Научная статья на тему 'Новые условия деятельности учителя начальных классов'

Новые условия деятельности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1554
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / CONDITIONS / ACTIVITIES / EDUCATIONAL STANDARD / ELEMENTARY SCHOOL TEACHER / EFFICIENCY / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков Александр Сергеевич

В статье рассматриваются условия профессиональной деятельности и их влияние на эффективность. Представлена классификация объективных и субъективных компонентов условий деятельности. Автором оцениваются новые условия деятельности учителя начальных классов, влияние на них федеральных образовательных стандартов второго поколения, каким образом новые условия повлияли на деятельность учителей начальных классов, что изменилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поляков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CONDITIONS OF THE ELEMENTARY SCHOOL TEACHER’S ACTIVITIES

The article is concerned with vocational conditions and their influence on the professional efficiency. It presents a classification of objective and subjective components of the occupational activities. The author considers new conditions of the elementary school teacher’s activities, influence of the federal state standards of the second generation on them, and how the new conditions impact the elementary school teacher’s activities.

Текст научной работы на тему «Новые условия деятельности учителя начальных классов»

УДК 159.9 : 371.3 Поляков Александр Сергеевич

ассистент кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета dom-hors@mail.ru

НОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Polyakov Alexander Sergeevich

Teaching Assistant of the Psychology and Philosophy Department, Tver State Technical University dom-hors@mail.ru

NEW CONDITIONS OF THE ELEMENTARY SCHOOL TEACHER’S ACTIVITIES

Аннотация:

В статье рассматриваются условия профессиональной деятельности и их влияние на эффективность. Представлена классификация объективных и субъективных компонентов условий деятельности. Автором оцениваются новые условия деятельности учителя начальных классов, влияние на них федеральных образовательных стандартов второго поколения, каким образом новые условия повлияли на деятельность учителей начальных классов, что изменилось.

Ключевые слова:

условия, деятельность, образовательный стандарт, учитель начальных классов, эффективность, компетенции.

Summary:

The article is concerned with vocational conditions and their influence on the professional efficiency. It presents a classification of objective and subjective components of the occupational activities. The author considers new conditions of the elementary school teacher’s activities, influence of the federal state standards of the second generation on them, and how the new conditions impact the elementary school teacher’s activities.

Keywords:

conditions, activities, educational standard, elementary school teacher, efficiency, competences.

Как уже отмечалось нами ранее, на современном этапе развития российского общества происходит кардинальное изменение различных сфер жизни. Данные изменения коснулись и образовательной сферы. В частности, на сегодняшний день, почти полностью произошел переход начальной школы на новый образовательный стандарт, и этот процесс, в свою очередь, привел к определенной трансформации педагогического процесса в начальной школе.

Сложившаяся ситуация требует от психологии труда рассматривать специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов уже с учетом новых реалий образовательного пространства, поскольку изменения в данной сфере затронули многие компоненты профессиональной сферы учителя начальных классов, в первую очередь, цель деятельности учителя начальных классов, а соответственно, и условия осуществления его профессиональной деятельности.

Образование в современных условиях не может быть простым процессом трансляции и закрепления знаний, оно должно быть направленно на развитие личности. Главным при этом становится не просто направление и содержание развития обучающегося, а конечный результат процесса обучения. Так, целью образовательного процесса в соответствии с государственным стандартом (ГОС) 2004 г. является: «...формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» [1], а в соответствии с федеральным образовательным стандартом (ФГОС) 2009 г. целью является: «.развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» [2].

Анализируя цели образования в данных образовательных стандартах, можно утверждать, что целью деятельности учителя становится не просто передача знаний ученику, а развитие личности обучающегося посредством формирования у него универсальных действий познания.

Новые цели деятельности учителя формируют новые условия осуществления данной деятельности. А как указывает Е.Ю. Пряжникова в своей работе «Психология труда: теория и практика» [3], условия являются важнейшим компонентом трудовой деятельности, от которой, в значительной степени, зависит содержание труда, ее эффективность и удовлетворенность трудом.

