Научная статья на тему 'Новыеданныео ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. Xvii В. Из С. -петербургских собраний)'

Новыеданныео ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. Xvii В. Из С. -петербургских собраний) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЕ ПОМЕТЫ / ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОМЕТЫ / ДРЕВНЕРУССКАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ / EARLY MARKS / RELATIVE MARKS / OLD RUSSIAN MUSIC THEORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григорьева Вероника Юрьевна

В статье представлены данные о практике применения в рядовых певческих рукописях киноварных помет раннего этапа, полученные на материале анализа рукописей РНБ. Быстр. № 17 и РНБ. НСРК. Q.14. В данных рукописях содержится чрезвычайно широкий круг помет с различными значениями, причем их совокупный перечень превосходит общее количество помет, зафиксированных в соответствующих музыкально-теоретических руководствах. Наиболее употребительны пометы, обозначающие направление и формы мелодического движения. В соответствии с принципами и спецификой обозначения звуковысотности, а также для различения их со степенными пометами пометы рассматриваемого этапа предлагается обозначать термином «относительные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Data on Early (Relative) Marks (Based on the Material of Ordinary Singing Manuscripts of the First Half of the 17th Century from St. Petersburg Collections)

This paper presents data on early vermilion marks in ordinary singing manuscripts. These data are obtained from the analysis of manuscripts from the Russian National Library, namely РНБ Быстр. № 17 and РНБ НСРК. Q.14. These MSs contain a wide range of such marks with various meanings. Their full list exceeds the total number of marks cited in relevant manuals on musicology. The most frequent are marks which specify the direction and forms of melodic movement. According to principles and specifics of sound pitch designation, and also with the aim of distinguishing them from another type of marks, we offer to refer to the marks in question as to “relative”.

Текст научной работы на тему «Новыеданныео ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. Xvii В. Из С. -петербургских собраний)»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Григорьева Вероника Юрьевна, канд. искусствоведения, доцент кафедры регентования ПСТГУ, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции 115184, Россия, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 2, стр. 5а

vpereleshina@yandex.ru

2017. Вып. 26. С. 76-95

Новые данные о ранних (относительных) пометах (на материале рядовых певческих рукописей 1-й пол. XVII в. из С.-Петербургских собраний)

В статье представлены данные о практике применения в рядовых певческих рукописях киноварных помет раннего этапа, полученные на материале анализа рукописей РНБ. Быстр. № 17 и РНБ. НСРК. Q.14. В данных рукописях содержится чрезвычайно широкий круг помет с различными значениями, причем их совокупный перечень превосходит общее количество помет, зафиксированных в соответствующих музыкально-теоретических руководствах. Наиболее употребительны пометы, обозначающие направление и формы мелодического движения. В соответствии с принципами и спецификой обозначения звуковы-сотности, а также для различения их со степенными пометами пометы рассматриваемого этапа предлагается обозначать термином «относительные».

Этап развития теории помет, предшествовавший становлению теории степенных и обыкновенно называемый «теорией ранних помет», неоднократно привлекал к себе внимание музыковедов1. Тем не менее до сих пор в целом он остается малоизученным. В данной работе остановимся на двух чрезвычайно интересных рукописях, которые находятся в фондах Российской Национальной библиотеки, — Быстр. № 17 и НСРК. р.14. Данные памятники иллюстрируют применение ранних помет в рядовых певческих рукописях, и знакомство с ними позволяет существенно углубить и детализировать имеющееся в науке представление о ранней теории помет.

РНБ. Быстр. № 17

Рукопись РНБ. Быстр. № 17 представляет собой певческий сборник2 формата 8°, содержащий Праздники3, избранные Трезвоны4 и Псалтырь пев-

1 См., например: Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995. 2-е изд.: СПб., 2008; Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004. Рукопись; Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42—76.

2 В библиотечном описании рукопись неверно атрибутирована как «Ирмологий крюковой».

3 Л. 1—136.

4 Л. 137—151.

В. Ю. Григорьева

чую5, а также отдельные песнопения, включенные в рукопись в качестве дополнения6. По филиграням она датируется 30-ми гг. XVII в.7 Ранними пометами последовательно снабжены песнопения Праздников; на отдельных листах рукописи8, кроме ранних, имеются и степенные пометы, проставленные, по-видимому, значительно позднее.

Ряд помет, представленный в Праздниках РНБ. Быстр. № 17, значительно превосходит по составу и разнообразию пометы в других источниках, содержащих ранние пометы: в песнопениях РНБ. Быстр. № 17 выявлена 21 помета. Для того чтобы установить значения данных помет, примеры их употребления в рукописи были сопоставлены с аналогичными фрагментами певческих рукописей, имеющих степенные пометы9. Затем строки песнопений из РНБ. Быстр. № 17 были соотнесены с толкованиями, содержащимися в музыкально-теоретических руководствах, причем помимо руководств по ранней теории помет были привлечены также руководства по теории степенных помет.

