Научная статья на тему 'Новые вызовы для городов. Актуальность информационной и имиджевой политики'

Новые вызовы для городов. Актуальность информационной и имиджевой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРОД / РАЗВИТИЕ ГОРОДА / ИМИДЖ ГОРОДА / CITY / DEVELOPMENT OF CITY / IMAGE OF CITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Люлько Александр Николаевич

В статье исследуется новые вызовы для городов, изменения, которые ведут к их росту или упадку, отмечается значение грамотной информационной и имиджевой политики в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells upon current challenges for cities as well as the changes which result in urban growth or decline. Also, it deals with the ways of promoting efficient information and image policy of city development.

Текст научной работы на тему «Новые вызовы для городов. Актуальность информационной и имиджевой политики»

Александр ЛЮЛЬКО

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ ГОРОДОВ. АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКИ

В статье исследуется новые вызовы для городов, изменения, которые ведут к их росту или упадку, отмечается значение грамотной информационной и имиджевой политики в этой сфере.

The article dwells upon current challenges for cities as well as the changes which result in urban growth or decline. Also, it deals with the ways of promoting efficient information and image policy of city development.

Ключевые слова:

город, развитие города, имидж города; city, development of city, image of city.

За последние 20 лет в мире произошли изменения, которые вносят существенные коррективы в определение перспек -тивности развития того или иного города. По данным авто -ритетной международной консалтинговой компании McKinsey, в ближайшие 15 лет почти каждый третий город развитого мира покинет список 600 крупнейших городов мира, на которые прихо -дится 60% глобального ВВП. Список крупнейших городов попол -нится 136 новичками, из них 100 будут китайскими. Что касается России, то в настоящий момент в список топ - 600 входят 13 рос -сийских городов. Однако к 2025 г. по мнению McKinsey, в списке останутся только пять российских городов: Москва, Петербург, Тюмень, Екатеринбург и Красноярск. Список покинут Казань, Пермь, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Уфа и Омск1.

Интересно, что все российские города, которые McKinsey опре -делила как кандидатов на выбытие из топ - списка, это крупные промышленные центры России с миллионным населением, рас -положенные на пересечении транспортных путей, которые очень динамично развивались в течение XX в. Эти города еще каких-то 20 лет назад показывали рекордные темпы роста. Но почему сей -час они замедляют свой рост? Что случилось в мире и в России, что повлияло на их развитие?

Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим, какие в последнее время произошли изменения, оказывающие влияние на развитие городов.

Во первых, изменилась политическая ситуация в стране и мире. Закончилась «холодная война», мир стал более открытым, усили -лась международная кооперация. Если раньше в советское время преимуществом обладали города (иногда закрытые), где располагались предприятия военно - промышленного комплекса и военная наука, то теперь больше возможностей имеют города, включенные в систему международной кооперации и торговли.

Во - вторых, произошли существенные преобразования в обла -сти технологий, которые изменили и экономику, и транспорт, и системы связи. Эти технологии нивелировали многие преимуще -ства крупных городов, которые раньше позволяли им успешно развиваться.

Например, Новосибирск рос и развивался во многом благо -

ЛЮЛЬКО

Александр

Николаевич —

к.физ.-мат.н.,

профессор

Сибирского

института

международных

отношений

ирегионоведения

Alyulko@yandex.ru

1 Новосибирск исключили из списка крупнейших городов планеты. НГС. Новости. 25.03.2011 // http://news.ngs.ru/more/85694/

даря своему удачному местоположению на пересечении крупных железнодорожных, водных и воздушных транспортных путей. К примеру, Новосибирский аэро -порт Толмачево, расположенный при -мерно в середине пути из Европы в Азию, проектировался в расчете на то, что здесь будут дозаправляться топливом самолеты, летящие из Европы в Азию и обратно. Но современным самолетам нет необходимо -сти делать дозаправку, т.к. они имеют эко -номичные двигатели, которые позволяют преодолевать любые расстояния без вся -кой дозаправки. В результате Толмачево превращается пусть в крупный, но все же региональный аэропорт, и он не может реализовать свои межконтинентальные амбиции.

А что будет ждать железную дорогу через 10—20 лет? Опыт США показывает, что с развитием хороших шоссейных дорог автомобильный транспорт успешно вытесняет железнодорожный. Например, бурный рост автомобильных грузопере -возок в США привел к тому, что многие железнодорожные станции и вокзалы стоят бесхозными. Так, огромный желез нодорожный вокзал в Детройте напоми -нает сейчас Дом Павлова в Сталинграде. Он оказался абсолютно ненужным и в результате заброшен. Не сигнал ли это нашим российским городам, развиваю -щимся в прошлом веке во многом благо даря железной дороге?

