Научная статья на тему 'Новые возможности бюджетного регулирования территориального развития на основе использования налогового потенциала'

Новые возможности бюджетного регулирования территориального развития на основе использования налогового потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ПОТЕНЦИАЛ / ДОХОД / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / БЮДЖЕТ / ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьякова Е.Б.

В статье предложена методика оценки влияния различных видов экономической деятельности региона на формирование и реализацию налогового потенциала, основанная на составе кластеров и типологической группировке видов экономической деятельности по удельному весу текущих и просроченных платежей, позволяющая выявить возможности увеличения налогового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые возможности бюджетного регулирования территориального развития на основе использования налогового потенциала»

УДК 336.14 (470)

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Е. Б. ДЬЯКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: dyakova@volsu.ru Волгоградский государственный университет

В статье предложена методика оценки влияния различных видов экономической деятельности региона на формирование и реализацию налогового потенциала, основанная на составе кластеров и типологической группировке видов экономической деятельности по удельному весу текущих и просроченных платежей, позволяющая выявить возможности увеличения налогового потенциала.

Ключевые слова: налог, потенциал, доход, задолженность, бюджет, вид экономической деятельности, регулирование.

Налоговый потенциал является финансовой категорией, характеризующей определенную часть финансово-экономических отношений и, как следствие, неотъемлемым звеном системы межбюджетных отношений, отражающим ее состояние. Формализованная оценка налогового потенциала призвана восполнить пробел в формировании информационно-аналитической базы о влиянии различных факторов на результаты бюджетного процесса. Показатель налогового потенциала используется в России при распределении дотаций. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Эта форма финансовой помощи является традиционной [1]. Показатель налогового потенциала играет весомую роль в бюджетном регулировании,

в частности определении размеров предоставления межбюджетных трансфертов. Его преимущества очевидны, и основное из них — наличие стимула у органов власти к увеличению собственной доходной базы.

Если реально определены налоговые возможности регионов, то тем самым резко уменьшается вероятность субъективного подхода к оценке действительной потребности в финансовой помощи, повышается самостоятельность в использовании своего налогового потенциала, снимаются в какой-то мере противоречия между центром и субъектами, так как устраняется главная причина — несправедливость в распределении дотаций. В настоящее время регион вправе производить ту или иную налоговую политику, а именно менять ставки региональных налогов или нет, льготировать что-либо в рамках имеющихся прав или полностью отказаться от льгот. К тому же это является его собственным выбором, который влияет на доходную часть бюджета. С этой целью и следует использовать налоговый потенциал.

Практически все регионы имеют разный налоговый потенциал. Существующий механизм формирования доходов ставит бюджеты регионов и, следовательно, местные в прямую зависимость от федерального бюджета, так как их объем формируется в основном за счет доходных источников, величина которых определяется видами передаваемых налогов и нормативами отчислений в

соответствующие бюджеты. Такой механизм формирования доходов, подчеркивая зависимость от вышестоящего уровня, ограничивает возможности региональных органов власти по формированию доходной части бюджетов, воздействию на экономические и социальные процессы, их регулированию. Кроме того, расчет объема дотаций регионам осуществляется при непосредственном учете индекса налогового потенциала.

В связи с тем, что между экономикой, финансами и налогами можно установить строгую зависимость, развитие процессов познания экономических, финансовых и связанных с ними денежных отношений является предпосылкой толкования существа налогового потенциала. Воспроизводственные финансовые процессы закладывают фундамент налогового потенциала, определяют его теоретический смысл и формы практического использования [3].

Показатель налогового потенциала традиционно используется в методике распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Методика распределения дотаций не предусматривает доведения индекса бюджетной обеспеченности до единицы в целях стимулирования фискальных усилий региональных органов власти. Поэтому для развития территории важно знать влияние деятельности предприятий различных видов экономической деятельности на формирование и реализацию налогового потенциала региона. По мнению автора, для оценки этого влияния можно использовать процедуры, позволяющие определить вклад различных видов экономической деятельности в формирование налогового потенциала региона. Рассмотрим эту методику на примере Волгоградской области.