Но в описании новых условий деятельности учителя начальных классов существуют определенные сложности. Термин «условия деятельности» в психологии труда трактуется, как правило, вполне однозначно. Во многих словарях термин условия труда трактуются как

«.совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда» [4, с. 121]. Как видно из определения, термин «условия труда» в данном контексте больше подходит для описания профессиональной деятельности типа «человек - техника», так как условия труда раскрываются здесь через факторы производственной среды. Соответственно сложность возникает при описании условий труда в сфере «человек - человек» в связи с тем, что как такового «производства» в данных типах профессий нет.

Например, в НИИ труда описывают основные элементы условий труда, исходя только из внешних факторов: санитарно-гигиенические элементы (чистота, свежий воздух, освещенность помещения и т.д.); психофизиологические - условия, определяющиеся самим процессом труда (сменность, шум, вибрация и т.д.); эстетические (порядок в помещения, цвет стен, комфортность одежды и т.д.); социально-психологические - отношение в коллективе [5]. Данную классификацию достаточно сложно применить при анализе профессий типа «человек - человек», так как она не в полной мере раскрывает элементы условий деятельности и больший упор делает на описание средовых элементов, в то время как для профессий, не связанных с производством, большую роль играют социальные факторы.

При описании факторов, влияющих на условия деятельности, возникают те же затруднения. Выделяют четыре группы факторов: социально-экономические (правовая база, зарплата, контроль со стороны и т.д.); технико-организационные (инструменты, материалы, организация труда и т.д.); естественно-природные (природные и погодные условия, климат и т.д.); хозяйственно-бытовые (микроклимат, режим труда и отдыха, организация питания и т.д.) [6]. В данной классификации также не учитываются психологические факторы, которые играют существенную роль в профессиях типа «человек - человек».

Но независимо от типа профессий, условия труда могут приводить к разнообразным последствиям: психофизиологическим, социально-психологическим и экономическим. Что бы негативные последствия максимально минимизировать, а положительное влияния закрепить, необходимо учитывать все условия деятельности и знать специфику их воздействия на человека [7].

Но остается открытым вопрос, какую схему необходимо применить при описании условий деятельности профессии типа «человек - человек», и, в частности, профессии учителя начальных классов, чтобы она в наибольшей степени раскрывала специфику условий данной профессиональной деятельности.

Взяв за основу определение термина «условия деятельности», которое дается в «Российской социологической энциклопедии» [8], где данное понятие не рассматривается с позиции производства, а берется в широком смысле, мы попытались определить термин «условия деятельности» как значимый элемент профессиональной деятельности, формирующийся под воздействием взаимосвязанных факторов внешней и внутренней среды и влияющий как на субъект деятельности, так и на эффективность трудового процесса. Данное определение позволяет избавиться от ограниченного понимания условий деятельности, и более соответствует современным тенденциям в психологии труда, когда акцент идет не на саму деятельность, а на ее субъект.

Представляется наиболее рациональным взять за основу понятия внешней и внутренней среды, сформулированные Е.А. Климовым, который разделил условия деятельности профессионала на средовые (внешние) и субъективные (внутренние), средовые в свою очередь разделил на предметные и социальные, а субъективные на психические и непсихические. Данную схему автор рассматривает сквозь призму потенциальной возможности профессионала изменять условия к лучшему, и разделил условия на поддающиеся и неподдающиеся изменениям [9]. Данная схема, по нашему мнению, в большей степени применима при описании современных профессий, причем независимо от их типа. Но, с другой стороны, она рассматривает условия достаточно широко, не отражая всю специфику деятельности и оставляя простор для интерпретации. Для более подробного описания условий деятельности мы предприняли попытку детализировать предложенную Е.А. Климовым классификацию, разделив социальные и предметные условия на две и три подкатегории соответственно: социально-экономические, социально-психологические и санитарно-гигиенические, психофизиологические, технические.

