Научная статья на тему 'Новые тенденции в русской пунктуации (по данным массмедийного и художественного дискурсов)'

Новые тенденции в русской пунктуации (по данным массмедийного и художественного дискурсов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1561
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУНКТУАЦИЯ / ПАРАГРАФЕМИКА / ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ / АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДИСКУРСИВНЫЕ ЖАНРЫ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / PUNCTUATION / PARAGRAPHEMICS / PUNCTUATION MARKS / ACTIVE PROCESSES / DISCURSIVE GENRES / CLIP MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Широкова Елена Николаевна

На материале художественного и массмедийного дискурсов рассматриваются динамические процессы в области пунктуации, обусловленные клиповым характером мышления современного человека: активизация знаков пунктуации, находящихся на периферии пунктуационной системы; изменения в позиции знака при сохранении традиционных функций, а также частные текстовые функции параграфемных знаков. Показывается роль этих знаков в формировании прототипических признаков массмедийных дискурсивных жанров. Описывается участие знаков пунктуации в объединении разрозненной информации в единое текстовое пространство при сохранении смысловой самостоятельности отдельных фрагментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Tendencies in Russian Punctuation (on the Basis of Mass-Media and Belles-Lettres Discourses)

The dynamic processes in the field of punctuation specified by the clip character of the euhominid’s mentality on the basis of mass-media and belles-lettres discourses are analyzed. It is shown that prototypical characteristics of permanent mass-media columns are determined not only by the typological peculiarities of the discursive genre but also by the column’s heading in relation to the ways of its design including punctuation means, the latter being worked specially for each column. Punctuation marks participating in the design of permanent columns fulfill two functions simultaneously: divide scattered informative fragments which follow each other and unite these informative fragments into interconnected text space recurring in one and the same positions. These facts let us come to the conclusion that punctuation marks possess structural and compositional function which is specified by the clip mentality the essence of which is to unite scattered information into the interconnected text space of a discursive genre while preserving the independence of separate fragments. Besides printing punctuation marks the interpositional (on the border of the predicative parts of the polyfunctional compound sentence) question mark and the ellipsis performing the same function in the belles-lettres discourse the former being the sings of transition between scattered text fragments and consequently represent clip mentality. Thus rapid development of clip mentality determines the changes in the sphere of written text’s design: activation of punctuation marks which are situated on the circumference of punctuation system; ellipsis and questions mark’s new functions; using the marks in the extrinsic position namely pre-positional and interpositional question mark.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в русской пунктуации (по данным массмедийного и художественного дискурсов)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 10 (365). Филология. Искусствоведение. Вып. 95. С. 174-178.

УДК 811.161.1:81'35

ББК81.056+81.2 рус.

Е. Н. Широкова

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ (по данным массмедийного и художественного дискурсов)

На материале художественного и массмедийного дискурсов рассматриваются динамические процессы в области пунктуации, обусловленные клиповым характером мышления современного человека: активизация знаков пунктуации, находящихся на периферии пунктуационной системы; изменения в позиции знака при сохранении традиционных функций, а также частные текстовые функции параграфемных знаков. Показывается роль этих знаков в формировании прототипических признаков массмедийных дискурсивных жанров. Описывается участие знаков пунктуации в объединении разрозненной информации в единое текстовое пространство при сохранении смысловой самостоятельности отдельных фрагментов.

Ключевые слова: пунктуация, параграфемика, знаки препинания, активные процессы, дискурсивные жанры, клиповое мышление.

У многих представителей молодого поколения клиповый характер мышления преобладает над логическим, что напрямую зависит «от способа потребления и анализа поступающей информации» [1. С. 320] и связано с развитием электронной коммуникации, обусловившим появление гипертекстов и увеличение количества креолизованных текстов, которые представляют «особый лингвовизуальный феномен» [2. С. 73]. В настоящее время «клиповость мышления становится нормой» [1. С. 323]. Целью данной статьи является рассмотрение некоторых динамических процессов в области русской пунктуации, детерминированных активизацией клипового мышления у современного человека.