На протяжении последних лет в Волгоградской области происходит рост налоговых поступлений, также увеличиваются показатели собираемости налогов. При этом следует отметить, что показатель собираемости, рассчитываемый как отношение поступивших платежей к начисленным, имеет некоторую долю субъективности, тем не менее он косвенно характеризует работу налоговых органов в течение анализируемого периода. Рассмотрим показатели начисления, поступления и собираемости налогов в консолидированный бюджет в Волгоградской области за последние три года (табл. 1).

Следует обратить внимание на высокий показатель собираемости налогов в Волгоградской области. Собираемость более 100 % в консолидированный бюджет, с одной стороны, является

Таблица 1

Показатели начисления, поступления и собираемости налогов в консолидированный бюджет в Волгоградской

области в 2008-2010 гг. 2]

Показатель 2008 2009 2010

Начислено налогов, млн руб. 63 028,7 51 661,6 64 688,4

Темп роста начисленных налогов к предыдущему году, % 121,7 82 125,2

Поступило налогов, млн руб. 79 768,8 68 239,7 80 862,1

Темп роста поступивших налогов к предыдущему году, % 119,7 85,5 118,5

Коэффициент собираемости, % 126,6 132,1 125

результатом улучшения экономической ситуации в регионе, с другой стороны, отражает повышение эффективности работы налоговых органов. Темп роста поступлений налогов опережает темп роста начислений налогов. Это можно объяснить, главным образом, за счет погашения задолженности предыдущих лет и роста переплаты. Но разграничения по периодам погашения задолженности в налоговой практике нет, поэтому можно провести только общий анализ задолженности (табл. 2).

Существует прямая зависимость между показателями налогового и социально-экономического потенциалов региона. Социально-экономический потенциал региона выражается через систему показателей социального и экономического характера. Социальные показатели отражают уровень жизни населения и состояние социальной сферы. В первую очередь это проявляется в показателях уровня доходов, заработной платы, различных пособий и т. п. Показатели состояния медицинского обслуживания, образования, обеспеченности жильем и т. п. отражают социальную сферу региона, от которой зависят состояние и состав имеющихся трудовых ресурсов. Чем выше доходы населения, тем больше они способны заплатить налогов. Чем лучше трудовые ресурсы, тем больше они способны произвести и, следовательно, тем больше налоговый потенциал региона.

Таблица 2

Состояние задолженности и переплаты по налогам и сборам в консолидированный бюджет в Волгоградской области [2]

Показатель Состояние на

01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011

Задолженность по нало- 5 161,7 6 664,9 6 935,9

гам и сборам, млн руб.

Прирост за год, млн руб. -17,1 29,1 4,1

Недоимка, млн руб. 1 500,8 1 724,7 2 828,9

Прирост недоимки за 21,7 14,9 64

год, млн руб.

Доля недоимки в задол- 29,1 25,9 40,8

женности, %

Экономические показатели отражают состояние экономики региона. Это показатели валового регионального продукта, объемов производства, состояния промышленности и т. п. Чем выше экономический потенциал региона, тем больше возможностей у экономики производить продукцию, следовательно, шире налоговая база региона и больше его налоговый потенциал.

В Волгоградской области насчитывается девять видов экономической деятельности, являющихся бюджетообразующими. На них приходится более 60 % всех налоговых поступлений в области (табл. 3). В первую очередь это добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. На втором месте на протяжении последних лет находится производство нефтепродуктов. Эти виды экономической деятельности, главным образом, формируют бюджет региона, поступление от них составляет около 30 % поступлений консолидированного бюджета. Причем эти виды деятельности уверенно занимают первые места на протяжении трех последних лет.

В области существуют виды экономической деятельности, для которых типично наличие задолженности (табл. 4). На их долю приходится около 60 % задолженности региона.

