Научная статья на тему 'НОВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ (Обзор)'

НОВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1886
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Михайлова К. Н.

Дается анализ использования новых социологических методов в библиотечной науке и практике. Это методы обработки данных: опроса с помощью компьютерных технологий (CAPI, CASIIP, CATI, CSAQ), методы фокус-групп и репертуарных решеток, индекс интегрального социального самочувствия, методы «весы» и «сито». И методы анализа информации: черно-белый анализ переменных, позиционный и репутационный анализ переменных, а также методики И.В. Бестужева-Лады и Л. Ньюмона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ (Обзор)»

Методология НИР :

УДК 02 : 316+316.7 ББК 78.30в7+60.56

НОВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ

(Обзор)

© К.Н. Михайлова, 2007

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Дается анализ использования новых социологических методов в библиотечной науке и практике. Это методы обработки данных: опроса с помощью компьютерных технологий (САР1, СА8ПР, САТ1, С8Ар), методы фокус-групп и репертуарных решеток, индекс интегрального социального самочувствия, методы «весы» и «сито». И методы анализа информации: черно-белый анализ переменных, позиционный и репутационный анализ переменных, а также методики И.В. Бестужева-Лады и Л. Ньюмона.

Ключевые слова: социологические методы, библиотечная практика.

Развитие и совершенствование методов - одна из наиболее важных проблем в любой отрасли знания. Одним из способов совершенствования методического аппарата науки является заимствование методов из других наук. Для решения проблем социологии чтения очень часто используют методы социологии. Этот обзор посвящен новым социологическим методам исследования и возможностям их применения в библиотечной практике на основе анализа литературы за 1997-2000 гг.

Начать разговор о новых социологических методах следует с проблемы внедрения компьютерных технологий в исследовательский процесс, которое имеет положительные и отрицательные стороны, о которых пишет И.А. Бутенко [1]. Несмотря на все плюсы, в России методы с использованием высоких технологий только входят в практику, что объясняется финансовой проблемой. И.А. Бутенко называет четыре метода опроса с помощью компьютерных технологий (САРІ, САБІІР, САТІ, СSAQ). Они могут использоваться в любых исследованиях библиотечной практики вместо традиционных способов опроса, например для изучения читательского спроса, выяснения приоритетных отраслей знания, комплектования фондов.

Все чаще используется в исследованиях метод фокус-групп, который нередко называют методом глубинного интервьюирования. Его отличие от массового опроса - возможность выйти на более глубинный уровень оценок и мотивов поведения респондентов. Метод фокус-групп - это тщательно спланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений в определенной области в непринужден-

ной обстановке [2]. О.В. Иванникова в своей статье [3] предлагает использовать данный метод для диагностики имиджа политиков, выявления мотивов выбора кандидатов. На мой взгляд, метод фокус-групп можно применять в библиотечных исследованиях для изучения имиджа библиотеки: выяснять, как можно привлечь больше читателей, почему они предпочитают одну библиотеку другой, что им нравится в обслуживании, а что - нет, какие требования предъявляют пользователи к библиотекарю.

Как альтернативу анкетному опросу можно рассматривать метод репертуарных решеток, которому посвящено достаточно много статей в социологических журналах. Метод появился в 50-х гг. прошлого века, но в России он только начинает использоваться. Суть метода заключается в следующем: испытуемый шкалирует ряд объектов по определенным изменениям; на основании данных полученной решетки можно проводить анализ взаимоотношений между объектами в восприятии индивида, получить информацию о сходстве и различии между ними, выделить классы. М.И. Тара-рухина и М.В. Ионцева [4] применяли этот метод при отборе школьников, наиболее способных к банковскому бизнесу, и при исследовании рынка кинопроката, что позволило сделать прогноз о его будущем. Более подробно этот метод описан в статье Ю.Н. Толстовой [5]. О необходимости переноса метода репертуарных решеток в библиотечную практику говорит В. С. Крейденко в своей статье [6]. Возможности метода очень широки, например, его можно применить при профессиональном отборе библиотекарей; при изучении читательского спро-

са, для выяснения, насколько точно и полно удовлетворяются запросы читателей.