Таким образом, обобщая выделенные виды условий, предлагаем следующую обобщенную схему условий деятельности:

Схема 1 - Условия профессиональной деятельности

При рассмотрении данной схемы необходимо учитывать «замечания» Е.А. Климова о том, что каждый элемент в той или иной степени может изменяться. Например, в психологических условиях темперамент изменить невозможно, а вот опыт и умения изменяются в процессе профессиональной деятельности. Также следует учитывать, что субъективные условия влияют только на деятельность, средовые же и на деятельность, и на субъекта деятельности.

Данная схема в наибольшей степени соответствует задачам нашего исследования, позволяет описать новые условия деятельности учителя начальных классов, учитывая специфику и особенность ее осуществления.

Описание новых условий деятельности учителя целесообразно начинать с описания сре-довых условий, так как они в большей степени влияют на условия деятельности и значительно изменились в результате реформы образования.

Основным фактором, спровоцировавшим изменение всех условий профессиональной деятельности учителя начальных классов, является социально-экономический фактор. То есть в первую очередь произошли изменения нормативной базы деятельности учителя. Вместо государственных образовательных стандартов первого поколения, которые являлись переходными, что в них и указано, были разработаны и начали применяться федеральные образовательные стандарты второго поколения, которые завершили переход образовательной системы на ком-петентностную основу.

Как уже отмечалось, одно из главных различий этих двух подходов - это цель обучения. Соответственно, с изменением цели обучения, меняются и социально-экономические условия деятельности учителя начальных классов. Если до введения ФГОСов деятельность учителя более ориентирована была на содержание дисциплин и курса, то после введения новых стандартов условия поменялись, и учитель в современных условиях должен ориентироваться на результат. Например, если в ГОС 2004 г. требования к содержанию обучения предмету включало: цель, минимум содержания по данному предмету и требования знаниям выпускников по данному предмету [10]. От учителя требовалось в рамках различных предметов давать определенный минимум знаний, который ребенок должен усвоить, и, параллельно применяя педагогические навыки, развивать и воспитывать учеников. Причем, как именно проверяется достижение поставленной перед учителем задачи, в стандарте прописано не было, и функция оценки результата обучения полностью возлагалась на учителя. В стандарте 2009 г. условия деятельности уже другие, содержание не прописано, зато подробно расписаны результаты, которые должен получить учитель в конце освоения предмета, а о чем он будет рассказывать в рамках данной дисциплины, учитель и администрация школы решают сами [11]. Но зато прописаны способы проверки достигнутых результатов: промежуточная аттестация и итоговая работа. Причем, к результатам деятельности учителя начальных классов приводятся конкретные требования. Результаты подразделяются на три категории: личностные, метапредметные и пред-

метные, в каждой категории стандарт описывает те результаты, которые должен получить учитель начальных классов в процессе своей деятельности.

Специфика полученных результатов является следующим новым социальноэкономическим условием деятельности учителя начальных классов. В стандарте 2004 г. результат деятельности учителя описывается как минимальный набор знаний, которым он должен обучить учащихся, умения, которые должен сформировать, и навыки, которые должен приобрести ученик. Причем механизм достижения результатов как таковой не прописан, остается на усмотрение учителя, и упор делается на знания. В стандарте 2009 г. под результатом подразумевается формирование конкретных универсальных учебных действий, подразумевается, что ученик к концу каждого этапа школьного обучения должен обладать навыками осуществления конкретных видов деятельности. Это обусловлено тем, что в современных условиях невозможно отразить требования реальности, предъявляемые ученикам, опираясь на традиционно сложившийся в школе подход. Поэтому во ФГОС прописано, что он опирается на системнодеятельностный подход, а образовательный процесс должен строиться по принципу компе-тентностного подхода [12]. Соответственно, учитель начальных классов в новых условиях должен формировать у обучающихся универсальные учебные действия (далее - УУД), и результат его деятельности оценивается по количеству сформированных УУД.