Из анализа данных табл. 3 и 4 видно, что добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа и производство нефтепродуктов, являясь главными бюджетообразующеми видами экономической деятельности, вообще не входят в состав основных должников. При сравнении показателей удельных

Таблица 3

Удельный вес поступлений по видам экономической деятельности в общих поступлениях налогов

по Волгоградской области в 2008-2010 гг., % [2]

Вид экономической деятельности 2008 2009 2010

Добыча сырой нефти и нефтяного 17,2 15,3 16,1

(попутного) газа

Производство нефтепродуктов 13,2 9,1 7,6

Строительство 8,9 8,5 5,1

Производство табачных изделий 4,1 7,2 8,7

Операции с недвижимым имуществом, 6,1 6,1 6,4

аренда и предоставление услуг

Оптовая торговля, включая торговлю 4,4 4,8 4,9

через агентов, кроме торговли авто-

транспортными средствами и мото-

циклами

Деятельность сухопутного транспорта 5 4,3 4,9

Производство прочих неметаллических 5,6 3,6 2,5

минеральных продуктов

Производство и распределение 3,3 5,1 4,7

электроэнергии, газа и воды

Итого... 67,8 64 60,9

Другие виды 32,2 36 39,1

Таблица 4

Удельный вес задолженности по видам экономической деятельности в общей задолженности по Волгоградской области в 2008-2010 гг., % [2]

Вид экономической деятельности 2008 2009 2010

Операции с недвижимым имуществом, 8,2 21,4 22,1

аренда и предоставление услуг

Строительство 10,3 9,7 10

Производство и распределение элект- 5,1 11,8 12,2

роэнергии, газа и воды

Оптовая торговля, включая торговлю 4,5 6,5 6,6

через агентов, кроме торговли авто-

транспортными средствами и мотоцик-

лами

Производство пищевых продуктов, 7,5 3,9 4

включая напитки

Химическое производство 5,1 3,7 3,9

Розничная торговля, кроме торговли 5,3 2,6 2,7

автотранспортными средствами и мо-

тоциклами; ремонт бытовых изделий и

предметов личного пользования

Деятельность сухопутного транспорта 5,5 3,5 1

Итого... 51,5 63,1 62,5

Другие виды 48,5 36,9 37,5

весов видов экономической деятельности в общих поступлениях и общей недоимке в 2010 г. хорошо видно, что все виды экономической деятельности можно условно разбить на две группы:

В первую группу входят виды экономической деятельности, у которых доля платежей больше, чем доля недоимки. Это добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, производство нефтепродуктов, производство табачных изделий, деятельность сухопутного транспорта, производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

Во вторую группу входят виды экономической деятельности, у которых доля платежей меньше, чем доля недоимки. Это остальные виды экономической деятельности.

Вторую группу видов экономической деятельности можно еще подразделить на подгруппы:

- виды экономической деятельности, которые имеют низкую долю платежей и высокую долю недоимки (операции с недвижимым имуществом; аренда и предоставление услуг; строительство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды);

- виды экономической деятельности, у которых доля платежей незначительно ниже доли недоимки (оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; производство пищевых продуктов, включая напитки; химическое производство; розничная

торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования). Таким образом, получились три группы видов экономической деятельности.

Первая группа — виды экономической деятельности, у которых доля платежей больше, чем доля недоимки. Это добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа; производство нефтепродуктов; производство табачных изделий; деятельность сухопутного транспорта; производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

Вторая группа — виды экономической деятельности, которые имеют низкую долю платежей и высокую долю недоимки (операции с недвижимым имуществом; аренда и предоставление услуг; строительство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды).

Третью группу составляют виды экономической деятельности, у которых доля платежей незначительно ниже доли недоимки. Это оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; производство пищевых продуктов, включая напитки; химическое производство; розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.