Именно клиповый характер восприятия во многом определяет поиск новых способов оформления письменных текстов, и стратегии современных СМИ «направлены на визуально активное взаимодействие с читателем» [8. С. 29]. В частности, при значительной доле неинформативных заголовков в масс-медиа внимание читателя организуется с помощью специального параграфического оформления постоянных рубрик, что делает их визуально узнаваемыми при беглом просмотре печатных изданий. Прототипические признаки таких текстов определяются не только типологическими чертами определенного дискурсивного жанра, но и заголовком рубрики в сочетании со способами ее оформления, в том числе пунктуационными, которые разрабатываются многими изданиями специально для каждой рубрики.

Причем заголовок рубрики нередко совпадает с названием дискурсивного жанра, например: «СМС-жалобы», «Ответы на вопросы».

В широком понимании к знакам пунктуации относятся типографские - композиционно-пространственные и шрифтовые - средства печатного текста [6. С. 214; 9. С. 66 и др.], которые организуют периферию современной русской пунктуации [9. С. 66] и изучаются филологами в теории текстовой пунктуации [4], в лингвистике текста [2], а также в рамках теории визуализации текста [8. С. 29], невербальной семиотики [10. С. 185]. Мы будем рассматривать такие знаки в аспекте полевой организации системы русской пунктуации в связи с тенденцией к активизации знаков пунктуации, которые традиционно относятся к периферии пунктуационной системы.

Так, некоторые знаки пунктуации, участвующие в оформлении постоянных рубрик, выполняют одновременно две функции: отделяют разрозненные информативные фрагменты, следующие друг за другом, и, повторяясь в одних и тех же позициях, объединяют эти информативные фрагменты в единое текстовое пространство рубрики. В частности, в газете «PROгород» есть постоянная рубрика «СМС-жалобы». Название рубрики располагается на фоне фотографии известного горожанам места. Под заголовком и фотографией в несколько столбцов, выровненных по левому краю, располагаются короткие жалобы горожан, отделенные друг от друга линейками и шрифтовым

выделением одного или двух первых слов каждой жалобы, например: Очень жаль, что никто не следит за ходом часов на площади Горького. Ведь они «убежали» уже на 6 минут! За город обидно!

Во дворе дома № 4 на

улице Политбойцов ужасная

дорога, ее не могут сделать

уже который год. Невозможно

пройти с коляской. Просто безобразие!

^ОГород НН. 2014. 20 сент.) .

Знаки пунктуации (шрифтовое выделение, линейка) в таком случае выполняют особую делимитативно-интегративную функцию -объединяют разрозненную информацию в единое текстовое пространство дискурсивного жанра с сохранением смысловой самостоятельности отдельных фрагментов. Аналогичную функцию выполняют знаки пунктуации и при оформлении дискурсивного жанра «Интервью», который представлен в современных масс-медиа двумя модификациями:

- интервью со свернутой позицией корреспондента;

- интервью с актуализированной позицией корреспондента.

В первом случае интервью, по сути, трансформируется в монолог интервьюируемого, разбитый корреспондентом на микротемы. Позиция корреспондента проявляется в названиях микротем и закрепляется с помощью шрифтового выделения и пробелов. Так, в традиционной рубрике «Мысли на ходу» газеты «PROГород» каждый абзац имеет одинаковое двухчастное строение: расположенное после знака хэштег (#) набранное полужирным шрифтом и выделенное цветом и курсивом название микротемы, за которым следует немаркированная прямая речь интервьюируемого, например:

#Желание выделиться. Желание сделать ретромобиль у нас с братом было с самого детства /.../.

#Бизнес и эмоции. Да, автомобиль получился отнюдь не дешевый. Но мы с братом не собираемся возмещать затраты, сдавая нашу красавицу на свадьбы или праздники. Разве что готовы поучаствовать на каких-либо выставках ^ОГород НН. 2014. 20 сент.).

При этом авторизация инициальных предложений-заголовков как принадлежащих корреспонденту осуществляется на основе вынесенной в позицию концевой сноски стереотипной для данной рубрики фразы: Беседовал(а) (имя, фамилия), фото автора.

Таким образом, происходит активизация знаков пунктуации, находящихся на периферии пунктуационной системы и выполняющих акцентно-выделительную и делимитативно-интегративную текстовые функции.