Данный критерий оценки результата деятельности учителя начальных классов способствует появлению еще одного нового социально-экономического условия труда учителей - это новая система оценки эффективности деятельности учителей начальных классов, и, соответственно, схема начисления заработной платы. В ГОС 2004 г. система оплаты труда не была привязана к эффективности, учителя получали зарплату в зависимости от стажа и уровня квалификации, подтверждаемого документально. Критерием же эффективности выступали в основном оценки, которые получали ученики у данного учителя, или, для учителей начальных классов, уровень сфор-мированности основных навыков, например скорость чтения, к концу начальной школы. А в ФГОС такая привязка возникает, причем оценивают эффективность учителя по тем критериям, которые, как считается, направлены на достижение результата деятельности, а именно на формирование универсальных учебных действий у учителя. Иными словами, «эффективный» учитель - это тот, кто набрал больше всего баллов по предложенным критериям и тем самым считается, что он быстрее и лучше формирует у обучающихся УУД. Соответственно чем больше баллов, тем выше эффективность и тем выше зарплата. Например, в Тамбовской области в качестве критериев эффективности учителя выделили пяти пунктов: позитивная динамика учебных достижений обучающихся, коммуникативная культура, организационная культура, методическая работа и инновационная деятельность. При этом если в сумме данные критерии выдаю коэффициент эффективности от 0,35 до 0,75, зарплата остается на прежнем уровне, а при повышении или понижении, соответственно снижается или повышается [13].

Таким образом, в новых социально-экономических условиях учитель начальных классов должен ориентироваться на результат через формирование универсальных учебных действий у обучающихся, при этом стремиться улучшить те показатели эффективности, которые приняты в его школе.

Изменение социально-экономических условий деятельности спровоцировало и изменения в социально-психологических условиях. К социально-психологическим условиям, как уже отмечалось выше, относится отношения с руководством, в коллективе и отношения с обучающимся и классом. Естественно изменение условий начисления зарплаты инициировало изменение отношений между учителями, а также между руководством и учителями. Если в ГОС первого поколения система оплаты труда была понятной, и редко вызывала сомнения у учителей, то в соответствии с новыми правилами произошли изменения, и принципы начисления заработной платы учителям стали непонятны. Это, в свою очередь, спровоцировало контроль за тем, как происходит начисление зарплаты, что не могло не сказаться на взаимоотношениях в коллективе, где чутко чувствуют несправедливость. Также данные изменения повлияли на отношения между руководством и учителями, так как именно руководство школы заполняет бланки с критериями эффективности, что, естественно, способствует несправедливости начисления зарплаты. Таким образом, новая система начисления зарплаты изменила социальнопсихологические условия, но, с одной стороны, в положительную сторону, поскольку учителя понимают, к чему стремиться и как повысить зарплату, а с другой стороны, отношения в коллективе стали менее комфортными.

И еще одно изменение в социально-психологических условиях - это взаимоотношения между учителем и учеником как на уроке, так и вне его. Причем данные изменения спровоцированы не только изменениями социально-экономических условий деятельности учителя, но сменой ценностных ориентаций всего общества и в частности учеников. Как пишет Е.В. Пискунова

в своей статье: «.за последние десять лет ценностные ориентации школьников все больше изменяются в сторону прагматизма, утилитаризма, достижения личного успеха любой ценой; опасность представляют и завышенные ожидания и самооценки школьников» [14, с. 66]. С другой стороны, требования стандарта второго поколения таковы, что необходимо перестраивать взаимоотношения на уроке. Фронтальный тип построения образовательного процесса на уроке, который был прописан в стандартах 2004 г., в современных условиях невозможен, уроки должны строиться на принципе сотрудничества и взаимоуважения, иными словами образовательный процесс должен быть субъект-субъектного типа [15]. Все эти изменения не могли не сказаться на условиях взаимоотношений между учителем и учеником.

Санитарно-гигиенические условия труда не подверглись сильным изменения, требования к данным условиям прописаны в санитарных нормах (САНПиН), иногда они корректируются в соответствии с реальностью. Данные условия не зависят от социальных, политических или других требований, задачу рассмотреть изменения и специфику санитарно-гигиенических условий мы не ставим.