Иной метод опроса предлагает Е.И. Голова-ха [7] - ИИСС (индекс интегрального социального самочувствия), который представляет собой опросник в двух модификациях: полный состоит из 44 вопросов (для углубленных исследований социального самочувствия) и краткий (для мониторинговых, сравнительных и оперативных исследований). Метод позволяет измерить уровень социального самочувствия населения в современных условиях и оценить эффективность социальной политики с точки зрения ее влияния на социально-психологическую атмосферу и массовое настроение.

Интересны две методики опроса, предложенные Д.Г. Ротманом [8] для изучения предвыборной ситуации. Это методы «весы» и «сито». В первом случае рейтинговый ряд строится на основе разности отношений. Вторая методика более точна: с ее помощью устанавливается отношение к каждому из политических деятелей посредством целого набора вопросов, что позволяет избежать возможности случайного выбора респондентов. Выясняется степень узнаваемости лидера, уровень его авторитетности, оценка конкретных действий в данный момент и др. Этот метод может быть адаптирован и к библиотечным исследованиям: с его помощью можно составлять рейтинги библиотек и выяснять причины популярности отдельных из них.

От методов сбора данных перейдем к новым методам анализа информации. Одним из таких методов является черно-белый анализ переменных, предложенный П. С. Ростовцевым [9]. Его суть заключается в поиске такого дихотомического разбиения значения переменных, чтобы четырехклеточная таблица сопряженности переменных была максимально контрастной. Метод был применен для анализа связи денежного душевого дохода и профессионального образования, связи места работы с оценкой изменений в материальном положении. Данный метод отличается ясностью и простотой результатов, но может скрыть мелкие нюансы взаимосвязи, поэтому автор рекомендует использовать его вместе с другими методами. Хотелось бы отметить следующие три метода, применяемые в социологии для выявления элиты [10], поскольку эти методы могут быть использованы в библиотечной практике. Это позиционный анализ, предполагающий, что формальные государственные институты представляют адекватную карту отношений к иерархии власти. Второй метод - репутационный анализ - используется для выявления людей, обладающих властью, с помощью опроса активных наблюдателей или участников политических событий. И наконец, анализ принятия решений, проводимый через идентификацию тех, кто реально их принимает. Наиболее простым яв-

ляется репутационный анализ, хотя при анализе результатов опроса нельзя забывать о субъективности оценок респондентов.

И.В. Бестужев-Лада [11] описывает методику долгосрочного упреждающего анализа данных в прогнозировании: строится дерево проблем и дерево решений и взвешивания последствий. После этого анализируются конкретные данные в упреждающем режиме в долгосрочном диапазоне. Данный метод может быть использован в любой науке, в том числе и в библиотечном деле для выявления и решения текущих и ожидаемых проблем, связанных с практической деятельностью.

Л. Ньюман [12] предложил несколько методов анализа качественных данных:

1. Поступательная аппроксимация - возобновляемые повторения при движении шаг за шагом к заключительному анализу.

2. Иллюстративный метод - использование эмпирических данных для подкрепления теории.

3. Аналитическое сравнение:

• метод согласия - установление, что случаи имеют общий результат, и поиск места общих причин;

• метод различия - сходные случаи сравниваются и улавливаются свойства, из-за которых один набор случаев сходен по результатам, а другой различается.

4. Анализ доменов - чтение заметок о данных и получение интегрированной темы в ходе их анализа.

Таким образом, в обзоре были представлены некоторые новые методы исследования, применяемые в социологии, на основе формализованного анализа статей за последние три года. Анализ позволяет сделать некоторые выводы о недостатках и перспективности взаимоиспользования методов исследования разными сферами деятельности. Несмотря на то что появляется много новых методов, некоторые из них часто являются модификацией или разновидностью традиционных социологических методов. Часть методов уже достаточно давно используется в исследованиях за рубежом, а в России лишь сейчас их начинают внедрять в исследовательскую практику. Кроме того, надо отметить, что больше всего появилось новых методов сбора информации, т.е. опросных методов. Очень перспективными являются метод фокус-групп и метод репертуарных решеток, которые дают большие возможности для исследователей. Большая часть названных методов может быть использована в библиотечной практике без изменений, а некоторые из них требуют адаптации.