Во втором случае позиция корреспондента нередко актуализируется не только шрифтовым выделением, но и с помощью препозитивного вопросительного знака, отличающегося от остальных знаков препинания размером и цветом и (или) расположением на цветном фоне, например:

Насколько было сложно донести до властей важность установки культового сооружения в городе? Не сложно, у нас на постах много прогрессивных людей с широкими взглядами. Было получено принципиальное согласие, но на условиях пока не сошлись (Место встречи. Сибирь. 2013. № 11).

При использовании вопросительного знака наблюдается частная тенденция к изменению позиции знака с сохранением его основной смысловой функции маркирования функционального типа предложения. Ср. также употребление препозитивного вопросительного знака в жанре «Ответы на вопросы»:

?- В Нижнем то и дело устанавливают памятники, причем не самые привлекательные.

Могут ли горожане сами установить скульптуру?

- Вам следует обратиться в городской совет депутатов, который рассматривает поступающие от граждан предложения /.../ ^ОГород НН. 2014. 20 сент.).

Особое положение (препозиция), специфическое графическое оформление и дополнительные функции (в ряде случаев вопросительный знак замещает собой вводящее прямую речь предложение или даже название рубрики) сближают такой знак препинания с непунктуационным параграфическим знаком, выполняющим компрессивную функцию.

В художественном дискурсе при сохранении основной структурной (разделительной) и смысловой функции вопросительный знак употребляется в несвойственной ему позиции - на стыке предикативных частей полифункционального сложного предложения, если по

176

Е. Н. Широкова

функции одна предикативная часть вопросительная или вопросительно-повествовательная (риторический вопрос), а следующая за ней предикативная часть повествовательная или побудительная, например:

Вы, дескать, в Столовую Избу? и я с вами (Т. Толстая. Кысь); Злись не злись, а слово поперек Никите Иванычу как скажешь? - как есть он Главный Истопник (Т. Толстая. Кысь); Только сердце прыгало внутри его, как отдельное, живое и несогласное: тебя, может, и убьют, а меня? меня за что? пусть тебя бьют, а меня выпусти!.. (З. Прилепин. Обитель).

На наш взгляд, вопросительный знак в таких случаях выполняет не только интонацион-но-актуализирующую функцию, связанную с передачей особенностей разговорной речи, но и репрезентирует фрагментарность клипового мышления, подчеркивая смысловую самостоятельность предикативных частей и быстрый переход от одного информативного блока к другому. Однако одним из самых приспособленных для этого знаков препинания является многоточие.

В научной литературе многоточие относится к знакам препинания, выполняющим ком-прессионно-компенсирующую, или восполняющую, функцию. Такие знаки сигнализируют о смене пропозиции [4. С. 26-27]. По наблюдению Н. С. Валгиной, «иногда многоточие ставится в начале абзаца, передавая разрыв в повествовании, резкий переход от одной темы к другой. Таким образом намечается пауза, помогающая переключить внимание читающего» [3. С. 270-271]. Поскольку клиповое мышление и соответствующая ему так называемая «мозаичная культура» характеризуются «фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [7], то современный читатель, как правило, уже не нуждается в паузе для переключения внимания. Положительной стороной клипового мышления является большая скорость обработки информации. Поэтому многоточие становится знаком, маркирующим переходы между разрозненными текстовыми фрагментами, знаком, репрезентирующим клиповое мышление. Причем в такой функции многоточие может использоваться на стыке и предложений, и абзацев (в позиции конца или начала абзаца), например:

Неприятные эмоции являются таким же необходимым ингредиентом любой игры, как подъем санок в гору. Удовлетворение, которое испытывает игрок, связано с их преодолением... Как ты думаешь, почему стала возможна Великая Частотная Революция? (В. Пелевин. Бэтман Апполо);

Именно в такие минуты люди зачинают детей - потому что уверены в ждущем их солнечном счастье.

Вот только рождаются эти дети почему-то в феврале .

Мертвая голова Иштар лежала (мне хотелось сказать «восседала», как если бы речь шла о большой жабе) на огромном золотом блюде (В. Пелевин. Бэтман Апполо).