Результат проведенного анализа показал, что по своему певческому значению пометы в РНБ. Быстр. № 17 распределяются на шесть различных разрядов:

1) пометы, которые характеризуют расположение певческих знаков в том или ином звуковысотном регистре (области);

2) пометы, которые уточняют направление мелодического движения относительно предыдущего знамени;

3) пометы, которые определяют форму мелодического движения в соответствии с певческим прочтением конкретного певческого знака;

4) пометы, фиксирующие ритмическую сторону напева;

5) пометы, указывающие вокально-исполнительские нюансы прочтения знамен;

6) пометы, маркирующие в композиции песнопений тождественные или близкие мелодические формулы, а также одинаковые интонации.

Пометы двух первых разрядов применяются для описания звуковысотной стороны напева, однако в различных ракурсах. Пометы 1-го разряда прямо характеризуют звуковысотность, хотя и без указания абсолютной высоты, то есть относительно: они указывают на расположение напева в том или ином регистре. Пометы 2-го разряда определяют звуковысотность опосредованно, описывая в совокупности с певческим значением того или иного знамени изменения в мелодической линии: движение выше, ниже существующей высоты или сохраняя ее.

5 Л. 152—177 об.

6 Л. 178—181.

7 Типа Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII века. М., 1980. № 994 (орел) — 1636 г., типа Churchill W. A. Watermarks in paper. Amsterdam, MCMXXXV. № 287 (гербовый щит) — 1633 г.

8 Например, л. 91—95 об.

9 Использовались следующие списки Праздников: наонной редакции РГБ. Ф. 17. № 765; никоновской редакции ГИМ. Синод. певч. собр. № 1244, № 41; поморские Праздники МДА. № 234088, изд. С. П. Пичугина.

Поскольку в ранней теории помет главным принципом фиксации звуко-высотности является указание на развитие мелоса относительно регистров «верха»—«низа», распевов знамен относительно друг друга, а также относительно строки10, то пометы двух названных выше разрядов следует отнести к общей группе звуковысотных. Для более четкой дефиниции специфики данной группы в рамках ранней теории помет, а также для разграничения их с пометами, находящимися в контексте теории степенных помет, ранние зву-ковысотные пометы целесообразно обозначить термином «относительные». Отражая суть главенствующего в теоретическом мышлении эпохи принципа описания звуковысотности, данный термин рядоположен термину «степенные», передающему соответствующий принцип теории степенных помет. Термины же «ранние» и «степенные», которые обыкновенно употребляются в исследовательской литературе для обозначения двух данных классов помет, рядоположными не являются, поскольку характеризуют пометы: первый — с хронологической стороны, а второй — по принципу фиксации звуковысот-ности.

Пометы 3-го, 4-го и 5-го разрядов, детализирующие развитие мелоса с иных сторон, нежели звуковысотные, также можно причислить к одной группе: на значительно более позднем этапе развития теории помет она получила наименование «указательные».

Пометы 6-го разряда образуют отдельную группу композиционных (или особых11) помет.

Свод и классификация помет рукописи РНБ. Быстр. № 17 представлены в Таблице 1. Толкования помет даны на основе руководств по ранней теории помет12, при отсутствии таковых заимствованы из азбук-толкований, а в отдельных случаях из руководств по теории степенных помет. Подобная экстраполяция значений допускается только в тех случаях, когда их тождественность в указанных источниках и рассматриваемой рукописи подтверждается мелодическим контекстом.

Таблица 1

Звуковысотные пометы Указательные пометы Композиционные пометы

регистр направление мелодического движения форма мелодического движения ритмика исполнительские особенности

в — высоко в — выше з — закинути борзо г — гаркни, голкни о — однако

10 См. также: Григорьева В. Ю. Осмысление обиходного звукоряда в древнерусской музыкальной теории // Гимнология. Вып. 7: Материалы международной научной конференции. Май 2014 г. (в печати).

11 Мой рабочий термин. См. также: Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы». Певческие Праздники XVII века. Публикация и исследование памятника. М., 2014. С. 36, 106—113; Она же. Ранняя теория помет... С. 51, 68.

12 Григорьева. Ранняя теория помет. С. 55—56, 66, 68, 70—72.

