Научная статья на тему 'Новые возможности изучения русского языка как иностранного в условиях развития студенческой инициативы в техническом вузе'

Новые возможности изучения русского языка как иностранного в условиях развития студенческой инициативы в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / СТУДЕНЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА / RUSSIAN SPEAKING CLUB / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / EXTERNAL MOTIVATION / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / INTERNAL MOTIVATION / STUDENTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Токарева Г.В.

В статье идет речь об использовании преподавателями русского языка Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина эффективных технологий развития творческих инициатив иностранных студентов в целях расширения возможностей изучения русского языка. Обобщается опыт работы студенческого Клуба любителей русского языка с точки зрения его роли в формировании и развитии мотивации к изучению русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW WAYS TO STUDY RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN ONE IN THE CONTEXT OF STUDENTS ACTIVITY DEVELOPMENT IN TECHNICAL UNIVERSITY

The article describes the experience of Russian Language professors of Ivanovo State Power Engineering University. It deals with application of new technologies to develop creative activity of international students to optimize the way of studying Russian Language. The activity of Russian Speaking Club is described. Its role to form and develop motivation of international students to study Russian Language is emphasized.

Текст научной работы на тему «Новые возможности изучения русского языка как иностранного в условиях развития студенческой инициативы в техническом вузе»

УДК 811.161

Ивановский государственный энергетический

университет им. В.И.Ленина

канд. филол. наук, доц. кафедры русского и

французского языков,

Токарева Г. В.

Россия, г. Иваново, тел. 89065104397; e-mail: galina. tokareva@gmail.com

Ivanovo State Power University named after V.I. Lenin

PhD, associate professor of department of Russian and French languages, Tokareva G. V.

Russia, Ivanovo, tel. 89065104397; e-mail: galina. tokareva@gmail. com

Г.В. Токарева

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК ИНОСТРАННОГО В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье идет речь об использовании преподавателями русского языка Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина эффективных технологий развития творческих инициатив иностранных студентов в целях расширения возможностей изучения русского языка. Обобщается опыт работы студенческого Клуба любителей русского языка с точки зрения его роли в формировании и развитии мотивации к изучению русского языка как иностранного.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, студенческая инициатива, Клуб любителей русского языка, мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация.

G.V. Tokareva

NEW WAYS TO STUDY RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN ONE IN THE CONTEXT OF STUDENTS ACTIVITY DEVELOPMENT IN TECHNICAL UNIVERSITY

The article describes the experience of Russian Language professors of Ivanovo State Power Engineering University. It deals with application of new technologies to develop creative activity of international students to optimize the way of studying Russian Language. The activity of Russian Speaking Club is described. Its role to form and develop motivation of international students to study Russian Language is emphasized.

Keywords: Russian as a foreign language, students activity, Russian Speaking Club, motivation, external motivation, internal motivation.

Уровень знания русского языка иностранным студентом определяется в первую очередь его непосредственным контактом с преподавателем во время занятий. Кроме того, важно и то, стремится ли преподаватель задействовать другие возможности, позволяющие создавать обстановку реального общения, естественные, живые речевые ситуации, в которых востребовано непосредственное общение с носителями языка. Наш опыт убеждает: чтобы сохранить и развить мотивацию к изучению русского языка, важно максимально задействовать коммуникативные способности иностранных студентов на начальном этапе его изучения, формируя у них отношение к языку как средству общения. Безусловно, правы те ученые, которые считают, что обучение иностранному языку нельзя понимать как чисто прикладную и узкоспециальную задачу обучения языку специальных текстов. Русский язык должен изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках [1].

© Токарева Г.В., 2014

По нашим наблюдениям, мотивация к изучению русского языка как иностранного значительно возрастает, если перспективы использования языка как средства общения реализуются не только на учебных занятиях, но и во внеурочной деятельности, позволяющей создать условия для формирования как внешней, так и внутренней мотивации к изучению русского языка, причем по индивидуальной траектории развития.

Предыдущий опыт по данной проблематике уже был обобщен нами в ряде статей [2]. В этой статье речь пойдет об опыте преподавателей русского языка Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ) по организации работы студенческого Клуба любителей русского языка.