Подгруппа, включающая виды экономической деятельности, которые имеют низкую долю платежей и высокую долю недоимки, является наиболее проблемной, следовательно, наиболее проблемными видами экономической деятельности, препятствующими полному использованию налогового потенциала Волгоградской области, являются операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Виды экономической деятельности, которые имеют высокий удельный вес в налоговых поступлениях и задолженности по налогам, можно назвать налогозначимыми. Для объективного отражения сложившейся ситуации рассмотрим соотношение их долей поступлений и долей недоимки (соотношение удельных весов текущих и просроченных налоговых платежей) в динамике за три года (табл. 5).

Из-за большого количества данных трудно провести простой сравнительный анализ и классификацию. Поэтому данные по видам экономической деятельности были систематизированы, в результате получилось четыре кластера:

Таблица 5

Соотношение удельных весов текущих и просроченных налоговых платежей налогозначимых видов экономической деятельности Волгоградской области в 2008-2010 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид экономической деятельности 2008 2009 2010

Производство табачных изделий 141,4 3 600 4 350

Производство нефтепродуктов 660 910 760

Добыча сырой нефти и нефтяного 28,7 51 53,7

(попутного) газа

Производство прочих неметалличес- 2,8 5,1 3,6

ких минеральных продуктов

Деятельность сухопутного транспорта 0,9 1,2 4,9

Строительство 0,9 0,9 0,5

Операции с недвижимым имущест- 0,7 0,3 0,3

вом, аренда и предоставление услуг

Оптовая торговля, включая торгов- 1 0,7 0,7

лю через агентов, кроме торговли

автотранспортными средствами и

мотоциклами

Производство и распределение элек- 0,6 0,4 0,4

троэнергии, газа и воды

Производство пищевых продуктов, 0,3 0,7 0,9

включая напитки

Химическое производство 0,5 0,8 0,7

Розничная торговля, кроме торговли 0,5 1,3 1,3

автотранспортными средствами и мо-

тоциклами; ремонт бытовых изделий

и предметов личного пользования

1) производство табачных изделий;

2) производство нефтепродуктов;

3) добыча сырой нефти и нефтяного (попутного)

газа;

4) остальные виды экономической деятельности.

На втором этапе была проведена дополнительная процедура кластеризации четвертой группы видов экономической деятельности, так как показатели этой группы сильно отличаются от показателей первых трех и соответственно процедурой кластерного анализа объединяются в одну группу, но внутри этой группы есть значительные отклонения. Окончательный результат приведен в табл. 6.

Виды экономической деятельности, попавшие в первые три кластера, по своим показателям резко отличаются от других: доля их поступлений всегда в несколько раз выше доли недоимки. Противоположно отличаются показатели видов экономической деятельности восьмого кластера. Реализации налогового потенциала региона мешает наличие задолженности, а особенно недоимки. Налоговые органы ведут постоянную работу по повышению собираемости налоговых платежей. По мнению автора, работа налоговых и других государственных органов должна учитывать, к какому кластеру относятся виды экономической деятельности. В первую очередь надо разбираться с причинами про-

Таблица 6

Состав кластеров налогозначимых видов экономической деятельности Волгоградской области по соотношению удельных весов текущих и просроченных налоговых платежей

Номер кластера Состав кластера Соотношение на

01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011

1 Производство табачных изделий 141,4 3 600 4 350

2 Производство нефтепродуктов 660 910 760

3 Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа 28,7 51 53,7

4 Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 2,8 5,1 3,6

5 Деятельность сухопутного транспорта 0,9 1,2 4,9

6 Строительство 0,9 0,9 0,5

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 1 0,7 0,7

7 Производство пищевых продуктов, включая напитки 0,3 0,7 0,9

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 0,5 1,3 1,3

8 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 0,7 0,3 0,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,6 0,4 0,4

Химическое производство 0,5 0,8 0,7

блемного состояния организаций и предприятий восьмого кластера, а также причинами, по которым происходит ухудшение показателей экономической деятельности шестого кластера.