Звуковысотные пометы Указательные пометы

регистр направление мелодического движения форма мелодического движения ритмика исполнительские особенности Композиционные пометы

вг — гораздно высоко14 п — повыше к — качати А — держи З— завопи V — однако15

м — Р — ло — с — ле —

мрачно равно ломи скоро легко пой

н — ниско — повыше, пониже м — мрачить гласом16 Т — тихо ^ V — ударити

« — откинь17

ы — рыкни

Сравнительно с руководствами по теории относительных помет, новыми в РНБ. Быстр. № 17 являются две пометы: вг и Кроме того, для помет м и » выявлены не зафиксированные в руководствах данного типа значения «мрачить гласом» и «откинь».

Семь помет из рукописи РНБ. Быстр. № 17 совпадают со степенными пометами: это г, н, ., м, п, в и вг, причем по руководствам по ранней теории из них известны шесть — исключая вг. Как показал анализ содержащих их строк песнопений, в рассматриваемом источнике шесть из них (кроме г) имеют звуковысот-ные значения, но не степенные, а относительные.

Помета • может соответствовать практически любой ступени от «высоко» до «ниско». В рукописи РНБ. Быстр. № 17 она применяется для наглядной записи движения напева: в зависимости от его нисходящего или восходящего развития помета располагается над знаком, на уровне знака или внизу его (Пример 1 а, б. Здесь и далее степенные пометы, установленные по другим источникам, надписаны над знаками и пометами анализируемых рукописей).

Пример 1

а)

/л _

-ТГ —П ^ 11 тг ^ ^ у (Т"» *~гт с>

Н * и («—А---А—А--АА1у<у------К—И.--Н--К--К_И--Н--К—Н—К—Н—Н—Н—Н--(А

л. 7

13 Толкование заимствовано из теории степенных помет, например: «Сказание боже-ственнаго пения». РНБ. О.ХШ1.19. Л. 78.

14 Толкование заимствовано из теории степенных помет, например: «Сие уложение». РНБ. О.ХШШ. Л. 68 об.

15 Толкование заимствовано из азбук-толкований, например: РГБ. Ф. 379. № 6. Л. 27 об. — 28.

16 Толкование заимствовано из теории степенных помет, например: горка. РГБ. Ф. 272.

№ 429. Л. II об.

б)

ли/и ыиштв

Л. 88

Также ■ маркирует особый распев стрелы простой, предшествующей кулизме 8-го гласа (Пример 2).

Пример 2

Л. 30 об.

Помета м в нескольких случаях совпадает со ступенью «мрачно», занимающей в напеве промежуточное — не низкое и не верхнее — положение, что дает некоторое основание говорить о приближении ее значения к степенному (Пример 3 а). Однако помета м встречается и при знаках, соответствующих ступени «повыше» (Пример 3 б).

Пример 3

а)

Л. 8 об.

б)

(V V

(|Д_ДО-СТ( ЕС ПрОЦЕ'Ьте

Л. 44

Кроме того, достаточно часто данная помета проставлена в рукописи при знаменах, распев которых содержит нисходящую интонацию, отвечающую азбучной характеристике «мрачить гласом якоже и фотиза»17: при крикеле, статии со змийцей, статии малозакрытой. Верхний звук распева данных знаков при этом соответствует ступеням «мрачно» или «средьним гласом», а помета м указывает форму мелодического движения (Пример 4).

17 Например: РГБ. Ф. 379. № 6. Л. 27 об. - 28.

80

Пример 4

а)

Л. 6

б)

ннзло

Л. 22

Помета п наиболее ярко свидетельствует об относительном, а не степенном характере звуковысотных помет в рукописи РНБ. Быстр. № 17. Она встречается при знаках, соответствующих четырем ступеням: «мрачно», «повыше», «высоко» и «гораздно высоко», при этом все случаи ее употребления объединяет полное соответствие семантике толкования петь «повыше» относительно предшествующего звуковысотного уровня напева (Пример 5 а, б. Слева от фрагментов рукописи выписаны те ступени, на которые помета п приходится в каждом конкретном случае). Пример 5

а)

У*

\,Л и иу^ и (Ь'я 4 н и

к'й ^* * К*9У " V

жнн> (па л^лчу втпт /г* илл у „ ».

'ту

д У

- ил1ЬЧ1Л

нл* пласд!

¡* а €ш л*** неч гпл* у

ч /•> а .

/ 4 - Ч А''

¿г г „ * <* *

Л. 22 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б)

ХЙ/* л / ¿у¿"с

( ПК (

У'*1 V а У?

ИХА'пчкч * или

У/

ГК( т( ЛШлИ (||>(«С/1

Т.' Кк

и али^ьп'

v У .