В третьих, сократился потенциал люд ского ресурса для роста и развития горо дов. Крупные города уже не могут, как раньше, увеличивать свою численность за счет сельской местности. В настоящее время в городах России проживает 74% населения страны1. Для привлечения людей городам требуется конкурировать между собой. Но конкурировать с горо дами отдельно взятому городу гораздо сложнее, чем с сельской местностью. Сейчас, в условиях демократического общества, нет возможности, как раньше, в приказном порядке переселять людей из одной местности в другую. Нужно задействовать рыночные механизмы, применять методы привлечения, а не принуждения. А для привлечения людей

1 Вот какие мы — россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 го -да // Российская газета, федеральный выпуск, 16.12.2011, № 5660(284); Ы1р://^'^^. rg.ru/2011/12/16/stat.html

необходимо создавать лучшие условия, лучшую перспективу, т.е. тратить допол -нительные материальные и интеллекту альные ресурсы.

В четвертых, конкуренция между горо дами за людей и инвестиции вышла за национальные рамки и стала глобальной. Если раньше российским городам при -ходилось конкурировать только с рос сийскими городами, то теперь им все больше приходится соревноваться с дру гими городами мира. Куда уезжают уче -ные и классные специалисты из россий ских городов? Реже — в столицу, в Москву, чаще — в Америку и Западную Европу, в другие развитые страны. Число перее хавших, скажем, в США из новосибир -ского Академгородка настолько велико, что Дни сибирской науки каждый год в начале мая празднуются в Хьюстоне (штат Техас), а 50 -летие Сибирского отделения Российской академии наук отмечалось в Вашингтоне, где на юбилейном торжестве присутствовали не менее 5 000 ученых — выходцев из Новосибирска. По индексу оттока квалифицированных кадров, согласно данным Фонда мира и журнала Foreign Policy, Россия находится между Того и Гондурасом, имея положение чуть -чуть лучшее, чем Таджикистан2.

Что касается финансов, то многие оте чественные бизнесмены предпочитают инвестировать деньги не в России, а за границей. Из России происходит отток финансов за рубеж, причем по нарастаю щей. По данным правительства России, отток капиталов из России составил в 2011 г. около 80 млрд долл.3, что более чем в 2 раза превосходит аналогичный показа -тель 2010 г., когда отток капитала составил 35,3 млрд долл.4

Далее, нужно понимать, что ситуация с глобальной конкуренцией будет только усиливаться в связи с вступлением России в ВТО.

В пятых, это парадоксально, но успешно развивающиеся города сами создают усло -вия, приводящие к их упадку. Процесс хорошо описан во многих книгах и науч

2 Эмиграция квалифицированной рабочей силы // http://www.rate1.com.ua/obshchestvo/uroven-zhizni/1296

3 Отток капитала из РФ в 2011 г. составит 80 млрд долл. // http://www.itar-tass.com/c1/307469. Ыт1

4 Капитал не прекращает бегства // http://www. finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=2l36391

ных трудах1 и происходит приблизительно по такому сценарию. Успешно развиваю -щийся город привлекает новые инвести ции, бизнес, предприятия и новых жите лей. В результате притока новых жителей в городе начинают расти цены на недвижи мость, увеличивается нагрузка на инфраструктуру и социальную сферу, возникают проблемы с экологией, пробками на доро -гах. Приезд большого числа иммигрантов провоцирует конфликт между «старым» и «новым» населением, затем возни -кает переизбыток рабочей силы, вслед за этим растет безработица и преступность. В конце концов в городе изнашивается инфраструктура. Чтобы поддержать ее в должном состоянии, увеличиваются налоги, растет дефицит бюджета, банки ужесточают условия кредита, имидж города портится, и он становится непри влекательным. Из него происходит отток населения и бизнеса.

Особенно наглядно этоможно наблюдать в городах США, где состоятельные люди в массовом порядке переезжают из круп ных городов в более мелкие. Например, некогда процветающий Детройт, мировой центр автомобильной промышленности, где расположены офисы таких компа ний, как «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер», испытывает отток населе -ния и бизнеса. За последние десятилетия население Детройта уменьшилось с 2 млн чел. до 660 тыс. Причем нередко и люди, и промышленные предприятия переезжают в более комфортные тихие и безопасные близлежащие маленькие городки.

В - шестых, у малых городов появилась возможность бросать вызов большим городам. Преимуществами крупных горо дов перед малыми считалось: лучшие и более комфортабельные дома, лучшие дороги, лучшие возможности заняться интересным делом, наукой, найти пер спективную работу, лучшие школы, уни верситеты, больницы. Сейчас по этим и другим показателям малые города могут вполне конкурировать с мегаполисами. В

1 См., напр.: Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. — СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге, 2005, с. 33—48; Джекобс Дж. Экономика городов. — Новосибирск : Культурное наследие, 2008; он же. Города и богатство наций. Принципы экономической жизни. — Новосибирск : Культурное наследие, 2009.

этом смысле у малых городов появляется шанс.

Дома в сельской местности, благодаря современным технологиям, по удобству и комфортности нисколько не уступают домам в мегаполисах. Что касается интел лектуальной деятельности, то сейчас нет нужды жить в крупном городе и иметь рядом крупную библиотеку. Практически любую книгу можно найти в Интернете или заказать. Также можно найти и зака зать любой прибор, практически любую деталь. Можно, например, по Скайпу про -водить видеоконференции, общаясь одно -временно с десятком своих коллег, нахо дящихся в разных частях света. Другими словами, при современных методах связи можно успешно заниматься любимым делом в любом населенном пункте мира, и вовсе не обязательно жить в большом городе.