Для наглядности позиционирование наиболее весомых видов экономической деятельности приведено на рисунке, который представляет собой координатную плоскость, разделенную биссектрисой на две равные зоны. В зоне I располагаются виды экономической деятельности, у которых соотношение удельных весов текущих и просроченных платежей больше единицы, биссектриса — это местонахождение видов экономической деятельности, соотношение которых равно единице, зона II — это виды экономической деятельности с соотношением меньше единицы. Основываясь на анализе данных, представленных в табл. 6 и на рисунке, все виды экономической деятельности можно разделить на три группы с точки зрения влияния на налоговый потенциал и, следовательно, на развитие региона.

В первую группу входят виды экономической деятельности, положительно влияющие на налоговый потенциал Волгоградской области, которые являются бюджетообразующими. Сюда относятся виды экономической деятельности зоны I. Это кластеры 1—5, которые представлены производством табачных изделий, нефтепродуктов, добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, производством прочих неметаллических минеральных продуктов, деятельностью сухопутного транспорта. Хорошее положение предприятий данных видов свидетельствует об эффективности их экономической деятельности в существующих условиях и

положительном влиянии на социально-экономическое развитие Волгоградской области.

Во вторую группу входят виды экономической деятельности двойственного влияния на налоговый потенциал (положительного и отрицательного одновременно). Хотя виды экономической деятельности этой группы в основном находятся в зоне II, они ближе всех располагаются к биссектрисе и их соотношение колеблется вокруг единицы в течение трех лет. Это кластеры 6 и 7, в состав которых входят строительство; оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; производство пищевых продуктов, включая напитки; розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования. Для видов экономической деятельности, входящих в эти кластеры, характерно примерно одинаковое соотношение долей текущих и просроченных налоговых платежей.

В третью группу входят виды экономической деятельности, отрицательно влияющие на налоговый потенциал, формирующие недоимку в регионе. С организациями этих видов экономической деятельности связаны современные проблемы территориального развития Волгоградской области. Эти виды экономической деятельности находятся в зоне II. Это кластер 8, видами экономической деятельности которого являются операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; химическое производство.

На основе проведенного кластерного анализа и типологической группировки видов экономической

Состав кластеров налогозначимых видов экономической деятельности Волгоградской области по соотношению удельных весов текущих и просроченных налоговых платежей: I — зона, в которой располагаются виды экономической деятельности с соотношением удельных весов текущих и просроченных платежей больше единицы; II — зона, в которой располагаются виды экономической деятельности с соотношением удельных весов текущих и просроченных платежей меньше единицы; ПТ (1) — производство табачных изделий (здесь и далее в скобках указаны номера кластеров); ПН (2) — производство нефтепродуктов; ДН (3) — добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа; ПМ (4) — производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

Т(5) — деятельность сухопутного транспорта; С (6) — строительство; ОТ(6) — оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ПП (7) — производство пищевых продуктов, включая напитки; РТ (7) — розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования; Н (8) — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; Э (8) — производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

Х (8) — химическое производство

деятельности региона можно делать выводы об их влиянии на развитие региона, а региональным органам власти — принимать управленческие решения.

Таким образом, показатель налогового потенциала следует использовать не только в рамках межбюджетных отношений (в качестве экономической основы для распределения дотаций), но и в бюджетном регулировании доходов (в качестве одного из индикаторов развития территории, связанного с ее макроэкономическими характеристиками и экономической структурой, и основы для

Список литературы

построения типологических группировок регионов по уровню бюджетных доходов).

Предложенная методика позволяет выявить возможности увеличения налогового потенциала региона. Проведенная оценка и последующий анализ налогового потенциала Волгоградской области показали, что этот индикатор во взаимосвязи с социально-экономическим потенциалом региона может стать основой для принятия решений по направлениям и темпам развития региональной экономики.

1. Перекрестова Л. В. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л. В. Перекрестова, Н. М. Романенко, С. П. Сазонов. М.: Академия, 2010.

2. Федеральная налоговая служба — www.nalog.ru.

3. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.