Список литературы

1. Бутенко, И. А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социол. исслед. - 1997. - № 11. -С. 100-106.

2. Колбин, Г. А. Фокус-группы на предприятии / Г. А. Колбин, И. В. Фросина // Социол. исслед. - 1999. -№ 2. - С. 117-120.

3. Иванникова, О. В. Фокус-группы в исследовании восприятия политиков // Вестн. ун-та Рос. акад. образования. - 1999. - № 1. - С. 38-48.

4. Тарарухина, М. И. Техника репертуарных решеток Дж. Келли / М. И. Тарарухина, М. В. Ионцева // Социология: 4М. - 1997. - № 8. - С. 114-138.

5. Толстова, Ю. Н. Идеи моделирования, системного анализа, «качественной» социологии: возможность стыковки. (На примере метода репертуарных решеток) // Социология: 4М. - 1997. - № 8. - С. 66-85.

6. Крейденко, В. С. Новые исследовательские методы как важный показатель прогресса библиотековедения и резерв повышения эффективности НИР // Методы исследования в библиотечной теории и практике : сб. науч. тр. / под ред. В. С. Крейденко. - [Б.м.], 1991. - С. 84-99.

7. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС / Е. И. Головаха [и др.] // Социология: 4М. - 1998. -№ 10. - С. 45-72.

8. Ротман, Д. Г. Электоральные исследования: сущность и технология // Социол. исслед. - 1998. - № 9. -С. 63-68.

9. Ростовцев, П. С. Черно-белый анализ переменных // Социология: 4М. - 1998. - № 10. - С. 73-96.

10. Игнатов, В. Г. Политико-административная элита региона: Методология и методика исследования /

B. Г. Игнатов, А. В. Понеделков // Государственная и муниципальная служба. Методология, теория, технология, зарубежный опыт. - Ростов н/Д., 1997. -

C. 30-44.

11. Бестужев-Лада, И. В. Методика долгосрочного упреждающего анализа данных в технологическом прогнозировании // Социол. исслед. - 2000. - № 1. -С. 37-41.

12. Ньюман, Л. Анализ качественных данных // Социол. исслед. - 1998. - № 12. - С. 101-114.

Материал поступил в редакцию 25.12.2006 г.

Сведения об авторе: Михайлова К.Н. - студентка

ИТОГИ СИБИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГПНТБ СО РАН

• «Делопроизводство» (для работников архивов, канцелярий научных учреждений). Преподаватель: Мартынова Т.Н. - начальник архива СО РАН;

• «Фонд периодики в современной библиотеке». Преподаватель: канд. пед. наук Вихрева Г.М.;

• «Организация справочно-поискового аппарата». Преподаватель: Маркова А. А;

• «Индексирование документов с использованием вербальных информационнопоисковых языков». Преподаватели: канд. пед. наук Скарук Г.А., Жарикова Л.А.;

• «Подготовка библиографического описания по новым ГОСТам» (ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание; ГОСТ 7.80-2001. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов). Преподаватель: Мандринина Л. А.;

• «Организация работы с электронными ресурсами в библиотеке». Преподаватели: канд. пед. наук Редькина Н.С., канд. пед. наук Калюжная Т.А.;

• «Информационно-библиографическое обеспечение педагогического процесса». Преподаватель: канд. пед. наук Редькина Н.С.;

• «Организация технологической работы в библиотеке». Преподаватель: канд. пед. наук Редькина Н.С.;

• «Библиотечно-информационное обслуживание читателей». Преподаватели: канд. пед. наук Свирюкова В.Г., Перегоедова Н.В., Васильчик Л.Р., канд. пед. наук Подкорыто-

ва Н.И., канд. пед. наук Дергилева Т.В., канд. пед. наук Артемьева Е.Б.;

• «Реставрация документов на бумажных носителях». Преподаватели: сотрудники центра консервации документов Цвых С. В. и Какунова Н.А.

Артемьева Е.Б., зав. ОНИМР, руководитель Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.