В 2014 г. иностранные студенты ИГЭУ обратились к преподавателям русского языка как иностранного с просьбой помочь им организовать работу Клуба любителей русского языка (далее - Клуб) в рамках университетского проекта «Студенческая инициатива» [6]. Заметим, что в настоящее время во многих вузах России студенческое самоуправление обретает новый смысл: оно направлено на развитие социально значимой деятельности студенческой молодежи, вовлечение ее в решение социальных проблем общества, воспитание неравнодушия к окружающему миру и окружающим людям. Конечно, самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности студентов. Но быстрее всего это происходит там, где более ярко выражена сфера их интересов. У иностранных студентов на ранних курсах обучения они в первую очередь связаны с изучением русского языка, адаптацией, преодолением языкового и культурного барьера. Поэтому, конечно, чрезвычайно важно, что, участвуя в работе Клуба, они приобретают личный опыт демократических отношений, принятия решений и ответственности за них, совместной и самостоятельной деятельности, но еще более значимо, что благодаря участию в этом проекте повышается их мотивация к изучению русского языка.

В работе Клуба принимают участие российские и иностранные студенты. В этом году он обрел название «Филорусы», была разработана эмблема, сформулирован девиз («Я горжусь тем, что говорю по-русски»). Было разработано и принято «Положение о студенческом клубе любителей русского языка «Филорусы». В документе отмечается, что Клуб объединяет студентов ИГЭУ, выбравших русский язык средством своего общения, и является открытой площадкой для обсуждения актуальных проблем русского языка и межкультурной коммуникации. Цели Клуба определяются следующим образом:

1. Создание условий для практической реализации навыков общения на русском языке, для использования русского языка как средства коммуникации между представителями разных народов и культур.

2. Помощь иностранным студентам в преодолении языкового и культурного барьера, в адаптации их к новым условиям межкультурной коммуникации.

3. Формирование у иностранных студентов потребности в активном использовании русского языка.

4. Развитие общественной инициативы студентов ИГЭУ, формирование у них активной позиции по отношению к проблеме межъязыкового и межкультурного взаимопонимания в многонациональной молодежной среде.

5. Осуществление студентами социально значимой деятельности.

Основное содержание деятельности Клуба - проведение мероприятий, направленных на:

1) развитие интереса к русскому языку, к сравнительному изучению языков и культур разных стран и народов;

2) осуществление диалога и взаимодействия между различными культурами и народами;

3) формирование уважительного отношения к языкам и культурам, представителями которых являются студенты ИГЭУ.

На основании этого Положения были определены приоритеты деятельности, направления работы и структура Клуба.

Цели Клуба, основные направления его деятельности оказались привлекательными как для российских, так и для иностранных студентов.

Российских студентов заинтересовала возможность непосредственной коммуникации с представителями других языков и народов. Ими также руководит желание помочь студентам из ближнего и дальнего зарубежья в адаптации, показать богатство и разнообразие русской жизни, молодежного общения. Иностранных студентов Клуб привлекает перспективами активного расширения сферы использования русского языка в разных ситуациях неформального общения. Кроме того, в работе Клуба могут участвовать иностранные студенты с разным уровнем знания русского языка, так как в многоязыковом клубе всегда есть «свои переводчики» со старших курсов, хорошо ориентирующиеся в условиях студенческой университетской жизни. Клуб позволяет создать условия для активного контакта на русском языке на заседаниях, а также в промежутках между заседаниями: в переписке по электронной почте и мобильном обмене информацией в социальных сетях (прежде всего, «Вконтакте»). В процессе организации и проведения мероприятий Клуба студенты ощущают потребность в адекватном понимании информации на русском языке, соблюдении такого коммуникативного качества речи, как точность.

Постепенно были определены рубрики, отражающие основные направления деятельности Клуба: «Учеба», «Культура», «История жизни выпускников ФИС», «Мы и наш город», «Мир молодых», «Пресс-центр». По каждому направлению были выделены приоритетные проекты, информация о которых была размещена студентом-администратором и модератором проекта «Клуб любителей русского языка» на сайте «Объединенный совет обучающихся» ИГЭУ. Так, по направлению «Учеба» «Филорусы» предложили создать пособие «Я студент ИГЭУ» в помощь иностранным студентам, начинающим изучать русский язык. Иностранные студенты старших курсов сами разработали тематику пособия, словарный минимум и диалоги по каждой теме, исходя из своего личного опыта и реалий студенческой жизни конкретного вуза - ИГЭУ. Сейчас завершается подготовка этого пособия на французском языке, в перспективе - варианты на английском, португальском, арабском. Планируется выставить это пособие на сайте «Объединенный совет обучающихся» ИГЭУ в качестве интерактивного проекта, чтобы каждый участник Клуба смог включиться в его обсуждение, вносить свои дополнения, уточнения. В данный момент студенты совместно продумывают оформление этого пособия.

