Научная статья на тему 'Новые тенденции развития информационно-библиотечной деятельности в системе образования республики Узбекистан'

Новые тенденции развития информационно-библиотечной деятельности в системе образования республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1479
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Д. А.

Представлены приоритетные направления научно-методической деятельности Республиканской научной педагогической библиотекиМинистерства народного образования Узбекистана в сфере инновационного развития сети библиотек ведомства. Особое внимание уделено информационно-ресурсным центрам (ИРЦ), созданным на базе библиотек образовательных учреждений, проблемам повышения квалификации библиотечных работников. Раскрываются пути формирования нового облика современной библиотеки с использованием ИКТ, позволяющие в перспективе создать в сфере образования единую компьютерную сеть, объединяющую инновационные информационно-ресурсные центры и библиотеки общеобразовательных учреждений с целью максимального их соответствия информационной, образовательной, досуговой, культурно-просветительской функциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции развития информационно-библиотечной деятельности в системе образования республики Узбекистан»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №4, 74-78

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

NEW DEVELOPMENT TENDENCIES OF INFORMATION-LIBRARY ACTIVITY IN EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Ганиева Д.А.

Директор РНПБ Министерства народного образования республики Узбекистан, кандидат педагогических наук.

E-mail: rratner@bk.ru

Ganieva D.A.

Director of the State Scientific Pedagogical Library (Ministry of Education of the Republic of Uzbekistan),

Candidate of Science (Education)

Аннотация. Представлены приоритетные направления научно-методической деятельности Республиканской научной педагогической библиотеки Министерства народного образования Узбекистана в сфере инновационного развития сети библиотек ведомства. Особое внимание уделено информационно-ресурсным центрам (ИРЦ), созданным на базе библиотек образовательных учреждений, проблемам повышения квалификации библиотечных работников. Раскрываются пути формирования нового облика современной библиотеки с использованием ИКТ, позволяющие в перспективе создать в сфере образования единую компьютерную сеть, объединяющую инновационные информационно-ресурсные центры и библиотеки общеобразовательных учреждений с целью максимального их соответствия информационной, образовательной, досуговой, культурно-просветительской функциям.

Annotation. Article presented priority directions of scientifically-methodical activity of Republican scientific pedagogical library of the Ministry of national education of Uzbekistan in the field of innovative development of the institutional network of libraries.

The special attention is given to the information-resource centers (IRC), created on the basis of libraries of educational institutions, to the problems of improvement of librarians professional skills. Uncovered ways of formation of new image of modern library with use of Information-communicative technologies, allowing in the long term to create inside an education field an unified computer network integrating the innovative information-resource centers and libraries of educational institutions for the purpose of their maximum conformity of informational, educational, leisure, and cultural-educational functions.

Ключевые слова: инновационное развитие библиотек, образовательные учреждения, Республики Узбекистан, информационно-ресурсные центры системы образования, инновации в обеспечении информацией.

Keywords: Innovative development of libraries, educational institutions, Republic of Uzbekistan, information-resource centers of an education system, innovation in provision with the information.

Происходящие социально-политические и экономические преобразования в республике Узбекистан, вхождение в мировое сообщество, повышение Международного авторитета нашей страны возлагают на сеть библиотек образовательных учреждений, информационно-ресурсных центров системы Министерства народного образования определённые обязанности по содействию развития реформ, путём предоставления читателям оперативной информации.

Республиканская научная педагогическая библиотека Министерства народного образования (далее РНПБ) является информационно-библиографическим, научно-методическим и координа-

ционным центром для библиотечных учреждений ведомства и содействует развитию государственной политики в области библиотечно-информационного обеспечения пользователей педагогических библиотек, учащейся молодежи, студентов, населения.

Приоритетами развития информационно-ресурсных центров, библиотек общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования Республиканской научной педагогической библиотекой определены:

- стимулирование библиотечного дела с активным применением новых информационных технологий, современных методов управления библиотеками, маркетинга и менеджмента;

- создание единой информационной среды, расширение доступа к образовательным и информационным ресурсам;

- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников ведомства, повышение уровня их информационной культуры;

- формирование информационных ресурсов: книжных фондов печатных изданий и электронных фондов цифровых изданий и баз данных.