При этом многоточие нередко маркирует переход от одной субъектной сферы, сквозь призму которой ведется повествование, к другой, от прямой речи персонажа к речи повествователя. При отсутствии пунктуационного выделения прямой речи на фоне авторской, что характерно для современной художественной речи, такие переходы оказываются особенно резкими. При этом эффект клиповости восприятия может усиливаться за счет сочетания разных способов введения прямой речи (пунктуационно маркированного и не маркированного), связанных с передачей внешней и внутренней речи [5. С. 16], а также использованием строчной буквы после многоточия в начале абзаца, например:

- Я, милый, знаешь, как чувствую, - тихо, не сходя с места, продолжал шептать владычка, - Соловки - ветхозаветный кит, на котором поселились христиане. И кит этот уходит под воду /.../Не уходи под воду, милый мой, не погружайся во мрак, тут и так все во мраке.

- Уйди, - повторил Артем, чувствуя, что его сейчас вырвет.

"... он всем говорит про доброту, - заводил он себя с припадочной злобой, сжимая изо всех сил зубы. - Каждому лагернику здесь. А любой из них - злая тварь, мечтающая зарыться в свою прогнившую телогрейку и переждать, пока все вокруг передохнут..."

Артем так стоял еще с минуту, потом оглянулся - и, никого не увидев, поймал себя на мысли, что хотел бы застать владычку на том же самом месте - зачем он ушел? Мать бы не ушла! /.../А этот, с бородой, наобещал всего, -а может и не дождаться! Может забыть!

.от долгого переизбытка раздражения -Артема вдруг охватила вялость (З. Прилепин. Обитель).

Таким образом, активизация клипового мышления детерминирует изменения в сфере оформления письменной речи. Использование знаков пунктуации с целью объединения в единое текстовое пространство разрозненных смысловых фрагментов при сохранении их информативной обособленности обусловило активизацию знаков пунктуации, находящихся на периферии пунктуационной системы, появление у знаков пунктуации (многоточия, вопросительного знака, типографских знаков пунктуации) новых частных функций, употребление знаков в несвойственной позиции, в частности, препозитивного и интерпозитивного (на стыке предикативных частей сложного полифункционального предложения) вопросительного знака.

Список литературы

1. Аксенов, Л. Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе / Л. Б. Аксенов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. -№ 10. - С. 320-323.

2. Анисимова, Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) / Е. Е. Анисимова // Вопросы языкознания. - 1992. - № 1. - С. 71-78.

3. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб. пособие / Н. С. Валгина. - М.: Логос, 2001. - 304 с.

4. Кольцова, Л. М. Художественный текст через призму авторской пунктуации : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Л. М. Кольцова. -Воронеж, 2007. - 48 с.

5. Николина, Н. А. Новые тенденции в оформлении чужой речи / Н. А. Николина // Русский язык в школе. - 2013. - № 6. - С. 1317.

6. Реформатский, А. А. О перекодировании и трансформации коммуникативных систем / А. А. Реформатский // Исследования по структурной типологии. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 208-215.

7. Семеновских, Т. В. «Клиповое мышление»

- феномен современности / Т. В. Семеновских // Оптимальные коммуникации (ОК). -URL:http://jarki.m/wpress/2013/02/Ш3208. -Дата обращения: 24.12.2014.

8. Семьян, Т. Ф. Визуальный облик журнала «Сноб» / Т. Ф. Семьян // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Лингвистика. - 2013. - № 1, т. 10. - С. 28-32.

9. Шварцкопф, Б. С.Современная русская пунктуация: система и ее функционирование / Б. С. Шварцкопф. - М.: Наука, 1988. - 192 с.

10. Шубина, Н. Л. Невербальная семиотика печатного текста как область лингвистического знания / Н. Л. Шубина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 97.

- С. 184-192.

Сведения об авторе

Широкова Елена Николаевна - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

shirokelena@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 10 (365). Philology. Arts. Issue 95. Pp. 174-178.

NEW TENDENCIES IN RUSSIAN PUNCTUATION (ON THE BASIS OF MASS-MEDIA

AND BELLES-LETTRES DISCOURSES)

E. N. Shirokova

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. shirokelena@yandex.ru

The dynamic processes in the field of punctuation specified by the clip character of the euhominid's mentality on the basis of mass-media and belles-lettres discourses are analyzed.