МК^алшл «I

л» * V ,7'и

¡Нгч №*'>;<"У

^^ЩЗ* г ь

Л ндГ д якл г л

¿у. и М/*

/»«.[пи« нимцгмммаи 17 „ ..Л. .

(.¿«■«-пи ел

* * 1 /*, »1 / г * 1 тс

ГТКИШ'^Л

Л. 32 об.

Помета в чаще всего располагается на уровне ступени «высоко», маркируя наивысшие на конкретном фрагменте песнопения мелодические точки (При-

мер 6 а, б), но может отмечать и повышение звуковысотности, совпадая со ступенью «гораздно высоко» (Пример 5 б, 7-я строка).

Пример 6

а)

Л. 11

б)

Л. 11

Помета вг, которая, как уже отмечалось, не входит в руководства по ранней теории, в рукописи РНБ. Быстр. № 17 соответствует трем ступеням: «высоко» (Пример 7 а), «гораздно высоко» и «повыше» тресветлого согласия (Пример 7 б). Она отмечает мелодические вершины напева в ситуации, когда необходимо обозначить соотношение двух высоких точек напева, находящихся в непосредственной близости друг от друга. Еще одно возможное условие появления пометы вг — особенно высокий подъем мелодии.

Пример 7

а)

б)

Л. 111

Л. 105

Помета н соответствует ступени «ниско» мрачного или простого согласий, однако в контексте рассматриваемой рукописи и за ней следует признать не степенное, а относительное значение: во всех выявленных случаях она находится при знаках, которые маркируют наиболее низкие точки напева и соответствуют или конечной точке мелодического движения напева вниз, или начальной — «изниска» (Пример 8 а, б, 1 а).

Пример 8

а)

Л. 41

Л. 30

Помета г, также совпадающая со степенной пометой «гораздно ниско», выявлена в рассматриваемой рукописи только один раз18, что не позволяет обоснованно судить о ее певческом значении. В Таблицу 1 данная помета внесена с исполнительским толкованием «гаркни, голкни», известным из руководств по ранней теории помет и не противоречащим по своей семантике наличному мелодическому контексту. Очевидно лишь, что помета г не соответствует ступени «гораздно ниско» и не является звуковысотной (Пример 9).

Помещаемая ниже (Пример 10) стихера 8-го гласа «Приде Спасо денесе» (на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) чрезвычайно наглядно иллюстрирует именно относительное значение звуковысотных помет. В ней попевка «накидка» трижды употреблена на одном и том же звуковысотном уровне, свойственном данному гласу, но в каждом случае снабжена различными пометами. Только в одном из них помета в рукописи РНБ. Быстр. № 17 совпадает со степенной пометой в — «высоко», соответствующей звуковысотности маркированного ею знамени.

Пример 10

Пример 9

Л. 133

ПИЙ Ш€Л

П , II Р "I" ш-1 1141 I ■ АП | V ^

ь * * слл иемнс^н

' Т»" ** г

пмала

Л. 87 об.

18 Л. 133.

Не менее яркий пример содержится в цикле, состоящем из трех стихер на хвалитех Воздвижения Креста Господня, распетых на подобен и объединенных общим инципитом «О преславеное чюдо» (Пример 11). Данные песнопения представляют образец распевания по модели, допускающей незначительное варьирование в составе мелодических формул, но не в их звуковысотности, которая обусловлена принадлежностью 8-му гласу. Тем не менее в стихерах различно опо-мечена начальная интонация, а также уже упоминавшаяся попевка «накидка».

Пример 11

Л. 23—24

В начальном мелодическом обороте звуковысотность в двух случаях маркирована с помощью пометы •, расположенной различно по отношению к певче-

скому знамени, а в третьем случае — пометами н и •, прочитывающимися как «ниско» и «повыше». Попевка «накидка» в двух первых стихерах стабильно сопровождается пометой в — «высоко», но в третьей стихере ее заменяет помета п — «повыше».

По сравнению с ранее имевшимися в науке данными, анализ рукописи РНБ. Быстр. № 17 позволяет также уточнить певческие значения ряда помет других групп.

Помета ы, толкуемая в «Сказаниях пометкам» как «рыкни»19, используется

достаточно часто и находится при знаках ¡/Я, Д. Их распев ха-

рактеризуется присутствием исполнительского акцента, а также интонации, определяемой азбуками как «опрокинути подержав» и «подержав потряхни»20. Исходя из этого, можно утверждать, что помета ы обозначает именно эту форму мелодического движения (Пример 12 а, б, в).

Пример 12

а)

б)

л сгисанШАтн с/^цщ

* г

нянштиатн»

Л. 31

Л. 32 об.