Важным этапом в решении названных выше задач, а также в процессе развития и совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий в библиотечном деле явилось Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации информационно-библиотечного обеспечения населения республики» от 20 июня 2006 года, которое предопределило кардинальное реформирование библиотечной системы республики, развитие принципиально новых позиций информационно-библиотечной сферы.

В соответствии с Постановлением в системе Министерства народного образования созданы и функционируют 12 областных информационно-ресурсных центров, 200 районных информационноресурсных центров. Их главная миссия - осуществление информационного обслуживания населения на основе новых информационных технологий, содействие систематическому образованию и самообразованию учащихся учебных заведений и населения, а также обеспечение организационнометодического руководства библиотеками подведомственных общеобразовательных учреждений, оказание им методической и практической помощи.

Способствовать процессам развития и модернизации школьных библиотек, обеспечению информационной и научно-методической поддержки учебного процесса школы призваны информационно-ресурсные центры, созданные на базе библиотек общеобразовательных школ. Сегодня одна тысяча школьных информационно-ресурсных центров (ИРЦ), являясь структурой, интегрирующей возможности новых носителей информации в педагогическую и библиотечную работу, обеспечивают комплексный характер информационного обслуживания учащихся и педагогов.

В практику их работы внедрены информационно-коммуникационные технологии с использованием современного компьютерного и аудиовизуального оборудования. Школьные информационноресурсные центры и новые модернизированные поколения библиотек ОУ обеспечивают доступность информации махаллинским сообществам, прилегающим к школам, содействие учителям в гармоничном использовании этих ресурсов в учебном процессе, а также интеграцию ИРЦ в ежедневные занятия школьников. Здесь учащиеся получают широкий доступ к первоисточникам и самостоятельно находят необходимые им знания, факты, информацию, как в печатной, так и в электронной форме.

Современные тенденции формирования книжных фондов ИРЦ и библиотек системы Министерства народного образования требуют максимального их соответствия информационной, образовательной, досуговой, культурно-просветительской функциям. Обеспечить выполнение данных функций при комплектовании книжного фонда методическим центрам помогают технологические процессы его формирования:

- осуществляется изучение состава и использования книжного фонда в целях управления его формированием;

- обеспечивается контроль за комплектованием фонда справочными, научно-популярными, учебно-методическими документами, художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими видами изданий на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

- оказывается содействие в пополнении фонда базами данных и информационными ресурсами сети Интернет.

В настоящее время директора школ совместно с заведующими информационно-ресурсных центров при планировании приобретения необходимой литературы могут воспользоваться сайтом Национальной библиотеки Узбекистана им. А. Навои, где предоставлен электронный каталог, отражающий более 90% издаваемой в Узбекистане и поступающей из-за рубежа литературы, сайтами ZiyoNet и другими источниками удалённого доступа. Данный процесс формирования книжных фондов является инновационным в практике работы информационно-ресурсных центров.

Имея фонды современных носителей информации, ИРЦ главным в своей работе считает формирование информационной культуры личности, что должно обеспечить читателям пополнение библиотечно-библиографических знаний, знаний по культуре чтения, компьютерную грамотность.

Основные задачи, которые стоят перед библиотечными работниками ведомства, - осуществление библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей, максимально полное удовлетворение читательских запросов и потребностей; совершенствование воспитательной работы библиотек школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, координация деятельности информационно-ресурсных центров и библиотек.

Учитывая поставленные задачи, РНПБ в своей деятельности значительное внимание уделяет разработке нормативно-законодательных и инструктивно-методических документов, обеспечивающих управление деятельностью ИРЦ, библиотек подведомственных учреждений и одновременно регулирующих процесс их развития.