Следующий элемент условий, который подвергся изменениям - это психофизиологические условия, но, в отличие от предыдущих, он подвергся изменениям в незначительной степени. Такие компоненты психофизиологических условий, как ответственность, комфортность, безопасность условий остались на прежнем уровне, и новый стандарт не предъявляет каких-либо требований к данным параметрам. А вот к состоянию учителя во время урока возникли новые требования. Во-первых, учителя начальных классов четко понимают цели и задачи образовательного процесса в общем и урока в частности, осознают, какие универсальные действия они должны сформировать. Во-вторых, как указано выше, учитель должен проводить урок активно, часто меняя вид деятельности и ориентируясь на сотрудничество.

Последний элемент, но не менее важный, в средовых условиях деятельности - это технический. Изменения в социальных условиях деятельности не могло не отразиться на способах и средствах работы учителя начальных классов. Первое изменение, которое необходимо здесь отметить - это принципы организации учебного процесса. В стандартах 2004 г. они не прописаны, а в стандартах 2009 г. появляются требования к индивидуальным образовательным программам. Учителя современной школы должны индивидуально разрабатывать, в соответствии с требованиями ФГОС, программы обучения, в которых должны быть прописаны все спорные моменты и в процессе обучения ориентироваться на них. Еще одно условие, которое изменилось, - это включение в контекст обучения решения жизненно значимых задач. Если, в соответствии с ГОС, ориентация была на учебно-предметное содержание (описать предмет, изучить его), то в ФГОС содержание направленно на обучение решения задач (нахождение фигуры, работа с моделями) [16].

Также в новых стандартах большое внимание удаляется внеурочной работе учителя с учениками. Это обусловлено тем, что некоторые универсальные учебные действия, которые необходимо сформировать у ученика начальной школы, можно формировать только на внеурочных занятиях. Учителю начальных классов необходимо продумать формы и методы внеурочных занятий, то, каким образом они будут развивать личность учеников [17]. В старых стандартах внеурочная деятельность почти не рассматривалась и являлась факультативной и необязательной как для учителя, так и для учеников. И конечно, еще одно изменение в технических условиях - это обязательно использование в процессе обучения информационно-коммуниктивных технологий [18]. Современные реалии таковы, что на первое место выходит техника и информационные технологии, соответственно, учебный процесс, направленный на развитие современного человека, невозможен без использования информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, Интернет и др.). Соответственно, современный учитель обязательно должен использовать данные технологии в своей работе.

Таким образом, мы описали ключевые изменения, которым подверглись средовые условия. Естественно они не могли не повлиять на субъективные или внутренние условия деятельности учителя. Как мы описывали ранее, субъективные условия состоят из двух элементов -это психические и непсихические условия. Непсихические условия в минимальной степени подвержены изменениям. Пол, возраст, телосложение практически не в силах изменить какие-либо внешние воздействия. Здоровье же - это элемент изменяющийся, но он, в данном случае, не зависит от новых условий деятельности, поэтому субъективные непсихические условия, с нашей точки зрения, описывать нет необходимости.

Изменения в социальных и предметных условиях, бесспорно, повлияли на психические элементы субъективных условий. Как минимум, в соответствии с новыми условиями и требованиями, знания, умения, качества учителя начальных классов необходимо оценивать с позиции

компетентностного подход [19]. На первое место при анализе психических условий ставятся не качества учителя, а те компетенции, которыми он владеет.

Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что современные условия деятельности учителя начальных классов претерпели значительные изменения по сравнению с условиями их деятельности несколько лет назад. Современные темпы развития общества предъявляют кардинально другие требования по сравнению с прошлым десятилетием, и чтобы соответствовать этим требованиям были разработаны новые ФГОС, в соответствии с которыми учитель должен реализовывать свою деятельность. Новые условия повлияли как на внешние условия, так и на внутренние. Деятельность учителя в сегодняшней школе реализуется в соответствии с новыми принципами образования: ориентация на результат, компетентностный подход, субъект-субъектные отношения, эффективность деятельности, контекстное обучение.

Описанные нами изменения условий труда учителя начальных классов подтверждают актуальность нашего исследования, так как возникновения новых условий деятельности учителя, безусловно, влияют на эффективность деятельности и изменяют психические условия деятельности учителя начальных классов.

Ссылки:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под общей редакцией И. Сафронова. М., 2011.

3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М., 2005.

4. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика / под ред. Б.А. Душкова. Екатеринбург, 2000.

5. Классификатор факторов, воздействующих на формирование условий труда: Методические рекомендации / НИИ труда. М.,1977.

6. Дубровский Ю.Н. Научная организация труда: учебник для вузов / Ю.Н. Дубровский, М.А. Мельнов, Б.В. Цетлин; под общ. ред. Ю.Н. Дубровского. М., 1974.

7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, И.Е. Ворожейкин; под ред. А.Я. Кибанов. М., 1997.

8. Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. Г.В. Осипова. М., 2000.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под обще редакцией И. Сафронова. М., 2011.

12. Там же.

13. Перова Г.М. Модернизация образования: кадровый аспект // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 264-271.

14. Пискунова Е.В. Профессиональная деятельность современного учителя: новые контексты // Специфика педагогического образования в регионах России. 2010. № 1. С. 66-67.

15. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М., 1993.

16. Сиротюк А.Л. Аналитический материал по вопросам апробации и внедрения ФГОСов второго поколения. Тверь, 2011.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под общей редакцией И. Сафронова. М., 2011.

18. Там же.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Преподаватель в начальных классов» (приказ Минобрнауки от 5.10.2009 №535 / Официальный интернет-портал Министерства образования и науки РФ. URL: 1"|Пр://минобрнауки.рф (дата обращения: 10.10.2012).

References (transliterated):

1. Federal'niy komponent gosudarstvennogo standarta obshchego obrazovaniya. Chast' I. Nachal'noe obshchee obra-zovanie. Osnovnoe obshchee obrazovanie / Ministerstvo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. M., 2004.

2. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya / under general ed. of I. Safronov. M., 2011.

3. Pryazhnikov N.S. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva: manual / N.S. Pryazhnikov, E.Y. Pryazhnikova. M., 2005.

4. Entsiklopedicheskiy slovar': Psikhologiya truda, reklamy, upravleniya, inzhenernaya psikhologiya i ergonomika / ed. by B.A. Dushkov. Ekaterinburg, 2000.

5. Klassifikator faktorov, vozdeystvuyushchikh na formirovanie usloviy truda: Metodicheskie rekomendatsii / NII truda. M.,1977.

6. Dubrovskiy Y.N. Nauchnaya organizatsiya truda: textbook for universities/ Y.N. Dubrovskiy, M.A. Mel'nov, B.V. Tsetlin; under general ed. of Y.N. Dubrovskiy. M., 1974.

7. Kibanov A.Y. Upravlenie personalom organizatsii: textbook / A.Y. Kibanov, I.A. Batkaeva, I.E. Vorozheykin; ed. by A.Y. Kibanov. M., 1997.

8. Entsiklopedicheskiy sotsiologicheskiy slovar' / under general ed. of G.V. Osipov. M., 2000.

9. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov n/D, 1996.

1Q. Federal'niy komponent gosudarstvennogo standarta obshchego obrazovaniya. Chast' I. Nachal'noe obshchee obra-zovanie. Osnovnoe obshchee obrazovanie / Ministerstvo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. M., 2QQ4.

11. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya / under general ed. of I. Safronov. M., 2Q11.

12. Ibid.

13. Perova G.M. Modernizatsiya obrazovaniya: kadroviy aspekt // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2012. № 1. P. 264-271.

14. Piskunova E.V. Professional'naya deyatel'nost' sovremennogo uchitelya: novie konteksty // Spetsifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionakh Rossii. 2010. № 1. P. 66-67.

1б. Markova A.K. Psikhologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya. M., 1993.

16. Sirotyuk A.L. Analiticheskiy material po voprosam aprobatsii i vnedreniya FGOSov vtorogo pokoleniya. Tver', 2011.

17. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya / under general ed. of I. Safronov. M., 2Q11.

1B. Ibid.

19. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti «Prepo-davatel' v nachal'nykh klassov» (prikaz Minobrnauki ot 5.10.2009 №535 / Ofitsial'niy internet-portal Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. URL: http://minobrnauki.rf (date of access: 1Q.1Q. 2Q12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.