в)

Л. 87 об.

Помета д в рукописи РНБ. Быстр. № 17, напротив, применяется крайне редко и прочитывается в ритмическом значении «держи», что соответствует толкованию в «Сказаниях пометкам»21 (Пример 13).

Пример 13

Л. 105

19 РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 173 об.

20 Например: ИРЛИ. Собр. Бражникова. № 1. Л. 1—1 об., 2 об.

21 РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 173.

Помета с также встречается редко; ее значение «скоро», которое зафиксировано в Соловецком Вопросоответнике и «Сказаниях пометкам»22, не вызывает сомнений (Пример 14 а, б). Данная помета принадлежит к разряду ритмических.

Пример 14

а) б)

Л. 61 об.

Л. 90

Помета » не входит в число помет, отраженных в руководствах по ранней теории. При этом выявленные случаи ее использования в рукописи РНБ. Быстр. № 17 позволяют утверждать, что она применена в том же значении, что и позднее в рукописях со степенными пометами, как обозначение нисходящего мелодического движения (Пример 15).

Пример 15

оя шеы

глл

г'

л.

А 1 ч //

тг/*' Н(а~в ецы ш£

( Ш К"Л Л >4> IА л 1< III(П к < I

ЛИаш1гг*хлликныих4 а'влн

Л. 30 об.

Помета з встречается в рассматриваемом источнике в различном мелодическом контексте. При стрелах и она обозначает ход голосом наверх («закинути») и обозначает форму мелодического движения. Но в том случае, когда помета з находится впереди статии светлой с сорочьей ножкой (Пример 16), ее значение явно иное: оно может быть соотнесено с толкованием «завопи» из «Сказаний пометкам»23. Поскольку данное значение характеризует не столько звуковысотную сторону напева, сколько исполнительскую — акцент на выдержанном звуке, то значение «завопи» отнесено в Таблице 1 к исполнительским.

Пример 16

Л. 54

22 РНБ. Солов. собр. № 621/660. Л. 162 об.; РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 173 об.

23 РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 173.

Помета ле применяется достаточно часто, причем наиболее характерно ее сочетание с крюком (Пример 17 а), кроме того, она встречается у статии со змийцей и скамейцы (Пример 17 б). Со знаменем «крюк» (но не только с ним) нередко используется другая помета — у (у) (Пример 17 в, г), что наводит на мысль о противоположном значении двух помет: если вторая из них указывает на акцентное исполнение, то первая, напротив, говорит об отсутствии акцента и пении «легко». Такое значение подтверждается «Сказаниями пометкам»24. Относительно пометы у следует отметить, что, в отличие от теории степенных помет, в рамках ранней теории она является чисто исполнительской и не имеет того ритмического значения (сокращения длительности знака), которое нередко усваивается ей позднее. Пример 17 а)

Л. 31 об. в)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. 125 об.

г)

Л. 12

Л. 30 об.

Помета не вошедшая в руководства по ранней теории помет, но известная в теории степенных25, в рукописи РНБ. Быстр. № 17 применяется как синоним пометы о — «однако» и также маркирует одинаковые мелодические формулы и мотивы (Пример 18).

24 РГБ. Ф. 299. № 212. Л. 173.

25 «Сие уложение», например, РНБ. О.ХУ11.19. Л. 68 об.; «Сказание известно о осмосте-пенных пометах», РГБ. Ф. 379. № 1. С. 43—44.

Пример 18

Л. 18 об.

Кроме того, данный знак применяется в рукописи не в качестве пометы, а как редакторский значок-выноска26 (Пример 19). Он отсылает к помещенному на полях рукописи розводу дробным знаменем тайнозамкненного начертания и в этом значении совпадает со значком зри (сокращенно з)27.

Пример 19

до-^шу-шд в'Ьтрн

Л. 3

Необходимо отметить еще два момента: во-первых, три пометы — в, м и з — имеют в рукописи РНБ. Быстр. № 17 по два различных значения. Поэтому при прочтении как данного, так и аналогичных источников следует иметь в виду все возможные варианты толкований. Во-вторых, пометы, ^ и с, о и \> синонимичны по своей функции, что также нужно учитывать при работе с рукописями.

РНБ. НСРК. Q.14

Рукопись РНБ. НСРК. Q.14 — певческий сборник, по составу значительно превосходящий РНБ. Быстр. № 17: он содержит Ирмосы28, Октай29, Обиход30, Праздники31. Формат рукописи — 4°. В ней имеется вкладная запись, позволяющая определить место ее пребывания: это Богородице-Введенский и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге. Запись раскрывает и имя вкладчика рукописи в монастырскую книжницу — это старец Симон, «в бельцах» — Семен Андреев Горбун. Предлагаемая датировка рукописи 30-ми гг. XVII в. основана на неоднократном упоминании царя Михаила Феодоровича Романова32 (царствование которого пришлось на 1613—1645 гг.), а также на анализе филиграней33.