За 2009-2010 годы в помощь специалистам ИРЦ, библиотек общеобразовательных учреждений разработаны пособия, в состав которых входят основные руководящие материалы по организации работы ИРЦ, библиотек общеобразовательных учреждений, в том числе «Библиотечно-библиографическая классификация для школьных библиотек», а также документы, отражающие развитие инновационной, маркетинговой деятельности ИРЦ, библиотек общеобразовательных учреждений. Среди них необходимо особо выделить следующие документы: «Содержание и специфика библиотечного маркетинга как основа развития инновационной деятельности ИРЦ», «Информационный и инновационный сервис информационно-ресурсных центров образовательных учреждений», «Библиотечная реклама как форма продвижения библиотечной продукции и услуг», «Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности библиотекарей общеобразовательных учреждений», «Методическое объединение библиотечных работников общеобразовательных учреждений - эффективная форма развития инноваций» и другие.

Подготовленные методические рекомендации публикуются на страницах республиканской прессы, в частности, газет «Маърифат», «Учитель Узбекистана», что даёт основания быть уверенными в том, что специалисты ИРЦ и библиотек общеобразовательных школ своевременно обеспечиваются необходимой информацией.

Развитие системы подготовки и повышения квалификации библиотечных работников ведомства остается неотъемлемой задачей кадрового обеспечения ИРЦ, библиотек образовательного учреждения, поскольку к их профессиональному уровню предъявляются высокие требования. Это должен быть специалист, имеющий профессиональную библиотечную или педагогическую квалификацию; информационно-техническую подготовку; обладающий профессиональной компетентностью, этикой; а также организаторскими, коммуникативными, конструктивными умениями; знаниями в сфере маркетинга.

Учитывая вышесказанное, для 1000 библиотечных работников информационно-ресурсных центров, созданных на базе библиотек общеобразовательных школ, в период с 2008-2009 гг. проведены

поэтапно тренинги по основам маркетинга и менеджмента, методам создания и использования электронных информационных ресурсов в ИРЦ.

Проведение научно-практических конференций, семинаров-практикумов по основам информационного и библиотечного дела; занятий «Школы передового опыта» на базе лучших информационно-ресурсных центров республики; проведение профессиональных смотров-конкурсов, дискуссионных заседаний «Круглого стола»; оказание квалифицированной помощи в организации работы ИРЦ, библиотек общеобразовательных учреждений также являются традиционными формами повышения профессиональной компетенции библиотечных работников системы образования сегодня.

Задачу углубления и расширения профессиональных знаний школьных библиотекарей, освоения ими новых методических приёмов обмена опытом, приобщения к работе творчески работающих на областном, районном и городском уровне методические центры решают путём организации работы постоянно действующего Методического объединения библиотекарей общеобразовательных учреждений.

Основная цель создания объединения - обеспечение высокого качества библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей, непрерывного образования библиотечных специалистов.

Областные, районные, городские информационно-ресурсные центры к организации процесса самообразования библиотекарей обеспечивают системный подход, представляющий собой совокупность инновационных, дополняющих друг друга форм обучения. К ним можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер-классы, «Круглые столы», анализ конкретных ситуаций библиотечной практики, изучение информационно-компьютерных технологий, участие в профессиональных конкурсах, помещение своих разработок на web-сайтах.

В настоящее время в республике идёт процесс формирования нового облика современной библиотеки, что позволит осуществить работу по созданию единой компьютерной сети, объединяющей существующие информационно-ресурсные центры в сфере образования и библиотеки общеобразовательных учреждений.

Исходя из накопленного опыта, следует, что для системы ИРЦ библиотек общеобразовательных учреждений ведомства наиболее эффективным является создание трехуровневой структуры для оперативного обеспечения каждого ИРЦ необходимой научно-образовательной информацией. Цель создания корпоративной трехуровневой сети - повышение эффективности информационного взаимодействия между ИРЦ, сокращение расходов на формирование электронных ресурсов. Республиканская научно-педагогическая библиотека в 2010 году приступила к проведению пилотного проекта по данной проблематике, направленного на апробацию современных библиотечных технологий, опирающихся на использование информационно-коммуникационных технологий.

Реализация пилотного проекта осуществляется поэтапно, по 3-м уровням.