По направлению «Культура» студентами была запланирована реализация трех проектов, один из которых уже завершен: участие в студенческом конкурсе, посвященном Европейскому дню языков [3]. Четыре команды ИГЭУ представили

европейские языки, которые сегодня изучают студенты нашего вуза: английский, французский, немецкий, русский. Команда иностранных студентов Клуба «Филорусы» подготовила для этого мероприятия презентацию «Русский язык глазами иностранного студента», главным тезисом которой стал девиз Клуба «Я горжусь тем, что говорю по-русски». Студенты разных курсов факультета по подготовке иностранных специалистов (ФИС) также представили сказку «Репка на новый лад», активно участвовали в редактировании текста: предлагали решения, направленные на усиление динамики действия, сокращали текст, исключая трудные для понимания и произношения слова. Также на конкурсе они выступили с авторским музыкальным номером - с танцем «От Волги до Енисея...», хореография которого рождалась благодаря советам иностранцев-старшекурсников, помогающих студентам младших курсов ориентироваться в новом для них пласте лексики, связанной с языком русского танца и костюма.

Второй проект по направлению «Культура» - презентация Клуба, посвященная Международному дню студентов. Мероприятие включает знакомство студентов ИГЭУ с целями Клуба, с его структурой и направлениями деятельности, подведение итогов интернет-конкурса открыток, посвященных этому празднику, телемост со студентами г. Воронежа, выступление иностранного аспиранта ИГЭУ на тему «Какие преимущества мне дало хорошее знание русского языка?», исполнение гимна России на трех языках (русском, французском и английском) студентами Клуба.

Третий проект по направлению «Культура» связан с потребностью иностранных студентов понять Россию и русских людей благодаря возможностям отечественного кинематографа. Участники Клуба размещают лучшие, с их точки зрения, русские фильмы и мультфильмы в социальной сети «Вконтакте», чтобы иностранные студенты смогли их просмотреть, а затем обсудить на заседании Клуба. Для того чтобы отбор фильмов не был случайным, российские участники Клуба (первокурсники факультета информатики и вычислительной техники) провели опрос среди студентов ИГЭУ на тему «Какие бы десять отечественных фильмов вы рекомендовали иностранным студентам, чтобы они лучше поняли Россию и русских людей?» Любопытно, что по результатам этого опроса лидером стала комедия Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Тематика встреч в Клубе по направлению «Мир молодых» определяется интересами большинства участников. Чтобы сформулировать тематику ближайших встреч, было решено за основу взять выбор иностранных студентов. По результатам опроса среди иностранных студентов приоритетными оказались три темы: тема любви, темы «Почему русские меня не понимают?» и «Что я люблю делать больше всего в свободное время?»

При обсуждении первой темы - «Расскажи о своей любви» - иностранные студенты были очень открыты. Возможно, сказалась оторванность от дома, от близких людей. Чувствовалась потребность в теплом, доверительном общении, в расширении своего словарного запаса по теме обсуждения, настолько велико было желание рассказать о своем личном опыте другим, задать вопросы друг другу. Новая лексика непосредственно и активно включалась в практику их речи.

Толчком к проведению встречи на тему «Почему русские меня не понимают?» послужила история иностранного студента первого курса. На заседании Клуба он

рассказал: «Русская девушка помогала мне в учебе. Я сказал ей, что люблю ее. Она рассердилась или обиделась и больше не стала со мной заниматься. Что я сделал не так?» Оказалось, что вопрос «Что я сделал не так, с точки зрения русских людей?» значим для всех иностранных студентов.

На заседаниях Клуба на тему «Что я люблю делать больше всего?» студенты планируют поделиться друг с другом своими музыкальными пристрастиями, творческими замыслами, например, рассказать о своем романе, который уже написан на родном - французском языке.