26 Л. 3.

27 Л. 2, 3.

28 Л. 1—86.

29 Л. 87—168 об.

30 Л. 169—303.

31 Л. 304.

32 Л. 267— 269, 295—295 об.

33Дианова Т. В. Филигрань «Кувшин» XVII в.: Каталог. М., 1989. № 177 — 1631—1633 гг., типа № 678 — 1631 г., № 267 — 1635—1638 гг.

Относительные пометы, современные рукописи, проставлены во всех ее разделах; как и в РНБ. Быстр. № 17, на отдельных листах34 имеются также позднейшие степенные пометы.

Общее количество помет в РНБ. НСРК. Q.14 — 36. Для того чтобы установить их певческие значения, как и в предыдущем случае, фрагменты песнопений, снабженные пометами, были сопоставлены с параллельными местами пометных рукописей35, а также проанализированы в контексте музыкально-теоретических руководств различных типов. По результатам проведенного анализа пометы в РНБ. НСРК. Q.14 классифицируются аналогично РНБ. Быстр. № 17, но часть помет РНБ. НСРК. Q.14 выступает в иных певческих значениях, нежели в РНБ. Быстр. № 17. Значение трех помет — а, ре и — установить пока не удалось (Таблица 2).

Таблица 2

Звуковысотные пометы Указательные пометы Композиционные пометы Пометы с неопределенным значением

регистр направление мелодического движения форма мелодического движения ритмика исполнительские особенности

в — высоко в — выше верти, вер — верти борзо г — гаркни, голкни о, № — однако а

гв, г — гораздно высоко 3 — зри, одинаковая высота дрбо, дро — дробити д — держи ле, л — легко пой ре

м — мрачно неспУ — не спускай з — закинути по — потрясти у - ударити хо

н — ниско о — одинаковая высота Загол — за голубчик ( — скоро

Пов — поверху п — повыше к — качати Т — тихо

Пон — пониже Р — равно ло, л — ломи 1 — отсека37

(вЭ, (В — светло (ни, (Н — снизу № — опрокинь

— повыше, пониже пока, по — покачати

34 Например, л. 131 об.—132, 152, 174, 389 об.—391.

35 Использовались следующие источники: наонной редакции РГБ. Ф. 17. № 765 (Праздники), РГБ. Ф. 144. № 354 (Обиход), ГПНТБ. 0.111.8 (Ирмосы и Октай), МДА. № 231969 (Ирмосы, Октай, Праздники, Обиход), № 231871 (Ирмосы, Октай); никоновской редакции ГИМ. Синод. певч. собр. № 1243 (Обиход), № 1244 (Праздники), № 41 (Праздники), № 728 (Ирмосы), № 219 (Октай); поморские певческие книги изд. С. П. Пичугина (Ирмосы, Октай, Праздники, Обиход), МДА. № 234088 (Праздники), МДА № 235061 (Ирмосы), МДА №234057 (Октай), МДА № 235161 (Обиход).

36 Толкование заимствовано из теории степенных помет, например: РНБ. О.ХУ11.19. Л. 69.

Звуковысотные пометы Указательные пометы Композиционные пометы Пометы с неопределенным значением

регистр направление мелодического движения форма мелодического движения ритмика исполнительские особенности

V — одинаковая высота ^ тр — трясти

ы — рыкни

В РНБ. НСРК. Q.14 содержатся 15 помет, не вошедших в руководства по ранней теории: это гв, пон, пов, V, I, сни, неспУ, пока, верти, тр, дрбо, загол, ^о, ре и а. Еще

три пометы — г, з и по — фигурируют в других значениях, чем отражены в руководствах данного типа.

Как и в РНБ. Быстр. № 17, в РНБ. НСРК. Q.14 со степенными совпадают семь помет, однако в рассматриваемом источнике г относится к звуковысот-ным. Одно из ее значений здесь — «гораздно высоко» (второе значение, «голкни, гаркни», является исполнительским); данная помета соответствует ступеням «гораздно высоко» (Пример 20 а) и «высоко» (Пример 20 б).

Пример 20

а)

б)

^ I» Г/^Ь'- VФ"» » / ЙЙ //* ;

Л. 101

РД30(Ж(А ^

Л. 318 об.