На первом уровне работу осуществляет Республиканская научно-педагогическая библиотека, выполняющая роль центра корпоративной каталогизации (ЦКК) для ИРЦ и обеспечивающая формирование сводного электронного каталога (ЭК) школьных ИРЦ. В ее функции входит работа с ведущими библиотеками Республики, такими, как Национальная библиотека Узбекистана им. А. Навои для взаимообмена электронными библиографическими записями; распространение электронных записей каталога районным, городским ИРЦ по электронной почте или предоставление их на веб-сайте; проверка правильности записей, вводимых каталогизаторами на районном, городском (2-м) уровне; оказание консультационной и методической помощи ИРЦ в освоении и использовании электронного каталога и других баз данных.

Для работы на втором уровне районный, городской ИРЦ заимствует электронные записи и осуществляет их ввод в локальный электронный каталог, формирует и пополняет локальный электронный каталог, осуществляет отправку вводимых ИРЦ новых записей в ЦКК для согласования и редактирования. Он же регулярно обеспечивает школьные ИРЦ района, города электронными запи-

сями и каталогом (по электронной почте или на магнитных носителях - флешка, CD и др.), проводит консультации, оказывает методическую помощь школьным ИРЦ (3-го уровня) в освоении и использовании электронного каталога и других баз данных.

Для работы на третьем уровне задействованы ИРЦ, созданные на базе библиотек общеобразовательных школ. Их деятельность выражается в получении электронных записей от ИРЦ второго уровня, формировании (пополнении) локального электронного каталога ИРЦ, оказании информационных библиотечных услуг.

Реализация сети позволяет:

- существенно сократить расходы на создание электронных каталогов и трудоемкость каталогизации изданий путем использования готовых записей сводного каталога,

- эффективно формировать национальные информационные ресурсы (электронные каталоги, базы данных, базы электронных учебников и т.д.),

- оперативно распространять, обеспечивать школьные ИРЦ необходимой информацией и предоставлять им возможность для формирования собственных локальных электронных каталогов. Каждый ИРЦ - участник сети будет иметь возможность доступа к информационно-библиотечным ресурсам других ИРЦ и эффективного обмена информационными фондами и ресурсами.

Полученные результаты: автоматизация библиотечных процессов информационно-ресурсных центров, полное и оперативное информационно-библиографическое обслуживание пользователей ИРЦ в соответствии с их информационными запросами на основе широкого доступа к фондам через систему справочно-поискового аппарата информационно-ресурсного центра; сбор, накопление, систематизация информационных средств, компьютерная каталогизация и обработка средств информации; формирование электронного каталога книг и других информационных источников, улучшение профессиональных навыков библиотечных работников, посредством проведения тренингов - имеют особую важность для повышения качества образования.

Совершенствование деятельности информационно-ресурсных центров образовательных учреждений, развивающих процесс получения знаний, обеспечивающих комплексный характер информационного обслуживания пользователей, является приоритетным направлением в нашей республике.

Список литературы:

1. Ганиева Д.А. Развитие школьных библиотек Узбекистана в условиях создания информационно-ресурсных центров [Текст] // Моделированиебиблиотечно-информационного обеспечения общеобразовательных учреждений: сб. материалов. - М.,2009.-С.109-110; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibl-svstema.narod.ru/tekst14.html

2. Ганиева Д.А. Таълим максадларини амалга оширишда ахборот-ресурс марказларининг роли.-Т.: Алишер Навоий номидаги Узбекистон Миллий кутубхонаси нашриёти, 2009.-332 б.

3. Ганиева Д.А. Ахборот-ресурс марказлари унда янги лойиха ва тажрибалар умумлаштирилади // Маърифат. -2011.-№12.-С.10

4. Ганиева Д.А. Ахборот-ресурс марказининг ташкилий ва методик фаолияти кандай олиб борилади. Услубий тавсиялар // Таълим менеджменти.-2007.-№5.-С.37-43

5. Ганиева Д.А. Китоб ва кутубхона // Маърифат.-2006.-18 октября.-С.11

6. Ганиева Д.А. Болаларнинг китоб укишига педагогик рахбарлик килиш // Халк таълими.-2005.-№5.-С.109-112

7. Ганиева Д.А. Республика умумий урта таълим мактаблари кутубхоналарида пуллик хизмати жорий этиш имкони-ятлари хакида // Маърифат.-2004.-11 февраля.-С.9-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.