Не случайно состоятельные люди и интеллектуалы в развитых странах давно уже предпочитают жить и работать не в крупных мегаполисах, а в маленьких уютных городах. Например, крупнейшие университеты Америки — Мичиганский, Принстонский и др. — расположены в небольших городках, а не в крупных мега полисах. Крупные научные центры, входя щие в Кремниевую долину, предпочитают также находиться в маленьких городках, а не в расположенных рядом Лос -Анджелесе или Сан Франциско. Штаб квартиры крупнейших современных корпораций предпочитают также малые города: офис компании «Майкрософт» расположен в г. Редмонде с 53,5 тыс. жителей, Аррк — в г. Купертино с населением 52 тыс. чел.

Что касается промышленности, то современному производству не требу -ются промышленные гиганты с десятками тысяч работающих. Автоматизированные и роботизированные предприятия разме щаются в небольших городах. Например, производство машин компании «Форд» в России налажено на современном заводе, располагающемся в небольшом городе Всеволжске с населением в 60 тыс. Это предприятие производит автомобилей примерно в 2 раза меньше, чем АвтоВАЗ, но зато работающих на нем в 30 раз меньше2.

Огромный завод Scania, являющийся

2 2 200 чел. на заводе компании «Форд» против 72 000 чел. на АвтоВАЗе.

основным поставщиком тяжелых грузо виков на мировой рынок, расположен в небольшом городе Седертелье в Швеции, где живут всего 83 тыс. чел. Местом, где базируются два самых мощных бренда спортивных товаров — Adidas и Puma — стал малоизвестный баварский город Герогенаухрах1.

Государственные органы управления и международные организации также нередко предпочитают располагаться в небольших городах. Например, Совет Европы и Европейский суд по пра вам человека находятся в сравнительно небольшом Страсбурге.

Международные форумы также часто проводятся в удобных малых и комфорт ных городках. Так, самый крупный и известный международный экономиче -ский форум проходит в маленьком швей -царском курортном городке Давосе с насе лением менее 11 тыс. чел.

То же самое происходит и в нашей стране. Для проведения крупнейших политических и экономических форумов все больше используются уютные места вдали от крупных мегаполисов. Ежегодная встреча В. Путина с известными полито -логами мира «Валдайский клуб» прохо -дит не в Москве или Санкт Петербурге, а небольших городках, чуть ли не на при роде. Саммит Россия—Германия в 2006 г. прошел в Томске. Байкальский экономи -ческий форум проходит близ Иркутска. Все большее значение для встреч самого серьезного уровня приобретает курорт ный город Сочи.

Это происходит потому, что на первый план сейчас выходят не размеры города, а такие критерии, как комфорт, безопас -ность, культурная среда, в чем вполне успешно могут соперничать с мегаполи сами малые города.

И наконец, в седьмых, в нашем инфор мационном обществе на развитие горо дов все больше влияние оказывает мир вербальный, построенный на информа -ции, символах и образах. Раньше, в инду стриальную эпоху, города оценивались

1 Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Указ. соч., c. 315.

по числу предприятий, проживающих и занятых на производстве людей. Теперь, в наше информационное постиндустри альное время, стала больше цениться информация. А информация оценива ется в совершенно других показателях. И среди таких показателей важную роль играет узнаваемость города, информация о городе, имидж города, привлекатель -ность города для людей и бизнеса, его бренд. И от того, насколько город умеет успешно работать в области информации и формировать свой привлекательный имидж, зависит успех его развития, успех предприятий, располагающихся на его территории, благосостояние его жителей. Хороший имидж для развития города сей -час не менее важен, чем в прежние вре мена наличие, скажем, железной дороги, аэропорта или крупного промышленного кластера.

Как же городам и регионам реагировать на новые вызовы?

Во первых, нужно научиться применять такие рыночные инструменты конкурен -ции с другими городами, как реклама, маркетинг, умение формировать и про двигать свой привлекательный имидж.

Во - вторых, нужна собственная эффективная рыночная стратегия по продвиже -нию своих конкурентных преимуществ как в глобальном мировом масштабе, так и на местном уровне. Грамотная стратегия способна принести успех любому городу и любому региону вне зависимости от его размера и местоположения. Было бы желание и умение.

В - третьих, нужно изменить критерии эффективной работы руководителей городов и регионов. Если раньше для местных и региональных руководителей было достаточно решать хозяйственные вопросы — строить жилье, ремонтировать дороги, оказывать помощь малоимущим, то сейчас этого мало. Нужно активно зани -маться поиском инвесторов, пропагандой преимуществ своего города и региона как в стране, так и за рубежом. Требуются новые гибкие информационные подходы. Если этого не делать, то город и регион неминуемо ждет замедление роста, отток людей и капиталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.