(А-Л-

V——А——Л—

_Л _А—Л_Д_А__

Помета м в рукописи РНБ. НСРК. Q.14 чаще, чем в РНБ. Быстр. № 17 (но не всегда — Пример 21 в), выступает в качестве степенной, соответствуя ступени «мрачно» (Пример 21 а, б). Частота совпадения м со ступенью «мрачно» дает основание говорить о присутствии в рассматриваемом источнике тенденции перехода к следующему этапу развития теории помет — теории степенных, впрочем проявляющейся в масштабе всего памятника лишь спорадически.

Пример 21

а)

Л. 114

б)

Л. 154

в)

Л. 256

На отдельных фрагментах песнопений в качестве степенных могут восприниматься также и другие звуковысотные пометы (Пример 22), однако их соот-

В. Ю. Григорьева. Новые данные о ранних (относительных) пометах...

ветствие той или иной ступени звукоряда в объеме всего памятника не выдерживается.

Пример 22

\-Н Г (-Л I (КН-^О__О_-0-0___0—0___О__О__О___О__О__О__О__0-0--0

Л. 158

Помета •, маркирующая направление мелодического развития, в РНБ. НСРК. Q.14 иногда дополнительно уточняется другими пометами со звуковы-сотным значением (Пример 23 а, б), которые в этих случаях также получают оттенок «степенности».

Пример 23

а)

СБА-А-Д__4_д__тын

Л. 256 об.

б)

рА^А_А-А-—А_Д1у_»у--Н—И—Н---Н---Н—Н---Н—Н—И—Н__Н____СА

Л. 309

Специфика помет, уточняющих формы мелодического движения и ритмику напева, состоит в подробном и разностороннем комментировании развития мелодической линии, вследствие чего пометы приобретают весьма развернутый вид: верти (Пример 24 а), дрбо (Пример 24 б), тр (Пример 24 в), пока, злгол.

Пример 24

а)

б)

в)

Л. 306

Л. 340

ГрИ-^О рА-ДН НА-ШН-^О

Л. 340 об.

Эта особенность объясняет превосходство рукописи РНБ. НСРК. Q.14 по количеству помет не только над аналогичными источниками, но и над общим числом помет в руководствах по ранней теории: употребляющиеся в ней пометы свЭ, св, гв, пон, пов, сни, сн, неспУ, пока, верти, вер, Тр, дрбо, загол, ^о, ре и а в руководствах не отражены.

Интересно также устойчивое сочетание помет т и с — «тихо» и «скоро», которым в РНБ. НСРК. Q.14 передан пунктирный ритм, присущий в отдельных оборотах стреле громосветлой37 (Пример 25 а, б). В других списках данная интонация зафиксирована стрелой крыжевой38.

Пример 25

а)

б)

Л. 340 об.

Помета о (ш), обозначающая в рукописи РНБ. Быстр. № 17 одинаковые мелодические обороты и формулы, в РНБ. НСРК. Q.14, наряду с данным значением (Пример 26 а, б), также маркирует совпадающий звуковысотный уровень отдельных знаков, не входящих в сходные мелодические обороты и зачастую находящихся друг от друга на некотором расстоянии (Пример 27 а, б), причем последнее значение пометы о в рукописи преобладает.

Пример 26

а)

ПО-М~Х'У Е0Г0-Л^П£Н0 К—»-¿1-Й Е(ЗЗД-К0—М-НО

Л. 372

б)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. 168 об.

37 Л. 340 об., 341.

38 Например, РГБ. Ф. 17. № 765. Л. 12, 13, поморские Праздники изд. С. П. Пичугина. Л. 129 об.

Пример 27

а)

б)

Л. 114

Л. 347 об.

Кроме того, в качестве маркера тождественной звуковысотности отдельных знаков помета о имеет в РНБ. НСРК. Q.14 два синонима: V (Пример 28 а) и з (Пример 28 б).

Пример 28

а)

Л. 324

б)

Л. 325

Следует отметить, что на л. 325 (Пример 28 б) помета з вводится в запись в том случае, когда для двух знаков требуется обозначить единый уровень звуковысотности, а помета о уже задействована с аналогичной целью, но на иной высоте.

Как и в случае с рукописью РНБ. Быстр. № 17, в РНБ. НСРК. Q.14 ряд помет — в, г, о, з, по и ю — встречаются в различных певческих значениях. Напротив, близкие или тождественные характеристики напева могут передаваться посредством различных помет-синонимов: это с и пока и к; в и свЭ; о, V и з; по и сочетание тс.