Следующее направление работы Клуба получило название «Пресс-центр ». В качестве приоритетных задач здесь планируется осуществлять рекламу деятельности Клуба: уже начала работу фотослужба, организовано сотрудничество со студенческим телевидением ИГЭУ по созданию рекламных видеосюжетов, отражающих деятельность студенческого объединения «Филорусы».

Таким образом, основная задача организаторов Клуба видится в том, чтобы поддерживать любую попытку речи на русском языке. При этом мы понимаем, что научить иностранных студентов общаться (устно и письменно), создавать тексты на русском языке, а не только понимать русскую речь - трудная задача, осложненная еще и тем, что общение - это не только вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий общения, знания этикета, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия фоновых знаний и многого другого. Студенческий Клуб дает возможность активно использовать эти составляющие эффективного общения, при этом развивать внешнюю и внутреннюю учебную мотивацию к изучению русского языка.

Как известно, внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Участие в работе Клуба позволяет, на наш взгляд, формировать следующие внешние мотивы:

1. Мотив достижения (стремление занять достойное место в рейтинге активности студентов ИГЭУ).

2. Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя, получить признание и одобрение преподавателей, однокурсников, повысить свой авторитет в преподавательской и студенческой среде, среди своих земляков, которые приглашаются на мероприятия Клуба).

3. Мотив идентификации (стремление студентов быть похожим на успешных студентов-старшекурсников, аспирантов, которые, благодаря хорошему знанию русского языка, имеют преимущества перед другими иностранцами, обучающимися в вузе).

4. Мотив аффилиации (стремление к общению с другими студентами, быть в обществе других людей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми, преодоление одиночества, отчуждённости).

5. Мотив саморазвития (стремление к самоусовершенствованию; деятельность в Клубе рассматривается студентами как средство духовного обогащения и общего развития, о чем свидетельствуют заявленные в Положении цели).

6. Просоциальный мотив (осознание общественного значения своей деятельности в Клубе).

Внутренняя мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Поэтому ее часто называют процессуальной мотивацией. Участие в работе Клуба, на наш взгляд, позволяет создавать такие

условия, благодаря которым развивается внутренняя мотивация к изучению русского языка как иностранного: студентам нравится общаться на русском языке, проявлять свою интеллектуальную и общественную активность, они положительно относятся к различным видам деятельности на этом языке.

Таким образом, такая форма внеурочной работы, как Клуб любителей русского языка, позволяет развивать творческую инициативу иностранных студентов, а также расширять возможности изучения русского языка в условиях неформального общения.

Библиографический список

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово / SLOVO, 2000. 624 с.

2. Токарева Г.В. Изучение мотивации иностранных студентов в процессе преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе // «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан». Сб. материалов международной научно-практической конференции. Т. 3. М.: МАДИ, 2012. С. 109-113.

3. Токарева Г.В. «Я горжусь тем, что говорю по-русски...» / Режим доступа: URL: http://ispu.ru/node/13176.

4. Токарева Г.В., Фалина В.А. Использование эффективных технологий развития творческих инициатив иностранных студентов в целях расширения возможностей изучения русского языка // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». Том 4 (2013). Выпуск 4. С.333-335.

5. Фалина В.А. Я в России: учеб. пособие по лингвострановедению / ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. Ленина». Иваново, 2013. 76 с.

6. Сайт: http://student.ispu.ru/

References

1. Ter-Minasova S.G. Language and cross-cultural communication. M.: Slovo, 2000. 624 p.

2. Tokareva G.V. Studying motivation of international students in the course of «Russian language and Culture of Speech» in technical university // «Russian language teaching in professional discourse» Proceedings of scientific conference. V. 3. Publishing: MADI, 2012. P. 109-113.

3. Tokareva G.V. «I am proud of speaking Russian.» / URL: http://ispu.ru/node/13176.

4. Tokareva G.V., Falina V.A. Introduction of effective technologies of activity development of international students for optimization of Russian language studying // Izvestia of Liberal Art. V.4 (2013). Issue 4. P. 333-335.

5. Falina V.A. I am in Russia: work book on linguistic and cultural studies / FSBEI HPE «Ivanovo State Power University named after V. Lenin». Ivanovo, 2013. 76 p.

4. Website: http://student.ispu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.