование метода (способа) выполнения задания. Также были определены технические и эргономические условия проведения экзамена с учетом фактора времени (0,5 часа), отведенного на выполнение данных заданий на ГМЭ.

В качестве примеров практико-ориентирован-ных заданий приведем следующие: «выявить проблемы состояния отдельных подфондов на основе имеющихся статистических данных»; «проанализировать мультимедийный продукт библиотеки»; «составить блок-схему производственного процесса»; «проанализировать заданный поисковый образ

документа и выявить все лингвистические средства, используемые при его создании, определить выполняемую функцию каждого из них»; «провести анализ соответствия методическим требованиям предложенного бланка опросного листа для анкетирования» и др.

Далее был разработан единый макет оформления заданий в программе государственного междисциплинарного экзамена. Формат теоретических вопросов включает: формулировку вопроса, наименования дисциплин, проверяемые компетенции, аннотацию, список рекомендуемой литературы. Формат практико-ориентированных заданий включает: наименование темы, перечень дисциплин, перечень компетенций, задание и алгоритм его выполнения, перечень обеспечивающих средств, требования к оформлению результатов, приложения, список рекомендуемой литературы. В качестве примеров приведем форматы некоторых практических заданий:

Поиск в электронном каталоге библиотеки

Дисциплины: справочно-поисковый аппарат, сетевые технологии, библиографоведение, информационное обеспечение потребностей региона. Компетенции:

• способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность (ПК-3);

• способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей (ПК-1);

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

Задание: выполнить предлагаемые запросы в электронном каталоге, представленном на сайте библиотеки. Обеспечивающие средства: перечень запросов, компьютер с доступом в Интернет, MS Office, интернет-браузер, принтер, ЭК Научной библиотеки КемГУКИ.

Оформление результатов: представьте в распечатанной форме в виде ответа на вопрос. Список литературы: ...

Разработка профессиональной карты аналитика

Дисциплина: организация информационно-аналитической деятельности Компетенции:

• готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-31);

• способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных учреждений (ПК-11);

• осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

Задание: на основании предложенной проблемной ситуации описать: специфику деятельности аналитика; какими личностными и профессиональными качествами должен быть наделен этот специалист для действий в данной проблемной ситуации; какие профессиональные знания и умения помогут ему успешно справляться с должно стными обязанностями.

Обеспечивающие средства: описание проблемной ситуации.

Оформление результатов: выполненное задание представьте в табличной форме. Устно охарактеризуйте специфику деятельности аналитика и свойственные для этой должности профессиональные качества. Список литературы: ... Приложение: таблица для заполнения.

Также в целях объективного оценивания выполненных практико-ориентированных заданий и экономии времени на их проверку в комплект документов для Государственной аттестационной комиссии вложен образец выполнения по каждому из заданий.

4. Следующий шаг проектирования предполагал формирование фонда оценочных средств ГМЭ и разработку методики оценки его результатов.

Фонд оценочных средств ГМЭ представляет собой комплект методических материалов для установления соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО и включает: программу государственного экзамена; перечень и критерии отбора выносимых компетенций выпускника; совокупность вопросов и практико-ориентирован-ных заданий; перечень технических и методи-

ческих материалов для выполнения заданий; требования к процедуре проведения экзамена; критерии оценки уровня сформированности компетенций выпускника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключительный этап проектирования включал экспертизу разработанного фонда оценочных средств, в том числе опытную проверку выполнения студентами практико-ориентированных заданий, аналогичных включенным в ГМЭ.

В результате проделанной работы для контроля хода государственной итоговой аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библио-течно-информационная деятельность», анализа ее результатов и последующей корректировки была составлена матрица проверки уровня сформиро-ванности компетенций. Макет матрицы приведен в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Макет матрицы проверки уровня сформированности компетенций на государственной итоговой аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (фрагмент)

Компетенции, выносимые на ГИА по видам деятельности бакалавра Дисциплины, выносимые на ГМЭ Перечень теоретических вопросов Перечень практико-ориентированных заданий Перечень тем ВКР

Производственно-технологические компетенции: • .

Организационно-управленческие компетенции: • .

Разработанный формат государственной итоговой аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность») успешно апробирован в ходе ГИА выпускников кафедры технологии документальной коммуникации. Вместе с тем выявлены и некоторые аспекты, требующие доработки. В частности, не в полной мере достигнуто требование междисциплинарности в выносимых на экзамен теоретических вопросах; также требуют сбалансированности степени сложности выполнения некоторые практико-ориентированные задания.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-инфор-мационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 3) // «ГАРАНТ» : информ.-правовой портал. - URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97566/ (дата обращения: 10.02.2015).

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 - Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) бакалавр, форма обучения очная, заочная / ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово, 2014. - URL: http://www.kemguki. ru/images/stories/prorector_po_Uchebnoi/OOP_Kemguki /01.09.2011/BID.pdf (дата обращения 10.02.2015).

3. Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников университета» (28.09.2012 № 34/01.08-08) / ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств». - Кемерово, 2012. -URL: http://www.kemguki.ru/images/stories/prorector_ po_Uchebnoi/DOCUMENT/2014_1/pl_itog_att.pdf (дата обращения 14.02.2015).

4. Выпускные квалификационные работы: стандарты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» / разраб.: Н. И. Гендина, Н. И. Колкова ; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - 107 с.

5. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых

образовательных программ ВПО при компетентност-ном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун [и др.]. - М. : Изд-во МГУ, 2007. - 148 с.

6. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетент-ностный подход) : учеб. пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Логос, 2012. - 280 с.

7. Дурнева Е. Е. Итоговая государственная аттестация бакалавров, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10 - С. 23-26. - URL: http: //www.rae.ru/meo/?article_id=4114&op=show_article &section=content (дата обращения 25.02.2015).

8. Новые результаты образования: технологии проектирования, измерения и оценки качества / Н. А. Трубицына, Н. А. Баранова, Т. М. Банникова, А. В.

Глазкова. - Ижевск : Изд-во «Удмурт. ун-т», 2011. -214 с. - URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/ handle/123456789/6653/201133-36.pdf?sequence=1 (дата обращения: 25.02.2015).

9. Измерение и оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, обучающихся в условиях реализации ФГОС ВПО : науч.-метод. рекомендации / Г. М. Брагина, Н. Н. Григо-ренко, А. С. Двуреченская [и др.]. - Кемерово : Ке-мер. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. - 111 с.

10. Лазарева И. Н. Таксономический подход в проектировании личностно ориентированного интеллектуально-развивающего обучения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 94. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/taksonomicheskiypodhodvproe ktirovaniilichnostnoorientirovannogo-intellektualnorazvi vayuschegoobucheniya (дата обращения: 15.04.2015).

Материал поступил в редакцию 01.06.2015 г.

Сведения об авторах: Брагина Галина Михайловна - кандидат педагогических наук,

доцент кафедры технологии документальных коммуникаций Института

информационных и библиотечных технологий,

тел.: (384-2) 35-83-68, e-mail: gal.bragina2013@yandex.ru,

Меркулова Альмира Шевкетовна - кандидат педагогических наук,

доцент кафедры технологии документальных коммуникаций Института

информационных и библиотечных технологий,

тел.: (384-2) 35-83-68, e-mail: a_merkulova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.