Анализ состава и значений помет в рукописях РНБ. Быстр. № 17 и НСРК. Q.14 в целом подтвердил основные выводы, уже сделанные ранее39 на материале руководств по теории относительных помет: продолжая принципы беспометного знамени, сводящиеся к последовательному (знак за знаком) отображению изменений звуковысотности напева посредством разновидностей певческих знамен (простых, мрачных, светлых, с сорочьей ножкой, с крыжем и т. п.), пометы данного класса дополняют крюковую нотацию разнообразными уточнениями, касающимися звуковысотных регистров (областей), направления и форм мелодического движения, ритмики, певческих особенностей, композиции песнопений. Вместе с тем избранные для исследования рукописи значительно расширяют имеющийся в науке перечень относительных помет: на 17 единиц; для

39 Они подробно изложены в статье: Григорьева. Ранняя теория помет... С. 73—74.

93

пяти помет, известных по руководствам ранней теории помет, выявлены новые певческие значения.

Изучение рукописей РНБ. Быстр. № 17 и НСРК. Q.14 подтвердило, что главенствующее значение в теории относительных помет имеет фиксация направления мелодического движения.

Две избранные для изучения рукописи, созданные практически одновременно, тем не менее иллюстрируют различные этапы развития теории относительных помет. В отличие от рукописи РНБ. Быстр. № 17, в РНБ. НСРК. Q.14 уже намечается тенденция к закреплению помет м, п, в и н за определенными ступенями звукоряда, впоследствии положенная в основу теории степенных помет. Несмотря на то что данная тенденция отмечается лишь в отдельных фрагментах песнопений и не выдерживается в масштабе всего памятника, она придает рукописи характер переходной от одного этапа теории помет к другому.

Ключевые слова: ранние пометы, относительные пометы, древнерусская теория музыки.

Список литературы

Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004. Рукопись. Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42—76.

Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы». Певческие

Праздники XVII века: Публикация и исследование памятника. М., 2014. Григорьева В. Ю. Осмысление обиходного звукоряда в древнерусской музыкальной теории // Гимнология. Вып. 7: Материалы международной научной конференции. Май 2014 г. (в печати).

Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. CM.,

1995. 2-е изд.: СПб., 2008. Дианова Т. В., КостюхинаЛ. М. Водяные знаки рукописей России XVII века. М., 1980. Дианова Т. В. Филигрань «Кувшин» XVII в.: Каталог. М., 1989. Churchill W. A. Watermarks in paper. Amsterdam, MCMXXXV

St. Tikhon's University Review. Grigorieva Veronika,

Series V: Problems of History Candidate of Science in Art Criticism

and Theory of Christian Art. St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

2017. Vol. 26. P. 76-95 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051,

Russian Federation vpereleshina@yandex.ru

New Data on Early (Relative) Marks (Based on the Material of Ordinary Singing Manuscripts of the First Half of the 17th Century from St. Petersburg Collections)

V. Grigorieva

This paper presents data on early vermilion marks in ordinary singing manuscripts. These data are obtained from the analysis of manuscripts from the Russian National Library, namely РНБ Быстр. № 17 and РНБ НСРК. Q.14. These MSs contain a wide range of such marks with various meanings. Their full list exceeds the total number of marks cited in relevant manuals on musicology. The most frequent are marks which specify the direction and forms of melodic movement. According to principles and specifics of sound pitch designation, and also with the aim of distinguishing them from another type of marks, we offer to refer to the marks in question as to "relative".

Keywords: early marks, relative marks, Old Russian music theory.

References

Vorob'yov Е. Е., Rannie pam'yatniki teorii pomet. Rukopis', 2004.

Grigor'yeva V. Y., "Rann'yaya teoriya pomet v drevnerusskih musykal'no-teoreticheskih rukovodstvah", in: Vestnik PSTGU, 2014, V, 15, 42-76.

Grigor'yeva V. Y., Kniga inoka Iosifa Lovzun-skago. Ego znameniya i pomety. Pevcheskie Prazdniki XVII veka. Publikaciya i issledo-vaniepam'yatnika, Moscow, 2014.

Grigor'yeva V. Y., "Osmyslenie obihodnogo zvukor'yada v drevnerusskoj musykal'noj

teorii", in: Materialy mezhdunarodnoj nauch-noj konferencii. Mai 2014 g. (в печати).

Gusejnova Z. M., «Izveshhenie» Aleksandra Mezenca i teoriya muzyki XVII vek, St. Petersburg, 1995, 2008.

Dianova T. V., Kostyuhina L. M., Vodyanye znaki rukopisej Rossii XVII veka, Moscow, 1980.

Dianova T. V., Filigran' «Kuvshin» XVII v.: Katalog, Moscow, 1989.

Churchill W. A., Watermarks in paper, Amsterdam, MCMXXXV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.