It is shown that prototypical characteristics of permanent mass-media columns are determined not only by the typological peculiarities of the discursive genre but also by the column's heading in relation

178

E. H. fflupoKoea

to the ways of its design including punctuation means, the latter being worked specially for each column.

Punctuation marks participating in the design of permanent columns fulfill two functions simultaneously: divide scattered informative fragments which follow each other and unite these informative fragments into interconnected text space recurring in one and the same positions. These facts let us come to the conclusion that punctuation marks possess structural and compositional function which is specified by the clip mentality the essence of which is to unite scattered information into the interconnected text space of a discursive genre while preserving the independence of separate fragments.

Besides printing punctuation marks the interpositional (on the border of the predicative parts of the polyfunctional compound sentence) question mark and the ellipsis performing the same function in the belles-lettres discourse the former being the sings of transition between scattered text fragments and consequently represent clip mentality.

Thus rapid development of clip mentality determines the changes in the sphere of written text's design: activation of punctuation marks which are situated on the circumference of punctuation system; ellipsis and questions mark's new functions; using the marks in the extrinsic position namely pre-posi-tional and interpositional question mark.

Keywords: punctuation, paragraphemics, punctuation marks, active processes, discursive genres, clip mentality.

References

1. Aksenov L.B. Vliyanie klipovogo myshleniya na obrazovatel'nyj process v vuze [The influence of the clip mentality on the educational process in the institute of higher education]. Aktual'nye problemy gumanitarnyx i estestvennyx nauk [Actual problems of natural Sciences and Humanities], 2014, no. 10, pp. 320-323. (In Russ.).

2. Anisimova E.E. Paralingvistika i tekst (k probleme kreolizovannyx i gibridnyx tekstov) [Paralinguistics and text (to the problem of creolized and semi-digital texts)]. Voprosy yazykoznaniya [Questions of Linguistics], 1992, no. 1, pp. 71-78. (In Russ.).

3. Valgina N.S. Aktivnyeprocessy v sovremennom russkomyazyke [Active processes in modern Russian language]. Moscow, 2001. 304 p. (In Russ.).

4. Kol'cova L.M. Hudozhestvennyj tekst cherezprizmu avtorskojpunktuacii: avtoref. dis. ... dokt. filol. nauk [Belles-lettres text through the lenses of the author's punctuation: abstract of the thesis]. Voronezh, 2007. 48 p. (In Russ.).

5. Nikolina N.A. Novye tendencii v oformlenii chuzhoj rechi [New Tendencies in Representing Reported Speech]. Russkijyazykv shkole [Russian language in school], 2013, no 6, pp. 13-17. (In Russ.).

6. Reformatskij A.A. O perekodirovanii i transformacii kommunikativnyx system [About Recoding and Transformation of Communication Systems]. Issledovaniyapo strukturnoj tipologii [Research on structural typology]. Moscow, 1963, pp. 208-215. (In Russ.).

7. Cemenovskix T.V. «Klipovoe myshlenie» - fenomen sovremennosti [Clip Mentality - the Phenomenon of Contemporaneity]. Optimal'nye kommunikacii (OK) [Optimal Communication (OK)]. Available at: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208, accessed 24.12.2014. (In Russ.).

8. Sem'yan T.F. Vizual'nyj oblik zhurnala «Snob» [Visual Appearance of the «Snob» Magazine]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Lingvistika [Bulletin of South Ural State University. Linguistic], 2013, vol. 10, no. 1, pp. 28-32. (In Russ.).

9. Shvarckopf B.S. Sovremennaya russkaya punktuaciya: sistema i ee funkcionirovanie [Modern Russian punctuation: system and its functioning]. Moscow, 1988. 192 p. (In Russ.).

10. Shubina N.L. Neverbal'naya semiotika pechatnogo teksta kak oblast' lingvisticheskogo znaniya [Text's Non-Verbal Semiotics: Field of Linguistic Knowledge]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences], 2009, issue 97, pp. 184-192. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.